суббота, 18 мая 2013 г.

Благодаря эфирным связям, существующим между умом и телом, скорость распространения мысли в мозгу превышает скорость света.


2.Чудеса
Пришествие Шри Сатьи Саи Бабы как Пурнааватара (полного Аватара) - самое величайшее из чудес любви нашей эпохи.
Саи - это дыхание любви, Саи - это Омкар 1 -: это проявление любви как Света, любви как Звука, любви как Блаженства и любви как Бога.
1 Мантра "Ом", согласно Ведам, изначальный звук проявленной Вселенной, означающий - Бог, Господь. "Омкар"- постоянное повторение мантры "Ом"
Чудеса Саи, проливающие свет на извечные ценности, отражают миссию Его жизни - вселенскую любовь и Его особенный путь и образ действий как Божества в человеческой форме. Они олицетворяют само существо Сат-Чит-Ананды (Бытия-Сознания-Блаженства). Они глубоко затрагивают человеческие сердца, просветляют умы. Они освящают человеческую руку для участия во всеобщей миссии Саи по преобразованию. Чудеса любви Саи утоляют жажду и заглушают голод отчаявшихся и обездоленных, внушают веру скептикам и придают решимости сомневающимся. Через Его слова, песни, жесты, материальные и нематериальные проявления, мгновенный отклик на молитву мы познаем Его милость, Его энергию, Его любовь, Его величие - как во сне, так и наяву. Он напоминает нам о единстве Творца и творения.
Пребывая среди людей, Ширди Баба исцелял больных, воскрешал мертвых и исправлял дурных и падших. Он избавлял своих преданных от невзгод, от груза грехов, от душевных и физических страданий. Он предотвращал эпидемии и, в случае необходимости, "укрощал" природные элементы, ослабляя их действие.
Многими путями Он проповедовал единство индуизма и ислама. Мусульманам он читал наизусть отрывки их Корана и "Фатийи". Индуистов Он учил мудрости Бхагавад Гиты и распевал для них "Рама-мантру". Его мечеть, в которой находился Нимбар (спец. место для выбрасывания неиспользованной ароматизированной пасты сандала) для молитвенных обрядов мусульман, называлась "Дваракамайи" (название мечети Ширди Саи. Значение слова "Dwarka" связано с местом, где двери всегда открыты для всех людей, вне зависимости от принадлежности к кастам и сословиям, чтобы уравновесить все четыре цели человеческого существования: Дхарма (праведного пути), Артха (богатство), Кама (исполнение желаний) и Мокша (освобождение), дополн. перевод.) - мечетью брахманов. Внутри нее всегда горел огонь, почитаемый как индуистами, так и парсами, и был разбит маленький сад из деревьев тулси, священных для брахманизма. Примечательно, что индуистский праздник Рамнавами и "сандаловое" шествие мусульман в Ширди отмечались одновременно. Кого бы Он ни осенял благословением, он неизменно взывал к "Аллаху Малику" - Единому Богу как всемогущему Владыке. Все Его действия были пронизаны глубоким философским смыслом.
Он безупречно владел санскритом и был посвящен в тайную мудрость Гиты. Однажды он поразил известного ученого (пандита), специалиста по Ведам, знанием скрытого смысла и мельчайших нюансов одного из стихов Гиты, развеяв, тем самым, его самомнение (Нагеш Васудев Гунаджи, Шри Саи Сатчарита, с. 206).
Он демонстрировал свою силу, когда в этом возникала необходимость, как правило, в ответ на нерушимую веру (парипурна Вишвасам) всецело преданных Ему учеников.
Бесчисленные свидетельства божественного Присутствия Шри Сатья Саи Бабы являют себя во всех уголках мира. Истина, на которой покоится Его чудо любви, остается непостижимой для всех наук, известных человеку. Среди этих свидетельств - материализация вибхути 1 (священного пепла), колец, ожерелий, кулонов, четок, лингамов, священных образов и символов, распятий и многого другого; появление вибхути, кум-кума 2 , амриты (нектар бессмертия, пища Богов) и т.д. на фотографиях, портретах и других изображениях божеств; божественные видения, сны 3 ; неоднократные появления в одно и то же время в разных местах, зачастую разделенных океаном; предотвращение серьезных несчастных случаев или мгновенное возникновение во "плоти и крови" с целью облегчения страданий; излечение физических и умственных расстройств и принятие "на себя" смертельных недугов и болезней преданных почитателей; воскрешение мертвых; мгновенный отклик на мольбу о помощи и предотвращение или сведение к минимуму суровых последствий стихийных бедствий; исправление и изменение злых и дурных людей, превращение воров, грабителей и беспечных "прожигателей" жизни в благоговейных почитателей СаиАватара.
1 "Вибхути" означает "сила, могущество, великолепие, слава, величие" - согласно словам Кришны в Бхагавад Гите, обращенным к Арджуне.
2 кум-кум - пигмент, для нанесения ритуальной точки на лбу и рисунков на кистях рук и стопах.
3 Энергия может передаваться человеку даже во сне, а также на расстоянии сотен тысяч миль. Время и пространство - не преграда для Свами (Баба, Послание, ноябрь 1995 г.)
Все эти чудеса случаются, когда Бог тронут искрой преданности и полным самоотречением, когда непоколебима вера и человек охвачен страстной жаждой обрести Его милость. Эти чудеса нужно просто пережить и испытать, не подвергая их анализу и рациональному объяснению, ибо они находятся вне пределов разума, научных сфер и "современной мудрости".
Баба советует не придавать слишком большого значения чудесам. Он говорит: "Вы называете это чудесами, но для Меня это лишь способ существования; вы не можете разгадать их тайну, но для Меня в них нет тайны - они часть той чудотворной силы, что изначально присуща Мне" (Сатьям, Шивам, Сундарам, часть 2, с. 241).
Баба говорит: "Моя отличительная черта - это любовь (према), а не создание материальных объектов и ниспослание здоровья и счастья по мановению руки. Вы склонны считать, что чудеса - это знак и доказательство божественности. Но истинный знак - это према, встречающая здесь вас всех, заставляющая Меня бросаться на помощь тем, кто страстно мечтает найти Бога, тем, кто столкнулся с испытаниями на своем пути к святыням. Наполните любовью каждый свой шаг. Не допускайте, чтобы кто-нибудь испытывал хоть малейшую боль от ваших мыслей, слов или поступков. Пусть это станет вашей садханой, ибо вы - это все. Вредя другим, вы вредите себе. Вы - это Саи, и все остальные - это тоже Саи" (Сатьям, Шивам, Сундарам, часть 3, с. 220-221).
В дальнейшем Он поясняет:
"Мои действия - это основа, на которой Я строю свою работу - ту, ради которой Я пришел. Только так вам следует относиться ко всем "чудесным" действиям, которые вы видите. Чтобы соорудить плотину, требуются самые различные материалы, иначе она будет недолговечна и не устоит под напором воды. Человек, во имя своего совершенствования, должен использовать все возможности, чтобы пришествие Аватара пошло ему во благо".
"Моя цель - утверждение праведности (дхармы). Моя задача - учить дхарме, распространять дхарму. Все то, что вы называете чудесами, - лишь средства достижения этой конечной цели".
"Сиддхи, или особые магические силы, присущи самой природе Аватара, и те вполне реальные и неисчезающие предметы, которые Я мгновенно создаю, призваны защитить вас и принести вам радость. Сохранение и разрушение подвластны лишь Всемогущему, и никому более" (Фрагменты из обращения Бабы к почитателям в День рождения 23 ноября 1968 года).
Всеобщее значение "чудес любви" Бабы трудно переоценить, и ниже приводятся примеры некоторых лил (божественных игр) Бабы:
(1) Баба неизменно присутствует в том месте и в то время, где произносится Его имя и почитается Его форма. Сам факт возникновения пепла, вибхути, на портретах Бабы в самых разных уголках страны указывает на ту тесную связь, что существует между Его формой и людьми, посвятившими Ему свои мысли, слова и дела.
(2) Бабе стоит лишь пожелать - и из Его руки потоком милости истекает вибхути - когда и где бы Он ни пожелал ("Вибхути - поистине Божье благословение и величайший из всех даров, которые можно заслужить. Он побуждает человека предать огню мирские желания и пепел этой жертвы возложить к Стопам Господа" - говорит Баба). Чудо вибхути, всегда доступное взору преданных, - уникальное свидетельство величия и славы Бабы.
Баба источает вибхути, кум-кум, амриту всех цветов и оттенков как со Своих портретов, так и с изображений других божеств, таких как Кришна, Рама, Муруган (эпитет Субраманьи - сына Шивы), Христос, являя тем самым знаки Своего появления и присутствия.
(3) Баба берет на себя смертельные людские недуги, чтобы спасти тех, кто уповает лишь на Господа. Он избавляет от мук несчастных и обездоленных, следуя высшему долгу божественной дхармы - защите преданных (бхактасам-ракшане). Своей бесконечной милостью Баба взял на Себя сопровождавшийся параличом инсульт и четыре следующих один за другим сердечных приступа, которые привели бы преданного Ему к полной неподвижности или даже к смерти. Однако самое главное, что выявил этот случай, - это раскрытие тайны о том, что Баба - воплощение Шивы и Шакти 2 .
2 Баба сказал: "Все эти годы Я скрывал от вас одну тайну, касающуюся Меня, но теперь пришло время, когда Я могу раскрыть ее вам. Сегодня - священный день. "Я - Шива-Шакти, - объявил Баба, - рожденный в готре (род, семья) дэвариши (божественного мудреца) Бхарадваджи, сына Брихаспати, согласно благословенному дару, ниспосланному этому святому Шивой и Шакти. Сам Шива родился в готре этого дэвариши в облике Саи Бабы из Ширди. Шива и Шакти воплотились во Мне в том же самом готре и, наконец, сама Шакти воплотится в "третьего" Саи в том же готре, в штате Майсур.
Эта болезнь предназначена Шакти - супруге Шивы - ибо она навлекла на себя гнев своего повелителя тем, что проявляла невнимание к мудрецу Бхарадвадже в течение восьми дней его пребывания в ее обители - на горе Кайласе. В результате непростительной оплошности Бхарадваджу поразил удар, но Шива опрыскал его живой водой и исцелил. Сегодня вы видите, как болезнь Шакти (левая половина) была исцелена Шивой (правой половиной) тем же самым способом. Спасенный бхакта, болезнь которого Я как бы "взял на себя" - это лишь непосредственная причина; изначальные же причины - это божий дар и закон воздаяния (Сатьям, Шивам, Сундарам, часть 2, с.88-89).
(4) Чудеса воскрешения из мертвых, совершаемые Бабой, также наполнены тайным смыслом и особым значением. Иногда он "задерживает" смерть, чтобы человек мог посвятить "лишние" несколько дней дальнейшему духовному совершенствованию. Например, дополнительный срок, дарованный Уолтеру Коуэну, не только избавил Элси, его жену, от печальной необходимости перевоза мертвого тела в Калифорнию, но и дал ему возможность исполнить пожелание Бабы: распространить и сохранить Его Евангелие Истины.
(5) Милость Бабы всегда "пропорциональна" убежденности, отзывчивости и самоотверженности преданных Ему. "Баба создал крест для пилота небольшого двухмоторного самолета, который доставил Его из Энтебби в лесной заповедник дикой природы Серенгетти в Восточной Африке. Находясь в лесу Бандипуры, Он сорвал два стебелька сухой травы, сложил их крест-накрест и, подув на них, превратил в деревянное распятие с серебряной фигуркой Христа, которое вручил доктору Хислопу. Для профессора Башируддина Он произвел серебряный медальон с вырезанным на нем именем Аллаха на арабском. В день мусульманского праздника Бакр Ид он показал группе арабских паломников огромное собрание их единоверцев, коленопреклоненных перед Каабой - святыней Единого Бога в Аравии. Он просто раскрыл ладонь у них перед глазами, и на ней, как на экране, они увидели священное действо" (Сатьям, Шивам, Сундарам, часть 4, с. 86).
(6) Очевидцы рассказывают об одном европейце, первый раз посетившем Прашанти Нилаям. Баба захотел испытать его с помощью Своих божественных сил. Во время даршана Баба остановился рядом с ним и спросил: "Чего ты хочешь?" Европеец попросил швейцарские часы определенной фирмы. Господь поднял руку вверх, и в тот же момент появились часы с прилагаемой гарантийной квитанцией. Проситель был ошеломлен, но, чтобы полностью избавиться от сомнений, без промедления вылетел в Швейцарию и нашел магазин по адресу, указанному в квитанции. Владелец салона сказал ему: "Да, действительно, три дня назад некий человек в длинных одеждах и с пышной шевелюрой купил у нас эти часы". Более всего обладателя часов поразил тот факт, что время, указанное продавцом, совпадало с тем моментом, когда Баба вручил ему часы в Прашанти Нилаяме (Анил Кумар Малхотра, Чудесные Лилы Бхагавана Сатья Саи Бабы, с.5).
(7) Удивительная лила (игра) была явлена в 1993 году в период между Дассерой и Дивали (религиозные праздники, отмечаемые в сентябре-октябре). Баба пригласил на интервью группу преданных Ему из Австралии. В ней было 11 человек, и один из них беспрестанно лил слезы. Когда Баба спросил о причине, тот ответил, что его жену внезапно поразил тяжкий недуг, и он вне себя от страха и беспокойства. Пребывая в любви и щедрости своей божественной игры, Баба решительно осведомился: "Так ты хочешь немедленно перенестись к своей жене?" Ответ был утвердительным, и тогда Баба применил уникальный способ транспортировки из Индии в Австралию. Он три раза постучал кулаком по ближайшей стене, и в тот же миг рыдающий последователь увидел на ней живую картину Австралии. Баба ударил в четвертый раз, и на стене возник город, где жил австралиец. После пятого удара вместо города появился его собственный дом. Баба спросил пребывающего в печали паломника: "Это твой дом?" "Да, мой", - ответил тот. "Тогда иди к своей жене!" - сказал Баба, - и австралиец вошел в свой дом и бросился к постели больной жены. В конце интервью из комнаты вышло только 10 человек - одиннадцатый исчез! Узнавшие о случившемся были несказанно удивлены, и у многих возникли сомнения, в самом ли деле одиннадцатый член группы мгновенно очутился у себя на родине. Однако современные средства связи позволили установить, что в тот самый момент, когда в Прашанти Нилаяме, в Путтапарти Баба велел встревоженному австралийцу войти в свой дом, - в тот же момент этот человек переступил порог своего дома в Австралии. Легко представить, как были поражены люди при мысли о том, что человек, сидящий в комнате для интервью, совершил мгновенное путешествие длиной в 10 тысяч миль! Даже те, кто верит в чудеса божественной игры Всемогущего Господа, недоумевали, можно ли объяснить подобное какими-либо средствами, доступными человеческому пониманию (Чудесные лилы Бхагавана Сатья Саи Бабы, с.21).
(8) Во время рождественской беседы 25 декабря 1996 года Баба произвел маленькую книжечку - копию книжки, изданной в Британской империи около 153 г. н.э., содержащую все собранные к тому времени сведения о Христе. Эта книга хранилась в одной из христианских святынь, на берегу Черного моря, в Армении. Обычным круговым движением руки Баба извлек из "воздуха" крошечную книжечку и показал ее всем присутствующим. Он сказал: "Вот эта книга. Вы видите крест на обложке. Предназначение ее - раскрыть то общее, что объединяет все религии. То, что содержится в этой книге, вы не найдете даже в Библии. Вся жизнь Христа предстает в ней совершенно в новом свете" (Санатана Сарати, январь 1997 г., с.2).
(9) Баба провозгласил, что Он творит чудеса, чтобы показать людям, насколько божественная сила превышает все человеческие возможности и потому должна внушать благоговейный трепет. Однажды, когда Бхагаван описывал великолепие свадьбы Ситы и Рамы, в Его руке возник шедевр ювелирного искусства - мангала-сутра (свадебное ожерелье)Ситы, сделанная царем Джанакой. В другой раз, рассказывая о подвигах Ханумана, посланного Шри Рамой на остров Ланку на поиски Ситы, Бхагаван взмахнул рукой и показал всем сверкающее кольцо - то самое, что Рама надел на палец Хануману и, увидев которое, Сита убедилась, что перед ней - истинный посланник ее Господина. Был случай, когда Свами перенес в этот мир драгоценное украшение невиданной красоты, подаренное когда-то Кришной своей сестре Субхадре по случаю ее свадьбы с Арджуной. Когда Свами рассказывал в Своей беседе о юном Сиддхартхе - о том, кому суждено было стать Гаутамой Буддой, в Его ладони возникло обручальное кольцо царевича. Часто бывает, что люди с больным позвоночником, годами прикованные к инвалидной коляске, встают и идут, стоит только Свами прикоснуться к ним и благословить их. Несколько лет назад, во время божественной беседы в бриндаванском отделении Университета, посвященной истинным признакам "духовного сердца", Свами создал блистающий золотой лингам, объявив его "Хираньягарбхой", "Золотым яйцом" - вместилищем Вселенной, в котором заключено все, что когда-либо было или будет. Экстаз, охвативший зрителей при виде этого чуда, не знал себе равных (Уникальность Свами и Его учения, предисловие, С. Сампатх, с. 12-13).
(10) Во время путешествия из Прашанти Нилаяма в Бриндаван, утром 8 декабря 1973 года, Баба к полному восторгу сопровождавших Его почитателей сотворил "лунное зеркало". Он взял небольшое яблоко и, держа его между большим и указательным пальцами, подставил лучам утреннего солнца и сказал: "Это Луна". На мгновение Он спрятал плод в кулаке, а когда пальцы разомкнулись, все увидели, что яблоко исчезло, а вместо него на ладони лежит необыкновенный предмет. Это был полупрозрачный диск с тонкими краями, плавно утолщавшийся к центру. Он сиял ослепительным отраженным светом. Держа диск против солнца, Баба сказал, что это - миниатюрная луна, состоящая из лунной породы. Одна сторона просвечивающего диска отражала светлую, а другая - темную сторону луны. Более тусклые с неясными очертаниями участки диска соответствовали обширным поверхностям лунного пейзажа, а яркие крапинки и точки - отражениям от высоких пиков и горных хребтов. Баба заверил всех, что минеральная структура светящихся участков диска не отличается от лунных пород, и те же самые минералы составляют лунное вещество. Он поднял диск к солнцу, и вся его окружность вспыхнула ярчайшим золотым ореолом. Баба воскликнул : "Смотрите, солнце восходит!" Через некоторое время Он зажал диск в руке, и вместо него на ладони вновь появилось прежнее маленькое яблоко (Джон С. Хислоп, Мой Баба и я, с.25-27).
Вторая часть этой книги содержит более подробное описание чудесных игр (лил) Бабы. Это: 1) возвращение мусульманам священных Пиров 1 ; 2) воссоздание распятий и рождение лингама; 3) исправление дурных и порочных людей и обращение их к духовности; 4) помощь тем, кто по природе благороден и добр, но попал под влияние дурной компании; 5) примеры беззаветной любви и преданности; 6) принятие тяжелых недугов для спасения искренних почитателей; 7) воскрешение мертвых; 8) оказание особой милости; 9) живой идеал.
1 скульптуры для проведения мусульманских ритуалов в форме руки

3. Ориентация жизни в соответствии с истинными ценностями
Человеческие ценности непосредственно связаны с миссией Саи по преобразованию. Это Истина (сатья); праведность (дхарма), умиротворение (шанти), любовь (према) и ненасилие (ахимса). Эти ценности представляют собой изначальную суть Вед, открытую и описанную провидцами, мудрецами и святыми всех народов и времен. Они несут свет знания о подлинной природе человека (джняну), утверждают постижение самого себя (Атмаджняну) и озаряют Высшей мудростью (Брахмаджняной), чтобы каждый человек и весь род людской пришли к осознанию высшей цели - реализации. Их нужно не только изучить, понять и осмыслить, но принять их всем существом и следовать им в земной повседневной жизни.
Сатья (истина)
Истина - это вечная суть первичной реальности, это свойство, лежащее в основе творения, это первозданная природа человека. Она не ограничена пределами времени в его трех ипостасях - прошлом, настоящем и будущем и не подвержена изменениям во всех трех мирах - материальном, нематериальном и духовном.
На уровне человеческой морали истина, сатья, подразумевает выявление подлинной сути и причины вещей и поступков, правдивость, верность своим словам и обещаниям.
По существу, сатья - это основополагающий жизненный принцип: божественное начало, пронизывающее все творение, Экам Сарвабхута Антара Атма - "Единая божественность, присущая всему мирозданию". Опыт ее постижения, созвучный биению сердца, дыханию легких и голосу совести, возможен только изнутри. Поэтому Баба и говорит, что опыт - величайший учитель истины, и совершенство в истине может быть достигнуто только через слияние с жизнью идеалов правды, праведного поведения, мира, ненасилия и любви.
Человек обладает врожденной интуицией, или способностью отличать добро от зла. В благоприятных условиях он применяет этот дар, основываясь на своей истинной природе - Сат-Чит-Ананде(Истина-Знание-Блаженство). Но в критических ситуациях, одержимый страхом или сознанием вины, он сбивается с верного пути и, нимало не заботясь об истине, действует по своему усмотрению прямо противоположно тому, что велит ему совесть, оказываясь затем лицом к лицу с последствиями. При этом, однако, в глубине души он знает, что в конце концов правда восторжествует.
Помимо всего прочего, в жизни нередко складываются ситуации, когда человек поставлен перед проблемой выбора: считать ли истиной писаный закон, устоявшийся обычай или неоспоримый факт. Именно поэтому Махатма Ганди провозглашал, что "истина - это Бог" и разъяснял, что эта истина исходит от внутреннего голоса, голоса человеческой совести.
Об этом же писал Шекспир:
Всего превыше: истина в тебе самом.
Ты следуй ей - как ночь за днем.
Тогда любому не солжешь ни в чем.
Итак, изречение Сатьям Вада (говори правду) означает приобщение к трансцендентной истине, которая есть вечная Истина, неизменная во все времена, - говорит Баба. Это искренние слова, идущие из глубины души, это сокровенный голос совести.
Урок: следуй своей совести, и Господь пребудет с тобой.
Дхарма (праведность)
Дхарма - это внутренняя культура, или верность долгу, и цель ее - как процветание всех окружающих, так и собственное благополучие. Такое служение, где нет места личным интересам и ожиданию похвал и выгод, открывает человеку путь к источнику внутреннего покоя и радости, не говоря уже о том, что согласно естественному закону природы и духовному божественному закону семена бескорыстного служения - залог щедрых плодов милости Всевышнего, - на это особо указывает Баба. Бог - воплощение дхармы. Он всегда заботится о дхарме. Он - основатель дхармы. Он - сама дхарма, утверждает Баба.
Дхарма - это свет жизни, рассеивающий тьму внутреннюю и внешнюю, дарующий вечное блаженство и счастье. Дхарма - основа процветания человечества, это нерушимая истина во все времена. Если дхарма "ослабевает" и перестает управлять человеческой жизнью, весь мир погружается в отчаяние и страх, и его сотрясают лихорадки революций. Когда человеческие отношения не озаряются сиянием дхармы, весь мир скрывается под мрачным покровом скорби. Поэтому долг человека - всегда и всюду склоняться в почтении перед Дхарма Нараяной - олицетворением дхармы, - так говорит Баба.
Он поясняет, что дхарма не сводится лишь к раздаче милостыни и предоставлению крова странникам и нищим. Все, что делается с чувством полной самоотдачи и посвящается Богу, является частицей дхармы и ведет к внутренней реализации. Баба продолжает, что "дхармический путь жизни" - это стремление превратить каждый миг, каждое слово, каждую мысль и каждое движение в священный шаг, приближающий человека к достижению своего истинного "Я" - скрытой в нем божественности.
Баба дает нам совет:
"Если в своих повседневных трудах и заботах вы обращаете реальные ценности вечной дхармы в действия, полные любви, - это значит, что вы исполняете свой долг по отношению к своей внутренней сущности, Атмадхарме. Стройте свою жизнь на духовной основе, и успех вам обеспечен. Наша Веданта, наши духовные Шастры, наша дхарма призывают всех людей жить и действовать подобно богам, а не рабам. Тогда весь ваш труд из камьякармы (труд, нацеленный на получение плодов) превратится в дхармакарму (труд, основанный на долге и праведности) (Послание, 19 января 1997 г.).
Таким образом, дхарма - это этические и нравственные нормы, основанные на бескорыстном служении, жизненно необходимые человеку как частице общества, страны и мира, охранять которые - его священный долг во имя собственного и всеобщего благополучия. Именно верность пути дхармы, проявляясь в форме космического Закона, заставляет Солнце и Луну вращаться по своим неизменным орбитам и исполнять свой долг перед всей вселенной. Именно зов дхармы побуждает все божественные силы действовать в соответствии с высшим законом и долгом. Так пусть же древний завет "Дхармам чара" - "поступай по справедливости" станет золотой нитью, украшающей дела и мысли всех детей творения.
Урок: делай другим то, что ты просишь Бога сделать тебе.
Шанти (мир)
Мир - это "здоровый дух в здоровом теле" при полном осознании "братства людей как сынов Божьих". На одном из уровней - это равновесное состояние ума, не подверженное воздействию временных радостей и невзгод, удач и разочарований. На более высоком уровне - это внутреннее ощущение блаженства, то есть "осуществление" или Богореализация. Таковы богатейшие плоды жизни, взращенной на поле духовной практики (садханы).
Баба говорит: "Если вы хотите обрести умиротворение (шанти), постарайтесь вести жизнь, созвучную вашему устремлению. Можно ли желать мира, спокойствия и счастья, следуя путем неправедности (адхармы) и склоняясь ко злу и бесчестию? Это напрасные надежды. Если вы надкусываете плод манго, ожидаете ли вы ощутить вкус банана? Каково действие (карма), таков будет и его плод".
Пользуясь другой аналогией, Баба говорит об этом так: "Высота "лестницы", на которую вам предстоит взобраться, должна превосходить высоту баррикады, преграждающей путь к миру, и составленной из неуклонного роста демонических инстинктов в человеке, деградации человеческих качеств и усиления жестокости и ненависти".
Урок: Будьте в мире с самим собой, и тогда весь мир вокруг пребудет в мире.
Према (любовь)
Любовь - это нежная красота тела, разума и души. Любовь тела - это страсть, любовь разума - это сочувствие, любовь души - это блаженство.
Человеческая любовь принимает мириады форм, проявляясь, например, в чувстве между матерью и ребенком (материнская любовь), между мужем и женой (моха - страстное влечение), между родными и близкими (анурага - нежная привязанность). Такая любовь питается родственной близостью, симпатией, влюбленностью и даже вожделением. Она основана на эгоизме, жажде взаимности, ожидании благодарности или чувстве долга.
Божественная любовь - это чистая любовь (бхакти - преданность), она выражает единство со Всевышним - олицетворением любви. Она отдает и прощает, проникнутая духом жертвенности. Только такая любовь - полностью отрешенная от личного "я" и всецело устремленная к Богу - священна. Вот то главное, к чему мы пришли: Бог - это любовь и любовь - это Бог.
Баба так описывает различные уровни любви:
"Первый - самый лучший и высокий (уттама). Находящиеся на этом уровне люди имеют полную и неизменную веру в то, что Бог как воплощение вечного блаженства пребывает во всех живых существах. Они проникнуты чувством, что Ишвара присутствует везде и во всем в форме любви. Мироощущение таких людей выражается изречением Вед "Адвешта Сарвабутанам"("освобождение для всех живых существ от плохих чувств"): в каждом создании они видят только любовь и ничего, кроме любви. Люди, исполненные такой высшей любови, постоянно пребывают в блаженстве.
Те, кто находится на втором уровне, заботятся лишь о личном благополучии, и главное для них, чтобы в их собственной семье царил покой и достаток, и их родные и близкие были довольны и счастливы. Другие люди с их добродетелями и пороками мало их волнуют. Таких людей среднего уровня можно назвать мадхьяма - обычными или посредственными.
Есть и другие, стоящие на самом низком уровне любви (адхама). Они не радуются, видя других счастливыми, ибо испытывают зависть к чужому счастью. Они вечно выискивают недостатки в других и осуждают их. Они не выносят, когда другие счастливы, и губят тем самым в себе все ростки любви. Если кому-то улыбнулась удача, их мучает зависть, подобно тому, как ворона завидует чудесной песне соловья. Они насмехаются над хорошими людьми, как вороны, высмеивающие лебедя" (Сатья Саи говорит, т. 15, с. 220-221).
Баба призывает людей растить в себе принцип любви как высочайшее из человеческих достоинств, соединяя его с каждым мигом жизни, что особенно важно в наше жестокое время, полное ненависти и насилия. Эта любовь должна находить выражение во всех помыслах и делах - тогда придет опыт блаженства любви и воцарится истинная человечность.
Примечательны слова Бабы о том, что даже животные нуждаются в любви. Они не только обладают потребностью в любви, но сами выказывают ее человеку. В этом проявляется родство человека и животных. Утверждая, что единственная цель человеческого бытия - это расти в любви, расцветать в любви и слиться с Богом, который есть Любовь, и что лучший путь к этому - служение, Баба провозглашает:
"Я есть воплощение любви. Любовь - Мое орудие. Моя весть - Любовь (према). Вся Моя деятельность - Любовь. Мой способ жизни - Любовь. Любовь - самое драгоценное, что может вместить в себя человек" (Санатана Сарати, август 1992, с.196).
"Для того из века в век и нисходят к людям Аватары, чтобы проповедовать идеал божественной любви", - говорит Баба. Всю святость любви Баба выразил словами, полными яркости и силы:
"Истина (сатья) - это любовь в форме мысли. Праведность (дхарма) - это любовь в действии. Мир (шанти), - это внутреннее чувство любви. Любовь (према) - это осознание единства всего сущего, которое выражается в глубоком, проникновенном чувстве, не знающем границ и условий и слитым с даром бескорыстно отдавать и прощать". (Послание, 18 ноября 1996 г.).
Он призывает нас: "Заполните сердце чистой любовью. Путь любви - единственная царская дорога к Богу, который есть сама любовь. Мы должны быть твердо убеждены в том, что все есть Бог: тот, кто совершает, то, что совершается, и сам процесс свершения. Поэтому учитесь давать, а не брать, учитесь служить, а не властвовать" (Послание, 19 ноября 1996 г.).
Урок: Завоевывайте сердца людей любовью, как завоевываете любовью милость Свами.
Ахимса (ненасилие)
Ахимса, или ненасилие, согласно Святым писаниям (Шрути) - первый из восьми "цветков" (добродетелей), которые жители Бхараты (Индии) издревле предлагали Стопам Господа, выражая свое поклонение и надеясь на Его милость. Остальные цветы - это поведение, основанное на контроле над чувствами (дхарма), сострадание ко всем живым существам (дайя), внутренний покой (шанти), медитация (дхьяна), терпимость (кшама), истина (сатья), любовь ко всему сущему (према).
Говоря о том, насколько важнее подносить к Стопам Господа добрые качества, нежели дары природы, Баба раскрывает внутренний смысл ненасилия (ахимсы). Гораздо важнее жертвовать Богу не цветы, плоды и воду из Ганги, то есть все то, что создано Его же божественной волейб (санкальпой), а добрые светлые качества, которые человек взрастил в себе сам ценою собственных усилий и глубокой медитации, рождающей благие помыслы.
Проясняя суть "цветка ахимсы", Баба говорит: "Истинный смысл ахимсы - непричинение вреда и обиды ни единому живому существу ни мыслью, ни словом, ни действием. Очищение и совершенствование мыслей, слов и поступков и их гармоничное слияние на духовном языке носит название Тройной путь (Трипути). "Цветок ахимсы" описан как "Тригунам 1 , Трипути 2 , Экабилвам 3 ": все три его части, гармонично сливаясь друг с другом, образуют единый цветок" (Сатья Саи говорит, т. 15, с. 48).
1 Три гуны: сатва - чистота, покой, благость; раджас- активность, страсть; тамас - пассивность, инертность.
2 Трипути - три пути, ведущие к очищению мыслей, слов и деяний.
3 Экабилвам - лепесток растения билвы для жертвенного приношения Господу Шиве
Отмечая, что все проблемы порождены эгоистическим чувством "я" и "мое", Баба задает вопрос:
"Какова причина упадка лучших свойств человеческой личности и роста насилия и ненависти? По сравнению с прошлым, наша эпоха отмечена явным увеличением дурных качеств, злонамеренных действий и непомерной жестокостью. Как еще можно объяснить тот факт, что в течение 5000 лет запечатленной истории человечества на земле вспыхнуло 15000 войн? Даже сейчас человек не избавился от страха войны. Каждая из этих войн уносила с собою частицу человечности и сводила на нет уважение к человеческому достоинству.
При выяснении причины этого обнаруживается, что накопление зла в мире связано с явным преобладанием животных инстинктов в человеке. Поэтому необходимо принести в жертву эгоизм, возложив его на алтарь совести, а Аришадваргу - шестиглавого зверя желаний, гнева, жадности, невежества, гордыни и ненависти - укротить нежным, всеисцеляющим прикосновением ненасилия (ахимсы).
Человеку нужно воспитывать в себе ненасилие, во-первых, как мощное противоядие от собственной жестокости, а во-вторых, заботясь о защите основных интересов всего человечества."
В процессе освободительного движения и в стремлении человека к независимости от господства иноземцев именно принцип ненасилия продемонстрировал заложенную в нем силу вселенского закона (дхармы). Но несмотря на это, человечество не избавилось как от страха перед ядерной войной, так и от хронической нищеты, глубокого невежества, страшных болезней, лишений и бедствий, религиозного фанатизма и фундаментализма, массовой торговли наркотиками, терроризма и неуклонного разрушения человеческих ценностей.
Практика ненасилия поможет человеку постепенно накопить заряд, который усилит его духовное оружие в борьбе против низменных и аморальных влечений".
Урок: никому не вредите и никогда не сейте вражду.
"Все эти ценности, воспринятые на уровне земного бытия, призваны возвысить человеческую жизнь и превратить каждый ее шаг в свидетельство величайшей из истин - истины о Боге, пронизывающем все творение. Один-единственный человек, но полностью преображенный, способен произвести огромную трансформацию в мире. Такая обновленная личность может творить чудеса и изменять сотни тысяч человеческих жизней. Все вечные ценности - это сам Бог. Истина - это Бог, праведность - это Бог, ненасилие - это Бог. А путь любви - это единственная дорога к Богу, который есть Любовь и ничто, кроме Любви." (Саи Баба, Послание, 17 ноября, 1996 г.).
Итак, помните: понимание и осознание человеческих ценностей - это царская дорога к высшей истине - истине о Боге, пребывающем во всех живых существах. Поскольку человеку необходимо глубоко проникнуться этими ценностями и прочно вплести их в каждодневный опыт, 1996-2000 годы объявлены последователями Саи Бабы годами "торжества человеческих ценностей" в рамках Всемирной организации Шри Сатья Саи: (1996 - год истины, 1997 - год праведного поведения, 1998 - год мира, 1999 - год ненасилия, 2000 - год любви).
Баба говорит в Своем Послании:
"В течение этих пяти лет все преданные Саи во всем мире должны осмыслить и воплотить в каждодневный опыт каждую из этих ценностей, чтобы оба поколения - нынешнее и новое, молодое - удостоились божественного права вступить в XXI век яркими светочами миссии любви Свами".
"Только после того, как будет осознана и слита с жизнью "ценность истины", можно насладиться опытом праведного поведения, а после этого - постичь ценность мира и ненасилия, чтобы в последующие годы следовать завету любви".
"Приложите все усилия, чтобы наполнить сердца любовью. Долг каждого из преданных Свами - запечатлеть Его весть в своем сердце. Если вы хотите, чтобы Бог исполнял ваши желания, позаботьтесь о том, чтобы ваши мысли, слова и дела были добрыми. Знак истинной преданности - полное совершенное преображение, и именно к такому изменению вы должны стремиться. Заполните сердце чистой любовью. Путь любви - единственный путь к Богу, ибо Бог - это сама любовь. Две вещи подлежат забвению: зло, что причинили вам другие, и добро, что совершили вы для других. Смотрите на мир глазами любви, слушайте ушами любви, наполните любовью каждый нерв".
"Воплощение в жизнь пяти ценностей Саи - величайшая возможность для преданных Свами добиться Его благоволения" (Послание от 30 октября 1996 г.).
4.Гармония Головы, Сердца и Рук
Миссия Саи по преобразованию посредством любви основана на истине, что само существование и прогресс человечества возможны только при достижении гармонии Головы, Сердца и Рук. Такая гармония требует воспетой в Гите "истины в действии", то есть единства мысли, слова и дела. Это единство - отличительный знак человеческого существа, чья божественная природа проявляется в каждом миге его обычной повседневной жизни.
Необходимость такого подхода проистекает из того печального факта, что под напором внешних материалистических сил человек принизил свое достоинство и свою природу, потакая своим слабостям и безрассудству. Нравственность не имеет цены; долг искажается и извращенно толкуется; правдивость пришла в упадок; любовь иссякает, а умиротворение превращается в мираж. Мир сотрясается от кризисов и страха, и все человечество, окутанное мрачной пеленой отчаяния, стоит на краю пропасти.
Человеку необходимо возвратиться к своим подлинным истокам, пробудиться к осознанию своей подлинной силы и обрести вдохновение для исполнения высокого долга и благородных задач.
Истинная роль каждого из трех компонентов может быть познана в их согласованном действии и при глубоком осмыслении и соединении идеалов, провозглашенных Бабой.
Принцип единства головы, сердца и рук помогает человеку выявить великую силу, скрытую в его уме, и в полной мере использовать созидательную энергию миллионов мозговых клеток, пребывающих в инертности и бездействии.
Баба говорит, что когда деятельность клеток направлена к благим и полезным целям, они становятся более активны и приводят человека к величайшим и удивительным достижениям, зачастую граничащим с "чудом". Баба упоминает Эйнштейна, который в процессе своего научного поиска заставлял работать свое "серое вещество" на благо всему человечеству и совершал великие открытия.
Человеческий ум - величайшее из чудес света. Милостью Бабы нам может открыться доступ к "всемирному разуму", и мы сможем черпать в нем ментальные силы для новых идей, новых открытий и для поиска новых путей к гармонии головы, сердца и рук.
Благодаря эфирным связям, существующим между умом и телом, скорость распространения мысли в мозгу превышает скорость света. Поэтому, по утверждению Бабы, истинный духовный искатель (садхак), обретает трансцендентальное знание, которое творит чудеса не только на индивидуальном, но и на всемирном уровне. Как на прекрасный пример подобного явления Баба указывает на опыт Вивекананды.
В присутствии Бабы возникает мощное космическое излучение, и преданные Саи получают безграничную энергию Его сверхсознания. Возвращаясь к своей повседневной деятельности, они становятся добрыми гражданами, хорошими работниками, честными работодателями и истинно верующими людьми. Но основная суть в том, что они и впредь будут изменяться, побуждаемые Бабой как внутренним стимулом, высшим ориентиром и высшим исполнителем.
Баба провозглашает, что цель Его воплощения в человеческом облике - поселить в людских сердцах жажду истины; нежной и любящей рукой направить человека на путь истины и помочь ему достичь этой истины, благословив в конце пути даром просветления.
"Не расставайтесь с чувством, - говорит Свами, - что Я всегда с вами, во всяком человеческом создании". Баба изливает свою любовь на всех, и к каждому относится как к Самому Себе. Если ваш отклик на любовь Свами исходит из самых глубин сердца, то любовь Свами, гармонично сливаясь с вашей любовью, возродит и преобразует вас. Баба взывает к Своим преданным, чтобы они уяснили для себя истину: Он исцеляет разбитые сердца, скорбные головы, извращенный ум, нерешительный характер и воскрешает увядающую веру.
По Его образному выражению,
"Свами восстанавливает ум, сердце и руки таким образом, что после этого полного исправления и "капитального ремонта" преданные почитатели готовы к переливанию свежей крови - крови любви, готовы принять живительные "уколы" - добрые действия и дышать чистым кислородом гармонии головы, сердца и рук. Такова работа мастерской Свами. Как и во всякой мастерской, зачастую "изделия" Свами подвергаются ударам молота, неоднократно шлифуются и полируются - для того чтобы пробудить в людях Сознание, раскрыть их таланты и способности и вдохнуть в них энтузиазм, рожденный божественным гуманизмом".
 
"Свами не делает всего этого даром, без надежды на вознаграждение. Наоборот, плата, которую Он требует за свой труд, чрезвычайно высока, и это:
- преодоление "эго";
- избавление от ненависти и воспитание добрых чувств;
- искренняя потребность в бескорыстном служении;
- жертвование средств, идущих на увеселения, предметы роскоши и спиртные напитки на служение Богу (Нараяне) и на другие полезные действия.
Вы видите, что Свами тоже эгоистичен в соблюдении законов Своего "бизнеса": учит бескорыстию, а Сам проявляет личную заинтересованность. Для Моих преданных это может показаться странным, но Аватары вынуждены вести себя подобным образом и следовать законам, предписанным Аватару" (Послание, 13 октября 1996 г.).
Свами добавляет, что, избрав в качестве своих божественных инструментов людские головы, руки и сердца, Он постепенно изменяет их, придавая им новую форму, и в процессе этой медленной, но неуклонной "перековки" орудия становятся все более "пригодными" для совершения божественных действий.
Вера - это великая сила, создающая уверенность, просветляющая душу и облагораживающая мысли. В чистом уме рождаются правильные мысли, и они руководят всеми частями тела и нервами, сообщая им правильные действия.
"Индивидуум, достигший гармонии головы, сердца и рук, преподносит к Стопам Господа прекрасные цветы: сострадание ко всем живущим, правду, медитацию, спокойствие, смирение, преданность, контроль над чувствами и ненасилие", - говорит Баба.
Баба ясно объясняет, в чем суть принципа единства головы, сердца и рук:
"Все человеческие действия, включая обретение знаний и богатства, берут свое начало в голове, которая занята исследованием земных явлений и внешних объектов. Все эти явления подвержены изменениям. Сердце, которое следит за тем, что творится в голове, производит анализ и проверку мыслей, и они, таким образом, просеиваются и фильтруются. В дальнейшем взаимодействие головы и сердца, ведущее к действию, продолжается, причем голове отводится роль педантичного диспетчера, уточняющего детали: время, место, само действие и способ его исполнения (модус операнди). У человека богобоязненного божественность постоянно руководит работой головы и сердца с помощью подсознательных импульсов. Качества, исконно присущие духовному сердцу, неизменны: это правдивость, сострадание, любовь, терпение, отзывчивость и жертвенность".
"Проявление работы ума и сердца, будучи невидимыми, играют, тем не менее, решающую роль в человеческой жизни. Однако дела рук, которые непосредственно участвуют в действии, повинуясь указаниям головы и сердца, как правило, видны и подлежат оценке окружающим миром".
"Необходимо четкое согласование между головой, сердцем и рукой, - подобно триединству Брахмы, Вишну и Махешвары. И в том случае, если вы всецело доверяете Свами, Он направляет, вдохновляет, пробуждает вас, помогает вам и взамен требует от вас правильных действий. Брахма, Вишну и Махешвара присутствуют в каждом человеческом существе, но, не сознавая этого, человек считает себя маленьким обособленным индивидуумом, и продолжает есть, спать, трудиться, осуждать, предаваться наслаждениям, оставаясь при этом вдали от самого себя и ни на шаг не приближаясь к пробуждению и самореализации".
"Поэтому помните: необходимо очищать голову добрыми мыслями, сердце - щедростью и самоотречением, а руки - служением во имя счастья всего человечества" (Послание, 24 января 1995 г.).
Для того чтобы согласие между головой, сердцем и руками дало желаемые результаты, Баба предлагает следующие правила:
а) Голова
1) Установите господство над умом (головой), контролируйте свое поведение, будьте прямодушны и чистосердечны, и вы сможете снискать милость Господа.
2) Следите за чистотой своих эмоций, страстей, импульсов, взглядов, чтобы возвысить свой ум и свою душу.
3) Посвятите Богу все свои мысли и устремления, всецело предайте себя Воле Божьей, и в вашей голове воцарится божественная чистота
4) Пользуйтесь головой в полную силу своих созидательных и творческих возможностей, способностей, отваги и уверенности, и вы обнаружите, что голова дает вам все больше и больше энергии и жизнестойкости и становится богатейшим источником активности для всего тела - и тогда ваше тело расцветет и засияет. Сама голова в таком случае будет работать лучше и быстрее самого превосходного компьютера, какой только может изобрести человек.
5) Используйте голову, чтобы победить свое эго, ибо "эго" - это ваш величайший враг и тяжкое бремя на пути духовного прогресса.
6) Никогда не расставайтесь с мыслью, что Свами - Творец, Хранитель и Разрушитель.
б) Сердце
(1) Будьте чисты сердцем, следите за чистотой помыслов, чувств, эмоций, речи, направляйте всю силу на благородные импульсы. Тогда вы не поддадитесь никакой панике и никто не нарушит вашего спокойствия.
(2) Сердца преданных Свами - Его дом. Пусть ваши сердца будут чистыми и светлыми, как храм, и тогда Свами поселится там и станет вашим поводырем, дающим мгновенные советы и импульсы к действию.
(3) Ваше сердце должно быть прозрачно, как сосуд с духовным светом внутри, озаряющим весь мир.
(4) Берегите в своем сердце чувство близости к Свами и вы будете вознаграждены. Тогда и вам достанется часть высшей любви, и сердце наполнится божественным нектаром.
(5) Освящайте свое время, воспевая Божье Имя, освящайте свою жизнь, вознося хвалу Славе Божьей. Стремитесь к тому, чтобы ваше чистое сердце дарило счастье всему человечеству
(6) Сердца должны быть полны любви, а руки заняты служением. Поэтому и повторяет Свами: любите всех, служите всем.
(7) Любовь - источник умиротворения, умиротворение питает корни истины, истина дарует блаженство, а блаженство есть Бог. Любите Бога всем вашим существом, всем сердцем, всей душой, всеми силами разума.
в) Руки
(1) Настоящее преобразование головы и сердца необходимо человечеству для того чтобы руки выполняли благородные задачи. У человека на руках 10 пальцев, и эти пальцы символизируют самоконтроль, самосознание, самостоятельность, побуждение самого себя к действию, саморегуляцию, заботу о самом себе, оценку собственных действий - хороших или дурных, самоанализ с целью поощрения себя или наложения на себя ограничений и обязательств - и все это необходимо всякий раз, когда преданные Свами встречаются и собираются совершить нечто доброе и полезное.
(2) Используйте руки для служения, ибо существо, не способное к служению, нельзя назвать человеком. Никогда не прекращайте служения. Служение - ваше дыхание, служение - ваша жизнь, служение - ваша цель. Служение делает ваши руки могущественными, божественное пронизывает все ваше тело, и руки обретают способность совершать божественные дела.
(3) Пусть труд ваших рук станет поклонением поклонением, пуджей 1 - возложением даров к Стопам Господа, и вы будете щедро вознаграждены восторгом, радостью, миром и отдохновением. Работа - это поклонение, а долг - это Бог.
1 Пуджа - богослужение, ритуал поклонения Богу
(4) Если руки совершают благую карму и вы посвящаете действие Богу, предоставляя Ему распоряжаться результатами, ваш ум очищается.
г) Единство головы, сердца и рук
(1) Наполните ум возвышенными мыслями, а сердце - божественными чувствами. Применяйте руки для служения всем и попытайтесь осознать единство всех живущих.
(2) Вы не достигнете результата, пока милость Господа не соединится с человеческим усилием - совершенствованием головы, сердца и рук.
(3) Только искренняя молитва сделает вашу жизнь в этом мире счастливой, гармоничной и достойной. Молитва приближает человека к Богу, и с каждым ее звуком эта связь становится все теснее и теснее. Молитва - это жажда пробудить божественное, скрытое в глубинах сердца. Сердце - это источник божественных импульсов. Пусть ваше видение мира будет чистым, ваша речь - приветливой, а дела рук ваших - священными. Это путь к освобождению.
Итак, любовь к Богу, любовь к людям, щедрое сердце, потребность в бескорыстном служении и йога служения в действии - залог гармонии трех ценностей: головы (чистота мыслей), сердца (совершенство речи) и рук (полнота действия).
Как пример подобной гармонии Баба приводит опыт Махатмы Ганди. "Нужно внимательно изучить его жизнь, его миссию, его деятельность, чтобы верующим стал полностью ясен смысл йоги служения, йоги любви и спокойствия в действии", - говорит Баба. Он подчеркивает, что необходимо обратиться и к другим примерам - к опыту тех, чья жизнь являлась истинным воплощением "Мантры Триединства" (Послание, 11 ноября 1996 г.).
Чтобы осуществилась возможность полного изменения в человеке и обществе, чтобы "Мантра Триединства" стала созвучной ритму жизни во всех ее сферах и во все времена, необходимо осознание как человеческих, так и божественных принципов, а также причин и следствий как добра, так и зла. Эти ценности должен беречь каждый индивидуум, об их сохранении должна заботиться каждая нация, и тогда человечество сможет существовать в атмосфере покоя и согласия, - говорит Баба.http://scriptures.ru/bangaru1.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий