суббота, 18 мая 2013 г.

САИ-БАНГАРУ (ЗОЛОТАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ


5. Полное преобразование
Идея полного преобразования 1 основана на модели социальной структуры общества, выдвинутой Бабой. Его версия - это не социализм и "уравниловка" в распределении материальных благ. Это, прежде всего, экономика, основанная на любви, это призыв к богатым и сильным мира сего быть бдительными и осознать каждой клеткой своего существа, что они не хозяева своего богатства, а лишь доверенные лица. "Ответственность поручителя", основанная на любви - вот фундамент, на котором должны покоиться экономические науки. Подобно этому, источником, питающим социологию, должны стать сотрудничество, любовь и братство, а не конкуренция и дипломатия. Все изыскания в сфере антропологии должны проводиться в едином свете: в свете идеи об одной касте - "касте" человечества, одной религии - религии любви и об одном языке - языке сердца. Политическая наука - это наука о силе и власти. Но всякий политолог должен осознать, что единственная реально существующая сила исходит от истины и любви.
1 В.К. Гокак, выдержки из книги "Пришествие Сатья Саи"
Идет ли речь о метафизических построениях, духовном просветлении или нравственных проповедях, Баба решительно указует на то единственное, что жизненно необходимо человеку: полный пересмотр устоявшихся норм поведения и поворот эволюции в сторону божественного. Все остальное не имеет значения. Любая философия оправдана лишь тогда, когда она ведет к этой цели. Китс возглашал, что все очарование мира увядает от одного прикосновения "холодной философии", то есть естественных наук. Но даже "теплая" философия, то есть философия как таковая, ничуть не лучше. И только когда живой опыт выступит как первозданный свидетель истины и сольется с биением нашего сердца, - "вспыхнет утро сияющим светом, словно алые брызги граната".
Верующему человеку часто бывает очень трудно сохранить беспристрастное отношение к тем, кто не разделяет его веру и особенно к тем, кто активно противостоит ей. В этом случае Баба предписывает бесконечное терпение. Доброжелательный и интересный диалог возможен лишь тогда, когда каждый из спорщиков стремится понять точку зрения другого. Философия или любая проповедь проверяется теми новыми чертами в поведении и характере, которые усвоил говорящий. Если "теория" не увенчана стойкими изменениями в сознании, мировоззрении и поведении, то налицо серьезный изъян либо в самой философии, либо в личности проповедника. Именно поэтому Баба упорно настаивает на необходимости полного изменения. Недостаточно просто провозглашать принципы, нужно вплести их в нить жизни.

V. САИ-БАНГАРУ
(ЗОЛОТАЯ) РЕВОЛЮЦИЯ
Преобразование посредством любви - это революция человека "по Саи". Преобразование человека через обогащение духовностью - это Духовная революция Саи. Духовное преображение через вселенское братство Саи-бангару - "золотых" преданных Саи - это революция реализации Саи. Все это сливается в единую Золотую революцию Саи - во славу всего человечества.
Итак, преобразование любовью - залог триумфа Золотой революции Саи на словах и на деле - победы внутреннего божественного "Я" над внешней косностью и сияние истинной садханы "по Саи" - рождение из золотоносной руды чистого червонного золота.
1. Саи-Революция человека
Преобразование человека основано на изменениях "макро" и "микро" уровней, то есть как индивидуального, так и всеобщего масштаба.
"Макро"-изменения мыслятся как набирающий силу процесс возрождения извечных человеческих ценностей - открытия их заново и объединения в одно целое. "Революция человека" Саи - это отклик на кризис, потрясающий мир, на лишения и катаклизмы, терзающие человечество, на национальные перевороты, вызванные жестокостью, терроризмом, фундаментализмом и коррупцией, разъедающими жизнь. Исходя из этого, реформы, касающиеся человека, в основном связаны с
- восстановлением и сохранением извечной истины (Сатьям).
Для этого человек, во-первых, должен отдавать себе отчет в непостоянстве земного мира явлений, в том, что богатство и молодость - словно проплывающие в небе облака и что все родные и близкие рано или поздно станут добычей смерти.
Во-вторых, ему следует осознать тот факт, что внутри человека заключена вся вселенная, и все свои силы он черпает из божественного духа; этот единый дух обитает во всех и вся, и потому истинная человечность - это самоотверженное служение, сострадание и духовное единство (Баба, Санатана Сарати, январь 1997 г.)
И в-третьих, необходимо восстановить праведность (дхарму), суть которой - верность долгу и голосу совести, понимание людских нужд и потребность оказывать бескорыстную помощь и поддержку.
"Дхарма - это внутренняя культура, впитанная всей глубиной существа, это способность жить мирно и счастливо и не мешать другим пребывать в покое и радости. Служение другим доставляет удовольствие вам самим и делает все общество лучше и совершеннее, оно просветляет ваши мысли и душу, в которой пребывает Господь. Дхарма учит вас приносить радость другим, не требуя взамен никакой награды - но если вы дарите кому-то благоухающий цветок, разве вы сами не наслаждаетесь его ароматом? Это закон природы и духовный божественный закон", - говорит Баба (Послание, 19 января 1997 г.).
Он убеждает людей такими словами:
"Вы должны поддерживать дхарму, а это значит - действовать согласно голосу совести. Никогда не пренебрегайте указаниями совести! Помните изречение Упанишад: "Сатьям Вада, Дхармам Чара" - говори правду, поступай по справедливости" (Санатана Сарати, декабрь 1996 г., с. 318-319).
На макро-уровне "человеческая революция" - это нарастающий процесс гуманизации человека-материалиста, который нуждается в знании о самом себе, в саморегуляции, в самопросветлении и в вере в себя.
Знание о самом себе - это атмавидья, высшее знание об истинном "Я", это высшая мудрость, праджняна, обретаемая через садхану (духовную практику). "Эта садхана, - говорит Баба, - упорядоченная и подчиненная суровой дисциплине, должна проходить в атмосфере истины, праведности, умиротворения и любви, чтобы смягчить испепеляющий зной аджняны, асатьи, аньяйи и акрамы - невежества, лжи, несправедливости и анархии" (Санатана Сарати, сентябрь 1996 г., с. 248).
Саморегуляция вселяет уверенность в себя, то есть способность действовать сознательно. Она не только усиливает самоконтроль и самооценку, но способствует внутренней гармонии и чистоте мыслей, облеченных в слова и воплощенных в действии ("трикарана суддхи" - "триединое орудие спасения").
Внутренняя религия, или вера, дарует мудрость, направляет нас в жизни и указывает путь к самоосуществлению и самопознанию. Самопросветление расширяет границы ума и сердца.
А. Изменение человека
Согласно Бабе, поставленные задачи требуют изменений в образовании, характере и подлинного мастерства.
Духовное образование Саи предполагает жизненно необходимые изменения - это просвещение в области человеческих ценностей для молодого поколения и постижение единства "головы, сердца и рук" - для взрослых.
Реформы в образовании играют главную роль в миссии Саи. Для детей и подростков они подразумевают развитие, обогащение и расцвет личности, воспитание этических, культурных и духовных ценностей и принципов правды, смирения, миролюбия, всеобщей любви и соответствующих им божественных качеств.
На уровне высшего образования разработана новая модель общего образования, пример которой - Институт высшего знания Шри Сатья Саи. Цели его, наряду с академической эрудицией - это знание и мудрость, сопряженные с долгом и преданностью; просветление, рожденное непорочностью и медитацией; здоровое тело как результат занятий спортом и йогой; служение обществу через участие в полевых и строительных работах; осознание единства и братства с товарищами и людьми всего мира - через тесное общение с ревностными искателями истины, со всего света приезжающими в Прашанти Нилаям.
Изменение в человеческом характере осуществляется в процессе духовного образования Саи, с помощью Его бесед, Его книг, в ходе всемирных конференций, музыкальных фестивалей под девизом всемирного единства и т.д.
Что касается расцвета мастерства и искусств, у всех перед глазами - выдающиеся творения рук человеческих, рожденные вдохновенным трудом в Прашанти Нилаям: здание университета Шри Сатья Саи, многопрофильный госпиталь, Ступа "Сарва дхарма акья", планетарий, Музей духовного наследия, Система водоснабжения в Анантапуре и многое другое.
Б. Человеческое "измерение"
Преобразование человека, следующее за экономическими реформами, - это решающая ступень на пути к совершенному обществу, божественности и мудрости. Оно призвано сместить материалистические акценты в отношении к науке и искусству в сторону гуманистических, а в отношении к политике - с утилитарных, рациональных - на человеческие. В связи с этим предложены
(1) Новые определения:
a) Саи-экономика - это знания человека, чья мысль гармонично слилась со словом и делом, а голос совести, формируя мировоззрение, определяет деятельность во всех сферах жизни.
Экономика Саи охватывает как материальный мир (падартха), так и нематериальный (парартха) и духовный (парамартха) миры. Она пробуждает человеческие чувства, рождая гипотезы и открытия и находя им достойное применение.
По отношению к экономике Саи триединство "голова-сердце-руки" выражается в совпадении внутреннего восприятия мира с реальным жизненным кредо и соответствующими ему поступками. А голос совести 1 соответствует внутреннему голосу Атмана, взывающему к исполнению дхармы. Он рождает образное, идеалистическое, глубоко интуитивное мировоззрение.
1 Голос совести отчетлив и чист, Если голова, сердце и рука действуют в согласии. Голос совести более громок, но менее чист, Если лишь два фактора из трех работают синхронно. Голос совести менее внятен и менее чист, Если два фактора из трех подавлены.
б) Саи-менеджемент - это путь к сознательности и к жизни, основанной на вечных ценностях. Это ведет к гармонии, единству, к чистоте души, ума и тела, что позволяет человеку, в полной мере используя свои возможности, творить на благо общества.
(2) Новые принципы
(а) ООН
От показателей роста экономики к качеству роста; от средств к цели; от безопасности страны к безопасности людей; от людей, работающих на рынок, к рынку, работающему для людей, - одним словом, модель развития с центром внимания на человеке.(Из доклада в ООН по проблемам развития человечества 1994).
(б) Принципы Саи:
Живи и не мешай жить другим; давай и прощай; делись, но не расточай; люби всех, служи всем; считай, что долг - это Бог, а труд - поклонение; помогай всегда, не вреди никогда; помни о "потолке для желаний"; борись до победы.
(3) Новые интерпретации
Естественный отбор: триумф духовных ценностей (шрейя) над материальными (прейя); "опекунство": надзор разума над материей; всеобщее объединение: падение барьеров - физических, ментальных, географических, экономических и т.д.; либерализация: свобода мысли, слова и действия; избавление от бюрократии: любовь и служение; ослабление жесткости власти: смягчите свое сердце; децентрализация: равенство возможностей; каждый полагается на свою совесть в оценке добра и зла; каждый верен своим обязательствам как возвращению долга; "потолок для желаний" - очень важный аспект миссии Саи: не тратьте зря пищу, не тратьте зря деньги, не тратьте зря энергию, не тратьте зря время; "потолок" касается не только частной жизни, но охватывает и все деловые взаимоотношения: расходы и прибыль, заработную плату и жалованье, дивиденды и пр.
В. Наука о человеке - "человековедение"
"Жизнь - это возможность служения человечеству и нации. Это путь к восхождению от политики к человечности, от исторической эпохи к эпохе человека, от "зеленой" революции к революции человека - говорит Баба". (Послание, 3 марта 1997 г.).
Поэтому теперь как никогда ощущается потребность в новой, пограничной науке, которая бы вместила и продвинула наши знания во всех сферах человеческого бытия.
Такая всесторонняя наука - это всё знание о человеке: о его человеческих и божественных гранях; о творении и величии Творца, создавшем всё; о Боге, проявленном в каждом существе и о Боге, прроявленном во всем макро и микро мире как Воплощение Любви, вечного блаженства и вечной жизни.
Это наука, дающая "знание о высшем знании", то есть о внутреннем "Я" и объявляющая решающим голос совести.
Это наука, которая исправляет и преобразует человека, внушая ему вечные универсальные истины: необходимость вернуться к своему божественному первоистоку, совершив путешествие внутрь себя; понять, что каждое живое существо, как искра божественного огня, заслуживает любви и уважения; проникнуться духом божественного единства человечества.
Это наука, побуждающая человека ориентироваться на высшие ценности и стремиться к совершенству, следя за чистотой мыслей, слов и дел.
Это наука, которая призвана обогатить человечностью и духовностью все науки и искусства на благо всеобщего прогресса, мира и безопасности.
Это наука, заставляющая человека всем существом предаться Всевышнему с полным осознанием единства совершающего действие, самого действия и процесса свершения. Тогда исполнение долга превращается в акт поклонения и жертвы Богу без какойлибо мысли о награде и личной выгоде.
Эта наука, расширяя пространство любви, создает гармонию земного и духовного, совершенствует людские связи и взаимоотношения.
"Человековедение" Саи можно условно разделить на три ветви: высшую науку, созидательную науку и науку об управлении. Уникальность Саи-науки о человеке состоит в том, что она опирается на ведические понятия о знании, мастерстве, равновесии и проницательности, или глубинном видении мира.
Это знание, основанное на самосознании и на высшей мудрости. Оно развивает способность к различению, вдохновляет на служение, подвигает на постижение сути вещей, на поиск абсолютной истины и прокладывает путь к царству Парамахамсы 1 ( Баба).
1 Царство Парамахамсы - обитель святого духа, царствие небесное в православной традиции.
Это мастерство, или искусство применения духовного наследия древности в любой жизненной ситуации, то есть внутренняя культура или подчинение всех импульсов, инстинктов, страстей и эмоций - на уровне индивида, общества и страны - высшим человеческим ценностям.
Это равновесие между тремя уровнями ума с питающими их глубинными потоками: сознанием (ингла), подсознанием (пингла) и надсознанием (сушама), ведущее к единообразию, чистоте и высокой духовности мыслей, речей и поступков (Послание, 21 октября, 1996 г.).
Это проницательность, или глубокая интуиция - как сияние света мудрости, отраженное в служении "человека от Бога" Богу в человеке.
Центр и средоточие науки Саи - это человек 1 , его место во времени и пространстве: дома, в кругу семьи, в профессиональной и трудовой сферах, в обществе, в стране, в мире; его собственное личное "я": в теле, уме и духе (слово "человек" в данной транскрипции это тот, кто покровительствует всем живым существам).
1 Определение человека "по Саи": Это честный человек, наделенный чувством долга и сознающий свои обязательства во всех случаях жизни; это человек, говорящий правду; это человек, воздающий другим по заслугам; это человек, имеющий принципы и соблюдающий их; это человек, не впадающий в ликование от успеха и в уныние - от неудачи; это человек, наделенный верой; это человек, на которого можно положиться. (Послание, 23 февраля 1997 г.)
Время - характер и содержание времени в жизни и труде.
Место - окружение человека, ситуация и положение в стране.
Таким образом, "человековедение" Саи - это наука о любви и служении, духом которых должны быть проникнуты отношения между живыми созданиями; это наука о вере и преданности, об отказе от себя во имя Всевышнего - в искусстве, научном поиске, мировоззрении и бытии (в его материальной, нематериальной и духовной сферах). Она превосходит все существующие науки; это высшая наука, которая, согласно философии жизни и бытия Саи, имеет прямое отношение к силе души (Атма шакти) человеческого существа и ведет к духовному возрождению во вселенском масштабе, являя собою мост, проложенный к берегу духовности.
Такое преобразование процесса мышления, образа жизни и стиля работы станет реальностью благодаря триединой реформе "головы-сердца-рук": головы - чтобы размышлять, как раскрыть таланты и способности, как обрести мужество и уверенность в себе; сердца - чтобы выражать (эмоции, чувства, порывы, взгляды, реакции); руки - чтобы служить (искренне, добровольно, самоотверженно).
Всеобщий процесс гуманизации должен охватить все сферы человеческой активности с помощью экономических реформ (развитие, торговля, инвестирование), реформ в управлении, в просвещении, в структуре общества, конституционных реформ, реформ в избирательной системе, в судопроизводстве, в дипломатии, в науке и технологии, и реформ экологических, касающихся окружающей среды и условий жизни.
Эти реформы на уровне человеческого бытия позволят осознать миссию Саи в свете божественного правосудия. Только тогда смогут утвердиться социальная справедливость - в экономике, духовность - в науке, уважение к природе, вечные ценности - в образовании, чувство долга - в здравоохранении, нравственность - в политике и управлении, справедливость - в судопроизводстве, честность - в бизнесе, порядочность - в дипломатии, и что выше и важнее всего - беззаветная вера в духовное единство.
Революция человека "по Саи" возвестит о наступлении эры процветания дхармы (справедливости) и господства сатьи (истины). Руки будут творить добрые дела, и под благотворным действием дхармы и достойных поступков человеческий ум очистится, а сердце наполнится любовью и состраданием. Тогда станет реальностью единство слова и дела. Чистота сознания влечет за собой творческое отношение к собственной личности и подвигает на бескорыстное служение. Эти изменения приведут к накоплению положительных чувств и качеств в масштабах всего человечества, и тогда постепенно исчезнут такие пороки, как жадность и дисгармония между мыслью и ее воплощением в действии.
Г. Ориентиры для практического применения
В практическом применении учения Саи заключен особый смысл - более глубокий, чем это обычно бывает, когда какие-либо принципы, доктрины, идеи и определения переводятся на актуальный и доступный язык политических формулировок и общественных кредо, пригодный для решения насущных проблем жизни.
Прежде всего, это неоспоримые уроки, которые дает нам Баба своим собственным примером, - ключ к Его заявлению: "Моя жизнь - это Мое Послание". Кроме того, достоверность и надежность этих уроков легко проверяются на опыте в реальных жизненных ситуациях с помощью слушания (шраваны), размышления (мананы) и воплощения в жизнь (нидхидхьясаны).
Ставя во главу угла именно практику, то есть действие, а не теорию, Баба говорит, что само по себе накопление духовных знаний не так важно, как внутренняя трансформация. Чемпион по сбору информации может оказаться полным нулем, когда дело коснется реального ее применения, и его жизнь, которая могла стать полезной и плодотворной, пройдет впустую.
Далее, сами по себе высокие принципы и идеи Саи несут в себе огромную пользу всему человечеству. Они пробуждают духовное сознание, воскрешают нравственные нормы, высвечивают идеальную линию поведения и подводят человека к тому способу существования, для которого он и призван в этот мир: жизни простой, но одухотворенной и полной любви, к мирному и полезному содружеству, скрепленному единым устремлением.
Третье, что необходимо отметить: один-единственный человек, но полностью преображенный изнутри, способен, по словам Бабы, творить великие чудеса и сам изменить жизни тысяч и сотен тысяч людей (Послание, 7 марта 1996 г.). В этом проявляется "эффект приумножения", присущий учению Саи.
Четвертое: в принципах Его учения заключена целительная сила и мощный потенциал для всеобщего преображения. Это восстановление равновесия характера, гармонии и чистоты мыслей, слов и поступков; это выявление мягких, нежных, чутких и кротких сторон человеческой натуры; это насыщение жизни любовью и светом; это умение радоваться, отдавая и прощая, делясь и жертвуя; это развитие общества, основанного на чувстве родства, возрождение общечеловеческих ценностей, утверждение единства с Богом, с семьей, с обществом, со страной, с миром и со всей вселенной; это тяга к духовным исканиям, стремление искупить прошлую вину и избавиться от всего темного и негативного; это чистая совесть, рождающая добрый совет и искреннее желание помочь. Все это - вехи на пути к новой жизни, а иными словами - яркие огни духовной революции Саи.
И пятое: только от глубины нашей веры в эти святые принципы и от степени нашего восприятия ценностей зависит, насколько полно реализуется потенциал, заложенный в миссии Саи, осуществится ли нравственное и духовное преображение во имя благоденствия, мира и спокойствия человека и всего рода людского.
Подобные качественные факторы не могут быть измерены, подчинены стандарту и подвергнуты обобщению, оценке или сравнению.
Поэтому наилучший способ соединения с жизнью учения Саи - это ни на шаг не отступать от высоких законов: духовных, этических и научных, стоящих на страже единства всечеловеческой религии - религии любви, религии гуманности, религии благочестия. Нивритти марга - движение внутрь - путь шрейи или внутренней садханы (подчиненных дисциплине усилий), основой которого является мантра "голова-сердце-руки", а движущей силой - устав совести, - это надежный способ самопостижения, ведущий к самодисциплине, самоконтролю и самореализации.
Нивритти марга, движение внутрь, в противовес разрушительным и самоистребляющим силам внешнего мира, обладает достаточно мощным потенциалом, чтобы помочь человеку обнаружить сокровища своей внутренней духовной вселенной (скрытой божественности), пробудить и очистить свою совесть и в процессе духовных исканий и самосовершенствования восстановить утраченную цельность натуры и внутреннюю свободу. Тот, кто стоек в садхане, кто всецело предал себя воле Всевышнего, тот, чья вера тверда, а преданность горяча, непременно найдет на пути нивритти ключ к преображению в полноценного человека - в идеального человека - в божественного человека.
Итак, первый и главный шаг на пути к реализации и самоосуществлению - это садхана с чистой совестью, отражающей свет внутренней божественности, и неразрывно связанные с ней безоговорочная вера (в Господа и божественное правосудие) - очистительная сила ума и души, создающая уверенность в себе; чистая преданность истине, что божественное присуще тебе и всему миру, - укрепляющая веру в себя; медитация, укрощающая ум и помогающая достичь высших пределов знания и опыта, и добровольный отказ от чувства эго путем полного осознания, что человек - не более, чем инструмент в руках Бога - Вездесущего, Всесильного и Всеведущего.
2. Духовная революция Саи
(1) Общее представление
Духовность означает полное слияние с космическим сознанием (чайтаньей), то есть развитие божественных качеств, вытесняющих животные инстинкты. Духовность - это стирание границ между Творцом и творением и господство всесущего "Я", то есть осознание единства в духе всех созданий. Те, кто предпочли духовный путь (шрейя маргу) земному, материальному (прейя марге), не только сами выигрывают счастливый жребий, но и способствуют процветанию других.
Согласно Бабе духовность, несущая весть о единстве и цельности жизни, оберегает чистоту любви - любви, преодолевающей все преграды; духовность наполняет разум творческой силой, дарует внутренний небесный свет, позволяющий прямо и уверенно идти к успеху.
Саи учит:
"Истинный лидер должен чувствовать себя не только лицом физическим, но и духовным. Облаченным властью следует знать, что снисходительность, добрый и мягкий нрав - качества, без которых немыслим духовный искатель. Им также следует знать, что Творец присутствует в творении. Любите Творца в Его творении. Духовная жизнь дает вам право на божественное благословение, а этот вид космической энергии способен творить чудеса не только для вас самих, но и для всего общества. Правителям нужно понять, что имя Божье так же необходимо для внутреннего, духовного здоровья, как пища необходима для поддержания тела. Внутри вашего сознания заключен космический свет - шакти. Лидерам нужно знать, что властвовать над собственной судьбой дано лишь тем, кто соблюдает не только земные, физические законы, но и божественные, духовные. Человек не может лишь "собственными руками" изменить ситуацию. Любые изменения - результат божественной воли. Истинное откровение - это Божья милость, Божье благоволение, и нисходит оно на преданные души духовных подвижников", - говорит Баба (Послание, 25 июня 1996 г.).
(2) Осознание внутренней сущности
Осознание внутреннего "Я" - важнейший аспект духовного преобразования Саи. Баба так разъясняет смысл истинного "Я":
"Что такое истинное "Я"? Это то "Я", что говорит "не я", ибо если оно говорит "я", - значит, это не ваша подлинная сущность. Истинное "Я" полностью свободно от эгоизма, и ему чужды понятия "о себе" или "для себя". Это то "Я", которое забыло само себя и может увидеть и узнать себя только в других. Это истинное "Я" любит, не требуя взаимности, ибо чистая любовь - это бескорыстное чувство. Это "Я", которое в своей решимости познать истину полностью отрекается от себя, ибо истина - это мудрость, свободная от себялюбия. Это то "Я", которое всегда молчаливо и спокойно, потому что только в молчании можно отречься от всего земного. Это "Я", погруженное в медитацию без слов, ибо только в такой безмолвной медитации укрощается ум, сливаясь с божественным. Это то "Я", что лишь оценивает, но не судит. Оно не сравнивает, не ищет защиты, оно не видит само себя. Это то "Я", которое полностью впитало себя, и, тем не менее, странным и загадочным образом, стало еще больше собою - стало полнее и реальнее, чем было когда-либо прежде. Это и есть истинное "Я" (Приведено в Сатьям, Шивам, Сундарам, ч.4, с.157).
Таким образом, в свете всеобщего изменения осознание истинного "Я" - та сила, которая должна вдохновлять человека на всех этапах его духовного поприща:
- искусство познания "Я" - истинное "Я" в науке - наука о духовности - духовность веры - вера с преданностью - преданность медитации - медитация любви - любовь в служении - служение с отдачей себя - отказ человека от самого себя - человек "от Бога" - Бог личного "я" - суть истинного "Я" - личное "я" через истинное "Я" - личное "я" во имя истинного "Я".
(3) Духовное единство
Божественный дух - сердце всех религий, и этот единый дух пребывает во всех живых существах (Эковаси Сарвабхута Антара Атма).
Любовь, жертвенность, сострадание, нравственность, цельность - эти ценности исповедуются всеми религиями.
Так выражает Баба общую идею духовного единства, воспетую всеми религиями мира (Санатана Сарати, январь 1992 г., с. 2-3):
Культура Бхараты воплощает истину Вед: Экам Сат Випрах Бахуда Ваданти: "есть только одна реальность, мудрецы называют ее разными именами". Баба говорит, что первичная реальность одна и только одна, а все многообразие - результат умственных построений. Самое ценное, что можем мы преподнести Господу - это чувство духовного единства (Экатмабхава). Баба проясняет скрытый смысл приветственного жеста Богу (намаскар): две руки, сложенные вместе, выражают чувство "многого в одном".
В исламе приветственный возглас "салам" также означает слияние множества в едином. Баба объясняет, что слог "са" символизирует четыре состояния - салокьям, сарупам, самипьям и сайюджьям (видение божественного, лицезрение божественной формы, приближение к божественному и растворение в божественном). Когда эти четыре состояния соединяются и сливаются в одно ("ла" означает слияние), то возникает "салам".
В христианстве слово "Ису" (Иисус) также означает единство в божественном. Согласно Бабе, внутренний смысл "Ису" - это постижение единого Бога во всех существах.
В джайнизме, основанном Махавирой, прослеживается та же истина. Человек становится победителем - "джиной" (по терминологии джайнов), когда силы органов чувств (способность глаз видеть, ушей - слышать, ума - думать), черпаемые из божественного источника, находятся под общим контролем, то есть когда человек управляет чувствами.
О том же единстве возвещает буддизм. Как объясняет Баба, основная идея буддизма в том, что человек, черпающий в любви животворную силу, никогда не прибегнет к насилию: он будет неотступно следовать принципам ненасилия, ахимсе. Будда проповедовал любовь как единственный путь к спасению.
Баба не устает повторять, что если мы попытаемся вникнуть в ту основополагающую истину, на которой покоятся все религии, то мы увидим, что все они учат единству. "Все верования - это грани одной и той же истины, которую можно назвать "любовью", "чистотой", "милосердием", "жертвенностью" или "преданием себя воле Господа".
Единство всех религиозных верований отражено на эмблеме Общества добровольного служения Шри Сатья Саи Бабы и воплощено в Ступе "Сарва дхарма айкья" в Прашанти Нилаяме, где высечены символы мировых религий: первичный звук ОМ индуизма, колесо самсары буддизма, чаша с пламенем - священный огонь зороастризма, звезда и полумесяц ислама и крест - христианства.
Когда духовная революция Саи пробудит в человеке божественное, ему станут отвратительны все животные наклонности. Когда праведным образом жизни возвысит он себя до истинного "Я", то устремится к святости и благочестию с поистине божественной скоростью. Когда человеческий ум, интеллект и дух постигнут феномен единства, в человеке пробудится самосознание в виде истины "Все едины в Саи и единый Саи во всех". А это и есть состояние самоосуществления или "Я и ты - одно" - реальность, лежащая в основе Библии, Корана, Гиты и святых писаний всех религий мира.
3. "Революция реализации" Саи
(1) Самореализация
К самореализации, или к цели своего существования, человек приходит через уверенность в себе, самоудовлетворение и самопожертвование. Это духовная практика, в ходе которой достигается целостность тела, ума и Атмана, ведущая к мудрости, проницательности и блаженству.
Баба объясняет:
"Тело доступно взору, а наличие ума очевидно всем. Но Атман, дух, невидим. Человек, достигший самореализации (Атмаваан) - тот, у кого открылось видение Атмана, кто растворился в блаженстве постижения, тот, кто упоен этим божественным опытом.
"В давние времена мудрецы испытали всю мощь, всю сладость, всю невыразимую радость блаженства в Боге и подарили миру плоды своего опыта. Они привели в систему тайное знание Упанишад и предложили его мирянам как идею о треугольнике (Триконам). Тело, ум и Атман - три стороны этого треугольника. Тело - это грубая форма. Атман - тонкая форма. Ум - посредник между грубой и тонкой формами, он создает между ними гармонию и позволяет человеку испытать блаженство (Ананду). Изречение Вед "Тат Твам Аси" - "Ты есть То" отражает сущность этого процесса соединения" (Санатана Сарати, июль 1991 г., с. 170).
Итак, Баба призывает всех людей осознать единство и гармонию тела, ума и Атмана и прийти к опыту божественного.
Он утверждает: "Все уровни сознания (собственно сознание, подсознание и надсознание) по-своему прекрасны, но сверхсознание - это ценнейшая награда, дарующая высшее блаженство. В этом состоянии ума человек не только отождествляет себя со своим истинным "Я", но видит божественное всегда, везде и во всем". (Послание, 4 октября 1996 г.).
Одновременное постижение самого себя и Бога или слияние собственной индивидуальности со Всемогущим Господом, безупречная гармония между мыслью, словом и делом, обогащенная божественным опытом, поднимает человека до уровня Бога" - говорит Баба. (Послание, 4 октября 1996г.)
Он также провозглашает: "Это пробуждает силу кундалини (кундалини шакти) и высвобождает силу воли (санкальпа шакти). А это значит, что задуманное вами непременно исполнится, и обретенное блаженство не исчезнет. Оно будет вечным и неиссякаемым. Даже человек со средними умственными способностями после недолгой практики может достичь высочайшего уровня, и тогда пропасть, отделяющая его от Бога, уменьшится и в конце концов исчезнет".
Достижение самореализации - это проникновение в свою истинную природу, это Сат (Чистое бытие), Чит (Высшее сознание), Ананда (блаженство). Когда Чистое бытие, относящееся к Параматману (Высшему "Я") соединяется с Высшим сознанием, имеющим отношение к дживатману (индивидуальному "я"), тогда возникает Ананда (блаженство в Боге). Человек - одно из проявлений Бога, в котором воплотились эти три ипостаси, и потому божественное космическое сознание присутствует не только во внешнем мире, но и у человека внутри. Таким образом, самореализация- это возвращение к изначальной природе человеческого "Я" и преодоление всех низменных черт и наклонностей.
(2) Постижение Бога
Постижение Бога - это освобождение. Освобождение - это окончательная истина.
Недостаточно искать освобождения только для себя. Истина в том, чтобы своей любовью, служением и жертвенностью помогать другим снискать Божью милость и достичь освобождения.
Проясняя суть освобождения, Баба говорит:
"Когда все творение - как в нем самом, так и вовне превратится для духовного искателя в живой источник любви и света, тогда он избавится от ограниченного сознания своей обособленности, преодолеет границы личности и всей глубиной своих чувств отдастся опыту блаженства в Боге, извечно присущему ему и скрытому внутри".
Баба определяет пять ступеней к постижению Бога: это смарана (памятование), сатсанг (общение со святыми и праведными людьми), самоотверженное служение, приверженность истине и духовность.
"Если помыслы чисты, а дух полон самоотречения, то воспевание имени Господа - идеальная форма поклонения для людей, стремящихся к спасению в Кали юге. В Крита юге как основной вид садханы предписывалась медитация (дхьяна), в Трета юге - яджна (жертвоприношение), а в Двапара юге - поклонение образам Бога". (Санатана Сарати, март 1996 г., с. 61).
Веданта учит, что Бог познается через Его имя. При звуке Божьего имени Его форма мгновенно возникает в сознании. Поэтому Шрути (святые писания) провозглашают: "Смарана таранопайях" - "памятование Имени - путь к искуплению".
Кастури отмечал, что полный Аватар "узнается" по двум свойствам, присущим только Ему и никому другому. Первое: Он присутствует всюду, где почитается Его форма (портрет или любое другое изображение). Второе: Он неразрывно связан со своим именем, и все имена, которыми человечество когда-либо наделяло Бога - Его. (Любящий Бог, с. 428).
Имя неотделимо от формы. Сам звук имени Бога вызывает к жизни Его форму. Имя, слитое с формой, являет Бога во всем Его великолепии. Повторение с любовью Его имени во время баджанов и медитации приносит радость, а постоянное памятование имени и формы имеет огромное значение на пути к самореализации и высшему блаженству.
Поскольку намасмарана признается одним из самых действенных видов садханы, нам нужно помнить о той мощи, что скрыта в имени Бога. Эта мощь - залог успеха вашей садханы, и самое лучшее - избрать одно имя и одну форму для смараны и мананы (памятования и размышления). Воспевая обожаемое вами имя и выражая благоговейный восторг форме Божества, вы облегчаете себе путь к самореализации.
Сатсанг - одна из главных ступеней садханы. В обществе мудрых и просветленных людей утихают земные страсти и ослабевают привязанности, и вы с новыми силами продолжаете свой путь к освобождению.
В одной из своих бесед Баба рассказывал о Карне, который, несмотря на всю свою силу, пришел к бесславному концу, приняв сторону злого и нечестивого Дурьодханы. Баба сказал: "Карна мог бы стать сияющей звездой на небосклоне, но все его врожденные добродетели обратились в прах, стоило ему вступить в этот порочный союз". Баба говорит, что общение с благочестивыми людьми имеет огромное значение в жизни человека, особенно для тех, кто в своей садхане стремится к богореализации.
Важность самоотверженного служения, правдивости и духовности подробно рассмотрена в предыдущих разделах.
(3) Постижение Саи
Постижение Саи - это садхана "узнавания" знания о важнейших жизненных принципах: знание самого себя, знание истины, знание дхармы, знание души (Атмана), знание Творца, знание творения, знание Саи.
Саи обитает в сердцах всех существ. Он - Божество всепроникающего сознания или самоценности каждого творения вселенной. Космическое сознание, рожденное духовностью, позволяет человеку избавиться от животных инстинктов и взрастить божественные качества. Тогда падут барьеры между Богом и природой, Творцом и творением. Чувство единства воцарится как главенствующий принцип, наряду с пониманием, что вне Всевышнего (Брахмана) не может быть Вселенной.
Пребывая как Божество внутри каждого из нас, Он побуждает нас к внутреннему очищению и облегчает этот процесс. Он прокладывает путь для добрых мыслей, слов и дел, помогая человеку стать Человеком и в конце пути Богом.
(a) Сущность Саи
Истина родилась в мире в человеческом теле Аватара 23 ноября 1926 года, чтобы человек смог узреть эту истину, ощутить эту истину и воспеть хвалу этой истине (Послание, 1 ноября 1996г.).
О тайне своей подлинной природы лучше всего говорит сам Баба. "Если Я не расскажу о себе, кто еще расскажет, кто сможет понять Меня?" (Уникальность Свами и Его учения, с. 32).
Проблески истины о природе Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы 1 вспыхивают для нас в двух его четверостишиях, звучащих на санскрите (Уникальность Свами и Его учения, с. 32-33).
1 Бхагаван означает, что Он наделен всеми возможными видами богатства. Это слово указывает также на того, кому можно и нужно поклоняться. Кроме того, слово "Бха" означает блеск, сияние, "Га", в данном контексте, относится к распространению этого блеска и сияния.
Другое толкование придает "Бха" значение творения, "Га" соответствует хранителю, а "Ва" - изменению, трансформации. Баба властвует над всеми тремя аспектами. Слово Шри как почтительное обращение, применительно к Бабе указывает на то, что Он одновременно и хранитель и даритель Брахмавидьи (Высшей Мудрости). Имя Сатья, согласно Бабе, указывает на то, что Он не отличен от Сатьясьи Сатьям - истины всех истин, что вне времени, пространства и причинности.
Когда Сатья соединяется с Саи, Баба говорит: "Я есть Сатья Саи". Это означает то же, что и Шеша Саи (Саи иначе пишется, как Саайи), - тот, кто покоится на свернувшемся мощными кольцами ядовитом змее, Шеше, и эти кольца - гигантский клубок земных желаний... Он тот, чья основа - истина, кто покоится на истине и кто не может быть охвачен кольцом земных страстей.
Вот одна из интерпретаций имени Саи Баба: "Са" - это сахасрара падма, (7-я чакра, тысячелепестковый лотос) сакшаткара (внутреннее видение) и т.д., "Айи" значит мать, а Баба - отец. Саи Баба - тот, кто и мать, и отец, и то же, что Шамбхо Шива, то есть конечная цель йоговской практики: всепроникающая мать, всемудрый отец и цель духовной пракимки, садханы (Уникальность Свами и его учения. с. 34-36).
Вот некоторые другие акронимы:
а) Саи: "S" - это "Саи",
"А" - Аллах
"I" - Incorporated (соединенный, т.е. Саи+Аллах);
б) Саи: "S" - это Свами, Сатья или Саи,
"А" - All (все остальные существа)
"I" - я, или "эго".
Урок: на первом и главнейшем месте для садхака должен быть Свами, затем все остальные, а на последнем - эго, или личное "я";
в) Саи: "S" - это Свами, или Бог
"А" - And (и)
"I" - "Я", высшее "Я";
г) Саи: "S" - Service (служение)
"А" - Adoration (поклонение)
"I" - Illumination (просветление);
д) Саи: "S" - Spiritual transformation (духовная трансформация)
"А" - Association (общество, нуждающееся в глубокой трансформации)
"I" - Individual (индивидуальная трансформация и совершенствование);
е) Саи Баба: "SAI" - See Always Inside (всегда смотри внутрь себя), "BABA" - Being-Awareness-Bliss-Atman (Бытие-Сознание-Блаженство-Атман)
 
Наахам манушьо нача Дева Якша
На Брахмана Кшатрийя Вайшья Шудра
На Брахмачари Грихи Вани Ятишча
Ахам Сатьябодхака, Сатьям Шивам Сундарам
 
Я не человек, не полубог и не ангел.
Я не брахман, не кшатрий, не вайшья, не шудра.
Я не ученик, не домохозяин, не отшельник и не монах.
Я - учитель Истины, Я - сама Истина, Благодать, Красота.
 
Сарва Рупа Дхарам Шантам
Сарва Намам Дхарам Шивам
Сат-Чит-Ананда Рупам Адвайтам
Сатьям Шивам Сундарам
 
Я - Тот, кто принимает все формы. Я - Шанти, мир.
Я - Тот, кто несет все имена. Я - Шивам, благодать.
Я - Бытие-Сознание-Блаженство. Один, без второго.
Я - Истина, Благодать, Красота.
Баба не устает повторять: "Всё видят глаза Господа, всегда обращен к вам Его лик, и нет места в мире, которого бы не коснулась Его рука или Его стопа. Эти вездесущие руки и вездесущие стопы вселяют в вас жизненную силу" (Любящий Бог, с. 164).
"Вся полнота божественной энергии в форме Сатья Саи хлынула на человечество, чтобы пробудить божественное, дремлющее в каждом живом создании" (Мой Баба и я, с. 170).
"Я - Шива-Шакти... Я - воплощение всех форм божества, взлелеянных человеческим воображением... У Меня нет имени; все имена - Мои... Нет такой обители, которую вы назовете Моей; все обители - Мои... Я - биение вашего сердца... Слово Мое - закон... Всё есть Моя игра, лила; каждая Моя лила имеет тайный смысл... Я - свидетель времени и пространства... Если вы любите себя, значит любите Меня... Вы не можете убежать от Меня, отвергнуть Меня, осудить Меня... Я пришел, чтобы пробудить ваш ум от спячки и очистить его... Я - Бог, вы тоже - Бог" (Любящий Бог, с. 430,431).
"Я пришел, чтобы вручить вам ключ от сокровищ блаженства и подсказать, как повернуть его в замке, ибо вы забыли дорогу к счастью. Очень немногие из вас хотят получить от меня то, что я действительно принес с собою, а именно - освобождение. Я - воплощение счастья, придите же, возьмите у меня это счастье, окунитесь в него и пребудьте в мире" (Мой Баба и я, с. 153).
"Если даже семь верхних и семь нижних миров вселенной объединятся, чтобы помешать Плану, с которым Я пришел в этом теле и разрушить его, моя миссия не пострадает и не дрогнет" (Сатьям, Шивам, Сундарам, ч.3, с.273).
Таковы космические откровения, которыми одарил нас сам Господь, чтобы рассеять невежество и сомнения и благословить мудростью на пути к спасению и богореализации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий