воскресенье, 31 мая 2020 г.
Далай Лама "Я был очень ленивым"
ДАЛАЙ ЛАМА: «Я БЫЛ ОЧЕНЬ ЛЕНИВЫМ»
– Вы как-то сказали в одном из интервью, что, возможно, будете последним тибетским Далай-Ламой. Что вы имели в виду?
– Если я умру до того, как Тибет обретет независимость, пусть даже на правах автономии в составе Китая, то родится следующий далай-лама. Но если тибетцы смогут вернуться на родину и будут жить в демократическом государстве до моей смерти, то вполне возможно, что институт Далай-Лам как политических лидеров умрет вместе со мной. Именно поэтому я три года назад сложил с себя эти обязанности, и теперь главой тибетского правительства в изгнании является премьер-министр Самдонг Ринпоче.
Далай-Лама XIV
– Но ведь речь идет не только о политике. Для тибетцев вы – живой Будда…
– "Живой Будда" – это неверный перевод с китайского. Так они перевели тибетское слово "лама", "учитель", то есть некто, обладающий большими знаниями и потому заслуживающий уважения. Иногда на Западе я встречаю объяснения, что Далай-Лама – Бог. Это абсолютно ошибочная точка зрения! Но в качестве таких учителей дхармы Далай-Ламы могут продолжить перевоплощаться. Правда, я думаю, что далеко не все инкарнации Далай-Лам были подлинными. Что касается меня, то я могу быть уверен лишь в одном – что являюсь воплощением пятого Далай-Дамы, так как в детстве у меня было очень много воспоминаний, связанных с этой прошлой жизнью.
Ну, а, кроме того, я был очень ленивым мальчиком, и тот факт, что многие философские тексты я знал не хуже моих учителей, можно объяснить только наличием памяти из прошлых жизней.
– Тем не менее в возрасте двух лет вы были признаны перевоплощением Далай-Ламы XIII. Фактически, этот выбор определил всю вашу судьбу. Вы когда-нибудь задумывались о том, что ваша жизнь могла сложиться иначе?
– Когда я был совсем юным, каждый год я должен был проводить три недели в уединении в Потале. Целый день я занимался с учителями, а затем, вечером, когда солнце опускалось за горизонт и пастухи возвращались со своими стадами домой, я смотрел на них в окно и мечтал оказаться одним из них. Но потом я осознал и принял возложенную на меня ответственность, хотя иногда она и превышает мои возможности. В одной из моих любимых молитв есть такие слова: "Пока существует пространство, пока чувствующие существа страдают и остаются в сансаре, я останусь с ними, чтобы служить им". И в этом смысл моей жизни.
– А вы можете рассказать о своем распорядке дня?
Я встаю в 3:30 утра. Медитирую, делаю простирания и затем умываюсь. Затем иду на прогулку и читаю мантры или продолжаю медитировать. В 5:15 я завтракаю и слушаю "Голос Америки" на тибетском языке. После завтрака снова медитирую или изучаю труды по буддийской философии. Иногда я также читаю перед завтраком журналы и газеты: Newsweek, Time. И обязательно слушаю в 7:30 новости BBC. У меня даже развилось что-то вроде зависимости от них. Когда я нахожусь за границей и по каким-то причинам не могу послушать BBC, я чувствую, что остался без информации об окружающем мире. Затем я работаю до 5:30 вечера, а в 6:00 пью чай. Как буддийский монах я не могу принимать пищу после полудня, но иногда позволяю себе пару печений. В это время я смотрю новости BBC по телевизору. Затем снова медитирую и в 8:30 ложусь спать. Сон – самая важная медитация для всех. Даже для птиц! Не для того чтобы попасть в нирвану, а для того чтобы выжить.
– В день рождения этот распорядок изменится?
– Я не отмечаю дни рождения. Мне кажется, что это пустая трата времени. Для меня этот день ничем не отличается от других. В некотором роде каждый день – день рождения. Вы просыпаетесь утром, все свежо и ново, и главное, чтобы этот новый день принес вам что-то важное. Конечно, придут какие-то официальные лица и поздравят меня, но банкета не будет. Правда, мне очень приятно, когда о моем дне рождения помнят. Так что если хотите, выпейте за мое здоровье.
– Вы постоянно говорите о том, что современное человечество нуждается не в религиозной этике, а в секулярной, поскольку из шести миллиардов человек на Земле большинство редко руководствуется в своей жизни религиозными принципами. Но одна из главных проблем, которую фиксирует западная культура последних лет, как раз и заключается в том, что без веры человек оказывается не в состоянии совладать с обуревающими его негативными эмоциями или депрессией. Вы знаете, как решить эту проблему?
– Это очень хороший вопрос. Я не уверен, но мне кажется, что есть способ избавиться от тяжелых негативных эмоций или депрессии без помощи религии. У вас остается единственная возможность – думать. По-моему, это даже более эффективно, чем вера. Для начала я анализирую, какая польза от негативных эмоций. Гнев приносит лишь кратковременное облегчение и удовлетворение. Вот я разозлился, в гневе накричал на другого человека и испытал облегчение. Но проходит время, и мне становится неловко, я сожалею о произошедшем, мне стыдно. Кроме того, гнев не дает мне покоя. Я плохо сплю, теряю аппетит, у меня ухудшается здоровье.
Приносит ли мой гнев реальный ущерб врагу? Нет.
Очевидно, что мои негативные эмоции прежде всего разрушают мой организм и нарушают мое душевное равновесие. Я много общаюсь с западными учеными, нейрофизиологами и биологами, и даже они признают, что эмоции имеют огромное значение для нашего здоровья. Позитивные эмоции оказывают благоприятное воздействие на работу мозга, а негативные – затрудняют ее. Такой подход к решению эмоциональных проблем называется в буддизме аналитической медитацией, и я считаю его чрезвычайно эффективным.
– Россия, как и весь мир в последние годы столкнулась с проблемой террора. И вряд ли людям, у которых родственники погибли от взрывов, быстро помогут такие размышления. С точки зрения буддизма, как бороться с терроризмом, если агрессия и ненависть не помогают?
– С буддийской точки зрения, а также с точки зрения здравого смысла основная причина большинства наших проблем – неведение. Какую бы сферу человеческой жизни мы ни взяли – экономику, политику, – люди принимают ошибочные решения из-за недостатка знаний. Все вещи и явления в мире взаимосвязаны. Не существует такого события или явления, которое бы существовало или произошло само по себе.
Кроме того, действия человеческих существ зависят от мотивации. Когда речь идет о терроризме, есть кратковременная перспектива и долговременная. Кратковременные меры уже принимаются правительствами и спецслужбами всех стран, которых коснулась эта проблема, и здесь я им не судья. Но что касается долгосрочной перспективы, то я глубоко уверен, что верное решение лежит в сфере образования. Образование должно развивать в людях целостный взгляд на вещи, при котором вы не делите мир на себя и других, но осознаете глобальную взаимосвязь между белыми и черными, мусульманами и христианами. Люди должны осознать, что мир не может воцариться лишь от наших молитв. Он должен стать следствием нашей изменившейся мотивации.
– Сегодня буддизм на Западе едва ли не самый модный метафизический блокбастер с голливудскими звездами в кастинге. Но когда мы узнаем, что Стивен Сигал был признан тулку, возникает вопрос, не является ли это пиар-компанией тибетского буддизма?
– Однажды я читал лекции в Америке, и ко мне подошел американец, который сказал, что он – Иисус Христос. Ну что ж, если кто-то признает его Иисусом и он сам придерживается такого мнения – ради бога.
Они имеют на это право. Мало быть признанным тулку. Одного звания недостаточно. Нужно обладать соответствующими знаниями, вести себя подобающим образом. И тибетцы всегда внимательны к таким вещам, даже когда речь идет о тибетских ламах. Чтобы отличить подлинного ламу от самозванца, вам потребуются ваши собственные знания.
– А как вы думаете, Запад повлияет на буддизм?
– Нет, не думаю. Дело в том, что буддизм работает с главными человеческими проблемами: старостью, страданием, болезнями. А эти вопросы мучают богатых и бедных, в Европе и в Африке, сегодня точно так же, как и тысячи лет назад. Когда речь идет о религии, мы должны понимать, что есть два аспекта: культурный и собственно религиозный. Культурные параметры могут меняться в зависимости от страны, и тогда появляются тибетский буддизм, японский, китайский, но основания учения остаются неизменными. Рано или поздно, конечно, появится западный буддизм, который будет отличаться какими-то культурными аспектами, но это не должно затрагивать сути. Нельзя путать аутентичные практики с Нью-Эйджем.
– Вы постоянно говорите, что вы всего лишь "простой монах". Вам не кажется, что в этом утверждении есть некоторая доля лукавства, особенно учитывая то, что тибетцы считают вас воплощением Бодхисатвы сострадания?
– Я – беженец. И поэтому я могу вести себя довольно неформально, в отличие от папы Римского или патриарха, которые вынуждены соответствовать занимаемой ими должности. Я могу позволить себе много смеяться (хохочет). В моей семье все любили и любят посмеяться, и мои братья, и сестры. Я часто думаю о том, что слишком строгий протокол и большое количество формальностей лишь создают дополнительные барьеры между людьми. Я стараюсь их избегать.
(с)
(с)
Семь святых бхакт северной Индии
СЕМЬ СВЯТЫХ БХАКТ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ
Из множества духовных поэтов мы исследуем жизнь и творчество нескольких
Автор: Лакшми Чандрашекар Субраманья
Прежде чем начать разговор о великих поэтах-бхактах, необходимо несколько слов сказать об основном языке, ставшем творческим инструментом многих из них. Хинди сегодня является одним из государственных языков Индии, на котором говорят 615 миллионов человек по всему миру. Индуисты, говорящие на разных языках, из разных регионов так или иначе знакомы с хинди благодаря популярным религиозным песням, бхаджанам, священным писаниям, таким как «Рамчаритаманас» (эпическая поэма о Господе Раме индийского поэта XVI века Тулсидаса (1532-1623), стихов Кабира, религиозным историям, катха, и другим большим и малым произведениям разных жанров. Хинди использует письмо деванагари, что роднит его с санскритом, маратхи, непали, раджастхани, кашмири и диалектами, такими как брадж бхаша и авадхи, которые можно классифицировать как хинди. Это семейство языков стало плодотворной средой для создания большого числа литературных произведений, каждое из которых отличается своим уникальными оттенком.
Брадж бхаша, что означает «язык брадж», был одним из наиболее известных северных литературных языков Индии с XVI до начала XX века. Брадж – это область в Индии, расположенная с обеих сторон реки Ямуны и с центром в Матхуре-Вриндаване в штате Уттар-Прадеш. Будучи поэтическим проводником многих бхактов Кришны, брадж был также главным языком знати. Речь идёт о тех временах, когда жизнь «преданных» и «придворных» была тесно переплетена.
Санатана Дхарма (индуизм) породила множество поэтов-святых, увековеченных традицией. Их песни преданности живут в веках после их физического ухода,
продолжая нести дух беззаветной любви и тоски по Богу. Семь североиндийских святых, с которыми мы предлагаем вам встретиться в этом обозрении – Лал Дэд, Свами Рамананда, Нарасимха Мехта, Равидас, Сурдас, Даду Даял и Тулсидас – сочиняли на универсальном языке бхакти на пяти индийских языках: кашмири, хинди, гуджарати, брадж бхаша и авадхи. Здесь мы исследуем выборку их великих работ, признавая ограниченные возможности перевода на английский язык.
продолжая нести дух беззаветной любви и тоски по Богу. Семь североиндийских святых, с которыми мы предлагаем вам встретиться в этом обозрении – Лал Дэд, Свами Рамананда, Нарасимха Мехта, Равидас, Сурдас, Даду Даял и Тулсидас – сочиняли на универсальном языке бхакти на пяти индийских языках: кашмири, хинди, гуджарати, брадж бхаша и авадхи. Здесь мы исследуем выборку их великих работ, признавая ограниченные возможности перевода на английский язык.
Наследие этих святых не ограничивается теми местами, откуда они были родом. Многие из них жили в таком религиозном эпицентре как Варанаси и обрели широкую известность во всей Индии. С распространением праздников, посвящённых Мирабаи и Кабиру, комиксов Амар Читра катхи, мультфильмов и сериалов на хинди на религиозные темы, эти святые стали мировыми духовными и культурными иконами.
Они представляют широкий спектр бхакти: от прославления Бесформенной Истины, до воспевания любви Шиве, Раме или Кришне. Нам мало что известно о тех далёких временах из исторических документов, но многое что – из священных эпосов, которые сочинялись и развивались на протяжении веков. При их рассмотрении обнаруживаются общие легенды и темы. Истории каждого из поэтов собраны ими из повествований устных и письменных, народных и исторических, взятых из разных источников.
Жанр стихов-песен, называемый «пад (а)», был излюбленным у многих святых поэтов. Финальные строки в паде предоставляют собой устную подпись автора, чаап, а также указывают на то, что песнь завершена. Они призваны одновременно вызвать в слушателе внутренний восторг от размышления над легендарной историей жизни, бхакти, и восхищение от поэтического гения автора произведения. Этим кратким обзором жизни и творчества семи прославленных святых севера Индии мы надеемся способствовать зарождению подобных возвышенных эмоций у читателя.
Кто является святым? Свами Шивананда так ответил на этот вопрос: «Тот, кто живёт в Боге или Вечном, кто свободен от эгоизма, желаний и неприязни, тщеславия, чувства «моё», похоти, жадности и гнева, кто наделён непредвзятым ви́дением, уравновешенным умом, праведностью и вселенской любовью, кто милостив, терпим и обладает божественным знанием, является святым». Несмотря на то, что в индуистской традиции боготворят многочисленных святых, живших и дышавших бхакти, Индия породила несравнимо большее число подобных опьянённых Богом героев. Не удивительно, что эта древняя страна часто упоминается как Пуньябхуми («земля заслуг»), благословенная земля, в которой святые могли жить где угодно, даже в самых необычных местах. Автор этого обзора хочет почтить святые имена тех, кто проложил путь к духовной жизни всем будущим поколениям.
,..
Полный текст статьи читайте в июньском номере журнала (С) Индуизм сегодня 2020, 2 (11)
,..
Полный текст статьи читайте в июньском номере журнала (С) Индуизм сегодня 2020, 2 (11)
Пашупатинатх – самый почитаемый храм в Непале
ХРАМ ПАШУПАТИНАТХ
Бхадра Шарма, Непал
Пашупатинатх – самый почитаемый храм в Непале
Храм Пашупатинатх, по общему мнению, является наиболее известным из всех храмов Непала. Датируемый не позднее I века н. э. он многократно расширялся и перестраивался различными королевскими династиями.
Наиболее часто упоминаемая история о происхождении храма Пашупатинатх повествует о том, что когда-то на этом месте был лес Шлешмантаки, в котором Господь Шива гулял в образе оленя. Позже здесь был найден шивалингам, вокруг которого со временем возвели храм. Данное ему имя, Пашупатинатх, иногда переводят как «Владыка скота», но доктор С. Сабхаратанам из Ченнаи предлагает более точное его определение. Согласно ему, «пашу» в данном контексте означает не «скот» или «зверь», а «тот, кто скован», т. е. подразумеваются все воплощённые существа. В свою очередь «пати», которое чаще переводится как «господин» (Господь), в данном случае лучше толковать как «тот, кто защищает». «Натха» означает «владыка», и «Пашупатинатх», таким образом, следует понимать как «Владыка и Защитник тех, кто скован». Для написания данной статьи мы использовали репортёрские навыки Бхадра Шармы и экспертное мнение доктора Говинда Тандона, чтобы наиболее подробно изложить удивительную историю этого великого храма.
Во время посещения храма Пашупатинатх в ходе подготовки этого репортажа, я встретил 76-летнего Вишну Прасада Койрала. Одетый в традиционный непальский даура сурувал, он возглавлял группу из 30 фермеров своей деревни, входящей в муниципалитет Итахари, расположенный в районе Сунсари на востоке Непала. Так как три его дочери проживают в Катманду, он, страстный преданный Шивы, часто посещает это место. «Поклонение Шиве, Высшему Богу, приносит мне внутреннее удовлетворение и счастье. Визит в Катманду будет неполным без посещения Его главного святилища», – говорит Койрал. Благодаря его рассуждениям, односельчане также решили посетить этот храм. «Если люди со всех концов земного шара приходят в Пашупатинатх, почему бы и нам не поклониться здесь Господу Шиве?»
Протяжный звон больших медных колоколов, пение гимнов, восхваляющих Господа Шиву, и щебетание птиц, даруют всем вокруг ощущение спокойствия. Лишь стая обезьян докучает паломникам, вырывая пищу у них из рук. Видя садху, живущих вокруг храмовых построек, отказавшихся от удовольствий мирской жизни, понимаешь, как мало на самом деле нужно человеку.
Прачи Карки всего 11 лет, она приехала сюда вместе со своей семьёй из Бхактапура, что в окрестностях Катманду. «Завтра у меня экзамен. Я пришла навестить моего Господа и помолиться Ему о том, чтобы подготовится наилучшим образом», – рассказывает она.
Помимо главного святилища паломников также посещают храмы Гухъешвари, Киратешвары, 15 Шивалай, Врата Сати, Кайласу, лес Шлешмантаки и ашрам Свами Прапанначарьи и Йоги Нарахаринатхи. Здесь повсюду расположены индуистские святыни, а также присутствуют джайнские, сикхские и буддистские места поклонения. Это огромный религиозный комплекс, имеющий большое духовное, историческое и археологическое значение. Ежедневно в течении всего дня храм переполнен верующими.
«В моей стране нет подобного храма. Я нахожу это место уникальным», – говорит Раис Мандан, молодой человек из Гвалиора (Индия), пока мы стоим в очереди перед огромной статуей быка Нанди, расположенной прямо напротив входа в главное святилище. Для Мандана и его четверых друзей дорога сюда из Гвалиора заняла три дня. Они приехали на заказном автобусе вместе с ещё несколькими группами индийцев из Раджастхана, Варанаси, Гуджарата и Гвалиора. «Здесь так спокойно и удивительно, – делится своими впечатлениями Раис. – Я молился Господу Шиве о благополучии и счастье в моей жизни и жизни общины».
На фото сверху: пятиликий лингам: это металлическое навершие лингама, датируемое XIX веком, из Непала (сейчас находится в музее в Германии), выполнено в том же стиле, что и шивалингам в храме Пашупатинатх
Дорога к храму.
Тысячи паломников прибывают в храм по дорогам изо всех областей Непала – Какадбхитты, Биратнагара, Биргунджа, Бхайрахавы, Непалганджа и др. Приезжают верующие из Индии, Малайзии, Сингапура, Индонезии, США, Великобритании, Южной Африки, России, Беларуси, Украины, Франции и т.д. В любой день здесь собирается не менее десяти тысяч человек.
Вход в храм Пашупатинатх разрешён только для последователей индуизма, ограничения касаются в том числе буддистов, джайнов и сикхов, для которых предусмотрены отдельные места поклонения на территории храмового комплекса. Ягья Радж Гхимир, брамин, высказывается по этому поводу: «Только традиционным индуистам разрешается входить в главный храм, христианам и мусульманам это запрещено. Они могут пройти на территорию храмового комплекса, но не внутрь храма». Индуисты, совершающие погребальные церемонии, также не должны входить в храм.
Охрана расставлена у каждого входа, ведущего к главному храму, и может в любой момент проверить удостоверение личности, паспорт или другой документ, а также оценить внешний вид, форму одежды, чтобы принять окончательное решение. Впрочем, так проверяют только тех, кто вызывает подозрение. «Белые» люди не допускаются в храм как категория, хотя некоторые из них могут действительно оказаться индуистами. Учитывая большой поток западных туристов в Катманду, для офицеров было бы затруднительно отобрать из них парочку настоящих индуистов, тем более в отсутствии какой-либо общей системы верификации присоединения к индуистскому религиозному сообществу. Индуисты, таким образом не допущенные в храм, с пониманием относятся к необходимости контролировать поток туристов и довольствуются поклонением за пределами главного святилища.
Вход на прилегающую территорию храмового комплекса платный. Заплатив немногим меньше девяти долларов, неиндуисты могут посетить Парк оленей, увидеть кремационные гхаты и различные монументы, построенные вокруг главного храма. 28 экскурсоводов из Ассоциации туристических гидов Пашупати готовы рассказать посетителям о значении различных важных достопримечательностей.
Паломники, допущенные к посещению, проходят на территорию главного храма по каменным плитам мимо большой бронзовой статуи Нанди, после чего следуют вперёд по мраморному полу, окружающему сам храм. С каждой из четырёх сторон храма находятся двойные двери в серебряных окладах, а над каждым проходом возвышаются по два больших медных колокола. Над каждой дверью располагается каменная торана, резное обрамление дверного проёма, замыкающаяся полукруглым фронтоном над трехуровневым карнизом. За каждой из четырёх двойных дверей находятся вторые двойные двери, которые открывают вход во внутреннее святилище.
Метровый каменный шивалингам, доступный для даршана со всех сторон, покрыт кавачей, навершием из золота и серебра, на которой изображены лики Шивы. Кроме четырёх священников, бхатт, никому не позволяется прикасаться к шивалингаму.
Как объясняет доктор Тандон, бхатты происходят из рода Трилинга дравидов с Юга Индии. Критерии их отбора очень строгие. Претенденты в возрасте от 25 до 40 лет должны быть высоко сведущими в индуизме учёными Трилинга браминами, обязательно женатыми (но иметь не более одной жены), физически здоровыми и без каких-либо заметных шрамов или других изъянов на теле. Комитет по отбору священнослужителей Пашупати Траста (PADT) выдвигает свои рекомендации на должности одного главного священника и трёх его заместителей. Премьер-министр Непала, главный покровитель Траста, делает соответствующие назначения (раньше эта обязанность лежала на короле).
В 2008 году, после того как к власти пришли маоистские повстанцы, и страну провозгласили светским государством, была предпринята попытка прекратить эту традицию. Однако Верховный суд Непала отклонил решение нового руководства страны, и сильные протесты со стороны индуистской общины, в том числе непальских священников, служащих в храме, вынудили правительство отступить.
Священникам-бхаттам выплачивают исключительно высокое жалование: главный жрец получает 70 тысяч долларов в год, а каждый из трёх подчинённых жрецов порядка 35-43,5 тысяч долларов в год. Для сравнения, президент Непала, самый высокооплачиваемый член правительства, получает 15,7 тысяч долларов в год. Руководство Траста объясняет столь высокую оплату, указывая на то, что священнослужители должны отказаться от своей личной жизни и полностью сосредоточиться на жизни храма. Главный жрец проживает в пределах главного храма, тогда как другие жрецы живут на прилегающей территории. Нынешние священнослужители все из Карнатаки. Это Ганеш Бхатта, главный жрец из Удупи, и подчинённые ему жрецы: Рамкаранта Бхатта из Мангалора, Гириш Бхатта из Сирси и Нараян Бхатта из Бхаткала. Шри Рагхавендра Бхатта (пятый жрец бхатт) из Мангалора является священнослужителем в храме Васуки. Все они должны брить головы и ходить босыми по территории храмового комплекса.
На фото сверху: окрестности храма. Наш фотограф сделал этот панорамный снимок с вертолёта, пролетавшего над территорией храма (главный аэропорт страны находится неподалеку, чуть восточнее этого места). Справа мы можем увидеть священную реку Багмати, а немного левее и чуть выше от центра сам храм Пашупатинатх. Пять шпилей-шикхар в центре фотографии – примыкающий храмовый комплекс Панча Дэвал, посвященный Шиве.
Жрецы Пашупатинатха
Один из верующих, Ом Шаран, рассказывает для журнала «Индуизм сегодня»: «Мы должны поблагодарить индийское правительство за то, что оно прислало сюда таких высокодуховных индуистских священнослужителей. Они даже не выходят за территорию храма, никогда не вкушают пищу, приготовленную посторонними людьми».
Отчасти благодаря этой традиции приглашать в качестве священнослужителей жрецов бхаттов, Пашупатинатх стал почитаемым местом паломничества для индуистов со всей Индии. Будь с визитом премьер-министр, президент или болливудская знаменитость, никто из них не покинет Непал, не посетив храм. Нынешний премьер-министр Индии, Нарендра Моди, был здесь в 2014 году, пожертвовал большое количество сандалового дерева и анонсировал создание фонда для строительства дхармашалы, способной разместить всё возрастающее число паломников, в Пашупатинатхе.
Четыре священнослужителя совершают ритуальные поклонения каждый день. Двери храма открываются в четыре утра. Все четверо появляются в главном храме примерно к восьми часам. Первый из трёх младших жрецов проводит службу южному лику, на нём Шива представлен как Агхора; второй – восточному лику, Шиве в форме Татпуруши; третий – северному лику Шивы, Вамадэве. Главный жрец возглавляет поклонение западному лику Шивы, в форме Садьоджаты, и лику на вершине шивалингама – Ишане. Служба завершается гупта пуджей в районе двух часов дня и возобновляется в пять вечера. В семь часов вечера храм закрывается.
Местные непальские жрецы, называемые бхандари, всячески помогают четырём жрецам бхаттам, особенно во взаимодействии с прихожанами. В наши дни на должность помощников в храме назначено 88 бхандари. Трём из них поочередно разрешается прислуживать у западного лика Пашупатинатха, помогая непосредственно главному жрецу бхатту. Помимо бхандари ещё 1000 непальских священнослужителей нанимается храмом для проведения пудж в многочисленных святилищах и местах поклонения на обширной территории комплекса.
Помимо обычного поклонения, верующие могут заказать специальные пуджи, как правило, с 09:30 до 11:15, сделав пожертвование, соответственно своему финансовому положению – от 10 долларов до гораздо больших сумм. По словам Прем Хари Дхуганы, руководителя культурного отдела Пашупати Траста: «Специальные службы, заказываемые верующими по их желанию, являются одним из главных источников дохода храма. Разница между обычным ритуалом поклонения и специальной службой заключается только в том, что заказавший особую пуджу получает более быстрый доступ в храм и возможность предложить молоко шивалингаму. При этом поклонение проводится главным жрецом».
На фото: один из жрецов бхаттов в сопровождении охраны на территории храмового комплекса Пашупатинатх.
Из двенадцати гхатов комплекса, два Арья гхата предназначались для кремации тел только особо важных персон. «В прошлом только усопших членов королевской семьи, глав правительства и министров кремировали с государственными почестями на Арья гхатах, – утверждает Сародж Гхимир, служащий Центра обслуживания гхатов, – всех остальных кремировали на Бхашмешвара гхате». В наши дни сожжение тела умершего на одном из двух Арья гхатах доступно всем.
Кремация на Бхашмешвара гхате стоит чуть меньше 11 долларов, а на Арья гхате – 44 доллара. Дополнительно взимается регистрационный сбор – около 2 долларов. После предъявления квитанции о регистрации, семья может бесплатно получить необходимое количество дров от храма. Для совершения кремаций привлечено 30 работников. Им платят семьи: от пяти до десяти долларов или более (в зависимости от состоятельности родственников). Сельские жители и бедняки самостоятельно выполняют всю необходимую работу во время кремации.
Сначала тела приносят к Брахманалу, каменному постаменту у реки, в том месте, где выходит сток из главного святилища, и молоко, в большом количестве возливаемое на шивалингам, стекает в священную Багмати. Затем их укладывают на платформу для кремации, которая занимает несколько часов. Как только тело полностью сгорает, остатки погребального костра предают реке, и их уносит течением.
К сожалению, Багмати загрязняется, несмотря на некоторые меры, направленные на поддержание её чистоты. Особенно большая проблема встаёт во время осушения реки, за два месяца до начала муссонов. Основными причинами загрязнения считают постоянно растущее число паломников и, практически неуправляемую, застройку Катманду.
Чтобы воскресить былую славу священной Багмати, Пашупати Траст работает над двумя проектами совместно с Азиатским банком развития. Первый будет осуществляться за счёт сбора дождевой воды для увеличения объёма внутреннего водоснабжения храмового комплекса. Второй – это коллектор, в который реку заберут в районе Сундариджала, расположенного вверх по течению, в лестной местности в четырнадцати километрах от Катманду, и выведут прямо перед храмом, таким образом минуя все населённые пункты на этом участке.
Также разрабатываются меры по очистке реки за счёт контроля выбросов загрязняющих веществ. Еще один важный правительственный проект – станция очистки сточных вод Гухъешвари, расположенная выше по течению недалеко от храма, которая может очищать тридцать шесть миллионов литров в день и существенно улучшить качество воды в реке. Ожидается, что в этом году все работы по очистке будут вестись в полную силу.
На фото: Бхашмешвара гхате. В среднем около 18 кремаций проводится ежедневно на гхатах Багмати, расположенных недалеко от входа в храмовый комплекс.
Садху
В Пашупатинатхе можно встретить девять категорий садху: натхов, удасинов, вайраги, вирмалов, агхори, вайшнавов, капаликов, джошмани и брахмачари. Все они выполняют свои духовные практики, садханы, в отведённых для них местах, известных как акхары, на территории храмового комплекса. Их образ жизни и садханы отличаются в зависимости от секты к которой они принадлежат, но конечная цель у всех одна – реализация Бога.
Наш репортёр встретился с несколькими садху, в первую очередь с натхами, которых можно узнать по проколотым ушам с очень массивными серьгами (кундалами). Здесь их около десяти, они живут на вершине ближайшего холма, следят за чистотой тела, выглядят опрятно и не едят мясо. «Наша садхана начинается утром с боем плоского барабана нагара, знаменующим время для её начала, и завершается арати Горакхнатху (гуру-основателю данной традиции) в пять вечера, – объясняет Йоги Омнатх, – поддержание огня в дхуни, наставление людей и поклонение – это и есть наши основные практики».
На территории храмового комплекса живут трое агхори. В отличии от натхов, они предпочитают жить вблизи от кремационных гхатов, не особо заботятся о чистоте и едят что придётся, как правило, из капалы, чаши, сделанной из человеческого черепа. Они умащают тело пеплом с кремационных костров, носят чёрные одежды, часто приручают собак, курят марихуану и не брезгают алкоголем. Их образ жизни не назовешь обычным, многим он может показаться даже весьма странным.
Садху из числа вайшнавов пробуждаются ранним утром, разжигают огонь, принимают омовение и наносят тилаки, после чего воспевают мантры Шиве. «Мы едим только простой рис с чечевицей, не употребляем алкоголь и не едим мясо», – рассказывает Радха Баба, сидящий скрестив ноги и держащий в руке змею, сплетённую из верёвок, возле храма Рамы. Этот храм очень популярен среди вайшнавских садху, которых здесь большинство.
На фото: место для аскезы и садханы. (сверху) Два садху-вайшнава; (снизу) садху, собравшиеся вокруг костра накануне Махашиваратри в Пашупатинатхе.
Во времена монархии, королевская семья никогда не пренебрегала своими обязанностями проведения службы в храме на Махашиваратри. Сегодня эти функции выполняют глава государства и другие высокопоставленные лица, впрочем, и сами члены свергнутой королевской семьи продолжают поддерживать эту традицию.
Многие другие религиозные праздники также отмечаются в Пашупатинатхе. Один из самых красочных – Тидж, ежегодно отмечаемый в Непале праздник замужних индуистских женщин, во время которого они постятся и молятся о благополучии своих мужей и семей. В этот день храм открыт только для женщин, приходящих в красных (иногда синих) свадебных сари. Этот трёхдневный праздник сопровождается танцами, пением и пиршеством, которое мужчины организуют в последний день торжества. Тидж считается индуистским праздником женственности.
Как добраться
Добраться до храма Пашупатинатх достаточно просто, он находится на небольшом расстоянии от Международного аэропорта Трибхуван и всего в нескольких минутах езды от кольцевой автодороги, окружающей Катманду. В 6 километрах от храма есть несколько четырех- и пятизвёздочных ресортов. В непосредственной близости от храма Пашупатинатх можно поселиться в трёхзвёздочных отелях, доступны также варианты с бюджетным размещением. В округе расположено множество ресторанов и кафе, где можно вкусно поесть.
Вид Гималаев на севере, открывающийся из храма Пашупатинатх, всегда завораживает. Что касается климата, даже жарким летом, воздух здесь охлаждается за счёт естественного кондиционирования, отчего зной в Катманду не ощущается. При этом зима в Катманду умеренная и не кажется такой уж холодной. Достаточно утеплиться с помощью обычного свитера и куртки.
Впервые попав на парковую территорию, примыкающую к храму, сразу обращаешь внимание на большое количество уличных торговцев с обеих сторон дороги, продающих подносы с листьями бильвы, бильвапатра, для поклонения. Также у них можно приобрести бархатцы, чётки, дипы, благовония и много чего ещё. Работающие с раннего утра до восьми вечера, их прилавки пестрят малами из рудракши, шалиграмами и другими религиозными предметами. Ещё больше товаров предлагают на большом базаре, расположенном внутри храмового комплекса.
Когда паломники проходят вторые ворота, ведущие к главному храму, их направляют сдать обувь к специальной комнате хранения, которая была сооружена Пашупати Трастом несколько лет назад для удобства паломников и обеспечения сохранности их обуви. Сервис доступен с четырех утра до восьми вечера. После этого можно войти в храм, совершить поклонение и посетить близлежащие святыни.
На фото вверху: длинная очередь женщин, одетых в красные сари, на входе в храм со стороны Арья гхата во время праздника Тидж в Пашупатинатхе. Покрытая золотом 2-х ярусная крыша храма возвышается в центре.
Карта территории храмового комплекса Пашупатинатх
- 1Махаснанагхар. Изначально это место предназначалось для хранения различных ритуальных предметов для проведения пуджи, а сейчас здесь располагается музей Пашупати.
- Сано Садаварта Саттал. Раньше здесь был продуктовый склад, теперь это резиденция жреца храма Васуки.
- Рудрагарешвар Стхана. Храм, построенный для шивалингама Рудрагарешвары.
- Бадринарасимха Гутхигхара. Раньше общественная дхармашала, построенная Бадринарасимхой Раной, в настоящее время – офис Бадринарасимха Траста.
- Шанкарачарья Матх. Монастырь, построенный в честь Ади Шанкарачарьи.
- Кулананда Джха Сахал. Общественная дхармашала, построенная Куланандой Джха, офисы Пашупати Траста (PADT – Pashupati Area Developlent Trust).
- Гопура. Большие врата и окружающие строения у западного входа в главный храм.
- Храм Шри Пашупатинатх
- Пашупатигхата Сева. Хоспис.
- Пандра Шивалайа. Пятнадцать небольших святилищ, посвященных Шиве, расположенные вдоль берега священной реки Багмати.
- Сад Ваджрагхара
- Ваджрагхара Саттал. В прошлом общественная дхармашала, сейчас не используемая.
- Арья гхаты. Кремационные гхаты, традиционно предназначенные для особо важных персон.
- Бхандаригхара. Постройка, предназначенная для общины непальских Бхандари.
- Панча Дэвал. «Пять святилищ», посвященные пяти формам Шивы; окружающая постройка – старинное здание, выполненное в традиционном неварском стиле.
- Храм Шивы Амаркантешвар/Сурешкантешвар
- Храм Лакшминараяна/Рамы
- Гаибаччха Севастхала. Коровник.
- Торговая галерея
- Храм Самраджьешвар/Самраджьешвари. Храм, построенный Самраджьешвари Шахом.
- Ведавидьяшрам дхармашала
- Веда Видьяшрам
- Банкали Дэв Уддхьян. Парк, названный по имени леса Банкали.
- Новая торговая галерея
- Хамсамандапа. Зал для выступлений, названный по имени легендарного лебедя Хамсы.
- Лалитешвар/Крияпутригхар. Место скорби.
- Мадхаврадж Сумарги Бхаван. Сооружение для проведения различных мероприятий.
- Электрический крематорий
- Парк Банкали/Крипалу
- Холм Кайласа