среда, 28 августа 2024 г.

Шива и Парвати

 ШИВА ОБЪЯСНЯЕТСЯ ПАРВАТИ В ЛЮБВИ (из Махабхагавата-пураны)













При виде ее сказал запинаясь Махадева, 

На чьем теле поднялись волоски, с преданностью, радостный душою, о великий муни:

«Долгое время разлука сердце мое опаляла, 

Ты моя шакти, в сердце живущая Махешвари,

С почтением твои стопы-лотосы на своей лотосной груди держа, 

Я дарую прохладу сердцу, сжигаемому разлукою с тобою». 

Молвив так, Махадева, пребывающий в высочайшей йоге,

Лежа ее стопы-лотосы принял на свою грудь тогда. 

В блаженстве созерцания приняв облик неподвижного трупа,

С высочайшим почтением на нее он глядел не отрываясь. (23.22–27)


Шри-Махадева сказал:

Затем Шамбху, взяв оставшийся от тела Камадевы

Пепел, им натер все тело, 

А после на вершине Индры средь гор вместе с сонмами бхутов

И Парвати в подвижничество погрузился. 

И пока Шамбху созерцал ту Богиню, а Богиня его, Шанкару,

В сердце созерцала, три тысячи лет минуло. 

После этого Шамбху, терзаемый болью из-за Камы в образе пепла,

Приблизившись к Парвати и сложивши ладони, эти слова 

Промолвил: «О Высочайшая владычица, подвижничество суровое оставь!

Созерцанием, чтением мантр, соблюдением великого [обета] молчания ты 

[Меня] купила, я раб твой, меня служением займи!

Омывать тебя, надевать жемчужную нить и [браслеты] кеюра, 

Украшать твое тело, нанося [на стопы] красный лак и прочее,

Поручи, о Дочь гор, если ты ко мне милостива, о Благая! 

Сильно опаляет меня Мадана в образе пепла,

Пребывающий на теле, о Великая Богиня, меня спаси от Манобхавы! 

Ты Дурга, уносящая прочь все трудности и страданья и преподносящая желанные плоды,

Кто находит у тебя прибежище, тем тяготы не ведомы. 

Я у тебя всецело с чувством преданности обрел защиту.

Меня спаси, о Великая Дурга, из пучин океана страсти! 

Как ты, исполненная жалости, даруешь освобождение тем, кто памятует о тебе,

Так и меня из сострадания вытащи из моря вожделенья! 

Так упрашиваемая Шамбху, молвила Дочь гор,

Обращаясь к подруге и пряча от стыда лицо, осиянное улыбкой: 

«Не будучи выдана отцом, как я к нему подойду.

Поэтому пусть берет мою руку, как предписано, Хара. 

Моего отца, лучшего средь гор, через какого-либо мудрого человека

О своем намерении касаемо свадьбы пусть известит Махешвара». (24.1–14)

Успение Пресвятой Богородицы

 28 августа. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ — ВРЕМЯ РАДОСТИ





Успение Пресвятой Богородицы — один из главных богородичных праздников. Кончину Божией Матери называют Успением, что означает «сон», а не смерть. Божия Матерь уснула, чтобы пробудиться к жизни вечной, перейти от земной конечной жизни в Царствие Небесное. Это праздник вечной победы жизни над смертью.

В Евангелиях нет описания этого удивительного события, которое называют второй Пасхой. Предание гласит, что Богородица знала о приближающемся окончании ее земного пути. Она молилась на горе Елеон, где вознёсся Иисус, и ей вновь явился Архангел Гавриил с радостной вестью, что вскоре она увидит Сына. Через три дня Богородица тихо предала Свою душу Богу в окружении апостолов, которые чудесным образом собрались с разных концов света в Иерусалиме. Лишь Фома прибыл позже и так сожалел об этом, что ему открыли пещеру, где была погребена Богородица. Однако она была пуста. Вечером того же дня Матерь Божия явилась собравшимся на ужин апостолам и сказала: «Радуйтесь! Я с вами — во все дни».

Светлый праздник Успения Пресвятой Богородицы — «время радости», как писал митрополит Антоний Сурожский. По народному поверью в этот день смягчаются самые жестокие сердца, нисходит умиротворение и тихая радость. Можно ощутить себя ребёнком, сидящим на коленях у матери, почувствовать себя защищённым ее любовью. Когда мы чувствуем себя слабыми и беспомощными, мы можем подумать о Матери Божией и получить ее милость. Это сила ее веры и любви и дар ее всем нам. 

Успение Богородицы — это радостная весть о том, что наше земное существо может вместить Небо. Человек может стать причастником Божественной природы здесь на Земле, если пробудит свою крылатую, светлую душу к свету.


Фото: Икона Успение Пресвятой Богородицы, Феофан Грек, 1392 г. 

Дорожка из цветов — праздник Успения Богородицы в Псково-Печерском монастыре.

вторник, 27 августа 2024 г.

Кали Джаянти из Индийского дневника





КАЛИ ДЖАЯНТИ

На восьмые лунные сутки темной половины месяца бхадрапада отмечается день явления Кали, совпадающий с Кришна Джанмаштами.

Славьте Кали, Черную Матерь,
Что на шмашане хохочет и пляшет,
Что среди мертвых тел и шакалов
Пьет вино из черепа-чаши.

25 августа джаянти Маха Кали, день рождения Кришны и лунный день Кала Байрава (убывающее полулуние)

и как ни странно, можно ухитриться отпраздновать всё это вместе:

- Маха Кали и Кала Байрава супруги по определению;
- Кришна по версии бенгальцев сын Кали и этот праздник для божеств они отмечают как для одного - Кришна-Кали
- Кришна и Арджуна на колеснице на поле Курукшетра перед боем осматривают полки и беседуют о философии, в «Бхагавад-Гите» говорится, что взглянув в рот Кришны, Арджуна увидел Вселенную и всех богов, а Кришна сказал что всё уже предрешено и все собрались здесь чтоб быть убитыми кому суждено:
[картинка показывает] пасть-вселенная принадлежит Байраве и Кали, в которых всё растворяется как в изначальном пространстве, а побоище организовал Кришна

не зацикленным на религиозных дискурсах возможно отметить этот день во всей его полноте, соединив знакомые и понятные энергии божеств в новое Тримурти (три лика)*

лучше вспомнить по отдельности эти энергии, а потом их соединить в одно переживание

*для любителей концептуализировать см. следующий пост

Индийский дневник:
для любящих концептуальные обоснования накидываю варианты к предыдущему посту:
 
Кала Байрава - пространство/конечная реальность, Маха Кали - Шакти/энергия, Кришна - аватар в теле князя, проявляющий Шакти в пространстве Вселенной

и вариант для шактистов:

Маха Кали - конечная реальность/пустота/проявленность в одном лице не разделённая с энергией/шакти, Кала Байрава - активная сила совершающая изменения (раджас), вынуждающая отделить материальные зацепки от духовного мира, Кришна - активный деятель в мире, совершающий невидимую божественную работу Кали/Байрава в мире людей 

важно помнить, что Кришна друг всем реальным пацанам и в отличие от божеств в материи непроявленных (а значит далёких), наоборот как аватар близок каждому человеку (а значит легко доступен и этим стоит воспользоваться)

православным для понимания что единая для всех реальность может быть описана разным языком: Кала Байрава - Отец, Маха Кали - Святой Дух, Кришна - Сын, через которого действует Дух

либо Маха Кали это София (Святая Премудрость и Логос (в качестве логоса она источник алфавита [для индуистов - священного санскрита, чьи слоги активируют энергии тонких каналов тела, что понятно тантрикам]

буддисты тоже могут присоединяться: Байрава в данном случае Махакла (тем более иконографии они почти не отличимы, хотя формально Байрава это Ямантака, а Байрава это Шива, а значит Махакал и в Катманду самая красивая и большая статуя Байрава это Маха Кала Байрава), Маха Кали - допустим Трома Нагмо, а Кришна - видьядхара

День Воплощения Кришны

 




Праздник Кришнаджанмаштами отмечается в честь дня рождения Господа Кришны. Истинным местом рождения Кришны является сердце человека. Только когда сердце человека станет чистым, прохладным и спокойным, как Гималаи, в нем воистину родится Кришна. В чистом, священном и невозмутимом сердце воистину обитает Бог.


Сатья Саи Баба, День Кришна Джанмаштами, 19 августа 2003 г.

Кришна Джанмаштами



День Рождения Кришны — Джанмаштами


Кришна воплотился для того, чтобы возвестить миру послание о Божественной любви, которую воплотили в себе пастушки (гопики). Современный человек подобен глиняному горшку, наполненному нектаром. Его тело сделано из праха, но его дух вечен. Божественность нужно пережить, находясь в теле. Поэтому рождение в человеческом теле не следует считать обычным явлением. Воплощение в человеческом теле имеет большую ценность. Его следует бережно хранить как драгоценность.

Но сегодня такой драгоценный дар считается ничтожным. Важно осознать ценность человеческого воплощения. Какова цель человеческой жизни? Человеку необходимо вернуться к тому источнику, из которого он пришёл. Наш долг заключается в том, что мы должны вернуться в наш изначальный истинный дом.


Из Божественного выступления Сатья Саи Бабы в день празднования Шри Кришна Джанмаштами 18 августа 1995 года

воскресенье, 25 августа 2024 г.

Баба Чезаре

 История садху (индуистского аскета) Бабы Чезаре (1946-2018) который в 1970-е отправился из Италии в Индию в поисках духовности. Это рассказ о человеке, который в погоне за удовольствиями в итоге отказывается от них.





Композитор Коровайчук


 За всю жизнь он дал только два концерта в филармонии. А меж тем музыка его звучала во множестве советских фильмов, причём ставших классикой: «Короткие встречи», «Долгие проводы», «Мама вышла замуж», «Чужие письма», «Два капитана»… Самый неизвестный и самый эпатажный советский и российский композитор. А по мнению многих музыкантов — последний абсолютный гений.


...Худая фигурка то ли мальчика, то ли старика, каштановые волосы до плеч, вязаная красная жилетка, надетая задом наперёд, потёртый плащ и лихо заломленный на бок бордовый берет. Идёт странный человек по Невскому, заворачивает на Садовую, бредёт по Моховой, по улице Чайковского, всё время что-то бормоча себе под нос и нетерпеливо взмахивая тонкими руками, похожими на крылья эльфа. Проходит Литейный мост и смотрит долгим взглядом на Петропавловку, на Смольный. На Финляндском вокзале садится в электричку и выходит в Комарово.


Раз-другой мелькнёт его бордовый берет яркой заплаткой среди сосен и исчезнет в маленьком доме. Кто же он? Композитор, написавший музыку более чем к ста советским и российским фильмам. Любимец Рихтера и Шостаковича. Петербургский гениальный сумасшедший — Олег Николаевич Каравайчук.


Его можно было принять за бомжа, если бы не одухотворённое лицо — лицо человека, полностью погружённого в музыку, ничего и никого не замечающего вокруг. Он носил чёрные очки и разговаривал фальцетом.


Интересно воспоминание о нём Дмитрия Горчева, прозаика и художника, члена Союза писателей Санкт-Петербурга:


«Давался как-то в городе Петербурге торжественный концерт по поводу какой-то важной даты — дня города, может быть, или чего-то там ещё. На концерте присутствовала сама Валентина Ивановна и другие замечательные люди. Состав выступающих на таких концертах не меняется уже много лет: мушкетёр Боярский в шляпе, добрый доктор Розенбаум, кудрявый композитор Корнелюк, пожилая, но по-прежнему сдобная Людмила Сенчина, ну, и бессмертные Эдита Пьеха (иногда с внуком) и Эдуард Хиль. В общем, чем богаты.


И тут вдруг внезапно выходит на сцену композитор Каравайчук... Если вообразить себе самый скверный характер, который возможно вообразить, то у композитора Каравайчука он ещё хуже. Живёт он в крошечной комнатке, в которой едва помещается рояль. За этим роялем он обедает и на нём же спит. Когда его приглашают куда-то выступить, он снимает с подушки свою единственную ни разу не стиранную наволочку для того, чтобы надевать её на голову во время выступления.


Тот, кто пригласил такого человека на торжественное мероприятие, наверняка понёс впоследствии самую суровую и совершенно заслуженную кару. Ибо это было актом чистейшего и неприкрытого вредительства. При Сталине за такое вообще расстреливали.


Ну, и значит, выходит этот композитор Каравайчук к микрофону и говорит своим невыразимо противным скрипучим голосом: «Дорогие друзья! Всё то, что вы тут слышали, — это была страшная дребедень. Для тех, кто думает, что он ослышался, повторяю: дре-бе-день. А теперь мы будем слушать музыку». И в мертвецкой тишине, в которой не пискнула даже Валентина Ивановна, композитор Каравайчук сел за рояль, надел на голову наволочку и заиграл что-то волшебное...»


Олег Николаевич родился 27 декабря 1927 года в Киеве. Мать — пианистка, отец — скрипач. Первые аккорды будущий композитор услышал ещё в колыбели. И возможно, с того момента музыка осталась в нём навсегда. Он начал сочинять с четырёх лет. Говорил отцу, что слышит внутри себя музыку. И отец сказал: «Ты станешь композитором».


В начале 30-х семья переехала в Ленинград. Отец устроился работать на «Ленфильм». Пятилетнего Олега отдали в музыкальную школу. А в девять он уже выступал с собственным сочинением «Колыбельная песня» в Большом зале Московской консерватории.


Потом война, эвакуация с семьёй в Ташкент и встречи, которые, вне всякого сомнения, создали благодатную почву для его гения. Он видел в «Короле Лире» великого Соломона Михоэлса. А сцена, где безумный Лир сражается с ветром, стала прообразом его последующей жизни.


Вернувшись в Ленинград, Каравайчук продолжил занятия в консерватории, но вскоре разочаровался в педагогах и бросил ходить на фортепиано:


«Меня начали купировать, исправлять. Я понял, что это не соответствует движениям моей формы, и ушёл. Я понял, что я сам по себе. Пушкин правильно говорил, что настоящему абсолюту в искусстве нельзя учиться. Потому что этот абсолют — абсолютно один. Если мне будут советовать, то я не пройду ни по своей дороге, ни по его дороге».


Он отказался от всех преподавателей, даже от великого Шостаковича, который упорно звал к себе. Единственным учителем считал Святослава Рихтера, который понимал его на каждом такте.


«Я при нём сочинял музыку на его заданные темы. Ну и жуткие темы он мне давал — попробуй! Я сочинил, а он говорит: "Боже, великие композиторы пять лет продумывали, а ты сразу… И тебя хоть с постели сними, хоть с гроба. Хуже не будет". Вот так и говорил, слово в слово».


Каравайчук сочинял всегда за инструментом, никогда не прерываясь, и только потом записывал.


«Я просто играю себе и играю. Я не импровизирую, я сразу делаю целое <…> Я играю, например, сначала какую-то свою музыку, потом вступает Чайковский, затем Вагнер, но никто не узнаёт его, потому что это мелодия, которая в небесах. Ты делаешься как бы с тремя головами и одновременно живёшь как трёхголовый. Это такая сказка!»


Всё человеческое было ему чуждо. Никто не видел, как он ест, как пьёт. Он жил в одиночестве. Себя называл последним девственником России. У него не было ни телевизора, ни радио, ни телефона. Он освободил себя от любви, семьи, денег, карьеры. Ему важна была только пустота. Великая пустота, из которой рождается музыка. Но иногда этому вечному мальчику хотелось пожить как все люди. Конечно, на свой лад. И потому, наверное, жизнь его окружена историями, одна другой фантастичнее.


В семь лет на концерте он якобы сыграл свою сонату «Во славу Сталина». Вождь народов, присутствовавший на концерте, растрогался, погладил мальчика по голове и подарил ему белый рояль. А рояль ему доставил на грузовике чуть ли не лично Калинин.


На вступительных экзаменах в консерваторию Каравайчук сыграл собственное сочинение, выдав его за Баха, и комиссия ничего не заметила. А на выпускных он вообще отказался играть, потому что ему не понравились «рожи слушателей».


Естественно, его невзлюбили. Хотя, скорее всего, ему просто завидовали.


«Я поступил в филармонию на стажировку как дирижёр. Должен был дирижировать Пятую симфонию Бетховена. И вот я подхожу к Мравинскому:


— Евгений Александрович, правильно я беру такт? — и рукой показываю.


Евгений Александрович отскакивает, садится на кресло и говорит:


— Вот так увидишь один раз такт — и вся жизнь прожита зря.


На следующий день мне музыканты говорят:


— А тебя из поступивших вычеркнули.


Что он сделал? Отнял меня у людей, которые меня могли слышать. Я ничего не потерял. Я насочинял тьму всего. А публика? А время? Подумайте, что вы сделали? Вы же меня не имели! Ну, что? Лучше стало?»


Абсолютному гению неважно признание публики. Для таких, как Каравайчук, быть знаменитым некрасиво. Они вне времени, вне пространства, они живут самой сутью творчества. И хорошо, если найдётся проводник, который познакомит мир с гением. Таким проводником для Каравайчука стала Агния Барто.


В начале 50-х годов Барто написала сценарий фильма «Алёша Птицын вырабатывает характер». Отец Каравайчука, работавший музыкальным редактором на «Ленфильме», однажды сказал сыну, что «Барто — требовательная бабка, бракует одного композитора за другим». Олег Николаевич сел за рояль и с ходу сочинил музыку на стихотворение «Мы москвичи, молодые москвичи». Отец узнал адрес Барто, и уже на следующий день Каравайчук звонил в дверь её московской квартиры.


Музыка Барто очень понравилась, и она немедленно позвонила в Ленинград с требованием утвердить Каравайчука. Но директор «Ленфильма» отвечал ей категорическим отказом. В конце концов договорились о шефе, который будет его курировать. Барто спросила Каравайчука, с кем из композиторов он хочет работать, и он назвал Моисея Вайнберга. С этого дня музыка Каравайчука начала свою жизнь в кино.


С 1953-го и до конца 1990-х годов он написал музыку почти к 150 документальным и игровым фильмам. «Два капитана», «Мама вышла замуж», «Чёрная курица», «Поднятая целина», «Город мастеров», «Долгие проводы», «Драма из старинной жизни», «Чужие письма», «Женитьба», «Принц и нищий»... Работал с Ильёй Авербахом, Александром Ивановым, Виталием Мельниковым, Кирой Муратовой, Сергеем Параджановым, Петром Тодоровским, Иосифом Хейфицем, Василием Шукшиным… Писал музыку к спектаклям Эфроса, Голикова, Могучего.


Музыковед Наталья Рябчикова говорила о нём:


«Олег Каравайчук — один из немногих композиторов, карьера которых покрывает собой разные этапы советского кино. От позднего сталинского кинематографа до постсоветского. И это совершенно разные периоды».


А Марк Пекарский — актёр, музыкант и дирижёр — считал: «Каравайчук — сумасшедший гений. Что является одним и тем же. Он может озвучить зиму, лето, состояние души и всего остального, потому что он удивительно чувствует звук».


В последние годы Олега Николаевича можно было услышать в музее Бродского, где он — очень изредка — давал концерты-импровизации. Публика сидела как загипнотизированная, не сводя глаз с худого мальчика-старика с наволочкой на голове. Он мог играть лёжа на стуле или на рояле. Мог играть с наволочкой на голове. Играл небрежно, неровно, как-то хаотично ударяя худыми руками по клавишам, но каждый раз случалось какое-то чудо. А иногда снимал наволочку и говорил высоким тонким голосом, помогая себе красивым взмахом тонких рук:


— Я из отчаяния не выхожу. Я привык к нему. К такому отчаянию, которого вы даже и представить не можете. И навряд ли, кроме таких, как я, такое отчаяние кто-то знает. В нашей галактике, может, я один. Мне хорошо, когда прибежал в свою лачугу, заперся, никого не пускаю, сижу и сочиняю. Всё. Больше мне ничего не надо. Поэтому отчаяние – это моё всё.


Он был единственным, кому директор Эрмитажа Пиотровский позволил играть на личном рояле Николая II. Рояль был красивый, расписной, но совершенно расстроенный. Олег Николаевич небрежно опустил руки на клавиши — и рояль преобразился. В зал ворвалась стихия музыки. Концерт длился шесть часов. Без перерыва. И не ушёл ни один зритель.


Олега Николаевича не стало 13 июня 2016 года. Похоронили его на Комаровском кладбище. Многие музыканты плакали и говорили: «Ушёл последний гений. Закончилась эпоха». А местные жители вздыхали: «Без него Комарово уже не то». Но городской сумасшедший лежал в гробу с улыбкой на лице. Он ушёл в счастье — в вечное наслаждение музыкой.


Талантливый человек — тот, кто имеет на капельку больше, чем другие. Но кто такой гений? Тот, кто творит, нарушая каноны. Кто сочиняет, не подчиняясь времени. Когда я слушаю музыку Каравайчука, мне кажется, я слышу что-то необъятное, космическое, мне кажется, я слышу, как живёт Вселенная.


Анна Гурина

четверг, 22 августа 2024 г.

Иридесценция




 Все снято вчера в Какао-Бич Флорида моими друзьями

Об этом описал метеоролог из Cocoa Beach.

Запечатлел это в Cocoa Beach, штат Флорида! Похоже, это самая сумасшедшая форма иридесценции, которую я когда-либо видел! Иридесценция - это когда

солнце под правильным углом (обычно ниже в небе), свет преломляется, при правильном типе облака (циррус, который сделан из кристаллов льда, а не капель воды), видны все цвета спектра! И это комбо, с уникальной облачной разработкой, привело к этой красоте!


Дэвид Гроувз

Имя для тантрика

 ИМЯ ДЛЯ ТАНТРИКА


Присоединение к одной из школ Тантры через обряд посвящения (dīkṣā) предусматривает принятие нового имени (dīkṣā-nāman), отличного от прежнего мирского (laukika). Подобная практика существует в разных духовных традициях. Так, при принятии сана у христиан человек меняет свое имя, данное ему при рождении, на церковное, которое в дальнейшем и становится официальной формой обращения к нему.
В Шактисангама-тантре (II.30.8–9; IV.2.90) сказано, что садхака должен избегать назвать шакти именем, данным ей родителями, и наречь ее новым именем. Имена даются в зависимости от того, воплощением какой богини выступает та или иная женщина. Подробно это описывается в II.30.10–25. Очень часто инициатическое имя состоит из двух элементов. В Йогини-тантре Адинатха по воле Кали дает бхайраве Карале наряду с посвящением и новое имя «Кродхавактра» (I.19.45–55). Как правило, второй элемент имени является фиксированным. Согласно «Мригенда-вритти», имя посвящаемого может заканчиваться на -śiva или -gaṇa, «Сомашамбху-паддхати» добавляет к этому также -deva. Часто в качестве второго элемента выступает слово -śambhu (ср. Брахмашамбху, Сомашамбху). А согласно «Брахма-ямале», имя мужчины должно заканчиваться на -bharava, а имя женщины – на -śakti. Тексты трики предписывают для всех окончание -śakti, которому предшествует одно из имен богинь (например, «Тантра-садбхава» 9.123). А у кауликов к их инициатическим именам может добавляться -ānandanātha («Махакала-самхита», «Матсьенда-самхита»). Что касается первого элемента имени, то оно может определяться следующим образом. Во время дикши на голову посвящаемого гуру налагает свою руку, которую он подверг трансформации при помощи мантр, так что она является «рукой Шивы». Бог таким образом овладевает учеником. Затем его ставят перед мандалой, где Шива и его пантеон присутствуют (незримо) в форме мантры; с него снимают его повязку, чтобы он узрел Шиву. Он бросает тогда на мандалу цветок или цветочную гирлянду (puṣpa-pāta), и название мантры, связанное с частью мандалы, на которую упадает цветок или гирлянда, станет первым элементом имени.

Лотосы





 Если ты хочешь вести счастливую жизнь, ты должен быть привязан к цели, а не к людям или к вещам. 

Чем больше в человеке хорошего, тем меньше плохого он замечает в других. Умные и сильные не мстят. Они прощают. Со спокойной улыбкой желают тебе счастья. Ты не ошибаешься, считая человека хорошим. Это он ошибается, когда поступает плохо.
Будьте заняты. Это самое дешевое лекарство на земле — и одно из самых эффективных. 
Общайся со счастливыми — и они заразят тебя не гриппом, а счастьем!
Когда кажется, что весь мир настроен против тебя, помни, что самолёт взлетает против ветра! 
В мире достаточно судей. А друг создан для того, чтобы тебя принять.
Доброе утро, мой драгоценный друг.