понедельник, 14 октября 2024 г.

Напрасна ньяса...

Девибхакта

Напрасна ньяса, напрасна пуджа, напрасно восхваленье,
Напрасна хома, сопровождаемая даров раздачей, если женщине это не доставляет радость.
Разум, сила, слава, красота, долголетье, богатство, [дочери] и сыновья –
Все это гибнет у того, кто женщине чинит обиду.
Лучше бросить матерь и отца, лучше перестать [поклоняться] Хари и Шамбху,
Лучше оставить Богиню, но нельзя свою любимую покинуть.
Лучше порицанье из уст людских, лучше недобрая слава,
Лучше расстаться с жизнь, чем женщине доставить огорченье.
Ни Творец, ни Ачьюта, ни Шамбху, ни вечная Вама
Не в силах защитить того, кто женщину обидел.

Майя-тантра 11.34–38(1)

МАТЧЕСТВО В САНСКРИТЕ
 
Как-то приходилось читать, что одна девушка в качестве отчества официально взяла себе имя матери и в итоге получилось «матчество». Однако то, что для нас выглядит чудачеством, в санскритской литературе общераспространенное явление. «Матчества», а по-научному матронимы, в ней встречаются довольно часто. В «Бхагавад-гите» Кришна именует своего друга Арджуну Каунтея (букв, «Кунтиевич», по имени матери последнего Кунти, kuntī → kaunteya). Также в эпосе могут зваться Юдхиштхира и Бхимасена. Другой матроним – Партхи (pārthāḥ) – может прилагаться ко всем пятерым Пандавам – хотя Накула и Сахадева не были сыновьями Притхи (pṛthā, другое имя Кунти). Вишну, Варуна, Митра и другие небесные боги именуются адитьями – по своей матери Адити. Гаруду нередко зовут Вайнатея (vainateya, его мать – Вината), а героя Бхишму – Гангея (gāṅgeya, его мать – Ганга). Гангеей также иногда величают и Сканду. Как мы видим, матронимы, как и патронимы в санскрите образуются путем перехода гласных в ступень vṛddhi. Сам факт существования матронимов указывает на значимость, придаваемую роду матери и большое уважение к фигуре матери.

Вспоминаю ещё одну свою историю


 Вспоминаю ещё одну свою историю.


Я принес для Свами фотографию патриарха Алексия II. Тогда он был главой церкви.


Свами подошёл, взял у меня фотографию, разглядел ее, потер пальцами.


Затем вернул мне фото обратно со словами: Very saint man, very happy! (Очень святой человек, я счастлив).

Пишет Кирилл Бородин 

Покрова Божией Матери





 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — необычный. Во-первых, он празднуется только в Русской Православной Церкви, хотя не входит в число двенадцати великих православных торжеств. 

Во-вторых, парадоксально, но в его основе лежит поражение войск наших предков. История праздника связана с защитой Богородицей Царьграда-Константинополя, столицы Византию, на которую напали в начале десятого века отряды славян, тогда ещё язычников, под предводительством князя Аскольда. 

Перед лицом опасности, жители города вместе с патриархом собрались на молитву во Влахернском храме. В этом храме хранилась драгоценная святыня — Риза Богородицы, одна из Ее одежд. После всенародного молебна святую Ризу с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Вместе со всеми молился блаженный Андрей, Христа ради юродивый, славянин. Именно он увидел во время молитвы Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых. Матерь Божия сняла головной покров-омофор и распростерла его над молящимися, при этом омофор сиял как солнце. И случилось чудо. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив перемирие, дружины славян сняли осаду Константинополя и удалились. 

Удивительно, но в истории Византии это событие не было прославлено. Почему именно для Руси это событие стало таким значимым, а не для потомков чудесно спасшихся греков? 

Известно, что вскоре после неудачного похода в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора. В условия мирного договора входило положение о Крещении Киевской Руси. Во исполнение договора в Киев была направлена православная миссия. Князь Аскольд и его воины приняли Крещение, уверовав, что христианская вера — истинная. Эта попытка князя утвердить христианство на Русской Земле была неудачной, время еще не настало. Однако, в воспоминание этого события было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля н.с.). Этот праздники называли первым Крещением Руси, становлением Земли Русской под Покровом Божией Матери. С древнейших времен с ним связано почитание Покрова, которое было установлено владимирским князем Андреем Боголюбским. Историю о чуде Покрова он знал с детства из книги жития блаженного Андрея, в честь которого был крещён. С тех пор Русская Церковь считает Покров великим праздником заступничества России Пресвятой Богородицей. 

Он напоминает нам о великой милости Божьей Матери ко всем, кто обращается к Ней за помощью. Это праздник любви Божией Матери, которая защищает тех, кто любит Ее Сына. Не зря Её именуют великой Заступницей, Нерушимой Стеной, которая всегда защитит от любой беды. 

На Руси всегда любили Покров Божьей Матери, всегда верили в него. Благодаря Ему было одержано множество побед над врагами. В  есть Покрова была традиция строить храмы после воинских побед. Первый храм построил Андрей Боголюбский в XII веке — Покрова-на-Нерли, один из красивейших на Земле — в честь победы над волжскими булгарами. Храм стоит на месте смерти его сына Изяслава, скончавшегося после тяжёлого ранения. 

Существует множество икон Покрова Богородицы. Самая древняя XIII века украшает врата Собора Рождества Богородицы в Суздале. А Псковская икона, являющаяся святыней Псково-Печорского монастыря, написана в память о победе над поляками под предводительством Стефана Батория в 1581 году. Особенно почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы казаки. Их иконы отличаются от канонических православных из-за влияния католичества. На них Божия Матерь закрывает людей своей мантией. 

С походом князя Аскольда на Царьград связано и создание знаменитого «Акафиста Покрову Пресвятой Богородице». В нем звучит рефрен, который однажды пронзил мое сердце и стал ежедневной молитвой о мире: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».