вторник, 17 мая 2016 г.

«Рамаяна наших сердец»

В этом году тоже 10 апреля в Московском Саи-центре состоялась очередная встреча с общественностью, посвященная Господу Шри Раме. Называлась она «Рамаяна наших сердец».

     Члены московского центра «Атма», которые отвечали за проведение этой встречи начали готовиться к ней заранее, поэтому, как мне показалось, она очень удалась и присутствующие настолько прониклись энергией Рамы, что когда эта встреча закончилась, все продолжали сидеть на своих местах и никто не собирался никуда уходить. Все как-будто надеялись, что сейчас сюда войдет Свами – Рама и благословит всех своей божественной рукой. И понадобилось еще какое-то время, чтобы прийти в себя и освободить зал для следующих мероприятий. А ведь встреча продолжалась три часа и была полностью посвящена Раме и его приключениям, описанным в «Рамаяне». На встречу собралось около 30 человек, в том числе присутствовало и несколько новичков.
1.jpg  2.jpg  3.jpg

Но, обо всем по порядку. В начале встречи была мантровая часть и мы с удовольствием посвятили ее нашему любимому Учителю – Шри Сатья Саи Бабе, который в своих лекциях и выступлениях очень часто приводил нам примеры идеальной жизни из древнеиндийского эпоса «Махабхарата» частью которого и является «Рамаяна».
     Автором «Рамаяны» принято считать мудреца Валмики, который написал эту поэму для спасения человечества. Главным героем этого эпоса является Рама – аватар, воплощение Вишну, его считают воплощением Дхармы (праведности), Он всегда следовал Истине и считал дхарму и истину основными моральными ценностями, которые помогают людям переносить невзгоды жизни.
4.png

    Очень подробно о Раме  рассказала Инна Барклаева. Она поведала нам о том, что Рама никогда не считал себя царем, а людей своими преданными, любил всех одинаково и прислушивался к их мнению. Он считал, что счастье правителя зависит от счастья и благополучия Его подданных. Рама обладал глубоким интеллектом, всегда проявлял смирение и четко соблюдал законы и обычаи того времени. Рама знал все виды дхармы и считал, что дхарма царя важнее дхармы мужа, т.к. дхарма мужа носит личный характер, а дхарма царя – общественный.    
5.jpg
     Рама показывал пример идеального сына, который беспрекословно выполняет приказы отца и считает, что мать, отца, гуру и гостя надо почитать как Бога. Рама был также идеальным братом, он считал братьев частью своего существа и никогда не причинял им боли, относился к ним как к самому жизненному дыханию и щедро дарил свою любовь каждому из них. Рама был также идеальным мужем и твердо стоял на том, что жена может быть только одна и навсегда. Девизом Его было: «Одно слово, одна стрела, одна жена». Своим поведением Он показал, как  муж должен относиться к своей жене.
     В поэме «Рамаяна» сказано, что Рама был  идеальным другом. Он оставался любящим, внимательным, нежным всегда – в горе, счастье, радости и в страдании.  Он всегда стремился утешить и защитить тех, кто искал прибежища у Его ног. Весь мир для Него – родная семья, все люди - родные братья и сестры.
     Свами нам также постоянно напоминает, что «Дружба должна быть крепкой и никогда не заканчиваться. Но друзья исчезают, как только вы теряете богатство и влияние. Дружба Бога иная. Бог всегда с вами, внутри вас, рядом, вокруг. Каждый человек должен испытать такую дружбу».
     Рама был тверд и непреклонен на пути к цели, Он овладел своими чувствами, у Него не было привязанности к объектам мира и Он обладал смирением, невозмутимостью, а также всегда  придерживался истины и справедливости.
6.jpg

Дальше я рассказала о том, что поэма «Рамаяна была написана 1,2 млн.лет назад и это не просто обычная  история. В ней содержатся учения древних мудрецов, которые представлены посредством аллегорического повествования в сочетании с философией Бхакти. Она состоит из 7 книг и 24 тысяч двустиший-шлок.
     Сатья Саи Баба говорит, что «Мы должны знать: энергия Параматмана посредством майи проявилась в виде материального творения, которое символизирует Сита. Божественную энергию символизирует Рама. Брак между Ситой и Рамой является слиянием Духа (Пуруши) и Материи (Пракрити) т.е. слияние Бога со всеми дживами.  Рама и Равана – это не какие-то конкретные личности, а качества человека и в зависимости от нашего поведения мы превращаемся либо в первого, либо во второго» (ССБ. Л.Л., 1977).
     Идеи и образы эпоса вдохновляли практически всех индийских писателей и мыслителей от Калидасы до Рабиндраната Тагора, Джавахарлала Неру и Махатмы Ганди, который был преданным Рамы и уходил из жизни с его именем на устах.
     Во введении к поэму написано: «Кто читает и повторяет Рамаяну», дающую святую жизнь, свободен от всяческих грехов и со всем  своим потомством вознесется на самое высокое небо». Во второй книге Брахма говорит: «Пока горы и реки будут существовать на земной поверхности, до тех пор и история «Рамаяны» будет обходить свет».
    Рассказав основной сюжет поэмы, я предложила всем погрузиться в славную историю Рамы и его отношений в людьми. И чем глубже мы погружаемся в Рамаяну, тем сильнее убеждаемся, что Рама – это сама вселенская Душа, Душа каждого существа. Дух (Атма) в каждом существе – есть Рама, отсюда и имя АтмаРама. Рама вечен, поэтому Рама-мантру повторяет сам Бог Шива. Имя Рамы означает – «Тот, кто изливает Ананду». Рама являет собой блаженство нашего внутреннего сознания. «Рамаяна» - это история без конца, в каждой жизни разыгрывается Рамаяна.
     Саи Баба, подчеркивая величие «Рамаяны», говорит: «Пусть вашим идеалом станут эти четыре великих героя «Рамаяны» (Рама -  Сатья, Бхарата – Дхарма, Лакшмана – Према и Шатругна - Шанти). Вы увидите, как ваша жизнь наполнится миром и радостью – если только вы станете жить согласно им. Нужно переживать Рамаяну своего сердца, а не исследовать ее как плод чьего-то воображения. Читая, размышляя, вы почувствуете как ее тайный смысл озарит вас, когда ваш разум очистится ее возвышенными идеями. Не увлекайтесь миром материальных вещей: они тают раньше, чем оказываются у вас в руках. Только тогда вам откроется свет и вы сможете озарить путь для других» (ССГ т.2, 2014, с.62-63).
      И еще я рассказала об одном из наших русских произведений – поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила», которое по сюжету не только в общей схеме, но и в мельчайших деталях очень совпадает с поэмой «Рамаяна». Это отметили такие наши исследователи, как переводчик на русский язык «Сказания о Раме» академик Смирнов Б.Л. и исследователь Севера и знаток санскрита Жарникова С.В.
     Судьбы Рамы и Руслана в целом одинаковы. Оба героя представляют собой идеал «вождя народа», его защитника, того, кто уничтожает тиранию злых сил, не щадя своих жизней. Раме, как и Руслану предстоит уничтожить тиранию зла в лице Раваны, с которым не могут справиться даже Боги, т.к. «он для всех существ неуязвим» - для всех, кроме человека, готового отдать жизнь в борьбе со злом.
     Вероятно, в основе поэмы Пушкина «Руслан и Людмила» лежит какой-то древний сюжет, единый как для восточнославянской, так и для индоиранской мифопоэтической традиции, отмечал Смирнов Б.Л.
     И Черномор в «Руслане и Людмиле» и Равана не могут сделать своих пленниц насильно своими женами. И Сита, и Людмила ожидают своих мужей среди деревьев прекрасного сада, окружающих как дворец Раваны, так и дворец Черномора.
     Руслану в его борьбе с Черномором помогает волшебник Финн и голова брата Черномора, которую злодей отсек волшебным мечом, но сохранил в ней жизненную силу. В «Сказании о Раме» герою также помогает брат ракшаса – мудрый волшебник Вибхишана.
     Согласно древнеиндийскому эпосу Рама и его брат Лакшмана были убиты, но Вибхишана воскрешает обоих героев. В поэме Пушкина мудрый волшебник также воскрешает Руслана водой из двух ключей, текущих в чудной долине «за дальней цепью диких гор».
     Не рок, а именно решение самого героя определяет дальнейшую судьбу. И эта мысль является ведущей как в «Сказании о Раме», так и в «Руслане и Людмиле», потому что Раме, как и Руслану предстоит уничтожить тиранию зла. При этом в «Рамаяне» с неба звучат слова: «Ты выполнил великое дело, облеченный божественным светом… Пока стоит земля, миры тебя будут славить».
     То же самое и в поэме Пушкина: Финн, прощаясь с ожившим Русланом, говорит ему:
«Судьба свершилась, о, мой сын!
Тебя блаженство ожидает:
Тебя зовет кровавый пир;
Твой грозный меч бедою станет;
На Киев снидет кроткий мир
Врагов смутит твое лицо.
Настанет мир, погибнет злоба»
7.png  

     Свами говорит нам: «Человеку приходится сталкиваться в жизни со многими препятствиями, но никогда не следует унывать. Жизнь – это вызов, прими его. Жизнь – это мечта, осуществи ее. Жизнь это игра - играй в нее. Жизнь – это любовь, наслаждайся ею. Будь весел и отважен перед лицом несчастий, никогда не давай воли никакой слабости» (ССГ «Сила воли и намерения», 2014, гл.8, с.116)
     Все слушали в такой необыкновенной тишине наши рассказы  о Раме и «Рамаяне», поэтому с наслаждением переключились на небольшую сценку из жизни Рамы, в которой приняли участие наш постоянный сценарист Саша Семашко, а также сыграли наши замечательные исполнители Володя Смородинников (Рама) и Виктор Мальшаков (старый брамин).
9.jpg

10.jpg

12.jpg

     Затем мы посмотрели небольшой отрывок из фильма «Рамаяна», поставленного индийскими кинематографистами, в которой Рама, возвращается в Айодхью после победы над Раваной и  перед ним предстают все Боги и отец и он говорит о значении Дхармы для каждого из всех живущих на земле.
     И в заключение, вдохновленные энергией «Рамаяны», мы стали участниками необыкновенного хоровода, который организовала и провела для нас Ульяна Вареничева  и который мы провели под пропевание бхаджана:
                       Рам, Рам! Разгорятся наши сердца.
                       Саи Рам! Разгорятся наши сердца
                       Рам, Рам! Разгорятся наши сердца.
                       Воспевая имя Рам, мы чистим тела храм

                       Помоги познать нам Атму, Господь Саи Рам.

     И наши сердца действительно разгорелись в едином танцевальном порыве, когда
мы славили священное имя Рамы и пытались познать нашу Атму с помощью Господа Рамы. И многим это удалось. Я видела прекрасные посветлевшие лица, взымающие руки к Богу и чистящие храм нашего тела. И это прекрасное состояние полета Души во
время танца я думаю посетило всех, кто участвовал в этом прекрасном действе.
     А затем были бхаджаны, где мы опять восславляли славное имя Рамы прекрасным бхаджаном:
          Сердцем, преисполненным любви,
          Повторяю:  Рама, Рама, Рама.
          То, что уничтожит все грехи
          Имя Рама, Рама, Рама.
          Мать, отец и самый лучший друг –
          Это – Рама, славный сын Айодхьи…
     Вот и закончилась наша встреча, но в ушах все еще звучат слова бхаджана о Раме, замечательном герое «Рамаяны», идеальном воплощении царя, сына, мужа и друга, АтмаРамы нашего сердца.

С любовью,  Людмила Депутатова
Координатор по Крылу преданности Центрального региона, г.Москва

image.jpg

Комментариев нет:

Отправить комментарий