Тринадцать лет назад в день празднования Будда Пурнимы Баба был не в Прашанти Нилаяме и не в Бангалоре, а в наполненном покоем Кодаиканале - умиротворённом уголке среди густых лесов в горах Палани в штате Тамил Наду.
В пребывании Бабы в Кодаиканале в 2003 году не было ничего необычного, так как много лет Он проводил лето в этом живописном месте. Начиная с 1986 года Баба часто приезжал сюда с группой студентов и преданных к радости жителей этого небольшого горного городка.
Но пребывание в Кодаиканале в 2003 году было особенным по нескольким причинам. Во-первых, это была совершенно неожиданная поездка. Обычно Баба ездил в Кодаиканал в апреле и возвращался в первую неделю мая, или в редких случаях неделей позже. Но в том году Баба поехал в "Саи Шрути", Его обитель в Кодаиканале, в середине мая.
Во-вторых, это было очень короткое путешествие - всего около недели, хотя другие визиты длились не меньше двух недель.
Самым необычным в этой поездке было празднование Будда Пурнимы в самой чистой и наполненной покоем атмосфере: с одной стороны озера в Кодаиканале росли белоснежные лотосы, а с другой - огромные и величественные серебристые дубы. Повсюду цвели фиолетовые, красные, малиновые, желтые цветы. Казалось, что в них выражалась вся гамма эмоций человека.
Было так замечательно, что Бхагаван решил праздновать Будда Пурниму в Кодаиканале. Но только некоторым была дарована привилегия стать свидетелями следующего события.
В то утро Баба говорил со студентами в "Саи Шрути" и подробно рассказывал о чистоте природы Будды, о том, как он достиг просветления и обрёл так много безукоризненных добродетелей. Когда Баба говорил, Он неожиданно стал вращать ладонью, ухватил пустое пространство и тут же закрыл ладонь. Когда ладонь раскрылась, все студенты только с благоговением ахнули!
Баба держал в руке прекрасное миниатюрное изображение Будды багряного цвета.
Тогда Свами спросил: "Скажите, из чего это сделано?"
"Свами, это гипс из Парижа".
"Свами, из песка".
"Свами, из глинозёма".
Баба отклонил все ответы и сказал: "Эта фигурка сделана из глины Люмбини, которая находится там, где родился Будда".
Затем Баба рассказал о различных аскезах и суровых духовных практиках, которыми занимался Будда на пути к достижению Нирваны (просветления). Во время беседы Баба сделал паузу и с неожиданной твёрдостью в голосе сказал: "Любой человек, размышляющий о Будде, может обрести Мокшу (освобождение)".
Источник: http://www.omsrisair...a_purnima/0-454
В пребывании Бабы в Кодаиканале в 2003 году не было ничего необычного, так как много лет Он проводил лето в этом живописном месте. Начиная с 1986 года Баба часто приезжал сюда с группой студентов и преданных к радости жителей этого небольшого горного городка.
Но пребывание в Кодаиканале в 2003 году было особенным по нескольким причинам. Во-первых, это была совершенно неожиданная поездка. Обычно Баба ездил в Кодаиканал в апреле и возвращался в первую неделю мая, или в редких случаях неделей позже. Но в том году Баба поехал в "Саи Шрути", Его обитель в Кодаиканале, в середине мая.
Во-вторых, это было очень короткое путешествие - всего около недели, хотя другие визиты длились не меньше двух недель.
Самым необычным в этой поездке было празднование Будда Пурнимы в самой чистой и наполненной покоем атмосфере: с одной стороны озера в Кодаиканале росли белоснежные лотосы, а с другой - огромные и величественные серебристые дубы. Повсюду цвели фиолетовые, красные, малиновые, желтые цветы. Казалось, что в них выражалась вся гамма эмоций человека.
Было так замечательно, что Бхагаван решил праздновать Будда Пурниму в Кодаиканале. Но только некоторым была дарована привилегия стать свидетелями следующего события.
В то утро Баба говорил со студентами в "Саи Шрути" и подробно рассказывал о чистоте природы Будды, о том, как он достиг просветления и обрёл так много безукоризненных добродетелей. Когда Баба говорил, Он неожиданно стал вращать ладонью, ухватил пустое пространство и тут же закрыл ладонь. Когда ладонь раскрылась, все студенты только с благоговением ахнули!
Баба держал в руке прекрасное миниатюрное изображение Будды багряного цвета.
Тогда Свами спросил: "Скажите, из чего это сделано?"
"Свами, это гипс из Парижа".
"Свами, из песка".
"Свами, из глинозёма".
Баба отклонил все ответы и сказал: "Эта фигурка сделана из глины Люмбини, которая находится там, где родился Будда".
Затем Баба рассказал о различных аскезах и суровых духовных практиках, которыми занимался Будда на пути к достижению Нирваны (просветления). Во время беседы Баба сделал паузу и с неожиданной твёрдостью в голосе сказал: "Любой человек, размышляющий о Будде, может обрести Мокшу (освобождение)".
Источник: http://www.omsrisair...a_purnima/0-454
ЖИЗНЬ БУДДЫ
Баба часто говорит, что обретение чистоты - это суть всех духовных практик. Жизнь Будды после просветления сияет чистотой характера. В этот день мы должны бережно сохранить в наших сердцах решимость переносить любые трудности, противостоять любым соблазнам и преодолеть любые обстоятельства, испытывающие нашу чистоты, а так же стремиться с настойчивостью Будды обрести постоянные и трансцендентные покой и счастье, способные принести нам истинное удовлетворение.
БУДДИЗМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ТРУДНОСТЕЙ В ПУТЬ
Использование трудностей для порождения бодхичитты и разрушения эгоизма
Трудности дают благую возможность развивать бодхичитту, так что вы начинаете чувствовать чужие страдания невыносимыми для себя. Практиковать бодхичитту, уметь поставить себя на место другого, означает отвергать себя и заботиться о других более, нежели о себе.
Великий бодхисаттва Шантидэва сказал в Бодхичарьяаватаре, что, не будучи в состоянии поставить себя на место другого, вы не только не достигнете просветления, но не сможете быть счастливыми даже в сансаре. Забудьте о будущих жизнях — даже в этой жизни вам не достичь успеха. Как бы сильно вы ни желали счастья в повседневной жизни, вам не обрести его, пока вы не разовьете в себе доброту. Без доброго сердца вы никогда не будете иметь мира.
Практика бодхичитты существует не только для тех, кто ищет просветления или счастья в будущих жизнях; она также и для тех, кто ничего не знает о перерождении и карме или не верит в них. Добродетель имеет своим результатом счастье, а отсутствие добродетели — страдание. Все люди в мире желают счастья и не желают страдания. Даже если в их цели входит всего лишь достижение счастья в этой жизни — и только своего собственного счастья, а не счастья других, — всё равно они должны воспитывать в себе доброе сердце, бодхичитту. Это значит — ставить себя на место другого: отвергать себя и заботиться о других.
И хотя бодхисаттва также может сталкиваться с трудностями в результате своей негативной кармы предыдущих жизней, он делает переживание этих проблем благом для всех существ. И тогда трудности превращаются в счастье; вместо того, чтобы становиться ужасными условиями существования, они становятся благоприятными условиями; вместо того, чтобы стать причиной несчастной жизни, они становятся причиной счастливой жизни.
Практикуя отвержение самого себя и заботясь о других, вы можете переживать свои трудности для всеобщего блага. И от этого ваша жизнь станет счастливой. Проблемы более не беспокоят вас; они помогают следовать по постепенному пути к просветлению.
Для того, чтобы достичь просветления на благо всех живых существ, вы должны уничтожить своего врага — эгоистические мысли, которые являются величайшим врагом как вашего успеха, так и успехов всех прочих живых существ.
Следование эгоизму приносит только проблемы, неудачи и дисгармонию. Чем сильнее ваш эгоизм, тем сильнее ваши чувства гнева, зависти, привязанности и неудовлетворенности. Чем более вы эгоистичны, чем больше ваша привязанность и неудовлетворенность, тем больше трудностей будет у вас в повседневной жизни.
Ваш эгоистический ум желает, чтобы вы оказались самым лучшим. Он желает, чтобы вы имели наилучшую репутацию и наилучшее здоровье, а другие были бы беднее и слабее вас. Он желает, чтобы вы были впереди всех. Ваш эгоистический ум желает, чтобы вы преуспевали, а остальные терпели неудачу. Однако, когда ваши эгоистические желания не исполняются, немедленно возникают зависть, гнев, злонамеренность, сильная привязанность и другие отрицательные эмоции. Под влиянием этих отрицательных эмоций вы совершаете разнообразные дурные поступки и накапливаете негативную карму. И кроме того, что вы не имеете даже временного счастья по причине накопленной негативной кармы, в будущих жизнях вы также будете испытывать мучения от страданий.
Чем меньше ваша способность поставить себя на место другого и чем сильнее ваш эгоизм, тем больше помех вы будете видеть со стороны живых существ и неодушевленных предметов. Чем больше вы заботитесь о себе и обеспокоены проблемами своего собственного счастья — "У меня такая проблема, у меня сякая проблема. Когда же я, наконец, стану счастлив?" — тем больше беспокойства и неприятностей вы будете получать и тем больше проблем будете видеть во всем этом.
Главное, что необходимо всякий раз при возникновении проблемы, — это немедленно вспомнить, что она возникает по причине вашего эгоистического ума, что она привнесена вашими самодовольными мыслями. Каждый раз, сталкиваясь с трудностью, вы должны стараться распознать этот ее источник и пути развития. Пока вы будете возлагать всю вину на ваше окружение, вы не сможете обрести счастье. На самом деле все жизненные трудности проистекают из эгоистических мыслей; все проблемы есть результат негативной кармы, накопленной в прошлом благодаря вашему эгоизму. Под влиянием своего эгоизма вы допустили возникновение отрицательных эмоций, которые, в свою очередь, стали причиной негативной кармы. Проблемы, переживаемые вами в настоящей жизни, относятся не только к прошлой негативной карме, накопленной под влиянием эгоистических мыслей. Они являются также результатом вашего нынешнего эгоизма.
Среди пяти сил, о которых говорится в работе, называемой "Семичленная тренировка ума", одной из самых важных является способность возлагать всю вину на свои эгоистические мысли. Тем самым вы развиваете отвращение к эгоистическим мыслям, усматривая в них своих врагов. Вместо того, чтобы сливаться с эгоистическими мыслями воедино, вы отделяетесь от них, и тогда вся ваша ежедневная деятельность становится чистой Дхармой.
В какие бы сложные обстоятельства вы ни попадали, возложите всю вину за это на свои эгоистические мысли. Думайте о том, что все ваши трудности — это проявление порочности эгоизма. Более того, отплатите своему эгоизму всеми проблемами и неприятностями, которые он доставил. Используйте свои трудности как оружие против эгоизма. Если вы способны использовать все свои проблемы для уничтожения эгоизма, и в особенности те из них, которых вы не можете избежать, то все эти проблемы на самом деле превратятся в Дхарму.
Переживание собственных трудностей на благо других, умение поставить себя на место другого — в этом заключается практика бодхичитты. Несомненно, это наиболее искусный метод обширного накопления благих заслуг и величайшего очищения. Однако, если вы не в состоянии выполнять эту практику, то отплатите своему эгоизму всеми своими неприятностями для того, чтобы разрушить его. И тогда всякая встреченная вами трудность станет чистой Дхармой. Переживание проблем станет лекарством от эгоизма, и это наилучший способ практиковать Дхарму. Использование своих жизненных трудностей таким образом становится добродетелью. Если даже кто-то не полагается на Будду, Дхарму и Сангху и не верит в учение о карме, но использует свои трудности для разрушения эгоизма, он практикует чистую Дхарму.
Возложите всю вину на ваш эгоизм. Вместо того, чтобы думать: "Это моя проблема", думайте о том, что это проблема вашего эгоизма, а затем уничтожайте свой эгоизм, отплатив ему этой самой проблемой. Особенно полезно использовать для уничтожения эгоизма страх возникновения плохого мнения о вас и критики в ваш адрес. Тогда страхи, сожаления и мнительность не смогут возникнуть. Это глубокий психологический прием, который ударяет по источнику всех ваших проблем, по вашему эгоизму, и уничтожает его.
В жизни есть много проблем, которые вы вынуждены терпеть, с которыми вам приходится встречаться снова и снова или с которыми вам придется научиться жить постоянно: некоторые заболевания, перемены настроения, паралич, вредоносные воздействия духов, дефекты органов чувств, наличие нетрудоспособных детей. Некоторые люди постоянно подвергаются нападкам и избиениям со стороны своих пьющих мужей и жен. Когда они дома — всегда ссора и драка. Все время их совместного пребывания проходит в ругани. Они не расходятся, но живут в постоянном отсутствии счастья и гармонии. Вы можете оказаться в ловушке ситуации такого рода, не имея силы что-либо изменить и не имея возможности ее избегнуть. Тогда лучшее, что вы можете сделать, — это подумать: "Все эти проблемы принесены мне моим эгоизмом." Припишите все эти проблемы своему эгоизму. А затем примите решение переживать все свои трудности ради других. Это наиболее отважная и могущественная из всех возможных практик.
Думайте так: "Причина того, что я до сих пор не свободен от этих проблем, состоит в том, что с безначальных времен я заботился о себе и пренебрегал другими. Отныне всю мою дальнейшую жизнь я буду взращивать в себе бодхичитту. Я буду проявлять заботу о других, являющуюся источником всяческого счастья." Если вы перемените свое отношение и вместо того, чтобы заботиться о себе, станете заботиться о других, все ваши трудности прекратятся. Все неприятности исчезнут просто с переменой вашего отношения. Одна лишь эта практика, при которой вы встаете на место другого, избавит вас от всех неприятностей и жизненных проблем.
~ Лама Сопа ринпоче "Использование страдания и радости на пути к Просветлению"
Комментариев нет:
Отправить комментарий