Ашвины (др.-инд. Asvinau, двойств. ч.; oт asvin-, «обладающий конями» или «рождённый от коня»), в ведийской и индуистской мифологии божественные братья-близнецы, живущие на небе. В «Ригведе» им посвящено 54 гимна целиком (по числу упоминаний Ашвины идут сразу же после Индры, Агни, Сомы). Ашвины принадлежат к небесным божествам и связаны с предрассветными и вечерними сумерками. Разбуженные Ушас, они несутся на золотой колеснице (трёхколёсной, трёхместной, широкой и т. п.), запряженной конями, птицами (орёл, лебеди, соколы) и т. д., или на стовесельном корабле по небу над всем миром в сопровождении Сурьи. Они объезжают за день вселенную и прогоняют тьму. Утром их призывают к себе молящиеся. Ашвины — знатоки времени (РВ VIII, 5, 9, 21), они рождены небом, их место в обоих мирах, Ашвины — спасители, помогающие в беде (I 118, 6-10 и др.); они приносят дары для ариев (I, 21), богатство, пищу, коней, коров, быков, детей, свет, счастье, победу, дают долгую жизнь, жизненную силу; они защищают певцов, вознаграждают их. Подчёркивается роль Ашвины как божественных целителей (Ашвины — «божественные врачи», «всезнающие»); они возвращают жизнь умершим (I, 7, 24; X 65, 12 и др.), излечивают слепых и хромых (I 112, 8;, 19; X 39, 3; Мбх. I 3: история Упаманью), совершают другие чудесные поступки. Они спасают гибнущих в водной пучине (ср. историю Бхуджью, спасённого Ашвины ); они же дают Шунахшепе совет, как спастись от заклания (Айт.-бр. VII, Рам. I и др.). Эта функция Ашвины фиксируется и в более поздних текстах («Махабхарата», «Гопатха-брахмана» и др.). Ашвины связаны с мёдом (они дают его пчёлам, кропят им жертву, везут мёд на колеснице и т. д.) и сомой, на основании чего голландский индолог Ф. Б. И. Кейпер выдвинул гипотезу о замене в Древней Индии старого опьяняющего напитка из мёда сомой. Ашвина нетерпимы к чужим; они выступают против злых духов, болезней, скупцов, завистников. Из всех божеств ведийского пантеона именно Ашвины теснее всего связаны с солярными божествами и, как и последние, принимают участие в свадебных ритуалах (РВ X 85).
Ашвины изображаются юными (они — самые юные из богов, но вместе с тем и древние, VII 62, 5),
сильными, прекрасными, обладающими здоровьем; подчёркивается их яркость, золотой цвет (цвет мёда; несколько раз они названы красными), они быстры, ловки, могучи, обладают многими формами (I, 9), украшены гирляндами из лотоса; они танцоры (VI 63, 5). Их сравнивают с птицами (орёл, гуси), быками, буйволами, газелями и т. д. Позднейшая иконография уточняет эти описания Ашвины.
Главная особенность Ашвины — парность (III 39, 3 и др.); и, хотя Ашвина — близнецы, иногда указывается, что они родились порознь (V 73, 4); согласно древнеиндийскому лексикографу Яске (Нирукта XII 2), один из Ашвины — сын ночи, другой — сын рассвета (один — сын Сумакхи, другой — сын неба; РВ I 181, 4). Не вполне ясно, как дифференцировались Ашвины между собой в ранний период; позже (ср. уже Шат.-бр. IV I, 5, 16 и др.) оформляется ряд противопоставлений, с элементами которых связан каждый из Ашвины: небо-земля, день-ночь, солнце-месяц и т. д. Их отец — Дьяус — Небо или Вивасват (в другой версии — Мартанда); матерью называют Ушас, Океан, реку Синдху, Саранью, дочь Тваштара. Жена их — Ашвини (V 46, 8). Вместе с тем Ушас выступает и как сестра Ашвины; они связаны и с дочерью бога солнца Сурьей (Ашвина одновременно её мужья и сваты для Сомы, X 85); Пушан — их сын, вместе с тем Ашвины (порознь) — родители Накулы и Сахадевы — двух младших пандавов. Ашвины также выступают вместе с Индрой, Рудрой (и рудрами), Вач, Сомой и т. д.
В ряде мифологических сюжетов Ашвины играют видную роль. Основной из них (Шат.-бр. III) описывает рождение Ашвины Дочь Тваштара Cаранью стала женой Вивасвата. Родив Вивасвату двух близнецов Яму и Ями, Саранью. не любившая супруга, подменяет себя во всем подобной ей женщиной, а сама, обернувшись кобылицей, убегает из дому. Заметив обман, Вивасват, превратившись в коня, пускается в погоню и настигает её. После примирения Саранью рождает двух близнецов-братьев — Насатью и Дасру, которые и стали называться Ашвинами (также и Насатьями). Ашвины выступают и в сюжете поединка Индры со своим бывшим другом асурой Намучи, который лишил Индру силы. Ашвины далиИндре совет, как победить Намучи (с помощью покрытой морской пеной ваджры). После убийства Намучи Ашвины из его крови приготовили лекарство, вернувшее Индре силу («Шатапатха-брахмана» и др.), Ашвина исцеляют Индру и тогда, когда он выпивает чрезмерное количество сомы после убийства Вишварупы, сына Тваштара («Махабхарата» и др.). Один из наиболее известных мифологических сюжетов, связанных с Ашвиной, излагается в «Шатапатха-брахмане» (IV), «Мехабхарате» (III), «Брихаддевате» и др. (ср. также упоминания о нём в «Ригведе» и иную версию в Джайм.-бр. III 120-127), Ашвина (Насатья и Дасра) однажды увидели красавицу Суканью, выходившую после купания из воды, и предложили ей выбрать из них себе мужа, Суканья отказала»., т. к. у неё был уже муж, дряхлый отшельник Чьявана. Тогда Ашвину омолодили Чьявану и вместе с ним вышли из озера в виде прекрасных юношей, не отличимых друг от друга. По тайному знаку Суканья все-таки сумела выбрать Чьявану, который в благодарность дал Ашвине долю в возлияниях сомы, чем вызвал гнев завистливого Индры.
В других сюжетах, однако, Ашвины не раз выступают в свите Индры или как его помощники в битвах. Богине Кали Ашвины дают брови. Особенно многочисленны мотивы спасения Ашвины кого-либо из беды.
Почитание Ашвины продолжалось и в послеведийскую эпоху. В эпосе, пуранах, «Хариванше» они именуются Ашвиникумара, т. е. «дети кобылы», хотя их конская природа, как и в ведийских текстах, остаётся завуалированной.
В дальнейшем появляются другие пары близнецов, дублирующие Ашвину В образе Ашвины, по всей вероятности, нужно видеть следы древнего индоевропейского культа близнецов (см. Близнечные мифы). Ашвины близки древнегреческим Диоскурам, сыновьям Зевса. Как и Ашвины, они связаны с конями, сменой дня и ночи и, следовательно, солнцем, с функцией спасения. Мотив рождения Диоскуров из яйца соотносим с тем, что Ашвины — сыновья Мартанды (букв. «яйцо смертного»; см. Мбх. XII 208, 17).
Образ Ашвины проник в некоторые культурные традиции народов Юго-Западной Азии.
Ашвины изображаются юными (они — самые юные из богов, но вместе с тем и древние, VII 62, 5),
сильными, прекрасными, обладающими здоровьем; подчёркивается их яркость, золотой цвет (цвет мёда; несколько раз они названы красными), они быстры, ловки, могучи, обладают многими формами (I, 9), украшены гирляндами из лотоса; они танцоры (VI 63, 5). Их сравнивают с птицами (орёл, гуси), быками, буйволами, газелями и т. д. Позднейшая иконография уточняет эти описания Ашвины.
Главная особенность Ашвины — парность (III 39, 3 и др.); и, хотя Ашвина — близнецы, иногда указывается, что они родились порознь (V 73, 4); согласно древнеиндийскому лексикографу Яске (Нирукта XII 2), один из Ашвины — сын ночи, другой — сын рассвета (один — сын Сумакхи, другой — сын неба; РВ I 181, 4). Не вполне ясно, как дифференцировались Ашвины между собой в ранний период; позже (ср. уже Шат.-бр. IV I, 5, 16 и др.) оформляется ряд противопоставлений, с элементами которых связан каждый из Ашвины: небо-земля, день-ночь, солнце-месяц и т. д. Их отец — Дьяус — Небо или Вивасват (в другой версии — Мартанда); матерью называют Ушас, Океан, реку Синдху, Саранью, дочь Тваштара. Жена их — Ашвини (V 46, 8). Вместе с тем Ушас выступает и как сестра Ашвины; они связаны и с дочерью бога солнца Сурьей (Ашвина одновременно её мужья и сваты для Сомы, X 85); Пушан — их сын, вместе с тем Ашвины (порознь) — родители Накулы и Сахадевы — двух младших пандавов. Ашвины также выступают вместе с Индрой, Рудрой (и рудрами), Вач, Сомой и т. д.
В ряде мифологических сюжетов Ашвины играют видную роль. Основной из них (Шат.-бр. III) описывает рождение Ашвины Дочь Тваштара Cаранью стала женой Вивасвата. Родив Вивасвату двух близнецов Яму и Ями, Саранью. не любившая супруга, подменяет себя во всем подобной ей женщиной, а сама, обернувшись кобылицей, убегает из дому. Заметив обман, Вивасват, превратившись в коня, пускается в погоню и настигает её. После примирения Саранью рождает двух близнецов-братьев — Насатью и Дасру, которые и стали называться Ашвинами (также и Насатьями). Ашвины выступают и в сюжете поединка Индры со своим бывшим другом асурой Намучи, который лишил Индру силы. Ашвины далиИндре совет, как победить Намучи (с помощью покрытой морской пеной ваджры). После убийства Намучи Ашвины из его крови приготовили лекарство, вернувшее Индре силу («Шатапатха-брахмана» и др.), Ашвина исцеляют Индру и тогда, когда он выпивает чрезмерное количество сомы после убийства Вишварупы, сына Тваштара («Махабхарата» и др.). Один из наиболее известных мифологических сюжетов, связанных с Ашвиной, излагается в «Шатапатха-брахмане» (IV), «Мехабхарате» (III), «Брихаддевате» и др. (ср. также упоминания о нём в «Ригведе» и иную версию в Джайм.-бр. III 120-127), Ашвина (Насатья и Дасра) однажды увидели красавицу Суканью, выходившую после купания из воды, и предложили ей выбрать из них себе мужа, Суканья отказала»., т. к. у неё был уже муж, дряхлый отшельник Чьявана. Тогда Ашвину омолодили Чьявану и вместе с ним вышли из озера в виде прекрасных юношей, не отличимых друг от друга. По тайному знаку Суканья все-таки сумела выбрать Чьявану, который в благодарность дал Ашвине долю в возлияниях сомы, чем вызвал гнев завистливого Индры.
В других сюжетах, однако, Ашвины не раз выступают в свите Индры или как его помощники в битвах. Богине Кали Ашвины дают брови. Особенно многочисленны мотивы спасения Ашвины кого-либо из беды.
Почитание Ашвины продолжалось и в послеведийскую эпоху. В эпосе, пуранах, «Хариванше» они именуются Ашвиникумара, т. е. «дети кобылы», хотя их конская природа, как и в ведийских текстах, остаётся завуалированной.
В дальнейшем появляются другие пары близнецов, дублирующие Ашвину В образе Ашвины, по всей вероятности, нужно видеть следы древнего индоевропейского культа близнецов (см. Близнечные мифы). Ашвины близки древнегреческим Диоскурам, сыновьям Зевса. Как и Ашвины, они связаны с конями, сменой дня и ночи и, следовательно, солнцем, с функцией спасения. Мотив рождения Диоскуров из яйца соотносим с тем, что Ашвины — сыновья Мартанды (букв. «яйцо смертного»; см. Мбх. XII 208, 17).
Образ Ашвины проник в некоторые культурные традиции народов Юго-Западной Азии.
Лит.: Миллер В. Ф., Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культурой, т. 1 — Асвины — Диоскуры, М., 1876; Ригведа, М., 1972, с. 166 — 69, 327 — 32; Myriantheus L., Die Acvines oder arische Dioskuren, Mьnch, 1876; Baunack Th., Ьber einige Wundertaten der Asvin, «Zeitschrift der Deutschen Morgenlдndischen Gesellschaft», 1896, Bd 50, S. 263-87; Przyluski J., Les Asvin et la Grande Dйesse, «Harvard Journal of the Asiatic Studies», 1936, v. 1; Gadgel V. А., The Asvins, «Journal of the University of Bombay», 1947, v. 16, p. 19-27; Jog K. P., The Asvins in the Rgveda and their traces in later literature, там же, 1965. n. 34, p. 1 — 65; Lцmmel H., Vedische Skizzen (2 Nasatya), в сб.: Festschrift fьr W. Schubring, Hamb., 1951, 25-38; Renou L., I’hymne aux Asvin de l’Adiparvan, в сб.: Eastern and Indian studies in Honour of F. W. Thomas, L., 1939, p. 177-87; Bhattacharji S., The Indian theogony, Camb., 1970, p. 236-48.
В. Н. Топоров
Ашви́ны (санскр. अश्विन) (ашвин- «обладатель лошадей, укротитель лошади, всадник», в двойственном числе ашвинау) или Ашвини Кумары — божественные близнецы-всадники в «Ригведе», сыновья Сараньи, богини облаков и жены Сурьи в форме Вивасвата. Они — ведийские божества, символизирующие рассвет и закат. Они появляются перед рассветом в золотой колеснице и приносят богатство людям, предотвращают неудачи и болезни.
Они — лекари богов и покровители аюрведийской медицины. Их называют Насатья (в двойственном числе насатйау «добрые, полезные») в «Ригведе», позже Насатьей называли одного из близнецов, другого называли Дасра («светлый дар»). Исходя из популярной этимологии, имя Насатья трактуется как на+асатйа «не лживый»="истинный".
В «Махабхарате» жена царя Панду, Мадри, посвятила своих сыновей Ашвинам и рожает близнецов Накулу и Сахадеву, которые, наряду с сыновьями Кунти, позже стали известны, как Пандавы.
Ашвины упоминаются в «Ригведе» 376 раз[1].
Жорж Дюмезиль проводит параллель между Ашвинами, греческими Диоскурами и скандинавскими близнецами Фрейром и Ньёрдом, считая всех их олицетворением третьей общественной функции — плодородия и благополучия. Все эти мифологические образы божественных близнецов, по мнению Дюмезиля, восходят к общеиндоевропейским временам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий