вторник, 3 сентября 2013 г.

Его назвали Совершенным Учителем. Окончание книги главы 25, 26 и 27


ГЛАВА 25

По возвращении домой до нас стали доходить слухи о предполагаемых планах празднования шестидесятилетия Бабы в ноябре 1985 г. Он всегда настойчиво подчеркивал, что не хочет подарков. Вместо этого Он предлагал своим преданным следовать программе на три последующих года, сочетающей в себе бескорыстное служение и укрощение желаний. Так, Он стал инициатором нового на вид плана действия в связи с тем, что, Он знал, будет всемирной подготовкой к празднованию этого совершенно особого дня рождения. Я намеренно говорю "новый на вид", так как это, фактически, то же самое дело, которое Он с энтузиазмом поощрял сначала в Индии, посредством повторного утверждения древних ведических учений, величайшего наследия Индии. Однако Он знает слишком хорошо, что любые длительные изменения нельзя осуществлять поспешно или насаждать силой. Для того, чтобы быть эффективным, изменение, подобно любому естественному росту, должно представлять собой медленный и постепенный процесс.
Когда я обозреваю относительно короткий промежуток времени с тех пор, как мы впервые отправились в Индию, чтобы познакомиться с Саи Бабой лично, я отдаю себе отчет в многочисленных переменах, которые произошли как прямое следствие Его терпеливых, но сосредоточенных усилий пробудить своих последователей к активным действиям по выполнению Его планов. Он никогда не принуждает, но, кажется, всегда идет своим путем подобно реке, прокладывающей путь вокруг валунов, лежащих в русле, или спокойно, но неуклонно преодолевающей препятствия, мешающие ее течению. Он никогда не насмехается над традициями или обычаями, но осуществляет незаметные перемены посредством постоянного наставления в том, что сила любви — это единственная сила, способная преодолеть сопротивление. Он никогда не упускает ни единой возможности довести до успешного конца выполнение своей задачи с бесконечным терпением, настолько Он уверен в том, что она, конце концов, принесет плоды.
Поэтому этот новый на вид подход с Его стороны находится в непосредственной связи с Его учением. Он просто пользуется этой возможностью с тем, чтобы ускорить исполнение своих планов, используя желание тысяч последователей почтить Его по столь традиционно важному случаю, как день Его шестидесятилетия. До сих пор Он с готовностью отдавал себя в распоряжение всех, кто приходил к Нему все увеличивающимся потоком. Это люди из всех слоев общества и почти из всех стран мира. Они включают в себя приверженцев всех известных основных верований, а также множество самозваных агностиков и атеистов. Они приносят к нему мириады своих просьб. В течение многих лет Он принимал во внимание их пожелания подобно мудрому и любящему родителю, заботящемуся о своих детях. Он вплетал в свои беседы основные догмы своего учения, часто иллюстрируя их очаровательными маленькими притчами. Но теперь в Его отношении произошла неуловимая перемена, так как Он стал побуждать своих последователей к удвоению своих усилий в севе.
Он всегда говорил, что даст людям то, чего они хотят, в надежде, что в какой-то момент они захотят того, что он пришел дать им. Теперь Он ожидает от нас, что мы прекратим просить Его о благодеянии и пожелаем спросить Его, что Он хочет, чтобы мы сделали в этом мире. Он подчеркивает значениесевы, или служения, как более важное дело по сравнению с любым из других дел. Он говорит: "Сева — более плодотворна, чем джападхианаягья или йога, обычно рекомендуемые людям, стремящимся к духовности, потому что она служит двум целям: угасанию эгоизма и достижению ананды, или блаженства".
Эта ускоренная программа будет кульминацией многих лет постепенного развития организаций служения, которые возникли по всей Индии. Эти объединения призываются сейчас к усилению своей решимости (как на индивидуальном, так и на групповом уровне) поднять уровень жизни для их менее удачливых братьев и сестер в деревнях и городах, где буквально миллионы добывают средства к существованию, нищенствуя днем и засыпая ночью на улицах.
Он побуждает богачей потратить на это свои деньги, если они хотят добиться Его благоволения. Его часто критиковали за то, что Он собирает вокруг себя так много богатых людей. Конечно, это логически обоснованно вследствие того факта, что они являются теми, кто в состоянии помочь Ему в осуществлении Его обширных планов. Сначала Он завоевывает их преданность, а затем путем многократного и постоянного поощрения убеждает их, что самый прямой путь к Его сердцу — это использовать свои деньги и власть, чтобы помочь тем, кто нуждается. Он никогда не пытается разъяснить свои причины, полностью отдавая себе отчет в том, что необходимо постоянное, решительное повторение, чтобы пробиться сквозь толстый, накопленный за многие годы, слой привычек и, в конце концов, достичь сердец и сознания богатых и могущественных людей всех стран. Подобно рыбаку, он закидывает свои сети, полные приманок и наживок, и теперь готов вытащить свой улов, который поможет Ему привести в исполнение обширные и далеко идущие планы.
Любой, кто побывал в Индии, остро осознает огромность задачи, которую необходимо выполнить, чтобы изменить теперешние условия, существующие в этой громадной стране, которая является преимущественно сельской в противоположность нескольким гигантским, расползшимся во все стороны и перенаселенным городам. Преданность, которую вдохновляет Баба, такова, что, как только Он дает знать о Своих желаниях, тысячи членов из групп севы по всей Индии идут в деревни, чтобы помочь поднять уровень жизни их жителей. Когда Баба прикасается к людям, это неизменно вызывает резкое изменение образа жизни и обуславливает для немногих полную преданность и служение в какой угодно форме.
Итак, была поставлена задача на период вплоть до шестидесятилетия Бабы. В ответ на это каждый последователь приложил все усилия, чтобы ограничить свои собственные желания путем сокращения расходов и отдавая полученные в результате сбережения с целью сделать более сносной жизнь тех тысяч людей, которые живут за чертой бедности. В каждой своей речи Баба доводил до сознания долг доказать, что он или она является истинным преданным не только на словах, но, что более важно, на деле. Он убеждал своих слушателей доказать их преданность, активно участвуя в севе, а не стремясь получить Его благословения для своих собственных корыстных целей.
Итак, Его миссия развертывается, и Он начинает выявлять степень этого развертывания. Если бы Он предложил это раньше, то семена упали бы на бесплодную почву или Его слушателей парализовала бы обширность этой задачи. Но терпеливо и упорно, мало-помалу, Он внушил всем, кто, хоть в малейшей степени, был восприимчив к этому, понятие о сложности Его миссии. Это будет, несомненно, похоже на снежный ком, захватывающий с собой всех, кто оказался вовлеченным, по мере увеличения скорости его движения.
Это изменение темпа проявилось сначала в лекции Бабы, последовавшей за празднованием шестидесятилетия г-на Индулала Шаха, которая закончилась словами: "Поднимайтесь! Просыпайтесь! Приступайте к работе!" Я все же еще не осознавала более глубокого смысла всеобщего значения той лекции в то время, как сидела на твердом полу, плотно зажатая женщинами, окружавшими меня. Но теперь, вспоминая, я понимаю, каким образом Он использовал празднование дня рождения г-на Шаха, чтобы приступить к выполнению программы, которой Он собирался отметить Свое собственное шестидесятилетие через три с половиной года.
Во время нашей последней поездки, когда мы приехали в Бомбей из Мадраса, Элси Коуэн ждала там Бабу. В прошлом она часто просила меня прочесть лекцию на ее ежемесячных собраниях, но я всегда отказывалась. Однако после похорон Лорны она твердо заявила, что больше не примет от меня отказа выступить перед общественностью. Поэтому, пока мы все были с Бабой в Бомбее, она полушутливо сказала мне, что больше не даст права выбора, выступать ли мне, а позволит лишь выбрать время. На самом деле, после того, как мы все вернулись домой, она однажды позвонила по телефону и попросила меня выступить на ее майском собрании. Я поняла, что Баба дает мне таким образом другой шанс преодолеть свои страх и сопротивление, поэтому я согласилась.
Когда подошло время собрания, я подумала, что лучше решить, что я хочу сказать и сделать некоторые заметки, к которым я могла бы обращаться, читая лекцию. Но я не предвидела проблемы, с которой столкнулась и которая состояла в том, что мне постоянно придется менять очки, так как у меня одна пара предназначалась для дали, а другая — для чтения. Вскоре меня стала раздражать и утомлять необходимость менять очки, чтобы видеть аудиторию и сверяться со своими заметками. Наконец, я отбросила заметки, а с ними и всякое прежнее понятие, о чем говорить. Почти автоматически я продолжала говорить так, как делаю это, когда работаю с кем-то, расслабившись по возможности больше, прося внутри себя указаний и говоря все, что приходит на ум. Я часто удивлялась тому, что говорю, однако продолжала в том же духе, поскольку результаты были весьма положительными. Я никогда еще не выносила свой метод на суд публики, поэтому не имела представления о том, что случится. К своему удивлению, я обнаружила, что это ни в коей мере не похоже на тяжелое испытание, которого я страшилась.
В конце собрания несколько человек сказали мне, что я будто говорила непосредственно с ними, так как сказала именно то, что им более всего было необходимо услышать в то время. Так как все они были незнакомы мне, я, несомненно, понимала что не могла знать об их нуждах, зато Баба мог. Он, должно быть, говорил через меня, как я просила. Если бы я действительно могла поверить в это, я, конечно, избавилась бы от глубоко сидящего страха, который я вынашивала так долго. Я понимала, что в основе этого страха лежало опасение, что я могла бы сказать нечто такое, что не является, на самом деле, истинным, а искажено эгоизмом, а это могло бы оказать отрицательное воздействие на слушателей. Но Баба помог мне понять, что точно так же не следует отклоняться к тому, что начинаешь избегать проявлять инициативу и брать на себя ответственность. Только настроившись на Его двойника в своем сердце, я смогла достаточно расслабиться, чтобы позволить Ему говорить через меня и таким способом обходить мое эго. Как мягко Баба настаивал, но никогда не принуждал и не давил на меня. Он ждал, когда я буду готова и пожелаю сделать следующий шаг.
Летом 1982 г. мы провели шесть недель в Англии, изучая археологию в одном из колледжей Оксфордского университета. В один из свободных уикэндов мы побывали на семинаре на тему холистического исцеления, проводимого при поддержке "Рекин траст", организации, учрежденной сэром Жоржем Тревельяном. В дополнение к тому, что семинар был весьма познавательным, он преподнес нам приятный сюрприз, когда мы увидели первые экземпляры моей книги среди других книг, выставленных на продажу. Книга была издана в мае, как и предсказал Баба.
Мы также встретили Джин и Лукаса Рейлли, активных членов организации Саи в Лондоне. Они спросили, не хочу ли я прочесть краткую лекцию о Бабе группе последователей, которых они пригласили на встречу с нами. Я снова почувствовала старый, знакомый приступ страха, но быстро вспомнила недавний опыт на собрании Элси и поняла, что должна пройти дополнительное испытание своей веры. Я объяснила им, что беседа с группой всегда представляет проблему для меня и что лишь недавно с помощью Бабы я начала преодолевать ее впервые. Они заверили меня, что небольшая группа последователей, которых они пригласят, будет весьма благодарна за все, чем я захочу поделиться с ними о моем опыте общения с Бабой. Итак, снова я попыталась расслабиться и подождать, не придет ли мне что-нибудь в голову такое, что они, возможно, хотят услышать, вместо того, чтобы говорить о том, о чем я думаю. Как и раньше, слова формировались и лились потоком, когда я расслабилась, и застревали в горле, когда я начинала волноваться; поэтому я постепенно собрала все свое мужество. Точно так же, как и на собрании Элси, некоторые преданные рассказывали мне впоследствии, что я высказала именно то, в чем они потом больше всего нуждались в то конкретное время их жизни. Было очевидно, что я не знала, что они жаждут услышать, так как они были незнакомы мне до тех пор.
Во время нашего пребывания в Оксфорде я смогла отвести в своем очень плотно составленном графике какое-то время на написание этой книги. К моему удивлению, к концу нашего пребывания я накопила пачку листов, исписанных моим неразборчивым почерком. Я упоминаю об этом как о прелюдии к реакции Бабы на беседе в следующем году.
На протяжении остальной части того года поступила информация о планах, касавшихся шестидесятилетия Бабы. Организация в Индии предлагала сделать небольшие записные книжки, чтобы последователи перечислили в них способы, с успехом применявшиеся ими для ограничения их желаний. Предлагалось также собрать все записные книжки и презентовать их Бабе в качестве совместного подарка на день рождения.
Джек Хислоп знал некоторые методы, которые я использовала в моей работе, и написал письмо, в котором спрашивал, не соглашусь ли я написать статью о программе ограничения желаний для американского информационного бюллетеня. Хотя в то время я имела лишь слабое представление о том, что Баба имел в иду, я согласилась попытаться сделать это. Хислопы уехали в Индию вскоре после этого. Когда статья была закончена, я отослала по почте экземпляр Джеку на его мексиканский адрес и решила взять один с собой в Индию, так как мы планировали уехать очень скоро и могли бы встретить Хислопов там.
Как раз перед тем, как мы должны были уехать, мы услыхали, что Баба снова отправился в Мадрас и Бомбей. Мы решили выехать, как планировали, и переговорить с Индулал Шахом в Бомбее, чтобы узнать о планах Бабы и привести наши собственные планы в соответствие с ними. Г-н Шах рассказал нам, что Баба все еще находится в Мадрасе, но в любой день может выехать в Бомбей, и посоветовал нам подождать Его здесь. По пути в Индию через Сингапур я подхватила жестокую простуду или грипп, поэтому была благодарна возможности остаться отдохнуть до прибытия Бабы.
Баба приветствовал нас тепло и нежно и спросил, как долго мы собираемся пробыть. Когда мы сказали Ему, Он попросил сопровождать Его, когда Он будет возвращаться в Уайтфилд, и сказал, что организует наш полет и даст нам знать, когда выедет.
В течение недели, что мы были в Бомбее, мы прослушали несколько Его лекций, в которых Он рассказывал о программе ограничения желаний. Вскоре я поняла, что статья, которую я написала по просьбе Джека Хислопа, была слишком длинной и сложной. Как это обычно бывало с Бабой, Он давал свои наставления с такой простотой, что понять их мог каждый. Хислопы уехали прямо из Мадраса, куда приезжали вместе с Бабой. Поэтому я поспешила написать Джеку письмо, в котором просила придержать статью до моего возвращения, так как ее следует переписать.
Когда Баба готов был возвратиться в Уайтфилд, Он прислал сообщение о том, что наши авиабилеты будут ждать в аэропорту. На этот раз наши места находились через три ряда от Него, поэтому мы снова могли наблюдать, как блинная вереница пассажиров проходит мимо Него в волнении от столь неожиданно представившейся возможности получить Его даршан. Г-жа Ратан Лала сидела прямо через проход от Него, и во время полета она подошла, чтобы спросить, не хочу ли я поменяться с ней местами на некоторое время. Как только я опустилась в ее освободившееся кресло, Баба наклонился и, улыбаясь, спросил, где моя книга. Как ни смешно, это был единственный раз, когда у меня не было ее собой. Она была надежно упакована в моем багаже, так как я, конечно, не ожидала, что мне представится возможность дать ее Ему во время полета. Но Баба нравится захватывать людей врасплох, и он засмеялся собственной шутке. Потом преувеличенно недовольным голосом Он спросил: "А где книга обо мне?" Теперь пришла моя очередь посмеяться над Его ироническим отношением. Затем Он спросил о Шейле. Я поблагодарила Его за ее исцеление. Когда я рассказала Ему, что теперь все анализы показывают, что она избавилась от рака, Он улыбнулся и кивнул, соглашаясь. Потом Он спросил: "Как внуки, дети дочери, которая умерла? Они с отцом?" Потом Он расспрашивал о подробностях их жизни, точно как старый друг семьи. Я была глубоко тронута Его любовью и заботой, но знала, без сомнения, что Он равным образом заботится обо всех в мире.
Через день после нашего прибытия в Бангалор нас пригласили на беседу. В то же самое время были приглашены дочь и зять Индулал Шаха. Баба разговаривал долго с ними на языке, которого мы не понимали. Затем Он обратил свое внимание на нас и сразу же попросил экземпляр моей книги, которую я позаботилась взять с собой на этот раз. Я вручила Ему книгу со словами: "Возвращаю ее тебе со всей моей любовью". Затем Он спросил о книге о Нем, поэтому я вручила Ему стопку нескрепленных страниц, на которых я писала от руки прошлым летом. Когда Он положил эту стопку на колени и начал изучать страницы, то сделал комическую гримасу и сказал: "Какой ужасный почерк. Выглядит, как курица лапой". Мы все рассмеялись, и когда Он присоединился к веселью, нескрепленные страницы стали соскальзывать с Его колен. Он нагнулся и собрал их в аккуратную кучку. При этом Он касался каждой страницы, так что они наполнились Его энергией точно так, как пакетики вибхути пропитались Его силой в последний раз, когда мы были с Ним.
Гораздо более глубокий смысл Его слов открылся мне лишь тогда, когда я описывала эту беседу. Совершенно неожиданно я поняла, что написанная от руки часть рукописи, которую я вручила Ему, содержала описание несчастных случаев, случившихся на протяжении того трудного двухлетнего периода. Только тогда я связала Его замечание о том, что написано "как курица лапой", с сеансом медитации вместе с моей дочерью Шейлой несколькими годами ранее, что наглядно иллюстрировало его более глубокий смысл.
Во время медитации я ощущала, что иду по туго натянутому канату, раскинув руки в стороны для равновесия. Когда я осторожно переступала по канату, огромная черная птица, похожая на ворону(Дословный перевод этой поговорки с английского звучит, как "ворона лапой нацарапала"), появилась слева от меня, поэтому я наклонилась влево, чтобы отогнать ее. При этом я потеряла равновесие и упала на землю. Как только я снова встала на туго натянутый канат, я заметила красивую белую птицу справа от меня. Она пленила меня настолько, что я невольно наклонилась, чтобы схватить ее, и снова упала.
Когда я пыталась определить, что это значит, мне стало ясно, что черная птица символизирует все то, чего я не хочу или боюсь, тогда как белая птица означает то, чего я хочу и на что надеюсь. Попытавшись достичь любой из них, я потеряла равновесие. Я понимала, что единственный способ сохранить равновесие — это противиться искушению попытаться управлять любой из этих птиц. Поэтому я постаралась пройти снова, раскинув руки ладонями вверх, и позволить любой птице сесть на мои руки, как и когда они пожелают, и постараться принять их обеих одинаково.
Часть книги, которую я написала от руки в Оксфорде, включала в себя описание нападения на меня бандитов, смерти Лорны, рака Шейлы, несчастного случая на эскалаторе в Сингапуре и некоторых других событий. Подобны черной птице были эти события, которые я хотела бы оттолкнуть, если бы это было возможно. Вместо этого на бумаге, на которой я описывала их, остались царапины от лап. Вот другой пример того, как Баба часто задает нам многозначную задачу в одном простом предложении, подобно учителю из секты "дзен", которую мы затем должны решить сами. Этот процесс может занять месяцы, а иногда и годы, как в этом случае.
Я вспоминаю, как Баба как-то рассказал одну из Его маленьких притч, которая иллюстрировала задачу черной и белой птиц. Он начал словами: "Вы все ходите по таким ухабистым дорогам. Как можете вы быть спокойными? Когда вы получаете то, чего хотите, вы бываете так счастливы, что вы поднимаетесь очень высоко", — иллюстрируя свои слова руками, поднятыми над головой. — "Но вскоре что-то случается, что не нравится вам, и вы опускаетесь очень низко", — показав это руками, опущенными к ступням. — "Поймите, что это за ухабистая дорога, по которой вы идете. Будьте счастливы независимо от того, что случается, и вы пойдете по ровному пути и обретете покой".
Одно из чудес Бабы, которые Он привнес в мою жизнь, — это готовность попытаться принять черную птицу и воспротивиться желанию схватить белую. Спешу сказать, что об этом гораздо легче писать, чем воплощать в действие. Однако, как только такая птица промелькнула, становится немного легче помнить о том, что не следует реагировать, проявляя сильные отрицательные эмоции, когда жизнь преподносит нам то, чего мы просто не хотим, или чрезмерно много волнения или гордыни, когда сбываются наши самые сокровенные мечты. Все то, что чрезмерно нарушает внутреннее спокойствие и выводит из равновесия.
Позже, вовремя той же беседы, Баба материализовал немного вибхути, вероятно, для того, чтобы помочь мне вылечиться от сильной простуды. Затем в совей обычной неожиданной манере Он спросил: "Как кольцо?" Я ответила: "Оно прекрасно", — имея в виду то, которое Он дал мне вовремя нашей прошлой беседы, — "но это еще слишком велико", — добавила я, указав на сине-зеленое, которое Он дал мне, чтобы отметить вторую свадебную церемонию, состоявшуюся шесть лет назад. Я показала Ему золотой "гард", который ювелир добавил, чтобы оно не соскальзывало с пальца. Он протянул руку и попросил дать его Ему, поэтому я сняла кольцо и вложила его в протянутую руку. Он тщательно осмотрел его и передал другой паре для осмотра. Когда они вернули Ему кольцо, Он зажал его в правой руке, сжал кулак и подул на него три раза. Я слыхала, что Он иногда изменяет размер предметов, которые материализует, поэтому я предположила, что Он уменьшит кольцо, чтобы оно было впору без "гарда". Но когда Он разжал руку, на Его ладони лежало совершенно другое кольцо. Оправа была золотая, хотя и отличалась от прежней, а в ней был заключен крупный сверкающий камень, похожий на многогранный алмаз. Он засмеялся при виде моего явного удивления и сказал: "На этот раз белый камень". Сначала Он передал кольцо другой паре, а затем надел на средний палец моей правой руки, на которую надевал первое кольцо. Когда я поблагодарила Его, он посмотрел на меня когда я поблагодарила Его, Он посмотрел на меня вопросительно, поэтому я сказала: "Это подходит". Он ответил: "Оно вполне подходит". И добавил: — "Я всегда с тобой. В тот момент я была слишком охвачена волнением, чтобы уловить смысл Его последнего замечания. Лишь спустя несколько дней проявился тот более глубокий смысл. Затем Он повел другую пару во внутреннюю комнату на частную беседу. Когда они ушли, Он кивком подозвал нас, чтобы мы присоединились к Нему для частного разговора, во время которого Он обсуждал более личные подробности нашей жизни, наш духовный рост и мою работу.
Повидав Бабу, мы собирались в Англию, где меня попросили прочесть несколько лекций и провести в конце недели семинар на тему о моей работе. Это был мой первый опыт выступления перед людьми. Сказать, что я нервничала, было бы преуменьшением; поэтому я воспользовалась возможностью попросить Бабу о помощи. Он поднял брови и произнес: "Но Я же сказал, что Я всегда с тобой". "Да, я знаю, Баба, — ответила я, — но я буду читать лекции весь уикэнд". Он возразил мне: "Ты разговариваешь весь день каждый день". Я согласилась и добавила: "Но только с одним человеком за раз". Он засмеялся и сказал: "Но один плюс один плюс один — это один. Все — это один". Затем с сияющей улыбкой заверил меня подобно снисходительному родителю: "Конечно, я помогу тебе".
В конце беседы Он упомянул о программе ограничения желаний и спросил, принесла ли я статью, которую написала. Когда я сказал, что статья в нашей комнате, Он сказал, что посвятит другую беседу этой программе на следующий день и что я должна принести статью с собой.
Баба позвал нас на следующий день и попросил г-на Нарасимхана быть переводчиком.В самом начале присутствовали три женщина — одна из Индии и две с Востока. Баба сначала разговаривал с индианкой на ее родном языке и совершенно застал ее врасплох, внезапно материализовав прекрасную джапамалу из крупных блестящих жемчужин. Когда она с трепетом взяла ее из его рук, то заплакала от радости. Потом Он поговорил с каждой из двух других женщин, отвечая на их просьбы с нежной заботой. Как только Он отпустил всех трех, то повернулся и кивнул, чтобы мы приблизились к тому месту, где Он сидел, к самым Его ногам.
После этого Он начал говорить о программе ограничения желаний, выходя за рамки, намеченные в Его предыдущих разнообразных публичных лекциях в Бомбее. Он, казалось, направлял свое внимание на меня; вспоминаю, я хотела бы знать, какое значение это могло бы иметь, так как понимала, что это было не только для моей личной пользы. Он объяснил, что цель программы — поощрить последователей в сокращении лишних трат в четырех основных сферах повседневной жизни, а именно: деньги, пища, время и энергия. Он обещал, что те, кто последует этой практике, не только извлекут пользу для себя путем уменьшения привязанности к материальным вещам, когда они наложат ограничения на свое желание обладать ими, но и полученные в результате сбережения можно было бы употребить на помощь менее удачливым людям. Таким образом, обе программы — ограничение желаний и бескорыстное служение — можно выполнять одновременно для всеобщего блага.
Он иллюстрировал свою точку зрения своим обычным, но весьма эффективным способом. Сначала Он выразительно подчеркивал, что в мире слишком много отходов. Это особенно касается США, тогда как в других странах люди живут впроголодь. Он указывал, что в некоторых отношениях бедность имеет преимущество перед богатством. Время и энергия бедняков посвящены выживанию. Поэтому у них меньше искушения быть расточительными, потакать своим слабостям или слишком привязываться к мирской собственности.
Он упоминал о том, что многие индийские женщины имеют чемоданы и ящики, набитые неношенными или редко одеваемыми сари. Так как в течение недели можно носить ограниченное число сари, то другие — лишние. Аналогичным образом, мужчины должны отказаться от таких дорогостоящих привычек, как игра в карты, игра в азартные игры, спиртные напитки и другие занятия, на которые впустую растрачиваются время, деньги и энергия.
Другой сферой расточительности, которую Он упоминал, был обычай давать изысканные и дорогостоящие обеды для гостей, которые вполне могли бы прокормиться сами. Он советовал использовать сэкономленные таким образом деньги на то, чтобы накормить бедных, о которых никто не заботится.
Затем Он упоминал дорогостоящие поездки, на которые уходит много денег, и предлагал заменять самолет поездом. Гостиницы тоже не обязательно должны быть высшего класса, поскольку в них, в основном, только спят. Однако, добавил Он с блеском в глазах, Он вовсе не ратует за то, чтобы люди жили в помещениях с тараканами, ползающими по полу. Он, очевидно, имел в виду, что необходимо тщательно учитывать все факторы, прежде чем делать выбор, во избежание излишеств.
Его следующее заявление действительно удивило меня. "Время, — сказал Он, — это товар, точно определяемый каждому в одинаковом количестве. Каждый человек ежедневно имеет в своем распоряжении лишь двадцать четыре часа". Я лично никогда не думала об этом, пока Он не указал. Он добавил, что потраченное время невозможно возвратить; оно уходит навсегда. Он наблюдал, как большинство людей ежедневно тратит массу времени на бессмысленные и бесполезные занятия, которые отвлекают их и от следования по пути к освобождению. Он перечислил такие дела, как просмотр бессодержательных фильмов, чтение дрянных романов и журналов, употребление спиртных напитков и азартные игры, и подчеркнул, что предаваться ненужной болтовне и сплетням — это значит не только впустую тратить время, но и понапрасну расходовать энергию. Он уподоблял это наливанию воды в решето. Ценная вода растрачивается, будучи разбрызгана во всех направлениях, вместо того, чтобы пустить ее по каналу для использования в нужный момент.
Под конец Он советовал не потворствовать таким отрицательным эмоциям, как гнев, алчность, зависть и ревность, на которые затрачивается огромное количество энергии, которую можно было бы с большей пользой направить на положительные дела. Он упоминал об общей привычке приносить бесчисленные извинения за то, что слишком мало времени и энергии затрачивается на постоянные медитации и, что даже более важно, на служение. При наличии предлагаемой программы и ее четко определенных принципов должно стать возможным сокращение пустых трат во всех четырех сферах и использование денег, пищи, времени и энергии, сэкономленных при этом, на помощь нуждающимся людям во всем мире.
Затем Он спросил о статье, которую я написала по просьбе Джека Хислопа. Он перелистал страницы и передал г-ну Нарасимхану, велев ему прочесть ее и доложить Ему. Но теперь, когда Баба самолично наметил программу по четырем, четко разграниченным сферам, я даже в большей степени убедилась в том, что статью следует упростить. Я лишь надеялась, что Джек получил мое спешное послание прежде,ч ем отправит статью в Американский информационный бюллетень.
Перед нашим уходом Баба спросил, как долго мы собираемся пробыть. Когда мы ответили, то Он сказал, что в таком случае у нас будет время, чтобы поехать с Ним в Путтапарти и что Он сообщит нам дату Своего отъезда, чтобы мы могли последовать за Ним.
Когда я возвращалась мыслями к тому, что Он говорил во время беседы, которую я запомнила, конечно, очень точно, я вспоминала об очень живом сновидении, которое я видела больше года назад и которое, как оказалось теперь, имело большое значение. Мне снилось, что я собираюсь выйти замуж за Бабу. Я наблюдала, как Он материализовал обручальное кольцо для меня в форме простой золотой пластины, усеянной кусочками коралла. Когда Он вручал это кольцо мне, то весьма многозначительно посмотрел на меня и сказал, что оно очень дорогое, так как содержит драгоценные камни. Во сне меня привело в замешательство это замечание, так как я знала, что коралл не считается драгоценным камнем и стоит не очень дорого. Баба, казалось, прочел мои мысли и вполне определенно повторил свое замечание. Он сказал мне, что я могу хранить его, однако предупредил, чтобы я не носила его.
Как только я проснулась, то сразу же поняла, что Он имел в виду, напоминая о медитации, состоявшейся много лет назад. Я тогда, казалось, прыгала взад и вперед между двумя очень большими горами. Когда я приземлилась на одной из них, то увидела, что она сложена из твердых острых камней и скал, которые могли бы порезать меня и наставить синяков, если бы я оставалась там слишком долго. Я быстро перепрыгнула на другую гору только для того, чтобы обнаружить, что она покрыта глубоким снегом, в котором я могла утонуть и задохнуться, если бы оставалась там. Поэтому я попеременно прыгала то на скалистую гору, то на заснеженную. Вскоре я начала уставать и спросила о смысле этой сцены. Мне сказали, что скалистая гора символизирует интеллект, а гора, покрытая снегом, — эмоции. Я металась между этими двумя способами действия всю мою жизнь. Затем мне велели посмотреть вниз между обеими горами, где я увидела третью гору, о которой и не подозревала. Она была не такой высокой, как те две, и спросив, что она символизирует, я получила ответ, что она состоит из скелетов всех моих выпущенных на волю желаний, касающихся либо того, чего я хочу, либо, наоборот, того, чего я не хочу. Я взглянула на нее более внимательно, и она напомнила мне коралловый риф, состоящий из скелетов крошечных морских созданий, называемых коралловыми полипами. Она представляла состояние знания, связанного не только с чувствами или мыслями, а и с тем, с и другим в сочетании. Эта гора была красивой и зеленой и испещрена тысячами нежных диких цветочков. Как только я захотела спуститься на нее вместо того, чтобы сказать взад и вперед, она начала расти, поднимаясь все выше к солнцу и небу. Я понимала, что если избавлюсь от своих желаний, она сможет, в конце концов, достигнуть солнца, символа Божьей силы, с которой я могла бы слиться и освободиться от тяги всех противоположностей, которые приковывают нас цепью к колесу перерождений.
Сон о Бабе, дающем мне усыпанное кораллами обручальное кольцо, чтобы отметить мой выход замуж за Него, должен означать, что, когда я, наконец, выпущу на волю все мои желания, я выйду замуж за Него, то есть сольюсь с Ним в моем сердце. Да, конечно, кольцо было очень дорогим, так как каждый кусочек коралла представлял желание, которое я должна выпустить на волю. Гораздо легче сказать, что надо выпустить желания на волю, чем действительно сделать это! Мы все настолько прочно держимся того, что, как мы думаем, нам нужно, и так сильно сопротивляемся тому, что, как мы боимся, может застигнуть нас врасплох.
Все, что я могу теперь сказать, так это то, что я нисколько не готова носить кольцо и выйти замуж за Бабу в моем сердце и не имею ни малейшего представления о том, сколько потребуется времени, чтобы достичь этого состояния отсутствия желаний, в котором могла бы состояться внутренняя свадьба. Но достаточно обещания, чтобы заставить меня продолжить работу над этим. Если это применимо ко мне, то равным образом применимо к каждому, кто выбирает внутренний союз, а не привязанность к символам внешней надежности.
Когда мы прибыли сначала в Уайтфилд, то заметили, что несколько других гостей страдают от нарушения пищеварения, вызывающего сильные боли в животе и понос. День или два спустя Баба материализовал вибхути для лечения моей простуды и поменял кольцо, простуда исчезла за ночь, но ее сменили сильные спазмы в животе и диарея. Я принимала ломотил, чесночные пилюли и другие лекарства, которые ношу с собой, но все было бесполезно. Недомогание не проходило, я не знала тогда, что это продлится целый год и месяц!
Баба выехал рано утром в Путтапарти и оставил нам записку о том, чтобы мы следовали за Ним. Во время поездки я случайно взглянула на свои руки, лежащие на коленях, и была поражена, увидев отчетливо видимое изображение Бабы в глубине сверкающего белого камня в моем новом кольце. Я посмотрела более внимательно, чтобы удостовериться, что мне не привиделось, но там были копна Его черных волос, Его профиль и золотистая одежда, и все это было отчетливо видно. Я была в восхищении. Я слышала, что последователи иногда видят Его отражение в кольце, которое Он материализовал для них, но никогда не видела этого сама. И вот теперь это неожиданно случилось со мной. Когда Баба дал мне кольцо, то сказал: "Я всегда с тобой", как Он столь часто уверял нас. Но Он, должно быть, имел в виду, что Он всегда со мной в сердцевине камня, постоянного напоминания об этом. Я была глубоко тронута другим примером Его осведомленности о нуждах каждого. Мы все так часто нуждаемся в напоминании о Его вечном присутствии в наших сердцах. Боль и страдание из-за моего физического недомогания были забыты, их затмило это новое проявление тайны Бабы.
В 1980 г. во время Всемирной конференции мы стали владельцами комнаты, которую нам выделили на время нашего пребывания в Путтапарти. Другим преданным разрешалось пользоваться этим помещением в остальное время. когда мы приехали, она была уже занята другими гостями, поэтому нас попросили перейти в другое помещение. Когда мы пришли туда, я обнаружила, что туалет западного образца сломан, и вода не спускается. В моем бедственном положении это был настоящий удар, усиленный сообщением о том, что сломанной части нет в наличии. Ее заказали несколько недель назад, но еще не получили. У меня упало сердце. Мне пришлось наполнять пластмассовые ведра из крана в стене и сливать вручную. Различные люди предлагали мне лечение, чтобы прекратить диарею, но, будучи всегда слишком чувствительной ко многим лекарствам и химическим препаратам, я не хотела рисковать, опасаясь, что станет еще хуже, а мне предстоял семинар в Англии менее, чем через неделю. В день нашего отъезда нас позвали на прощальную беседу. Мы были единственными людьми с Запада в группе из двадцати или более индийцев. После того, как Баба ввел нас всех в комнату и мы сели на пол, Он с улыбкой приветствовал нас и, глядя на меня, объявил всей группе: "У г-жи Кристал плохой желудок, не так ли, г-жа Кристал?" Естественно, все глаза обратились на меня, каковым и было, конечно, Его намерение. Он хотел избавить меня от постоянного ужаса оказаться на виду, что также является определенной формой эгоизма. Сопротивление и более легко распознаваемая агрессия проистекают от желания. Желание узнавания и стремление избежать его — оба эти побуждения связаны с эгоизмом. Баба поистине жестокий наставник для тех, кто просил Его помочь освободиться от эгоизма и привязанности к желаниям.
Когда пришла наша очередь быть приглашенными на частную беседу, я не забыла сказать Ему, что меня просили прочесть лекцию терапевтам в английском обществе холистического лечения рака в дополнение к семинару во время уикэнда. Я спросила, не сообщит ли Он мне что-нибудь о раке, чем я могла бы поделиться с ними. Он кивнул и сказал очень медленно и серьезно: "Рак можно вылечить только милостью Божьей и любовью". Затем Он стал обсуждать книгу о нем и сказал, что ее следует издать в Англии, как и первую, а также в Калифорнии. В то время мы не планировали издание в Калифорнии.
Когда мы спросили, как обычно, когда нам возвратиться, Он поистине застал нас врасплох, сказав: "Не возвращайтесь до шестидесятилетия. слишком дорого приезжать раньше. Езжай домой, заканчивая книгу, издавай ее и привози с собой на церемонию посвящения".
Затем Он перечислил мои физические проблемы: "Желудок, спина, ноги, глаза, голова" и т.д. и обещал помочь разобраться с каждой. Я спросила, не является ли состояние желудкакармическим и, если дело обстоит так, не будет ли Он так добр очистить отрицательные кармы. Он громко засмеялся, указывая на то, что я не понимаю, о чем прошу. Затем сказал: "Забудь теперь все прошлые жизни. Я помогу тебе".
С этим обещанием мы покинули Его физическое присутствие на два с половиной года. Я чувствовала острую боль сожаления о том, что мы не должны возвращаться каждый год, как мы привыкли делать в течение прошлых десяти лет. Я часто наблюдала, как Баба советует своим последователям не следовать рутине и говорит: "Учитесь находить уверенность в мое отсутствие". Мы должны научиться плыть и быть готовыми изменить направление без предупреждения, когда нас попросят сделать это.
Во время поездки обратно в Бангалор я размышляла обо всем, что Он сказал. Мне пришло в голову, что, называя поездку в Индию дорогостоящей, Он, вероятно, подразумевал физическую, а не финансовую сторону. Действительно, по возвращении домой я каждый раз чувствовала себя больной и изнуренной. Чем старше мы становимся, тем все труднее путешествовать и жить в первобытных условиях в течение любого времени. Я подозревала, кроме того, что у Него есть работа для меня и я должна узнать, насколько я права в том, что так оно и есть.
Диарея не прекращалась. Будучи занята семинарами и лекциями, все еще предстоящими мне, несмотря на обещание Бабы помочь, я продолжала испытывать перемежающиеся острые приступы дурных предчувствий. Исходя из моей лекции, прочитанной группе Элси Коуэн, я понимала, что бесполезно пытаться подготовиться заранее, даже в форме заметок. Я должна просто расслабиться и попросить Бабу внутри меня подсказать, что нужно говорить, и говорить все, что придет мне в голову. но, прежде всего, я должна помнить Его утверждение о том, что группа "состоит из одного плюс один плюс один, которые прибавляется к предыдущим, так как все — это один". Так что это было именно то, что я делала в течение семинара в пятницу вечером, всю субботу и все воскресенье. К моему облегчению, это сработало. Темы, казалось, возникали сами, а на надлежащий результат указывали различные вопросы, которые задавали члены группы. С помощью Бабы было успешно преодолено еще одно значительное препятствие.
Несколько других отдельных лекций, включая лекцию для онкологов и лекции для групп Саи Бабы, следовали по той же самой схеме. Всякий раз, как я начинала нервничать, я мысленно спрашивала Бабу, что необходимо сказать потом, и поток слов возобновлялся. Я неоднократно благодарила Его за помощь и за то, что Он побуждал меня предпринять необходимые меры к преодолению этого страха, преследующего меня всю жизнь.
Я начал писать о семинарах для этой книги только тогда, когда вспомнила сон, который видела несколькими годами ранее. В этом сне Баба сидел на возвышении в аудитории в Прасанти Нилаям лицом к тысячам последователей, которые заполнили зал до отказа. Я лежала на плите перед Ним, пока Он тщательно удалял все из меня, оставляя только пустую оболочку. Когда Он закончил, то поднял меня и велел вести беседу. Я не верила, что Он говорит серьезно, и убеждала Его, говоря, что у меня нет двигателя и поэтому я не могу двигаться и меня нужно заводить подобно заводной игрушке. Он наклонился вперед и толкнул меня, и, к моему удивлению, я смогла ходить и говорить. Теперь я понимаю, что пережитое мною во сне, произошло наяву. Я могла отклоняться и просить Бабу говорить через нас во время семинаров и других бесед. Его двойник внутри каждого из нас — искусный кукловод, который терпеливо ждет, когда мы будем готовы и захотим передать веревки наших кукольных "я", чтобы дать Ему возможность приводить нас в движение в соответствии с Его высшим знанием, в котором мы нуждаемся.
В конце нашего пребывания в Англии в Лондон прибыли четверо студентов Бабы из колледжа в Уайтфилде, сопровождаемые г-ном Шринивасаном из Мадраса. Баба послал их в короткий тур Лондон — Париж — Женева, заканчивающийся в Риме, где их встретил г-н Кракси, итальянский преданный. Быстро нашли зал, где собрались преданные со всей Англии, чтобы приветствовать посланцев Бабы. Студенты выступали, пели бхаджаны, и их явная преданность Бабе и Его миссии и послание миру вдохновляли каждого. Было замечательно закончить таким образом пребывание в Англии.

ГЛАВА 26

Когда мы прибыли домой, я с облегчением обнаружила, что статья о программе ограничения желаний прислана по почте, но еще не напечатана в Информационном бюллетене. У меня было время исправить ее и разбить на отдельные части, чтобы привести в соответствие с последними указаниями Бабы.
Во время беседы о программе ограничения желаний я удивлялась, зачем Баба вдается в такие подробности. Затем, однажды, когда меня попросили провести семинар по этой программе по случаю ежегодной церемонии Чаи в нашем районе, я мысленно обратилась к нашему самому первому посещению, когда Баба материализовал кольцо с лунным камнем. Он велел мне тереть мой третий глаз, чтобы устранить причину головных болей в этой области. Конечно! Теперь я понимаю! В той жизни монах удалился в пещеру, чтобы сосредоточиться на освобождении от желаний. Освобождение от желаний было, вероятно, уроком из того перевоплощения, который был прерван преждевременной смертью. Теперь мне было разрешено продолжить выполнять задание, прерванное так внезапно, и, кроме того, поделиться своими размышлениями с другими преданными. Таково было иное, более глубокое значение слов и поступков Бабы, чем я осознавала, когда Он дал мне это кольцо. Как только я увидела эту более ясную цель, я смогла проводить беседы и писать статьи как священный долг, который поможет мне также отработать старые кармы и, таким образом, будет способствовать моему дальнейшему развитию.
Тем временем, диарея не проходила. Я консультировалась у многих врачей и сделала многочисленные анализы с целью выявления возможных паразитов, но ничего не было обнаружено. Это состояние оставалось тайной, приводящей в недоумение, особенно потому, что я не худела.
Вскоре после нашего возвращения домой мы узнали, что Баба дал указание г-ну Антонио Кракси организовать Всемирную конференцию в Риме 30-31 октября 1983 г. Тема называлась "Единение — в Божестве, чистота — в Просветлении". Конференции предшествовал в течение двух предыдущих лет большой сатсанг, или собрание преданных, в обширном имении Кракси близ Милана. Эти собрания были настолько успешными, что Баба решил, что первое публичное представление Его всемирной миссии за пределами Индии должно пройти в Риме, одном из самых исторических городов западного мира. Мы решили участвовать в этом.
На конференции присутствовали не только полные веры и энтузиазма итальянцы, но и представители быстро растущей семьи Саи из тридцати четырех других стран. Их национальные флаги, висевшие рядом со сценой в огромной аудитории, являли собой самое впечатляющее зрелище. Эти флаги возвещали о новой и совершенно иной лиге наций, тихо входящей в мир, уставший от борьбы и беспорядка.
Баба является инициатором таких собраний, но Ему нужны люди как инструменты, с помощью которых можно привести их к плодотворному завершению. Антонио и Сильвия Кракси и их команда помощников работали без устали, согласованно и самозабвенно, выполняя план Бабы по обеспечению успеха (в самом полном смысле слова) этого первого международного симпозиума за пределами Индии.
В своем вдохновляющем послании, прочтенном г-ном Кракси, Баба подчеркивал, что божественность, пронизывающая общество, можно выявить лишь через людей, которые не отождествляются с телами, но знают, что их реальная сущность — это Бог, обитающий в сердце любого из них. По мере того, как продолжался симпозиум, проходя как по маслу, эта тема развертывалась как реальность на наших глазах. Все присутствовавшие гости, или работники, сосредоточились на Бабе, который смог, таким образом, влиться в симпозиум и руководить им, действуя через своего двойника в каждом из людей.
В своем послании Баба цитировал старинную поговорку "Все дороги ведут в Рим". Но Он предупреждал нас, что мы собрались в этом историческом городе не наслаждаться римскими каникулами в течение двух дней или приобрести несколько новых знакомств, а получить вдохновение от этих новых идеалов, имеющих отношение к будущему человечества.
Все старые города на протяжении своей длинной истории пережили насилие и отрицательные явления, выпавшие на их долю, и Рим не является исключением. поэтому важное значение имел тот факт, что симпозиум состоялся в День поминовения, когда возносятся молитвы за души всех тех, кто покинул эту землю.
Два сна, которые я видела за несколько месяцев до Конференции, по-видимому, непосредственно связаны с этим. В первом сне я, казалось, плыла по воздуху, глядя вниз на землю. Мне было больно и тяжело видеть так много областей, где шли борьба и войны, образующие черные тучи ненависти и страха, которые затемняли прекрасный ландшафт. Когда я оглянулась вокруг, то в отдалении увидела радужный поток, мягко журчащий и растекающийся во всех направлениях подобно длинным полосам многоцветного света. Пока я наблюдала, как он извивается, я поняла, что он исходит из Прасанти Нилаяма и что каждый цвет представляет положительные эмоции, например, радость, любовь, надежду, сострадание — противоположности страха, гнева и ненависти, образующих черные тучи по всей атмосфере земли.
Второй сон пришел несколько недель спустя. В нем я увидела Бабу, танцующего как бы на точке, принимая попеременно вид то Натараджи, то Кришны, причем Его руки, ноги и голова подчинялись внутреннему скрытому ритму. Это было необыкновенное зрелище, и когда я наблюдала, очарованная и проникнутая благоговением, то заметила, как радужный свет исходит волна за волной из Его тела и растекается длинными полосами по всей Индии, вливаясь в остальной мир. Продолжая наблюдать, я увидела, что эти цветные длинные полосы окружают черные пятна, которые я видела в предыдущем сне, и постепенно поглощают их, заменяя светом, имеющим цвет радуги. Темп танца убыстрялся до тех пор, пока радуга не охватила весь мир.
Потом я вспомнила рассказ о том, как покойный Джоел Риордан скептически заявил вскоре после приезда на первый визит к Бабе, что он поверит в то, что Баба — Бог, только в том случае, если тот сможет материализовать радугу, что может сделать только Бог. Несколько дней спустя Джоел увидел совершенную арку радуги в безоблачном индийском небе. Позднее Баба спросил, понравилась ли она ему.
Радуга всегда традиционно символизировала надежду на покой после бури. В Риме мы все испытали воздействие другой из радуг Бабы, подобной длинному усику, исходящему от Него в Индии и отраженному в наших сердцах. Это напоминает нам о Его обещании поднять сознание не только Индии, но и всего мира. Он дает нам надежду и позволяет всем, кто хочет этого, добиваться Его волеизъявления, а не следовать диктату эго, и принимать участие в этой революции. Преобразование происходит не только на уровне общества, но и на уровне отдельного человека. Посланием для меня в Риме было позволить Бабе танцевать Его танец в сердце каждого из нас. Делая это, Он наполняет нас любовью, радостью и надеждой на избавление от таких отрицательных эмоций, как гнев, ненависть и страх, сначала в нас, а затем во всем мире. Таким образом, каждый из нас может стать лучом света, помогающим очистить и осветить атмосферу планеты.
Почти в то же время, как было объявлено о Римской конференции, Баба дал указания американским центрам Саи начать организовывать открытые общественные собрания, чтобы представить Его и Его учение более обширной аудитории. Стало ясно, что Он готовится передать свое послание остальной части мира. Он сказал, что в день своего шестидесятилетия обнародует свою особую миссию по установлению равновесия в мировом хаосе, быстро распространяющемся повсюду.
Однажды во время медитации на меня снизошло самое волнующее и проникновенное озарение, касающееся серьезности мировой обстановки. У меня создалось впечатление, что Баба внезапно появился перед моим внутренним взором и кивком велел мне следовать за Ним. Он привел меня на возвышенное место, откуда я ясно видела весь мир, раскинувшийся внизу. Я слышала внутри себя Его голос, говорящий: "Теперь я покажу тебе истинный обходной путь сердца". Хотела бы я знать, что это могло означать.
Затем Он указал вниз на землю, и я увидела очертания огромной человеческой фигуры, наложенной на нее. Это напомнило мне схемы в книгах о йоге, иллюстрирующие расположение семи чакр в теле человека, каждая из которых представляет собой круг света. Баба указал на этом человеческом теле размером с весь мир, что между чакрой сердца и другими существует весьма незначительная связь. Когда Он прочертил пути пальцем, я очень ясно увидела, что они были либо частично блокированы, либо вообще закрыты. Я начала понимать, что Он имел в виду, ибо вокруг сердца действительно шел обходной путь на мировом уровне, не позволяющий любви вытекать из ее естественного источника — сердца. Поэтому любовь приходится выражать через посредство головы, горла, солнечного сплетения или силового центра, либо низших центров, особенно через половой центр. Я понимала, насколько верно это было на уровне отдельной личности. Люди думают о своей любви или мечтают о ней, говорят о ней и говорят, что любят, но часто без подлинного чувства. Некоторые используют так называемую любовь, чтобы управлять другими, переносят ее на материальные вещи или смешивают ее с половым влечением.
Баба продолжал показывать мне, что в прошлые века, когда мужчины периодически закрывали свои сердца, будучи заняты войнами и насилием, большинство женщин продолжало выполнять свою роль заботливых и любящих членов общества, тем самым сохраняя некоторое равновесие. Однако, их истинная роль уменьшилась, так как они были поставлены в положение, имеющее меньшую ценность, чем положение мужчин, которые использовали их в основном для удовлетворения своих физических желаний. В последние годы женщины восстали, но часто ошибочно предпочитали подражать мужчинам в попытке стать равными им и при этом отсекали свои собственные чувства. В результате — тяжелое состояние этого мира без любви со всеми сопутствующими проблемами насилия, преступлений, кровосмешения и плохого обращения с детьми, пагубных привычек и беспорядочности и со всеми другими несчастьями, с которыми мы сталкиваемся. Таким образом, это — примета Кали Юги.
"Что мы можем сделать?" — спросила я. Как бы в ответ я вспомнила заверение Бабы о том, что, как и в прошлые годы, когда мир серьезно терял равновесие, пришел божественныйАватар, чтобы поправить ситуацию. Как часто Он заявлял, что Его задача — привести весь мир к гармонии. "Но что мы можем сделать?" — настаивала я. Ответом было то, что женщины мира должны быть готовы продолжить путь, снова объединившись с их древним наследием. Они должны стать каналами, через которые божественная любовь потечет в мир, устанавливая равновесие.
Мне вспомнилось похищение самолета и указания Бабы послать любовь тем двум, полным ненависти мужчинам, а также Его последующее заверение о том, что самолет спасла заполнившая его любовь. Мы все должны позволить Бабе использовать нас для того, чтобы излить в мир Его любовь, как Он способен был спасти заполненный людьми самолет с помощью одного лишь человека.
В соответствии со своими планами принести в мир равновесие и согласие, Баба стал также инициатором всемирной Программы Воспитания в Духе Человеческих Ценностей, гарантирующей, что будущие поколения будут обучены продолжать работу, начатую таким образом. Эта программа разработана на основе курса Бал Викас для детей преданных, которым в течение многих лет прививали принципы правильного образа жизни, изложенные в бесценном наследии древней мудрости Индии. Этот курс адаптирован и теперь преподается в Индийских начальных школах. Последователи в других странах тоже начинают вводить его в своих школах, чтобы удовлетворить потребность в моральном воспитании в дополнение к возрождению и укреплению собственных духовных традиций.

ГЛАВА 27

Когда я впервые поехала увидеть Бабу, меня интересовало, станет ли Он моим следующим учителем. Годы, прошедшие с тех пор, доказали, что Он научил меня большем, чем я могла надеяться или вообразить. Он также подтверждал, продолжал и наращивал наставления, которые я получала из внутреннего источника мудрости. Само Его присутствие в мире делает связь с той частью Бога более осязаемой, а значит, более доступной. Это напоминает мне о разнице между переключением радиоприемника или телевизора наобум в надежде настроиться на желательную передачу и точным знанием того, как включить нужный канал.
Однако я остро осознаю, что этот, очень личный отчет о моем опыте общения с Бабой, дает лишь самое незначительное представление о Нем и о Его энергии и любви, которые безграничны. Также невозможно уменьшить Его подлинную сущность так, чтобы приспособить ее к Его небольшому физическому телу, обитающему в Индии.
Он говорит: "Аватар пришел как человек среди людей и ходит между ними как друг, доброжелатель, родственник, проводник, учитель, целитель и участник". Но и весь опыт тех бесчисленных тысяч людей, которых Он затронул тем или иным образом, даже будучи объединен, все же не даст полного или точного представления о нем.
Он говорит нам, что мы, вероятно, не можем понять Его и не должны даже пытаться. Все, что каждый из нас может сделать, так это быть готовым позволить Ему проявить себя в такой степени, которую мы можем принять и впитать в любой данный момент. В этой книге я попыталась показать тот ступенчатый процесс в моей жизни. Но надеюсь, что дала ясно понять, что, хотя я и пыталась стать по возможности более открытой, чтобы принять Его наставления, сначала у меня уходило очень много времени на то, чтобы понять и принять их, а затем постараться выполнять их в повседневной жизни.
Я продолжаю удивляться терпению, терпимости, выдержке, стойкости и состраданию, которые Он всегда проявлял. Уверена, что мой опыт не является уникальным и разделяется тысячами других преданных. Однако, Он никогда не бывает раздраженным или нетерпеливым, подобно большинству родителей в обращении со своими детьми.
Существует всегда, однако, опасность того, что такое любящее внимание может оказаться ловушкой, если способствует раздуванию самомнения человека. Что, вероятнее всего, заставляет человека чувствовать превосходство, чем то, что божественный Аватар говорит с ним, улыбается ему и материализует подарки для него? Однако Баба никогда не устает убеждать в том, что изначальная Божья сила является нашей единственной подлинной сущностью, и в этой степени мы все равны и едины с ней. Отличаются только наши тела и личные свойства. Это — Его главное послание, и все, что Он делает или говорит людям, имеет целью заставить их осознанно отдавать себе отчет в этом. Поскольку Он точно знает, что привнесет каждый из нас в эту осведомленность о том, что все мы воплощаем в себе Бога, нам нужно только довериться Ему в обеспечении средств, с помощью которых можно вскрыть многочисленные толстые слои, состоящие из наших желаний, затемняющих внутренний свет.
Его прощальное указание на нашей первой прощальной беседе все еще отдается у меня в душе. Я должна помнить о том, что нет необходимости ездить в Индию, чтобы увидеть Его физическое тело. Я должна найти Его в своем сердце.
Но как мы должны ввести это в действие? Мне показали простой метод применения для развития осознания божественной искры как внутри себя, так и в других.
Во время медитации Баба являлся и указывал на сердце человека, который, казалось, становился прозрачным, когда я наблюдала. Конечно, познавательность в сердце была золотым самородком. Баба указывал, что каждый имеет такой потенциал, но, как только человек попадает под Его влияние или начинает следовать по духовному пути, этот золотой самородок оживает, подобно тлеющим уголькам. Мы можем сами пристроиться к воздушным мехам, чтобы помочь им разгореться ярче, мысленно направляя каждый выдох к нашему сердцу.
Это повысит нашу способность отражать больше света и поможет нам увидеть потенциальный свет в каждом без исключения.
Ниже приведено стихотворение, пришедшее однажды очень быстро мне в голову. Эти стихи кажутся мне подходящим итогом послания Бабы.

Я люблю вас всех и каждого поодиночке
За глубину, которую я вижу внутри
Под слоями эгоизма,
|Вашей собственной Божественности.

Никто из вас не является особым
Или более привлекательным для меня,
Ибо каждый из вас обладает
Своей собственной Божественностью.

Поэтому не соперничайте с другими
В поисках надежности,
Когда вы уже получили любовь
От своей собственной Божественности.

Направляйте Мою любовь к другим,
Которые слепы и не могут видеть,
Что любовь, которую они ищут с таким отчаянием,
Есть их собственная Божественность.

ибо, когда вы найдете в каждом
Моего двойника,
Вы начнете раскрывать свои сердца
Своей собственной Божественности.

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ

Список сокращений:
хин. — хинди
пуш. — пушту
скр. — санскрит
там. — тамильский
тел. — телугу
Абхишека (скр.) — помазание, инаугурация или освящение путем обрызгивания водой или другой святой жидкостью.
Аватар[а] (скр.) — буквально: схождение, вхождение; воплощение и перевоплощение. В этом контексте всегда и исключительно употребляется для выражения Божественного воплощения.
Ананда (скр.) — счастье, радость, наслаждение, блаженство. Также "чистое счастье", один из трех атрибутов Брахмана и (или) атмана.
Арджуна (скр.) — буквально: белый, чистый. Имя одного из пяти героических братьев Пандавов в Махабхарате.
Атма[н] (скр.) — "я", индивидуальное "я", абстрактный индивидуум; божественная сущность во всех существах.; принцип жизни, высший принцип в жизни. Ближайшим западным эквивалентом является латинское слово "ауто".
Атча (хин.) — (также ачаачха) — благо. Разговорный эквивалент слов "хорошо", "очень хорошо", "все в порядке".
Ашрам[а] (скр.) — убежище отшельника, жилище аскетов. В народе употребляется для обозначения хозяйства духовного господина или госпожи, где его (ее) ученики и последователи могут собираться и (или) жить постоянно с целью получения духовного вдохновения и развития.
Брахма (скр.) — буквально: идти, двигаться. Созидающее божество индуистской троицы — Брахма, Вишну, Шива.
Брахма[н] (скр) — единый самосущий Дух, Абсолют, Безликий дух.
Бхагавад-Гита (скр.) — буквально: песнь Бога. Название, данное знаменитой мистической поэме (эпизод, приведенный в Махабхарате), в которой Кришна разъясняет дхарму, чтобы объяснить дхарму арджуны как воина, так как последний отказывается сражаться на поле битвы при Курукшетре (иногда называемой Дхармакшетра).
Бхаджан (скр) — благоговение, поклонение, почитание. В языках санскритского происхождения употребляется впоследствии в значении пения гимнов поклонения. В данной книге употребляется в значении гимнов, восхваляющих Бога.
Бхога — наслаждение; потребление, достижение.
Вибхути (скр.) — проявление могущества; великая сверхчеловеческая сила. В расширенном смысле — то, что вырабатывается таким могуществом и силой или через ее посредство. В этой связи общепринятое значение — священная зола (в особом контексте — чудодейственный результат или эффект сверхчеловеческой силы Шри Сатья Саи Бабы).
Вибхути абхишека (скр.) — буквально: помазанный чудодейственным. В этом контексте — священная зола (полученная чудодейственным образом в нужный момент), высыпаемая на предмет поклонения. Как правило, это термин употребляется для обозначения ежедневного осыпания идолов пуджа священной золой (полученной не чудодейственным, а обычным образом).
Вишну (скр.) — буквально: всеохватывающий, космический атом. Предохраняющее и поддерживающее божество индуистской троицы — Брахма, Вишну, Шива. Как таковое, оно — тот, кто воплощается на земле, когда отрицательность перевешивает цивилизованный характер.
Гита (скр.) — песня. Принятое сокращение для Бхагавад-Гиты (см.).
Гокулам (скр.) — семейство (стадо) коров, скота. Здесь — хлев; место, где находятся коровы.
Гуна (скр.) — качество, особенность, атрибут или свойство. Качества пяти элементов. Все три качества являются составными частями всех людей (например, саттва, раджас и тамас; благость, страсть и инерция; или добродетель, порок и невежество).
Гуру (скр.) — духовный отец и наставник.
Даршан[а] (скр.) — видение, смотреть на; восприятие; взгляд, доктрина, философская система. В этом контексте всегда употребляется для выражения благоговейного или благочестивого видения и пристального взгляда (как благословения) Учителя.
Джапа (скр.) — произносить тихим голосом, шепотом, бормотать, особенно молитвы или заклинания, постоянно и сосредоточенно.
Джапамала (скр.) — четки, которые перебирают при подсчете тихо произносимых или безмолвных молитв; традиционно изготавливаются из бусин, состоящих из материала, считающегося благоприятным и (или) благотворным.
Джхула (хин.) — качели, гамак.
Дхарма (скр.) — то, что является установленным и прочным; закон, устав, указ; употребление, практика, предписанное поведение; долг; право, справедливость; добродетель, нравоучение, религия. Этические объекты восприятия. Справедливый божественный порядок.
Дхьяна (скр.) — медитация, размышление, отображение, особенно глубокая и абстрактная духовная или религиозная медитация. Кроме того, внимание и сосредоточение внимания. Здесь употребляется исключительно как медитация в смысле, который придает этому слову буддийская секта "дзен".
Идли (там.) — хлеб или булочка из рисовой муки, употребляемая в некоторых районах южной Индии.
Йог (скр.) — соединенный или объединенный с кем-то. Этим словом называют мужчину, который достиг союза с Божеством. В широком смысле слова — любой мужчина, который занимается йогой и (или) принимает йогические позы. Женщина — йогиня.
Йога (скр.) — акт соединения, объединения, прикрепления. Отсюда — название системы развития связи с Божеством, преимущественно системы Патанджали.
Кали Юга (скр.) — последняя эпоха из цикла, состоящего из четырех юг (веков), после которой начинается новый цикл. Эта эпоха называется Кали Югой и является веком, в котором человеческая отрицательность достигает максимума, вызывая смятение в умах людей, общее беспокойство, конфликты, войны, крайнюю степень материализма, часто происходящие и широко распространяющиеся разрушения.
Карма[н] (скр.) — акт, действие, исполнение, дело; занятие, обязательство; работа, труд, деятельность (в противоположность бездеятельности); действие как движение. На Западе это слово употребляется для обозначения тех поступков в предыдущей жизни, которые приводят к неизбежным результатам, некоторые последствия поступков в предыдущей жизни, как в так называемой теории и законе кармы, и в данной книге это слово употребляется именно в этом смысле.
Карма-йог (скр.) — последователь карма-йоги. В более общем значении — тот, чьи деятельность и работа являются бескорыстными и предопределенными и предназначены улучшить материальное положение и (или) духовное состояние других.
Карма-йога (скр.) — выполнение работы или дела, особенно обязанностей и поступков религиозного характера. Кроме того, один из четырех способов или путей философии йоги, представляющий собой реализацию божественности через работу и деятельность. (Три других пути — бхакти-, джнана- и раджа-йога.)
Кармический (скр.) — буквально: занятый действием. На Западе употребляется в качестве прилагательного для поступка, ведущего к последствиям в другой жизни, а также к воздействию такого поступка на будущую жизнь в другом теле и подобии.
Кафтан (пуш.) — длинное, до пят, платье или одежда с блинными рукавами, которую носят женщины Афганистана, Пакистана и Центральной Азии. Стилизованные летние варианты одежды продаются в большом количестве на базарах южной Азии.
Кришна (скр.) — буквально: черный, темный, темно-синий. Имя восьмого Аватара Вишну.
Кундалини (скр.) — )от змеи) слово, употребляемое для описания скрытой энергии или силы в человеке, которая, образно выражаясь, свилась кольцом и дремлет в спокойном состоянии у основания позвоночника и подымается вдоль него в той степени, в какой она сознательно развивается и активизируется.
Лила (скр.) — игра, спорт, развлечение; простая видимость, подобие, притворство; грация, очарование, привлекательность. В данной книге — божественная игра, божественное развлечение, божественное очарование.
Линга[м] (скр.) — знак, символ, эмблема, значок; характерный; указание. В общепринятом значении, как в данной работе, употребляется для обозначения сферы (овоида), символизирующего творение, обычно приносимое в жертву в связи с Шивой.
Майя (скр.) — иллюзия, нереальность; видение. В некоторых индуистских философских учениях считается источником субъективного восприятия мира.
Мала (скр.) — венок, гирлянда; нитка бус, ожерелье, четки.
Мама (скр.) — мой.
Мангала[м] (скр.) — счастье блаженство, благополучие; что-то благоприятное или предназначенное вести к блаженству, например, хорошее предзнаменование, молитва или торжественная церемония по поводу важных событий.
Мангала сутра (скр.) — буквально: счастливая нить. Нитка бус, которую дает невесте жених, символизируя счастливый союз, и которую жена носит до смерти своего мужа. Индуистский обычай.
Мандала (скр.) — круглый; что-то круглое; орбита небесного тела, круг влияния состояния, царя или другого могущественного существа; раздел или книга Риг Веды; тантрические диаграммы, обычно круглые, которые, как говорят, обладают мистической силой или могут порождать ее. С.Г.Юнг употребляет это слово в последнем значении, исходя в основном из тибетского тантризма, и применяет в единственном значении, ограничивая его применение современным (психоаналитическим) пониманием, преобладающим на Западе и весьма распространенным.
Мандир (скр.) — храм.
Мантра[м] (скр.) — буквально: средство мышления. Речь, священный текст, молитва или гимн мольбы; ведический гимн или формула, адресованная личному божеству или безликому духу. Произносить следует отчетливо, в соответствующем ритме, надлежащим тоном, с правильным произношением, чтобы получить благоприятные результаты.
Маха (скр.) — великий, более великий.
Махабхарата (скр.) — великая история Бхаратов или повествование о ней. Эпическое произведение, содержащее около 216<->000 строк, которое собрал и составил мудрец Вьяса.
Махариваратри (скр.) — буквально: ночь Великого Шивы. Зимний праздник индусов, имеющий место в конкретное новолуние, когда душа, как говорят, меньше всего взбудоражена, что облегчает сознательное осознание вечной истины.
Намаскар[ам] (скр.) — жест, сопровождающий устное приветствие, "намасте", который делают обеими руками, сложенными ладонями вместе, перед собой. Также индийское слово.
Ом (скр.) — (пишется как Aum или Om, символ — ???здесь пусть Salagrama нарисует черным шариком этот символ, он должен знать, как???) — мистическое односложное слово, представляющее Божество и являющееся, как говорят, отзвуком космоса или вселенной, а также символом созидания и божественности.
Панчалоха (скр.) — буквально: пять металлов. Металлический сплав из пяти металлов, которые, как говорят, оказывают благотворное влияние: медь, латунь, олово, свинец, железо; или золото, серебро, медь, олово, свинец.
Пранаяма (скр.) — йогическое упражнение для контроля, циркуляции и регулировки дыхания, выполняемое только в духовных целях и только под руководством гуру.
Прасад (скр.) — буквально: чистота, яркость, ясность; спокойствие, покой, умиротворение; милосердие, доброта, благоволение, помощь; добровольный дар. Пища, предлагаемая божеству, или остатки пищи, оставленные духовным наставником (как таковые, благословенная пища или дар содержит, как полагают, вышеуказанное свойство).
Пуджа (скр.) — честь, почитание, уважение, преклонение, благоговение, уважение к высшим существам или поклонение богам. В языке хинди — также набор предметов для жертвоприношения, а также церемония или ритуал, выполняемый во время жертвоприношения.
Раджас (скр.) — одаренный способностью проявлять пыл или находящийся под его воздействием, пылкий. Вторая или средняя гуна, или составная часть Пракрити, которая активирует и возбуждает душу человека в ущерб невозмутимости; в вещи — тепло, сила.
Рама (скр.) — буквально: милый, приятный. Имя 7-го Аватара Вишну.
Садхака (скр.) — эффективный, действенный, продуктивный (в достижении цели); осуществление, выполнение, завершение, совершенствование; любое средство выполнения или осуществления (чьей-то цели); любое средство или инструмент, либо орудие, принадлежность, устройство; прием, реквизит. Понимание через посредство ума или интеллекта, абстрактное средство. Здесь употребляется в этом последнем смысле для обозначения духовных усилий, попыток и дисциплины.
Садху (скр.) — буквально: прямой, правый; успешный, эффективный. поэтому употребляется в качестве имени существительного для обозначения того (той), который такой, как указано выше, т.е. святой (святая), мудрец, пророк, отшельник.
Самадхи (скр.) — совмещение, объединение или соединение с кем-то; союз; завершение, заключение. Интенсивное применение, сосредоточение ума на ком-то или чем-то, концентрация мыслей, глубокая или отвлеченная медитация, состояние, достигаемое посредством этого.
Самити (скр.) — (также — самитхи) — ассамблея, совет; ассоциация, общество, созданное с конкретной целью.
Санкалпа (скр.) — понятие, идея или представление, формирующееся в уме или сердце, особенно — воля, желание, цель, определенное намерение, решимость или решение; акт силы воли.
Санскрит — буквально: полностью сформированный, совершенный; посвященный, священный; очищенный, изысканный. Название, данное классическому языку древних ариев за обладание всеми вышеперечисленным качествами; считается священным языком, так как основная часть индуистских рукописей, особенно источники, написана на этом языке. Рукописный шрифт Деванагари.
Сари (хин.) — отрез материала длиной 6<->—<->9 ярдов (1 ярд = 91 см), который носят индийские женщины, происходит из дравидийской Индии и принят значительной частью женщин в других частях Индии с конца девятнадцатого века.
Сат (скр.) — настоящий, существующий; следовательно, длительный, продолжительный; хороший.
Сатсанг (скр.) — общение или связь с добром (сат — добро, санг — компания, группа).
Саттва (скр.) — существование, реальность; истинная сущность, природа, расположение ума, характер. Также — высшая из трех гун, или составных частей. Пракрити, потому что сообщает человеку искренность, честь, мудрость; чистая и опрятная вещь.
Сатья (скр.) — (также — сатхья) — истинный, реальный, действительный, подлинный, искренний, честный, правдивый, преданный, чистый, добродетельный, хороший; правильный.
Сатья[м] (скр.) — (также — сатхьям) — истина, реальность; добродетельный поступок и благоприятный результат; доброта; правильность. То, что есть (без начала или конца); постоянство.
Сева (скр.) — служение.
Сиддхи (скр.) — осуществление, исполнение, выполнение, полное достижение. Отсюда — общепринятое значение, особенно за пределами Индии, сверхъестественной способности (достигнутой с помощью йоги или другого духовного упражнения), йогическое, духовное или медитационное достижение чудесного характера, непонятного науке.
Ступа (скр.) — круглая конструкция; священный монумент, воздвигнутый над или вокруг буддийской реликвии. Общепринятое значение — куполообразная конструкция или круглая колонна, ассоциируемая с богом или богами либо с религией и (или) духовностью.
Сутра (скр.) — нить, пряжа, веревка, линия, шнур, проволока. Фигурально — библейская тема или священное писание, проникнутое единой мыслью, верой, учением или молитвой. Также — философский термин, обозначающий идентичные произведения.
Тамас (скр.) — невежественный, инертный, тупой. Третья и самая низшая гуна или составная часть Пракрити, которая заполняет душу ленью, удерживая ее в темноте; в вещах — безжизненность.
Телугу (также - телегу) — в основном дравидийский язык с заимствованиями из санскрита, на котором говорят, главным образом, (народность телугу) в штате Андра-Прадеш (следовательно, в Путтапарти).
Хинди — язык северной Индии санскритского происхождения, основной язык народов, живущих в долине Ганга и в близлежащих районах и пользующихся рукописным шрифтом Деванагари (санскрита).
Чакра — (скр.) — круг; астрологический круг (зодиак); мистический круг или диаграмма; колесо. Термин, заимствованный Патанджали, как и другие, для описания центров энергии в человеческом теле. В данной работе употребляется только в этом производном значении.
Чоли (хин.) — корсаж, бюстгальтер. Название блузки, которую надевают под сари.
Шастиабда (скр.) — буквально: 60-летний цикл Гуру (Юпитера); отсюда — 60-летняя годовщина чего-то хорошего и (или) возвышающего. На языке хинди звучит как шаштиабди.
Шива (скр.) — буквально: благоприятный, благосклонный, благотворный, щедрый. Благоприятный — разрушающееся и воскресающее божество из индуистской троицы — Брахма, Вишну, Шива.
Шиваратри (скр.) — буквально "ночь Шивы". Общепринятое сокращение Махашиваратри (см.).
Шрама (скр.) — усталость, слабость, истощение тела или ума (в результате борьбы). (Отсюда ашрама — это отрицание шрамы.)
Юга — период, век или астрономический цикл; век мира. В настоящей книге предпочтение отдается второму определению.
Ягна (скр.) — поклонение, преданность, молитва, мольба (Богу); кроме того, акт поклонения и преданности, жертвоприношение, пожертвование, подношение. В современной Индии это слово употребляется в связи с дополнительной характеристикой пышности или обстоятельства, касающегося выполнения вышеупомянутого акта.

САИ БАБА — ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО.

Его назвали Совершенным Учителем. Многие говорят, что Он — божественный Аватар. Каждый год сотни тысяч совершают паломничество в южную Индию из стран всего мира, чтобы услышать и увидеть Его; действительно, сейчас насчитываются миллионы Его последователей. Учитель и целитель, дипломат и мечтатель, друг и утешитель. Саи Баба является одним из самых необыкновенных духовных лидеров нашего времени.
Филлис Кристал впервые встретилась с Саи Бабой в начале семидесятых. Их встреча должна была оказать глубокое воздействие на ее собственное духовное развитие и на ее методы консультаций как психотерапевта — последователя Юнга.
В этом живом отчете о своих встречах с Саи Бабой на протяжении десяти лет, о Его учении и руководстве в решении разных проблем и в часто происходивших случаях, причинявших травмы, она указывает путь к истинному внутреннему развитию и духовному совершенствованию для всех нас.
Издательство "Элемент" опубликовало также книгу Филлис Кристалл: "Избавление от оков" и "Избавление от оставшихся оков". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий