пятница, 21 марта 2014 г.

Навруз (или Новруз) - это праздник нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов.
Он был связан с земледельческим календарем, по которому в северном полушарии на 20-21 марта приходилось весеннее равноденствие, знаменующее пробуждение природы, когда все живое на земле, деревья и растения, начинает оживать. Начало такого обновления совпадало с первым днем месяца солнечного календаря шамсия (21 марта), и потому он был назван Навруз (новый день). Великий мыслитель Беруни, начинавший это летоисчисление с первого месяца фарвардин, пишет следующее: «Навруз является первым днем нового года и по-персидски означает это».
Особое божественное, сакральное значение Навруза связанно с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза - это священная книга зороастризма «Авеста».
В 1-м фаргарде (главе) Вендидада сам Ахура-Мазда (Бог добра и света, а по сути Единый Бог в зороастрийской вере) в беседе с пророком Заратуштрой перечисляет созданные им страны и города, к коим относятся все области земледельческого Ирана. В 3-м фаргарде Ахура-Мазда отвечает на вопрос: какие места на земле самые лучшие? Такими оказываются те места, где есть пашни, посевы, оседлые поселения. На вопрос: "В чем зерно маздаистской религии?" - Ахура-Мазда отвечает так:
"Когда хорошо возделывается хлеб; кто сеет хлеб, тот возделывает Аша (Аша в Авесте - царство света и правды), тот ведет вперед маздакистскую религию". Надо подчеркнуть, что религия пророка Маздака предшествовала зороастризму, и являла собой древнюю идеологию о равенстве.
Из летописных источников видно, что древний Пророк уделяет особое внимание труду, земледелию. Так, наиболее почитаемым в зороастризме является труд земледельца. Идеология Зороастра, выраженная в «Авесте» — идеология труда. Трудовая деятельность человека у него окружена ореолом святости, и он ставит своей задачей воспитать в народе высокое уважение к труду.
Авеста говорит: «Кто сеет хлеб, тот сеет праведность. Когда готовят мельницу для обмолота зерна, то дэвы (злые силы) теряют голову. Когда муку подготавливают для квашни, то дэвы стонут. Когда тесто подготовляют для выпечки, то дэвы ревут от ужаса».

Опираясь на сведения Омара Хайяма, следует особо отметить, что вот уже более двадцати шести веков с тех пор, как появился Навруз, во время этого праздника прекращались войны и взаимные интриги, заключались мирные договора, даже похороны переносили на другие дни. Этот праздник был настолько веселым и радостным, что в эти дни не только проходили пышные торжества, но и проявляли теплоту и внимание к больным, посещали родных и друзей, поклонялись могилам родственников и близких, выражая взаимное доверие и симпатию, особо чтили общечеловеческие ценности.

Комментариев нет:

Отправить комментарий