Эпизод 23: Вода приходит от Бога
Часть – I
Мы видели, как Бхагаван , побуждаемый Своей матерью построил школу и госпиталь в Путтапарти, чтобы они приносили пользу деревенским жителям. Эти начинания выросли в обширные образовательные и медицинские проекты и повсеместно доступны людям бесплатно. У Матери Ишвараммы было и третье желание: Путтапарти нужен источник воды во время засушливых сезонов. Чтобы удовлетворить эту необходимость Бхагаван просверлил скважину на территории Прашанти Нилаям. В следующих двух выпусках Н2Н мы увидим, как это инициатива послужила началом для создания проекта обеспечения питьевой водой миллионов людей.
Эликсир жизни
Восемьдесят процентов человеческого тела составляет вода. Человек может прожить несколько дней без пищи, но без воды его жизнь измеряется часами. Вода – один из величайших подарков Бога, из своей безграничной милости подаренный Им человечеству и всем живым существам. Бог не только создал воду, но и создал искусную систему доставки этого дара в течение всего года из моря на землю. Он создал озёра, для хранения воды, реки для переноса её и огромные подземные водоносные пласты для дополнительного запаса.
Человек не в состоянии оценить физические тонкости круговорота воды в природе. Он часто упускает из виду созидательную силу позади него. Обладающие властью направляют воду на свои собственные нужды. Они побуждаются жадностью и эгоизмом. Другие нерачительно обращаются с данной им водой. По этим причинам многие регионы на земле иссушены, хотя они не обязательно должны быть такими. В западной части Индийского полуострова идут сильные ливни во время сезона дождей, но огромное пространство земли к востоку, где выпадает мало осадков, страдает от недостатка воды и засухи.
Самыми засушливыми районами на юге Индии являются Беллари, Анантапур и Раяласима. Здесь люди зависят от колодезной воды. Но фториды в воде создают серьёзные проблемы, такие как деформации костей.
Здесь в англоязычном источнике помещён видео клип.
Более столетия жители Раяласимы требовали питьевую воду, но их обращения никто не слушал. Даже в независимой Индии эта ситуация сохранялась почти полстолетия, пока Баба не вмешался.
Вызов правительству
Утром 22 ноября 1994 года в Пурначандра аудитории проводилось особое мероприятие в честь выдающегося хирурга доктора Венугопала. Этот врач провёл первую операцию на сердце в день открытия супер специализированного госпиталя в Путтапарти и множеством способов помогал госпиталю. В Пурначандра аудитории присутствовал мистер П.В. Нарасимха Рао, бывший в то время премьер-министром Индии, и который за несколько лет до этого открывал супер специализированный госпиталь. В Своём выступлении в тот день Бхагаван сослался на многолетние проблемы с питьевой водой в Раяласиме.
Он сказал: «Премьер-министру следует напомнить об одном факторе. 45 лет в этой стране существует проблема с водой. Реки – это дары Бога. Они не принадлежат никому. Водам рек Кришна и Годавари позволяется течь в море, в то время как жители Раяласимы не имеют питьевой воды. Вместо того чтобы терять их воды, их следует отвести, и это не принесёт никакого вреда. В реке Кришна много воды. Реки Кришна и Тунгабхадра могут быть использованы, чтобы обеспечить водой Раяласиму. Если будет вода, тогда можно будет выращивать урожай. Для обеспечения водой Я готов дать десять миллионов, двадцать миллионов и даже миллиард рупий. В Раяласиме не должно быть недостатка в воде. Есть много преданных, готовых сделать пожертвования, но Я не обращаюсь за помощью ни к кому».
Это было прямым вызовом индийскому правительству сделать что-нибудь с этой проблемой. Он предлагал возможную помощь со Своей стороны, если правительство решит взяться за такой проект. Спустя несколько месяцев со стороны администрации не наблюдалось никаких действий. Тогда Баба спокойно сказал Шри Сатья Саи центральному трасту: «Давайте выполнять проект», – и начал воплощать то, что казалось невозможным. Члены траста были потрясены. Он удивлялись: «Одно дело построить госпиталь или даже аэропорт. Но обеспечить водой весь район Анантапура с населением более миллиона человек и много сотен деревень, разбросанных на территории более сотни квадратных километров? И притом в такой короткий срок? Где деньги для всего этого? А рабочие, экспертиза и т.д.?
Решимость отвергает все препятствия
Реакция членов траста была типичной, она была продиктована способом, каким люди рассматривают вопросы и проблемы. Но у Бабы подход совсем другой. Сначала приходит решение, а проблемы разрешаются позднее. Когда стало ясно, что Баба абсолютно непоколебим в желании двигаться вперёд, независимо от того, что говорят другие, планы сразу же начали вычерчиваться. И чудо из чудес, всё завертелось с невероятной скоростью! Несмотря на удивление от этого начального развития вещей, оставалось много настроенных скептически. Один человек прокомментировал: «Правительству требуются годы, чтобы рассмотреть и принять такой проект, ещё несколько лет, чтобы изучить его, ещё несколько лет, чтобы составить план, затем ещё несколько лет, чтобы найти средства, и множество лет для выполнения. Поэтому, как Баба собирается воплотить такой гигантский проект и в такое короткое время, как Он обещал?»
Примерно девять месяцев спустя во время празднования Гуру Пурнимы в июле 1995 был проведён праздник в честь пуска первой очереди проекта обеспечения питьевой водой жителей Раяласимы, особенно соседней деревни Буккапатнам. После обычных выступлений заинтересованных чиновников Баба нажал на кнопку. Дистанционное управление запустило насос в Буккапатнаме, и питьевая вода потекла там из крана. Рядом с этим местом был установлен микрофон, через который были слышны радостные возгласы собравшихся жителей деревни, и вскоре руководство деревни говорило по микрофону слова благодарности. Всё это слышали тысячи людей, собравшихся в Божественном Присутствии в Прашанти Нилаям.
Впоследствии темпы ускорились, и всё происходило с удивительной скоростью. Баба непосредственно руководил процессом и буквально ежедневно контролировал продвижение работ. Работа шла не всегда гладко. Многие преданные удивлялись, почему так происходило. Разве Бог не руководит? Да, Он руководил. И если бы Он захотел, всё произошло бы по мановению Его руки. Но Он не хотел делать этого. Проект выполнялся так, чтобы преподать некоторые важные уроки: человек должен изо всех сил стараться помогать другим и, не слишком беспокоясь о препятствиях, встающих на его пути, решительно двигаться вперёд к цели. Люди должны были также научиться, что невозможное становится возможным, если человек принял твёрдое решение. На короткий период деньги закончились. Он, кто материализовывал золото и банкноты мановением Своей руки, теперь взял ссуду в банке! Было также множество и других проблем. Но Бхагаван как всегда был постоянно спокоен, демонстрируя совершенную невозмутимость.
Где есть Его Воля, существуют миллионы способов
Это было не столько разрешение Им проблем, сколько магия Его премы (любви). Правительство штата, где у власти были марксисты, не колеблясь, оплатило расходы на прокладку трубопровода и доставило другие изделия, изготавливавшиеся в их штате. Железной дороге был отдан приоритет доставлять к месту работ различные грузы, особенно металл и цемент. Баба делал несколько обзоров с воздуха всего региона. Он был настолько заботливым, что делал эти осмотры между утренним и вечерним даршанами, и преданные в Прашанти Нилаям никогда не знали, что Баба летал над этой частью страны, когда они отдыхали. Многими способами Баба демонстрировал, как следует выполнять проект, с постоянным личным наблюдением сверху и неослабным вниманием к мельчайшим деталям.
Шёл ноябрь 1995. Опять в Пурначандра аудитории проводилось собрание. И снова мистер П.В. Нарасимха Рао присутствовал при этом. Он был здесь, чтобы торжественно ввести в действие Шри Сатья Саи проект обеспечения питьевой водой. Вот что говорили высокопоставленные лица по этому поводу:
Мистер К. Чакраварти, представлявший Шри Сатья Саи центральный траст, по поводу завершения проекта обеспечения питьевой водой сказал: «Я имею честь представить короткий отчёт о Шри Сатья Саи проекте водоснабжения. Мы начали выполнение проекта на второй неделе марта. Три инфильтрационных колодца в одном секторе и два в другом были построены к концу мая 1995 года. Поскольку протяжённость трубопровода составляла 2500 километров, нам пришлось использовать тяжёлую наземную технику для копания траншей и прокладки труб, и эта работа была завершена за короткий срок в два месяца май и июнь 1995 года. Это была гигантская работа. В проект было включено строительство 275 высоких резервуаров, 175 наземных резервуаров и установка более 1000 цистерн заводского изготовления, многое из этого близится к завершению. Проект будет полностью завершён к середине января 1996.
Проект такого размаха и короткий период его воплощения требовали принятия на себя обязательств и преданности. Лучшее агентство, которому было поручено строительство, т.е. бригада строительной компании L & T, обладает такими качествами. Они, работая долгие часы под палящим солнцем и дождём, выносили многие трудности, выполняя работу по различным чертежам. Самое большое чудо – Сам Свами. Все самые большие чудеса, собранные вместе, не достигнут даже Его щиколотки. Бхагаван является перфекционистом и ожидает высокого стандарта работ всех связанных с этим лиц. Поэтому мы получили благословение выполнять этот проект по ожидаемым Им стандартам».
Шри Сатья Саи проект обеспечения питьевой водой является самым большим проектом служения, воплощённым где-либо в мире благотворительной организацией.
Следующим выступал премьер-министр П.В. Нарасимха Рао, который опять занял пост министра в правительстве штата Андхра Прадеш и руководил районом Анантапура. Он хорошо знал не только различные проблемы людей района, но и трудность их разрешения. В своём обращении он сказал: «Этот район Анантапура по статистике относится к районам с малым выпадением осадков. Во многих местах вода не пригодна для питья из-за загрязнения. Я знаю район очень хорошо. Я знаю каждую деревню, потому что работал министром этого района. Здесь очень трудно работать из-за большого количества неудобств, а сегодня этот район принял совсем новый облик. Этот район известен недостатком воды, отсутствием питьевой воды. А сегодня вода подаётся. Это явное свидетельство милости Бхагавана. Мы заявляем, что благодаря милости Бхагавана мы сегодня пьём воду. Это наше счастье и удача».
Затем выступил Сам Баба. Он сказал: «Что касается проекта водоснабжения, нужно заметить, что многое было сделано за короткий срок. В выполненный проект нужно было внести изменения по просьбе жителей разных деревень. Из-за этого проект полностью не завершён. В некоторых деревнях ещё нет воды. Это не должно служить причиной разочарования. Что бы ни случилось, все деревни получат воду, и проект будет выполнен полностью. Торжественный ввод в эксплуатацию проекта премьер-министром не означает, что остальная работа не будет выполнена. Мы готовы на любые жертвы, чтобы сдержать своё обещание. Работы продолжатся с завтрашнего дня, и мы увидим, что к январю весь район будет обеспечен водой. Мы не оставим работу, и ни у кого не будет причин жаловаться, что нет воды.
Воплощения любви, это радость, что министр, связанный с Андхра Прадеш, торжественно вводит в эксплуатацию проект водоснабжения района Анантапура. Все должны жить дружно, не делая никаких различий и оказывать своё содействие правительству. Не только нация получит благо от вашего единства, но вы также послужите примером для мира. Освободитесь от ненависти и зависти. С любовью принимайте участие во всех мероприятиях, которые правительство проводит ради благополучия людей. Любовь может добиться всего».
Его любовь течёт повсюду
Из-за непредвиденных изменений в середине строительства некоторые деревни ещё не получили воду к обещанному сроку. Однако во время церемонии ввода в эксплуатацию управляющий насосной станции Анантапура позвонил и сообщил, что жители Анантапура уже обеспечены чистой питьевой водой. Он сказал по телефону: «Ом Шри Саи Рам. Насос и двигатели включены. Жители города Анантапура действительно благословлены даром Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы – питьевой водой благодаря системе летних накопительных резервуаров. Мы уверены, они тоже счастливы, что премьер-министр милостиво ввёл в эксплуатацию систему летнего накопления в Анантапуре. Мы выражаем свою благодарность Бхагавану Бабе и особую сердечную благодарность премьер-министру».
Несколькими месяцами ранее в день Гуру Пурнимы только соседняя деревня Буккапатнам была благословлена подачей воды. Теперь весь район был благословлён водообеспечением.
Здесь в англоязычном источнике помещён видео клип
Баба обратился к сказанному Им утром в день Своего рождения в 1995 году и сказал: «Вы, должно быть, слышали перечень пожертвования золотых украшений, сделанного одним из преданных. Что является драгоценностью для Бхагавана? Только блаженство. Зачем засыпать Его дождём драгоценностей? Скульптор высекает красивое изваяние. Зачем прятать эту красоту под одеждой, украшениями и гирляндами? Всё это неестественно. Только естественная красота приносит настоящую радость. Не трудитесь приносить такие украшения. У вас вообще не должно возникать таких мыслей. Я попросил центральный траст выставить на аукцион все украшения, подаренные преданными. Деньги, полученные от этого, должны быть использованы на нужды траста. Эти украшения не следует привозить в Прашанти Нилаям. В дополнение к украшениям были также пожертвованы деньги. Все эти средства будут использованы на завершение проекта обеспечения питьевой водой.
Я ничего ни у кого не прошу. Но Я буду счастлив любым видом выполняемого вами служения. Тратьте свои деньги на помощь нуждающимся. Участвуйте в обеспечении водой. Оказывайте людям помощь в образовании и лечении болезней. Делайте всё ради блага общества и человека. Думайте о благосостоянии нации. Проблема с питьевой водой в Раяласиме будет полностью решена. Это засушливая зона. Питьевой воды не хватает. Как могут деревья расти в такой местности? Без деревьев у людей не будет достаточно кислорода. Поэтому вода очень необходима для жизни. Я рассматривал эту проблему долгое время. Для здоровья важно сердце. Для знаний важна голова. Для тела важна вода. Лечение, знания и вода должны предоставляться бесплатно. Они не должны быть предметом торговли. Всё это приходит от Бога. Любовь важна для жизни так же, как масло для лампады. Без масла любви воцарится темнота. Служите всем с любовью. Поймите, что Бог находится внутри вас, и вы имеете все потенциалы для выполнения великих дел».
Сатья Саи проект обеспечения питьевой водой – демонстрация единства мысли, слова и дела
Два года спустя 11 октября 1997 в день Виджаядашами Бхагаван, который полностью Сам завершил этот проект, передал его и его активы губернатору Андхра Прадеш. Проект был выполнен для людей, и теперь Баба хотел, чтобы правительство владело им, а также сохраняло его. Поэтому случаю в Прашанти Нилаям присутствовал главный министр Андхра Прадеш и несколько высокопоставленных политиков, приехавших на церемонию передачи.
Первым выступал мистер К. Чакраварти из Шри Сатья Саи центрального траста. Он сказал: «В Своём Божественном выступлении 22 ноября 1994 года Бхагаван Баба привлёк внимание премьер-министра и главного министра штата к тяжёлой проблеме с питьевой водой во многих частях страны. Бхагаван добавил, что, если необходимо, Он готов оказать финансовую помощь для воплощения проекта. Но завершив, на самом деле, весь проект Сам, Свами доказал миру, что слово Бога действительно истинно. Хорошо известно, что Аватар обладает всеми силами. Однако при выполнении этого проекта Его целью было показать пример людям в мире, как принимать и разрешать проблемы, с которыми сталкивается человечество. Шри Сатья Саи проект обеспечения питьевой водой обошёлся в 3 100 000 000 рупий. Чтобы оплатить эти огромные расходы Бхагавану пришлось взять ссуду 1 000 000 000 рупий в Канара банке. Он даже думал продать аэропорт в Прашанти Нилаям. Посредством этой целеустремлённости Свами на практике продемонстрировал единство мысли слова и дела».
Затем выступил Рамакришна из Larsen & Toubro (L & T), строительной фирмы, осуществлявшей проект: «Бхагаван показал нам в L & T Свою любовь, обеспечивая нас многими возможностями реализации в рекордное время таких проектов как строительство супер специализированного госпиталя, жилых домов, столовой, аэропорта, Кальяна Мандапам в Хайдарабаде и прекрасного Саи Кульвант холла.
Здесь в англоязычном источнике помещён видео клип
L & T участвовала во многих проектах по всей стране и во многих местах за границей. Но нигде мы не были способны выполнить проект с такой скоростью как здесь. Единственная причина для этого – благословение и милость Свами. В больших проектах, таких как этот, обычно случаются несчастные случаи. Но этот проект обеспечения питьевой водой был завершён в рекордный срок без единого несчастного случая. Это всецело благодаря милости Свами».
В своём заявлении главный министр Андхра Прадеш сказал: «Люди района Анантапура переживали огромные трудности с питьевой водой. Свами разрешил эту проблему в рекордное время, другие в других местах не могут выполнить то же самое за такое же время. Вся эта работа должна была быть выполнена центральным правительством и правительством штата. Но Баба Сам выполнил её. Как сказал Рамакришна из L & T, такая грандиозная работа не могла бы быть выполнена в такое короткое время без милости Бабы. По этому случаю я хочу заверить: правительство штата будет поддерживать этот проект в том же самом священном духе, в котором этот проект был начат и закончен. Это моё публичное обещание Тебе, Бхагаван Баба».
Явилось ли это завершением огромного проекта водоснабжения, начатого Бхагаваном Бабой, проекта, благодаря которому питьевая вода была доставлена всему району Анантапура с его сотнями деревень, рассеянными на нескольких сотнях квадратных километрах, и с населением более миллиона человек? Закончилось ли задание теперь? Было ли выполнено третье желание Матери Ишвараммы? Ответ: «Нет». История продолжается и расширяется на большую территорию и большее население.
Эпизод 24: Вода приходит от Бога
Часть – 2
В соответствии с третьим желанием Матери Ишвараммы чистая питьевая вода была доставлена в сотни деревень и миллиону испытывавших жажду жителям района Анантапура. Этот проект водоснабжения полностью осуществил и оплатил Бхагаван Баба.
«Я никогда никому не скажу: ‘Нет’». – Баба
В день Виджаядашами в 1997 году весь проект водоснабжения вместе со всеми его активами был официально передан правительству Андхра Прадеш. Делая это, Баба сказал: «Воплощения любви. Вы слышали выступления многих руководителей. Они говорили от всего сердца и выражали свою озабоченность благополучием людей. Сегодня Виджаядашами, благоприятный день для передачи проекта водоснабжения правительству Андхра Прадеш.
Главный министр взял на себя ответственность за его должное поддержание. Я уверен, мы будем хорошо выполнять эту программу. Благодаря его согласию мы были освобождены от обременительной ответственности. Осталось ещё много, что необходимо сделать в Бхарате. Вода является основной потребностью в стране. С самых ранних лет, с самого начала Я думал о трёх основных необходимых вещах: образовании для головы, здоровье для сердца и воде для тела. Эти три составляющие нужно обеспечить. Все эти три вещи должны быть доступны всем абсолютно бесплатно. Это Моя воля, чтобы чистая питьевая вода была доступна всем. Это Моё решение.
Каждый должен вложить свою энергию в разрешение подобных проблем. Каждый должен выполнить свой долг перед обществом, которое воспитало его/её. Везде, где необходимо, люди должны собираться вместе, чтобы разрешить общие проблемы совместными усилиями. Я готов помочь каждому из любой деревни, любого штата, любого сообщества. Я не чувствую никаких различий. Я заверяю вас, что признаю только одну касту – касту человечества, только одну религию – религию любви, только один язык – язык сердца. Я никогда не скажу: «Нет» никому, кто просит у Меня помощи, к какой бы касте, региону или вероисповеданию человек ни относился бы. В Бхарате или любой другой стране, недостатка в ресурсах нет. Ресурсы имеются повсюду. Только отсутствует стремление осуществлять проекты, направленные на улучшение жизни людей. Если такая инициатива есть, всего можно достичь. Если люди могут ходить по Луне, разве они не могу осуществить путешествие в свои сердца? В районе Анантапура осталось несколько деревень, которые ещё нужно охватить этим проектом. Работы ещё не закончены. Но мы их завершим. Мы позаботимся о тех, кто остался без воды. Не расстраивайтесь и не испытывайте уныния. Вы довели это до Моего сведения, и Я гарантирую, что всё, что необходимо сделать, будет сделано. Я принадлежу вам, а вы принадлежите Мне. Наши отношения – это духовные отношения. Вы имеете право обратиться ко Мне, а Я обязан удовлетворить ваши желания. Нисколько не сомневайтесь в этом. Я благословляю всех вас».
Образование, здравоохранение и вода – подарки Свами каждому
Итак, мы видим, что Баба распространяет Свою милость на всех, кто искренне стремится к Нему. Но Он также предостерегает правительство и просит их отодвинуть в сторону свои особые интересы, смотреть на своих подданных с состраданием и сотрудничать друг с другом, обеспечивая человека необходимыми ему благами. Многие размышляли, каким образом Бхагаван оплачивает эти грандиозные проекты. На Кришна Джаянти (Джанмаштами – день явления Господа Кришны) в 2001 году Он дал полный отчёт об источниках и расходах на все Его проекты.
«Чтобы отдать ребёнка в начальную школу, человек должен заплатить 20 000 рупий. В институтах Саи образование от детского сада до аспирантуры предоставляется бесплатно без всяких дискриминаций. Даже докторские диссертации защищаются бесплатно. Наши институты не берут ни копейки со студентов. Тысячи студентов наслаждаются этими благами. В области здравоохранения каждая операция на сердце стоит около 200 000 – 300 000 рупий. Разве такое лечение доступно для бедных? Откуда они возьмут такие крупные суммы? Это бедственное положение. Я построил супер специализированный госпиталь в Путтапарти, чтобы высококачественное медицинское обслуживание было доступно всем. Никто не оказывает никакой помощи, даже правительство. Однако зарплата учителям полностью выплачивается. Мои институты полностью выплачивают заработную плату в соответствии с постановлениями правительства. Человек не должен нарушать нормы и инструкции.
Ранее в этом году Я открыл ещё один супер специализированный госпиталь в Бангалоре. За шесть месяцев там успешно проведено более 1 500 операций. Врачи-специалисты имеют высокую зарплату. Некоторые из них получают 100 000 рупий. Я сказал, что никаких компромиссов с оплатой не должно быть. Теперь проект водоснабжения Анантапура: Я потратил 3 000 000 000 рупий и провёл воду на возможно доступное расстояние. Содержание госпиталя в Бангалоре требует 30 000 000 рупий в месяц. Особые лекарства и искусственные клапаны сердца необходимо импортировать из Америки. Содержание госпиталя в Прашанти Нилаям обходится 20 000 000 рупий в месяц. В Прашанти Нилаям, Анантапуре, Бангалоре, Мудденахали и Раджамундри есть образовательные институты. Они обходятся в 10 000 000 рупий в месяц. Общая сумма расходов на содержание всех этих проектов составляет 60 000 000 рупий ежемесячно.
Откуда всё это берётся? Это требует вложения в банк 6 000 000 000 рупий, чтобы получать с процентов вклада сумму, достаточную для оплаты расходов на госпитали и образовательные институты. Если это сделано, можно поддерживать программу бесплатного образования и медицинского обслуживания. Вас здесь тысячи, и Я никогда ни у кого не просил никакой помощи. Моя рука протянута только для любви, но никто не понимает этого в полной мере. Что было необходимо – это 6 000 000 000 рупий, и сегодня Я получил известие, что сумма в 6 000 000 000 рупий поступила из США – один человек внёс на счёт 6 000 000 000. У Меня нет прямого контакта с этим человеком. В послании говорится: «Свами, Ты получишь сумму в понедельник в полдень». Возможно, трудно найти полностью бескорыстных людей, но если вы выполняете работу бескорыстно, ресурсы придут сами по себе. Только дух жертвенности делает грандиозные достижения возможными».
По указанию Бхагавана вода была проведена в засушливые районы северной части Андхра Прадеш. Затем Он объявил о даже более претенциозных намерениях. Это было 19 января 2002 года во время собрания по поводу первой годовщины со дня открытия супер специализированного госпиталя в Бангалоре.
Любовь Свами течёт в Тамил Наду
Он объявил: «В этот священный момент жизни Я хочу начать ещё одно дело. В штате Тамил Наду нет воды. Богатые люди могут позволить себе купить воду, привезённую издалека. А что делать бедным? Как они будут продолжать жить? Они пьют загрязнённую воду из прудов и луж, оставшихся после дождя, и этим портят своё здоровье. Пусть это будет трудно. Пусть это будет огромная работа. Я решил обеспечить питьевой водой Мадрас. Так много воды рек Кришны и Годавари расходуется зря, поглощаясь океаном. В Раяласиме люди страдают от нехватки воды. Районы Беллари, Анантапур, Куддапах и Курноол считаются районами, отстающими по вопросу водоснабжения. Все эти регионы будут обеспечены питьевой водой. Этот проект будет успешным. В этом нет сомнений».
В 18-м веке британцы высадились на восточном побережье Индии в бывшей в то время маленькой деревне, называвшейся Ченнаипатнам. Здесь они построили форт. Под управлением британцев Ченнаипатнам стал Мадрасом и вырос в городок, затем в большой город, а теперь это метрополия. Около Мадраса нет больших рек, и поэтому в конце 19-го века здесь была острая проблема с водой. В 1884 году британские инженеры предложили построить небольшую дамбу через протекающую поблизости реку. Эта река большую часть года безводная, но наполняется во время северо-восточного муссона. Дамба была построена, и вода подавалась по каналам в два водохранилища. Вода использовалась для питья и орошения полей окружающей сельской местности.
Здесь в англоязычном источнике помещён видео клип.
Спустя годы подача воды для орошения была прекращена, и запасаемая вода использовалась исключительно для питья. Несмотря на это, объем водохранилищ был недостаточен для нужд возрастающего населения города. Было построено ещё одно водохранилище, на этот раз в Поонди, но вскоре воды опять стало не хватать.
Непреодолимая нехватка воды в Ченнаи
В 20-м веке были разработаны планы обеспечения Мадраса питьевой водой, но они не были воплощены. Некоторые проекты начинали воплощаться, но не доводились до завершения из-за коррупции и скандалов. Затем был создан проект доставки воды из реки Кришна, она должна была накапливаться в водохранилище около дамбы Шрисаилам в Андхра Прадеш к югу от водохранилища Кандалеру тоже в Андхра Прадеш, и оттуда подаваться к границе Тамил Наду по каналу длиной 150 километров. Главный министр Андхра Прадеш охотно выразил согласие. Он хотел провести воду для полива в южные засушливые участки своего штата. Дополнительные капиталовложения, на которые согласился Тамил Наду, позволили ему продолжить работу. План был назван Телугу Ганга.
В 1996 году после 13 лет строительства проект был завершён. Однако количество подаваемой воды было разочаровывающим. Это происходило из-за того, что канал не был должным образом укреплён, образовались дыры из-за эрозии, существовала значительная утечка, а фермеры вдоль всей трассы легко прокапывали отводные каналы через земляные берега.
Всё это истощало подачу воды. Тем временем проблема с водой в Мадрасе ещё более обострилась. Именно в это время Бхагаван сделал то драматическое и абсолютно неожиданное объявление в январе 2002 года, что Он обеспечит жителей Мадраса питьевой водой. Были проведены изыскательные работы, и было решено перестроить весь канал Телугу Ганга. Это означало выполнение работ по усовершенствованию водохранилища Кандалеру, чтобы оно могло вмещать достаточное количество воды, и её хватало бы даже в засушливые сезоны. Требовалось углубление и расширение канала, и прокладка его по новейшим технологиям, полностью устраняющим утечку. Траст Бабы взял на себя ответственность по оплате всего проекта.
Свами наполняет водохранилище водой, а сердца миллионов Своей Любовью
Как всегда Баба проявлял личную заинтересованность, постоянно контролируя продвижение работ. Выражая благодарность Бхагавану Бабе, правительство Андхра Прадеш переименовало проект, он стал называться Канал Саи Ганга. Это было экстраординарное развитие в истории нации. В то время, когда споры между штатами по вопросу воды являются обычным делом, здесь был случай, возможно, единственный в своём роде, когда частный благотворительный траст, поддерживаемый любовью людей, смог выполнит проект, доставив воду реки, текущей по одному штату, людям другого штата.
Здесь в англоязычном источнике помещён видео клип.
Почти через 13 месяцев после начала строительства работы закончились. Но по какой-то причине бог дождя не подчинялся, и это происходило до ноября 2004 года, когда в водохранилище накопилось достаточно воды, чтобы пустить её в Ченнаи.
Заслонки были открыты в день рождения Бабы того года. В Мадрасе, называющемся теперь Ченнаи, более семи миллионов жителей. Благодаря Бабе воды реки Кришны теперь обеспечивают питьевой водой это население, в то же самое время, орошая триста тысяч гектаров сельскохозяйственных угодий по пути. Этот проект стоит более 6 000 000 000 рупий. Только благодаря личной заинтересованности Бабы и Его благословениям огромный город Мадрас смог получить воду. В этом не может быть никаких сомнений.
Не только это, вода Сатья Саи сегодня стала «водопроводом жизни» для людей региона Раяласимы, районов Медак, Мехабообнагар, Восточной и Западной Годавари и города Ченнаи. Посредством Саи Ганги Свами погрузил людей этих регионов в Према Гангу – Поток Своей Любви.
Чтобы отпраздновать спасение от несчастья, более 3000 преданных из Ченнаи приехали 12 декабря 2004 года в Прашанти Нилаям. Он приехали, чтобы лично выразить свою благодарность Бхагавану Бабе. Баба сказал им: «Вода не принадлежит никому; она является собственностью Бога. Люди воюют друг с другом из-за воды, которой, в действительности, владеет Бог. Поэтому они не имеют права спорить. Вода – это дар Бога человеку. Каждый имеет на неё равные права».
По этим четырём крупным проектам водоснабжения Шри Сатья Саи центральный траст проложил в общей сложности 5 200 километров трубопроводов или полтора расстояния от Кашмира до Каньякумари (северной и южной точек Индии), расстояние между ними составляет 3 496 километров! Четыре проекта, завершённые с 1994 по 2006, вместе обеспечили питьевой водой более 10 миллионов человек, что эквивалентно всему населению Джамму и Кашмир. Третье желание Матери Ишвараммы было исполнено. И обеспечив питьевой водой миллионы, Бхагаван продемонстрировал Своё сострадание к человечеству и интенсивное желание облегчить страдания.
ЛЕГЕНДА ЛЮБВИ, МИССИЯ, ВОПЛОЩЁННАЯ В ЖИЗНИ
Эпизод 25: Шри Сатья Саи комплексная программа развития деревни
В последних двух выпусках этой серии рассказывалось, как сострадание Бхагавана доставило чистую питьевую воду миллионам страдающих людей в засушливых зонах южной Индии. К ноябрю 2006 года проект водоснабжения районов Годавари Андхра Прадеш был завершён. Хотя Баба был доволен ходом работ, Он не был удовлетворён полностью. Недостаток питьевой воды, конечно же, был проблемой. Но не только эта проблема преследовала бедных.
Громкий призыв Бабы
В марте 2007 года во время празднования Угади – Нового Года населения, говорящего на языке телугу, Баба заявил: «В этот священный день Угади мы начинаем новый проект для улучшения деревень. Каждый дом в каждом селе должен быть очищен, как внутри, так и снаружи. Дети должны воспитываться так, чтобы становиться чистыми и здоровыми личностями. Я хочу, чтобы это служение было выполнено в каждой деревне. Это, естественно повлечёт расходы в десятки миллионов рупий. Но мы не волнуемся о деньгах. Деньги приходят и уходят, но оказанная помощь остаётся навсегда. Поэтому нужно приложить усилия для развития деревень всеми возможными способами, способствовать развитию взрослых и детей, богатых и бедных. Все должны объединиться в этой работе, чтобы проект был успешным. Этот проект очень скоро начнёт воплощаться. Студенты, каждый должен принять участие в этом служении. Считайте это служением Богу. Развивайте дух единства, и вся страна объединится».
Это был громкий призыв Бабы, из которого родилась программа Шри Сатья Саи комплексная программа развития деревень (Sri Sathya Sai Village Integrated Programme), обычно называемая проект SSSVIP. Её цель – обеспечение всеобщего развития каждой семьи в деревне и, в конечном итоге, всей деревни, города, района и штата.
Здоровье, гигиена и искоренение недоедания
Посредством проекта SSSVIP Бхагаван преобразовал грама севу, т.е. служение деревням, сделал его более целостным и полным, не таким, каким оно было до этого. Мистер Котешвар Рао, активный работник Саи, очень серьёзно занимается воплощением этой программы в районе Восточной Годавари.
Он говорит: «Наши севадалы – добровольцы отправлялись в глухие леса в каждую деревню в районе Восточной Годавари. Мы, посетив почти все деревни и поселения, составили показатели развития деревень. Затем, рассматривая эти показатели, выделили деревни, которые требуют внимания в первую очередь. Мы обнаружили около 142 деревень, в которых служение требовалось немедленно. Поскольку одновременно выполнять служение во всех этих деревнях трудно из-за нехватки рабочей силы и других ресурсов, мы решили начать с 25-ти деревень, наиболее нуждающихся в помощи. А они, имейте в виду, расположены в удалённых частях района, где люди крайне бедные. К этим регионам нет дорог, и к ним можно добраться только пешком. Ни один врач никогда не посещал этих людей. В их селениях стояли пустые здания, предназначенные для школ. Мы были шокированы, увидев семьи, у которых не было одежды, чтобы должным образом прикрыть тело. Они сжигали леса, выращивали рис и ели то, что могли вырастить. Часто они голодали по нескольку дней. Во время предварительного опроса мы оценивали каждую деревню на основе различных аспектов, включая гигиену, санитарию, здоровье, образование, наличие пищи и условия проживания. Это помогло нам сделать должную классификацию их нужд. Вскоре мы определи восемь основных областей служения, что дало нам возможность определить объём работ для выполнения целостной грама севы, как отчётливо было сказано Бхагаваном».
Первая область служения, упомянутого мистером Котешвар Рао, начинается с заботы о человеке: устранения недоедания и повышения уровня личной гигиены. Миссис Венкатагири из Кундхады, одной из 25 деревень, рассказывает: «Севадалы Саи Бабы очень помогли нам. Раньше, занятые своей работой, мы не заботились о чистоте и не знали, что об этом нужно заботиться. Мы не купали своих детей каждый день. Как только эти люди пришли, они дали мыло и одежду для детей и почистили их ногти. Они научили их быть опрятными и начали воспитывать их и обучать. Они действительно служили нам многими способами. Раньше, когда мы заболевали в деревне, никто никогда не помогал нам. Теперь севадалы Саи каждую неделю привозят врачей для осмотра, которые принимают меры против таких заболеваний как диарея и лихорадка. Благодаря их лекарствам наше здоровье значительно улучшилось. А также чистая вода, которую мы получаем теперь, помогает нам сохранять здоровье. Мы благодарны севалалам».
Результаты служения, оказываемого с любовью
Почти в часе езды по неровной грязной дороге находится ещё одна деревня, называющаяся Мусуру. Семилетняя Радхакришна Редди из этой деревни выражает свою радость словами: «Севадалы приехали сюда, дали нам одежду, выкупали нас, почистили ногти, расчесали волосы и проявили заботу о нас. Они сказали нам слушаться родителей и не прикасаться к алкоголю. Я следую всем этим наставлениям и очень счастлива».
Одна из добровольных работниц Саи, усердно работающая, ухаживая за детьми, с энтузиазмом делится своими переживаниями: «Впервые приехав в Мусуру, я увидела, что дети живут в очень нечистой обстановке. Часто их тела издавали неприятных запах. Мы искупали их и посоветовали им быть чистыми и учиться хорошо. Они выразили желание пойти на работу, как только вырастут. Поэтому мы дали им совет, что они смогут достичь своей цели, когда избавятся от своего пагубного пристрастия к алкоголю. Когда я спросила их, кто из них прямо с этого дня прекратит выпивать, маленькая девочка по имени Амрута первой подняла руку».
Визиты севадалов стали теперь долгожданными для деревенских жителей, и их волнение в эти дни заметно увеличивается. Миссис Венката Лакшми, молодая женщина из деревни Г М Валаса говорит: «Дети восторженно ждут приезда севадалов каждое воскресенье. Они купаются, надевают чистую одежду и собираются вместе с криками: «Саи Рам! Саи Рам!». Мне не нужно говорить своему сыну, чтобы он шёл на занятия Бал Викас (обучение детей по программе Сатья Саи). Только заслышав звук приближающегося джипа, он вместе с другими детьми бежит и кричит: «Саи Рам! Саи Рам!». Все дети счастливо играют и поют вместе во время занятий Бал Викас. Они так изменились. После того, как Саи Баба вошёл в наши жизни, мы так счастливы».
Такое сильное и глубокое влияние оказывает проект SSSVIP. И это длится не одну-две недели. Это результат настойчивых и неутомимых усилий сотен севадалов, работающих месяцами. Гунараджан – один из севадалов. Он уже несколько недель учит маленьких детей деревни Суннампаду. На вопрос о его впечатлениях он с восторгом отвечает: «Я каждые выходные совершаю пятичасовое путешествие автобусом из своего города Амалапурам, чтобы проводить занятия Бал Викас. Сначала, когда я увидел этих деревенских детей, у меня возникли сомнения, смогут ли они когда-нибудь понять и усвоить что-нибудь из того, чему я учу. Но я чувствовал, что Свами достиг этой деревни гораздо раньше нас. Поэтому только благодаря Его Милости эти дети учились намного быстрее, чем я предполагал. Великолепный отклик, который я получаю от этих детей, заставляет меня забывать тяготы путешествия по пять часов туда и обратно. Сначала даже родители этих детей скептически относились к нашим усилиям, но когда они увидели изменения в поведении своих детей, то стали полностью сотрудничать с нами. Самым вдохновляющим является то, что местная молодёжь этих деревень стремится учиться и взять на себя ответственность по поддержанию этих программ. Мы в короткое время организовали специальные курсы обучения для них. Я могу уехать в другую деревню, оставив детей на попечение этих новых учителей, с энтузиазмом выполняющих свою работу».
Сокращение зависимости и совершенствование собственных умений
Миссис Н. Лакшми, работница Саи, посвятившая себя служению бедным сельским жителям, рассказывает свою историю, как она помогала увеличить средства к существованию новых семей: «Мы могли обучить детей поддерживать чистоту, но также и размышляли о том, как мы можем помочь улучшить их экономическое положение. Я спросила, как они шьют свою одежду. Они сказали, что ездят на ярмарку в соседнюю деревню и платят там большие деньги портному. Я тут же предложила научить их этому мастерству в своём собственном городе. Сначала они сомневались. Я попросила их хоть раз приехать ко мне домой и попытаться поучиться этой профессии. Я сказала им, неважно, если они не захотят заниматься этим в дальнейшем. Наконец две женщины из Мусуру согласились и остались в моём доме. Вскоре после этого ещё четыре женщины присоединились к ним в следующем месяце. Кроме обучения их шитью я также преподавала им ценные уроки по культуре и духовности. Мы купили швейные машины, и теперь все они по милости Свами имеют финансовую независимость. Не только это, они передают это мастерство, обучая других женщин деревни».
Мисс Сурьякумари, молодая женщина, чья жизнь перестроилась после того, как она научилась шить, рассказывает: «Теперь с этой швейной машиной, данной Саи Бабой, нам никуда не нужно ехать за одеждой. Мы не только можем бесплатно шить одежду для себя, но также зарабатываем деньги шитьём одежды для других. Это, конечно же, улучшило финансовое положение нашей семьи. Сейчас я обучаю этому мастерству 4-5 человек в нашей деревне. Севадалы Саи много сделали для нас. Они построили здесь рисовую мельницу. Раньше мы обычно нанимали фургон и везли свой неочищенный рис в другой город для снятия с него шелухи, чтобы он превратился в рис, пригодный для приготовления пищи. Но теперь мы очищаем от шелухи рис сами. Баба так много сделал для нас. Мы очень благодарны Ему».
Свами вдохновляет многих участвовать в этой программе
Эти деревенские жители не только благодарны, они сотрудничают с добровольцами Саи, предлагая им всевозможную помощь для достижения цели улучшения жизни в деревне. В деревне Г М Валаса староста деревни Сатьянараяна Редди пожертвовал свою землю, чтобы построить зал для собраний деревенских жителей. Что вдохновило его на такое пожертвование? Он говорит: Я работал как выбранный староста деревни 15 лет. Когда я узнал, что Саи Баба собирается обеспечить нас питьевой водой, я удивился, возможно ли на самом деле провести воду в нашу деревню, находящуюся на вершине холма далеко от берега реки. Но Баба как Божественная Мать дал нам воду. Поэтому, когда в нашей деревне было собрание по поводу строительства холла для проведения свадеб, я подумал, почему бы мне не пожертвовать землю для этого строительства?»
Работники Саи построили подобные общественные холлы в каждой деревне, или в группе маленьких деревушек. Помещение используется для проведения занятий Бал Викас с детьми, организации медицинских лагерей, проведения свадеб и празднования праздников. Жители этих 25 отобранных деревень были научены также новым способам возделывания земли и выращивания урожая. Старый способ выращивания требовал оставлять старые поля невозделанными и искать новые участки, что приводило к уничтожению лесов. Сегодня жители научились использовать имеющиеся ресурсы воды и чередовать вид посевов.
Улучшение жизни сельских жителей
Добровольцы Саи добивались, чтобы сельские труженики получали хорошую оплату за свою тяжёлую работу. Мистер Котешвар Рао рассказывает: «Яблони со сладкими яблоками растут здесь в изобилии, селяне получают только 50 пайса (полрупии) за одно яблоко. Посредник между этими крестьянами и торговцами делает на этом деньги. При нашем вмешательстве в это дело одной из первоочередных задач было гарантировать, чтобы крестьяне получали более высокую оплату. Здесь также много продуктов леса, использующихся в медицине. Мы связались с известными фармацевтическими кампаниями, такими как Баидйанатх и Дабур, чтобы помочь бедным селянам установить с ними хорошие контакты и получать финансовую прибыль». Он добавил: «Точно также орхидеи, которые растут здесь в изобилии, в больших городах продаются по 50-60 рупий за букет. Теперь мы организовываем правильное разведение их и продаём. Мы создали три сельскохозяйственные фермы, где эффективно будут проводиться междурядное и внесезонное выращивание культур».
Развитие в этих 25 деревнях является целостным и существенным, при всеохватывающей заботе как о личности и образовании, так и о земледелии и инфраструктуре. Сегодня 70 из 212 деревень, где проект SSSVIP сильно преобразил жизнь селян, имеют постоянные дороги. Следует задуматься, как хорошо было бы, если бы проект SSSVIP с таким же динамизмом и с такой же эффективностью охватил все деревни Индии!
Возрождение утраченной славы Бхарата с помощью проекта SSSVIP
Та же самая мысль побудила президента Шри Сатья Саи Сева организации всей Индии мистера В. Шринивасана организовать для молодёжи Саи тур по деревням. 28 февраля 2009 года 40 молодых людей из различных частей Индии от Манипура до Махараштра и от Кашмира до Кералы собрались в Раджамундри, городе Восточной Годавари. Обращаясь к этой молодёжи перед началом тура по деревням, мистер Шринивасан сказал, что миссия Бабы – вернуть Индии и её народу былую славу Бхарата. Он добавил: «Индия и её культура принесёт свет и водительство миру. Ответственность лежит на молодёжи, которая проводит и будет проводить изменения. Это праздник любви. Давайте смотреть на это посещение деревень как на праздник любви, во время которого вечная любовь исходит из каждого из нас и направляется к жителям этих деревень. А мы будем учиться у них. У них есть многое, чему можно поучиться. Каждый раз, отправляясь в различные части Индии, я так много узнаю от них. Держите свои глаза, уши и сердца открытыми. Мы думаем, что они необразованные, но поистине они прошли обучение жизнью. Мы научились выживать, а не жить по-настоящему».
Вскоре после того, как призыв Бхагавана создал проект SSSVIP в марте 2007, молодёжь Саи, видя состояние бедных, нуждающихся и заброшенных в различных частях Индии, приступила к действию. В июне 2007 другая группа в штате Тамил Наду нашла жителей, находящихся в беспомощном состоянии во множестве деревень и деревушек, окружающих Канчеепурам. У них была нехватка пригодной для питья воды, не было нормальных условий для обучения детей, а молодёжь и женщины имели ограниченные возможности получить работу.
Продолжающаяся забота и поддержка
Так же, как это было сделано районе Годавари Андхра Прадеш, участники проекта SSSVIP в Тамил Наду провели опрос, определили специфику нужд жителей Канчеепурам и первоочерёдность действий. Затем они привезли очистители воды и установили в стратегических местах в деревнях. Обратившись к вопросу недоедания селян из-за бедного рациона питания, севадалы привезли саженцы фруктовых деревьев и раздали их 700 семьям.
Следуя проекту, молодёжь Саи посещала эти деревни каждые выходные, убеждаясь, что саженцы растут хорошо, и о них хорошо заботятся. К настоящему времени эти саженцы уже выросли в здоровые высокие деревья, приносящие кокосы и фрукты. Было замечено также отсутствие поставки школьных товаров, поэтому тетради и учебники были доставлены и бесплатно розданы детям 21 деревни, нуждавшимся в них.
Монахини, пастор церкви, священник местного храма и всё сообщество были тронуты любовью, заботой и великодушием добровольцев Саи. Они никогда не видели таких продуманных и таких огромных усилий.
Член молодёжной группы комментирует: «Вся организация поддерживала наши усилия по подготовке корзин с провизией для каждой семьи в этом регионе. В результате каждый дом в этом районе получил пакеты с продуктами, фото Бхагавана, пакет с вибхути и Саи протеин, пищевую добавку на основе зерна. Мы также раздали трёхколёсные коляски для инвалидов, дающие им возможность передвигаться, доставляя коляски прямо к порогу каждого инвалида. Теперь мы планируем образование сельской молодёжи, хотим обучить их профессиональным навыкам и сделать трудоспособными и полезными для общества. В качестве первого шага к этой цели мы определили количество молодых людей, желающих получить профессию водителя такси, решили помочь им в бесплатном обучении и сделать их способными зарабатывать на жизнь. Женщинам деревни помогли группы самопомощи и научили их упаковывать в пакетики камфару и делать палочки благовоний. Саи центры периодически снабжали их материалами и покупали готовую продукцию, обеспечивая регулярный доход этим женщинам. Идея была дать возможность местному населению выполнять оплачиваемую работу и получать деньги на жизнь».
Трансформация сердец
Проекты служения изменили не только жителей деревень, но и тех, кто был вовлечён в процесс изменений. Один доброволец, который участвует в проекте с самого начала, рассказал: «Начальная фаза установки очистителей для воды продолжалась четыре дня. Я был назначен наблюдать за работой сантехников. Во время нашего взаимодействия я обычно говорил о Свами, Его миссии и всей деятельности служения, выполняемой по всему миру. Однако во время этого периода я находился далеко от своей семьи и был лишён нормального питания и сна. Было время, когда мною овладело чувство неудовлетворённости, и я задумался, не было ли моё участие в этой работе напрасной тратой времени. Временами я думал, что вместо того, чтобы заниматься этим, я мог быть со своей семьёй, заботиться о воём бизнесе и делать деньги.
В один из таких моментов, когда меня одолевали эти мысли, ко мне подошли два сантехника. Один из них сказал: «Я тронут всем, что вы делаете для общества. Я чувствую, что зря растрачивал свою жизнь, делая неправильные вещи, и, в действительности, не был полезен никому. С этого момента, сэр, я клянусь, что брошу курить». Это заставило меня прослезиться. Не только он, другой сантехник подошёл, дал мне банкноту в сто рупий и сказал: «Сэр, пожалуйста, используйте этот маленькую сумму на кормление бедных. Я хочу сделать свой небольшой вклад в эту благородную деятельность, вдохновляемую Саи Бабой». Это действительно задело струны моего сердца, и я понял истинное измерение этого служения. Я заплакал, благодаря Бабу за то, что Он избрал меня Своим инструментом».
Бескорыстная любовь – это самое главное
8 июня 2008 года подобная программа служения проводилась молодёжью Саи из Дели. Были найдены люди, жившие в грязи в деревне Матияла в округе Дели. Проводя опрос населения района, чтобы определить, какое служение необходимо людям, молодёжь Саи решила убрать груды мусора и осколков около домов некоторых семей. Один из участников служения сказал: «Самое трудное в выполнении такого служения в любом новом месте, будь это деревня или город, – это достичь взаимопонимания и получить согласие местных жителей. Очень часто они боятся, что у нас есть скрытые мотивы в выполнении служения в их деревне. Что ж, вряд ли мы можем их обвинять за такие мысли, потому что это действительно редкость, чтобы такое служение выполнялось любой организацией из побуждений бескорыстной любви и желания служить, а не по каким-то скрытым мотивам».
Пока группа участников убирала мусор и распыляла инсектициды, чтобы уничтожить комаров в зонах со стоячей водой, другие ходили по домам, раздавая таблетки с хлором для очищения питьевой воды, и помогали распространять знания о здоровье и гигиене. Убедившись в их хороших намерениях, деревенские жители затем начали принимать даваемые им советы и выразили надежду, что севадалы приедут ещё.
Баба говорит о севе: «Прежде чем приступать к выполнению проекта служения, нужно исследовать своё внутреннее оснащение: наполнено ли сердце бескорыстной любовью, смирением и состраданием; имеет ли голова понимание и знание проблем и способ их разрешения; жаждут ли руки даровать исцеляющее прикосновение; и, наконец, может ли человек с радостью затратить своё время и энергию и проявить мастерство, чтобы помочь другим в их крайней нужде. Помните, что тело с его комплексом чувства-ум-мозг даровано вам, чтобы вы его использовали для помощи беспомощным. Сева – это высочайший путь преданности, завоёвывающий милость Бога. Она увеличивает чистоту ума, уменьшает эгоизм и делает человека способным посредством сочувственного понимания ощущать единство человечества».
Те, кто занимаются любым видом служения, без сомнения приняли к сердцу предписания Бхагавана о служении.
Комментариев нет:
Отправить комментарий