пятница, 8 мая 2020 г.

Старый мандир, расположенный у входа в деревню

Еще раз о жизни в старом мандире

Из книги “Только в тебе спасение”, гл. 3 “Путешествие к Богу”
Старый мандир, расположенный у входа в деревню, был свидетелем многих подобных божественных лил нашего возлюбленного Свами. По обе стороны мандира стоят храмы: один, слева, храм деревенской богини Сатьяммы (Сатьябхамы) – четыре каменных стены и каменная плита в качестве крыши, и три храма по правую руку от мандира – Венугопалы, Рамы и Анджанейи (Ханумана). Каждое утро в храмы приходил жрец и совершал богослужение (пуджу). Храмы были очень старыми и полуразрушенными. Когда мы выражали сожаление по этому поводу, Свами заверял нас, что Его преданные, которые появятся в будущем, восстановят их. Сам Старый мандир был маленьким и состоял из одной веранды, двух комнат, примыкающих к ней с боковых сторон, и внутреннего дворика, тоже с двумя комнатами. За верандой находился зал без окон, вдоль одной его стены помещалось возвышение, где стояли фигуры Шивы, Парвати, Субраманьи, Ганеши, Рамы, Кришны, Ширди Саи Бабы, нашего Свами и Ханумана. Во дворике на земле стояла статуя Ганеши, перед ней – небольшая площадка, где на красном камне было выгравирован слог ОМ.
 сидел на ней и пел бхаджаны вместе с преданными. Позже, вечером, Свами садился на коврик во дворе, преданные рассаживались вокруг Него и Он говорил с ними. Иногда Он сидел на земле перед мандиром и беседовал с преданными. В одном из углов дворика помещалась ванная комната Свами. Рядом с ней находился колодец, без парапета и блока. Чтобы набрать воды, нужно было наклониться над краем колодца. Поскольку Свами и преданные мужского пола спали во внутреннем дворике, земля должна была быть сухой. Поэтому мы редко брали воду из этого колодца и обычно ходили к каналу в 200 метрах от мандира и там мылись, стирали и мыли посуду. Для того чтобы выдержать невероятную жару Путтапарти, у нас были только ручные веера, тогда еще не было электричества. Все эти трудности Свами разделял с преданными.
В те дни не проводились регулярные ритуалы, такие, как закрепились сейчас: пение ОМ (омкара), уличное шествие с пением бхаджанов (нагарсанкиртан) и т.д. Свами был всем для нас. В 3 часа утра мы слышали народные песни крестьян, уходивших на поля и гнавших скот. Это был нам омкара. Около 5 часов деревенские жители подходили к мандиру и кричали: «Аммаи (матушка), купите молоко, простоквашу, цветы». Это была наша молитва пробуждения – супрабхата. Но никто из нас не вставал позже, так как до этого времени, до рассвета, нужно было успеть умыться и привести себя в порядок.
С рассветом Свами вставал, умывал лицо, пил горячее питье, приготовленное преданными, весело общался и ласково разговаривал с ними. В 9 утра, после того как Свами мылся, преданные приносили Ему завтрак, который сами готовили. Свами пробовал по чуть-чуть от каждого кушанья, шутил, а все остальное раздавал всем как освященную пищу (прасад). После этого Он ненадолго посещал дом деревенского счетовода (карнама).
После завтрака любой мой совершить поклонение стопам (падапуджу) Свами. В мандире имелся старый плетеный из тростника стул, который ставился в зале. Свами садился на него, мы просили Его поставить ноги на блюдо и обмывали их ароматной водой, вытирали полотенцем и наносили на них порошок куркумы и кумкума. Потом мы украшали Свами гирляндой и преподносили Ему найведью (предназначенное Божеству угощенье), которого Он немного отведывал. После этого Свами предлагался огненный обряд (арати) и все мы делали паданамаскар. Свами говорил нам, что во время падапуджи нужно петь с преданностью, от всего сердца, а не совершать ритуалы механически.
Бхаджаны начинались в 11 часов. Тогда время бхаджанов не было ограничено и они не представляли собой намавали (восхваление имен и атрибутов Бога), как это происходит сейчас. Большинство бхаджанов были длинными песнями. Любой человек мог спеть бхаджан. Свами сидел на каменной плите с «ОМ» и тоже пел. Его сестра Венкамма пела вместе с Ним. Зал был маленьким, мужчины и женщины сидели на разных половинах. Несколько мужчин сидели позади Свами и обмахивали Его, но, несмотря на это, роба Свами промокала насквозь от невероятной жары. После бхаджанов Свами, чтобы доставить удовольствие преданным, проводил арати и раздавал всем прасад.
В час дня все собирались на обед. Свами брал немного еды у каждого, смешивал все это, ел немного сам, а остальное, как и за завтраком, раздавал как прасад. Потом Он немного отдыхал. Даже в те дни Свами никогда не ел сладкого, топленого масла (гхи), молока и простокваши. Когда преданные настойчиво просили объяснить причину, Он отвечал, что достаточно наелся всем этим, когда был Кришна-аватаром.
В 4 часа дня Свами вел всех преданных на песчаное русло реки. Сидя на обширном песчаном пространстве, Он пел бхаджаны и просил петь всех преданных. Он материализовал из песка фигурки божеств, фотографии, фрукты, вибхути, сладости и все это раздавал всем присутствующим. Он также говорил с нами на духовные темы и приводил преданных в восторг и изумление. Однажды Он достал из песка яблоко, разделил его на 4 части и стал раздавать ломтики 50-ти сидящим вокруг Него людям. 4 ломтика вновь и вновь умножались, и каждый получил по кусочку. Свами говорил: «Предметы приходят ко Мне по Моей воле. Я – санкальпасиддха, а не сиддхасанкальпа ».
Когда мы возвращались в мандир, Свами шел впереди, а нам велел следовать за Ним и петь песни. В мандире мы некоторое время пели бхаджаны, а вскоре после арати все ужинали. Вечером Свами обходил мандир с фонариком. В те дни в Путтапарти было множество змей и скорпионов, они жили вместе с нами! Однако ни разу никто не был укушен, благодаря милости Свами. Даже собаки и кошки свободно разгуливали по мандиру.
У Свами была толстая тетрадь, куда записывались все песни. Когда мы забывали мотив или слова какой-нибудь песни, мы просили Свами дать нам тетрадь. Он давал тетрадь, разучивал с нами мотив и говорил, чтобы мы переписали слова и вернули тетрадь Ему.
Жители Путтапарти и окрестных деревень группами приходили к Свами, просили разрешения провести арати в мандире и получить от Свами прасад. По утрам и вечерам, когда приезжали запряженные буйволами повозки с преданными, Свами ждал их у ворот мандира. Завидев полную людей повозку, Свами радостно приветствовал преданных, расспрашивал их о самочувствии, о том, завтракали ли они или обедали, и оживленно общался с ними. Ожидая преданных у ворот, Свами с сочувствием отзывался о крестьянах, которые в течение долгих часов тяжко трудятся в полях на палящем солнце. Он жалел сельских жителей, не получающих вознаграждения, достойного их трудов и отдающих другим плоды своей изнурительной работы.
Обычным зрелищем в те дни были свадебные процессии, проходящие мимо мандира. Однажды, когда мимо шла одна такая процессия, Свами подозвал нас и попросил внимательно присмотреться к участникам, одетым в традиционные народные костюмы. Процессия поравнялась с мандиром, и никто не обратил ни малейшего внимания на Свами. Они прошли к храму Венугопаласвами, совершили там пуджу и вернулись назад. Несмотря на это, Свами наблюдал за процессией с восторгом невинного дитя. Через некоторое время Он сказал: «Аммайи, погляди, вот празднуется свадьба. Теперь прибавилось очередное звено! Начинаются новые просьбы: чтобы родился сын, был здоровым, получил образование, работу, а потом женился, – и снова свадьба, такая же, как эта. И опять родится сын или дочь и последует такой же набор желаний, исполнить которые молят Бога. Это продолжается без конца, снова и снова: люди просят и цикл идет бесконечно. Никто не просит и не молит Бога, чтобы Он освободил их от этой круговерти смертей и рождений!»
Свами говорил: «Сахар не ведает своей сладости. Только те, кто пробует его, знают о ней. Пробуйте сахар вместо того, чтобы желать стать сахаром».
Вечерами Свами разговаривал с юношами и девушками, которые сидели перед ним двумя группами. Одним девушкам Он говорил, чтобы они выходили замуж, другим – чтобы не выходили. Юношей Свами спрашивал, на какую работу они хотели бы устроиться. Выслушав их мнения, Свами давал советы насчет правильности их выбора.
Во время праздников радость и веселье Свами не знали границ. Преданные собирали гирлянды из огромных охапок цветов, пели, украшали мандир, и Свами сновал среди них. Поздно вечером Свами усаживали в убранный цветами паланкин и несли в процессии по деревне. Преданные вели процессию, распевая бхаджаны. Все ясно видели, как на лбу Свами сам собой выступает вибхути, кумкум, а из середины лба исходит свет.
Однажды на такую процессию пригласили группу музыкантов из Бангалора. Об этом узнали деревенские жители, которого до сих пор составляли «оркестр». Они пришли в мандир, когда там вовсю шли приготовления к шествию, и сказали: «Свами, Ты позвал других людей, чтобы они играли во время шествия. Все эти годы на процессиях играли мы. Теперь приехали они, и Ты больше не хочешь нашей музыки. Но что бы Ты ни сказал, мы все равно будем играть на процессии!» С этими словами они начали отталкивать музыкантов из Бангалора и, заиграв на своих традиционных инструментах, встали во главе процессии. Свами ничего не сказал им сразу, но после того как процессия прошла некоторое расстояние, Он успокоил их и уговорил отступить назад.
Если в мандире кто-нибудь заболевал, единственным лекарством был материализованный Свами вибхути. Овощей, фруктов, продуктовых товаров в Путтапарти было не достать. Все это приходилось везти на повозках из Буккапатнама. Но все то, что можно было добыть в Путтапарти, отличалось прекрасным качеством: жирное густое молоко, простокваша и множество цветов жасмина. Свами шутливо говорил: «Вы приезжаете не ради Меня, а ради вкусного молока и простокваши, которых здесь вдосталь». Все плели гирлянды из цветов жасмина и украшали ими Свами, и Он утопал в цветах по самые уши. Свами с очень довольным видом взирал вниз на гирлянды, свисающие к Его ногам. Мы могли касаться Его стоп столько, сколько хотели, надевать на Него сколько угодно гирлянд, могли сидеть с ним рядышком во время обеда и говорить с Ним не переставая. Свами принимал угощение, которое мы предлагали Ему, и пробовал от каждого по чуть-чуть. Какие волшебные дни!
В то время Свами лично писал письма преданным. Его письма, полные любви и сострадания, помогали преданным вести плодотворную жизнь. Те из них, кто получал Его письма и приглашения на Дасару и День рождения, хранят их как бесценные сокровища. Мы тоже благословлены несколькими такими письмами.
Молоко и простоквашу мы могли достать только рано утром, а сохранять их необходимо было до вечера. Многочисленные собаки и кошки, населявшие ашрам, превращали это в нелегкую задачу. В ашраме не было надежного места, где можно было хранить крынки с молоком и простоквашей. Нам приходилось все время быть начеку, иначе животные пробирались к ним и поедали содержимое. Хуже всего, когда они убегали вместе с посудой! Расстроенная преданная как-то раз пожаловалась на это Свами, и Он сделал ей выговор: «Я здесь не для того, чтобы следить за собаками и кошками! Но Я точно прослежу, чьи чувства пострадали из-за тебя!»
Страшная жара в Путтапарти только добавляла нам неприятностей. И все-таки все хотели быть рядом со Свами и, когда приходила пора уезжать домой к своим родным, все грустили и плакали.
Даже сейчас среди людей, знающих Свами, есть те, кто сомневается, что в Нем воплотилась божественность, и называют Его колдуном, фокусником и т.д., а в те далекие дни, естественно, многие были настроены скептически. Зная, что творится у них на уме, Свами просил их взять горсть песку с любого места широкого русла реки и достать из этого песка то, что они хотели. И они сами доставали этот предмет! Совершенно равнодушный к хвале и хуле, Свами совершал одно чудо за другим. В то время только Он один знал, какова настоящая цель сотворения чудес; некоторые праздно глазели на них, другие взирали с восхищением и трепетом, третьи просто радовались. С каким терпением и самообладанием Свами открывал глаза преданным на истинное назначение этих чудес – постепенно, шаг за шагом! Но даже в те ранние годы мы каким-то образом чувствовали, что наше единственное и подлинное счастье – это видеть Свами и быть вместе с Ним, а не в том, чтобы что-то просить у Него и получать.
***
Как-то раз Свами сказал: «Пришествие и последующее восхождение Аватара – как восход солнца. Его приход подобен солнцу, только-только появившемуся из-за горизонта, люди еще не видят его. Они замечают Аватара, когда он восходит и сияет все ярче и ярче, и так же, как незащищенные глаза не могут смотреть на солнце в зените, так Аватар в своем зените становится недоступен».
Еще несколько лет Свами так свободно и «запросто» общался с преданными. Поскольку их становилось все больше, жилья не хватало. Один из преданных организовал постройку навеса (шеда) перед мандиром. Там проводились некоторые праздников. По праздникам Свами раздавал всем сладости, преданные усаживали Его на качели и пели песни. Они упивались этим зрелищем: Свами, сидящий на украшенных цветами качелях. В 1950 году Свами переселился в Прашанти Нилаям, новый, просторный ашрам. Его называли сначала Новым мандиром. Постепенно Свами становился менее доступен своим преданным  «физически». С тех пор все изменилось в Путтапарти – кроме нежелания преданных возвращаться домой даже после многих месяцев жизни в близости к Свами.
Больше о юных годах Сатья Саи и жизни старого мандира читайте здесь:
http://sai.org.ua/ru/10602.html
http://sai.org.ua/ru/10663.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий