воскресенье, 6 февраля 2022 г.

Как назвали Кастури

 


"На двенадцатое утро моей жизни среди большого религиозного шума ко мне прикрепили бирку. Мой отец впервые увидел меня только тогда, когда пришёл дать мне имя. Имя, которое с тех пор приклеилось ко мне, было древним и значимость его увеличилась ещё и потому, что его носили множество дедов в нашем роду. Дело в том, что, по правилу, первенец должен назваться его отцом в честь своего собственного отца. Итак, отец дал мне имя, которое носил его отец... Мой первый сын также был назван мной Нараяна, поскольку так звали моего отца... Отец взял меня с рук матери и сел на пол лицом к семейному святилищу, положив меня к себе на колени. Он молился Богу, чтобы Господь благословил это имя и помог мне добавить к нему ещё немного аромата. Он поднял меня за плечи к своему лицу и трижды прошептал мне на правое ухо длинную цепочку странных звуков, в которые я должен был быть посвящённым впоследствии. Это была девятисложная родомонтада (декламация). Я попал в касту браминов, и поэтому последние два слога должны были быть Шарма, символизируя этот статус. Остальная часть имени, Кастуриранганатха, не указывала ни на Бога, которому поклонялись в моей деревне, ни на Бога, установленного на Семи Холмах. Он обозначал Бога, которому поклоняются миллионы жителей Тамилнаду, покоящегося в полулежачем положении на свернувшеймся кольцами змее с множеством капюшонов и описанного этим именем как "украшенный мускусными точками". Кастури означает "мускус", "ранга" означает "сцена", а "натха" означает "режиссёр" или "мастер". Храм "Ранганатха с точкой Кастури" расположен на острове Шри Ранга (Сцена), на реке Кавери, находящемся на полпути от плато Майсур до Бенгальского залива.


...Вещество, называемое мускусом, ценится как драгоценный парфюм. Поскольку он также имеет и тёмный цвет, точка мускуса между бровями служит для защиты от сглаза. Дворяне и принцессы предпочитали его более дешёвым средствам. Лоб статуи в Шрирангаме был отмечен точкой Кастури, ибо ничто другое не могло удовлетворить верующих почитателей. Название "Режиссёр сцены" напоминает нам, что "Весь мир - это театр". Бог руководит космической игрой, не затрагивающей Его Самого. Он величественно возвышается над ужасом и ядом, положив голову на подушку спокойствия. Его воля побуждает и стимулирует действия. Катха Упанишада утверждает: "Сидящий, Он путешествует; полулёжа, Он находится повсюду".


Кастури Ранганатха Шарма это было слишком длинное название, чтобы произносить его полностью каждый раз, когда говорили обо мне или обращались ко мне. Символ касты "Шарма", таким образом, был безболезненно ампутирован. Остальные символы тоже надо было сокращать, но проблема была в том, с головы или с хвоста? Все, кому приходилось иметь дело с моим дедушкой, обращались к нему, называя его только Ранганатха, а невестка (моя мать), не могла произносить это имя вслух, так как нах на имя тестя налагалось табу! Таким образом, вторую половину пришлось выбросить за борт. В результате я стал известен как ароматное вещество животного происхождения, используемое для "украшения точкой" Божественного Чела.



Я смог оказаться, сложив в почтении руки в присутствии "Кастури Ранганатхи", только в свои 70 лет! Это произошло по милости Бабы. Друзья пригласили меня в город под названием Тирупур, чтобы поговорить о Бабе 24 декабря. И Баба велел мне идти. Но я страстно желал провести Рождество с Бабой, так как оно напомнило мне о моём явлении на сцене жизни. Я попросил разрешения отправиться из Тирупура в Шрирангам, чтобы в Ранганатхе поклониться Ему, возлежащему на змее. Змей, как говорит Баба, символизирует загрязнение, яд и смерть, и Бог изображается как уничтожающий, успокаивающий и управляющий этими злыми качествами. Баба сказал: "Да. Иди в Шри Рангам и наешься досыта сладкого риса". Упоминание о сладком рисе меня не удивило. Много лет назад, когда мы ехали в Мадрас, Баба, по Своему обыкновению, попросил каждого человека в машине спеть для Него песню. В моих генах музыки не было среди их компонентов, но, тем не менее, я был вынужден подчиниться.


Я вспомнил тогда песню в исполнении уличного артиста, услышанную во время спектакля, который я случайно посетил, когда учился в школе. Это была молитва Шиве о кусочке сладкого риса, о котором мечтал голодный бедняк, наблюдающий пир богачей. Баба, должно быть, обнаружил тогда, что моё подсознание привязано именно к этой теме, поскольку я сам глубоко внутри испытывал неутолимый голод по этому блюду! Он решил избавить меня от этой боли в день моего 70-летия, отправив в Шрирангам.


Я был в восторге, когда стоял перед святилищем, - мои глаза и сердце наполнились слезами, очарованные зрелищем 20-футовой статуи, возлежащей на кольцах змея с семью капюшонами, излучающей пленительное божественное очарование. С моего ракурса было видно, что подошвы божественных Ступней не были сделаны из тёмно-зелёного камня, как вся остальная часть божественного Тела. Они были алебастровыми с голубым оттенком. Они были мягкими, нежными, светлыми, знакомыми, живыми; они принадлежали Бабе! С большой неохотой я вышел из залов святилища. Сладкий рис, как я полагал, был обычным приношением в храме Ранганатхи, но в тот день там давали только ладду и мурукку.


На этом священном острове нам предстояло посетить ещё один храм - знаменитый храм Шивы со священным деревом Джамбу. Когда мы вышли из этого храма, священник побежал за нами, чтобы объявить, что это был особенно священный день, когда "божеству был предложен сладкий рис". Это была невероятно приятная новость. Он настоял на том, чтобы мы вернулись в храм. Он заставил нас сесть на корточки на чистый пол справа от святилища и разложил перед нами банановые листья, подав изрядные порции блюда, которым Баба попросил меня "наесться досыта".


(отрывок из книги Кастури "Любовь к Богу")



Комментариев нет:

Отправить комментарий