среда, 19 февраля 2014 г.

Продолжение Нектар Бессмертия, книги про Ширди Саи


ГЛАВА XXX

ПРИТЯНУТЫЕ В ШИРДИ
Какаджи Вайдъя из Вани – пенджабец Рамлал из Бомбея
В этой главе рассказывается еще о двух преданных, привлеченных в Ширди.
Предисловие
Поклон Милостивому Саи, Обители Сострадания, оберегающему Своих преданных. Его даршан разгоняет все страхи сансары и избавляет от ее бедствий. Сначала Он был ниргуной (не имеющим форму), но из-за любви к преданным Ему пришлось принять форму. Миссия святого -дать освобождение и самореализацию бхактам, а для Саи – учителя святых – эта миссия неизбежна. У тех, кто находит убежище у Его стоп, уничтожаются все грехи, путь становится ясным и безопасным. Даже брахманы в святых местах вспоминают о Его стопах и повторяют гаятри мантру в Его присутствии. Что мы, немощные и грешные, можем знать о преданности? Лишь то, что даже если все остальные откажутся от нас. Саи нас не покинет. Те, кому Он покровительствует, обретают огромную силу, различение между Истинным и Неистинным Я и просветление.
Саи прекрасно осведомлен о желаниях Своих преданных и исполняет их. Мы молимся Ему и простираемся перед Ним. Пусть Он забудет о наших прегрешениях и освободит от тревог. Если кто-то попал в беду, пусть он вспомнит Саи и обратится к Нему – тогда его смятенный ум успокоится.
Хемадпант говорит, что Саи – океан милости – был благосклонен к нему, поэтому и была написана "Шри Саи Сатчарита". Кто бы мог взять на себя выполнение такой сложной задачи? Раз Саи взял на себя всю ответственность за этот труд, Хемадпант мог об этом совершенно не заботиться. Если Сам Саи, Светоч Знания и Разрушитель Неведения, вдохновлял его речи, откуда взялись бы сомнения? Саи принял его служение в форме написанной им книги: это могло случиться лишь благодаря заслугам, накопленным в прошлых жизнях. Хемадпант счастлив этой милостью.
Следующая история – не просто рассказ, а чистый нектар. Тот, кто выпьет его, осознает величие и вездесущность Саи. Те, кто настроен поспорить и покритиковать, не должны углубляться в эти истории. Здесь требуются не умение находить аргументы "за" и "против", а безграничная любовь и преданность. Эти истории оценят образованные, но в то же время преданные и верующие, а также те, кто служат святым. Всем остальным наши истории покажутся просто баснями. Кальпатару, выросшая из Лил Саи, конечно, цветет и приносит плоды. Но лишь самым удачливым из преданных удастся сорвать с этого Древа цветы и отведать его плодов. Нектар Лил Саи приносит утешение живущим в гуще мирской жизни и становится садханой для духовных искателей.
Какаджи Вайдья
В Вани, округ Нашик, жил человек по имени Какаджи Вайдья. Он был священником в храме богини Сапташрунги. Его жизнь была настолько переполнена неприятностями и тревогами, что он утратил всякий покой. И вот однажды вечером он пришел в храм Богини, воззвал к Ней из глубины своего сердца и попросил помочь избавиться от тревог. Богиня обрадовалась его преданности и в ту же ночь явилась ему во сне и сказала: "Иди к Бабе – там обретешь покой". Какаджи попытался узнать у Нее, Кто этот Баба, но, не успев получить объяснения, он проснулся. Тогда он стал размышлять, кто бы это мог быть и ему пришла в голову мысль, что, должно быть, это "Триямбакешвара" (Господь Шива). Тогда он отправился в святое место "Триямбак" (округ Нашик) и пробыл там десять дней. В течение этого времени он рано вставал, пел гимны Рудре, совершал абхишеку (омовение Пинди чистой холодной водой) и выполнял другие религиозные обряды, но все это время беспокойство не покидало его. Тогда он вернулся домой и опять смиренно взмолился Богине. Ночью Она снова явилась ему и сказала: "Не понимаю, зачем ты без нужды отправился в Триямбакешвар? Я говорила о Шри Саи Самартхе из Ширди".
Теперь перед Какаджи встал вопрос: когда и как ехать в Ширди? Как встретиться с Бабой? Если кто-нибудь по-настоящему стремится ко встрече со святым, не только святой, но и Сам Господь помогает в осуществлении его желания. На самом деле "сант" (святой) и "Анант" (Бог) -это одно, между ними нет ни малейшего различия. Если кто-то полагает, что по своей воле может пойти и встретиться со святым, то это пустое бахвальство. До тех пор, пока сам святой не позволит этого, кто сможет с ним встретиться? Даже лист с дерева не упадет против его воли. Чем сильнее бхакта горит желанием встретиться со святым, чем больше в нем преданности, тем скорее исполнится его сокровенное желание. Тот, кто приглашает кого-нибудь на встречу, также устраивает все необходимое для его приема. Так произошло и в случае с Какаджи.
Обеты Шамы
В то время как Какаджи размышлял о задуманной поездке в Ширди, к нему прибыл гость, который и доставил его в Ширди. Это был не кто иной как Шама, очень близкий преданный Бабы. Вот история его появления в Вани в этот решающий миг. В детстве Шама сильно заболел, и его мать дала клятву семейному божеству богине Сапташрунги привести его к Ее стопам, если сын выздоровеет. А через несколько лет мать сама стала очень мучиться от нарывов на груди и снова дала клятву Богине, что если выздоровеет, то предложит ей две серебряные груди. Оба обета остались невыполненными. Лежа на смертном одре, она призвала сына и взяла с него клятву выполнить обеты после ее смерти. Шама забыл об обетах Богине. Прошло тридцать лет. В Ширди прибыл знаменитый астролог и остался здесь на месяц. Его предсказания в случае Шримана Бути и других подтвердились, все были им довольны. Когда к нему обратился младший брат Шамы, Бападжи, то астролог сказал, что Богиня недовольна ими и принесет им бедствия, так как клятву о выполнении материнских обетов старший брат не выполнил. Бападжи рассказал обо всем Шаме, и тот вспомнил о невыполненном обещании. Поняв, что дальнейшая отсрочка может быть опасной, он позвал ювелира и попросил его изготовить две серебряные груди. Потом он пошел в мечеть, простерся перед Бабой и, положив перед Ним две серебряные груди, попросил Его принять их и освободить его от обетов, так как Баба и был для него богиней Сапташрунги. Но Баба стал настаивать на том, чтобы Шама отправился в храм Сапташрунги и сделал приношение у стоп Богини. Получив от Бабы позволение на отъезд, и уди, Шама направился в Вани и, в поисках священника храма, попал в дом Какаджи. В это время Какаджи был очень озабочен тем, чтобы поехать к Саи Бабе, и вот в этот миг появляется Шама. Поразительное совпадение!
Какаджи спросил гостя, кто он и откуда прибыл – узнав, что тот приехал из Ширди, Какаджи сразу же обнял его. Какой любовью он был переполнен! Тогда они стали беседовать о Саи-лилах, и, совершив обряды, связанные с выполнением Шамой обетов, оба отправились по направлению к Ширди. Приехав в Ширди, Какаджи пошел в мечеть и упал к Стопам Бабы. К глазам подступили слезы, ум успокоился. Именно для этого ему явилась Богиня. Как только Какаджи устремил свой взор на Саи Самартха, он испытал настоящую радость, желание его сердца исполнилось. Он подумал: "Он не сказал мне ни слова, не задал ни одного вопроса. Он даже не благословил меня. Один только Его даршан вселил в мое сердце такую радость! Мой ум успокоился Его даршаном, я достиг необыкновенного состояния блаженства. Вот что называют "Величием даршана". Его глаза не отрывались от стоп Бабы, он не мог произнести ни слова. Внимая рассказам о Лилах Саи, он не мог сдержать нахлынувшую радость. Он полностью предался Бабе, тревога и заботы покинули его, он погрузился в блаженство. Он счастливо прожил в Ширди двенадцать дней и, попрощавшись с Бабой, получив от Него уди и благословение, вернулся домой.
Кхушалчанд из Рахаты
Говорят, что вещим бывает только сон, приснившийся на рассвете. Быть может, это правда, но что касается снов, связанных с Саи Бабой, то они всегда подтверждаются. Упомянем один пример: однажды после полудня Баба попросил Какасахеба Дикшита поехать в Рахату и привезти оттуда Кхушалчанда, так как Он давно его не видел. Какасахеб нанял тонгу, приехал в Рахату, встретился с Кхушалчандом и передал ему поручение Бабы. Услышав обо всем, Кхушалчанд очень удивился. Он рассказал, что когда он задремал после обеда, ему приснился сон, в котором Баба просил его немедленно приехать в Ширди. Кхушалчанд забеспокоился, но не смог найти лошадь, и послал своего сына сообщить об этом Бабе; но как раз когда его сын выходил из деревни, показалась тонга Дикшита. Дикшит сказал, что Баба послал его специально за ним. Тогда оба они поехали в тонге в Ширди. Кхушалчанд встретился с Бабой, все остались довольны. Видя эту Лилу Бабы, Кхушалчанд растрогался.
Пенджабец Рамлал из Бомбея
Один пенджабец-брахман из Бомбея, по имени Рамлал, увидел во сне Саи Бабу, который просил его приехать в Ширди. Баба явился к нему в образе святого. Рамлал подумал, что должен поехать к Нему, но он ничего о Нем не знал. Но Тот, кто приглашает кого-нибудь на встречу, готовит и все необходимое для нее. Так было и в этом случае. В тот же день после полудня, когда он бродил по улицам, в одном из магазинов ему попалось на глаза фотография Бабы. Это был тот святой, которого он видел во сне. После расспросов он узнал, что это был Саи Баба из Ширди. Вскоре Рамлал поехал в Ширди и оставался там до самой смерти.
Вот так Баба приводил Своих преданных в Ширди на даршан, удовлетворяя их желания, как материальные, так и духовные.
Поклон Шри Саи – Мир Всем



ГЛАВА XXXI
Уход из тела в присутствии Бабы – Саньяси Виджаянанд – Баларам Манкар – Нулкар – Мегха – Тигр
В этой главе Хамадпант описывает то, как в присутствии Бабы покидали тело некоторые люди, а также тигр.
Предисловие
Последнее желание или мысль человека в миг смерти предопределяют его дальнейшую судьбу. В "Гите" Шри Кришной было сказано, что "тот, кто вспоминает Меня в последний миг, непременно придет ко Мне, а тот, кто думает о чем-то другом, туда и попадает" ("Бхагавад-Гита", глава VIII, 5-6). Мы не можем быть уверены, что будем думать правильно в наш последний миг, чаще всего, по многим причинам, над нами властвует страх. Для того, чтобы сосредоточить ум на желаемом в любой миг, в том числе и в миг смерти, требуется постоянная практика. Вот почему все святые советуют нам всегда помнить о Боге и повторять Его имена, тогда в миг смерти мы не сойдем с пути. Преданные полностью вверяют себя святым, так как лишь они одни, благодаря их всеведению, являются нашими спутниками в миг смерти. Расскажем несколько историй об этом.
Виджаянанд
Саньяси из Чхенная, по имени Виджаянанд, отправился в паломничество к Манаса Саровару. По дороге, услышав о Саи Бабе, он остановился в Ширди. Там он встретил Сомадеваджи Свами из Хардвара и спросил у него об особенностях путешествия к Манаса Саровару. Свами рассказал ему, что Саровар находится на расстоянии пятисот миль от Ганготри, что путь туда изобилует трудностями: много снега, диалект меняется каждые сто миль, а тибетцы очень подозрительны и причиняют путешественникам много беспокойства. Услышав об этом, саньяси расстроился и отказался от путешествия. Когда он пришел к Саи Бабе и простерся перед Ним, Саи Баба внезапно разгневался и сказал: "Уберите этого бесполезного саньяси, нам не нужно его общество". Саньяси не знал характер Бабы. Он почувствовал себя неуютно, но остался в мечети и стал наблюдать за происходящим. Был утренний дарбар, и в мечети толпились люди. Бабе поклонялись различным образом. Кто-то омывал Его стопы. Кто-то пил тиртху (священную воду) от Его стоп. А кто-то протирал ею глаза. Некоторые наносили сандаловую пасту или благовония на Его тело. Все совершали пуджу Саи Бабе, позабыв о различиях в касте и вероисповедании. Хотя Баба и рассердился на него, Рамлал испытывал нежную привязанность к Бабе и не хотел уходить из мечети.
Когда прошло два дня, он получил письмо из Чхенная, где сообщалось о серьезной болезни его матери. Он опечалился и захотел побыть возле нее, но не мог уехать без позволения Бабы. И вот, с письмом в руке, он пришел к Саи Бабе и попросил у Него разрешения вернуться домой. Баба, а ему было открыто будущее, произнес: "Если ты так любишь свою мать, зачем ты принял саньясу? Тому, кто носит одеяние цвета шафрана, не подобает иметь такую привязанность. Иди с миром и не отчаивайся. Пройдет несколько дней, и тогда мы решим, что делать. В ваде случаются кражи: запри дверь на засов и будь бдителен, иначе воры все утащут. Богатство и процветание преходящи, тело подвержено увяданию и смерти. Помня об этом, выполняй свой долг, отказавшись от привязанности к вещам этого и последующего миров. Тот, кто поступает таким образом и полностью предается стопам Хари (Бога), освободится ото всех тревог и достигнет Блаженства. Господь заботится и помогает тем, кто, с любовью и преданностью, помнит о Нем и медитирует на Него. Запас твоих прошлых заслуг велик – вот почему ты очутился здесь. Прислушайся к Моим словам и достигнешь цели жизни. Отринув все желания, начни со следующего дня изучение "Бхагавад". Соверши три саптаха, то есть читай внимательно в течение трех недель. Господь возрадуется, видя твое усердие, и рассеет твои печали и заблуждения – ты обретешь покой". Видя, что этот человек на пороге смерти, Баба дал такие предписания: он заставил его читать "Рамавиджаю", что должно было умилостивить Бога смерти. На следующее утро, совершив омовение и очистительные ритуалы, Виджянанд приступил к чтению "Бхагавад" в уединенном месте в саду Ленди. Он совершил два круга саптаха и почувствовал сильное утомление. Вернувшись в ваду, он не выходил из нее в течение двух дней, а на третий скончался на коленях факира (Баде Бабы). Саи Баба попросил хранить тело в течение одного дня. Появились полицейские и, после надлежащих формальностей, разрешили захоронить тело. Его похоронили в подобающем месте, со всеми необходимыми обрядами. Так Баба помог саньяси обрести садгати (спасение).
Баларам Манкар
У Бабы был преданный домохозяин по имени Баларам Манкар. Со смертью жены он погрузился в печаль и, доверив хозяйство сыну, поехал в Ширди и стал жить возле Бабы. Довольный его преданностью, Баба решил помочь ему и сделал это так. Он дал ему двенадцать рупий и попросил пожить некоторое время в Мачхиндрагаде (округ Сатара). Балараму не хотелось находиться вдали от Саи Бабы, но Баба убедил его, что просит об этом для его же блага и что Баларам должен медитировать там трижды в день. Послушавшись Саи Бабу, Баларам приехал в Мачхиндрагар. Ему понравились живописная местность, чистая вода, и свежий воздух. Следуя указаниям Бабы, он начал старательно медитировать. И вот, через несколько дней он получил откровение. Обычно бхактам избранное божество является, когда они пребывают в самадхи, но Баларам увидел Саи Бабу, находясь в нормальном состоянии сознания. В это время Баларам сидел в одной из асан йоги, он спросил Бабу: "Баба, зачем ты послал меня сюда?" Баба ответил: "В Ширди тебя одолевали разные мысли и сомнения. Вот почему для твоего колеблющегося непостоянного ума было полезно очутиться здесь. За пределами Ширди и вне этого тела три с половиной локтя величиной, состоящего из пяти элементов (земли, воды и т.д.) Я для тебя не существовал. Но Я, а Меня ты видишь здесь и сейчас, Тот же, что и там. Посмотри на Меня и удостоверься. Знай, что Я для этого и послал тебя сюда!" Пробыв положенное время в Мачхиндрагаре, Баларам решил отправиться в родные места – в Бандру. Он намеревался ехать поездом от Пуны до Дадара, но когда он пришел покупать билеты, оказалось, что там полно народу. В этот миг к нему подошел крестьянин в ланготи (набедренной повязке) и спросил: "Куда вам нужно ехать?" Баларам ответил: "В Дадар". Крестьянин сказал: "Пожалуйста, возьмите мой билет в Дадар. Я должен был ехать туда, но внезапно у меня появилась срочная работа, и поездку пришлось отменить". Баларам, конечно обрадовался, взял билет и полез в карман за деньгами, но крестьянин уже исчез в толпе. Кто был этот великодушный крестьянин? Судя по всему, Саи вторично явился Балараму – теперь уже в обличье крестьянина. Побывав дома, Баларам вернулся в Ширди и оставался у стоп Бабы, всегда следуя Его указаниям. В Ширди, получив благословение Бабы, он и закончил свой жизненный путь.
Татьясахеб Нулкар
Хемадпант в своем сочинении просто упоминает о том, что Татьясахеб Нулкар покинул этот мир во время пребывания в Ширди. Расскажем об этом то, что было опубликовано в журнале "Саи Лила".
В 1909 году Татьясахеб служил помощником судьи в Пандхарпуре, мамлатдаром Пандхарпура в то время был Нанасахеб Чхандоркар. Оба часто встречались и беседовали. В отличие от Татьясахеба, Нанасахеб очень любил святых: он рассказывал Татьясахебу о Лилах Саи и уговаривал его поехать в Ширди к Саи Бабе. В конце концов Татьясахеб согласился, но при двух условиях: во-первых, он возьмет с собой повара-брамина и во-вторых, предложит Саи Бабе апельсины из Натура. По воле провидения, оба его пожелания исполнились. К Нанасахебу пришел наниматься на службу брамин, и тот послал его к Татьясахебу; а на имя Татьясахеба, неизвестно от кого, пришла посылка с сотней превосходных апельсинов. Таким образом, Татьясахебу пришлось поехать в Ширди. Сначала Баба, при виде Татьясахеба, разгневался. Но постепенно Татьясахеб на личном опыте убедился, что Саи – Воплощение Бога, и полюбил Его так, что оставался в Ширди до самой своей смерти. Ввиду приближающегося конца, ему читали святые писания, а в последние минуты принесли тиртху от стоп Бабы и дали выпить. После его смерти Баба сказал так: "О, Татья опередил нас, ему не придется рождаться вновь".
Мегха
О Мегхе уже рассказывалось в двадцать восьмой главе. Когда Мегха умер, все жители выстроились в погребальную процессию. Баба также присоединился к ним и осыпал цветами тело Мегхи. После похоронного обряда, Баба повел Себя как простой смертный: в глазах показались слезы, Он погрузился в скорбь и печаль. Затем, покрыв тело цветами и плача, как близкий родственник, Баба вернулся в мечеть.
Многие святые даруют садгати (освобождение) людям. Но у стоп Бабы спасались даже дикие животные.
Тигр
За семь дней до того, как Баба оставил тело, в Ширди случилось необычайное происшествие. В Ширди прибыла повозка, запряженная волами, и остановилась прямо напротив мечети. В повозке находился тигр, скованный железными цепями, его голова была повернута назад. Он страдал от какой-то болезни. Его владельцы – трое дервишей – переезжали с одного места на другое, демонстрируя тигра и получая за это деньги. Они перепробовали все средства, чтобы вылечить тигра, но все было напрасно. Тогда они решили, что лучшим средством может быть даршан святого. До них дошел слух о Саи Бабе, и вот они привели тигра к Нему. Они поставили тигра у двери мечети, крепко держа его за цепь. Он действительно внушал страх, а кроме того, мучился от болезни. Поэтому он вел себя очень беспокойно. Люди смотрели на него с испугом и удивлением. Дервиши подробно рассказали Бабе о состоянии зверя и, с согласия Бабы, повели его к Нему. Возле ступенек, тигр взглянул на Саи и вдруг остолбенел, как бы ослепленный сиянием Бабы, и нагнул голову вниз. Когда их глаза встретились, тигр поднялся на ступеньку и с любовью посмотрел на Саи. Он задрал вверх кисточку хвоста, ударил ею трижды о землю и упал бездыханный. Увидев тигра мертвым, дервиши сначала расстроились, но потом образумились и поняли, что животному посчастливилось встретить смерть у стоп и в присутствии Бабы. У него из прошлой жизни, должно быть, оставался перед ними долг, и заплатив его, он освободился, встретив смерть у стоп Саи. Если существа кланяются святым и умирают у их ног, то их ждет спасение, а если бы у них не было заслуг, как могла бы их жизнь иметь столь счастливый конец? Поклон Шри Саи -Мир Всем



ГЛАВА XXXII
В Поисках Гуру и Бога – Отношение Бабы к голоданию
В этой главе Хемадпант рассказывает, во-первых, о том, как Баба встретил своего гуру в джунглях и, во-вторых, как Баба заставил некую миссис Гокале, вознамерившуюся поститься в течение трех дней, есть пуран-поли.
Предисловие
В самом начале Хемадпант сравнивает сансару (видимый мир) с деревом баньян (ашваттха). В "Гите" говорится, что это дерево растет корнями вверх, а ветвями вниз. Оно ветвится и ветвится, вскармливаемое тремя гунами. Его корни, спускаясь в мир людей, порождают различную деятельность. Тем, кто ограничен кругом мирской жизни, не дано постичь ни его природу, ни его начало и конец. Но как бы ни были крепки корни этого древа, они могут быть обрублены острым мечом – мечом непривязанности. И затем человеку предстоит идти неведомым путем, откуда нет возврата.
На этом пути необходима помощь опытного проводника (гуру). Какими бы глубокими познаниями в области Вед и веданты ни обладал путник, ему не удастся целым и невредимым дойти до назначенной цели. Но если проводник покажет ему безопасный путь, то он не попадет в глубокие ямы, встречающиеся на пути, и не станет добычей диких зверей.
Рассказ Бабы о Его собственном опыте поистине замечателен. Если вы очень внимательно отнесетесь к нему, то в вас проснутся вера и преданность, ведущие к спасению.
Искания (рассказ Бабы)
"Нас было четверо. Изучив святые писания и приобретя таким образом ученость, мы стали обсуждать природу Брахмана. Один из нас сказал, что мы должны возвыситься при помощи собственного Высшего Я и не зависеть от других. Второй ему ответил, что главное – это контроль над собственным умом, позволяющий избавиться от сомнений, решений и т.д. Такой человек твердо знает, что в мире нет ничего, кроме Высшего Я. Третий заметил: в мире преходяще все. Неизменно лишь то, что лишено формы. Вот критерий различения реального и нереального. А четвертый (это был Баба) утверждал, что одно только книжное знание ни к чему не приведет: "Давайте последуем предписаниям шастр и предложим тело, ум и пять пран (то есть жизнь) стопам Гуру. Гуру – Бог, пронизывающий все. Но чтобы увидеть в гуру Бога, необходима глубоко укоренившаяся, непоколебимая вера".
И вот мы, четверо ученых людей, отправились на поиски Бога. Трое из нас хотели найти Его с помощью свободного и независимого интеллекта. Бродя в лесу, мы встретили ванджари (торговца хлебом, солью и т.д.), который спросил нас:
-Куда и зачем вы идете под палящим солнцем?
-Мы обыскиваем лес.
-Что вы ищете?
- Не стоит говорить о тайне.
Видя, как мы бесцельно мечемся из одного места в другое, ванджари с жалостью промолвил: "Ходить по такому лесу можно только с проводником. К чему эти отчаянные усилия на солнцепеке? Вы можете не посвящать меня в ваши таинственные намерения, но почему бы вам не присесть, съесть немного хлеба, попить воды и затем двинуться дальше? Проявите немного терпения!" Не обращая внимания на его ласковые слова, мы продолжили поиски. В глубине души мы гордились собой и считали, что способны сами, без проводника, найти дорогу. Лес был громадный и нехоженый, деревья сходились в непроходимые чащи, куда не проникал даже солнечный луч; мы долго блуждали, сами не зная где, и сбились с пути. В конце концов, по счастливой случайности, мы вышли на то же место, откуда начали свой путь. И там опять мы увидели ванджари. Он сказал: "Посмотрите, как вы заблудились. Изворотливый ум – не всегда лучший помощник. Цель может быть большая или маленькая, но кто-то обязательно должен показать путь. Но на пустой желудок ничего не найдешь. Наши встречи на пути предопределены свыше. Не отвергайте предложенную пищу, а считайте ее добрым предзнаменованием, сулящим удачу". С этими словами он вновь предложил нам хлеб и посоветовал быть терпеливее. Но трое из нас опять пренебрегли его советом, и ушли прочь. Я же не хотел ни есть, ни пить, меня тронуло необычайное сострадание ванджари – мы мнили себя учеными, но наше сердце не знало жалости. Ванджари был простым необразованным человеком, он относился к низкой касте, но в его сердце жила любовь. Лишь тот, кто любит безо всяких ожиданий, и есть подлинный джняни. Я понял, что почтив ванджари, встану на путь достижения Высшего знания. С величайшей почтительностью я съел четверть хлеба, предложенного ванджари, и выпил воды. И, о чудо! Вдруг перед нами появился Гуру и спросил: "О чем все эти споры и рассуждения?" Я рассказал ему все от начала и до конца. Тогда он сказал: "Пойдете ли вы со мной? Я покажу вам то, что вы ищете. Но только тот, кто с уважением отнесется к моим словам, достигнет цели". Трое отказались, а я, с глубоким уважением, принял его предложение. Остальные ушли, а я последовал за гуру. Он привел меня к колодцу, связал веревкой мои ноги и подвесил меня к дереву над колодцем головой вниз. Я висел на расстоянии трех футов до воды, до которой не мог дотянуться руками – ни одна капля воды не могла попасть мне в рот. Подвесив меня так, он ушел неведомо куда. Через четыре или четыре с половиной часа он вернулся и, сразу же сняв меня с дерева, спросил, как я себя чувствую. Я ответил: "На верху блаженства. Как может такой ничтожный человек, как я, описать испытанную радость?" Гуру был очень доволен моим ответом, ласково погладил меня по спине и оставил при себе. Я чувствовал себя как птенчик под крылом матери. Он взял меня к себе в школу: учеба так увлекла меня, что я позабыл своих родителей; оковы заблуждений и привязанностей отпали, и я безо всяких усилий приобрел свободу. Чего стоили бы мои глаза, если бы они не хранили постоянно образ учителя. О, я предпочел бы лучше ослепнуть, чем лишиться этого образа! Вот какие уроки я получал в школе. Ступив раз на порог этой школы, никто не захотел бы вернуться обратно! Гуру стал моим домом, семьей, родителями, – он стал всем для меня. Все мои чувства, включая ум, сдвинулись с места и переместились в глаза, чтобы медитировать на гуру. Если объект медитации только один – Гуру, а все остальное неотличимо от него, то это называется однонаправленной медитацией. Медитируя так на образ гуру, ум прекращает свою деятельность. И в конечном счете нужно сохранять лишь безмолвную преданность гуру.
Нам представляется, что не следует слишком буквально воспринимать описание перевернутого положения возле колодца, в котором ученик находился около четырех часов – вряд ли, находясь в таком подвешенном состоянии, кто-либо мог испытывать блаженство. Напротив, это должно быть мучительно. Это похоже на образное описание состояния транса, или самадхи. Есть два типа сознания: чувственное и духовное. Когда органы чувств, по природе своей обращенные наружу, встречаются с объектами чувств, то имеет место чувственное сознание. Пребывая в чувственном сознании, мы ощущаем боль или удовольствие, в чистом виде или смешанное, но никак не высшее блаженство. Когда чувства и ум отвлекаются от объектов, тогда они движутся в обратном направлении. То есть когда они сосредоточены на Высшем Я, мы имеем другое – духовное сознание. В нем мы переживаем неописуемую радость, или блаженство. Слова "на верху блаженства. Как может такой ничтожный человек, как я, описать ту радость, которую испытал", подтверждают, что гуру погрузил его в транс и поднял над беспокойными водами океана чувств и ума.
Есть и другие школы, где вы увидите совсем иную картину. Ученики приходят сюда за знаниями, ради этого они тратят деньги, время и силы, но в конце концов остаются ни с чем. Учителя в этих школах гордятся тем, что якобы обладают тайным знанием. Они демонстрируют свою святость и праведность, но в их сердце нет любви. Они много говорят и прославляют самих себя, но их слова не волнуют и не убеждают учеников. Они не способны помочь в самореализации. Какую пользу приносят такие школы? Мастер (гуру), о котором говорилось выше, принадлежал к другому типу. По его милости, знание само снизошло на меня, без учения и усилий с моей стороны. Только гуру знает, как пребывание в перевернутом и подвешенном состоянии может погрузить вас в блаженство.
Что касается четырех искателей, то все они были знатоками и Вед и приверженцами ритуалов, чем втайне очень кичились. В ходе их ученых дискуссий всплыл вопрос о Боге. Они хотели понять, как, со всеми их знаниями, они смогут так быстро, как это только возможно, увидеть Бога. Шри Саи тоже был среди них. Как же мог Он, Воплощение Отречения и Различающего Знания, впасть в такое заблуждение? Он поступил так в назидание другим. Его совершенство осталось незапятнанным. Сам аватара, Он принял предложенный ванджари хлеб с твердым убеждением, что "Хлеб это Брахман". Те, кто отвергли гостеприимство ванджари, многого лишились. На примере ученых пандитов Он показал, что невозможно стать джняни без гуру. Шрути ("Тайттирия" упанишада) призывают нас почитать мать, отца, наставника и изучать святое писание. Все это служит очищению ума: пока ум не очистится, самореализация невозможна. Ни чувства, ни ум, ни интеллект не достигают Я. Ни чувственное восприятие, ни логическое мышление не помогут нам в этом. Поможет только милость гуру. Трех жизненных целей – дхармы, артхи и камы – мы можем добиться нашими собственными усилиями, но четвертая – мокша (освобождение) – достижима только с помощью гуру.
В дарбаре Шри Саи появлялись и играли предназначенную им роль многие персонажи. Приходили и давали предсказания астрологи. Князья и аристократы, купающиеся в роскоши; нищие, живущие подаянием; саньяси и йогины; певцы и музыканты, – все хотели получить Его даршан. Приходили брамины и кланялись Ему со словами: "Он – наш единственный Хранитель, который спасет нас от бессмысленного круга рождений и смертей". Слепые и хромые, гондхали (исполнители преданных песнопений), жонглеры, танцоры и прочие артисты приходили к Нему, и Он оказывал им достойный прием. В надлежащее время здесь появился, полный заботы ванджари, и сыграл отведенную ему роль. Но обратимся теперь к другой истории.
Голодание и миссис Гокале
Баба никогда не постился Сам и не позволял этого другим. Ум постящегося никогда не спокоен, как же он достигнет парамартхи? Бога не постигнешь на пустой желудок; прежде всего надо успокоить душу. Если голод терзает желудок, как смогут глаза отыскать Бога? как язык вознесет хвалу Ему? и как смогут уши ее услышать? Если говорить вкратце, то до тех пор пока органы тела не получат нужного питания и не укрепятся, мы не можем практиковать преданность и другие садханы для достижения Бога. Поэтому ни голодание, ни переедание не благоприятны. Умеренность в еде поистине приносит пользу и телу, и уму.
Миссис Гокале приехала в Ширди с рекомендательным письмом м-ра Кашибаи Кониткара (преданного Бабы). Она прибыла в Ширди с твердым намерением сидеть у стоп Бабы и поститься три дня. И как раз накануне ее приезда Баба сказал Дада Келкару, что Он не позволяет Своим детям поститься во время праздника Холи: "Зачем Я здесь, если им приходится голодать?" На следующий день, когда эта женщина пришла с Дада Келкаром и села у стоп Бабы, Баба сразу же сказал ей: "Что за нужда поститься? Идите к Дадабхату, приготовьте пуран-поли (пшеничные лепешки с гороховой мукой и пальмовым сахаром), накормите ими детей и поешьте сами". Был Холи. У миссис Келкар наступили месячные, и еду в доме Дадабхата готовить было некому. Поэтому пожелание Бабы оказалось очень кстати. Миссис Гокале пришлось пойти и приготовить это блюдо. В этот день она занималась приготовлением пищи, кормила других и ела сама. Замечательная история, и как прекрасен ее смысл!
Сарчар Саи Бабы
Баба так рассказывал о своем детстве:
"Когда я был мальчиком, я бродил в поисках хлеба насущного и однажды добрался до Бидгаона. Там я нашел работу вышивальщика. Я старательно трудился, не жалея сил. Хозяин был очень доволен мной. До меня он нанял троих мальчиков. Первый получал пятьдесят рупий в месяц, второй – сто, а третий – сто пятьдесят. Но мне он платил в два раза больше их общей суммы – шестьсот рупий. За мою ловкость он полюбил меня и очень расхваливал. Он подарил мне одежду: длинное платье и тюрбан. Но как только он дал мне одежду, я сразу же связал ее в узелок и отложил в сторону. Я подумал: то, что дает человек, не продлится долго и оно не может быть совершенно. То же, что дает мой Сарчар (Бог), не имеет конца. Ни один человеческий дар не может сравниться с Его даром. Мой Сарчар говорит: "Бери, бери". А у Меня, кто бы ни приходил, просят: "Дай, дай". Сокровищница Моего Сарчара переполнена до краев. Я говорю: "Копайте и вывозите это богатство полными телегами. Только подлинный сын своей матери сможет получить это сокровище". Ведь каков в конце концов наш удел? Тело (прах) обратится в прах, дыхание (ветер) смешается с ветром. Что касается Меня, Я иду куда-то, Я иду и сажусь на то же место. Но ум окутан сетями майи и то погружается вниз, то уходит вверх, как воздушный змей. Эта майя очень Меня беспокоит, но днем и ночью я думаю о людях. Я беспокоюсь за них. Что посеете, то и пожнете. Тот, кто запомнит эти Мои слова, насладится несравненным счастьем".
Поклон Шри Саи – Мир Всем



ГЛАВА XXXIII

ВЕЛИЧИЕ УДИ
Исцеление от укуса скорпиона и от чумы – Чудо в Джамнере – Болезнь Нараянрао – Балабува Сутар – Аппасахеб Кулкарни – Харибхау Карник
В предыдущей главе речь шла о величии гуру, теперь расскажем о величии уди. Оба феномена взаимосвязаны. Величие уди обусловлено Величием Бабы.
Предисловие
Поклонимся великим святым. Их милостивый взор сокрушает громаду грехов и стирает все дурные черты нашего характера. Произнесенные ими невзначай слова учат нас и вселяют в душу немеркнущий свет. Их ум не знает разделения на "мое и твое". Наш долг им не может быть оплачен ни в этой жизни, ни во многих следующих.
Уди
Хорошо известно, что Баба у многих брал дакшину, и из собранных таким образом денег большую часть раздавал, а остаток тратил на покупку дров. Эти дрова Он бросал в дхуни – священный огонь, который всегда поддерживал. Пепел от этого костра называется уди, его свободно раздают преданным, когда они покидают Ширди.
Какими же свойствами обладает уди? С какой целью Баба раздавал его? Раздавая уди, Баба хотел показать, что весь этот мир – не более чем пепел, и каждый должен помнить об этом. Наше тело – тоже "древесина", состоящая из пяти элементов; вкусив все отпущенные ему удовольствия, оно отпадет и превратится в пепел. Чтобы люди никогда не забывали об этом. Баба раздавал уди. Уди означает также, что реален только Брахман, а весь этот мир – игра майи, и поэтому здесь никому ничто не принадлежит: ни сын, ни жена, ни отец в действительности не "наши". В одиночестве мы пришли сюда, в одиночестве и уйдем. Было замечено также, что уди излечивает многие физические и психические расстройства, но смысл уди в отречении, основанном на различающем знании. Давая, по мере своей возможности, дакшину, мы внутренне отрекаемся от мирской жизни. Но если отречение не сопровождается различающим знанием, то даже оно напрасно. Поэтому принимайте уди с благодарностью. Без отречения и различения невозможно переплыть океан мирского бытия. Вот почему Баба брал дакшину, а когда преданные покидали Ширди, давал им уди как прасад, положив одну руку на голову преданного в знак благословения, а большим пальцем другой руки наносил уди на лоб. Когда Баба был в веселом настроении. Он радостно пел. Одна из Его песен была про уди. Суть песни была в ее припеве: "О игривый Рама, приди, приди и захвати с собой мешки уди". Баба напевал ее очень ясным и мелодичным тоном. Таков духовный смысл уди. Но уди полезен также и с мирской точки зрения. Уди дает здоровье, процветание, избавляет от беспокойства и имеет много других положительных свойств. Уди помогает нам в достижении двух целей: материальной и духовной. Расскажем теперь несколько историй об уди.
Укус Скорпиона
Нараян Мотирам Джани из Нашика был преданным Бабы. Он служил у другого преданного Бабы, которого звали Рамчандра Ваман Модак. Однажды Нараян приехал в Ширди с матерью, чтобы получить даршан Бабы. При встрече Баба сказал его матери, что Нараяну не придется больше служить, так как у него будет свое дело. Через несколько дней Его слова сбылись: Нараян оставил службу и открыл пансион "Анандашрам", который стал пользоваться большой популярностью. Однажды друга Нараянрао укусил скорпион, боль от укуса была непереносимая. В таких случаях уди очень помогает, им нужно намазать больное место, но у Нараяна не было уди. Тогда он встал перед фотографией Бабы и призвал Его на помощь. Потом он взял щепотку пепла, оставшегося от благовоний, горевших перед изображением Бабы и, решив, что это уди Саи Бабы, приложил его к месту укуса. Как только он сделал это, боль сразу утихла.
Заболевание Чумой
Один преданный, живший в Бандре, узнал, что его дочь, находившаяся в другом месте, заболела бубонной чумой. У него не было при себе уди – тогда он послал письмо к Нанасахебу Чандоркару с просьбой прислать уди. Человек, которому было поручено отнести письмо, встретил Нанасахеба возле железнодорожной станции Тхана: Нанасахеб с женой собирался ехать в Кальян. У Нанасахеба не было с собой уди, но он взял в руки придорожную пыль, обратился к Бабе с молитвой и приложил госточку пыли ко лбу жены. Когда преданный приехал к своей дочери, там его поджидали приятные новости. В течение трех дней у девочки держалась высокая температура, и лишь накануне наступило облегчение. Отец подумал и понял. Облегчение наступило как раз в тот миг, когда Нана решил использовать дорожную пыль, как уди, и обратился за помощью к Бабе.
Чудо в Джамнере
Около 1904-1905 года Нанасахеб Чандоркар служил мамлатдаром в Джамнере, округ Кхандеш, на расстоянии около ста миль от Ширди. Его дочь Менатаи вот-вот должна была родить. Ее случай был очень тяжелый: родовые схватки продолжались уже около двух-трех дней. Нанасахеб перепробовал все средства, но ничто не помогало, тогда он взмолился Бабе и попросил Его о помощи. В это время в Ширди один человек по имени Рамгирбува, которого Баба называл Бапугирбува, решил поехать в родную деревню, расположенную в Кхандеше. Баба позвал его к себе и сказал, что по пути домой он должен сделать небольшую остановку в Джамнере и передать Нанасахебу уди и арати. Рамгирбува сказал, что у него всего лишь две рупии и этих денег едва хватит на дорогу в Джалгаон, а оттуда до Джамнера еще около двадцати миль пути. Баба заверил его, что ему не нужно ни о чем беспокоиться, все будет улажено. Баба попросил Шаму написать текст известной арати, сочиненной Мадхав Адкаром и отдать его и уди Рамгирбуве с тем, чтобы тот вручил все это Нанасахебу. Доверившись Бабе, Рамгирбува уехал из Ширди и прибыл в Джалгаон около 2.45 утра. У него оставалось всего лишь два анна, и он находился в довольно плачевном состоянии. Вдруг он услышал, как кто-то спрашивает: "Кто здесь Бапугирбува из Ширди?" Он подошел к этому человеку и сказал, что он и есть Бапугирбува. Тогда пеон сказал, что послан за ним Нанасахебом, посадил его в прекрасную тонгу, запряженную парой хороших лошадей, и оба тронулись в путь. Тонга ехала быстро, и утром они остановились возле ручья. Возница напоил лошадей, а потом предложил Бапугирбуве пищу. При виде бороды, усов и ливреи пеона, Бапугирбува заподозрил, что он – мусульманин и не захотел делить с ним пищу. Но пеон успокоил его, сказав, что он индус, кшатрий из Гарвала, что закуски послал Нанасахеб, и Бапугирбува может спокойно есть их. Оба поели и двинулись дальше. На рассвете они приехали в Джамнер. Лошади встали. Рамгирбува отлучился ненадолго по естественной надобности, а когда вернулся, то на этом месте не было ни тонги, ни лошадей, ни возницы. Он остолбенел от изумления. Однако ему нужно было разыскать Нанасахеба и, в результате расспросов, выяснилось, что мамлатдар у себя дома. Он пришел к нему, представился и вручил уди и арати от Бабы. В этот миг состояние Менатаи было критическим, и все за нее очень беспокоились. Нанасахеб позвал жену, попросил ее дать дочери выпить воды, смешанной с уди, и исполнить арати Бабы. Он подумал, что помощь Бабы подоспела вовремя. Через несколько минут ему сообщили, что роды прошли благополучно, и кризис миновал. Когда Рамгирбува поблагодарил Нанасахеба за пеона, тонгу и закуски, последний очень удивился: он никого не посылал на станцию, так как не предполагал, что кто-то приезжает из Ширди.
М-р Б.В. Дев из Тханы, мамлатдар в отставке, расспросил об этом случае Бапурао Чхандоркара, сына Нанасахеба, и Рамгирбуву из Ширди и написал после этого обширную статью – частью в прозе, частью в стихах – опубликованную в журнале "Шри Саи Лила" (т.13, №№ 11, 12 и 13). Брат Б.В. Нарасимхасвами также записал разговор с Менатаи, Бапусахебом Чхандоркаром и Рамгирбувой, опубликованный в его "Опыте преданных", часть III. Вот выдержка из того, что сообщил Рамгирбува:
"Однажды Баба позвал меня к себе и дал сверток уди и арати. В это время я собирался в Кандеш. Баба велел мне поехать в Джамнер и сказал, чтобы я там передал арати и уди Нанасахебу Чхандоркару. Я сказал Бабе, что у меня всего лишь две рупии и спросил у Него, как я смогу с такими деньгами доехать сначала поездом от Копергаона до Джалгаона, а потом на лошадях от Джалгаона до Джамнера. Баба сказал: "Бог поможет". Была пятница, в тот же день я выехал. Я добрался до Манмада в 7.30 вечера и прибыл в Джалгаон в 2.45 утра. В это время были приняты особые меры в связи с эпидемией чумы, что причинило мне немало беспокойства. Я должен был как-то попасть в Джамнер. Около трех часов утра хорошо одетый пеон в ботинках, тюрбане и т.д. подошел ко мне, посадил в тонгу и повез. На пути в Багхур я перекусил. Мы доехали до Джамнера рано утром и, пока я ненадолго отлучился, тонга и возница исчезли".
Нараянрао
Бхакте Нараянрао посчастливилось дважды при жизни Бабы увидеться с Ним. Три года спустя после ухода Бабы из тела он захотел приехать в Ширди, но не смог. В течение года после Самадхи Бабы он болел и сильно страдал. Обычные лекарства не помогали. Поэтому день и ночь он медитировал на Саи. Однажды ночью во сне у него было видение. Баба появился из погреба и стал утешать его. Он говорил: "Не волнуйся, с завтрашнего дня наступит улучшение, а через неделю ты встанешь на ноги". После этого Нараянрао совершенно выздоровел. Правильно ли считать, что Баба жил, потому что находился в физическом теле, или же умер, так как оставил его? Нет, Баба жив всегда, так как находится по ту сторону и жизни, и смерти. Кто чистосердечно любит Его, получает от Него ответ в любое время и в любом месте. Он всегда с нами, принимая любую форму и появляясь перед бхактами из любви к ним.
Аппасахеб Кулкарни
В 1917 году удача улыбнулась Аппасахебу Кулкарни. Его перевели в Тхану, там он начал поклоняться фотографии Бабы, подаренной ему Баласахебом Бхате. Он поклонялся очень искренне. Каждый раз он предлагал Бабе цветы, сандаловую пасту и найвадью, и очень хотел получить Его даршан. В этой связи скажем, что там, где присутствуют искреннее почитание и абсолютная вера, даршан фотографии равносилен личному даршану Бабы. Вот история, подтверждающая правоту этих слов.
Балабува Сутар
Святой из Бомбея, по имени Балабува Сутар, которого за набожность, праведность и искусство в исполнении киртана прозвали "современным Тукарамом", в первый раз появился в Ширди в 1917 году. Когда он поклонился Бабе, Тот сказал: "Я уже четыре года знаю этого человека". Балабува удивился и подумал, как это может быть, ведь это его первый приезд в Ширди. Но, хорошенько поразмыслив, он вспомнил, что он поклонялся Ему, вернее. Его портрету, в Бомбее, и тогда он понял значение слов Бабы. Он сказал самому себе: "Насколько вездесущи и всеведущи святые и как они любят своих бхакт! Я лишь поклонялся Его фотографии, но Баба запечатлел это, и в благоприятный миг Он дал мне понять, что видеть Его на фотографии равносильно тому, чтобы видеть Его лично".
Аппасахеб Кулкарни
Вернемся к рассказу об Аппасахебе. Во время его пребывания в Тхане ему пришлось отправиться в Бхиванди, и его ждали обратно не раньше, чем через неделю. Пока его не было, случилось чудесное происшествие. В полдень к дому подошел факир. Он выглядел точно так же, как Баба на фотографии. Миссис Кулкарни и дети спросили у него, не Саи Баба ли он из Ширди? Он ответил: "Нет", – но добавил, что он – Его послушный слуга и пришел по Его приказу узнать, как поживает семья Кулкарни. Потом он попросил дакшину. Женщина дала ему рупию. Факир вручил ей пакетик уди и попросил хранить его в храме, вместе с фотографией, для поклонения. Потом он ушел. Послушайте теперь о чудесной Лиле Саи!
Аппасахеб не смог продолжить свое путешествие, так как по дороге лошадь заболела, и ему пришлось повернуть обратно. Он вернулся домой во второй половине того дня, когда приходил факир. Ему не понравилось, что факиру дали всего лишь рупию. Он сказал, что если бы был здесь, то дал бы факиру не меньше десяти рупий. Он сразу же вышел из дома, пытаясь найти факира: он искал его в мечети и других местах, забыв о еде, но не нашел. Быть может, читатель помнит слова Бабы о том, что не стоит искать Бога на голодный желудок. Аппасахеб получил этот урок. Когда, уже после еды, он вышел из дома с другом, м-ром Читре, и они прошли некоторое расстояние, то увидели человека, который быстро приближался к ним. Аппасахеб подумал, что это, должно быть, тот самый факир, который приходил к ним в полдень, так как он очень походил на Саи Бабу на фотографии. Факир протянул руку и попросил дакшину. Аппасахеб дал ему рупию. Факир попросил еще, Аппасахеб дал ему две рупии. Но факир не был удовлетворен. Тогда Аппасахеб занял три рупии у м-ра Читре и дал их факиру. Но тот хотел еще. Тогда Аппасахеб попросил его пойти с ним домой. Они пришли домой, и Аппасахеб дал ему еще три рупии – в целом получилось девять. Но факир казался неудовлетворенным и просил еще. Тогда Аппасахеб сказал, что у него есть десять рупий банкнотой. Факир согласился взять эти десять рупий, а девять, полученные перед этим, он вернул Аппасахебу и ушел прочь. Ранее Аппасахеб сказал, что он бы дал десять рупий – так и вышло. Десять рупий он отдал, а девять – освященные рукой Бабы – вернулись к нему. Число девять знаменательно. Оно означает девять видов преданности (смотри главу XXI). Стоит отметить, что в последний миг Баба дал девять рупий Лакшмибаи Шинде.
Аппасахеб заглянул в пакетик с уди и обнаружил там лепестки цветов и ячменные зерна. Некоторое время спустя, находясь в Ширди, он получил от Бабы Его волос. Он поместил уди и волос в табиз (медальон) и стал носить его на руке. Аппасахеб на себе ощутил силу уди. Раньше, несмотря на весь свой ум, он получал всего лишь сорок рупий жалованья, но после того, как у него появилась фотография Бабы и уди, он начал получать во много раз больше, а также стал пользоваться авторитетом. Он продвигался и по духовному пути. Те люди, которые получили уди Бабы, должны были после омовения нанести уди на лоб. И должны взять немного уди, смешанного с водой, в рот как тиртху.
Харибхау Карник
В 1917 году Харибхау Карник из Дахану (округ Тхана) приехал в Ширди в день Гуру-пурнима (месяц ашадха) и, соблюдая все обряды, совершил поклонение Бабе. Он предложил Ему одежду и дакшину и, попрощавшись с Бабой через Шаму, стал спускаться по ступеням мечети. И тут он подумал, что должен предложить Бабе еще одну рупию и уже собрался было подняться снова по ступенькам, как Шама подал ему знак, что попрощавшись с Бабой, не следует возвращаться в мечеть. И он поехал домой. На пути домой, когда он зашел в храм Каларам в Нашике, святой Нарсинг Махарадж, который обычно сидел прямо за воротами храма, оставив своих преданных, подошел к Харибхау, схватил его за запястье и сказал: "Дай мне мою рупию". Карник удивился. Он охотно дал ему рупию и подумал, что это Саи Баба через Нарсинга Махараджа вернул себе ту рупию, которую Харибхау хотел Ему дать. Эта история свидетельствует, что все святые едины и действуют сообща.
Поклон Шри Саи – Мир Всем



ГЛАВА XXXIV
Племянник доктора – Д-р Пиллай – Сноха Шамы – Дочка парса – Джентльмен из Харды – Леди из Бомбея
В этой главе продолжается тема "Величие уди" и описываются случаи излечения, при помощи уди.
Племянник Доктора
В Малгаоне (округ Нашик) жил опытный, обладающий ученой степенью, доктор. Его племянник страдал от неизлечимой болезни (глубокий нарыв кости). Сам доктор и его друзья перепробовали все возможные лекарства и даже решились на операцию. Но облегчение не наступало, и конца мучениям мальчика не предвиделось. Тогда друзья и родственники посоветовали родителям мальчика обратиться к Саи Бабе, прославившемуся своей способностью исцелять неизлечимые болезни одним только взглядом. И вот родители с мальчиком приехали в Ширди. Они простерлись перед Бабой, поставили перед Ним мальчика и, смиренно и почтительно, взмолились о спасении своего сына. Милостивый Баба утешил их такими словами: "С теми, кто ищет убежища в этой мечети, вовек не случится беды: не тревожьтесь больше! Помажьте больное место уди, и через неделю он выздоровеет. Положитесь на Бога. Это – не мечеть, а Дварака. Тот, кто ступит сюда, обретет здоровье и счастье, его страдания прекратятся". Мальчика посадили перед Бабой. Он приложил руки к воспаленному месту и бросил на мальчика ласковый взгляд. Глядя на Шри Саи, ребенок почувствовал облегчение и радость. Он начал выздоравливать, а через несколько дней совсем поправился. Родители уехали с ним из Ширди, благодаря Саи за чудесное исцеление.
Узнав об этом, дядя мальчика, доктор, был поражен. Он решил встретиться с Бабой, по пути в Бомбей, куда он направлялся по делу, но в Малгаоне и Манмаде он услышал недоброжелательные отзывы о Бабе. В его душу вкрались сомнения, и он передумал ехать в Ширди, а поехал прямо в Бомбей. Оставшееся время он хотел провести в Алибаге, но в Бомбее три ночи подряд он слышал голос, повторявший: "Ты все еще не веришь Мне?" Тогда доктор снова решил поехать в Ширди. Но в это время он лечил одного пациента от инфекционного жара, который никак не утихал. Тогда доктор решил про себя так: "Если больной сегодня поправится, то завтра я поеду в Ширди". Как только он принял это решение, лихорадка прекратилась, и температура вернулась к норме. Следуя своему решению, он приехал в Ширди. Увидев Бабу, он простерся перед Ним. Баба заставил его пережить то, что сделало доктора преданным Бабы. Доктор оставался в Ширди четыре дня и вернулся домой с уди и благословениями Бабы. Через два года он получил повышение и был переведен в Биджапур. Случай с племянником подарил ему счастливую возможность встретиться с Бабой, а это встреча породила в его душе незатухающую любовь к стопам святого.
Д-р Пиллай
Д-р Пиллай был близким преданным Бабы, Баба его очень любил и всегда называл Бхау (братом). Они с Бабой обсуждали самые разные вопросы. Баба все время хотел видеть его подле Себя. Однажды Пиллай заболел: у него появились ужасные нарывы. Он говорил Какасахебу Дикшиту: "Боль ужасная и непереносимая. Лучше бы мне умереть. Я знаю, эта боль – результат прошлой кармы, но все-таки сходи к Бабе и попроси перенести действие этой кармы на десять будущих жизней". Дикшит пошел к Бабе и передал эту просьбу. Баба был очень тронут, Он пожалел Пиллая и сказал Дикшиту: "Скажи ему: пусть не боится! Зачем ему страдать еще десять жизней? За десять дней он искупит всю свою карму. Я здесь, чтобы принести ему духовное и мирское благополучие, зачем же он просит о смерти? Пусть кто-нибудь принесет его сюда на спине, и мы переживем все это и покончим с его страданиями раз и навсегда".
В этом состоянии доктора принесли в мечеть и посадили справа от Бабы. Баба дал ему валик, на который Сам обычно облокачивался и сказал: "Ложись здесь, Я облегчу твои страдания. Что предназначено, то нужно вынести сполна. Это – единственное средство. Плохое и хорошее, боль и радость, нектар и яд, – все эти противоположности приходят к нам в соответствии с нашей кармой. Поэтому не следует ни радоваться, ни огорчаться. Просто переноси то, что приходит. Аллах Малик – наш Защитник. Всегда медитируй на Него, так как только Он несет тяжесть всех забот и тревог. Всей душой, телом и мыслями склонись смиренно к Его стопам. Если ты всегда будешь повторять Его Имя, то испытаешь Его Лилу". Тогда Пиллай сказал: "Нанасахеб перевязал мне руку, но мне не стало легче". "Нана – глупец, – ответил Баба, – сними повязку, иначе ты умрешь. Сейчас прилетит ворон, он клюнет тебя, и тогда ты выздоровеешь". Во время этой беседы появился Абдул, в чьи обязанности входило мыть и убирать мечеть и подливать в глиняные светильники масло. Наливая в лампу масло, он нечаянно наступил на вытянутую ногу д-ра Пиллая. Нога сильно раздулась, и когда он наступил на нее, то все нарывы лопнули. Боль была нестерпимой, и д-р Пиллай закричал во весь голос. Через некоторое время он успокоился и начал попеременно то петь, то стонать. Тогда Баба заметил: "Смотри-ка, наш Бхау уже в порядке и распевает песни". Потом Пиллай спросил: "Когда же прилетит ворон и клюнет меня?" Баба сказал: "А разве ты его не видел? Он не появится во второй раз. Вороном был Абдул. А теперь иди и отдохни в ваде – вскоре ты будешь здоров".
Через десять дней, после приема уди вместе с водой, не пользуясь никакими другими средствами, Пиллай полностью выздоровел, как и предсказывал Баба.
Сноха Шамы
Младший брат Шамы, Бападжи, жил недалеко от Ширди, в Саул Вихире. Его жена заболела бубонной чумой. У нее была высокая температура и нарывы в паху. Бападжи примчался к Шаме в Ширди и попросил помочь. Шама в ужасной тревоге пошел к Бабе, простерся перед Ним и взмолился о помощи. Еще он попросил у Него разрешения навестить брата и его семью. Тогда Баба сказал: "Зачем идти самому в такой поздний час? Пошли ей уди. Зачем так волноваться из-за лихорадки и нарывов? Бог – наш отец и владыка; она без труда поправится. Не ходи сейчас, а отправляйся завтра утром и сразу же возвращайся".
Шама всецело полагался на уди. Он передал уди с Бападжи. Уди помазали нарывы, а остаток смешали с водой и дали больной выпить. На следующее утро Бападжи был вне себя от удивления, когда увидел, что жена свежа и здорова и у нее нет ни нарывов, ни лихорадки. Когда к ним пришел Шама, он тоже изумился, увидев ее возле кухонного очага, занятую приготовлением чая. Расспросив брата, он понял, что уди Бабы вылечили ее за одну ночь. Тогда Шама понял значение слов Бабы "иди завтра утром и сразу же возвращайся".
Попив чаю, Шама вернулся в Ширди и, поприветствовав Бабу, сказал:
"Дева, Что это за игры? Сидя на этом месте, сначала Ты поднимаешь бурю, и Ты же посылаешь покой!" Баба ответил так: "Ну, происходящее таинственно. Путь кармы скрыт от глаз. Знай, что Я ничего не делаю и не заставляю делать других. И все же сила, совершающая действия, – здесь, у Моего порога. Я – только свидетель. Господь – Тот, Кто Творит и Вдохновляет. Он – самый милостивый из всех. Я – не Бог и не Высшее Существо. Я – Его смиренный слуга, который всегда помнит о Нем. Тот, кто откажется от эгоизма, почувствует благодарность к Нему и всецело доверится Ему, сбросит оковы и получит освобождение".
Дочка Парса
Расскажем теперь о том, что случилось с одним господином из Ирана. У его маленькой дочки каждый час случались припадки: она лишалась дара речи, билась в конвульсиях и теряла сознание. Ни одно лекарство не помогало. Тогда друзья посоветовали ему попросить уди у Какасахеба Дикшита, жившего в Виде Парле (пригород Бомбея). Какасахеб дал этому человеку уди и тот стал каждый день давать девочке уди, смешанный с водой. Вначале припадки стали реже – они наступали через каждые семь часов, а через несколько дней совсем прекратились.
Джентльмен из Харды
Один пожилой джентльмен из Харды страдал от камней в почках. Камни обычно удаляют при помощи хирургической операции, и ему посоветовали так и поступить. Но он был стар и немощен, ему не хватало решимости – он не мог заставить себя лечь на операцию. Ему суждено было избавиться от страданий другим путем. В деревню, где он жил, прибыл инамдар (местный чиновник). Все знали, что он – преданный Бабы, и у него при себе всегда есть уди. Сын больного джентльмена, по рекомендации друзей, получил от него уди и, смешав его с водой, дал выпить отцу. Через пять минут средство подействовало, камни постепенно вышли с мочой. Больной выздоровел.
Леди из Бомбея
У одной женщины из Бомбея, принадлежавшей к касте кайастха прабху, всегда были мучительные роды. Каждый раз, когда она беременела, она очень пугалась и чувствовала себя совершенно беспомощной. Шри Рамамарути из Кальяна, преданный Бабы, посоветовал ее мужу отвезти ее в Ширди для безболезненных родов. Когда она снова забеременела, оба, муж и жена, отправились в Ширди, прожили там несколько месяцев, поклоняясь Бабе. Пришло время родить, но ребенок не мог выйти из чрева матери. Женщина мучилась, не зная, что делать, и начала молиться Бабе. В это время возле нее появились соседки и, помолившись Бабе, дали ей выпить уди. Через пять минут женщина безболезненно родила. К сожалению, по велению судьбы, ребенок оказался мертворожденным, но, по крайней мере, мать была жива и невредима. Она оказалась обязанной Бабе жизнью.
Поклон Шри Саи – Мир Всем



ГЛАВА XXXV
Друг и Хозяин Кака Махаджани – Случай с бессоницей – Бала Патил Неваскар
Эта глава продолжает тему эффективности уди, здесь рассказывается также о двух случаях, когда Бабу подвергли проверке и не обнаружили изъянов. Расскажем сначала об этом.
Предисловие
В духовных делах и устремлениях ничто не вредит так, как сектантство. Кто верит в Бога без формы, считают заблуждением веру в Бога, имеющего форму. Они утверждают, что святые – обыкновенные человеческие существа. Зачем же тогда склоняться перед ними и предлагать дакшину? – спрашивают они. Говорят еще и так: "Какой смысл покидать своего Садгуру и клясться в верности другим?" Много разного говорили и продолжают говорить и о Ширди Саи Бабе. Говорят, что Баба просил дакшину у тех, кто приезжал в Ширди. Разве правильно, что святой просит деньги? В чем же тогда их святость? Но сколько примеров, как люди приезжали в Ширди посмеяться и покритиковать, и оставались там, чтобы молиться. Расскажем о двух таких случаях.
Друг Кака Махаджани
Друг Кака Махаджани верил в Бога, лишенного формы, и отвергал идолопоклонство. Из чистого любопытства он согласился поехать в Ширди с Кака Махаджани, но поставил при этом два условия: во-первых, он не будет кланяться Бабе и, во-вторых, не даст Ему дакшину. Кака принял его условия и они вместе выехали из Бомбея в субботу вечером, и приехали в Ширди в воскресенье утром. Как только они ступили на порог мечети, Баба издалека ласково обратился к другу: "О, добро пожаловать, сэр". Голос, каким Он произнес эти слова, был совершенно особенный. Он был в точности такой, как у отца этого человека. Он напомнил ему ушедшего отца, и буря радости сотрясла его тело. Какой чарующей силой обладал этот голос! Друг промолвил в изумлении: "Это, вне всякого сомнения, голос моего отца". Он тут же подошел к Бабе и положил голову на стопы Бабы. Баба попросил дакшину дважды: утром и в полдень, когда друзья собирались уезжать, – но Он просил ее только у Кака Махаджани. Тогда друг прошептал Кака Махаджани на ухо: "Баба два раза просил у тебя дакшину. Но мы пришли вместе, почему же Он не обращается ко мне?" "Спроси у Бабы сам", – ответил Кака. Баба спросил у Каки, о чем они шепчутся. Тогда этот человек сам задал свой вопрос. Баба ответил: "Ты не был настроен давать дакшину, поэтому Я не просил, но если ты хочешь, можешь дать Мне сейчас дакшину". Тогда этот человек дал семнадцать рупий дакшины: столько же, сколько Кака. Потом Баба дал ему такой совет: "Разрушь стену тели (Тели – продавец масла. Липкое и мягкое масло служит символом привязанности к мирской жизни.), разделяющую тебя и меня. Тогда откроется путь, где один увидит другого лицом к лицу". После этого Баба разрешил им уехать. Хотя небо было покрыто тучами, угрожавшими ливнем, Баба заверил их, что все будет хорошо, и они действительно благополучно добрались до Бомбея. Когда этот человек вошел в свой дом и открыл окна, то на полу он увидел двух мертвых воробушков и еще одного, вылетевшего в окно. Он подумал, что если бы оставил окна открытыми, то воробьи были бы спасены, но, поразмыслив, решил, что такова была их участь, и что Баба так скоро послал его домой, чтобы спасти третьего воробья.
Хозяин Кака Махаджани
Кака служил управляющим в фирме Таккар Дхармасей Джетхабая, бомбейского адвоката. Они были близкими друзьями. М-р Таккар знал, что Кака часто бывает в Ширди, остается там на несколько дней и возвращается только с разрешения Бабы. Из любопытства и желания испытать Саи Бабу м-р Таккар решил поехать в Ширди вместе с Какой во время праздника Холи. Так как неизвестно было, когда вернется Кака, м-р Таккар взял с собой еще одного друга, для компании. Они выехали втроем. По пути Кака купил два килограмма изюма с косточками, чтобы предложить Бабе – изюм без косточек достать не удалось. Они благополучно добрались до Ширди и пришли на даршан в мечеть. В это время там находился Бапасахеб Таркхад, и м-р Таккар спросил у него, для чего он сюда приходит. "На даршан", – ответил Таркхад. Тогда м-р Таккар спросил, случаются ли здесь чудеса. Таркхад ответил, что его ощущение происходящего в мечети таково: здесь исполняются искренние желания бхакт. Кака простерся перед Бабой и предложил Ему изюм. Баба стал раздавать изюм. Он дал немного изюма также и м-ру Таккару. Таккар не любил изюм с косточками, кроме того, доктор рекомендовал ему есть только тщательно промытый изюм. Он оказался в трудном положении. Он не хотел есть изюм, но в то же время не мог отказаться, так как он был предложен святым. Не желая нарушать общепринятые нормы, он положил изюм в рот, но не знал, что делать с косточками. Ему пришлось положить их в карман. Тогда он подумал про себя, что если Баба действительно святой, то как Он может не знать о его отвращении к изюму и заставлять есть его? В этот миг Баба снова дал ему изюм. М-р Таккар не мог заставить себя есть изюм и держал его в руке. Тогда Баба попросил его съесть изюм, М-р Таккар послушался – к его удивлению, изюм оказался превосходный и без косточек. Он хотел чудес, и вот случилось первое чудо. Он понял, что Баба прочел его мысль и превратил изюм с косточками в изюм без косточек. Чтобы окончательно удостовериться, он спросил у сидящего рядом Таркада: "Какой изюм ты получил?" Тот ответил: "С косточками". Тогда, чтобы еще сильнее укрепиться в появившейся у него вере в Бабу, он подумал, что если Баба поистине святой, то пусть он первым даст изюм Каке. Прочтя и эту мысль, Баба стал раздавать изюм, начиная с Каки. Этих доказательств оказалось для Таккара достаточно.
Затем Шама представил м-ра Таккара как хозяина Каки, на что Баба заметил: "Как это возможно? У Каки другой Хозяин". Кака порадовался этим словам. Забыв о первоначальном намерении, Таккар простерся перед Бабой и вернулся в ваду.
После полуденной арати все пришли в мечеть, чтобы попросить у Бабы разрешения уехать. От их имени говорил Шама. Тогда Баба рассказал такую историю:
"Жил один беспокойный человек. Его дом ломился ото всякого добра. Тело и ум у него были здоровы, он не знал, что такое настоящие трудности или болезни. Но он любил сам навлекать на себя всякие неприятности. Он метался, взваливая на себя, безо всякой к тому причины, груз тяжелых мыслей. Его ум не знал, что такое покой. И если он на миг сбрасывал этот груз, то лишь для того, чтобы в следующую секунду взвалить его снова. При виде его жалкого состояния Мое сердце преисполнилось сострадания, и Я сказал ему: "Останови свой ум и сосредоточь его на чем-нибудь одном – на чем бы то ни было!"
Слова Бабы словно ужалили Таккара. Это было точное описание его состояния. Он понял, что это предупреждение адресовано ему. При всем своем материальном благополучии Таккар все время пребывал в тревоге, волнуясь по малейшему поводу и причиняя себе ненужное беспокойство.
Таккар хотел, чтобы Кака вернулся вместе с ним, но никто не ожидал, что Баба позволит Каке так скоро покинуть Ширди. Но Баба исполнил это желание Таккара и разрешил Каке вернуться вместе с хозяином. Таккар получил еще одно доказательство умения Бабы читать в умах людей.
Потом Баба попросил у Каки пятнадцать рупий дакшины. Он сказал Каке: "Если Я беру одну рупию дакшины у кого-нибудь, то возвращаю в десять раз больше. Я никогда ничего не беру просто так, и Я не прошу у всех без разбора. Я прошу только у того, на кого указывает Факир (Мой Гуру). Если кто-то в долгу у Факира, то у него Я и беру деньги. Дающий подает, то есть сеет семена, лишь для того, чтобы в будущем собрать богатый урожай. Богатство – средство достичь дхармы. Если оно используется для личного удовольствия, то оно растрачивается впустую. Если вы не отдали раньше, то не получите теперь. Поэтому лучший способ получать – это отдавать. Предложение дакшины рождает вайрагью (непривязанность), а, вслед за этим, и бхакти, и джняну. Подайте одну монету – и получите в десять раз больше!"
Услышав эти слова, м-р Таккар сам положил в руки Бабы пятнадцать рупий дакшины, забыв о прежнем решении не делать этого. Он подумал, что правильно поступил, приехав в Ширди, так как на личном опыте узнал, что такое садху и проникся к ним любовью.
Умение Бабы создавать и улаживать подобные ситуации было поистине уникальным. Хотя Он Сам творил происходящее. Он был полностью отрешен от него. Простирался ли кто-нибудь перед Ним или нет, давал ли Ему дакшину или нет – Его отношение ко всем было совершенно одинаковым. Он не выражал ни удовольствия и не испытывал радости, если кто-то поклонялся Ему; Он не беспокоился, есди к Нему относились непочтительно. Он находился по ту сторону противоположностей.
Случай с Бессонницей
Один человек, живший в Бандре, долго страдал бессонницей. Как только он закрывал глаза, перед ним появлялся умерший отец и начинал ругать и обвинять его. Он потерял сон, пребывал в постоянной тревоге и не знал, что делать. Он обратился за советом к одному преданному Бабы. Тот порекомендовал ему одно известное ему бесспорное средство – уди. Он дал этому человеку уди и сказал, чтобы всякий раз, перед тем, как ложиться спать, он наносил уди на лоб, а пакет с уди хранил под подушкой. Этот человек так и поступил, и оказалось, что он начал крепко спать, не испытывая никакого беспокойства. Он продолжал наносить уди, и при этом всегда вспоминал Саи. Потом он достал фотографию Бабы и повесил ее на стене возле подушки. Он стал поклоняться ей каждый день, а в четверг предлагал цветочную гирлянду и найвадью. И он позабыл все свои тревоги.
Баладжи Патил Неваскар
Этот человек был великим бхактой Бабы. Он служил Саи Бабе преданно и бескорыстно. Каждый день он подметал и убирал все дорожки, по которым ходил Баба в течение дня. После него эту работу стал выполнять другая преданная – Радхакришнамайи, а после нее – Абдул. Много лет подряд Баладжи весь урожай приносил в мечеть и предлагал Бабе. А брал он из собранного зерна столько, сколько Сам Баба давал ему, и кормился этим вместе со всей семьей. Впоследствии это служение продолжил его сын.
Сила и Эффективность Уди
Однажды в день поминовения было приглашено много народу, и для них приготовили угощение. Но в назначенный час оказалось, что гостей пришло в три раза больше, чем предполагалось, и миссис Неваскар забеспокоилась. Она боялась, что еды на всех не хватит, и честь семьи будет задета. Но свекровь утешила ее, сказав: "Не бойся, это – не наше угощение, а Саи. Накрой каждую кастрюлю куском ткани. Положи туда немного уди. И накладывай оттуда пищу, не снимая ткань полностью – и Саи спасет нас от позора". Невестка поступила, как ей было сказано, и вот: все наелись досыта, а в кастрюлях было еще полно еды. Правильно говорят: каждому воздается по его вере.
Похожую историю рассказал мне мой друг, помощник судьи (?) м-р Чоугуле, великий преданный Бабы. В Карджате (округ Ахмеднагар) проходила праздничная пуджа. По этому случаю был дан публичный обед, на который собралось в пять раз больше числа приглашенных, и все-таки, по милости Бабы, еды с лихвой хватило на всех.
Саи в образе змеи
Однажды Рагху Патил из Ширди приехал к Баладжи Патилу в Невасу. В этот же вечер в коровник приползла змея. Стадо испугалось и пришло в движение. Обитателей дома охватил страх, но Баладжи подумал, что это Саи явился в дом в таком образе. Ничуть не испугавшись, он принес миску молока и поставил ее перед змеей со словами: "Баба, зачем ты шипишь и поднимаешь шум? Ты что, хочешь напугать нас? Выпей лучше молока и успокойся". Говоря так, он невозмутимо присел рядом. Все остальные от страха не знали, что делать. Вскоре змея незаметно исчезла. Ее не нашли, хотя обыскали весь коровник.
У Баладжи было две жены и несколько детей. Иногда они приходили в Ширди на даршан Бабы. Баба дарил им сари и другую одежду и благословлял.
Поклон Шри Саи – Мир Всем

http://scriptures.ru/sssch.htm

Комментариев нет:

Отправить комментарий