Ум человека – это не орган, который можно определить физиологически, ни доктора, ни хирурги не могут коснуться или оперировать его. Это неосязаемый пучок решений и сомнений, желаний и потребностей, мнений за и против. В него вплетаются желания относительно внешних предметов и чувств, которыми живёт человек. Ум спешит в погоне за внешними удовольствиями и принимает форму того, что ищет. Он может также обратиться в себя в поисках внутреннего удовлетворения и внутренней радости.
Вот почему считается, что ум является инструментом как зависимости, так и свободы. Позвольте чувствам вести вас во внешний мир, и ум вас связывает. Позвольте разуму одержать верх и заглянуть в себя в поисках блаженства, и он освобождает.
Ум – это марионетка пищи, которую поглощает человек. Он настраивается так или иначе в зависимости от тонкой пищи, которая его питает. Качество пищи определяет направление желаний, которые переключают ментальный поток. Вот почему Гита и другие священные тексты рекомендуют человеку, стремящемуся к духовному, употреблять саттвuческую пищу.
«Ум» значит «желание», «решимость» (санкальпа) в поиске чего-то. Когда То, что вне формы, пожелало обрести форму, возникла Вселенная. Поэтому ум является созидательным принципом; это майя, т. е. иллюзия, у которой возникло самое первое желание – стать «многим». Когда он кормится раджасuческой пищей – а это страсть и эмоции, желание деятельности и приключений, – он устремляется в мир, погружаясь в желания! И человек увязает глубоко в трясине. Когда же ум питается тамасической пищей, которая притупляет, одурманивает, заглушает рассудок и склоняет к лени, ум становится бесчувственным, инертным и бесполезным для того, кто стремится к духовному.
~ Глава 13 из книги «Жизнь, смерть и освобождение» (компиляция речей Бхагавана Сатья Саи Бабы, составленная В. Патаксил)
Комментариев нет:
Отправить комментарий