суббота, 8 ноября 2014 г.



АВЕСТА И ПСИХОЛОГИЯ: ПУТЬ ЛИЧНОСТИ, НАРОДА И ЧЕЛОВЕЧЕСТВА К СОВЕРШЕНСТВУ И СЧАСТЬЮ
Абдукамилов Р. Т. — Республиканский Научно-Учебный Консалтинговый Центр, Ташкент,
Абдуллаходжаева Л. Т. — зам. директора Центра психологической службы ООО “Global Consult Group”, Ташкент

"Эта уникальная книга является
 ... высокой духовностью,
служившей нашим предкам нравственной опорой,
источником неиссякаемой силы на протяжении веков и тысячелетий.
... Мы должны быть благодарны жизни и стремиться
передать нашим детям высшие человеческие ценности,
 чтобы молодое поколение было сильнее, умнее,
 мудрее и, конечно, счастливее нас".
 И. А. Каримов. Речь в честь книги "Авеста" 3 ноября 2001 г.
  1. Авеста: определения и сущность.
1.1. Определения. 1.1.1. Avoista ‘Ведаю’, ‘Знаю’; Awestod 'Знаток', 'Мастер'; Ustod, Ustoz, Avestoz. 1.1.2. Avesta ‘Весть Высшая Полная Совершенная Первая о Полной Жизни Всей Целой Вселенной’, ‘Известие’.
1.1.3. Apasta, Upasta, Apastak ‘Основа’, ‘Хорошо Установленный Закон’. 1.1.4. Ni-Visti-, Na-Visti- ‘На-Писание’, ‘На-Писание’, ‘Книга’.
1.1.5. Avesta = Daena = Yasna = Mantra = Gata = Vaeda в мышлении, в речи, в деятельности; Vahvi Daena 'Благая Весть'. 1.1.6. Avesta Daena Mazda-Yasnish Mazda Dugedar.
1.2. Сущность. 1.2.1. Ведание, Весть. 1.2.2. Знание  Высшее.

2. Свойства Авесты.
2.1. Свойства Авесты по Амешам Спентам — Ameretas Spentas. 2.1.1. Дух manyu- по степеням и мерам его проявленности, составу, позитивности, плотности. 2.1.1.1. Дух manyu- по степеням и мерам его проявленности: непроявленный; проявленный в малых степенях и мерах; проявленный в промежуточных степенях и мерах; проявленный в больших степенях и мерах.
2.1.1.2. Дух manyu- по его составу: мышление, речь, дело (действие, общая деятельность, конкретное поведение, поступки). 2.1.1.3. Дух manyu- по его позитивности. 2.1.1.3.1. Позитивный Дух Manyu-: Mazda-s Ahura-s, Vispa-Vohu-, Spenta-Mainyu-, Amesha-Spenta — Ameretas Spentas: список Amesha-Spenta по частоте употреблений в Гатах, Vohu- Manas-; hu-mata, huxta, hvarshta. 2.1.1.3.2. manyu- негативный: angra-manyu-, aka-manyu-, aka-manas. 2.1.1.4. Дух manyu- по его плотности. 2.1.1.4.1. Бесплотный дух manyava-: позитивный; негативный. 2.1.1.4.2. Позитивная суть жизни по степеням и мерам плотности, конденсации, концентрированности: малой, средней, большой: Gaeta-: природа.
2.1.2. Mazda- Ahura-: Mazda- ‘Мудрость, Разумность, научность, интеллектуальность’. 2.1.2.1. Мудрость Высшая. 2.1.2.2. Научность. 2.1.2.3. Разумность Высшая. 2.1.2.4. Интеллектуальность. 2.1.2.5. Всё Благое. 2.1.2.6. Метод Лучший. 2.1.2.7. Все Хорошие Эффективные Методы. 2.1.2.8. Любовь. 2.1.3. Ahura- ‘Жизнетворчество’. 2.1.3.1. Жизнетворчество. 2.1.3.2. Жизнетворец. 2.1.4. Arta- Vahishta-: Arta- ‘Логичность, Истинность, Закон, Порядок’. 2.1.4.1. Логичность. 2.1.4.2. Высшая Логика, Источник Всех Логик. 2.1.4.3. Истинность. 2.1.4.4. Высшая Истина, Источник Всех Истин. 2.1.4.5. Доказательность. 2.1.4.6. Порядочность. 2.1.4.7. Честность. 2.1.4.8. Арийство. 2.1.4.9. Законность. 2.1.4.10. Высший Закон, Источник Всех Законов. 2.1.4.11. Движение. 2.1.4.12. Развитие по семантике (смыслу) текстов. 2.1.4.13. Свободомыслие. 2.1.4.14. Свобода от догматизма. 2.1.4.15. Гибкость мышления. 2.1.4.16. Правда. 2.1.4.17. Праведность. 2.1.4.18. Справедливость. 2.1.4.19. Равноправие. 2.1.4.20. Ровность. 2.1.5. Vahishta- ‘Лучшее’.
2.1.6. Vohu- Manah-: Vohu- ‘Позитивность’. 2.1.6.1. Позитивность Vispa-Vohu-. 2.1.6.2. Оптимизм. 2.1.6.3. Благородство. 2.1.6.4. Любовь. 2.1.6.5. Добро. 2.1.6.6. Хорошее. 2.1.6.7. Дружелюбие. 2.1.6.8. Миролюбие. 2.1.7. Manas- Manah- ‘Мышление’, ‘Мысль’, ‘Дух’. 2.1.8. Xshatra- Vairya-: Xshatra- ‘Сила’. 2.1.8.1. Сияние, kseitro-, si-. 2.1.8.2. Сеяние, рассеивание, kseitro-, si-. 2.1.8.3. Сила, kseitro-, si-. 2.1.8.4. Активность. 2.1.8.5. Действенность. 2.1.8.6. Эффективность. 2.1.9. Vairya- ‘Выбранное, Избранное, Лучшее’.
 2.1.10. Spenta Armaiti-: Spenta ‘Святость’, ‘Святая’. 2.1.11. Armaiti- ‘Гармоничность’, ‘Гармония’. 2.1.11.1. Гармоничность. 2.1.11.2. Равновысокоуровневость. 2.1.11.3. Любовь. 2.1.11.4. Уравновешенность. 2.1.11.5. Благочестие. 2.1.11.6. Спокойствие.2.1.11.7. Высшая Арийская Мысль. 2.1.11.8. Высшая Арийская Мать. 2.1.11.9. Благородство. 2.1.11.10. Ровность. 2.1.12. Haurvatat ‘Целостность, Совершенство, Прекраснейшая Красота, Эстетичность, Здоровье’. 2.1.12.1. Целостность. 2.1.12.2. Эстетичность. 2.1.12.3. Прекраснейшая Красота. 2.1.12.4. Совершенство. 2.1.12.5. Здоровье. 2.1.13. Ameretat ‘Бессмертие, Вечность’. 2.1.13.1. Бессмертие. 2.1.13.2. Устойчивость Развития по семантике (смыслу) текстов. 2.1.13.3. Вечность по семантике (смыслу) текстов.
2.2. Ясна-с в мышлении, в речи и в деле (деятельности, поведении). 2.2.1. Ясна-с по составу: в мышлении, в речи и в деле (деятельности, поведении): Мантра-с и керети-. 2.2.1.1. Мантра-с (в мышлении и в речи) в составе Ясны. 2.2.1.2. Ясна-с: в деле (деятельности, поведении): керети-ш (женского рода), керета-м (среднего рода) от кар-, чар-, оЧАРование; Ясна-керети-ш, Ясна-керета-м. 2.3. Мантра-с общий в мышлении и в речи. 2.4. Уникальность Авесты. 2.5. Понятие ‘Счастье’ в Авесте. 2.6. Понятие ‘Любовь’ в Авесте.
 Исследования Авесты и психологии: Содержание и структура Авесты исследованы в [1.1, 2, 3, 4, 5, 6]. Систему и структуру психологии рассматриваем по [2.7].
3. Общность и особенности между Авестой и психологией (manyava-arta-).
3.1. Общность и особенности между Авестой и социальной (hanjamana-) психологией (manyava-arta-).
3.2. Общность и особенности между Авестой и психологией (manyava-arta-) личности (manush-).
3.1.1. Общность и особенности между Авестой и социальной психологией (manyava-arta-) по предмету: социальные группы, закономерности общей деятельности людей в группах, закономерности конкретных видов поведения людей в группах, психологические характеристики групп.
3.1.2. Общность и особенности между Авестой и социальной психологией по целям (areta-): познание (vaeda-, znati-), достижение.
3.2.1. Общность и особенности между Авестой и психологией личности по предмету: личность (manush-) — системное (maga-) свойство (hvaetva-), приобретаемое (yema-, xvafena-) индивидом (pars-) в предметной деятельности (kar-, car-, чар-, оЧАРование, kerenu-) и общении (vyak-man-) в обществе (hanjamana-).
3.2.2. Общность и особенности между Авестой и психологией личности по целям (areta-): познание (vaeda-, znati-), достижение.
3.1.2.1. познание (vaeda-, znati-): 3.1.2.1.1. закономерности (arta-) общения и взаимодействия людей в группах. 3.1.2.1.2. психология (manyava-arta-) личности в группе. 3.1.2.1.3. духа группы. 3.1.2.1.4. группового мышления. 3.1.2.1.5. речи в группе. 3.1.2.1.6. поведения людей в группе. 3.1.2.1.7. деятельности групп.
3.2.2.1. познание (vaeda-, znati-): 3.2.2.1.1. души личности (fravarti-, daena, urvan-, xratu-, baoda-, manas-, vyana-). 3.2.2.1.2. духа (mainyu-, manas-). 3.2.2.1.3. мышления (manas-, man-, cit-). 3.2.2.1.4. речи (vak-, mrav-, sravas-). 3.2.2.1.5. поведения (варшта-, шьяотана-, Artaya-). 3.2.2.2. достижение: 3.2.2.2.1. целостности (Haurvatat) личности. 3.2.2.2.2. исцелённости (baeshaz-). 3.2.2.2.3. здоровья (haurvata-, druva-). 3.2.2.2.4. удовлетворения (urvaza-, ushta-, xvatra-, shyati-). 3.2.2.2.5. методик и алгоритмов развития способной личности в интеллектуальную (manzda-). 3.2.2.2.6. развития интеллектуальной личности в творческую (ratu-, ahu-). 3.2.2.2.7. развития творческой личности в позитивную (vohu-, hu-). 3.2.2.2.8. развития позитивной личности в эффективную (arta-, xshatra-). 3.2.2.2.9. развития эффективной личности в гармоничную (armaiti-). 3.2.2.2.10. развития гармоничной личности в целостную, здоровую (haurvata-, zdi-druva-). 3.2.2.2.11. совершенствования личности (manush-) методами Ясна-с и Мантра-с. 3.2.2.2.12. развития целостной, здоровой личности в совершенную (vahishta-, haurvata-). 3.2.2.2.13. развития совершенной личности в счастливую (urvaza-, ushta-, xvatra-, shyati-).
3.1.1.1. Предмет — социальные группы. 3.1.1.1.1. Уровни групп в Авесте: 3.1.1.1.1.1. социально-родственные: 3.1.1.1.1.1.1.  *Мануш-ас ‘человечество’.3.1.1.1.1.1.2. Airyaman- ‘народ’. 3.1.1.1.1.1.3. Verezena-, /Varzana-/ ‘община’, ‘род’. 3.1.1.1.1.1.4. Hanjamana- ‘собрание’. 3.1.1.1.1.1.5. /Xvaitu-/, Xvaetu-, /Xvaitva-/, Xvaetva- ‘семья’, ‘семейный род’, ‘свои’, ‘свойственники’, ‘родственники по свойству’.
3.1.2.2. достижение: 3.1.2.2.1. оптимизации группы. 3.1.2.2.2. целостности группы. 3.1.2.2.3. устойчивости группы. 3.1.2.2.4. чувства удовлетворения в группе. 3.1.2.2.5. методик и алгоритмов развития группы и превращения её из диффузной группы в творческий коллектив. 3.1.2.2.6. развития творческого коллектива в высокоинтеллектуальный творческий коллектив.
3.1.1.1.1.2. территориальные: 3.1.1.1.1.2.1. Zem- ‘Земля’, ‘Земская община’, ‘мир’, ‘мирская община’. 3.1.1.1.1.2.2. Dahyu- ‘страна’.3.1.1.1.1.2.3. Zantu- ‘округ’. 3.1.1.1.1.2.4. Vis- ‘деревня’. 3.1.1.1.1.2.5. Demana-, Dmana-,  Nemana-, Nmana- ‘дом’.
3.1.2.2.7. развития высокоинтеллектуального творческого коллектива в позитивный творческий коллектив. 3.1.2.2.8. развития позитивного творческого коллектива в эффективный творческий коллектив. 3.1.2.2.9. развития эффективного творческого коллектива в гармоничный творческий коллектив. 3.1.2.2.10. совершенствования группы Hanjamana- методами Ясна-с и Мантра-с. 3.1.2.2.11. развития гармоничного творческого коллектива в целостный творческий коллектив. 3.1.2.2.12. развития целостного творческого коллектива в совершенный творческий коллектив. 3.1.2.2.13. развития совершенного творческого коллектива в совершенный творческий народ. 3.1.2.2.14. счастья в совершенном творческом коллективе. 3.1.2.2.15. счастья в совершенном творческом народе.
3.1.1.2. Предмет — закономерности общей деятельности людей в группах (ar-, arta-, arya-, aryatva-, kar-, car-, чар-, оЧАРование, kerenu-). 3.1.1.3. Предмет — закономерности конкретных видов поведения (варшта-, шьяотана-, Artaya-) людей в группах. 3.1.1.4. Предмет — психологические характеристики групп (диффузная, коллектив).
3.2.3. Общность и особенности по методологии между Авестой и психологией личности. 3.2.4. Общность и особенности по базовым понятиям и терминам, направлениям и путям познания между Авестой и психологией личности. 3.2.5. Результаты реализации целей Авесты и психологии личности. 3.2.6. Потенциалы реализации целей Авесты и психологии личности.
 3.1.3. Общность и особенности по методологии между Авестой и социальной психологией. 3.1.4. Общность и особенности по базовым понятиям и терминам, направлениям и путям познания между Авестой и социальной психологией. 3.1.5. Результаты реализации целей Авесты и социальной психологии. 3.1.6. Потенциалы реализации целей Авесты и социальной психологии. 

 Авестийская концепция эволюции жизни вселенной, коллектива и личности в четыре этапа: 1. Бундахишн. 1.1. Начало Миров Духа Света, Позитива, Материи, Rayi-, Рай. 1.2. начало негатива. 2. Гумезишн, смешение, борьба между позитивом и негативом. 3. Фрашо-керети- — быстрое развитие к совершенству, полная окончательная победа позитива над негативом. 4. Визаришн — совершенная, полностью счастливая вечная новая жизнь. Путь развития имеет форму и структуру спирали, устремлённой вверх. Цель пути-спирали — Мазда Ахура и Его проявления: Спента Маинью ‘Святой Дух’, Амеша Спента и их вершинные шаги — Хаурватат 'Совершенство' и Амеретат ‘Вечное Счастье’. Каждый виток спирали содержит семь радиальных углов-шагов — семь Амеша Спента. Выводы: Авестийская литература — Авеста — имеет значительную общность и определённые особенности с психологией по предмету, целям, методологии, базовым понятиям и терминам, направлениям и путям познания. Авеста имеет определённую общность и определённые особенности с психологией по результатам реализации и потенциалам реализации целей. Авестийская концепция эволюции жизни даёт путь к совершенству и счастью для личности, народа и человечества.

Литература
1. Махмудова Г. Т. Историко-философский анализ учения зороастризма (на материалах Авесты). Автореферат др. философ. наук. Т.: 2012. - 47 с.
2. Махмудова Г. Т. Эстетические идеи зороастризма. Т.: NOSHIR, 2012. - 68 c
3. Арифханова С. М. Теоретико-методологические основания исследования зороастрийской религиозной морали. — Авеста кадриятлари: замонавийлик, дин, фалсафа. Халкараро илмий конференция (Анжуман). Узбекистон Миллий Университет. Международная научная конференция (Анжуман). Ташкент. 2013 йил. 3 — 4 октябрь. С. 156 — 162.
4. Абдукамилов Р. Гаты — Святые Гимны Заратуштры. Графика Авестийских рукописей, транслитерация и произношение звуков. Консультации перевода. Первое полное издание на русском и Авестийском языках и в транслитерации. Минск. ЮНИПАК. 2004. 274 с.
5. Абдукамилов Р. Т. Авестийская и ARIO-индоевропейская концепции развития, суперинтеллекта и совершенствования. – УзМУ Хабарлари. Вестник НУУз. Acta NUUz. Т. 2014. № 1 / 2. С. 126 – 135.
6. Абдукамилов Р. Т. Авеста в индоевропеистике: сравнительно-философский анализ понятийного аппарата в контексте проблем интеграции и формирования гармонично развитой личности. – Фан ва таълим интеграциясининг назарий-амалий муаммолари. Республика илмий-назарий семинар материаллари. Узбекистон Республикаси Олий ва Урта Махсус Таълим Вазирлиги. Мирзо Улугбек номидаги Узбекистон Миллий Университети. Фалсафий Тадкикотлар Укув-Илмий Комплекси. Алишер Навоий номидаги Самарканд Давлат Университети. Бухоро Мухандислик-Технология Институти. Тошкент – Самарканд – Бухоро. 2014 й. С. 198 – 202. 

7. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т. Т. 1: Пер. с франц.-М.: Мир, 1992.-496 с., ил.

Комментариев нет:

Отправить комментарий