понедельник, 18 августа 2014 г.

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами "Таней с Шивой" книга продолжение

6. Я верю в историческую истинность святой Библии, в то, что это — самое авторитетное святое писание и единственное слово Божие.

7. Я верю в то, что после смерти, в соответствии с ее земными деяниями и отношением к христианской вере, душа попадает в рай, чистилище или ад. Там она ожидает Страшного Суда, когда мертвые воскреснут телесно и получат радость жизни вечной или вечное страдание.

8. Я верю в присущее человечеству добро, в созидательную природу жизни и в бесконечную ценность любви, милосердия и веры.

9. Я верю в Святую Троицу, которая открывает Себя как Отца, Сына и Святого Духа, и в то, что существует Сатана, персонифицированное зло, обман и тьма.

Ислам

ОСНОВАН: Около 1400 лет назад в Аравии. ОСНОВАТЕЛЬ: Пророк Мухаммед (Магомет). ОСНОВНОЕ ПИСАНИЕ: Коран.

ПОСЛЕДОВАТЕЛИ: Более 1 млрд. чел., в основном на Ближнем и Среднем Востоке, в Африке, Средней Азии, Восточной Европе, Индонезии, Пакистане, Бангладеш, Китае.

ШКОЛЫ: Две основные ветви: сунниты (последователи политических преемников Мухаммеда) и шииты (последователи потомков семьи Мухаммеда).

СИНОПСИС

«Ислам» означает «покорность», подчинение воле Бога, имя которого — Аллах. Покорившиеся называются мусульманами. Ислам стоит на Пяти Столпах, или основных актах веры, которым следует каждый мусульманин в мире: 1) Вера в Аллаха: «Нет никакого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Его пророк». 2) Молитва пять раз в день: преклонение колен в направлении Мекки, святого города. 3) Милостыня: часть дохода каждого мусульманина отдается на поддержание мечети и бедных. 4) Пост: во время Рамадана, девятого месяца мусульманского календаря, верующие постятся от восхода до захода солнца. 5) Паломничество: хотя бы раз в жизни каждый верующий должен посетить Мекку, святой город. Паломники идут к святыне в простых белых одеждах без швов.

Ислам учит абсолютному монотеизму и превосходству Мухаммеда как последнего пророка Бога на земле. Особое значение придается братству верующих, неразделимости религиозной и светской жизни, подчинению Божьему Закону, воздержанию от алкоголя, доброму поведению и ограничению во всем, кроме покорности воле Аллаха. Сегодняислам — наиболее быстро растущая религия мира.

ЦЕЛИ ИСЛАМА

Главная цель последователей ислама — наслаждаться вечной жизнью, духовной и физической, в раю с Аллахом. Рай — это место всех радостей и удовольствий, в котором верующий будет жить среди прекрасных садов и фон-

танов, вкушая отборные яства, которые подают прекрасные девы. Человек является самым благородным творением Бога и стоит выше ангелов. Священная обязанность мусульман — обращать других в исламскую веру. Ислам непоколебим в своем убеждении, что он является единственной истинной религией, единственным путем к спасению. Из этого убеждения проистекает необыкновенное рвение распространять свою веру и обращать других. Идеальным человеческим обществом видится исламская теократия.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ

Полная покорность Аллаху является единственным путем к спасению, но не гарантированным, ибо Аллах может пожелать, чтобы даже верующая душа испытала несчастья. Добрый мусульманин укрощает свою гордость, главный из грехов, и в точности следует воле Аллаха, как она открыта в Коране Его последним и величайшим пророком, Мухаммедом. Это, и только это дает человеку полную и осмысленную жизнь и позволяет избежать ужасов ада, которые уготованы грешникам и неверным. Мусульманин верит в Пять Догматов и соблюдает Пять Столпов. Добродетели правдивости, умеренности и смирения являются главными в исламе, а практикование поста, паломничества, молитвы и благотворительности в мусульманском сообществе совершенно необходимы, чтобы радовать Аллаха. Пять Догматов — это: 1) Есть только один истинный Бог, Аллах. 2) Существуют ангелы, из которых главный — Гавриил. 3) Существует четыре вдохновенные книги: Тора Моисея, Забур (Псалмы) Давида, Инджиль (Евангелие) Иисуса и Коран, последнее послание Аллаха, которое превосходит все остальные писания. 4) Было много пророков Аллаха, из которых Мухаммед — последний и главный пророк. 5) Когда-то наступит последний день, день суда и воскрешения. Шестой, необязательной догмой является кисмит, «судьба».

ВЕРОВАНИЯ ИСЛАМА

1. Я верю в то, что Аллах есть Всевышний Творец и Хранитель, всезнающий и трансцендентный высший судья.

2. Я верю в Пять Столпов Веры, к каковым относятся: 1) молитва пять раз в день, 2) милостыня, 3) пост в течение девятого месяца, 4) паломничество в святую Мекку, 5) исповедание веры в формуле «Нет никакого Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед — Его пророк».

3. Я верю в Коран как Слово Бога и святое писание, переданное Мухаммеду через архангела Гавриила.

4. Я верю в прямой союз каждой души с Богом и в то, что все равны перед Богом, и поэтому жрецы и другие посредники не нужны верующему.

5. Я верю в чистую трансцендентность Бога, величие которого невозможно представить. Нельзя поэтому поклоняться Ему в каком-либо образе или форме.

6. Я верю в то, что душа человека вечна и воплощается на земле лишь один раз, а после смерти попадает в рай или ад в соответствии со своим поведением и верой на земле.

7. Я верю в Страшный Суд и в то, что человек должен испытывать благоговение и страх перед грозной и мстительной силой Бога.

8. Я верю в то, что честность должна соблюдаться во всех обстоятельствах, даже если это грозит опасностью.

9. Я верю в то, что спасение достигается только по милости Бога, а не благодаря человеческим усилиям, но человек должен творить добро и избегать греха, особенно пьянства, ростовщичества и азартных игр.

Малые религии и полурелигиозные движения1

В своих поисках Божественного человек создал многочисленные малые религии и полурелигиозные движения. Эти духовные пути часто имеют харизматический и мистически характер и оказывают мощное духовное влияние на мир, несмотря на малочисленность последователей. Ниже мы рассмотрим несколько примеров их верований — как и с «большими» религиями, в виде сводки из девяти пунктов, а затем подробнее познакомимся с некоторыми важнейшими движениями, которые, хотя и не обязательно религиозны по природе, тем не менее представляют собой важные течения мысли и веры, которые влияют на современную политику и общество.

СПИРИТИЗМ: Спиритисты считают, что существует другая, пожалуй, более глубокая реальность «по ту сторону», с которой могут контактировать медиумы или психики, обладающие достаточной чувствительностью. Это одна из древнейших форм союза с духовным миром.

ШАМАНИЗМ: Этот широкий термин охватывает тысячи племенных религий, которые существовали на всех континентах еще в доисторические времена. Их характерными чертами являются глубокое чувство святости жизни и земли, вера в союз с духами-водителями и в способность человека жить в гармонии с природой и воздействовать на нее.

ТЕОСОФИЯ: Основанная в 1800-х гг. мадам Блаватской, теософия придает особое значение мистическому опыту, эзотерическим учениям и монизму.

1 Автор употребляет слово «faiths» («веры», в отличие от «religions», т. е. больших религий). В отечественной литературе независимые малые религии (особенно новые) и движения, основанные на нетрадиционном мировоззрении, принято называть «сектами» (наряду с еретическими, непризнанными ответвлениями традиционных религий). Однако, поскольку в книге «Танец с Шивой» слово «секта» широко употребляется в другом значении (одна из деноминаций внутри большой традиционной религии), мы выбрали в качестве перевода эту несколько громоздкую конструкцию. — Прим. перев.

Теософы стремятся к вселенскому братству и исследуют необъясненные феномены природы и скрытые силы человека.

УНИВЕРСАЛИЗМ: Многие новые религии основаны на универсалистских принципах и сознательно избегают формулировать некоторые доктрины» которые могут рассматриваться как узкосектантские. Универсализм существует во всех религиях: в христианстве (унитарии), исламе (бахаизм), джайнизме (последователи Раджниша) и индуизме (десятки движений, среди основателей которых особенно знамениты Саи Баба, Кришнамурти и Махариши Махеш Йоги).

ДРУГИЕ МАЛЫЕ РЕЛИГИИ

Среди тысяч малых религий можно назвать: племенные религии туземных народов, шаманизм, язычество, ведовство, неоиндийские религии, антропософию, сведенборгианство, гностицизм, неоплатонизм, сайентологию, экан-кар, оккультизм, субуд, франкмасонство, сатанизм, вуду, сантарию, суфизм, бахаизм, розенкрейцерство, христианскую науку и религиозную науку.

ОБРАЗЦЫ ВЕРОВАНИЙ МАЛЫХ РЕЛИГИЙ

1. Я верю в фундаментальное единство и общий источник всех религий (бахаизм и универсализм).

2. Я верю в то, что естественная духовность человека лучше всего выражается в любовной и практической помощи ближнему своему, а не в метафизических исканиях (гуманитаризм).
3. Я верю в единство религий, в действенность преданности, садханы и служения и в Сатья Саи Бабу как живое воплощение Бога (саиизм).

4. Я верю, что духовный прогресс приходит благодаря анализу опыта текущей

и прошлых жизней, который наиболее прямым образом растворяет карму (сайентология).

5. Я верю в то, что не существует никакого Бога, кроме того Божественного, которое внутри человека, и никакой истины, кроме экзистенциальной свободы, в то, что все религиипорабощают человека, вызывая подавленность, страх и духовную бедность («неосанньяса» Раджниша).

6. Я верю в то, что потребность человека в священном можно удовлетворять естественным образом, без формализованного богослужения, церквей, церемоний, вероучений и теологии (различные малые религии).

7. Я верю в то, что религия представляет собой объединяющий и прямой мистический опыт, который должен стать целью каждого религиозного человека (мистицизм).

8. Я верю в то, что культивирование оккультных сил — экстрасенсорного восприятия, астральных путешествий, видения прошлых жизней и т. п. — есть в высшей степени духовное занятие (оккультизм).

9. Я верю в глубинную связь, существующую между человеком, духом и землей — которая является живым, священным существом, — и в братство всех созданий (туземные племенные религии).

КУЛЬТУРА НАРКОТИКОВ

Термин «культура наркотиков» относится к философии и способу жизни, появившимся в западных обществах в 1960-х годах. Ее последователи употребляют различные натуральные и синтетические наркотики, такие, как марихуана, гашиш, пейот, мескалин, кокаин, ЛСД и др.

ВЕРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ НАРКОТИКОВ

1. Я верю в то, что можно достичь просветления, как оно понимается в любой

религии, посредством употребления наркотиков.

2. Я верю в то, что психоделический наркотический опыт, при правильном подходе, выполняет роль духовного учителя, или гуру.

3. Я верю в то, что наркотики дают мистические переживания различных типов, идентичные (а значит, и такие же достоверные) тем переживаниям, что достигаются посредством йоги и т. п.

4. Я верю в то, что знание, полученное с помощью наркотиков, более ценно, чем традиционное знание, даваемое обществом или религией, потому что это прямой, личный опыт высшего порядка.

5. Я верю в то, что люди, употребляющие наркотики, — более «осознающие» или «просветленные», чем не употребляющие их.

6. Я верю в то, что можно решить свои личные психологические проблемы, принимая наркотики.

7. Я верю в простую жизнь в близости к природе и в гармонии с другими, а также в то, что сексуальные отношения не должны терпеть ограничения со стороны традиционной морали, навязанной обществом.

8. Я верю в то, что идеально было бы совершенно выпасть из общества, став самодостаточным и общаясь только с теми, кто мыслит так же, и в то, что те, кто продолжает вовлекаться в проблемы мирского материализма, живут в низшем сознании.

9. Я верю в то, что смысл жизни — в интенсивном опыте самооткровения, который можно получить благодаря наркотикам, которые открывают врата восприятия — врата в высшее сознание.

нью эйдж

НЬЮ ЭЙДЖ

Термин New Age (Новая Эра) был введен в 1970-х годах для обозначения Пробуждения массового осознания более глубоких реальностей и необходимости индивидуальной сонастройки с вселенским, высшим сознанием и творческой трансформации. На практике ныоэйджистское мышление охватывает множество учений о просветлении (в основном, восточного происхождения) — от кристаллографии до дзэна, от парапсихологии до холистической медицины.

ВЕРОВАНИЯ ДВИЖЕНИЯ НЬЮ ЭЙДЖ

1. Я верю в единый Вечный Источник, или Предельную Реальность, называемую разными именами, которая течет сквозь все формы природы и которую можно познать в духовной реализации и в опыте.

2. Я верю в невидимые миры и невидимых существ, которые могут взаимодействовать с нашим миром, в то, что некоторые из них дружественны нам и оказывают нам помощь, руководство и защиту, а другие враждебны, и в то, что с такими душами можно контактировать при помощи медиумов.

3. Я верю в то, что мир — это динамичная, сознательная сущность; в то, что человечество представляет собой лишь одну из частей космической экологии, и в то, что мы должны обращаться с миром с ответственностью, любовью, уважением и почтением.

4. Я верю в то, что сознание присутствует в некоторых структурах и передает-

ся через них в большей степени по сравнению с другими. Так, например, кристаллы являются мощными источниками или каналами знания и духовной силы.

5. Я верю в медитацию, транс, перерождение, самоисцеление, канализирование, кристаллы, сексуальные тантры, наркотики и многое другое как эффективные средства для поиска целостности и единства с сакральным и в то, что надо продолжать исследовать альтернативные пути и не чувствовать себя ограниченным дисциплинами какой-либо одной системы мышления.

6. Я верю в то, что мир вступил (или вступает) в Новую Эру, эру Водолея, пробуждения к такому сознанию, которому свойственны любовь, самоотдача, сострадание и созидательность, и в то, что кончается старая эра ненависти, войны, невежества и алчности. Обладающие таким видением мира должны делиться им с другими, способствуя тем самым повышению уровня общественного сознания.

7. Я верю в то, что традиционные религии отслужили свое, и в то, что мы движемся по направлению к вселенскому братству; вместе с тем, восточные религии и так называемые примитивные верования являются богатыми резервуарами философских истин и духовных практик.

8. Я верю в нонконформизм и независимость от авторитетов, в то, что каждый человек несет ответственность только перед своим сознанием, а не перед диктатом общества, которое часто подавляет свободу выражения, и в то, что даже с духовными гуру следует быть осмотрительными.

9. Я верю в то, что многие традиционные экономические и духовные структуры стали неудовлетворительными и требуют замены на такие структуры, которые отражают сознание Новой Эры, и в то, что выход из социума является приемлемой альтернативой для Новой Эры.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

В 1980-е годы возникло планетарное этическое движение, которое выработало собственную идеологию и которому присуще сильное миссионерское

рвение. Его последователи считают, что нынешний глобальный экологический дисбаланс настолько вопиющ, что угрожает качеству жизни и даже самой жизни будущих поколений человечества. Диапазон философских воззрений «экологистов» довольно широк. Среди последних выделяются: 1) человеко-ориентированные консерваторы, которые хотят сохранить природные ресурсы для людей, 2) защитники окружающей среды (инвайронменталисты), которые работают для сохранения экосистем и видов, и 3) «глубокие экологисты», которые призывают к спиритуализации человеческой жизни в согласии со священной природой. В 1990-х годах в рамках этого движения организационные, племенные, религиозные и политические лидеры из сотен стран рассматривали глобальные проблемы на больших международных конференциях. «Экологисты» считают, что мировое сообщество должно принять незамедлительные меры для сохранения природы и защиты человечества от катаклизмов.

ВЕРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

1. Я верю в то, что вся природа священна и Единственна, и в то, что каждая форма жизни самоценна в космосе, где элементы, растения, животные и люди глубоко взаимосвязаны, необходимы для целого и зависимы от него.

2. Я верю в то, что каждый человек имеет право на здоровую, полноценную окружающую среду, и в то, что мы все нравственно обязаны работать для того, чтобы обеспечить это право для будущих поколений.

3. Я верю в то, что все живые существа имеют неотъемлемое право на существование, и в то, что вследствие нашего невежества и при помощи современной науки мы нарушили равновесие жизни и стали причиной исчезновения огромного числа растительных и животных видов.

4. Я верю в то, что святость жизни требует практикования ненасилия, и в то, что разногласия должны разрешаться консультациями, а не конфликтами. Государства должны стремиться к полному разоружению и прекращению производства и продажи вооружений.

5. Я верю в то, что мы должны уйти от системы ценностей, основанной на материализме и потребительстве, трансформировать свои сердца и умы, произвести простые и конкретные перемены в нашем образе жизни и обновить наши глубочайшие религиозные импульсы в ходе создания всемирного общества.

6. Я верю в то, что человечество должно безотлагательно осознать значение бережливости, избегать ненужных расходов, внедрить устойчивые незагрязняющие системы сельского хозяйства, промышленности и энергетики для блага будущих поколений. Простота жизни способствует как внутренней свободе, так и внешней стабильности.
7. Я верю в то, что биологическое, культурное и религиозное разнообразие необходимо для жизни, и в то, что все виды жизни и все человеческие традиции, особенно туземные верования, должны охраняться.

8. Я верю в то, что нынешний экологический кризис является, в сущности, духовным кризисом человечества и доказывает важность уважения ко всем духовным традициям, особенно к тем, которые воспитывают чувство ответственности за окружающую среду.

9. Я верю в то, что демографический взрыв представляет одну из величайших угроз для природной среды и для качества жизни людей, и в то, что для создания устойчивого мирового сообщества мы должны пропагандировать расширенную семью и уделять больше внимания женскому и детскому образованию.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ

Фундаментализмом называют любое религиозное или философское движение, отмеченное крайним догматизмом и нетерпимостью. Фундаменталистские деноминации имеются практически в каждой религии — в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме, сикхизме и индуизме. Все они настаивают на буквальном понимании своего писания как исключительной истины, а своей религии — как единственного пути, по которому должны следовать все души, чтобы достичь спасения. В истории фундаментализм, особенно в сочетании с евангелическим пылом, часто приводил к агрессии и насилию над инаковеру-ющими.

ВЕРОВАНИЯ ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

1. Я верю в то, что есть только одна приемлемая формулировка истины, и она

содержится в нашем писании; все те, кто не признают этой доктрины, идут по ложному пути, и им суждено вечное проклятие.

2. Я верю в то, что истинное возвестив было сообщено только однажды в истории, нашим мессией, единственным представителем Бога, и оно не нуждается в адаптации в зависимости от времени или обстоятельств.

3. Я верю в то, что сторонники нашей веры мистически призваны Богом и обязаны распространять Его святое слово по всему миру.

4. Я верю в то, что управление государством должно отображать и воплощать в жизнь верования моей религии, и даже неверующие должны твердо придерживаться нашего религиозного закона как закона страны.

5. Я верю в то, что в этом мире идет война между истинно верующими, представляющими силы света, и неверными, представляющими силы тьмы, и в то, что в конце концов добро победит зло.

6. Я верю в то, что при необходимости следует путем насилия принуждать неверующих и инаковерующих принять истину нашей религиозной доктрины, и в то, что применение силы оправдано во имя Бога.

7. Я верю в то, что свободное размышление и сомнение в нашей религиозной доктрине есть первый шаг к ереси и должно пресекаться, и в то, что все современные вольности суть формы оправдания греховности.

8. Я верю в то, что наши моральные законы являются абсолютными божественными заповедями и не должны подвергаться изменениям, пересмотру и переистолкованию.

9. Я верю в то, что образование для детей должно представлять собой обстоятельное изучение нашего учения; всем другим формам мышления и веры должен быть поставлен непроходимый барьер.

Атеистические философии

В этом разделе мы рассмотрим верования четырех философий или мировоззрений, в которых исключается существование Бога: материализма, коммунизма, экзистенциализма и секулярного гуманизма. Конечно, здесь можно было бы перечислить еще много меньших «измов», но хватит и этих, самых распространенных. Их идеи и учения оказывают большое влияние по всему миру, особенно через западные университеты и западные средства массовой информации.

МАТЕРИАЛИЗМ

Материализм есть «мнение, что ничего не существует, кроме материи, ее движения и видоизменений». На практике это означает «преданность материальным нуждам или желаниям при пренебрежении духовным; способ жизни, мнение или направленность, основывающаяся полностью на материальных интересах» (Oxford English Dictionary). Существует целый ряд философий, основанных на материализме, в частности философия западной науки с ее детерминизмом, т. е. мнением о том, что события всегда следуют естественному закону и результаты всегда будут однозначны.

ВЕРОВАНИЯ МАТЕРИАЛИЗМА

1. Я верю в то, что любые религиозные поиски — это пустая трата времени и энергии, что Бога нет и что так называемые паранормальные или психические явления — плоды шарлатанства и суеверий.

2. Я верю в то, что нет такой вещи, как душа; смерть тела — это и смерть сознания, и нет никакого перерождения или посмертного существования.

3. Я верю в то, что материальная вселенная, управляемая естественными законами, в частности законами вероятности, является предельной и единственной реальностью, и в то, что все кажущиеся нематериальными субстанции, например сознание, суть особые формы материи, к которым применимы те же законы.

4. Я верю в то, что наука является ключом к пониманию всех секретов вселенной, поскольку все явления суть результаты материальных процессов, управляемых предсказуемыми, естественными законами.

5. Я верю в то, что свободная воля — это иллюзия; что каждое событие, будучи случайной комбинацией частиц и сил, может произойти только одним способом и, таким образом, является предопределенным (детерминистский материализм).

6. Я верю в то, что нет никакого объективного «высшего назначения» жизни, ни абсолютной основы для этики, ни возмездия за грехи или награды за добродетель. Искать удовольствия и избегать страданий — вот единственные две цели, которые ставит перед собой рационально мыслящий человек. То, что удовлетворяет меня? — хорошее, то, что причиняет мне боль? — плохое (гедонистический материализм).

7. Я верю в то, что новые качества бытия происходят от изменения материальных условий, в то, что ментальная и духовная жизнь людей, их идеи и

мотивация отражают материальные условия их существования (диалектический материализм).

8. Я верю в то, что, хотя не все вещи состоят из материи или ее модификаций, все существующее можно удовлетворительным образом объяснить в естественных терминах (модифицированный или натуралистический материализм).

9. Я верю в то, что человек, высочайший и наиболее сложный из порождений эволюционных процессов во всей вселенной, может продолжать эволюционировать в даже еще более совершенное существо или в высший вид (утопический материализм).

КОММУНИЗМ

Коммунизм появился в начале XX века в России как «гипотетическая стадия социализма, сформулированная Марксом, Энгельсом, Лениным и другими, которая будет характеризоваться бесклассовым и безгосударственным обществом и равным распределением продуктов производства и будет достигнута революционными и диктаторскими методами, а не в ходе постепенного развития» (Webster's New World Dictionary). Коммунизм как философия гордится Своим атеизмом и стремится освободить человечество от суеверий и «духовного рабства».

ВЕРОВАНИЯ КОММУНИЗМА

1. Я верю в то, что нет никакого Бога, что этот физический мир является единственной реальностью, физические существа — единственными реальными существами, а рациональное мышление — высшей способностью человека.

2. Я верю в то, что религия есть «опиум для народа», буржуазное средство подавления, и должна быть искоренена, а ее ресурсы — направлены на улучшение жалких условий существования человечества.

3. Я верю в то, что мистицизм и религия примитивны и ошибочны, и в то, что современная наука, основанная на материализме и эмпирическом наблю-

дении, является единственным достойным уважения путем к полезному знанию.

4. Я верю в то, что у каждого человека — только одна жизнь, в которой он должен достичь всего того, что он считает стоящим, и проявить свои лучшие качества на благо общества.

5. Я верю в то, что, как и природа, человеческое общество развивается по непрерывной линии от низших форм к высшим, от первобытно-общинного строя к рабовладельческому, феодальному, капиталистическому, пока наконец не созреет до социализма, и в то, что крах капитализма и полное утверждение социализма приведет к утопической эпохе мира и благополучия, когда государственное управление уже больше не понадобится.

6. Я верю в то, что все люди рождаются равными и по природе добры, и в то, что различия в поведении, мировоззрении и опыте обусловливаются только окружающей средой; поэтому для улучшения человечества необходимо улучшить среду.

7. Я верю в то, что взгляды, которых придерживались великие марксисты-революционеры, — это единственно правильное мировоззрение, и в то, что для установления нового порядка нельзя обойтись без свержения капиталистических режимов, — если понадобится, путем насильственной революции.8. Я верю в то, что все мировое богатство должно делиться поровну, и в то, что неравное распределение вследствие классовых различий является корнем всего социального зла и приводит людей к алчности, эгоизму и эксплуатации. Экономическая необходимость есть основная движущая сила общества.

9. Я верю в то, что нет ничего, что свидетельствовало бы о наличии Провидения, в то, что смерть приходит навсегда, Бог не существует, и в то, что высшая жизнь — это жизнь интенсивного сознания.

ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ

Экзистенциализм появился в Европе в середине XIX века. Он учит, что Бог не существует или не может быть познан, и утверждает индивидуализм и свободу. Особое значение придается трансцендированию мирского опыта посредством усиления воли. Подчеркивается бессмысленность бытия и отсутствие субстрата, на котором могут базироваться истины и ценности. Человек просто существует и свободен создавать свой собственный смысл жизни.

ВЕРОВАНИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМА

1. Я верю в то, что нет никакого познаваемого провиденциального порядка ни в природе, ни в более высокой сфере существования или космосе.

2. Я верю в то, что человеческое бытие предельно бессмысленно, то есть человек не знает, зачем он существует, и не может подняться к знанию о своей судьбе.

3. Я верю в то, что каждый человек является индивидуальностью и должен порывать со своей зависимостью от общества и полностью полагаться на свою жизнь, на свой дух, свою личность и свое мышление.

4. Я верю в то, что бессмертие не свойственно человеку. Смерть, если смотреть реалистично, — это абсолютный конец и радикальный факт, который нельзя победить. Человек не должен питать никаких надежд на личное выживание.

5. Я верю в то, что гармонии и безопасности в человеческих отношениях достичь невозможно, и в то, что единственное удовлетворительное отношение к другим основывается на четком признании этого факта.

6. Я верю в то, что «зло — не иллюзия. Это не последствие страстей, от которого можно излечиться, и не страх, который можно победить. Это не неведение, которое можно просветить. Зло нельзя искупить» (Ж.-П. Сартр).

7. Я верю в то, что Бог не существует.

8. Я верю в то, что самая высокая и лучшая жизнь проживается в интенсивности полного осознавания жизненного опыта. Этот опыт неизбежно содержит проблемы, борьбу, страдания и конфликт. Это неизменная реальность человека, в которой его свободное творческое действие и выбор рождает полноту сознания, которое в противном случае омертвевает от безопасности и удовлетворения.

9. Я верю в то, что душа человека не полна без таких неприятных вещей, как смерть, беспокойство, вина, страх и отчаяние. Было бы крайне ошибочно отрицать существование этих эмоций или стараться устранить их навсегда. Отрицание того факта, что человек есть существо беспокойное, служит причиной еще большего беспокойства.

СЕКУЛЯРНЫЙ ГУМАНИЗМ

Гуманизм — это «современное, нетеистическое, рационалистическое движение, которое придерживается того мнения, что человек способен к самоосуществлению, этичному поведению и т. д. без обращения к сверхъестественному» (Webster's New World Dictionary). Определяя себя как секулярное (светское), это течение отмежевывается от теистического (христианского) гуманизма. Секулярный гуманизм появился в XVIII веке, на волне отрицания христианского откровения, одновременно с современной наукой и свободомыслием. Современные секулярные гуманисты осуждают и отрицают все свидетельства о божественных или паранормальных явлениях.

ВЕРОВАНИЯ СЕКУЛЯРНОГО ГУМАНИЗМА

1. Я верю в то, что нет никакого разумного доказательства существования Бога, и не обманываю себя мыслями о высшем бытии.

2. Я верю в то, что традиционные религии и секты проповедуют ложные учения, подавляют своих последователей и ведут их к невежеству, фанатизму и догматизму, и в то, что мой долг — быть активным скептиком и

бросать вызов илюзиям ортодоксальных религий и всем попыткам объяснения мира в терминах сверхъестественного.

3. Я верю в сохранение и улучшение человеческого рода как в мою главную заботу и во всемирную человеческую семью, которая обязана сохранить Землю для будущих поколений, развивая секулярную, планетарную мораль и юридическую систему.

4. Я верю в то, что жить доброй, нравственной жизнью — это лучший способ достичь индивидуального и коллективного счастья, и в то, что нравственность имеет рациональную, светскую основу.

5. Я верю в расширение прав человека и интеллектуальной и нравственной свободы и в секулярную демократию со строгим разделением церкви и государства как в средства уничтожения дискриминации и достижения равенства и справедливости для всех.

6. Я верю в развитие творческого потенциала человека посредством образования в науках и искусствах и в высшую важность свободы поиска в открытом, плюралистическом, универсалистском обществе.

7. Я верю в разум и современную науку как в высшие средства постижения вселенной, решения человеческих проблем и реализации каждым индивидуумом своего полного потенциала.

8. Я верю в стремление к осуществлению и счастью в этой жизни и отвергаю понятия о реинкарнации и жизни после жизни как ложные и беспочвенные, стремлюсь реализоваться как человеческое существо здесь и сейчас, служить другим и создавать лучший, более справедливый мир.

9. Я верю в дарвиновскую теорию эволюции и в натурализм, считаю, что известный мир — это все, что существует, и что этот мир не имеет сверхъестественного или духовного происхождения, управления или значения.

Сравнения религий

Сравнение западных и восточных воззрений

На следующих страницах мы попробуем сравнить восточные и западные религии по многим пунктам веры. К восточным религиям мы относим индуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм. К западным — иудаизм, зороастризм, христианство и ислам. С первого же взгляда можно заметить, что самое главное различие между восточными и западнымирелигиями — в том, что восточные монистичны и интроспективны, а западные дуалистичны и экстравертивны. Восточный ум имеет тенденцию видеть Бога повсюду и во всем, а следовательно, рассматривать все вещи как священные. Для западного же ума это ересь — верить, что Бог пронизывает все вещи. Такой ум делает твердое различие между сакральным и профаническим. Восточное мировоззрение основывается на понятиях кармыу реинкарнации и освобождения, западное же постулирует единственную жизнь души, за которой следует награда или наказание.

Имейте в виду, что данное сравнение не является всеобъемлющим, поскольку в нем не учитываются религии Восточной Азии — даосизм, конфуцианство и синтоизм.

Если вы хотите выяснить, к каким типам религиозной веры склонны вы сами, возьмите карандаш и отметьте то воззрение — восточное или западное, — которое ближе к вашему собственному мнению по каждому пункту. Здесь следует отметить, что восточные религии, учитываемые в нашем анализе, родились в Индии, причем джайнизм, буддизм и сикхизм произошли от индуизма. Среди западных религий иудаизм, христианство и ислам имеют общий корень в лице Авраама, и поэтому иногда эти три мировые религииназывают авраамическими. Конечно, внутри и западных, и восточных религий не всегда есть согласие даже по важнейшим вопросам (например, буддизм не признает Личностного Бога). Тем не менее нам кажется, что нижеследующие широкие обобщения могут быть полезны для понимания как Запада, так и Востока.

РАЗЛИЧИЯ

О творении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира — они едины.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Подчеркивается двойственная природа мира.

Об истинном Боге

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный и абсолютный Бог. Все религии говорят о Нем. Всем душам суждено получить милость Бога, который проводит их через различный опыт на многих путях в соответствии с ихпониманием, темпераментом и зрелостью. Бог есть чистая Любовь и Сознание.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все остальные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог — не только любящий, но и гневный.

О доказательствах существования Бога

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство существования и любви Бога можно найти в прямом союзе или единении с Ним. Косвенными доказательствами являются просветленные гуру, богореализованные люди, которые были во все эпохи, а также откровенные писания, которые они приносили нам в каждую эпоху. ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство Божьей любви и обещание человеку — в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откровенном писании.

О личном переживании Бога

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Личное, внутреннее, мистическое переживание Бога — это основное содержание религии. Человек может и в конечном счете должен познать Бога в земной жизни. Восток ориентирован индивидуально и интроспективен.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога. Суть религии — не в опыте, но в вере и добродетельной жизни. Запад социально ориентирован и экстравертирован.

О пути к Богу и о Божественном Суде

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Человек свободен выбирать для себя форму поклонения Богу, ибо все пути в конечном счете ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного Дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведет все души назад, к Нему.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Только один путь ведет к Богу, остальные ложны и тщетны. Все должны обратиться в одну истинную религию. Если этого не сделать, то душа, отягощенная грехом, будет проклята в Судный День.

О бедственном положении человека

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека свидетельствует лишь о незрелости его души. Он постоянно находится на пути прогресса, который ведет его от невежества к знанию, от смерти — к бессмертию.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека — результат непослушания воле Божьей, неверия и неприятия Его закона.

Об аде

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бог есть Любовь, Он неразделимо един с душой и ведет ее посредством карм к осуществлению дхармы и в конце концов к мокше, освобождению. Ад — это низшая астральная сфера, а не физическое место; для души он не вечен. Ад существует как период интенсивного кармического страдания, как состояние ума — при жизни или между жизнями.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В Судный День физическое тело каждой души, которая когда-либо жила, будет воскрешено, и Бог отправит чистые души в рай, а грешников — в ад, где тело будет гореть, не сгорая, а душа будет претерпевать муку осознания того, что она уже никогда не будет с Богом.

О зле

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Нет никакого существенного, онтологического зла. Все есть добро. Все есть Бог. Никакая сила в мире или в человеке не противостоит Богу, хотя экранирующий инстинктивно-интеллектуальный ум не дает нам познать его.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В мире есть подлинное зло, живая сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в Сатане и его демонах и частично — в человеке, как одна из его склонностей.

О добродетели и спасении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Добродетельное поведение и праведная вера — это краеугольные камни религиозной жизни, первый шаг к высшему мистическому союзу с Богом. Освобождение требует знания и личных достижений, а не одной лишь веры.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Если вы подчиняетесь требованиям Бога о нравственной и этической жизни и верите в Него и Его пророка — например, в Моисея, Иисуса, Мухаммеда или Зороастра — спасение обеспечено.

О происхождении религии

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия — явление космическое, вечное, трансцендентное по отношению к циклической человеческой истории. Особенно важно в религииобнаружение присутствия Бога здесь и сейчас.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия — явление историческое, она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а

также награда или наказание в будущем. История имеет линейный характер и никогда не повторяется.

О догматике

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Востока обычно тонки, сложны и даже парадоксальны. Доминирует свобода поклоняться и верить разнообразными способами. Другие пути принимаются как воля Бога в действии. Восток — это универсализм и терпимость.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Запада обычно просты, ясны и рациональны. Поклонение и вера формализованы и многого требуют от человека. Другие пути терпят, но не почитают. Запад — это эксклюзивность и догматизм.

Об освобождении и просветлении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайтическими) или недуалистическими (адвайтическими).

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение придет в конце мира, в конце времен и не имеет ничего общего с просветлением. Строгий дуализм (двайта). Исключение представляют мистические секты, составляющие меньшинство.

О пути к святости

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самодисциплину, очищение, концентрацию и созерцание. Особо ценны идеалы аскетизма, индивидуальная садхана, йога и пробуждение сверхсознания.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самопожертвование, подчинение Богу и заботу о благе других. Особо ценны хороший труд, общественная деятельность и изучение писаний. Йоге или аскетизму придается гораздо меньшее значение.

О природе богослужения

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность индивидуальная, высоко ритуализированная и медитативная, сосредоточена вокруг святого храма и домашнего алтаря все дни недели. 

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность конгрегациональная, с простыми ритуалами и сосредоточенная вокруг церкви, синагоги или мечети, в основном один день в неделю.

СХОДСТВА

О Боге и божественных существах (дэвах)

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в меньших божеств, дэвов и махадэвов. 

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в ангелов и небесные силы.

О спасении и воле Бога

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога и благодаря нисхождению Его милости через просветленного духовного наставника.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, обычно выраженной через мессию, пророка или священника.

О благом поведении

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Жизнь добродетельная и нравственная необходима для дальнейшего духовного прогресса, ибо адхармичные (неправедные) мысли, деяния и слова не дают нам познать близость Бога.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия должна основываться на этичном и нравственном поведении, ибо его противоположность уводит нас от Бога.

О предназначении души

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цель жизни есть эволюция (через накопление опыта) к нашему духовному предназначению. Назначение мира — не в вещах мира. 

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Предначертанное человеку лежит вне этого мира, который есть всего лишь возможность заслужить вечную радость или страдание.

О природе реальности

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше того, что мы переживаем посредством пяти органов чувств. Душа бессмертна и вечна и в конечном итоге вливается в Бога.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше вещей этого мира. Душа бессмертна и вечна и будет жить всегда — в присутствии Бога или отделенная от Него.

Сравнение иудаизма, христианства и ислама

У этих трех авраамических религий больше сходства, чем различий, хотя исторически сложилось так, что именно различиям придавалось решающее значение. Все они верят в одну-единственую жизнь, за которой следует рай или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны, который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону Бога. Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в христианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет осуждение. Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и на вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее предназначение — достичь рая. Все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт и руководство, сколько на священные ритуалы, веру и труд, которые ведут человека к Богу. Каждая из этих религий верит, что Бог имеет особый договор (завет) со своими приверженцами, хотя условия договора различны. Верующие всех авраамических религий хоронят своих мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды воскрешено на земле, встав из могилы в Судный День.

Об истинной религии

ИУДАИЗМ: Есть только одна истинная религия, иудаизм, и одно откровенное писание, Танах (ветхозаветная часть Библии). Священным писанием считается также Талмуд, обширный сборник комментариев к Торе (первым пяти книгам Ветхого Завета). ХРИСТИАНСТВО: Есть только одна истинная религияхристианство, и одно писание — Библия (Ветхий и Новый Заветы).

ИСЛАМ: Единственная истинная вера — это ислам, а высочайшее откровенное писание — Коран, но как откровенные почитаются и другие книги, в том числе Библия и ряд индуистских писаний.

Об изначальном грехе

ИУДАИЗМ: Вера в Адама, его искушение и лишение милости Божьей и в изначальный грех. ХРИСТИАНСТВО: То же. ИСЛАМ: То же, с той разницей, что Аллах (Бог) простил Адама. Поэтому нет изначального греха.

О доказательстве силы Бога

ИУДАИЗМ: Такое доказательство можно увидеть в историческом «Исходе». ХРИСТИАНСТВО: Доказательство силы Божьей — в воскресении Христа. ИСЛАМ: Доказательство силы Божьей — в самом Коране.

Об обязательствах человека перед Богом

ИУДАИЗМ: Евреи имеют обязательства перед Яхве, поскольку Он освободил их из Египта. ХРИСТИАНСТВО: Человек обязан Богу, поскольку Он пожертвовал Своим Сыном во искупление человеческих грехов. ИСЛАМ: Нет никакого особого обязательства; человек мотивируется тем, чтобы не попасть в ад.

О средствах спасения

ИУДАИЗМ: Спасение достигается неукоснительным следованием Закону, данному в Торе. ХРИСТИАНСТВО: Спасение достигается принятием Христа как Господа и Спасителя. ИСЛАМ: Спасение достигается полным подчинением Аллаху.

Сравнение четырех школ индуизма

Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) и в Верховное Существо, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах. Они провозглашают ценность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не существует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и пропитан только Им. Все школы верят в майю (хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу) как цель человеческого существования. Они верят в дхарму и в ахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются. Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.

Личностный Бог или Богиня

ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.

ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество — Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать — Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.

ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани.

СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.

Природа Шакти

ШИВАИЗМ: Шакти — это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энергия или разум Бога Шивы.

ШАКТИЗМ: Шакти — это активное, имманентное Бытие, отдельное от безмолвного и отдаленного Шивы.

ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые параллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани — у Кришны и Сита — у Рамы.

СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющаяся энергия Бога.

Природа Личностного Бога

ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.

ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, милостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покорностью.

ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он — объект преданности человека, радуется нашему служению и смирению.

СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответствии с тем выбором, который верующий делает для любовного поклонения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной практикой.

Аватары

ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет. 

ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире. 

ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений. 

СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.

Душа и Бог

ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа — одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы. 

ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, — посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей. 

ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу. 

СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.

Духовная практика

ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значение придается садхане, тапасу и йоге.

ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры, иногда оккультным.

ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).

СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, раджа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне.

Основные писания

ШИВАИЗМ: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны 

ШАКТИЗМ: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны 

ВИШНУИЗМ: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно «Шримад-Бхагаватам») и Итихасы («Рамаяна» и «Махабхарата», особенно «Бхагавад-гита»).

СМАРТИЗМ: Веды, Агамы и классические смрити — Пураны, Итихасы, особенно «Бхагавад-гита» и др.

Регионы влияния

ШИВАИЗМ: Географически широко распространен, особенно силен в южной и северной Индии, Непале и Шри-Ланке.

ШАКТИЗМ: Географически широко распространен, наиболее заметен в северной Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.

ВИШНУИЗМ: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и на севере.

СМАРТИЗМ: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной и южной Индии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы завершаем наше краткое сравнение четырех основных деноминаций индуизма и других религий, вер и философий. Есть много малых народов и племен, которые следуют своими духовными путями и дают этим путям свои названия. Многие пути нам еще только предстоит открыть в будущем. Эта глава может дать тем, кто внимательно прочел ее, простой обзор тех человеческих верований, которые, во всем своем разнообразии, являются корнями наших мировоззрений и способов поведения, создающих нашу культуру. Эта глава может быть и чем-то большим. Она может стать началом открытия вашего собственного места в этой великой схеме. Вы вольны выбрать любую из этих форм поклонения, практики и достижения. Но на любом пути к совершенству нельзя обойтись без наставника, без того, кто прошел этим путем раньше. Жить без наставника — это все равно что пересекать океан без карты и компаса.

Сравните ваши сегодняшние верования с верованиями, которые содержатся в нашем обзоре, и подумайте о том, какие требования каждый путь предъявляет к своим последователям. Сделав это, смело объявите самому себе, кто вы такой на самом деле. Объявите о вашей духовной принадлежности, о вашем наставнике и о том, к какойрелигии вы, как выяснилось, склонны. И затем следуйте выбранному вами пути со всем сердцем. Отдайте ему всю вашу преданность, энергию и верность, направляясь к цели. Настоящие искатели на пути, чающие по длинного достижения, не скачут с одного пути на другой, от одной школы к другой, от одного учителя к другому, так как известно, что нерешительность подавляет всякий духовный рост.

БХАРАТА КАЛАЧАКРА

Индуистская хроника

Чакра, или колесо, символизирует время, совершенное мироздание, а также циклы бытия. Время и пространство тесно переплетаются, как спицы в колесе. Восемь спиц обозначают восемь мировых направлений, каждое из которых обладает особым качеством и управляется особым божеством. Индуистская хроника

Многие аспекты нынешнего состояния Индии и индуизма можно лучше понять, рассмотрев их происхождение и историю. Ниже мы предлагаем вниманию читателя краткую хронологию, в которой рассказывается о мудрецах, царях, иноземных завоевателях и местных реформаторах Индии, которые сделали свой вклад в сокровищницу самой древней в мире цивилизации. Трудно переоценить тот факт, что индуистская Индия была домом четверти человечества с доисторических времен. Ее история, вкратце обобщаемая здесь, — это важнейший ключ к пониманию человеческой истории вообще.

Та обращенность к духовности, которой проникнуты индийское мышление и индийская история, беспрецедентна в опыте человечества. Царь среди своего двора, мудрец на своей горе и крестьянин в одной из 700 тысяч деревень Бхараты (Индии) — все они следуют своей дхарме, имея в виду общую конечную цель: духовное просветление. Эта всеобщая направленность является источником удивительной устойчивости индуизма к воздействию соревнующихся между собой религий и армий захватчиков. Нет другой нации, которая пережила бы такое количество завоевателей — и сохранила себя. Все эти вторжения приводили самые разные народы мира на субконтинент, равняющийся по площади одной трети Соединенных Штатов. При этом Индия осталась Индией.

Многими достижениями древние индусы могли бы гордиться: изобретением десятеричной системы счисления и цифр, философией, лингвистикой, хирургией, городским проектированием и наукой управления государством. А также достижением, оказавшимся весьма полезным при составлении данной хронологии: высокоразвитой астрономией.

Даты индийской истории после Будды вызывают мало споров. Даты же до Будды часто устанавливались, к сожалению, на основе не только научных свидетельств, но и просто преобладавших в тот момент мнений или политических соображений. При этом западная ученость всегда демонстрировала упорную тенденцию к отрицанию древности индуизма.

Индийский ученый С. Б. Рой указывает, что повсеместно принятая хронология немецкого лингвиста Макса Мюллера (1823—1900) базируется исключительно «на сказках из "Катхасаритасагары"». Историк Клаус К. Клостермайер соглашается: «Хронология Макса Мюллера, некритически принятая большинством западных ученых, основывается действительно на весьма шатком фундаменте». Хотя Мюллер и много сделал для знакомства Запада с мудростью Индии, он сам признавался в своем тайном стремлении подорвать позиции индуизма. В письме к жене в 1886 г. он пишет: «Перевод Вед многое прояснит в судьбе Индии и в том, как развивались миллионы душ в этой стране. Это корень их религии, и я уверен, что показать им, что собой представляет корень, — это единственный способ искоренения всего того, что выросло из него за последние 3000 лет».

Современные исследователи, такие как д-р Б. Г. Сиддхартх из Научного Центра Б. М. Бирлы, д-р С. Б. Рой, профессор Субхаш Как, д-р Н. Р. Варадпанде, Бхагван Сингх и д-р Дэвид Фроули, ведачарья, разработали более точную картину древней Индии, собрав новые хронологии на основе высоконадежного метода: датирования эпизодов писаний по упоминающимся в них астрономическим феноменам с учетом прецессии равноденствий. Ось вращения Земли совершает колебания. Это приводит к тому, что созвездия, как они видны с Земли, смещаются с постоянной скоростью по предсказуемой траектории, совершая полный цикл за 25 000 лет. На основе вычислений, например, стих из Ригведы, в котором говорится о зимнем солнцестоянии в созвездии Овна, можно отнести к 6500 г. до н. э. Фроули утверждает: «Прецессионные изменения являются ключом к пониманию индийской астрономии. Нельзя игнорировать их в древних текстах просто потому, что они дают нам даты, слишком ранние для общепринятых воззрений на историю человечества». Кроме астрономических указаний в писаниях, многое поддерживает датировки вышеупомянутых ученых: радиоуглеродный анализ, раскопки городов индо-сарасватийской долины и недавнее установление русла древней реки Сарасвати, важного предмета ведических писаний.

Значительная часть датировок в настоящей хронологии до 600 г. до н. э. взята из работ д-ра С. Б. Роя (Хронологические рамки индийской протоистории: нижний предел, опубликовано в The Journal of theBaroda Oriental Institute, март-июнь 1983 г.) и Дэвида Фроули (Боги, мудрецы и цари). Некоторые исправления в нашей хронологии сделал проф. Шива Г. Баджпай, д-р фил., директор Отдела азиатских исследований Калифорнийского государственного университета, соавтор (наряду спроф. Джозефом Э. Шварцбергом и д-ром Раджем Б. Матхуром) Исторического атласа Южной Азии.

Макс Мюллер был первым евангелистом одной очень зловредной догмы, которую в конце концов навязали индийской истории, а именно теории «арийского вторжения». Термин арья, изначально означавший в Ведах «благородный», затем примененный к праязыку, от которого произошли греческий, санскрит, латынь, германские и другие языки, постепенно стал относиться к тем, кто говорил на этом праязыке, к предполагаемой расе светлокожих ариев. Идея материнской расы овладела умами европейских христианских ученых в XVIII—XIX вв., и они создали разработанные гипотезы о путях миграций ариев из Центральной Азии на запад в Европу, на юг в Индию и на восток в Китай. При этом арии покоряли местные примитивные народы и основывали великие мировые цивилизации. Согласно этой теории, Веды, сердце и ядро Санатана Дхармы, были принесены в Индию извне, а не составлены в самой Индии.

Хотя «арийской» теории недоставало научных доказательств, она (и арийско-дравидское расовое противостояние как следствие из нее) была принята и проповедовалась как установленный факт. Тому было три главных причины. Теория предлагала удобный прецедент для британского, христианского вмешательства в дела Индии. Она примиряла древность индийской цивилизации и религиозных писаний с библейской датой Творения: 4000 г. до н. э. Наконец, она создавала разделение и конфликт между народами Индии, делая их уязвимыми и податливыми для христианских миссионеров.

Современные ученые как Востока, так и Запада считают, что народ Ригведы, называвший себя арья, был автохтонным в Индии, и не было никогда никакого «арийского вторжения». Доказано, что языки Индии имеют общих предков: древнесанскритский и тамильский. И даже эти два вроде бы не связанных друг с другом языка, согласно последним исследованиям «суперсемей», имеют общее происхождение от древнего языка, которому пока дали условное название ностратический.

Примечание к хронологической таблице

В колонке дат даты до нашей эры указаны со знаком минус. Перед датами, установленными лишь приблизительно, стоит ок., что означает «около». Все даты до рождения Будды (624 г. до н. э.) являются приблизительными.

-2,5 млн. Род Homo появился в Африке, колыбели человечества. 

-2 млн. Каменные изделия изготовляются и используются гоминидами в сев. Индии, в районах, богатых животными видами, в том числе слонами. 

-500 000 Каменные ручные топоры и другие орудия используются в сев.

Индии.

-470 000 Индийские гоминиды активны в Тамилнаде и Пенджабе. 

-400 000 Шоанская культура в Индии использует примитивные рубящие

орудия.

-360 000 Homo erectus впервые пользуется огнем в Китае. 

-300 000 Homo sapiens расселяется из Африки в Азию. 

-100000 Homo sapiens sapiens, люди с таким же размером мозга, как и у человека XX века (1450 куб. см.), живут в вост. Африке и мигрируют в Азию через Суэцкий перешеек.

-75000 Начинается последний Ледниковый период. Человеческое население Земли достигает 1,7 млн. 

-45000 Овладев мореплаванием, люди мигрируют из Юго-Вост. Азии в

Австралию и на острова Тихого океана.

-40000 Группы охотников и собирателей в центральной Индии живут в пещерах с разрисованными стенами. Подобные группы в северном Пенджабе живут на открытом пространстве в шалашах. 

-35000 Различные волны миграций из Азии заселяют Европу. 

-30000 Люди заселяют обе Америки. 

-10000 Ледниковый период заканчивается. Первые признаки сельского хозяйства. Население мира 4 млн. чел., Индии — 100 000 чел. 

-10000 Тайттирийя-брахмана (3.1.2) упоминает о созвездии Пурвабха-драпада, восходящем на востоке, —явлении, которое, по расчетам д-ра Б. Г Сиддхартха, приходится на это время. Это самая ранняя известная датировка священных Вед. 

-10000 Ведическая культура, соль вечной мудрости человечества, Санатана дхарма, живет в Гималаях в конце Ледникового периода. 

-9000 В Старой Европе, Анатолии и на минойском Крите — культура, основанная на почитании Богини, и матриархат.

-8500 Тайттирийя-самхита (6.5.3) помещает созвездие Плеяд в зимнее равноденствие, что позволяет судить о древности этой части Веды.  http://www.sunhome.ru/books/b.tanec_s_shivoy/61

Комментариев нет:

Отправить комментарий