суббота, 6 декабря 2014 г.


Вот что говорит о Даттатрее Шри Ганапати Сатчитананда Свамиджи:
 
Принцип Даттатреи
 
Я преклоняюсь перед Даттатреей каждый день. Привязанный к Своим преданным, Он является неделимым и могущественным, воплощением наивысшего блаженства, всегда безмятежным и невозмутимым. Он воспеваем ведами; йоги стремятся к Нему. Он – даритель несравненного блаженства; Он приносит удачу. Он пребывает за пределами миров и непостижим, и при этом Он хранитель всех страхов самсары. Воистину, Даттатрея – океан сострадания. Он – Всевышний Господь. Он – дитя Блаженства.
Шандилья-упанишада
 
Первоочередная проблема, стоящая перед сегодняшним миром – недостаток надлежащего понимания и сотрудничества. Существует много религиозных организаций. Существует много политических партий. У всех них очень хорошие социальные намерения. Но почему же тогда обычный человек всё ещё несчастен? Потому что между ними нет понимания.
 
Если мы тщательно проанализируем историю, то увидим, что большая часть войн велась во имя религии. Конечно, все религии проповедуют отказ от насилия. И, всё же, мы по-прежнему видим, что они воюют между собой. Почему? Даже здесь причина заключается в недостатке взаимного понимания.
 
Возможно, Господь Брахма предвидел такой ход развития событий. Поэтому Он повелел махариши Атри совершить аскезу и содействовать процессу творения. Мудрец Атри совершил аскезу и, в результате, Господь Даттатрея родился как объединённая форма Троицы – Брахма, Вишну и Махешвара.
 
Процесс творения имеет три аспекта – сотворение, поддержание и разрушение. Мы можем постичь взаимосвязь сотворения и поддержания. Но нам трудно понять, что эти два аспекта определённым образом связаны с разрушением. Так или иначе, мы склонны считать сотворение и поддержание положительными аспектами, а разрушение – отрицательным.
 
Господь Даттатрея посредством Своего учения и Своим образом жизни демонстрировал гармоничное взаимосвязь, существующую между сотворением, поддержанием и разрушением.
 
Мудрец Атри стал совершать аскезу. Брахма, Вишну и Махешвара появились перед мудрецом Атри и предложили Себя. В результате этого тут же появился странный мальчик с тремя головами и шестью руками. Этот мальчик начал называть мудреца Атри "отцом". Мудрецу Атри не понравился способ рождения его сына. Поэтому саморождённый сын вскоре исчез, растворившись в природе.
 
Сарасвати, Лакшми и Парвати однажды захотели проверить силу Анасуи. Они послали Троицу проверить её. Но силой своей аскезы мать Анасуя превратила Троицу в младенцев. Мать Анасуя была счастлива. Но она не приняла и не отвергла младенцев, потому что они не были подарены ей. Впоследствии три богини пришли к матери Анасуе и попросили её отдать им их мужей. Мать Анасуя согласилась, и, в результате, три младенца исчезли.
 
Из-за силы аскезы Сумати творение оказалось на грани разрушения, но сила матери Анасуи предотвратила апокалипсис. В результате этого мать Анасуя стала достойной получения дара Троицы. Теперь она пожелала сына. Таким образом, Господь Даттатрея родился только тогда, когда и Атри, и Анасуя стремились к одному и тому же дару. Можно заметить, что в первом случае Датта родился как самашти мурти (коллективная форма), в то время как во втором случае Он проявил себя как вьяшти мурти (индивидуальная форма). В третьем случае Господь Даттатрея проявился как индивидуальная форма, но с аспектом коллективной формы. Поступая так, Он символически продемонстрировал связь между сотворением, поддержанием и разрушением.
 
Даттатрея также показал, что кажущиеся различными традиции духовности гармонично сосуществуют внутри Него. Он излагал и разъяснял философию как двайты, так и адвайты. В миру Он излагал и распространял как путь вайдики (ритуалов), так и авидики (неритуальный путь). Он разъяснял как государственное устройство, так и праведность в обществе. Для этого Он принимал несколько различных форм в одно и то же время.
 
Форма Даттатреи, приведённая в Вишну-дхармоттара-пуране
 
Он всё ещё жив как чирандживи (тот, кто живёт вечно). Некоторые учёные проводят дебаты о периоде и месте проявления Господа Даттатреи. Действительно, всяческие дебаты в отношении мифологии полезны. Но нужно помнить, что отношение к Господу Даттатрее как к некоему обособленному индивидууму и ограничивание Его определённым специфическим временем в истории лишает нас возможности понять основополагающий принцип Его воплощения.
 
Упоминания о Господе Даттатрее могут быть найдены в различных упанишадах, таких как Шандилья упанишад и Даттатрея упанишад. В этих упанишадах ясно показывается единство Таттвы (Сущности мироздания).
 
Хотя Господь Даттатрея проявился в человеческой форме как сын мудреца Атри, на духовном плане Он имеет форму Самой Таттвы.
Поскольку Он – чирандживи (тот, кто живёт вечно), Господь Даттатрея излагает и распространяет учения в соответствии с требованиями различных эпох в различных местах и, после окончания соответствующей эпохи, Он Сам вносит изменения в Свои учения, чтобы они соответствовали следующей эпохе.
 
Господь Даттатрея проявлялся в разнообразных формах и привлекал к Себе людей с различным складом ума (преобладающей гуны) и направлял их на путь саттвы (благости).
 
Он проповедовал как ангелам, так и демонам. Он вызвал ментальное развитие среди людей и помог им постичь науку.
 
Даршан (лицезрение) Датты – ничто иное, как постижение Истинного Принципа. Это само по себе – Датта сакшаткара (интуитивное восприятие, реализация). Духовным искателям следует понять мистерию аватара Датты.
 
Всемогущий, появляющийся в определённой физической форме или в форме света, – это одно. Но когда при достижении искателем самореализации Всемогущий проявляется в форме Истинного Принципа – это уже другое.
 
Вначале Троица явилась мудрецу Атри в форме света. Позже Они появились в физической форме, а ещё позже дали даршан в форме младенца. И всё же у мудреца Атри не было подлинной сакшаткары (реализации Истинного Принципа). Даже когда Троица – Брахма, Вишну и Махешвара – появились в форме младенцев перед Анасуей, у него не было истинной реализации.
 
Аскеза мудреца Атри и Анасуи продолжалась. Когда Господь Даттатрея появился в третий раз, тапас (аскеза) мудреца Атри принёс свои плоды, и теперь он был способен узреть Истинный Принцип. Поэтому когда Датта проявился в третий раз, у мудреца Атри не было никаких экзальтированных эмоций. Почему? Потому что в этом проявлении Датты мудрец Атри смог постичь Истинный Принцип. По этой причине мудрец Атри не выказывал большой склонности к выполнению различных ритуалов, предписанных для мальчика. Но с Анасуей дело обстояло не так. Она ещё не полностью поняла это воплощение. К этому времени только Атри познал реальность.
 
У матери Анасуи не было интуитивного восприятия Истинного Принципа. Поэтому Господь Даттатрея решил уничтожить заблуждение Своей матери, которое мешало ей постичь Истинный Принцип. Он раскрыл Себя и дал ей даршан Своей Вселенской Формы. Этот акт разжёг в ней духовное осознание, и вскоре она также смогла испытать Истинный Принцип. Она получила сакшаткару Датты. Она уже не была больше привязана к физической форме Датты.
 
Как отличить даршан в физической форме от истинной самореализации? В Даттопанишаде имеется ясный ответ на этот вопрос: "Сада даттохамасми даттохамасмити пратьетат самваданти йе на те самсарино бхаванти". Это означает: "Когда Истинный Принцип Даттатреи осознан человеком, тогда он должен быть способным ощутить, что он сам – Датта! Он должен стать самим этим переживанием".
 
В Шримад Бхагавате имеется эпизод о Прахладе, великом преданном Господа Вишну. Будучи старым, Прахлада ощущал неудовлетворённость. У него не было покоя ума. Он решил отправиться в паломничество. В лесу Господь Даттатрея явился ему в форме отшельника и преподал ему Истинный Принцип. Прахлада смог испытать Истинный Принцип и был освобождён от страданий. Этот "даршан" был не менее важен, чем воплощение Господа Вишну в образе аватара Нарасимхи. Таким образом, Прахлада обрёл мир (покой) благодаря реализации Истинного Принципа.
 
Господь Даттатрея появляется перед садхаками в различных формах и на различных стадиях их духовного развития. Он не противопоставляет себя какой-либо традиции. В действительности Он признан как источник и создатель всех традиций.
 
Может показаться, что в Господе Даттатрее имеются некоторые противоречия, но, в действительности, никаких противоречий в Нём нет. По этой причине мы не находим аспекты проклятий и войн в воплощении Даттатреи. Он не сделал ничего плохого даже Джамбасуре, который пытался нападать на Него. Он не проклинал змея Пингалу, который из невежества оскорблял Его. Вместо этого Он благословлял змея Пингалу.
 
Отношение Господа Даттатреи заключается в следующем:
Ты атеист? Я всё равно принимаю тебя.
Ты беглец? Я всё равно принимаю тебя.
Ты религиозный фанатик? Я всё равно принимаю тебя.
Ты мирянин? Я всё равно принимаю тебя.
 
Как это возможно? У каждого имеются определённые положительные качества. Господь Даттатрея принимает во внимание только такие положительные качества. Он никогда не будет беспокоиться об остальных качествах. Поэтому Господь Даттатрея способен изливать Свою любовь и Своё сострадание в равной мере на всех.
 
Когда Господь Даттатрея сосредотачивается на положительных качествах человека, Его божественная энергия течёт к этому качеству и – благодаря этому потоку – положительный аспект человека естественным образом увеличивается. Постепенно сердце этого человека наполнится Его божественной энергией. Саттвические качества расцветут в сердце этого человека, и его жизнь станет благоухающей и прекрасной. Это – отличительная черта метода Господа Даттатреи.
 
Господь Даттатрея использует два средства для передачи Своей божественной энергии достойным преданным. Один из них – это нада (звук), а другой – йога.
 
Для обоих этих средств не существует барьеров касты, убеждений и религии или каких-либо других установленных людьми барьеров. У них нет какого-либо определённого языка. Поэтому у Господа Даттатреи нет каких-либо ограничений.
 
К нынешнему времени Господь Даттатрея живёт уже 24 юги (эпохи). Ни один отдельно взятый трактат не может успешно описать Его величие. То, что сегодня доступно как Датта пурана – всего лишь маленький образец Его методов обращения со Своими преданными.
 
Картавирьяарджуна был тем, кто, несмотря на своё продвижение по пути дхармы (праведности), оказался неспособен избавиться от своего эго.
 
Парашурама был тем, кто, несмотря на избавление от своего эго, был неспособен преодолеть свой гнев.
 
Змей Пингала был тем, кто, несмотря на осознание того, что его сомнения были тривиальными, не смог полностью устранить их из своего ума.
 
Царь Дхармакирти был тем, кто пытался обмануть Господа Даттатрею с помощью поддельного уважения праведности.
 
Веда Шарма был тем, кто, несмотря на своё хорошее знание, был неспособен преодолеть свою привязанность к своему сыну.
 
Вишнудатта был тем, кто не знал, что такое желания!
 
Вышеупомянутых примеров достаточно, чтобы показать разнообразие воплощений Господа Даттатреи.
 
Глубинный недостаток саманваи (понимания) проявляется сегодня в виде войн, террористических актов и других опасных тенденций. Поэтому поучения Господа Даттатреи являются надлежащими ответами для этого больного мира.
 
Господь Даттатрея не считает вас слишком ничтожными. Он примет вас, на каком уровне вы бы ни находились.
 
Не случайно воплощение Господа Даттатреи имело место в день полнолуния. Это показывает цельность воплощения. Господь Даттатрея воплотился в день полнолуния месяца маргаширша (индийский месяц лунного календаря, приходящийся на ноябрь-декабрь). Господь Кришна заявил в Бхагавад-гите (10.35): "Масанам маргаширшохам" (Из месяцев Я – маргаширша). Единственная примечательная особенность месяца маргаширша – день рождения (джаянти) Даттатреи. Именно из-за величия этого дня Господь Кришна заявил, что среди месяцев Он - маргаширша.
 
День, в который соединяются луна и звезда Мригашира – день полнолуния месяца маргаширша. "Мригашира" означает "голова животного". День полнолуния месяца маргаширша – это день, когда из головы человека устраняются животные тенденции. Это делает Господь Даттатрея.
 
Символическое значение формы Господа Даттатреи
 
Три головы – символическое отображение принципов Брахмы, Вишну и Махешвары.
Чакра (диск) – символ времени.
Витая морская раковина – символ нады (звука).
Эти последние два аспекта – аспекты Вишну.
Трезубец – символ трёх гун.
Дамару (барабан) – символ науки о звуке.
Эти последние два аспекта – аспекты Шивы.
Чётки – символ йоговской энергии и преуспевания.
Камандалу (горшок) – символ покоя.
Эти последние два аспекта – аспекты Брахмы.
Корова – символ дхармы (праведности).
Собаки – символ Вед.
Дерево (смоковница) – символ исцеляющих сил.
 
В современном мире ни одна нация не может быть полностью независимой от других. Культура и нравы каждой страны затрагивают все остальные страны и влияют на них. Нет такой страны или группы людей, на которых бы не оказывалось подобного влияния. В эту эпоху смешанных культуры и мышления именно Господь Даттатрея может протянуть нам руку помощи.
 
Сегодняшний человек с помощью так называемого научно-технического прогресса всё больше и больше загрязняет землю, море и пространство вокруг Земли. Не только это – он также всё больше и больше загрязняет внутреннюю окружающую среду человека осквернёнными поведением, речью и мышлением. Это шестигранное загрязнение подталкивает человечество к пропасти и ставит его на грань полного уничтожения. В такой опасной ситуации только Даттатрея – шестирукий Господь – может спасти нас от апокалипсиса.
 
Джая Гуру Датта!
Ом Джей Шри Саи Даттатрея!
 

Елена Волкова


Комментариев нет:

Отправить комментарий