среда, 7 декабря 2016 г.

Хазрат Инайят Хан

ТРИ МЕТОДА ОЧИЩЕНИЯ УМА
Насколько необходима чистота, очищение тела, настолько же необходимо, чтобы ум также был чист и очищен, и, может быть, даже в большей степени. Как нерегулярность в работе физического организма, так и любое его загрязнение вызывают заболевания. В равной степени это применимо к уму. Существуют такие загрязнения, относящиеся к уму, которые могут привести к различным заболеваниям, а очищая ум, можно помочь созданию и физического и умственного здоровья. Под здоровьем я имею в виду естественное состояние. Разве духовность, не является естественностью?
Лишь немногие думают таким образом. Большинство людей считает, что быть духовным значит быть способным творить чудеса, видеть необыкновенные вещи, удивительные явления; и лишь немногие знают, как это просто и что быть духовным означает быть естественным.
Очищение ума может быть проведено тремя различными способами. Первый путь — успокоение ума, поскольку очень часто именно активность ума является причиной его загрязнения. Успокоение ума устраняет загрязнения; это подобно настройке ума на его естественный основной тон. Ум как водоем: когда вода в нем спокойна, отражение ясное. Если ум в беспокойном состоянии, человек не может ясно воспринимать ни предчувствие, ни вдохновение. Как только ум становится спокойным, он принимает ясное отражение, словно озеро, когда вода в нем спокойна.
Такое состояние ума вызывается практикой физического покоя. Сидение в определенной позе создает определенное воздействие. Мистикам известно множество способов сидеть в молчании, и каждый способ имеет определенное значение. И это значение не только воображаемое, каждый способ приводит к точному результату. У меня было много опытов как собственных, так и с другими людьми, подтверждающих, что определенный способ сидения изменяет склад ума человека. В старину люди знали об этом и нашли разные позы сидения для различных людей. Была поза воина, ученика, медитирующего, бизнесмена, рабочего, юриста, судьи, изобретателя. Вообразите, как это прекрасно, что огромное воздействие, оказывающее определенной позой на человека, и в особенности на его ум, мистиками было обнаружено и испытано в течение тысячи лет.
Мы ощущаем это воздействие в нашей повседневной жизни, но не думаем о нем. Нам случается сидеть неким образом, и мы чувствуем тревогу; нам случается сидеть другим способом, и мы ощущаем спокойствие. Определенная поза заставляет нас чувствовать себя вдохновленными, другой способ сидеть приводит к чувству потери энергии, отсутствию энтузиазма. Посредством успокоения ума с помощью определенной позы человек способен очистить ум.
Второй путь очищения ума основывается на способе дыхания. Для восточного человека очень интересно отмечать, как иногда на Западе люди в своих изобретениях бессознательно применяют принципы из мистических сфер. У них есть аппарат, который чистит ковры, всасывая пыль. Это та же система, вывернутая наизнанку: правильный способ дыхания высасывает пыль из ума и выбрасывает ее. Ученые продвинулись настолько, что говорят о выдыхании двуокиси углерода; вредный газ выводится из тела человека при выдохе. Мистики идут дальше, говоря, что выведение происходит не только из тела, но и из ума также. Если бы человек знал, как удалять загрязнения, он мог бы удалить больше, чем можно себе вообразить. Загрязнения ума возможно вывести посредством правильного способа дыхания; вот почему мистик сочетает позу с дыханием. Поза помогает успокоению ума, дыхание — очищению ума; они действуют вместе.
Третий путь очищения ума основывается на отношении, на правильном отношении к жизни. Это путь морали и королевская дорога к очищению. Человек может дышать и сидеть в молчании в тысячах поз, но, если он не имеет правильного отношения к жизни, он никогда не будет развиваться; это принципиальная вещь. Но вопрос в том, что есть правильное отношение? Правильное отношение зависит от того, насколько благосклонно человек относится к своим собственным недостаткам. Очень часто мы готовы оправдывать свои недостатки и ошибки и охотно превращаем свое заблуждение в правоту. Однако у нас нет такого же отношения к другим. Мы сделаем им выговор, когда придет время высказать свое мнение о них. Так легко осудить других! Так легко сделать один шаг и невзлюбить других и совсем нетрудно сделать еще один шаг и возненавидеть других людей. И, поступая так, мы не думаем, что делаем что-то неправильное. Хотя именно это состояние, развивается внутри нас, мы только видим его снаружи; все дурное, накапливающееся внутри, мы видим в других. Следовательно, человек постоянно пребывает в иллюзии; он всегда доволен собой и всегда порицает других. И самое удивительное, что больше всех достоин порицания тот, кто порицает других больше всех. Но лучше выразить это по-другому: поскольку человек порицает больше всех, он становится достойным наибольшего порицания.
Хазрат Инайят Хан
http://www.futura.ru/hazrat/003_04_001.htm


Комментариев нет:

Отправить комментарий