воскресенье, 3 марта 2019 г.

Завтра Маха Шиваратри

Шастрах описано много историй, объясняющих происхождение праздника Шиваратри – Ночи появления Шивы в форме Лингама. Сегодня вы уже слышали некоторые из них. Есть еще и другая история, которая утверждает, что в тот день Шива, погрузившись в Экстаз, танцевал космический танец (Тандаву). Вместе с Ним в этом Космическом Событии принимали участие многочисленные Боги и святые. Он только что проглотил, и тем самым уничтожил, смертельный яд Халахала, появившийся из Океана Молока. Он совершил это в ответ на мольбу всех Миров, которым грозило уничтожение. Жар ядовитых испарений оказался невыносимым даже для Него. Поэтому, как говорят, Ганга непрестанно лила свои воды на Его спутанные локоны (таково происхождение церемонии Абхишеки – орошения статуи божества водой, маслом или молоком, проводимой во всех храмах Шивы в конце каждого часа, а в некоторых местах и постоянно ). Но Шиве это помогло лишь отчасти. Тогда к Его голове приложили холодную Луну, и это принесло ему некоторое облегчение. Потом на Его спутанные волосы уложили Гангу. Это очень хорошо помогло. Тогда Шива и начал танцевать Тандаву со всеми Богами. Такова эта история, но нельзя сказать, что все это случилось в какой-то определенный день, поэтому невозможно утверждать, что Шиваратри увековечивает именно это событие.
Говорят, что в этот день Шива был рожден, как будто Шиве нужно рождаться и умирать, словно какому-то смертному! Есть история об охотнике, сидящем на дереве билва и выслеживающем добычу. Без всякого намерения совершить что-либо Богоугодное, ничего не ведая, он обронил несколько листьев этого дерева, оказавшегося билвой, на Лингам, что был расположен внизу, и таким образом обрел спасение. Но это еще раз говорит о значении праздника, но не объясняет причину! Кроме того, у нас, помимо великого праздника Махашиваратри, существуют ежемесячные Шиваратри, также посвященные служению Шиве. И опять же, причем тут Ратри, Ночь?
:clover:
Как известно, ночью правит Луна. Луна делится на 16 частей; каждый день, по мере убывания Луны, одна часть пропадает, и так происходит до тех пор, пока она, в день новолуния, не исчезнет полностью. После этого, каждый день начинает прибавляться по частице, до того, как в день полнолуния она не появится целиком. Луна является главным божеством ума: "Чандрамаа манасо джатхаах", ибо она была рождена из Манаса (Ума) Пуруши (Космического Перво-Существа). Близкое родство между Манасом и Луной проявляется в том, что оба склонны претерпевать циклический рост и упадок. Убывание Луны соответствует убыванию ума; тому, что ум сначала должен быть поставлен под контроль, а потом уменьшаться, пока не произойдет его полное разрушение. Вся Садхана направлена именно на это. Чтобы Иллюзия (Майя) была разорвана в клочья, Манохара – ум, должен быть уничтожен, и тогда раскроется реальность.
День за днем в течение темной половины месяца Луна и ее символический двойник – человеческий ум (Манас) уменьшаются на одну частицу. Их сила убывает, и, наконец, на четырнадцатую ночь (Чатурдаши), остается только крошечный кусочек, и это все. Если в этот момент ищущий (Садхак) приложит еще одно небольшое усилие, то и эта частица может быть уничтожена, и тогда будет одержана полная победа над умом (Манониграха). Поэтому Чатурдаши темной половины месяца и называется Ночью Шивы (Шиваратри), чтобы эту ночь можно было провести в Джапе и Дхьяне, посвященной Шиве, безо всяких других мыслей, а также без еды и сна. И тогда придет успех. А один раз в год, в великую ночь Махашиваратри рекомендуется проявить особое рвение, так чтобы, благодаря уничтожению суетного ума (Манаса), труп (Шавам) мог превратиться в Бога (Шивам).

Такова цель Шиваратри, и поэтому было бы глупо и даже вредно представлять себе, что "удерживаться от сна" – основная часть обряда. Люди стараются в эту ночь не спать, играя в карты, посещая круглосуточные кинотеатры и представления. Это – не та Садхана, которую следует выполнять в ночь Шиваратри. Это – пародия на обет "бодрствования". Это опошляет вас, приносит зло, развивает лень, безнравственность и лицемерие.
На Шиваратри мысль должна превратиться в ничто, стать лайей. Лингам означает то, в чем Творение (Джагатх) достигает лайя лийатхи, он означает то, во что превращается Джагатх – гамьятху. Посмотрите на Лингам, три основные качества (Туны) представлены трехступенчатой платформой (Питхой), а Лингам сверху символизирует цель жизни. Лингам и означает "символ", символ сотворения, – результат взаимодействия трех Гун и Высшего Сознания (Брахмана), пронизывающего все и придающего всему значение и ценность. Когда вы поклоняетесь Лингаму, делайте это с верой в его символическое значение.
Каждое слово, любая Форма, используемая в Шастрах, имеет свое символическое значение, придающее ему ценность. Слово "прапанча", используемое вами так свободно для обозначения этого сотворенного мира, означает: "то, что состоит из панчабхутас, или то, что состоит из пяти элементов: земли, огня, воды, воздуха и эфира". Возьмите слово "хридайям", используемое для сердца. Это значит хриди (в сердце) и йяам (Он). Таким образом, это слово означает не орган, перекачивающий кровь во всем теле, а трон Бога, алтарь, в котором присутствует Шива, означает святилище, в котором горит светильник Джнаны. Или вот еще: Шива не ездит на животном, называемом на человеческом языке "буйволом"! Буйвол – это только символ Божественного Закона (Дхармы), который опирается на четыре столпа – Истину (Сатью), Праведность (Дхарму), Мир (Шанти) и Любовь (Прему).
Прашанти Нилайям, Махашиваратри, 7 2 1959

Комментариев нет:

Отправить комментарий