среда, 1 апреля 2020 г.

Все женщины Твои проявления

Андрей Игнатьев на Фейсбуке поздравляет всех с Васанта Наваратри

ВСЕ ЖЕНЩИНЫ ТВОИ ПРОЯВЛЕНИЯ
В Деви-махатмье (11.7) в гимне Нараяни небожители обращаются к Богине: «Все науки твои частичные проявления <…> и все женщины в мирах» (vidyāḥ sаmаstās tаvа <…> bhеdāḥ striyаḥ sаmаstāḥ sаkаlā jаgаtsu). Эта идея, ставшая краеугольным камнем шактистского мировоззрения, получает развитие в Девибхагавата-пуране, где дается детальная классификация различных форм божественного женского начала (IX.1.13–137). Вверху находятся пять высших форм: «пять богинь знания в их полном проявлении» (paripūrṇаtamāḥ pañсa vidyā devyāḥ) (IX.1.59), к которым относятся богини Дурга (IX.1.14–21), Радха (IX.1.44–57), Лакшми (IX.1.22–28), Сарасвати (IX.1.29–37) и Савитри (IX.1.38–43). Ниже их находятся воплощения, делящиеся на три разряда: aṃsha-rūpāḥ (частичные воплощения), kalā-rūpāḥ (более мелкие воплощения), kalāṃsha-rūpāḥ (воплощения, являющиеся частями частей). К aṃsha-rūpāḥ принадлежат богини Ганга (IX.1.60–64), Туласи (IX.1.65–70), Манаса (IX.1.71–77), Девасена (Шаштхи) (IX.1.78–82), Мангалачандика (IX.1.82–86), Кали (IX.1.87–92) и Васундхара (Земля) (IX.1.93–95). К kalā-rūpāḥ относятся младшие женские божества, выступающие олицетворением каких-либо качеств, состояний, элементов ритуала, явлений природы. Среди них Сваха (олицетворение ритуального возгласа), Дакшина (олицетворение одного из священных огней), Дикша (посвящение), Свадха (ритуальный возглас), Ратри (ночь), Мритью (смерть) и многие другие (IX.1.97–136). Третий и последний разряд, kalāṃsha-rūpāḥ, включает все обычные, «небожественные» существа женского пола во всей вселенной (IX.1.137). Отсюда проистекает характерное для шактизма почтительное уважение к женщинам, ибо, как сказано, пренебрежением к женщине наносится обида самой Богине (IX.1.138).
Нет описания фото.
Нет описания фото.
На изображении может находиться: 1 человек

НАКХШИКХ: ВОСПЕВАНИЕ ЖЕНСКОЙ КРАСЫ
В художественной литературе на санскрите и новоиндийских языках в средние века получил распространение жанр накхшикх (букв. «от ногтей ног до макушки головы»), когда внешность героини описывалась с головы до ног. Для этого жанра характерны очень красивые и изысканные метафоры. Идеальная «богиня любви» должна быть стройной, но при этом иметь пышные формы. Цвет её кожи напоминает чистое золото (хотя Калидаса предпочитал смуглый цвет). У неё длинные, густые и иссиня-черные волосы, украшенные яркими цветами (некоторые при этом воспевали завитки, украшающие лоб). Глаза часто сравниваются с глазами газели или трясогузками, а брови представляются в образе лука. Губы ярко-красные, подобно плодам бимбы. Носу, ушам и щекам обычно не уделяется большого внимания, зато воспеваются напоминающие плоды граната зубы. Предметом же наибольшего восхищения служат полные округлые груди, сравниваемые то с парой золотых сосудов, то с горами, то со сладостными плодами, то с буграми на голове слона. Не меньше ценятся бедра, тяжелые и округлые, будто изогнутый хобот слона, и гладкие, как стебель бананового дерева, а также круглый и глубокий пупок, подобный водовороту, поглощающем мужские взоры (или сердца). Что касается ладоней и стоп, то они должны быть небольшого размера. Интересно отметить, что в противоположность женщине внешность мужчины описывается очень редко, и «герой-любовник» оказывается нечто вроде бесплотного духа рядом со своей роскошной возлюбленной.
На изображении может находиться: один или несколько человек, люди стоят и текст
На изображении может находиться: один или несколько человек
На изображении может находиться: 1 человек

Комментариев нет:

Отправить комментарий