Вера, Надежда, Любовь и София
Галина Менжинская
30 сентября — день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их, Софии. Их имена — одни из самых популярных в России, а день их памяти называли раньше «всесветлыми бабьими именинами».
По преданию святые мученицы жили во II веке в Риме в царствование императора Адриана. Оставшись вдовой, София воспитала трёх дочерей христианками. Когда об этом узнал император, он попытался сначала убедить, а потом заставить их отречься от Христа. Никакие уговоры не смогли поколебать их, и разгневанный император приказал их жестоко пытать, а затем обезглавить. Мать Софию не пытали физически, но обрекли на страшную муку — видеть страдания и казнь своих детей. Похоронив дочерей, она не отходила от могилы, а на третий день скончалась.
Возможно ли представить, чтобы мать отдала своих детей на казнь за веру в Христа? Может, как говорят историки, это символические образы?
Имена мучениц действительно символичны: София, Премудрость Божия, — мать трех христианских добродетелей: Веры, Надежды и Любви. Эти добродетели упоминаются в Первом послании Павла в Коринфянам (13:13) как три силы, на которые человек должен опираться в своей жизни: «Теперь пребывают сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше». По словам апостола: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» ( к Евреям 11:1 ). С верой тесно связана надежда. Надежда, по словам апостола, «для души как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу» (Евр. 6:19). «Внутреннейшее за завесой» — Святое Святых, место Божиего присутствия в храме. И это место Бога в нашем сердце. Надежда как якорь — «опора», упование на Бога, благодаря которому мы безопасно проходим бурное житейское море. А «любовь из них больше», так как «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин 4, 16).
София в переводе с греческого — «высшее знание, мудрость». В Библии образ Премудрости Божией, является одним из самых важных, связанных с представлением о присутствии Бога в человеческом мире. Он упоминается в Притчах Соломоновых, Екклесиасте, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, книге Иова, Псалтири и Новом Завете. В апостольском понимании Премудрость Божия— олицетворение Истины, воплотившейся в Иисусе Христе: «А мы проповедуем Христа распятого… Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1, 23—24). Таким же олицетворением является и Богородица, называемая Домом Премудрости, в который вселилось Божественное Слово.
Святая София — мать веры, надежды и любви, которые без мудрости невозможны. На иконах это отражает образ матери, возвышающийся над фигурами дочерей, которые еще находятся под ее защитой, но призывают божественное покровительство, чтобы пройти все испытания.
Премудрость — осознание присутствия Бога в мире, света — в храме сердца, дающей уверенность в его победу над тьмой. Об этом пронзительные слова Антония Сурожского: «Надежда — не мечта о том, что, может быть, в будущем станет лучше. Исходя из опыта сегодняшнего (несмотря на его мрачность и, порой, ужас), видя, что среди этого дня, полного жути, сияет свет, горит любовь, что свет во тьме действительно светит и тьма никакой силой его не может победить, — мы, благодаря надежде, преисполняемся уверенностью, что в конце концов победит свет. Это — надежда наша, и это — вера наша, и на них может вырасти победа любви».
«У нас есть Бог Небесный, его детьми мы желаем остаться». (Из тропаря Вере, Надежде, Любови и матери их Софии).
Комментариев нет:
Отправить комментарий