Дхарма учит нормам поведения и принципам общения, с помощью которых человек может достичь духовного и социального прогресса. Соблюдение этих принципов называют дхармическим поведением. Однако же дхарма и наказывает тех, кто склонен препятствовать ей или содействует отклонению от нее. Дхарма оберегает хранящих ее. Она приносит победу тем, кто следует ее принципам.
* * *
Слово дхарма имеет великое множество значений. Однако в последнее время оно трактуется весьма узко: только как "долг". Понятие долга обычно имеет непосредственное отношение к конкретному человеку, определенному занятию, к отдельно взятой стране или эпохе. Дхарма же по сути своей существует во все времена и одна для всех. Через нее раскрывается сокровенный смысл Атмы. Дхарма есть то, что идет от сердца в виде чистых идей и реализуется в праведном поведении. Кратко выразить ее суть можно словами: "Поступай с ближним так, как хочешь, чтобы поступили с тобой". Дхарма предписывает избегать поступков, которые могут принести горе другому.
"Люди желают, чтобы адхарма, неправедность, была полностью уничтожена
в этом мире. Им хочется, чтобы существовала только дхарма. Но это
невозможно. В этом мире дхарма не может существовать без адхармы,
и наоборот. По своей сути мир - это сочетание дхармы и адхармы.
Если нет либо одного, либо другого, мир не будет существовать.
Следует использовать способность различения и посвятить свою
жизнь дхарме. В этом заключен секрет человеческого счастья".
Сатья Саи говорит, том 33
"Я пришел для восстановления дхармы (дхарма-самстхапанартхайи),
Праведности, соблюдение которой обеспечивает на земле порядок и поддерживает мир между
различными людьми и государствами. Всегда соблюдайте дхарму и
и укрепляйте ее своими делами, мыслями и словами. Такая пуджа
Мне по душе, потому что она демонстрирует ваше уважение к той
задаче, которую Я поставил перед перед Собой. Укрепляйте, питайте,
взращивайте и поощряйте дхарму, это Моя работа, и Я буду доволен".
Сатья Саи говорит, том 10
"Господа легче всего умилостивить праведностью. Для того, чтобы
сохранить праведность и восстановить её до прежнего уровня чистоты и
ясности, Он принимает человеческий облик и ходит среди людей как если
бы Он был одним из них! Поэтому, если вы хотите, чтобы Господь
даровал вам милость, пусть за каждой вашей мыслью, словом и делом
стоит праведность",
Божественное выступление 16 августа 1968 года.
«Слово Дхарма даже не означает долга. В долге нет свободы. В обосновании нет свободы. Дхарма – это принудительная сила, которая налагает обязанность и требует обоснование».
В древние времена люди никогда не отказывались от приверженности Дхарме, даже находясь на краю смерти под угрозой применения силы. Теперь даже без малейшего давления со стороны других люди скатываются и предаются неправедности (адхарме). Приверженность дхарме - не простое дело. Тот, кто не следует дхарме, не лучше мертвеца; а тот, кто придерживается Её, обладает божественной природой. В настоящее время существует острая необходимость направить людей на путь Дхармы с помощью традиционных методов, давая правильные наставления, делясь с ними благими результатами следования по пути Дхармы, предупреждая о разобщении с теми, кто этого не делает, а, в крайнем случае, применяя наказание. Вы должны получать максимально возможную пользу от Дхармы и, следуя по этому пути, стараться не причинять вред ни себе, ни другим. Вы должны распространять славу Дхармы, становясь ярким примером мира и радости, которые Она дарует.
("Дхарма Вахини", глава 5)
- БАБА
- БАБА
Праведность (Дхарма) вечна, она одна и та же для всех и всегда. Она выражает суть нашей внутренней Божественности (Атмы). Местом рождения праведности (Дхармы) является ваше сердце. То, что исходит из сердца в виде чистой идеи, преобразуясь в действие, именуется Дхармой. Если это объяснить таким образом, чтобы все могли понять, то можно сказать так: «Поступайте с другими так, как хотите, чтобы поступали с вами». Дхарма также заключается в том, чтобы избегать совершения действий, которые нанесут вред другим. Если кто-то приносит вам счастье своими действиями, вам следует, в свою очередь, тоже совершить действия, которые принесут счастье другим. Когда мы видим, что отпределенные действия других вызывают проблемы, и мы делаем то же самое, это, определенно, является адхармой. Иногда, при определенных обстоятельствах, человеку, который совершает зло, нужно очень ясно дать понять, что он поступил неправильно, с тем, чтобы он мог исправиться. (Летние ливни в Бриндаване, 1973 г., гл. 23)
Тот, кто пренебрегает истиной и дхармой,
Кто сострадания полностью лишен
И не имеет никаких достоинств,
Но недостатков и пороков полон,
Тот счастлив никогда не будет
Ни в этом мире, ни в ином.
Воплощения Божественной Любви! Слово дхарма происходит от корня дхр. Слово дхарани означает – то, что гармонично связывает всю Вселенную в единое целое с помощью дхармы (праведности). Дхармо вишвасья джагатах пратишта – Вселенная зиждется на праведности. Дхарме сарвам пратиштитхам – праведности придерживаются все. Наличие праведности невозможно установить с помощью органов восприятия или благодаря выводам, сделанным в ходе логических рассуждений. Это понятие находится за пределами законов логики. Знания о дхарме изложены в Ведах (авторитетнейшем источнике духовных откровений).
Что такое Веды? Витьянена ити Веда (Веды – это писания, полностью разъясняющие любой предмет или отвлеченное понятие). Например, в Дханурведе подробно излагается техника стрельбы из лука. Нитьяведа – монография, посвященная искусству танца. Сама Веда посвящена духовной музыке. Аюрведа – это наука о жизни и о медицине. Приставка перед словом веда указывает тип знаний, изложенных в этой конкретной веде.
Дхарма (праведность) и мокша (освобождение) – запредельны, они выше интеллектуального понимания и чувственного восприятия. Как же могут Веды проливать свет на дхарму и мокшу, которые запредельны чувствам? На самом деле, они могут лишь указывать те яджны и ягьи (священные обряды и ритуалы), которые являются духовными практиками, ведущими к обретению дхармы и мокши. Даже Веды не способны даровать непосредственное достижение дхармы и мокши. Именно поэтому в Ведах провозглашается: «Ни добрыми делами, ни потомством, ни богатством, но лишь одним отречением достигается бессмертие». Однако Веды показывают, как с помощью добрых дел и духовных практик можно обрести способность к достижению дхармы и мокши.
Император Ману придумал специальное слово, чтобы объяснить значение Вед, являющихся священными писаниями, предписывающими людям духовные и мирские действия, которые они должны выполнять. Всем действиям, совершаемым в повседневной жизни, но при этом направляющим людей на путь истины, он дал название видхана. В настоящее время, в период Кали Юги, слово видхана ассоциируется с законодательными органами. Оно означает «устанавливающее законы». Из-за того, что истинное значение этого слова не было осознано, человечество сбилось с пути.
Дхарма – понятие всеобъемлющее, оно охватывает всю Вселенную. Может возникнуть вопрос, какая необходимость распространять идею дхармы, если она присутствует повсеместно. Дело в том, что, несмотря на вездесущность дхармы, она скрыта невежеством и гордыней, подобно огню, скрытому под пеплом, или воде, затянутой болотным илом. Эти поверхностные, наносные элементы необходимо удалить, чтобы истинная сущность дхармы могла быть явлена миру. Дхарма прачар, то есть, распространение идеи дхармы, необходимо только для этой цели.
Беседы Бхагавана Шри Сатья Саи Бабы
Том ХXI
https://www.sairam.ru/topic/3507/?tab=comments#comment-167100
Комментариев нет:
Отправить комментарий