В нежных сердцах детей заложены богатые задатки преданности и приверженности высоким идеалам и целям. Вы можете развить и взрастить их. Не думайте, что дети ничего не знают, что вы можете слепить из них всё, что вам захочется, – это ошибка. Осознайте скрытые возможности детей, действуйте такими методами, какие может предложить и наметить сам ребёнок. Помогите ребёнку приблизиться к Богу, узнать о своём высшем предназначении. Не полагайте, что дети ниже, незначительней вас, и что они не способны достичь высот.
Но у самих родителей не хватает компетентности для воспитания детей. Они души в них не чают и не знают, как исправить их, они сами усвоили предосудительные привычки и образ жизни. Они курят, играют в карты, спекулируют, пьют, ссорятся, лгут, сплетничают, бахвалятся, злословят в присутствии детей. Разве могут они воспитать их правильно? Вы должны уговаривать таких родителей изменить свой образ жизни и стать вдохновляющими примерами для своих детей, а не их врагами и помехами в их развитии.
Но прежде чем давать советы родителям, убедитесь, что у вас самих нет изъяна, на который они указали бы пальцем! Прежде чем приступить к заданию, спросите себя, есть ли у вас право советовать. Сначала наведите порядок в собственном доме, постарайтесь очистить его атмосферу от неприязни, спеси, жадности, взаимных оскорблений. Поставьте у руля любовь, а веру в Бога сделайте крепким островом, на котором держатся отношения в семье.
Cатья Cаи Баба говорит, т.12, с.270 – 273
Дети – это корни дерева нации
Утвердите в доме авторитет матери как носителя духовных идеалов, а значит, гуру для своих детей. Каждая мать должна приложить усилия к тому, чтобы в ребёнке расширялось и постоянно проявлялось скрытое в нём Божественное сознание.Дети – это посевы, растущие на полях, и будущий урожай – это пища для поддержания нации. Дети – это столбы, на которых строится фундамент будущего нации. Они – корни дерева нации, которое должно принести плоды труда, поклонения и мудрости следующему поколению.
Детское образовательное крыло Сатья Саи (Бал Викас) было основано для того, чтобы питать эти корни, укреплять столбы фундамента, удобрять созревающий урожай. В настоящее время дети растут в атмосфере, отравленной коррупцией, возбуждением, пустой показухой, поскольку люди потеряли голову от поверхностной материальной культуры, в основном завезенной с Запада. Родители, учителя, даже руководители нации не понимают основных принципов культуры Бхараты, не восхищаются ими, не почитают их и не следуют им в жизни. Детей лишили законного наследства, им навязывают чужеродные идеалы, мысли и привычки. Их хвалят за то, что они выучили иностранные колыбельные песенки, презрев родные мелодии! «Образованный» ребенок держится в стороне от деревенских детей и детей неграмотных родителей.
Старым людям осталось уже немного пройти до того, как они «сойдут с дистанции». Но у детей, помните об этом, ещё длинный путь впереди и они повлекут за собою всю нацию – или к погибели, или к прогрессу! Риши (мудрецы) прошлого знали цену нашей культуре, знали, какой глубокий покой и безопасность может дать богатство этой культуры во времена беспорядков и конфликтов. Они завещали три правила для каждого, молодого и старого: «Матру Дево бхава, питру Дево бхава, ачарья Дево бхава» – чти мать, отца и наставника, как Бога. Пока дерево нации растёт с этими тремя благородными идеалами, никто не подрубит его корни, и оно никогда не высохнет. Ибо почитание матери, отца и наставника как Бога заставит растущее поколение беречь наследство, переданное ими и через них. Тогда разрыв между поколениями не станет пропастью, через которую уже невозможно перекинуть мост.
Cатья Cаи Баба говорит, т. 12, с. 270–273Глава 14 из книги «Жизнь, смерть и освобождение» (компиляция речей Бхагавана Сатья Саи Бабы, составленная В. Патаксил)
Образование для жизни
Образование существует не просто для того, чтобы жить: оно необходимо для жизни, для более полной жизни, более значимой жизни. Ничего плохого, если образование также нужно для получения более выгодной работы, но образованный человек должен осознавать, что существование – ещё не всё, выгодная работа – ещё не всё.
(стихотворение на телугу)
Образование – это честь для человека, это его скрытое богатство. Оно дарует процветание и славу. Это учитель учителей. В заграничных поездках образование является надёжной опорой человека. Оно гарантирует уважение власти больше, чем богатство.
Образование является основой для ведения целеустремлённой жизни в этом физическом мире, в сфере ума и в обществе. Оно снабжает человека ментальной силой и твёрдостью, чтобы смотреть в лицо жизненным проблемам. Оно помогает понять мириады различных проявлений в природе. Только в том случае, если человек понимает силу своего разума, он может признать родство этого мира и общества. Истинное образование должно дать возможность человеку осознать, что человечество – одна семья. Оно должно помочь человеку почувствовать объединяющие силы общества.
К несчастью, сегодня образование не стремится к подобным перспективам. Современная система образования нацелена на то, чтобы человек мог стать кормильцем семьи и гражданином, однако она не открывает вам секрета счастливой жизни, а именно различения между нереальным и реальным, а это и является самым важным обучением, которое вам нужно. Конечно, это не ваш недостаток, это недостаток тех, кто ведёт обучение. Однако рано или поздно эти люди должны будут это сделать. Главной целью образования является развитие различения. Развитие добродетельных качеств, укрепление Дхармы (праведности) – вот на что надо обращать внимание, а не на приобретение блеска, т. е. хороших манер или накопление общей информации и выполнение обыденных навыков.
Давайте развивать здравый смысл и общие знания, что важно для нашей повседневной жизни. Едва ли можно найти хотя бы лёгкие следы того и другого в нашей системе образования. На экзаменах студенты получают высокие оценки, но в практической жизни они зарабатывают лишь нули. Что же важнее – успехи на экзаменах или в повседневной жизни? Эти два аспекта напоминают два крыла птицы или два колеса колесницы. Необходимо слить образование и жизнь в одну прекрасную гармонию.
Неотступно изучайте науку о себе
Во-первых, постоянно в сознании держитесь того, что вы есть бессмертный Атман, неизменный, священный, чистый и Божественный. Это даст вам неколебимое мужество и силу.Атма видью (науку о себе), с помощью которой мы начинаем осознавать Безграничную, Вечную, Абсолютную Сущность, следует неотступно изучать каждому. В результате образование должно прийти к этому открытию, иначе оно недостойно своего имени. Образованием в истинном смысле этого слова нельзя назвать процесс, с помощью которого можно получить умение сводить концы с концами или эксплуатировать природу и своих братьев. Книги наполняют ум чем-то банальным, лишь практика, опыт, чувство, практически е дела развивают интуицию и разум.
Садхана очень важна для вас, и никогда не рано её практиковать. Так же, как вы заботитесь о теле, давая ему питьё и пищу в определённое время, вы должны ухаживать и за внутренним Атмическuм телом, повторяя Имя Господа и медитируя в определённое время суток, а также развивая добродетели. Для роста и здоровья внутренней личности очень важны благочестивая компания, доброжелательное отношение и священные мысли. Тело – это место пребывания Господа всего мира. Так же, как вы скрупулёзны, чтобы выпить чашечку кофе или чая в определённое время, помните о медитации и повторении Имени Бога в одно и то же время ради здоровья и радости духа.
Кроме того, следует развивать взаимную любовь и уважение. Будьте терпимы к любому человеку и мнению, к позиции любого и его причудам. Школа, дом и общество – всё это тренировочная площадка для развития терпимого отношения к людям. Учителя и ученики в школе должны осознавать свой долг и права. Отношения людей должны строиться на любви, а не на страхе. Только атмосфера любви может гарантировать радостное сотрудничество и гармонию. А более всего – будьте добрыми, честными и благонравными. И тогда университетская степень станет более желанной и ценной.
Образование должно включать в себя возвышенные идеалы
Вы студенты, поэтому Я должен вам сказать, что тот тип образования, который не приносит вам неизменного счастья, неколебимого чувства самообладания и осознания Присутствия Божества в каждом атоме Вселенной, недостоин называться образованием. Образование должно включать в себя возвышенные идеалы и разжигать пламя мудрости. Сегодня образование нацелено на то, чтобы снабжать средствами к существованию, это торговля для добывания хлеба с маслом. Но разве не существует миллионов людей, которые, тратя попусту деньги и драгоценное время, так же как и вы прошли эту суровую школу, стремясь к приличному существованию и наслаждению покоем и радостью?Однако многие не учились в школе и колледже, но получили более ценное образование в университете жизни. Непригодна любая система образования, которая не помогает вам отличать праведное от неправедного, не вселяет страх перед грехом и любовь к Богу, не учит вас законам смирения и почтения, не расширяет горизонтов ваших интересов, не способствует почтенному служению вашим родителям и не вдохновляет вас посвятить свои умения и достижения процветанию семьи, деревни, общества, страны, языка и нации.
Коррупция и жестокость, процветающие в стране, доходят до тяжёлого порока. Во всех областях жизни преобладают эгоизм, жадность, помпезность, несправедливость. Нация не живёт в мире, очень слабо чувство безопасности. По мере развития науки и технологии смирение и взаимная любовь должны развиваться в той же степени, иначе человек представляет угрозу человеку.
Сегодня образование не питает корни закона, справедливости и морали – три области, которым следует уделять особое внимание. Разве может система, занятая пищей для желудка, научить людей правильно встречать жизненные трудности, для чего требуется сильный характер, обладающий внутренней уверенностью в себе. Нет, такая система может только задушить заложенные в человеке качества любви и истины.
Образование должно включать фундаментальные общечеловеческие ценности, оно должно расширять видение, чтобы включать весь мир и всё человечество. Когда стремление заработать деньги становится целью, вся система поощряет ложь и несправедливость, видение человека ограничивается семьей и обществом, и эта система приносит страх, печаль и ненависть.
Образование должно способствовать счастливой жизни человека, когда он не делает несчастливыми других и умеет правильно и без предрассудков ценить вещи, радости и имущество и всегда направлять своё внимание на самое высокое и ценное достижение из всего существующего – на победу Aтмы.Духовный поток должен пребывать в сердце как источник и ключ всех усилий.
Образование должно очищать видение
Cовременное образование отвергает такие ценности, как дисциплина и смирение. Наука без общечеловеческих ценностей, деятельность, диктуемая чьей-то прихотью, обучение без эмпирического (основанного на опыте) знания, человечество без интереса к человеку и музыка без приятной мелодии – все это безрадостно и уныло. Всё это не может вдохновить человека на то, чтобы выражать признательность и услужливость. Поэтому следует отказаться от эгоистических желаний, приветствовать Истину, которая находится за пределами разума, действующего с помощью чувств, и выражать Божество, которое является вашей реальностью.Глупо думать, что вы должны получить образование, для того чтобы иметь работу. В настоящее время образование ориентирует на получение работы, что даёт средства к существованию, а не на то, как надо жить. Образование должно учить человека, что такое жизнь и какова её цель. Оно должно очищать сердце и прояснять видение. Оно должно предотвращать осквернение руки, сердца и головы из-за привычки оскорбительного отношения к человеку, обществу и нации. Оно должно развивать добродетели и поднимать моральный и духовный уровень образованных людей.
Люди говорят о морали. Мораль значит просто правильное поведение. Без хорошего поведения не может быть морали. Мораль вытекает из Дхармы. Мораль означает не просто соблюдение неких правил в этом каждодневном трудовом мире. Мораль учит придерживаться прямого и ясного пути праведного поведения. Мораль – это расцвет праведного поведения, это царская дорога к высшей точке человеческих достижений.
Образование должно включать в себя воспитание ума человека, преодоление импульсов ненависти, накопления, борьбы, клеветы. Это не просто накопление определённых навыков, с помощью которых сырьё, найденное в природе, можно переработать в полезный продукт, это не просто накопление информации о законах природы. С помощью этого процесса человек получает всё самое лучшее для своего внутреннего устройства, для своего внутреннего осознания, чтобы познать себя. Оно скорее открывает его внутреннее зрение, чем внешнее: внешнее открывает Славу Бога, внутреннее помогает открыть Бога в себе. Пища должна способствовать развитию головы; голова должна открыть существование Бога везде.
Образование нельзя считать процессом наполнения пустого мешка и опустошения его снова. С помощью образования следует наполнять не голову – следует очищать, расширять и освещать сердце. Образование даётся для жизни, а не как средство к существованию.
Образование даётся не для развития способности дискуссировать, критиковать или добиваться полемической победы над вашим оппонентом и не для демонстрации вашего владения языком или логикой. Это самая лучшая наука, которая учит вас преодолевать цикл рождения и смерти, она дарует вам внутреннее равновесие, не подвластное картине смерти, на которое не влияет благословение или удары судьбы. Это учение начинается там, где ваше учение кончается.
Образование должно трансформировать человека
Жизнь должна быть непрекращающимся процессом восстановления и обновления, избавления от зла и развития добра. Рис-сырец должен избавиться от оболочки для того, чтобы стать съедобным. Хлопок надо преобразовать в пряжу, чтобы он стал одеждой. Золотой самородок должен пройти суровое испытание, чтобы избавиться от примеси. Так же и человек должен очистить свои инстинкты, импульсы, страсти, эмоции и желания, чтобы с помощью добрых мыслей, слов и поступков он мог двигаться вперёд. Человек полезен только тогда, когда он достиг определённого уровня трансформации.Пока знание не трансформировано в мудрость, а мудрость не выражена в характере человека, образование является бесполезным процессом. Если же образование дарует эту способность к трансформации, то жизнь без сомнения становится мирной, счастливой и полной взаимопомощи и сотрудничества. Однако цель образования сегодня опустилась до получения определённых навыков и интеллектуальных приёмов. Оно снабжает образованного человека пищей, одеждой и кровом, считая, что на этом его задача кончается.
Образование должно прививать студентам умение полагаться на себя, развивать уверенность в себе. Самое первое, что необходимо в жизни, – умение полагаться на себя; второе – уверенность в себе; третье – самопожертвование; четвёртое – самоосознание. Жизнь приобретает своё конечное осуществление благодаря самоосознанию. Образование должно осуществлять подобную трансформацию, приводя человека к самоосознанию.
Святые, которые заложили задачи образования, заявляют: «Истинное образование помогает освободить человека», – освободить от жадности, ненависти, беспокойства, недостаточной верности и эгоистических импульсов. Сегодня образование лишь усиливает уже существующую в душе человека тревогу, оно не освобождает его от тюрьмы желания, в которую он попал. Человек строит дома отдыха, где он может охладить свою усталую голову и оживить истощённые нервы, но необходимо ещё построить храмы мира, где он сможет стать беспристрастным свидетелем всего, что происходит в этом мире, осознать уровень этого мира, осознать уровень относительной важности происходящего. Это принесёт ему спокойствие. Вера во Всеведущего Бога, Вездесущего Бога сделает его способным наблюдать с интересом взлёты и падения в истории.
Так же как тело требует отдыха, ум тоже нуждается в умиротворении. Вера в Бога – лучшая гарантия ментального спокойствия. Человек должен следовать тропой добродетели, практиковать духовные дисциплины и принимать деятельное участие в общественном служении. Следует принять эти три пункта, чтить их и применять в повседневной жизни. Образование должно разъяснять цель жизни подрастающему поколению и обозначать пути и средства достижения этой цели.
Конец образования
Мудрость заканчивается свободой, Образование – характером, Культура – совершенством, Знание – любовью. |
Студенты! Образование должно служить тому, чтобы научить вас двум вещам: что такое жизнь и как следует жить. Жизнь – это не просто существование. Жить надо ради цели, идеала. Жизнь без идеалов ничего не стоит. Только характер и смирение могут придать жизни смысл. Студентам следует стремиться к тому, чтобы развивать эти качества.
Сегодня мы полагаемся на разум, недооценивая важность характера. Характер должен идти в ногу с развитием разума. Развивать разум, не заботясь о соответствующем развитии характера, – тщетное занятие.
Образование заканчивается характером. Характер заключается в стремлении преодолеть эгоистическую жадность. Человек без доброго характера не может считаться образованным.
Образование без характера приводит к многочисленным хотениям и желаниям и превращает героя в ноль. Если бы человек усвоил хотя бы крупицу того, что он познал, и применил бы в своих мыслях, словах и делах – это бы полностью изменило его.
Характер делает жизнь вечной, он помогает преодолеть даже смерть. Некоторые люди говорят: «Знание – сила», но это не так. Характер – это сила. Даже для приобретения знаний требуется иметь добрый характер. Поэтому каждый должен стремиться к тому, чтобы добиться безупречного характера, в котором нет и следа зла.
Образование без очищения личности человека подобно воздушному змею, у которого оборвалась бечёвка. Образование без улучшения характера подобно лодке без руля – никто не знает, куда она нас доставит! Образование без чистоты характера подобно темнице, куда не проникает свет, и где живут только звери желания, гнева и т. д. Образование без характера подобно деньгам, вышедшим из оборота.
Без характера бесполезно всё – и богатство, и образование, и общественное положение и т. д. Поэты, живописцы, художники и учёные могут быть великими каждый в своей области, но без характера они не могут иметь репутации в обществе.
Среди качеств, составляющих безупречный характер, любовь, терпение, терпимость, стойкость, милосердие – величайшие, их следует почитать.
Истинный признак образования
Образование дарует смирение. Образование без смирения, действие без различения, учёность без мудрости, слова без истины, дружба без благодарности, музыка без мелодии и политика без морали и честности никогда не могут блистать в обществе.Истинным признаком образования является смирение, т. к. всего того, что можно исследовать и познать, существует гораздо больше. И всегда существует гораздо больше людей, знания которых намного выше. И несут они свою эрудицию с большей лёгкостью.
Смирение не значит просто склонить голову. Смирением можно назвать склад ума, свободный от эгоизма, хвастовства и привязанности.
В старые времена университеты называли «приютами смирения», т. к. смирение было характерной чертой образованного человека. В гордости коренится агрессивность, это природа диких животных. Но отличительной чертой человека является смирение в присутствии старших, учителей, родителей. Древний постулат гласит: «Образование наделяет человека смирением, смирение гарантирует доверие, доверие приносит богатство, богатство стимулирует благотворительность, благотворительность дарит мир и радость здесь и в грядущем». Сегодня все образовательные учреждения придают особое значение материальному богатству, их лозунг – «Старайтесь разбогатеть самым лёгким и быстрым путём». И никаких усилий не прилагается, чтобы прививать смирение и почтение – ведь для этого единственно нужна дисциплина. Без дисциплины и самоконтроля человек опускается до уровня зверя.
Истинное образование состоит в том, чтобы очищать всё, что вы произносите, каждую свою мысль и действие. Смирение – основа всего. В качестве первого шага развивайте смирение. Кланяйтесь. Работайте над чувствами. Ликвидируйте ум. Это ключ к бессмертию.
Познайте секрет умиротворения
Настоящая ситуация в мире напоминает тайфун, приносящий тревогу и смятение. Люди теряют умственное равновесие. Их везде преследует страх и волнение. Паника возникает даже тогда, когда завоёвывается космос и провозглашается карта новых планет. Даже в нашей стране наступило время кризиса, поэтому надо, не теряя времени, всё привести в порядок, чтобы человек мог более всего наслаждаться миром. Ведь без мира жизнь – настоящий кошмар.Невозможно научиться искусству обретения ментального мира. Никому не известен секрет, как достигнуть состояния равновесия среди всего этого смятения в современной цивилизации. Каждый вынужден плыть по течению, которое уносит человечество вниз – к состоянию страха, волнения и отчаяния.
Изучая другие предметы, вы должны также познать секрет умиротворения. Нельзя упустить такую возможность, т. К. это та мудрость, которая вас спасёт. Студент должен знать, как быть всегда довольным и вести мирную и счастливую жизнь; это гораздо важнее, чем получить учёное звание или сдать экзамен. Совершить путешествие в своё внутреннее сознание, чтобы успокоить шторм, который бушует там, гораздо важнее, чем путешествие на Луну или Марс. Последнее может казаться более эффектным, но первое более благотворно. Жизнь без добра – добрых мыслей, добрых действий, добрых слов – подобна ночному небу без Луны и звёзд. Она подобна колесу без оси или без спиц.
Изучая и анализируя этот материальный мир, вы понимаете, что он представляет собой просто конгломерат добра и зла, а вы стремитесь подняться за пределы этой двойственности. Свет прольётся на вас, только когда у вас будут Саmья, Дхарма, Шанmu и Према. Коренная причина не понята и не прочувствована. Как же тогда можно добиться прочного умиротворения?
Многие люди молятся Мне: «Я хочу мира». В этом предложении три слова. Отбросьте два из них: «я» (эго) и «хочу» (желания), и тогда останется мир. Если вы преодолеете эго и желание, вы приобретёте мир. Только моральное и духовное образование могут даровать такой мир. Современное образование представляет собой «раскол любви», в то время как моральное образование даёт «дух любви» (игра слов: Split of Love – Spirit of Love). Человек должен обладать как моральным образованием, так и духовным знанием.
Современное образование создаёт только «учёных глупцов». Оно не создаёт мудрецов, которые идут навстречу жизни спокойно и смело. «Плоды» современного образования знают, как заполнить себя информацией, обращаться с оборудованием и приспосабливать его для уничтожения себе подобных либо повиноваться капризам своих чувств, но они беспомощны при встрече с кризисом смерти – кризисом, который неизбежен.
Огромная ответственность матерей
В наше время всё больше и больше женщин увлекается современным образованием. Они работают в офисах, школах и на фабриках. Они также занимают более высокие должности в других областях. Но большинство из них побуждает к этому стремление к личной карьере, а не к идеалам служения. Если женщины занимаются работой, то кто будет заниматься семьёй? Если как папа, так и мама будут ходить на работу, Чтобы зарабатывать деньги, что станет с детьми?Как может работать кухня, заваленная книгами? Можно, конечно, заработать больше денег, но это принесёт ещё больше забот, тревог и потерь.
Женщины, которые берутся за работу, обнаруживают, что желанного счастья они не получили. Образованная женщина должна использовать свои знания и умения, чтобы вырастить своих детей здоровыми, энергичными и дисциплинированными молодыми людьми, которые смогут принести пользу своей стране, своей культуре и своему обществу. Зарабатывание денег не является единственной целью образования.
На вас лежит огромная ответственность материнства и долг давать образование своим детям, чтобы они стали сильными и добрыми гражданами страны. Вместе с университетским дипломом вы должны приобретать общие знания, необходимые для хозяйки и других членов семьи. Иначе, даже если муж и жена будут с высшим образованием, они будут чувствовать себя беспомощными и в полном отчаянии, если их ребёнок даже слегка простудится. Вы должны также хорошо знать некоторые духовные дисциплины, такие как намасмарана (повторение имени Бога), медитация и йога, с тем, чтобы вас ничто не увлекало с каждой переменой ветра. Женщины – творцы домашнего очага, нации и всего мира. Вы формируете поколения, поэтому в ваших сердцах должно процветать духовное стремление к свету и любви, мудрости и блаженству.
Наполните жизнь радостью
Будущий прогресс и процветание нации зависят от того, как будет внедряться образование. Студенты должны быть наполнены истинным патриотизмом. Начиная с любви и уважения к своим родителям, студенты должны развивать любовь и уважение к своей Родине. Всё образование должно стать подготовкой для служения нации.Образованный человек должен понимать, что у него больше обязанностей, чем привилегий, больше обязательств, чем прав. Он должен служить обществу там, где находится, и традициям, переданным ему предками. Он должен быть счастлив служить, а не властвовать, ибо служение Божественно. Служение наполняет жизнь смыслом, служение – это лучший путь использовать своё мастерство, разум, силу и средства.
Расширяйте своё видение. Развивайте дух любви. В связи с тем, что вы наделены человеческим телом, вы должны стремиться развивать общечеловеческие ценности и не сбиваться с праведного пути. Наполняйте ум священными мыслями, а сердца -Божественными чувствами. Всё общество считайте своим домом. Только тогда вы осознаете истинное единство со всеми. Очищайте свою жизнь, уважая своих родителей, почитая учителей и развивая веру в Бога. Всегда помните, что Божество пребывает в каждом существе. Тогда будет расти ваше уважение к себе. Наполните жизнь радостью.
Будьте счастливы! Будьте счастливы! Принесите счастье другим! И все будут счастливы. Бог будет счастлив! http://sai.org.ua/ru/80.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий