понедельник, 30 декабря 2024 г.

Виттал Баба йогин и аскет





 

Илья Журавлев пишет

Сделаю еще один пост о недавно ушедшем из этого материального мира йогине из Гокарны по имени Свами Виттал. Мой коллега, преподаватель йоги из Екб Павел Тальн поделился редкими фото и видео Свамиджи - обычно тот не любил сниматься и даже не разрешал, но изредка “махал рукой” на это и позволял сделать несколько кадров. Он совершенно не стремился к публичности и даже (по словам его ученика - местного брамина Мангал Даса, который обычно и переводил Свамиджи с местного языка каннда на английский) просил не привозить к нему на даршан праздных туристов и любопытствующих, а только тех, кто интересуется йогой и традицией, или очень нуждается в благославлении. Местные жители ходили к нему на поклон, и как обычно делают садху - он давал немного освященных на пудже семян риса, завернутого в газетку. Иногда вибхути из своего дхуни. Занимался освобождением местных от одержимостей и подселений, для этого помимо своего основного Ишта Дэваты - Даттарейи, выполнял садхану Шивы Бхутанатха - образ Шивы, поклонение которому осуществляют для помощи одержимым (в Аюрведе такой раздел методов называется “Дивья Чикитса” и обычно замалчивается на Западе, в силу несоответствия западному материалистическому мировоприятию). Свамиджи много лет жил в бетонном даже не доме, а просто под навесом - строение типа автобусной остановки, пол из плитки  с дхуни и алтарем, колонны и крыша, расположенном в зарослях на лесистом участке. Это была его собственная земля, так как в первую половину жизни он был женат, имел детей и занимался бизнесом. Когда дети выросли, он принял саньясу в Датта-сампрадае - это линия преемтсвенности, где поклоняются Даттатрейе, себя они считают вайшнавами, хотя большиство шастр, связанных с Даттатрейей, описывают философию Адвайта Веданты и практики тантрической йоги. Датта Сампрадая была основана в 14 веке Шрипадой Валлабхой из Андхра Прадеш и распространена в Карнатаке, Махараштре и Гуджарате в районе горы Гирнар. (Не путайте с другим Валлабхой - 15-го века, оснвателем одной из кришнаитских сампрадай - Пушти марг ). Валлабха ачарья 14-го века  в том числе посещзл Гокарну и практиковал там. Свамиджи выполнял пуджи, ягьи, пранаямы и медитацию, достиг состояния самадхи, и имел всего лишь несколько индийских учеников, которых вел десятки лет. Он говорил, что больше учеников он брать не собирается и не будет. Но благославлял всех прихожан и мог дать совет. Его пожилая жена жила в отдельном домике на его земле и прислуживала ему.  Говорил он только на языке каннада, и по словам его ученика, настоятеля одного из шиваитских храмов Гокарны, брамина Мангал Даса, знал также язык конкани, на котором говорят в соседнем штате Гоа. Скромный, тихий, очень легкий, сухой, подвижный для своего возраста (сколько ему лет было, не знаю, он говорил что это неважно). В его пристуствии сразу возникала тишина ума (очевидный признак что йогин успешен в дхьяне). Я посещал его иногда, поскольку раньше жил в Гокарне каждую зиму, в компании Мангал Даса и часто с друзьями, художником Вриндаваном Дасом и русским садху Атмапремом Гири, даже не столько чтобы задать вопросы, сколько просто побыть в его присутствии. Иногда присутсвие важнее, чем разговоры…  И дает даже больше, если вам знаком такой “не-левополушарный” опыт общения с реальными садху. Однажды мы поехали к Свамиджи в компании с йогатичером Алексеем и увидев его впервые, он сказал меткую, на мой взгляд, фразу: “да он как будто из предшествующих Юг, как будто вышел оттуда, из мира древних аскетов и риши”. Именно такое впечатление было и у меня. В один из визитов я попросил у Свамиджи дикшу в мантру Даттатрейи для личной джапы, и он согласился мне ее дать. Я и сейчас могу живо вспомнить лицо и энергетику Свами Виттала.
Я уверен, что у него все там, дальше, будет очень хорошо. Хотя его идея построить на участке храм Даттатрейи (было сделано здание храма без отделки, а мурти Датты из белого мрамора лежало в бочке с водой, ожидая установки и прана-пратиштхи) пару лет назад, когда я был там последний раз, так еще и не осуществилась - не дособрали

донейшн, ведь прежде чем открывать храм, надо было вырыть еще
кунду - прихрамовый водоем со ступенями.  Но, возможно, сейчас это уже и не так важно. Ведь для йогина главное это Атман, а не постройки…

Комментариев нет:

Отправить комментарий