интересная и логичная теория: жрецы-брамины поддерживают контакты между географически отдалившимися кланами, стараясь сохранить дающую силу культуру: дхарма - вселенский закон и основанный на нём порядок действий, ведущих к процветанию во всех смыслах от деторождения и урожая до мистических сил, именно поэтому чужим (не арийским автохтонам) «Веды» запрещено было проповедовать - разглашение секретов выживания этноса каралось смертью
далее по этим линиям жреческих контактов кланы постепенно объединяются в более крупные соединения, вначале заполняя разделяющие ниши и одновременно расширяя периметр (карты и археология, а тут подробно про теорию)
позднее буддизм распространяется по этим уже налаженным линиям контактов, а Будда особо упирает на распространении своего учения среди браминов - они поддерживают широкие контакты по всему ареалу расселения ариев даже когда князья воююют, у браминов своя сеть контактов
Gandhāra:
О великой ведической цивилизации Индии
Большая часть Индостана, ок. 90%, находилась на стадии халколита, медно-каменного века,вплоть до 400г.до н.э. Это были носители аустроазиатских и дравидийских языков и каких-то вымерших. Халколит - это, говоря проще, каменный век с какими-то отдельными технологиями, которые просачиваются от "белых людей"
От Хараппы осталось много переходных культур, одна из них - Ochre Coloured Pottery culture (2000-1500 BC) в Пенджабе и чуть южнее
Самая ранняя индоарийская культура, железная - Gandhara grave culture (1200-800 BC) в долине Сват
Далее возникает некая смешанная культура -
Painted Grey Ware culture (1200-400 BC). Она также точно индоарийская, железная. Это 5% Индостана
Параллельно в Индостане есть очаг железной культуры у дравидов - Megalithic Burial culture в Тамилнаду (1100-200 BC)
А далее везде каменный век! И только с появлением Northern Black Polished Ware culture (600-200 BC) индоарии начинают колонизировать Индию и с 200 BC начинается исторический период Индии
Самая большая загадка для меня в истории древней Индии -- поздневедийский период (где-то с VII по начало III в.до н.э.). Какие-то тексты уже есть в устной передаче (письменность возникает лишь в III в до н.э.). Например, корпус трех Вед в каком-то виде уже есть (именно три Веды упоминаются в Палийском каноне). И древнейший пласт комментариев -- брахманы и араньяки. С упанишадами сложнее. Скорее всего, почти все они созданы уже в буддийский период.
Корпус текстов поздневедийского периода огромный. Если сравнить с зороастризмом, то он даже колоссальный. Когда такая богатая литература могла возникнуть? В Культуре серой расписной керамики (PGW) вряд ли. Культура поначалу небольшая и просто там не нашлось бы столько авторов сложных текстов. А вот в поздний период PGW, когда формируется еще дочерняя Культура северной чёрной лощёной керамики (NBPW), очень даже вероятно. Это где-то с VI в.до н.э. Индоарии быстро колонизируют заметную часть центра и северо-востока Индии.
И вот что наиболее загадочное. Индоарии распространяют брахманизм, крайне консервативную, этноконфессиональную религию. И как раз в это время появляется много авторов из очень разных регионов. Например, Śākalya из Гандхары, автор первой мнемонической техники запоминания Вед, предпринимает сложное путешествие из Гандхары в Панчалу (примерно в V в.до н.э.), а расстояние очень неслабое.
Выходит, что группы брахманов занимались своеобразным миссионерством, путешествовали, оставляя учеников, что как бы не очевидно по самим источникам брахманизма того времени.
И именно на фоне этого миссионерства формируется культура NBPW. И уже в связи с этим миссионерством появляется первая урбанизация индоариев. Сети брахманов позволяют налаживать торговые отношения и формировать политические центры
Именно в этих условиях развивается движение шрамана. Шрамана -- это статус, равный брахману, когда его носитель не был брахманом по рождению. Первые шрамана могли формироваться вокруг брахманов. Сейчас в Индии аналог для шрамана (не совсем точный) -- садху.
Получается, что буддизм только воспользовался теми плодами колонизации, которые начали брахманы
Археологически должно быть именно так. Культурную экспансию стали реализовывать вначале именно брахманы, а перехватили затем шраманы, хотя мы не знаем имён этих первых миссионеров.
Буддисты этот тренд усилили так, что брахманам и другим шрамана не оставили шансов на миссионерство. И это все длилось до времени появления пуран и эпоса на санскрите строго после II в.н.э., тогда брахманы начали постепенно возвращать себе плюшки от миссионерства
О великой ведической цивилизации Индии
Большая часть Индостана, ок. 90%, находилась на стадии халколита, медно-каменного века,вплоть до 400г.до н.э. Это были носители аустроазиатских и дравидийских языков и каких-то вымерших. Халколит - это, говоря проще, каменный век с какими-то отдельными технологиями, которые просачиваются от "белых людей"
От Хараппы осталось много переходных культур, одна из них - Ochre Coloured Pottery culture (2000-1500 BC) в Пенджабе и чуть южнее
Самая ранняя индоарийская культура, железная - Gandhara grave culture (1200-800 BC) в долине Сват
Далее возникает некая смешанная культура -
Painted Grey Ware culture (1200-400 BC). Она также точно индоарийская, железная. Это 5% Индостана
Параллельно в Индостане есть очаг железной культуры у дравидов - Megalithic Burial culture в Тамилнаду (1100-200 BC)
А далее везде каменный век! И только с появлением Northern Black Polished Ware culture (600-200 BC) индоарии начинают колонизировать Индию и с 200 BC начинается исторический период Индии
Самая большая загадка для меня в истории древней Индии -- поздневедийский период (где-то с VII по начало III в.до н.э.). Какие-то тексты уже есть в устной передаче (письменность возникает лишь в III в до н.э.). Например, корпус трех Вед в каком-то виде уже есть (именно три Веды упоминаются в Палийском каноне). И древнейший пласт комментариев -- брахманы и араньяки. С упанишадами сложнее. Скорее всего, почти все они созданы уже в буддийский период.
Корпус текстов поздневедийского периода огромный. Если сравнить с зороастризмом, то он даже колоссальный. Когда такая богатая литература могла возникнуть? В Культуре серой расписной керамики (PGW) вряд ли. Культура поначалу небольшая и просто там не нашлось бы столько авторов сложных текстов. А вот в поздний период PGW, когда формируется еще дочерняя Культура северной чёрной лощёной керамики (NBPW), очень даже вероятно. Это где-то с VI в.до н.э. Индоарии быстро колонизируют заметную часть центра и северо-востока Индии.
И вот что наиболее загадочное. Индоарии распространяют брахманизм, крайне консервативную, этноконфессиональную религию. И как раз в это время появляется много авторов из очень разных регионов. Например, Śākalya из Гандхары, автор первой мнемонической техники запоминания Вед, предпринимает сложное путешествие из Гандхары в Панчалу (примерно в V в.до н.э.), а расстояние очень неслабое.
Выходит, что группы брахманов занимались своеобразным миссионерством, путешествовали, оставляя учеников, что как бы не очевидно по самим источникам брахманизма того времени.
И именно на фоне этого миссионерства формируется культура NBPW. И уже в связи с этим миссионерством появляется первая урбанизация индоариев. Сети брахманов позволяют налаживать торговые отношения и формировать политические центры
Именно в этих условиях развивается движение шрамана. Шрамана -- это статус, равный брахману, когда его носитель не был брахманом по рождению. Первые шрамана могли формироваться вокруг брахманов. Сейчас в Индии аналог для шрамана (не совсем точный) -- садху.
Получается, что буддизм только воспользовался теми плодами колонизации, которые начали брахманы
Археологически должно быть именно так. Культурную экспансию стали реализовывать вначале именно брахманы, а перехватили затем шраманы, хотя мы не знаем имён этих первых миссионеров.
Буддисты этот тренд усилили так, что брахманам и другим шрамана не оставили шансов на миссионерство. И это все длилось до времени появления пуран и эпоса на санскрите строго после II в.н.э., тогда брахманы начали постепенно возвращать себе плюшки от миссионерства
Канал Гандхара
Комментариев нет:
Отправить комментарий