Это важная и непростая тема для желающих продвигаться по пути Йоги и/или глубже понять основы работы нашего ума. Самскары и васаны являются не только фундаментом его работы, но и причиной образования кармы и перерождения в тех или иных условиях на протяжении многих и многих жизней.
Самскара происходит от сам — сумма и каара — творец, делатель. Дословно означает «сумма сделанного делателем». Чаще их называют «бессознательными впечатлениями» или «отпечатками» (imprints) в уме. Это чувственные отпечатки, к которым сознательно или бессознательно было привлечено наше внимание. Существуют различные классификации самскар и более детальные их описания, но сегодня мы это рассматривать не будем. Главное, как мне кажется, понять основные принципы функционирования для дальнейшей с ними работы. Согласно Патанджали, доступ к самскарам возможен через чувственную память во время медитации.
Васаны – привычные устоявшиеся желания, бессознательные впечатления, формирующиеся в результате повторения самскар, которые становятся основой новых действий. Чаще всего это те самые внутренние вопросы, которые больше всего (сознательно или бессознательно) отнимают энергии нашего внимания и, соответственно, побуждают нас к новым действиям.
Что же выходит, как работает этот механизм? Сначала образуется самскара, частое повторение которой, порождает васану, что приводит к определенному типу мышления или ментальному шаблону (вритти), которые, в свою очередь, порождают определенную карму. Накопление кармы ведет к предрасположенности к определенным самскарам и далее по кругу:
Впечатление (самскара) → тенденция (васана) → ментальный шаблон (вритти) → действие (карма) → впечатление (самскара)
Теперь, чтобы стало понятнее, рассмотрим работу этой схемы на простом примере.
Вы попробовали сочный и сладкий апельсин, который вам очень понравился – это чувственный отпечаток (самскара). Вам захотелось еще и вы стали чаще и чаще употреблять апельсины, что превратилось в устоявшееся желание (васану). Регулярное употребление апельсинов привело к возникновению ментального шаблона – «я люблю апельсины» (вритти), который периодически возвращается в ваш ум. Этот ментальный шаблон породил действие (карму) – вы завели свое хозяйство и стали выращивать апельсины или стали их продавцом.
То же самое происходит абсолютно с любым чувством нашей «темной стороны», например, с обидой. Сначала появляется сама обида, потом она приходит все чаще и чаще, после чего появляется устоявшаяся схема «я обидчивый», что приводит к тому, что Пространство все чаще и чаще сталкивает вас с ситуациями, где вы будете обижаться, чтобы отработать эту карму.
Все просто. Все наши тенденции, предрасположенности и черты характера основаны на этой схемы. Даже больше, весь ум со всеми его хитросплетениями и эго базируются на ней. Вывод прост, если лишить их этой основы, то их просто не станет. Внутреннее пространство наполнится тишиной, покоем и Любовью. Мы просто останемся собой.
Теперь давайте коснемся практической стороны вопроса – что же с этим делать? Как избежать попадания в эти сети? И чтобы это стало понятно, еще немного теории.
Васаны бывают двух видов:
1. Шуддха-васаны - чистые благостные тенденции, к которым относятся желание заниматься духовной практикой, служить Гуру и святым. Сюда же относятся такие качества, как: сострадание, милосердие, терпимость, воздержание и т.д. Эти васаны ведут человека к освобождению.
2. Ашуддха-васаны – нечистые тенденции, склонности. Сюда можно отнести такие качества как: вожделение, гнев, жадность, самообман, гордыня, лицемерие, себялюбие, ревность и т.д. Эти васаны порабощают человека и ведут к новым и новым перерождениям.
Если образования самскар избежать невозможно, то вот с васанами очень даже можно и нужно работать. Опытный практик может избежать возникновения васан, что называется «на подлете», просто не уделяя им энергии своего внимания. Был апельсин, насладился процессом его поедания, дальше чего энергия ну ушла. Внимание просто остается в настоящем, не давая уму породить устойчивое желание под названием «в погоне за апельсинами». Именно поэтому внимание – это ключ ко всем духовным практикам, а осознанность – это универсальный инструмент, к которому приводит работа с вниманием.
Если практик не обладает достаточным опытом для ловли васан «на подлете», ему необходимо начать с образования Шуддха-васан. То есть «переключить» ум с образования неосознанных нечистых тенденций, и направить его деятельность на осознанное образование чистых и благостных. Вместе с чем, в обоих случаях, продолжать заниматься чисткой старых, которые продолжают отнимать энергию внимания.
Закончить хочу словами великого Мастера Рамана Махарши:
«Если ум обращается вовнутрь путем поиска источника ахам-вритти (чувство того, что "я есть" или ощущение "себя"), то васаны умирают. Свет Атмана падает на васаны и производит феномен отражения, именуемый умом. Таким образом, когда васаны угасли, ум также исчезает, поглощенный светом единой Реальности, Сердца.
Это итог и сущность всего, что стремящемуся к Истине необходимо знать. Категорическое требование к нему – вести ревностный и однонаправленный поиск источника ахам-вритти».
Prem Druva
Комментариев нет:
Отправить комментарий