«C самого раннего детства я страстно любила Имя Божье. Так сильно, что повторяла его непрестанно, с каждым дыханием, и, где бы я не ни находилась, и, какую бы работу ни делала, течение духовных мыслей никогда не прерывалось в моей голове. Это постоянное, ничем непрерываемое повторение Имени Божьего, с любовью и преданностью, является огромной помощью подвижнику в достижении Божественного Осознания.»
«Непрерывающийся поток любви течет от меня ко всем существам в космосе. Такова моя врожденная природа.»
Мата Амританандамайи
Мой любимый "Джей джей Ма!".
Mata Amritanandamayi. Bhajan «Mata Rani»
=============
КОСМИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ ШИВЫ (отрывки из путешествий) Кирилл Бородин
Саи Рам! По многочисленным просьбам я все-таки уселся за экран своего любимого компьютера и написал небольшой отрывок из своего путешествия. Долго не мог решиться, т.к. впечатлений много и кратко описать их не получится, а писать глубоко, как хочется, просто нет времени.
Но.... Посмотрим, что выйдет. Я специально начал не с Шиваратри, т.к. Сергей уже достаточно глубоко освятил тему. Начну с других ярких событий моей поездки.
На встречу с Матерью
Маршрут: Путтапарти-Бангалор-Ченнай
Дата: 21.02.2004, 04:00
Довольные и счастливые мы едем на джипе навстречу своей судьбе. За окном только начинает светать. Немного прохладно, но это не доставляет нам особого беспокойства.
Рядом со мной на переднем сидении сидит Сергей, мой старый московский друг. Он приехал в ашрам всего пару дней назад, чтобы увидеть Бабу, и уже возвращается обратно. Через несколько часов мы высадим его в бангалорском аэропорту. На заднем сидении еще несколько человек. Это Владимир из Москвы, приехавший по делам в Индию и счастливым случаем попавший в ашрам Сатья Саи. Людмила – энергичная женщина средних лет, с которой мы столкнулись на одной из улиц Путтапарти. Она искала человека по имени Кирилл, который знает подробности про места на юге Индии. В ответ на ее вопрос, где можно найти такого человека, я с улыбкой указал на бейджик со своим именем, который висел на моей майке. Рядом с ней сидит молодая девушка по имени Антония, которую я увидел в первый раз всего час назад. А также уже ставший мне другом и братом – Леонид, паренек родом из Киева. Он приехал в ашрам вместе с нашей группой, и мы быстро успели подружиться.
Почти в этом составе, за исключением Владимира и Сергея, нам предстояло провести вместе несколько дней, путешествуя по сакральным местам на юге Индии.
Водитель сделал остановку, сказав, что мы можем выпить чашку чая и перекусить. Особого желания ни у кого не возникло, но мы воспользовались случаем, чтобы выйти и немного размяться после продолжительного сидения в машине.
Вдалеке появились первые лучи, и за ними последовал солнечный диск. В Индии солнце особенно почитают. Местные жители встают рано до восхода солнца, чтобы приветствовать его. Это связано еще с тем, что после 10 часов утра температура воздуха уже очень высокая, больше 40 градусов, поэтому время до этого наиболее приятное и удачное для большинства дел. Я сложил руки в приветственный жест Намасте и, поклонившись, замер в молитве. Мои спутники молча присоединились.
Бангалор, куда мы направляемся, крупный южный город, является связующим звеном между западом и востоком Индии. Здесь расположены ведущие научные и медицинские учреждения, ряд больших производств. Из Бангалора отправляются поезда практически в любую точку Индии.
Здесь мы планировали посетить несколько храмов, музей и имение Рерихов, а также ашрам индийского мастера и основателя общества «Искусство Жизни» Шри Рави Шанкара. Его ашрам находится в пригороде Бангалора. В прошлом году мне удалось встретиться с Рави Шанкаром как раз в день его отъезда в мировое турне с просветительской миссией. Одним из пунктов его путешествия было также посещение и России. Ашрам очень большой и красивый – любимое место многих иностранцев и русских. Там практикуют йогу, дыхание и движение, чтобы освободить свое тело от накопленных стрессов и снова почувствовать себя энергичным, здоровым и счастливым.
Оставив Сергея в аэропорту, наша машина поехала дальше по намеченному маршруту. Первым делом нам предстояло посетить центральную железнодорожную станцию и купить билеты до Ченная с отъездом в сегодняшний вечер, иначе нам предстояло бы искать ночлег в Бангалоре, что было нежелательным.
Машина ехала, и за окном мелькали лица, улицы и скромные индийские дома. Даже в крупном городе они скорее напоминают временные бытовки, а в некоторых случаях похожи на картонные коробки из-под большого телевизора, чем на место с громким названием «дом». Но даже такие тяжелые жизненные условия не мешает жителям Индии быть вполне счастливыми. Они наверное единственный народ с лиц которого никогда не сходит улыбка, а взгляд наполнен глубиной и смыслом. В Индии понимаешь, что не в деньгах счастье и не в их количестве, а совсем в другом. В простом человеческом отношении, братстве, любви, доброте и искренности.
Погрузившись в эти размышления, за окном машины промелькнул небольшой портрет, который скромно висел на обочине дороги. Из-за скорости, я не смог различить надписи внизу него, но изображение узнал сразу. Не знаю почему, мое сердце содрогнулось от неожиданности и накатившего чувства надежды. Это был портрет Аммы, которую в Индии называют просто Мамой. Амма Амританандамая, женщина 52 лет, живет в Керале – красивом южном штате, где находится ее ашрам. В ней признали воплощение Божественной Матери, и теперь это место стало центром многочисленного паломничества. Люди едут из разных стран, чтобы просто увидеть этого необыкновенного человека.
После такого видения остатки сна покинули меня полностью, и я стал еще более всматриваться в картинки, появляющиеся за окном. Мои спутники почти проснулись, когда Людмила закричала водителю: «Стой!», узнав в уличных постройках храм Шивы, который мы намечали посетить. Честно говоря, было неожиданностью найти этот храм просто так, проезжав мимо. Машина остановилась, и мы направились к храму.
Нас приветствовал медитирующий Шива огромных размеров. С его головы, как и положено, стекала мать Ганга. Шива был увешан четками и украшениями из священного плода Рудракши. Подстилкой для медитации ему служила шкура тигра. Шива сидел на фоне горы Кайлаш. Внутри нее сделали проход, как бы пещеру, и поместили копии 12 священных джьети-лингамов, расположенных в разных частях Индии. В этом месте, мандире Шивы, можно было прикоснуться и увидеть все самое святое, связанное с Шивой. Вокруг звучали мантры и священные тексты. Перед изображением Шивы горел жертвенный огонь, возле которого можно было сесть для созерцания и медитации.
Во всем этом был только единственный недостаток, который сразил меня в прошлую поездку. Всеми силами я старался заглушить это воспоминание и взглянуть по-новому. Может мне показалось тогда, и я ошибся? Но нет, опять то же чувство.
Это место напоминало больше не храм, а аттракцион для сбора денег. По пояс раздетые священнослужители, предлагающие оставить пожертвования; повсюду расположенные коробочки с дырочкой понятного назначения; автомат с надписью «Супер Даршан», куда нужно опустить 10 рупий, и ты узнаешь свое будущее. Тебе дадут подойти и прикоснуться ко всему, только не забудь предварительно кинуть монетку. Даже звучащие священные тексты и мантры временами начинают напоминать призыв: «Заплати деньги и будь счастлив, все твои желания исполнятся!». Грустная история, да простит меня Шива.
Есть еще одна деталь. В прошлый раз, попросив такси отвести в Храм Шивы, водитель высадили нас у входа в супер-торговый центр. Машина отправилась на платную подземную парковку, а мы стояли и пытались понять, куда идти. Вокруг прыгали большие плюшевые зайцы розового цвета, прожекторы разноцветными лучами освещали вечернее небо. Привлекательная девушка, одетая в стиле «светящийся-неон», зазывала что-то купить. Отойдя от первого шока, мы попытались разобраться, где же все-таки храм. На наши вопросы, все пальцы указывали внутрь торгового центра. Но там мы нашли только откровенно неприличные ценники и все. Никакого храма. Поняв, что нас надули, мы собрались обратно, но тут на колонне у входа в торговый центр я заметил маленький плакат с изображением Шивы. Ткнув пальцем в плакат, я стал тормошить стоявшего рядом секюрити со словами: Шива, Шива, Шива! Оказалось, что нужно пройти вглубь торгового центра и выйти во внутренний двор, где и находится храм.
Баба сказал: «Сейчас в Индии религия превратилась в бизнес, и только в деревнях сохраняется истинная духовность». Посещение подобных мест учит особенному поведению: четко знай цель своего визита, не отвлекайся. Уловок много. Не обращай внимания ни на какие предложения что либо купить, посмотреть или поговорить. Твердо иди к цели и достигнешь ее. Это не значит, что в подобных храмах нет духовности, просто ее необходимо «увидеть» и правильно воспринять.
После Даршана (видения) Шивы, счастливые, неподалеку мы обнаружили палатку, где выжимают тростниковый сок. В Путтапарти на улицах выжимали только сок мандаринов, но здесь, южнее, появился и тростниковый. Мы пробовали его в первый раз. На вкус сок напоминает сладкое сгущенное молоко. Очень приятное и необычное. Даже цвета такого белого.
Через час мы уже стояли на железнодорожной станции Бангалора. Стояли и не могли поверить своим глазам. Перед нами висел большой портрет Аммы, на котором было сказано, что она посетит Бангалор на три дня, чтобы дать Даршан. Сверив даты, мы обнаружили, что сегодня последний день ее визита. Теперь было ясно, что в Бангалор мы попали для того, чтобы повидаться с Аммой.
Со скоростью света, преодолев несколько бюрократических процедур, мы заполучили необходимые железнодорожные билеты, и уже беседовали со своим водителем, показывая адрес, написанный на плакате Аммы. Неожиданно для нас водитель недовольно покачивал головой, давая понять, что эта точка не была запланирована. К тому же он утверждал, что не знает подобного адреса, и возможно это место находится вообще не в Бангалоре. Нам оставалось лишь положиться на Провидение. Мы попытались найти человека, который указал хотя бы направление, в котором следует ехать. На удивление, таких людей оказалось много, и все они указывали в разные стороны.
Внутренне помолившись Амме и Бабе, мы остановились возле крупной гостиницы, чтобы поговорить с местными водителями. Нам тут же сказали, что знают это место и предложили услуги гида по городу. Было сложно объяснять, что экскурсия нам не нужна. Через десять минут разговора на местном варианте английского - хинглише, Антонии удалось уговорить одного из водителей объяснить нам дорогу. Ашрам Аммы действительно находился не в самом Бангалоре, а рядом, в университетском городке.
Мы смотрели друг на друга и не могли поверить своему счастью. Что-то уже происходило с нами, сама Мать была рядом. Сердце трепетало в предвкушении встречи и чего-то необычного, важного. Еще в Москве я разговаривал с людьми, посетившими Амму. Переполненные чувствами, они рассказывали удивительные истории, и сейчас подобная история происходила с нами. Не сон ли все это?
Индия еще примечательна тем, что там хорошие дороги, но совершенно отсутствуют указатели направлений, названия улиц и номера домов. Поэтому мы все еще не были уверены, что водитель везет нас в правильном направлении. Нам оставалось довериться происходящему. Через час пути за окном все чаще стали появляться портреты Аммы, и еще через некоторое время мы въехали в ворота с надписью: «Университетский городок».
Городок оказался большим, целым поселением. Портреты Аммы были расклеены повсюду. Нам указали направление, и мы увидели огромное количество машин, автобусов и людей, движущихся к одной цели. Все они приехали увидеть Амму.
Припарковав машину и сдав тапочки в камеру хранения, в каком-то состоянии сновидения, как «Алиса в стране чудес», мы вошли на территорию ашрама. Было много цветов, издалека доносились звуки баджанов. В глаза сразу бросились два ярко украшенных алтаря матери. Но даже они не привлекли особого внимания, потому что мы поняли, что идти следует туда, откуда доносится пение.
Мы не шли, а буквально бежали. Перед нами стоял большой накрытый шатер с огромным количеством людей внутри. Женщины и мужчины были разделены и сидели по разные стороны. Очередь вела куда-то дальше. Мы стояли и наслаждались баджанами. Они исполнялись настолько красиво, растворяя все окружающее. Главной солистке подпевал хор мужчин и хор женщин. Инструментальный аккомпанемент баджанов был также на высоком уровне.
Через некоторое время впереди мы увидели сцену, в центре которой на небольшом возвышении сидела Амма. Она была одета в белое сари. Амма сидела и… пела. Да, мы не моги поверить своему счастью, когда поняли, что все это время слушали бажданы в ее исполнении.
Людмила и Антония скрылись где-то на женской половине, а Леонид и я сели на удобные места с мужской стороны. Все было таким знакомым. Севадалы в галстуках ашрама, телевизоры, расположенные по площади мандира, чтобы всем было видно Амму, разделение на мужчин и женщин. Все как у Бабы. Даже внутренне ощущение то же. Ощущение счастья и любви.
Амма пела. Свою левую руку она прижимала к сердцу, а затем сильно отрывала ее, откидывая в сторону. Этот жест она повторяла часто, как будто открывая свое сердце. Во время кульминации, Амма вскинула обе руки кверху, обращаясь к Господу. Мы сидели и смотрели, как завороженные. Затем она поднесла руку к груди и в трансе стала делать ритмичные движения вверх-вниз, быстро повторяя: ма, ма, ма, ма, ма... Вселенная закружилась, все звуки смешались. Казалось, что сердце начинает биться в ритм Аммы, а внутри звучит только: «мама, мама, мама, мама…».
Матерь Святого Блаженства
«Я – слуга каждого из вас. У меня нет особого жилища. Мой дом – ваше сердце. Знайте, что Мать вездесуща. Верьте, что Материнское «Я» и ваше «Я» всегда едины».
«Непрерывающийся поток любви течет от меня ко всем существам в космосе. Такова моя врожденная природа».
Мата Амританандамайи
Баджаны закончились, наступила пауза. Все продолжали сидеть на своих местах и ждать. Передохнув несколько минут, Амма начала говорить. Очень мягкий и нежный голос. Она произнесла речь о Матери: «Внутри своего сердца постоянно призывайте: мама, мама, мама, и Она непременно придет на помощь. Мать услышит вас, где бы вы ни находились. Мать любит вас всегда такими, как вы есть. Она позаботится о вас».
Я сидел и слушал. Смотрел на Амму. Совершенно живой человек, подвижный, доступный. В ней не было ничего сверхъестественного, необычного. Она была просто женщиной, обычным человеком, матерью. Что отличало ее от других людей? Конечно ее любовь и забота буквально обо всех. Я подумал о том, что вот так, наверно выглядела Богородица Мария. Так наверное и должна выглядеть Мать всего живого – просто быть матерью.
Амма закончила говорить, и с женской и мужской стороны стало формироваться две очереди. Счастливые, мы вскочили со своих мест и последовали за людьми. Очередь формировалась для встречи с Аммой. Севадалы спросили, есть ли у нас «токены»? Что это такое, мы понятия не имели. Через некоторое время удалось выяснить, что «токен» - это билетик на встречу с Аммой. Его нужно было получить где-то заранее.
Очередь проходила вперед, а мы побежали в поисках места раздачи токенов. Но нигде этого места не было. Севадалы с сожалением сообщали, что токены закончились и больше не раздаются. Зачем вообще нужны эти токены? Кто-то объяснил, что подобные билетики – единственный способ контролировать потоки людей к Амме. Она чисто физически не может за одну встречу принять больше определенного количества.
Нам потребовалось больше часа непрерывных объяснений, что мы приехали из России и очень хотели бы видеть Амму. Сегодня единственный шанс сделать это, так как вечером у нас уже билеты. Севадалы понимающе кивали, но ничем помочь не могли. Было ясно, что токен – наш единственный пропуск, но достать его совершенно невозможно. Нас посылали от человека к человеку, из комнаты в комнату, но все тщетно. Неужели мы уедем отсюда ни с чем, и все из-за какого-то токена? Амма, Амма, Амма…
Очень тихо нас позвала к себе европейская женщина, которую мы видели в одном из пройденных офисов. Жестом, без лишних слов она дала понять, чтобы мы следовали за ней. Задними проходами и тайными тропами мы прошли за кулисы. Отсюда было очень хорошо видно Амму. Европейка, наша вспыхнувшая надежда, пыталась договориться с какими-то людьми. Мы стояли и молились. Через пять минут она возвратилась, и по выражению ее лица было ясно, что попытка не удалась. Немного подумав, она вновь побежала уже к другому человеку. Он обернулся, она указала на нас пальцем, он утвердительно кивнул, она с довольной улыбкой вернулась обратно. Теперь все хорошо. Женщина исчезла также незаметно, как и появилась.
Нас передали в руки молодому мужчине, рассаживающему людей возле Аммы. Он подвел нас ближе и велел сидеть и ждать. Сердце билось и готово было выскочить наружу. Амма. Две очереди устремились к ней, одна справа – женская очередь, другая слева – мужская. Люди подходили к ней, она обнимала их, затем что-то говорила и обнимала снова. Текло море слез. А люди шли, шли, и шли.
Недалеко я разглядел большие цифры, счетчик. Цифры время от времени меняли. Я понял, что счетчик отображает количество людей, пройденных через Амму. Слева была цифра 3000 – количество пройденных мужчин, справа 3500. Ого! Людей еще много, а прошло уже более 6000 человек.
Амма. Мы сидели возле нее на сцене. Сидели. Амма. Люди. Столько любви, слез, столько чувств. Потоки идут, идут, идут… Наверное прошел еще час. По плечу меня похлопал наш молодой человек. В руках он держал маленькие синие бумажки, на которых английским словом значилось «токен».
Мы уже стояли в очереди. Не в самом начале, а там, где она почти подходит к Амме. Токены забрали. Еще несколько минут и долгожданная встреча произойдет. Я стал думать о молитве, которую произнесу, когда меня обнимет Амма. Уже был слышан ее голос и смех. Она улыбалась. Что-то говорила одному человеку, потом другому. Такой звонкий голос, опять смех. Женщина слева разрыдалась от счастья. В этот момент мужчина справа попытался обнять Амму. Она рассмеялась, схватила его за ухо, как маленького ребенка, и сказала: «Ты куда спешишь? Мать никуда не уйдет». Затем опять рассмеялась, обняла его и расцеловала. Два севадала слева и справа стояли возле Аммы и контролировали подходящий к ней поток. Притяжение было настолько сильным, люди просто прилипали к ней и не могли оторваться. Севадалы пытались оторвать, и иногда это получалось.
В руках я держал гирлянду из искусственных цветов, которую купил, подходя к Амме. Еще один человек, и я стоял перед ней. Все происходило само собой, я даже ничего не делал. Мои руки надели на Амму гирлянду, она улыбнулась и крепко-крепко прижала меня. Мои уши услышали шепот ее слов. Она говорила на местном языке. Сердце наверное уже не билось. Амма немного отставила меня. Мои глаза смотрели на нее, а она смотрела на меня. Мгновение паузы и я услышал русскую речь: «Мой дорогой сын приехал! Ты понял меня?.. Я люблю тебя, мой дорой сын! Я очень люблю тебя». Никакого удивления. Мои губы сказали в ответ: «Да, мама. Я люблю тебя, мама». Мама снова обняла меня и гладила рукою по спине. Целую вечность.
И это все. Тысячи людей приезжают сюда из разных концов света, чтобы отстоять в очереди несколько часов и обняться с женщиной по имени Амма.
Комментариев нет:
Отправить комментарий