пятница, 1 февраля 2019 г.

Ведийская мифология

ВЕДИЙСКАЯ МИФОЛОГИЯ
совокупность мифологических представлений ведийских ариев (вторгшихся во 2-м тысдо нэв северо-западную Индию и постепенно расселившихся в восточном и южном направлениях); обычно под Вмпонимают мифологические представления ариев периода создания веда иногда и периода созданиябрахманпрозаических комментариев к ведами упанишадтайных учений философско-религиозногохарактерагенетически связанных с ведамино отражающихпо сути делауже иную культурную традициюхронологически Вмотносится к эпохе между сер2-го и сер1-го тысдо нэ., когда первобытнообщинноеустройство ведийского общества находилось уже на стадии разложения и постепенно формировался укладкоторый был характерен для военной демократии
Источники Вм.: четыре древнейших собрания ведбрахманы к соответствующим ведам (ценные сведения оритуалеинтерпретации его сокровенного смысла и символикиряд мифов и мифологизированных преданий); араньякитекстысвязанные с брахманамиупанишадыЭти источники относятся к классу шрути - «услышанное» (теоткровение). Вмпередавалась устнои «божественному» характеру текстовсоответствовала особая роль речи и памятипротивостоящих забвению и нечленораздельному хаосуТекстысмрити - «запоминаемое» (восходящее к авторитетамвключают сутрыв которых речь идёт ожертвоприношенияхдомашних обрядахмифологизированном законодательстве и тпНекоторые сведенияо Вммогут быть извлечены из более поздних индуистских текстовгенетически связанных с ведийскойтрадициейи даже из буддийских текстовВ этом смысле даже поздние индуистские текстыобрядыизобразительное искусство наряду с ведийской археологией и языковыми свидетельствами (прежде всего присравнительно-исторической интерпретации их: этимологиятопономастика и др.) могут рассматриваться каккосвенные источники ВмВ последнее время прибавился ещё один источник - языковые данные опребывании индоарийцев во 2-м тысдо нэна Ближнем Востоке
Истоки В.млежат в мифологических и религиозных представлениях индоевропейских племён более раннего времени(по крайней мере3-го тысдо нэ.), в той или иной степени модифицированных в условиях жизни ведийскихариевОб этом можно судить по совпадению словобозначающих целый ряд важнейших религиозно-мифологических понятий и имёнв ведийском и других индоевропейских языкахХарактернов частностисохранение ряда архаизмов в окраинных ареалах (напр., в ведийском и в кельто-италийском). Другой рядсоответствий предполагает более поздние культурно-языковые общностино ещё в рамкахобщеиндоевропейской традиции (сргреко-индоиранские параллели). Сопоставление данных Вмв ихязыковом выражении с фактами других индоевропейских традиций свидетельствует об исключительнойархаичности исходных элементов Вм. (чем и объясняется особая роль Вмв реконструкции древнихиндоевропейских представленийи о выводимости большей части элементов Вмиз общеиндоевропейскогомифологического и лингвистического фондаИндоевропейские соответствия свидетельствуютнапр., обиндоевропейских истоках таких ведийских понятийкак «бог» (devá-), «бессмертный» (amàta-), «вера» (œraddhá), «царь» (râjan-), «жрец» (brahmanи тд., таких мифологических имёнкак Дьяус-питарУшасПарджаньяПушанВарунамарутыЯмаАхи Будхнья и тпЕщё более очевидны связи Вмсдревнеиранскойпозволяющие надёжно реконструировать ядро единого индоиранского пантеонанекоторыеобщие мифологические мотивысходные черты ритуала (включая жреческую организациюи основныеэлементы исходной религиозно-мифологической концепцииотличающейся от других древнихиндоевропейских традицийОб индоиранских истоках Вмсвидетельствуют такие понятиякак: ведásura- - авестahura-, один из двух основных классов мифологических персонажейведátharvan- - авестaθaurvan-, äθravan-, названия жрецовведksatrá- - авестхšаθrа-, название одной из групп в социальной иерархииведyajná - авестyasna- - «жертвоприношение»; ведbarhis - «жертвенная солома» - авестbаrðsmanведsòma- - авестhaoma-, растение и напитоквызывающий экстатическое состояниеведrta - «космический закон» - авестаšа - и дрО соответствиях между именами мифологических персонажей свидетельствуют ведMitга - авестMiθra-; ведVrtrahán-, эпитет Индры (букв. «убийца Вритрыч) - авестVrθragna-; ведYama и его отецVivasvant- - авестYimaи его отец Vivahvant-; ведVâta- - авестVâta-; ведVâyu-- авестVâyu-; ведApâmNapât - авестApãm NapâtведTritaAptya- - авестǾrita-, Aθwya-; ведNâsatya- - авестNâηhaiθya-; ведBhaga- - авестbaγa-, др.-персbaga - «бог», «господин»; ведAryaman- - авестairyaman-, персçrmân - «гость» и тдВозможночто часть этих сопоставлений объясняется заимствованием древнеиранскимиплеменами ряда ведийских слов и имён мифологического содержания в условиях двусторонних связейиранских племён с ведийскими в восточном Иране (как полагают некоторые учёные). Тем не менее единствоиндо-иранской мифологии остаётся вне всяких сомненийРазличия между Вми древнеиранскоймифологией помогают уточнить проблему хронологии и направление эволюции некогда единой системы
Поскольку документы из архивов БогазкёяТель-АмарныМитанниНузиАлалаха свидетельствуют опребывании ариевблизких к ведийским племенамв Передней Азии в сер2-го тысдо нэ., - эти данные визвестной мере также могут быть использованы для характеристики «протоиндоарийской» мифологиисовпадавшей с ранней Вмили очень близкой к ней
В Вмобнаруживаются также некоторые черты сходства с религиозно-мифологическими представлениямидревней культуры долины Инда (Мохенджо-ДароХараппа), существовавшей до вторжения ведийских ариев ивозможноими уничтоженнойНе исключеночто речь идёт о заимствованияхОднакоучитывая хронологиюэтих инновацийможно думать и о более позднем их происхождении под влиянием контактов с автохтоннымнаселением Индии далее к югу и востоку: встречающиеся в Вмобраз мирового дерева в виде ашваттхи,многоголовые или многоликие богиВеликая богинякомпозиция из птиц и змейРудра-Шиваотчасти Вишну,некоторые символы - свастикалингайони и тп., отдельные представления о мифологизированномпространстве и временипланетах и тпнаходят аналогии не только в данных цивилизации долины Инда (смПротоиндийская мифология), но и в других традициях этого ареала
Основные источникикак правилоне содержат мифов в чистом видеЛишь в относительнонемногочисленных случаях мифы излагаются достаточно полночаще приходится иметь дело с фрагментамиили даже с отдельными разрозненными мотивамиименами и словамиявляющимися осколками мифа илирезультатом его свёртыванияПоэтому для полного суждения о Вмнеобходима известная реконструкциясовокупности мифов и их упорядочение (иерархизация). Тем не менее можно с уверенностью говорить обуниверсальности мифологического начала в ведийской традиции (само слово veda - сррус. «ведать», «ведовство» - обозначало всю область сакрального мифологизированного знания). 
К высшему (божественномууровню Вмпринято относить 33 бога (333 в некоторых брахманахв отдельныхисточниках - 33063339), причём само это число - существенная константапод которую «подгоняется» количество персонажейЭти 33 бога делятся на земныхатмосферных (промежуточныхи небесныхИногдабогов членят на группы (8 васу, 11 рудр, 12 адитьев я ещё 2 божества - Ашвины или Дьяус и Притхиви, илиИндра и Праджапати и тп.), противопоставленные по тому же тройственному принципуНесмотря наотдельные отклонения в составе группядро остаётся устойчивым: ПритхивиЛ гниБрихаспатиСомаСарасвати и др. - земныеИндраТрита АптьяАпам НапатМатаришван, Ахи БудхньяАджа Экапад,РудрамарутыВаюВата, ПарджаньяAnac - атмосферныеДьяусВарунаМитра и другие адитьиСурьяСавитар, ПушанВишнуВивасват, УшасАшвины - небесныеБолее поздние тексты предлагают иныеинтерпретации тех же групп: васу - огоньземляветервоздушное пространствосолнценеболуназвёздырудры - 10 органов жизнедеятельности и атман; адитьи - 12 месяцев года (Брихад.-упIII 91-5). Подобныечленения отражают попытки установления соответствий между архаичными космологическими схемамитрёхчленной вселенной и составом пантеона (а позже - основными элементами макро-и микрокосма). 
В основе другой классификации богов лежит различение трёх социальных функций: магико-юридической(адитьи и прежде всего Варуна и Митра - жрецы), военной (Индра и маруты - воины), плодородия (Ашвины - производители материальных благ). Эта классификация подкрепляется текстовыми последовательностямивкоторых за Варуной и Митрой следуют Индра и марутыАшвиныПушан и тдХронологически-стадиальныерасхождения в синхронном плане реализуются как противопоставления по признакам активности - инактивности и актуальности - неактуальностичто позволяет дифференцировать Дьяуса и Притхиви отВаруны и Митрыпоследних от Индры и тдПереход к индуизму связан с резким усилением значения триадыБрахма, ВишнуШиваНаконецперсонажи ведийского пантеона образуют и другие многочисленные группы - иногда устойчивые и неразложимыеиногда более или менее случайныеВ одних случаях такие группировкичётко функциональны и актуально осознаваемыв других - традиционны и выводимы лишь из предыдущегосостояния
Одно из самых существенных противопоставлений внутри пантеона отделяют богов-дева от асур - небесныхбожественных персонажейобладающих колдовской силой (майя); к последним относятся адитьи (преждевсего - Варуна и Митра), Агни и дрНесколько иной характер имеют парные группыСреди них - Ашвиныдвабожественных близнецаникогда не выступающие порознь и образующие особую мифологическую единицуМитра - Варунавесьма часто образующие пару с чёткой спецификой составляющих её элементов внутрисемичленного объединения адитьев (вместе с тем Митра и особенно Варуна нередко выступают поотдельности или даже в других сочетанияхсрИндра - Варуна), или Дьяус - Притхивиситуационныеобъединения типа Индра - АгниИндра - СомаИндра - ВишнуИндра - ПушанАгни - СомаАгни - ПарджаньяПарджанья - ВатаСома - РудраУшас - Накта и др.; супружеские пары (Индра - ИндраниВаруна - ВарунаниАгни - АгнаиАшвины - АшвиниДьяус - Притхиви и др.). 
Особый вид объединения богов (включая иногда и низших) - целое «Все-боги» - Вишведева. Обычно «Все-боги» упоминаются при перечисленных в связи с жертвоприношениямипричём с каждым богом связываютсяхарактерные деянияИногда же «Все-боги» выступают как некий сплав признаков и действийлишь отчастисоотносимых с конкретными персонажами
Из других особенностей ведийского пантеона следует указать на значительное количество абстрактныхбожеств разного типа: богичьи имена связаны с обозначением неких элементарных космологических актов иснабжены суффиксом деятеля (Савитар- - «рождать»; Тваштар, t/v/aks - «придавать форму», «создавать», Дхатар, dhâ- - «устанавливать», сртакже Дхартар - «Поддерживатель», Тратар - «Защитник» и др.); боги-создатели (Вишвакарман - «Вседелатель»; Праджапати - «Господин потомства»); боги и богиниперсонифицирующие абстракции [боги Шраддха - «Вера», Манью - «Гнев», Вач - «Речь», Кала - «Время», Ниррити - «Гибель», Гапас - «Космический жар», Кама - «Желание», Пурамдхи - «Изобилие», Арамати - «Благочестие», Сунрита - «Щедрость», Скамбха - «Опора», Прана - «Дыхание» и тп.; богини - Хотра - «Призыв», Дхишана - «Изобилие», Вару три - букв. «Отвратительница (зла)», «Защитница», Бхарати - богинясвященной речи и др.]; Адити как персонификация абстракции в чистом виде - «Несвязанность», «Безграничность» (она же мать Варуны и Митрыв противопоставлении Дити (матери дайтьев). Есть мнениечто весь класс адитьев состоит из боговчьи имена обозначают абстрактные понятия: Варуна - «ИстиннаяРечь», Митра - «Договор», Арьяман - «Гостеприимство», «Товарищ», Анша - «Доля», Бхага - «Доля», «Часть», «Наделитель», Дакша - «Ловкость», «Способность». Нечто сходное наблюдается и в других случаях - мифологизация и деификация (обожествлениеназваний рек (особенно срСарасвати), конкретных предметови явлений: Сома - растениенапитокбогАгни - огоньбогУшас - зарябогиня
Разное положение на шкале «абстрактное - конкретное» в известной степени связано с различным уровнемантропоморфности персонажей высшего уровня - от предельной [при которойоднакосохраняются следысвязи с соответствующим явлением (ИндраВаруна и др.)] до значительно ослабленной (ДьяусПритхивиАгниСомаСурья и др.), причём эти же элементы могут выступать и без каких-либо признаковантропоморфностиВ ряде случаев антропоморфный персонаж трансформируется в териоморфный (срИндра - > быкАгни - > коньПушан - > козёл и т.п.; сркорову как мать марутов). Некоторые абстрактныедеифицированные элементы принципиально неантропоморфныДругая примечательная особенностьсоотносимая с даннойсостоит в многочисленных примерах синонимии персонажей Вмв томчто касаетсяих функций и связейТакс солнцемкак небесным огнёмоказываются связаны СурьяСавитарАгниМитраПушанУшас и дрИ в других случаях сферы действия богов и их характеристики постоянно пересекаются ичастично покрывают друг другаОтсюда следуетчто каждое божество характеризуется несколькимипризнакамикоторые то актуализируютсято нейтрализуютсяи что вся совокупность персонажейобъединяется относительно ограниченным набором основных признаковИменно это и создаёт синкретизмведийских боговполнее всего реализующийся в явлениях двух родовС одной стороныречь идёт опостоянных (иногда весьма длинныхрядах отождествлений типа «Ты Агни - Индра, ... ты - Вишну, ... ты - брахман, ... тыАгни, - царь Варуна, ... ты бываешь Митройты - Арьяман...» и тд. (РВ II1). С другой стороныэта особенность Вмобъясняет точто каждое божество в данной ситуации могло возрастать в ранге итрактоваться как высшее независимо от его места в системе мифологииУказанные чертыв частноститождество в заданном отношенииразличия градуального характерасвойственные мифологическимперсонажамсоздают особую структуру ведийского мифологического пространстваВ аспекте тождества онотяготеет к текучести и непрерывностив аспекте различения оно дискретно и счётно
Мифологическое пространство Вмразнородно и производит впечатление несбалансированности его частейи слабой организованности в целом [неотчётливость иерархических связей (и Индра и Варуна - «цари богов»), смазанность границ между богамибогами и небогамиабстрактными и неабстрактными персонажамимеждуразными уровнями системымежду языковым и мифологическим топосом и тп.]. Обилие версий одного и тогоже мифа (напр., космогоническогоили наличие единой схемы мифазаполняющейся разными персонажамисоздаёт принципиальную множественность мифологического описания и соответственно его интерпретацийчто увеличивает открытость системы ВмВ отношении основного корпуса мифов эта система весьмаизбыточна и недостаточно конструктивнаБолее тогозначительная часть персонажей Вмлишь вотносительно небольшой степени объясняется или выводится из известных мифовВ этом отношенииперсонажи Вмобразуют имманентную систему с большим количеством информации (в теоретико-информационном смыслееё элементовчемнапр., боги древнегреческого пантеонавесьма полноописывающиеся через миф
Особенности системы Вм., в частности её открытость и незавершённостьопределили дальнейшие черты веё развитии в направлении создания больших спекулятивно-религиозныхтеологических (включая итяготеющие к монотеистическим решениями натурфилософских концепцийЭти условияв частностиспособствовали перекодированию тех или иных элементов Вмили их конфигураций в духе морально-этических ученийТакуниверсальный принципопределяющий статус ведийской вселеннойравноприложимый к богам и людямфизическому и духовному, - рита (rta), противопоставленный анрита (anrta), беспорядкухаотичностиотсутствию истиныКонцепция рита приводит к понятию истины (satyaи вморально-оценочном планеа также к понятию соответствующего поведения (vrata), а позднее и долга(включая учение о четырёх стадиях жизни). В этом смысле учение о rta предвосхитило более поздниеконцепции кармы и дхармы. 
Помимо высшего (божественногоуровня системы Вм. (1). можно говорить ещё о ряде уровней: 2деифицированные абстрактные понятияженские божества (кроме Ушас); 3полубожественные персонажи(чаще всего групповые: Рибхуапсарыгандхарвы, Вастос патиангирасы); 4мифические герои и жрецы(МануБхригуАтхарванДадхьянчАтри, КанваКутса и др.); 5враждебные демонические персонажииграющие заметную роль в мифологических сюжетах (как индивидуальные - ВритраВалаШушнаШамбараНамучи и тп., так и групповые - асурыпанидасаракшасыпишачи и др.); 6деифицированныенеантропоморфные объекты: животные (лошади: ДадхикраТаркшьяЭташа, Пайдвабыккоровакозёлчерепахаобезьянаптицы), растения (ашваттха как образ мирового дерева), элементы ландшафта (рекигоры и тд.), атрибуты жертвоприношения (алтарьподстилка из жертвенной травыжертвенный столбдавильные камни и тп.), символы (тнcakraтеколесо - солнцесвастикапосудаутварь и тп.); показательночто к одушевлённым предметам относятся алтарьбубеноружиеигральные костицелебныемази и пр., якобы обладающие волей и способностью действовать7человек в его религиозно-мифологическом аспекте: разные виды жрецов (брахманхотарудгатарадхварьюатхарван), человек какобъект мифологической системы (молитважертвоприношение и тд.) и субъект соответствующих описаний; «отцы» (питары), усопшие предкиживущие на третьем небе и образующие особые семьииногдасовпадающие с жреческими фамилиями (ВасиштхиБхригуАтхарваныАнгирасы и тп.). 
Существует и другой (неипостасныйспособ описания ВмОн предполагает оперирование предикатамитеосновными и наиболее характерными действиямисвойственными мифологическим персонажам иописывающими основные параметры самой ведийской модели мираЭта предикаты наилучшим образомвыявляют повторяемость общих элементов ВмПри известном разнообразии форм языкового выраженияодних и тех же предикатов они могут быть сведены к относительно небольшомчислу мифологическихмотивовБолее тоговыделенные предикаты-мотивы допускают дальнейшую редукцию в результате которойвычленяется несколько простейших действийИх целесообразно интерпретировать не в терминахмифологических мотивова как элементарные космологические акты-инвариантысоответствующиеопределённым основным смысламК числу таких актов можно отнести создание опорыустановление опорыосуществление посредничества (создание пространства), наполнение пространствасхватывание всегосущего (реализация свойства быта единым), выход за пределы вселенной и тпЭти акты в своейсовокупности описывают становление вселенной и одновременно характеризуют ее параметрытевскрывают основные черты ведийской модели мира
Космологическая модель Вмисходит из противопоставления неорганизованного обуженного и вселяющегострах хаоса (amhasорганизованному широкому пространству космоса (uru loka), между которыми есть путьведийская вселенная противопоставляется неведийскойа ведийский человек - неведийскомуСтруктуравремени и пространства ориентирована на различение сакрального центра (рубеж старого и нового годацентр земли - место жертвоприношенияи профанической перифериина цикличность и изоморфностьбольшого и малого цикла [год и суткиконцентрические пространства вокруг алтаря по горизонтали (четырестраны светапри трёхчленной структуре по вертикали: небо (svarga loka) - земля - ад (nârakalokaцарствоЯмы)], на сопряжённость времени и пространства (Брахман = год). Числовые константы - 3 и кратные трёмчисла: 91233..., а также 47Элементный состав - водаземляогоньвоздухпозже - эфир (акаша); метафизические сущности - сущее (sat): не-сущее (asat), связанное (diti): несвязанное (aditi). Существен дляведийской концепции изоморфизм макрои микрокосма (српроисхождение частей мира из членов телапервочеловека Пуруши). Все эти элементы так или иначе отражены в мифах творения и в разных ихвариантах [Отец-Небо и Мать-ЗемляПурушазолотой зародышНечто Единое (tad ekam), сущеекосмический жар (tapas), ВишвакарманПраджапати (самозарождение), космогонический процесс какжертвоприношение и тд.]. Ведийская космогония таким образом в значительной степени определяет и ритуал(жертвоприношение воспринимается как образ космогонического актаи мифологию
Ядро Вмобразуют космогонические мифыпредставленные рядом вариантовНачальное состояниесоответствующее хаосуописывается как полное отсутствие элементов вселенной и основныхпротивопоставленийобусловливающих её функционирование [«Тогда не было ни сущегони не-сущегоНебыло ни воздушного пространствани неба над ним... Тогда не было ни смертини бессмертияне былоразницы между днём и ночью... Всё это неразличимо текуче» (РВ Х 129)]; вместе с тем подчёркиваетсямонистический принцип («Без дуновения дышало Единоеи ничего кроме него не было»). 
Начало творения дали водыиз них родилась вселеннаяони её основа (србрахманы). Из вод возниклиземля (обычно путём сгущения водболее поздняя версия - путём пахтанья океанасгущение же водотвердение их - результат совместной деятельности девов и асурови пищаДругой вариант - происхождениеиз вод яйца (в частностизолотого), из которого через год появился демиург Праджапати или бог-творецБрахман. Яйцо раскололось на золотую и серебряную половиныиз них возникли соответственно небо иземляВ яджурведической литературе творение связывается с вепрем начальных времён (обычноотождествляемым с Праджапати), ныряющим в воды и из ила создающим землюНекоторые тексты отражаютверсиюсогласно которой земля и солнце (огоньвозникли из лотосаплававшего в водах (также при участииПраджапати). Эта последняя версиявидимоимеет свои истоки в космогонических представленияхавтохтонного населения ИндииТакже известны и другие поздние варианты мифа о творении (напр., вупанишадах), являющиеся уже результатом натурфилософских спекуляцийно сохраняющих и исконнуюмифологическую основуСр., напримерверсию о творцеотождествляемом со смертью или голодомпожелавшем воплотитьсятесоздать тварный мир («Врихадараньяка-упанишада»). Дальнейшие вариацииэтого мотива - создание жертвы (в частностидля Праджапатисоздавшего потом дева и асури из частей еёосновных элементов - вселенной - приобретают значение самодовлеющего целогоРечь идёт прежде всего осоздании вселенной из членов тела первочеловека Пуруши (РВ Х 90АВ Х 2) - как природнойтак исоциальной организации («Когда разделили Пурушу,... брахманом стали его устаруки - кшатриейбёдра его - вайшьейиз ног возник шудраЛуна родилась из мыслииз глаз возникло солнце,... из головы возниклонебо...»); в основе этого варианта лежит практика древних человеческих жертвоприношенийПодобно этомуашвамедха дала начало мифологическому варианту творения мира из частей коня («Брихадараньяка-упанишада»). Начиная с «Атхарваведы», нередко отождествляется с жертвоприношением и Вишнус которымуже в «Ригведе» связана мифологема о трёх шагахсоздающих вселенную и моделирующих как структуру еётак и функцию центраисполняемую ВишнуОбычно эта мифологема включается в миф о борьбе с демономВритройв которой Вишну помогает ИндреТворение как результат жертвоприношения связывается также сВишвакарманом, «творцом всего», являющимся то как плотникто как кузнецто как ваятельили сТваштаромдемиургом и искусным мастеромВ частностиТваштар породил Брихаспати (илиБрахманаспати), который как божественный первожрец также имеет отношение к творениюВишвакарманТваштарБрихаспати в мифе нередко изофункциональны (подобныПраджапатиНаконециногда первичнаякосмогоническая функция приписывается в мифе Индреразъединившему небо и землюукрепившему землюи установившему небесный сводчто привело к созданию этого мирахарактеризуемого дуальностью (верхниймир - нижний мирдень - ночьдева - асуры и тд.). 
Перечисленный круг мифов и мифологических мотивов составляет периферию в Вм., отражающую как быпредысторию творенияВ центре Вм. - мифы о «втором творении», точнее говоряосновной миф о борьбеИндры с его противникомвоплощающим силы хаосанеопределённостидеструкциии создании новойвселеннойорганизованной на иных началахВ качестве противника Индры выступают прежде всего демоны - чудовища ВритраВалареже ШушнаПани и др., скрывающие скот (в скалев пещере), солнцеутреннююзарю или сковывающие водыПобеда Индры приводит к освобождению скотавод и тд., расчленениючудовища на частивоссозданию космосав частности в том его аспектекоторый связан с плодородиембогатствомпотомствомс переходом от экстенсивного использования природы к интенсивномутекспецифически ведийскому социальному космосу
Этот основной мифварьирующийся в многочисленных версияхсодержит ряд существенных мотивов [напр., чудовище на горе (холме), охраняющее напиток бессмертия (амриту), сомуили в водах и тп.], к-рыес однойстороныпомогают установить связь основного мифа с другими мифологическими мотивамиявляющимисяего трансформациямиа с другой стороныдают возможность конкретизировать его роль в жизни ведийскогообществаТакстановится весьма вероятным предположениечто этот основной миф был своего родасценариемвоспроизводимым в ритуале переходаприуроченном к новому годутек тому критическомумоментукогда в соответствии с циклической концепцией времени космос возвращается к своемуизначальному недифференцированному состояниюи особый ритуал должен был заново синтезироватькосмосповторив все этапы его ставовленияимевшие место в «первоначальные» временаТаким образомвосновном мифе и ритуале актуализировалась связь мифологической диахронии и синхрониипроисходилоприобщение к истокамв частностичерез своего рода инициацию (таинство), связанную с отождествлениемучастника ритуала (или воспринимающего мифс божественным персонажем основного мифапроверялась иудостоверялась структура вселенной и ведийского обществаБлагодаря основному мифу происходила как быфизическая и нравственная регенерация как всего коллектива в целомтак и его отдельных членовОбобщённые отражения этой ситуации были в состоянии запечатлеваться в различных образах - отсновидений до таких синтетических концепцийкак мировое деревобрахман и тп., вокруг которых могразыгрываться сценарий основного мифаРазумеетсясуществовало значительное количество других мифовно большая их часть в той или иной степени дублировала схему основного мифа или расширяла имодифицировала её (срвариантысвязанные с заменой Индры или включением других богов в качестве егопомощников). Не случайночто количество мифовсвязанных с данным божествомв значительной степенизависит от включённости этого божества в схему основного мифаС персонажаминаделёнными абстрактно-космогоническими функциями (АгниСомаВаруна и тп.), связано весьма небольшое число мифов
Вм., как она отражена в древнейших текстахпредполагает свободную композицию мифов на основе всейсовокупности мифопоэтических знаний (veda); каждый сюжетмотиватрибут мифологичен в принципе и нетребует для своего объяснения специального мифа в установившейсязаконченной формеВ то же время внедрах Вм., понимаемой как нечто единоено представленное в многообразии вариантовначиналискладываться (и чем дальшетем больше и определённеемифологические мотивымифологемы и целыемифыкоторые со временем отрывались от общего ствола и приобретали большую или меньшуюнезависимостьнапристория любви царя Пурураваса к апсаре Урваши, ставшая впоследствии знаменитойблагодаря литературной обработкеи др
Историко-культурное значение Вмисключительно великоОна оказалась истоком великих религиозно-философских концепцийзародившихся позже в Индиии послужила основой для поэтического творчества
Ряд мифологических мотивов получил яркое выражение в последующей литературе и изобразительномискусстве народов Индии и за её пределами
Лит.: Миллер ВФ., Очерки арийской мифологии в связи с древнейшей культуройт1М., 1876Овсянико-Куликовский ДН., Религия индусов в эпоху Вед, «Вестник Европы», 1892т2-3Огибенин БЛ., Структурамифологических текстов «Ригведы», М., 1968Елизаренкова ТЯ., Мифология Ригведыв кн.: РигведаМ., 1972Bergaigne A., La religion védique daprès les hymnes du Rig-Vedav1-4P., 1878-97Мaedоne11 AA., Vedic mythologyStrasaburg1897В1ооmfie1d MThe religion of the VedaNY.-L., 1908Sсhгоеder LvonArische ReligionBd 1-2Lpz., 1916-23Oldenberg Н., Die Religion des Veda2 Aufl., Stuttg. - В., 1917Griswold Н., The religion of RigvedaL„ 1923Keith АВ., The religion and philosophy of the Veda and UpanishadsН1-2Camb., 1925Dumezil G„ Mitra - VarunaEssai sur deux representations indo-europeennes de la souveraineteP.. 1948Dumezil G., Les Dieux des Indo-EuropeensP., 1962Renоu L., Religions of ancient India2 ed„ Delhi1972Lüders Н., Varunat1-2Gött., 1951-59Thieme P., Mitra and AryamanNew Haven1957Gonda J., Someobservations on the relations between «gods» and «powers» in the Veda..., s'Gravenhage1957Gonda J., DieReligionen Indienst1-2Stuttg., 1960-63Moeller V., Die Mythologie der vedischen Religion und des Hinduismusвкн.: Wörterbuch der Mythologiehrsgvon НWHaussigAbt1Lfg8Stuttg., 1966Bhattacharji S., The IndiantheogonyCamb., 1970Kuiper FBJ., Cosmogony and conception: a Query, «History of religions», 1970v10, № 2
ВНТопоров.

(Источник: «Мифы народов мира».)
Богиня земли (?).
Богиня земли (?).

Богиня земли (?).
Золотое блюдо.
VIIIVII ввдо нэ.
Лаурия-Нандагарх.
Шива лингамурти.
Шива лингамурти.

Шива лингамурти.
Фаллический образ Шивы-Рудры.
Камень.
I вдо нэ.
Гудималлам.
Индра как верховное божество на слоне.
Индра как верховное божество на слоне.

Индра как верховное божество на слоне.
Барельеф.
II вдо нэ.
Бходжа.
Гандхарва и апсара.
Гандхарва и апсара.

Гандхарва и апсара.
Барельеф.
Песчаник.
VIVII вв.
Сондани.
Гуалиджар.
Апсара с зеркалом в руке.
Апсара с зеркалом в руке.

Апсара с зеркалом в руке.
Деталь барельефа.
X в.
Кхаджурахо.
Вишну, сидящий на Гаруде.
Вишнусидящий на Гаруде.

Вишнусидящий на Гаруде.
Шифер.
XII в.
Канара.
Шива - Чамундешварар и Парвати на быке Нанди.    17 в.

Шива - Чамундешварар и Парвати на быке Нанди17 в.
Апсара с зеркалом в руке. Храмовая скульптура из Кхаджурахо. 10-11 вв.

Апсара с зеркалом в рукеХрамовая скульптура из Кхаджурахо10-11 вв.
Вишну на Гаруде.  15 в.

Вишну на Гаруде15 в.
Слева – Ведьмы вызывают гром и град. Рисунок 15 в. Справа – Ведьма на коне дьявола. Немецкая гравюра 15 в.

Слева – Ведьмы вызывают гром и градРисунок 15 вСправа – Ведьма на коне дьяволаНемецкаягравюра 15 в.

Комментариев нет:

Отправить комментарий