ШИВАПУРАНА
Перевод первой главы поэмы «Тирувасахам» Маниккавасахара
Н.Гордийчук
Поэма «Тирувасахам» («Священные речения») средневекового тамильского святого и поэта Маниккавасахара считается одной из вершин индийской религиозной поэзии и входит в число важнейших священных текстов религиозно-философской традиции шайва-сиддханты. Произведение датируется IX веком н.э. и вместе с другим произведением того же автора, поэмой «Тирукковейар», составляет восьмую книгу тамильского шиваитского канона «Тирумуреи».
На рисунке (выше): Шива посвящает Вадавура. По пути в Тирупперундурей, министр пандийского царя, очарованный магнетизмом личности брахмана, восседающего под деревом баньяна, припал с любовью к его стопам, признав в нём своего гуру. Этим брахманом оказался сам Шива, который благословил молодого Вадавура, дал ему имя Маниккавасахар и посвятил в тайны Шиваджняны.
Один из самых почитаемых шиваитских святых Южной Индии происходил из брахманского рода, проживавшего в местечке Вадавур близ Мадурая. С детства мальчик демонстрировал незаурядные способности, благодаря чему оказался при дворе пандийского царя Аримарттанара и, когда вырос, стал его министром. Однако однажды в жизни молодого придворного произошёл религиозный поворот. Связанные с этим события известны по отсылкам в самой поэме «Тирувасахам», однако наиболее известное их изложение в форме последовательного агиографического повествования содержится в произведении XVII века «Тирувилеядал-пуранам» («Пуране о священных играх») Паранджоти Мунивара. Согласно этому преданию, однажды царь вручил министру крупную сумму денег из казны и велел отправиться в прибрежный порт, чтобы приобрести боевых коней для нужд армии. Однако по дороге тот встретил пожилого брахмана-шиваита (в образе которого скрывался сам Шива) и благодаря божественной милости обрёл просветление и поэтический дар. В этот момент Шива и дал ему новое имя Маниккавасахар, что переводится как «рубиноречивый». Все деньги Маниккавасахар потратил на благоустройство шиваитского храма в Тирупперундурее. Однако когда Маниккавасахару пришло время держать отчёт перед царём за расстраченные деньги, поэт обратился к Шиве за помощью, и тот продолжил свою божественную игру: превратил всех местных шакалов в великолепных лошадей и в обличии заморского купца пригнал их к пандийскому царю. Царь был несказанно счастлив и сразу же простил своего министра. На следующий день правда лошади превратились обратно в шакалов, однако царь таким образом впервые узнал о божественном предназначении Маниккавасахара.
На фото: Шива в обличии купца (верхом) пригоняет табун лошадей пандийскому царю, справа от царя Аримарттанара изображён Маниккавасахар.
«Тирувасахам» – главное произведение Маниккавасахара. Оно представляет собой обширное собрание религиозных песнопений, состоящее из 51 гимна (главы) общим объёмом 3414 строк. Согласно преданию, Маниккавасахар сочинял гимны во время своих странствий по шиваитским святыням средневекового Тамилнада, а кульминации его паломничество достигло в Чидамбараме, где Шива в облике писца собственноручно их записал. Здесь же произошло и окончательное освобождение Маниккавасахара, когда он растворился в образе Шивы Натараджи в храме Чидамбарама.
Таким образом «Тирувасахам» – это хроника духовного путешествия поэта, своеобразный стихотворный дневник, в котором он скрупулёзно и с большим мастерством фиксирует оттенки своих религиозных переживаний и состояний. Основные темы произведения – чувство неудовлетворённости сансарическим миром, осознание поэтом собственного несовершенства, бренной природы своего тела и слабости духа и того, что он недостоин той милости, которую даровал ему Шива, приняв Маниккавасахара в круг своих бхактов. Минуты страшного отчаяния в поэме чередуются с напряженным ожиданием божественного дара и высочайшим религиозным экстазом от слияния с Шивой.
Предлагаемый читателю фрагмент – это знаменитая первая глава «Тирувасахама» под названием «Шива-пуранам», которая часто фигурирует и как самостоятельное произведение. В основе «Шива-пураны» лежит яркий контраст между божественной красотой и величием Шивы и собственной неполнотой и несовершенством, которую так ярко описывает Маниккавасахар. Внимание также привлекают строки, где мистик вспоминает историю своих прошлых рождений и говорит, что в день создания этого гимна он узрел стопы танцующего Шивы и навсегда прекратил свои будущие перерождения.
На иллюстрации (сверху): Маниккавасахар на фоне Чит и Канака-сабхи («Зала сознания» и «Золотого зала») в Чидамбараме.
Переводу предшествовало совместное чтение текста на семинаре «Классическая тамильская литература» под руководством А. М. Дубянского, проводимого при поддержке «Лаборатории ненужных вещей». Переводчик выражает свою благодарность всем участникам семинара.
На фото: храм на месте рождения великого тамильского святого Маниккавасахара в Вадавуре.
СИВАПУРАНАМ
Слава [мантре] «намах шивайа»! Слава стопам владыки!
Слава стопам того, кто сердце моё ни на мгновение не покидает!
Слава стопам драгоценного гуру, владыки Кокажи!
Слава стопам сладости, заключённой в агамах!
Слава стопам единого, многоликого, наивысшего!
Победа стопам царя, обуздавшего гнев!
Победа [ножным] браслетам разрушителя, прекращающего рождения!
Победа цветочным стопам недостижимого для посторонних!
Победа стопам царя, радующего сердца тех, кто сложил [в молитве] руки!
Победа стопам великого, возвышающего тех, кто склонил [в молитве] голову! 10.
Почтим стопы владыки! Почтим стопы нашего отца!
Почтим стопы исполненного жаром! Почтим прекрасные стопы Шивы!
Почтим стопы безупречного, окружённого любовью [бхактов]!
Почтим стопы господа, прекращающего рождение в майе!
Почтим стопы бога из прекрасного Перунтурея!
Почтим гору, приносящую бесконечное счастье!
Шива пребывает в моей душе,
И потому его милостью, припадая к стопам,
С радостным сердцем поведаю я Шивапурану,
Дабы сгинула вся прежняя карма. 20
Явился [мне] бог с глазом во лбу, чтобы взглянуть оком милости,
И простёрся я к стопам непостижной красоты!
Сияющий свет, наполнивший небо и землю!
Бесчисленный и безграничный! [Оставаясь в оковах] дурной кармы,
Я не знаю, как воспеть твою великую славу.
Был я травинкой, был растением, червём был и деревом,
Многими животными рождался, птицею и змеёю,
Камнем был, человеком, демоном и другою нечистью,
Могучим асурой был, святым подвижником, рождался богом –
Воплощался во всём – и в растениях, и в животных, но устал я, о Перуман! 30
Воистину, узрев твои золотые стопы, сегодня я обрел освобождение!
О, истинный, словно слог «ом», ты пребываешь в моей душе,
Дабы спасся я. О, Вимала! Наездник быка!
Веды называют тебя владыкой,
Ты высок, ты глубок, ты широк – о, наитончайший!
Ты горячий и ты прохладный! О, Вимала, хозяин!
Подлинный свет, воссиявший истинным знанием,
Ты явился, дабы сгинула вcякая ложь!
О, Перуман, блаженство для меня, лишенного всякого знания!
Благое познание, изгоняющее неведение! 40
Ты не имеешь ни конца, ни начала, ни меры!
Весь мир ты создаёшь, защищаешь и разрушаешь.
Милость даёшь и забираешь. Ты принял меня в сонм своих преданных.
Ты подобен аромату [цветка]; ты так далёк и так близок!
О, владыка Вед, недоступный ни слову, ни уму!
О, наш Перуман, прерывающий вереницу перерождений,
В сознании бхактов ты струишься как мёд,
Приятный, как если бы молоко, гхи и тростниковый сок смешали вместе!
О, пятицветный! Ты недостижим даже для богов, что взыскуют тебя! 50
Связал ты меня накрепко веревками благой и дурной кармы,
Так что, грешный, потерялся я в сумраке майи.
Хижина с девятью вратами снаружи обтянута кожей,
[А внутри] среди нечистот повсюду черви кишат,
И дерьмо [из неё] вытекает; одурманена пятью чувствами –
Душа [моя пребывает] в оковах! Вимала!
К ничтожному мне, который с тобою в любви не смешался,
У которого сердце от нежности не растаяло,
Ты снизошёл, спустившись на землю
И явил свои длинные стопы в браслетах! 60
Ко мне, рабу, что валялся ничтожней собаки,
Ты был добрее, чем мать!
Сияние раскрывшегося лотоса с безупречным светом!
Исполненный жара! О, амрита полная сладости! Владыка Шивапурама!
Благородный, ты отсекаешь привязь, что зовется паша!
Великая река огромной неиссякающей милости!
О, неистощимая амрита! Господь безграничный!
Свет, что спрятан в душе, прекративших раздумья!
Растопил ты меня как воду и стал моей драгоценной жизнью!
Не ведаешь ты радости и печали! О, внутренний! 70
Любящий тех, кто любит! Ты есть всё и ничто!
Ты свет и кромешная мгла! Великий не проявившийся!
О, изначальный! Не имеющий ни середины, ни конца!
Отец мой, Перуман, ты утащил и заключил меня в рабство!
Ты – невидимый взгляд мысли у тех,
Кто прозрел благодаря остроте познания истины!
Ты тончайшее сознание, которое нельзя утончить!
Ты свят, ты не знаешь рождения, смерти и привязанностей!
Наш хранитель, берегущий [вселенную]! Великий свет недоступный взгляду!
Половодье реки блаженства! Отец! Ты велик! 80
Твоя форма – солнечный свет! Ты тончайшее сознание, словами невыразимое!
В изменчивый мир ты приходишь в разных обличьях –
Ты ясность знания! Ты прозрачность ясности!
Ты сладостная амрита, чей источник в моём сознании. Ты хозяин!
Не могу я больше находиться внутри этого тела из плоти
Со множеством уродств. Кто славит тебя, кто зовёт тебя снова и снова:
«Господь! Хара! О!» – те из лжи попали в истину.
Только ты способен разрушить эту хижину с её обманом чувств –
Чтобы снова сюда не вернулись [мы], родившись [в результате действия] кармы.
«Господь, танцующий свой танец в ночи! О, танцор из Тиллея! 90
Житель южной страны Пандиев! Ты прекращаешь горестные перерождения! О!» –
Кто в таких словах говорит о невыразимом в словах,
И с пониманием смысла поёт эту песнь, сочинённую под священной стопой,
Те придут в Шивапурам и пребудут там под священной стопой Шивы,
Смиренно почитаемые многими.
Примечания
«намах шивайа» – пятислоговая мантра (панчакшара), которая считается одной из самых священных в шиваизме.
Кокажи – одно из названий шиваитской святыни Тирувавадутурей в районе Танджавура
агамы – разновидность священных текстов индуизма. В традиции шайва-сиддханты называется 28 агам, посвященных Шиве.
Перунтурей – местечко в окрестностях Танджавура, где произошла первая встреча Маниккавасахара с Шивой в облике монаха-шиваита
Перуман – «Великий, Господь», имя Шивы
Вимала – «Лишенный недостатков», имя Шивы
паша – в философии шайва-сиддханты это узы, которые удерживают индивидуальную душу (пашу) от соединения с богом (пати)
Хара – «Разрушитель», имя Шивы
О, танцор из Тиллея… – старинное название храма Шивы-Натараджи в Чидамбараме
Пандии – династия тамильских царей, чья столица находилась в Мадураи
Шивапурам – букв. «град Шивы», здесь место соединения индивидуальных душ с Шивой
https://www.hinduism.today/shivapurana?fbclid=IwAR1fN90_n7-YqHLFCa_ncm_ijdwz5F_4Z6MTex6MfXfc80bsN8mIa2K
Комментариев нет:
Отправить комментарий