Александр Редько.
Эзотерический Тибет. Путешествие на диване
«Воистину, много золота в земле и много алмазов и рубинов в горах, и каждый жаждет овладеть ими! И так много людей стараются найти их! Однако, как люди не нашли всего этого, так они не дойдут и до Шамбалы без зова!.. Немногие доходят до святого места, и лишь если Карма их созрела». (Roerich N. Shambhala. NY, 1978, с.14).
А что же сообщают о легендарной обители человеко-богов коренные религии тех мест – индуизм, индийский и тибетский буддизм?
Все они однозначно говорят о том, что легендарная Шамбала никогда не существовала на Земле и является небесной духовной страной, где обитают бодхисаттвы и небесные будды.
Нынешний владыка Шамбалы, Великий Дух Ригден Дже-по, изображается на священных танках – сидящим на высоком небесном троне. Левой рукой он поддерживает «Колесо Закона» а в правой держит стебель лотоса, на котором покоятся книга и меч – знаки владыки знания Манджушри.
Эзотерика Шамбалы
Переводя язык древних терм на язык современной эзотерики, можно сказать, что Шамбала – это тонкоматериальное невидимое образование над нашей планетой. Земля – разумное живое существо и так называемая Шамбала – одно из её тонких тел. К примеру, Ноосфера планеты – это аналог тонкого Буддхического Тела человека, а Шамбала – примерный аналог нашего тонкогоТела Атмы.
Физически она представляет собой ионизированный плазмоид, лежащий в ионосфере планеты.
Так же, как наш Дух является самостоятельной космической сущностью, призванной опекать по жизни Личность отдельного человека, так и Шамбала является особой, тонкоматериальной формой духовной жизни, связанной с планетой Земля, и призванной сохранять принципы гармонии бытия всех её обитателей. Это духовномыслящая оболочка планеты; своеобразная разумная сущность в виде энергообособленного тонкоматериального коллективного разума. Само собой разумеется, что «побывать» в небесной Шамбале можно лишь в трансцедентальных состояниях, о чём и писал китайский доктор Лаодзин…
Важно понимать, что Шамбала – не имеет конкретной привязки к какой-то части Земли. Она окутывает своим энерго-информационным полем-коконом всю планету, а, стало быть, понятие Шамбалы, как обители небесных Учителей, применимо для всех жителей Европы, Азии, Африки, Америки, причём у каждого народа – в своих местных терминах и в своей локализации.
Но есть места мистических проекций-порталов небесной Шамбалы на нашу Землю, в которых ченнелинг с её Учителями наиболее доступен контактёрам
Тибетская проекция Шамбалы. Древние духовные термы (священные тексты), гласят, что в суровых и неприступных областях Тибета, окружённых со всех сторон заснеженными цепями самых высоких в мире гор, высится загадочная вершина Юнгдрунг Гутсек (в переводе с тибетского – Девятиэтажная Гора-свастика), известная в мире, как гора Кайлас. Она является энергетическим позвоночным столбом, соединяющим земной и подземный миры с Великим Космосом. Между священной горой, с одной стороны и озёрами Манасаровар и Ракшас Тал с другой, на 25 километров вширь раскинулось высокогорное плато Барка. Ни деревца, ни кустика на его бесплодной волнистой поверхности. Но это, картина, которую паломники видят в нашем физическом мире. Так вот, согласно древнейшей мифологии из «Синей летописи Тибета», именно над горой Кайлас и плато Барка в параллельном нам тонком мире, раскинулись две страны-антагониста: община СВЕТА – Шамбала и империя ТЬМЫ – Олмо Лундринг.
Эти небесные страны как бы имеют земное отражение на данный регион планеты. Шамбала простирается непосредственно над Мандалой Кайласа, в параллельном нам духовном мире и имеет форму восьмилепесткового лотоса. Множество её великолепных дворцов и величественных храмов этой страны расположились вокруг священной горы. Четыре великих реки стекают с вершины последней во все стороны света. Великие мудрые Духи живут в этой стране, но ни они, ни сама страна, не доступны видению простого человека. Более того, ни один обычный человек, во все времена не сможет подняться на священный Кайлас и узнать тайну связи нашей планеты с Космическим Разумом. Так в Тибете
Каждая из небесных обителей, и Олмо и Шамбала, периодически посылает на Землю своих Бодхисаттв, принимающих человеческое обличье и становящихся для людей Учителями, пророками, духовными и государственными лидерами. Конечно же, каждый из них служит тому, или иному Демиургу, призывая и нас следовать за собой…
Африканская проекция Шамбалы. Упомянем об ещё одной легендарной проекцией Шамбалы на нашу Землю. Ни Геродот, ни Плиний, ни Птолемей, ни другие древние историки не дали нам конкретных сведений ни о прежней Сахаре, ни о землях, лежащих за ней. Потому, нельзя с уверенностью утверждать, в какой тьме веков возникла легенда о городе, ставшим таинственным и недоступным призраком. Городе, лежащем в самом сердце Африки, у южного края великой пустыни, окружённом дугой излучины реки Нигер. Городе, улицы которого, как писал Лев Африканский – выстланы золотыми плитами, где живут 333 Великих Учителя, и где хранятся сокровища, несравненно превосходящие своей ценой презренный металл. Эти истинные сокровища для человечества – священные манускрипты, содержащие ответы на все вопросы, что мучают людей и хранящие все законы для их праведной жизни. Этот удивительный город – ещё одна возможная проекция небесной Шамбалы на Землю.
Много веков люди пытались найти легендарный город-мираж в Сахаре, обитель Великих Мудрецов и хранитель золотого запаса человечества, где жёлтый металл растёт на грядках, а люди знают, как правильно жить.
Город, ставший неуловимой мечтой и вечной могилой для многих путешественников разных поколений.
Имя ему – Тимбукту, что на языке туарегов означает – «Колодец мага Букту». И никто до сих пор не знает, тот ли это город, что видят глаза нынешних путешественников, или это просто сахарский мираж, сотворённый колдовскими чарами хозяев пустыни. И как увидеть настоящий Тимбукту – тоже не знают люди…
Хранятся тут и великие манускрипты, содержащие в себе опыт всех пяти предыдущих человеческих цивилизаций, погибших от золотого заклятия. Ведь улицы удивительного города выстланы золотом для того, чтобы быть попираемыми ногами мудрецов; чтобы сим постоянным актом подчеркнуть превосходство целей бессмертного человеческого Духа над ценностями его бренного тела.
Два века в священный город пробирались авантюристы из тех стран, где неустанное обогащение давно стало целью жизни. Но всех их ждало разочарование: ни золота, ни мудрецов они в Тимбукту не нашли…
Для посторонних глаз, магией гарамантов был создан город – двойник Тимбукту. Его пустынный мираж, его иллюзорный призрак в материальном мире; город, в котором может побывать теперь каждый, кто захочет. Но, вместо золота там – песок…
Настоящий же Тимбукту виден теперь далеко не многим. Он виден лишь тем, кто знает разницу между истинными и мнимыми богатствами человечества.
Алтайская проекция Шамбалы. Существуют легенды и о нескольких проекциях Шамбалы на территорию России. Однако, общепризнанной из них издревле считался Алтай, который в старинных легендах называли Страной Белого Бурхана. Именно в этой стране, по местным легендам, должен сойти на землю следующий небесный посланник – Будда Майтрейя (Белый Бурхан). Это те места на Катуни, где, по древнему пророчеству, произойдёт последняя для человечества война Добра со Злом. Удивительной легенде посвящена картина Н. К. Рериха «Победа» или «Змей Горыныч», которая находится в Доме Ученых новосибирского Академгородка.
Алтайская Шамбала зовётся словом – Беловодье. Это легендарная страна великих праведников, страна свободы. В своё время русские старообрядцы пришли на Алтай именно в поисках ее. Небесная Шамбала непосредственно проецируется на землю в районе Белухи, высочайшей вершины Сибири. Алтайцы называют Белуху Сюмер-Улом («священная гора») и Юч-Сюмер («трехвершинная гора»). Сюмер – от индийского Сумеру, или Меру, – имени центральной горы высшего Мира, которую алтайцы именуют Ак-Сюмер («белая гора»). Это место обитания богов на небе, а у подножия ее лежит Ак-Сют-Кёль, – «белое молочное озеро».
На Алтае веками живёт легенда о стране «Белой воды», в которой говорится, что Белуха является колыбелью цивилизации. Местные жители считают, что новая цивилизация зародится именно здесь. Эта гора является мощным энергетическим центром. Она расположена на равном расстоянии от четырех океанов и через нее проходит мощный энергетический луч, питая землю и всех нас положительной энергией. В индийских священных ведах пишется, что Белуха призвана определять «центр от океанов», так как расположена почти на равном расстоянии от трех океанов – Северного Ледовитого, Тихого и Индийского, за что и называется в древних письменах «пуповиной Земли». Именно благодаря этой горе, которая наполняет мир белой, светлой силой, Горный Алтай и называют страной Беловодья, в которой человек способен открывать в себе новый творческий потенциал, экстраординарные способности и находить ответы на вопросы, мучающие его долгими годами.
В окрестностях Белухи, в ущелье Ярлу (долина эдельвейсов), якобы находится энергетический камень Чингисхана. Именно поэтому, по мнению уфологов это место является чрезвычайно активной зоной. Они даже считают, что именно здесь расположен космодром для возможной посадки НЛО.
А по преданиям местных буддистов, именно в Ярлу находится один из входов в загадочную алтайскую Шамбалу. Шаманы же уточняют, что Шамбала находится внутри священной Белухи, но в другом пространственном измерении. И увидеть ее можно только в видоизмененном состоянии сознания, а это не каждому дано.
А ещё предания говорят, что Алтайские горы – лестница в небо. Такая же эволюционная лестница для человечества, как легендарная «Лестница Йакова» на священном Кайласе…
Вот и всё, что в настоящее время известно о поисках легендарной обители Учителей. По большому счёту – никто до сих пор так и не смог ответить на вопрос: а существует ли Шамбала на самом деле? Может быть это всего лишь религиозная метафора, или философское понятие? А может в голове у каждого из нас есть своя Шамбала? Серьёзные вопросы, чтобы задуматься…
Раздел 2. Сакральные города
Столица – Лхаса
Конечно же, свой рассказ о духовно-образующих городах центрального Тибета мы начнём с его мистической столицы – солнечноликой Лхасы.
Представьте, что вы уже лежите на деревянном топчане лучшей её гостиницы, называемой – «Як-отель». Это самый первый отель, который Далай-лама когда-то разрешил открыть здесь иностранцу. И этот иностранец был русским человеком, о чём ныне напоминает лишь вывеска на его ресторане – «Дуня». Теперешние владельцы отеля, голландцы, очень качественно и бережно отреставрировали его. В нём есть как шикарные номера по 50 долларов, так и демократичные комнаты на 20 человек без различий пола, возраста и национальности, где койка стоит 50 центов в сутки.
И вот, солнце брызнуло плотными лучами в окно комнаты и вы немедленно отправляетесь на улицы, навстречу новым ощущениям и знаниям. Скорее, пока приятная утренняя прохлада не сменилась сухим жёстким пеклом полудня. Ведь Лхасу не зря называют «солнечным городом». В году здесь бывает не менее 3000 часов ясной солнечной погоды, половину из которых тяжело переносить даже местным жителям. Отель удобно расположен в самом центре города: выходите – и вы уже на главной его улице Dekyi Shar Lam (Дорога Радости), которая прорезает столицу пятикилометровой лентой. Эта улица – часть древнейшей трансазиатской дороги. Начинаясь в глубине Индии, она проходит затем через всю Центральную Азию, Монголию и заканчивается на просторах нашей Сибири!
В том месте, где большая дорога выходит в широкую межгорную долину тибетской реки Уй-чу (притока Ярлунг Цангпо), одиноко возвышается трёхголовая скалистая возвышенность. На ней и был построен город, ставший столицей Тибетского государства. Случилось это в пятидесятых годах седьмого века н.э., при короле Сонгтсене Гампо. Многочисленные войны с бонцами всех мастей, не раз разрушали Лхасу. С тринадцатого до семнадцатого веков она даже уступала столичные функции Недонгу и Шигадзе. Пятый Далай-Лама вернул городу былую власть, построив там свою резиденцию – великолепную Поталу. И с тех пор этот храм-дворец стал резиденцией всех Далай-лам и своеобразным штабом сил буддизма в борьбе с бонпо.
В сторону Поталы вы и идёте по главной улице. Раньше не разрешалось строить в Лхасе жилые дома выше трёх этажей: никто не имел права смотреть сверху вниз на Далай-Ламу, когда тот проезжал в праздники по улочкам. Тогда, до 1951 года, столица была небольшим городком, с населением в 20—30 тысяч человек, жившим преимущественно вокруг двух её центров: административного – дворца Потала и духовного – монастыря Джоканг. Ныне наступили иные времена. Вереницы китайских рабочих, как муравьи тащат на согнутых спинах тяжёлые камни на стены новых высоких зданий. Экспансию Тибета КНР начала с Лхасы, делая всё чтобы она стала китайским, а не тибетским городом. Более чем 300 тыс. населения ныне проживает в нём и практически все они приехали из Китая. Тибетский квартал, сохранившийся на востоке столицы, составляет лишь 4% от всей её площади! За последние 50 лет Лхаса изменилась больше, чем за всю свою предыдущую историю! Китайцы очень гордятся этим, а тибетцы покидают свой город…
Теперь они приходят поклониться его святыням только по большим буддистским праздникам. В иные дни тибетских паломников можно встретить лишь в нескончаемых вереницах верующих, обходящих святыни своей столицы. Простых же граждан тибетской национальности на центральной улице города встретить очень трудно. Да и вообще ничего тибетского на ней почти нет. Идём по широкому ухоженному тротуару мимо пятиэтажных современных зданий банков, офисов, отелей. Большие стеклянные витрины магазинов приглашают приобрести китайскую одежду, обувь, электронику, массовые сувенирные псевдо-тибетские поделки.
Светофоры, такси, полицейские на перекрёстках… И это таинственный Тибет? Сразу скажу: конечно и в столице есть, что посмотреть. Рассказ об этом ещё впереди. Но, если Вы планируете налётом побывать только в Лхасе и её окрестностях, то можете потом и не сомневаться: в Тибете Вы не были!
А центральная улица наконец-то выводит вас на главную площадь. Когда-то здесь была живописнейшая тибетская деревушка «Шол». Китайцы снесли её и сделали большую площадь по образцу Пекинской площади Тяняньмынь. Всё её достоинство заключается лишь в том, что с неё открывается прекрасный вид на две главные городские скалы: справа – гора Марбори, с величенственным
белокрасным комплексом дворца Потала, а впереди слева – гора Чакпори. Рассказ о Потале – впереди, а на Чакпори в пятнадцатом веке располагался женский монастырь. Когда же, через два столетия, Лхаса вновь стала столицей, регент Тибета Сенгье Гьятсо (который достроил Поталу после смерти пятого Далай-Ламы) основал тут знаменитый Тибетский медицинский учебный Центр, называвшийся «Храм медицины». Именно его ученики-монахи и принесли, в последующем, всемирную славу тибетским методам лечения.
На улицах Лхасы
Позже Центр стал известен, как Традиционный тибетский госпиталь (Ментсикханг). Кстати: хирургия в тибетской медицине никогда не применяется, и пациенты, которые нуждаются в операции, должны посетить один из китайских госпиталей Лхасы.
Ныне в Лхасе имеется другой Тибетский госпиталь. Там все еще обучаются доктора тибетской медицины, и на верхнем этаже хранятся традиционные медицинские и учебные танки. Если вы хотите посмотреть клинику, вам нужно вежливо попросить кого-нибудь из персонала показать вам ее. Только не торгуйтесь. Короткий учебный видеофильм обычно показывается за Y10.
Наука тибетской медицины – это тайная область, теории которой берут начало из тантрических текстов. Диагноз ставится по пульсу, и считается, что болезни происходят от дисбаланса жидкостей в организме. Очевидно, что она имеет нечто общее с индийской и китайской медициной. Влияние последней можно видеть в использовании moxibustion – процедуры, предусматривающей сжигание распущенного растительного материала на коже.
Полчаса несложного подъёма, и Вы уже на вершине Чакпори (3756 метров). От храма медицины ничего не осталось: китайцы разрушили его в 1959 году. Та же участь постигла и большую ступу, располагавшуюся прежде между холмами Марбори и Чакпори, в так называемых Западных воротах города. С вершины вам видны на том месте лишь небольшие чортены. А вот вид на Поталу отсюда – просто фантастический! Фото на закате или на рассвете будут неповторимыми!
Обернитесь на юг и полюбуйтесь водами Уй-чу, струящимися между окраинами города и гребнями хребта, замыкающего долину. Хорошо виден остров Гумолин-ка, бывший ранее излюбленным местом отдыха и пикников простых тибетцев, особенно в дни, многочисленных прежде, религиозных фестивалей и праздников. Ныне там китайский «Остров грёз», с караоке, магазинами, алкоголем и проституцией. Смотрим на запад и видим вдали зелёный оазис загородной резиденции Далай – Лам, называемый Норбулинка…
Спуститесь по восточному гребню Чакпори, чтобы осмотреть пещеру, в которой, по преданию, медитировал ещё король Сонгсен Гампо. Затем идите ещё ниже к центральной улице и небольшой площади, где на подстаменте возвышается огромный золотой як – монумент самому главному животному Тибета. Именно с этого места начинается маршрут самой большой в столице городской коры, называемой Лингкор. Пилигримы идут кору, крутя в руках свои неизменные молитвенные барабанчики. В них находится туго скрученный рулон со священными текстами. Считается, что при вращении барабанчика молитва сама уходит прямиком в небо от любого неграмотного тибетца.
Вся земля Лхасы считается у буддистов священной. Именно этим словом и переводится название города. Вокруг многих его мест кружат паломники, но есть и три главных священных круга – коры. Первый – вокруг стен старейшего монастыря Джоканг в центре столицы. Второй – по улице Баркхор, которая окружает этот именитый монастырь. И третья, это кора Лингкор, девятикилометровый маршрут которой идёт по бывшим границам Лхасы, огибая всю древнюю часть города, включая скалы Марбори и Чакпори. Именно с этой коры начинали свои ритуалы пилигримы, приходившие в Лхасу со всего Тибета. С неё начните и Вы, надеясь наконец-то увидеть Тибетскую, а не Китайскую Лхасу.
Рассказывать обо всех подробностях этого полуторачасового пути мы не будем. Сообщим лишь об интересных местах. Первое из них находится буквально в ста метрах направо от скульптуры золотого яка и не имеет никакого отношения к буддизму. Но для иностранца это крайне важный объект, т.к. «Чайна Банк» – единственное место в Лхасе, а практически и во всем Тибете, где можно легально обменять валюту (кредитку вообще сразу можете убрать куда-подальше).
Затем, по ходу, можно полюбоваться небольшим озером позади дворца Потала, называаемым Лукханг. Здесь любил отдыхать шестой Далай-Лама, хотя его вкусы и не очень понятны: Потала никогда не имела канализации и нечистоты обитателей дворца стекали со всех его этажей как раз по задней стене здания.
Чуть дальше можно осмотреть памятник в честь первого китайского восхождения на Эверест.
Паломников на этой коре в обычные дни немного. Лишь в окрестностях монастырей Луканг и Тсепаг Лаканг, где имеются специальные стены с крупными молитвенными барабанами, которые походя подкручивают паломники, верующих бывает побольше. Здесь же дымятся и специальные печи, по типу барбекю, в которых сжигались дымные ветки можжевельника, предлагаемые на продажу многочисленными нищими. Здесь же можно увидеть и истинных фанатиков веры, т.н. «гусениц» ползущих по маршруту коры, о которых мы рассказывали. Для того, чтобы в подобном религиозном экстазе пройти кору Лингкор, такому паломнику придётся совершить более 5000 ритуальных «упражнений»!
Странная, загадочная страна, этот Тибет. Как её люди, издревле использующие круг в своих религиозных обрядах (барабаны, мандалы, коры), не используют принцип колеса в своём быту (китайцы – не в счёт). Как можно обладать высочайшей силой духа и высшей духовностью, совершенно спокойно испражняясь посреди людной улицы…
Сделав полукруг, вы выходите на берег Уй-чу, где можно присесть и немного передохнуть. Далее маршрут коры Лингкор идёт по улице вдоль реки, по направлению к уже известной горе Чакпори, обходит её снаружи и заканчивается у золотого яка.
После этой Коры вы можете сходить на скалы Бумпари (4300 метров), виднеющиеся на противоположном берегу реки. Это двойные скалы, между которыми натянуты верёвки с разноцветными молитвенными флагами. Перейдя мост, направляйтесь прямо к скалам. До них-то не более километра, но вот подъём оказывается не простым, требующим местами навыков настоящего скалолазания. На вершине этих скал немало сооружений из камней, сделанных паломниками.
Если у Вас есть время и желание, то полезно совершить и 1—2-х суточный трек на гору Миндрук Тсари, самую высокую в окрестностях Лхасы (5470метров), где можно помедитировать пару ночей в священных пещерах. Идти туда надо не менее 15 километров, через перевал Ша-Ла. Дорога очень интересная, т.к. в пути можно осмотреть несколько древних ступ и монастырей. Однако, европейцам лучше выходить в путь с утра и нанять вьючное животное для поклажи. Идти тогда будет легче и можно засветло вернуться в Лхасу.
А можно направится и дальше, через перевал Кузум-Ла (4940метров) в долину реки Ярлунг Цангпо, чтобы посетить монастырь Дордже Драк, – один из двух самых главных монастырей секты Ниингмапа в Тибете.
Но прежде всегоэтого, вам необходимо посетить две главные святыни Лхасы: великолепнейший дворец Поталу и священнейший храм – Джоканг.
Дворец Потала
Ещё 1,5 тысячи лет назад люди обнаружили на красном холме Марпори (130 метров над городом) таинственную дыру-пещеру и стали поклоняться её мистическим свойствам, устроив в ней святилище для медитаций. В седьмом веке н.э. первый король Тибета – Сонгтсен Гампо, спрятал это место от лишних глаз, построив себе на нём дворец Кукхар-Подранг. Все животные дали благословление на возведение дворца, а вот одного сивого быка забыли спросить об этом. Он-то и восстал, позже, в образе нечестивого боннского царя Ландхармы, разрушив прекрасный дворец. От него сохранились лишь святилище с древней статуей бодхисатвы Авалокитешвары и таинственная пещера под ним. Затем, прошло несколько столетий…
В семнадцатом веке Далай-Лама пятый решил перенести из монастыря Дрепунг в Лхасу управление государством. Ниже святилища стали строить девятиэтажный Белый Дворец (Потранг-Карпо) и в 1649 году правитель Тибета переехал в свою новую резиденцию вместе с министрами. Так возникла административная часть здания будущей Поталы.
Затем над ней, вокруг святилища и исторической пещеры, стал возводиться духовный Красный дворец (Потранг-Марпи). Работа была длительной и трудной. Только авторитет Далай-Ламы пятого заставлял продолжать её, поэтому, когда тот якобы умер в 1682 году, этот факт скрыли. Регент Бсам Рис Ргиамтшо двенадцать лет продолжал строительство дворца, храня тайну от тибетцев. В 1694 году, когда строительство было завершено, смерть правителя обнародовали, а его нетленное «тело» поместили в погребальную ступу главного зала святилища.
Оба дворца слились между собой и получили название Потала, в честь священной горы на юге Индии. Её название переводится, как «Чистая земля Авалокитешвары». И король Согтсен Гампо и все Далай-Ламы считаются в ламаизме перерожденцами этого бодхисатвы Шамбалы. Поэтому Потала стала и дворцом и могильником тел последних.
(Мистический факт: в Красном дворце было построено тринадцать этажей. Столько же Далай-Лам правили независимым Тибетом; четырнадцатый похороненным там уже не будет).
Каждый из Далай-Лам пристраивал к дворцу дополнительные помещения и он, в конце концов, превратился в целый город, занимая площадь в 41 гектар! В нём размещалось правительство Тибета и религиозные школы, молитвенные залы и святилища-усыпальницы Далай-Лам, жилища монахов и хозяйственные помещения, тюрьма и монетный двор.
В 1959 году Потала обстреливалась, во время восстания против китайцев, но к счастью повреждения были незначительными.
Во время культурной революции её спас лично Джоу-Энь-Лай. Китайский лидер тогда развернул войска перед дворцом, защитив его от распоясавшихся хунвейбинов.
Храмы Поталы была вновь открыты для паломников в 1980 году. А к 1995 году китайцы произвели реставрацию 30000 кв. метров её помещений, затратив 4 млн. долларов.
Выдержанный всего в четырёх цветах (белый, чёрный, кроваво-красный и золотой), этот храм-дворец просто великолепен! Построенный в традиционном для тибетских жилищ стиле, он имеет форму гигантской усечённой пирамиды, продолжающей вверх своими контурами склоны горы Марпори. Точнее, – он как будто седлает гору сверху, «стекая» по её склонам своими многочисленными строениями. Да, именно так: дворец состоит как бы не из единого, а из десятков вертикальных зданий. Они прилегают друг к другу, образуя множественные ярусы, выступы и ниши. Узкие вертикальные окна, четыре круглые башни по углам, суживающиеся наружные стены – всё устремляет Поталу вверх, в синее бездонное небо. Более 118 метров составляет высота всего комплекса и 400 метров его ширина! Эффект устремления ввысь усиливается за счёт двух огромных белых ступенчатых крепостных стен, идущих от самого верха дворца к подножию горы и напоминающих распущенные крылья гигантской птицы. «Ногами» этой птицы видятся монументальные белые лестницы, уходящие вверх по зелени холма мощными зигзагами. «Голова» же состоит из десятков золочёных башенок и шпилей, вонзающихся в совсем близкое небо.
А может это не фантастическая птица, присевшая отдохнуть на гору Марпори, а гигантский корабль пришельцев, запечатлённый на века тибетскими зодчими?
Кто знает теперь истину?.. Вам остаётся лишь любоваться этим великолепным святилищем-храмом-дворцом, в 1994 году объявленным ЮНЕСКО объектом мирового культурного наследия.
Тремя разными путями можно подняться к святыням Поталы. Самый главный, тот, которым идут паломники, начинается с южной, самой величественной и парадной стороны дворца. Два широких белых пандуса, переходящих затем в ста-восьми ступенчатые лестницы поднимаются от центральных ворот дворцовой стены ко входу во внутренний двор Белого Дворца, называемый Дейянг Шар. Площадь его более 1500 кв. метров. Именно здесь в дни буддистских праздников проходят главные религиозные церемонии. Отсюда можно войти непосредственно в Белый Дворец, в прижизненные покои Далай-Лам, или подняться ещё выше, на крышу Красного дворца.
Есть ещё и две дороги, идущие с запада и с востока, по которым можно подняться почти к самому Красному дворцу. Почти на половину необходимого пути поднимет вас серпантин, а далее к стенам Белого дворца ведёт крутая лестница. Это не 108 ступеней, но всё равно, идти будет не просто, ведь высота почти такая, как на горе Монблан в Альпах!
Зато, по ходу можно хорошо рассмотреть строение одного из вертикальных зданий дворца.
Тёмными узкими лестницами (в Потале нет электричества) вы поднимаетесь через всё здание на крышу Красного дворца. Это, по сути дела, обширный двор, на котором имеется множество небольших храмов, летних беседок, затейливых балкончиков и внутренних переходов. Все крыши храмов Красного дворца загнуты вверх на китайский манер, углы их украшены золочёными головами каких-то драконов, крокодилов и хищных птиц. На коньках высятся многочисленные золотые башенки в виде ступ, шпилей и изящных флаконов. Стенки беседок задрапированы суконными полотнищами белого, красного и чёрного цвета, раскрашенными национальными геометрическими узорами. Парапет крыши украшен множеством ритуальных колонн и молитвенных барабанов, покрытых толстым листовым золотом. Бесчисленные разноцветные флаги, испещрённые текстами молитв, трепещут кругом на мачтах и верёвках, не мешая, однако, наслаждаться великолепной панорамой окрестных горных вершин. Величие и покой во всём!..
С этой крыши вы и двинетесь теперь вниз по многочисленным помещениям и залам дворца. Конечно же не по всем: в Потале, площадь которой составляет 138025 кв. метров, насчитывается 999 комнат, но для экскурсий открываются лишь некоторые из них, да и то поочерёдно. Но, даже эта небольшая увиденная часть потрясает воображение: редко какой из музеев мира имеет столько старины.
Самой древней статуей в Потале является статуя Авалокитешвары, доставленная в седьмом веке из Шри-Ланки, религиозным королём Сонгтсеном Гампо. Множество священных статуй из серебра и золота были завезены в Тибет из Индии. После окончания строительства Поталы, все они были перенесены в новую резиденцию Далай-Лам. В семнадцатом веке регент Бсам Рджчья Мтшо сделал ещё сотни статуй из золота, серебра и меди для каждого из залов дворца.
Они изображают королей Тибета, принцев и принцесс, министров двора. Во дворце веками собирались искусные изделия из серебра, золота и фарфора, великолепные ткани и костюмы придворных, оружие воинов и книги учёных монахов, ритуальные одеяния и маски, светильники и посуда, священные предметы для многочисленных буддистских церемоний и праздников.
Площадь настенных росписей в залах Поталы превышает 2500 кв. метров! Это сюжеты из жизни Будды, Авалокитешвары, других бодхисатв, картины на темы освоения Тибета первыми поселенцами, эпизоды из жизни пятого Далай-Ламы, сценки строительства самого дворца.
В верхних этажах Красного дворца расположены залы-святилища, посвященные высшим иерархам буддизма: Будде Шакьямуни, Будде Майтрейя, Будде Амитайусу. Главным конечно же является святилище Авалокитешвары, в алтаре которого и находится знаменитая статуя бодхисатвы, созданная из сандалового дерева. Буддизм говорит о перерождениях человека во множество тел, поэтому и Авалокитешвара изображён в виде трёх фигур. Статуя окружена большой золочёной рамой, в виде извивающихся огнедышащих драконов. Масса золота, украшенная бирюзой, гранатами и рубинами.
Потрясает святилище Калачакры, с золотыми статуями 176 высших лам и 7 правителей Тибета. Мрачной мистикой дышит пещерное святилище медитаций короля Сонгтсена Гампо.
Ниже расположен основной и наиболее почитаемый среди всех посетителей Поталы, зал-святилище почивших Далай-Лам Тибета. Словно остроконечные шлемы могучих богатырей в один ряд здесь высятся одиннадцать многометровых ступ-трумов, неприступно охраняя тайну своего содержимого. Известно, что тело первого Далай-Ламы находится в монастыре Ташилумпо, трёх последующих – в монастыре Дрепунг. Тела всех остальных, от пятого по тринадцатого, упокоены в Потале. Две ступы пока, якобы, пусты,.. но вы не верьте этому…
Итак, в таинственном полумраке вы входите в святилище мёртвых. Большое мрачное помещение тускло освещается тысячами фитильков, плавающих в растопленном ячьем масле, заполняющем огромные массивные чаши золотых светильников. Никогда прежде вам не приходилось видеть таких больших изделий из чистого высокопробного золота. Это даже не чаши, это ванные, в каждой из которых без труда мог бы поместиться человек. За один день в них сгорает столько масла, сколько его может доставить целый караван яков! Но приносят его сюда люди: нескончаемая вереница паломников тянется к подножию усыпальниц и за деньги (!) получают право положить свой кусок масла в чаши светильников…
Мерцающий свет колеблющегося пламени отражается тысячами неподвижных звёзд: зелёных, красных, синих… Они лучатся из глубины алтарной части святилища. Это играют в темноте сотни невероятно больших драгоценных камней, украшающих золотые тела ступ-могильников.
Индийское слово ступа по английски звучит, как «tomb» и переводится, как «гробница с остроконечной крышей». На самом деле, это не всегда гробница, т.к. те ступы, в которых находятся останки умерших, тибетцы называют словом трум.
Конечно, центральным трумом-ступой святилища является ковчег Далай-Ламы пятого. Это величественное сооружение, высотой 12,6 и шириной 7,6 метра. Оно покрыто 3721 килограммами кованого золота и украшено более чем 10 000 драгоценных камней. Никто и никогда не измерял их вес, но таких больших алмазов, рубинов, кораллов и бирюзы нет ни в одном из мировых хранилищ! Трумы остальных Далай-Лам чуть меньше в размерах, но украшены не менее пышно.
Перед шеренгой усыпальниц множество священных предметов из серебра и золота. В них вода и зерно, ячье масло и сыр, хадаки и молитвенные тексты, бутылки с вином и коробки с деньгами. Вы физически, всей кожей ощущаете пары прогорклого масла. Они буквально пропитывают собой всё окружающее. Жирными являются не только пол, колонны и все предметы. Руки, лица, одежда паломников также быстро становятся маслянистыми и тускло блестят в огоньках светильников. Вытирая руки платком, вместе с нескончаемым потоком паломников вы медленно двигаетесь по кругу, мимо спящих Далай-Лам. Всеобщее тихое бормотание сливается в единый нечленораздельный гул, висящий в полумраке зала. Пол и потолок почти не видны. Круг… другой… и уже кажется, что вы не идёте по полу, а тихо плывёте в чём-то, не имеющем видимых границ. Мысли постепенно оставляют голову и единственное ощущение, остающееся скоро в душе, это ощущение спокойствия и свободы…
Ещё этажом ниже находится главный зал для молений (шапель). При шестом Далай-Ламе здесь проходили официальные приемы правителя. С тех пор сохранился высокий трон. Над ним китайские власти повесили лозунг: «Власть только духовная». Хотя, всё понятно и без лозунга: в помещениях Поталы за порядком следят солдаты КНР.
Зал этот очень большой: потолок его поддерживается тридцатью массивными колоннами. Свыше пятисот монахов могут одновременно находиться здесь во время службы. Сейчас же лишь откуда-то издалека тихо доносится звук ритуальных труб — харангов и рагдонгов. Ниже под нами расположены жилища монахов, а в западном крыле здания и теперь существует небольшой монастырь.
Золота и драгоценностей в залах Красного дворца так много, что вы уже перестаёте различать изделия из них, если они размерами меньше одного метра. А таких предметов – великое множество. Они беспорядочно громоздятся под постаментами каждой статуи. Их приносят паломники, абсолютно нищие по внешнему виду…
Невозможно без трепета смотреть и на тибетские мандалы. Так называются фантастические сооружения в виде объёмных многоярусных композиций, напоминающих сказочные дворцы, стоящие в центре круга. Они населены сотнями скульптурных персонажей людей и мифических животных. Всё это сооружение сделано из золота и драгоценных камней и может достигать двух метров высоты и нескольких метров в диаметре! Особенно великолепны мандалы Калачакры, Гухьясамаджи, Самвара и Ямантака. Но, это вовсе не игрушки для монахов. Мандала – это символическое изображение Вселенной в форме круга, в центре которого находится священная гора Меру, а по сторонам отображены все миры буддистской космологии. И служит мандала для медитаций, с целью перехода в изменённое состояние сознания.
Закончив осмотр открытых залов Поталы, вы спускаетесь во внутренний двор Дейянг Шар. Полуденное солнце уже вовсю припекает, приближается очередной буддистский праздник и монахи вытаскивают на его плац для проветривания и просушки торжественную танку в честь Будды Шакьямуни. По десять человек с двух сторон с трудом раскатывают по двору холст, размерами 50 на 50 метров! Яркими разноцветными красками на нём изображён в трёх образах нынешний Будда. Присутствующие монахи и паломники тотчас падают ниц в благоговейных молитвах. На площади все и всё замирает…
Старый высокий и худой лама, в одеянии красно-кирпичного цвета, выходит из храма и медленно обходит парадную танку, нараспев читая молитвы. В руках у него бронзовые ваджра и конхо. Ваджра – это основной символ ламаизма, своего рода ритуальный скипетр. Он изображает пучок скрещенных молний, разрушающих невежество и указывающих на алмазную твёрдость буддизма. Конхо – это небольшой колокольчик с рукояткой, на наружной стороне которого написана самая главная буддистская молитва Ом-мани-падме-хум, и ни одна монастырская служба не проводится без конхо. Тихо звенит колокольчик, заунывно бормочет лама, солнце слепит глаза… Ваше сознание медленно уплывает в пустоту, волшебная дрёма обволакивает затухающий рассудок…
Освятив огромную и самую главную танку Тибета, монахи торжественно вывешивают её на наружной стене Белого Дворца, что возвещает о начале очередного религиозного праздника в священной Потале…
А теперь – очнитесь и послушайте про тайны Поталы. Человечество давно искало ключи к её загадкам, которые не узнать при одном внешнем осмотре дворца-святилища. Ещё Н. К. Рериху удалось выяснить, что глубоко под ним находятся скрытые помещения большой древности. Протяжённые туннели якобы ведут из них в подземные «Ашрамы Шамбалы», где Великие Учителя, спускающиеся из Шамбалы небесной, общаются с избранными людьми планеты…
Один из высших лам Тибета, приоткрыл нам и другую тайну. Оказывается, один из тайных ходов под дворцом ведёт к подземному озеру, длиной более 60-ти километров, соединяющемуся с рекой Ярлунг Цангпо. Воды реки текут в это озеро, постепенно превращаясь в густую жидкость непроницаемой черноты.
В дальнем углу пещерного зала лежит огромный зелёный камень. В щель под ним и стекает эта неведомая жидкость, исчезая в недрах Земли…
Согласно одной из легенд это и есть знаменитый «Камень Чинтамани», или «Мыслящий Камень», – самая древнейшая святыня нашей планеты. Его когда-то прислала на Землю могучая высокоразвитая цивилизация из созвездия Орион. Думающее вещество Камня находится в постоянном вибрационном взаимодействии с Мировым Разумом Вселенной.
Чинтамани обладает мощной энергетикой, способной активизировать духовно-творческое начало человека. Он очищает и насыщает эволюционным и энергоинформационным содержанием земное пространство, являясь для него святым терафимом.
В одном из пещерных храмов под Поталой, называемом «Храмом реликвий», в таинственных чёрных каменных саркофагах спят неведомые странные «люди». Их рост превышает три метра, а голова и лица – непохожи на наши. Непонятные письмена и небесные карты выгравированы на крышках саркофагов. Некоторые легенды говорят, что это они доставили на Землю «Мыслящий камень». И даже очень мудрые тибетские ламы не знают, для чего пришельцы остались на нашей планете и как долго будут спать…
Над таинственной пещерой, внутри Поталы и находятся Залы-святилища, о которых мы уже рассказали. Они также таят немало загадок. Ведь если тела Далай-Лам, находящиеся в ступах-трумах, действительно мертвы, то тогда зачем каждая из них имеет вверху вентиляционную решётку, предназначенную для доступа воздуха? И почему вокруг них ламы Поталы ведут постоянную медитацию, не прекращаемую ни на минуту целыми столетиями? А если две ступы пока, якобы, «пусты», то почему и им воздаются точно такие же почести, как и тем, которые содержат тела? Среди тибетцев ходят слухи, что там покоятся тела Николая и Елены Рерих. И это ещё одна тайна Тибета…
А совсем недавно, одна из вековых тайн приоткрылась. В ритуальных молитвенных залах дворца находится несколько сотен золотых скульптур королей Тибета и высших лам-настоятелей его монастырей, выполненных в полный рост человека. Эти, сидящие в позе лотоса скульптуры, обладают абсолютным портретным сходством с их оригиналами, имеют совершенно разные лица и конституцию тела, и отличаются друг от друга массой прочих индивидуальных признаков.
Так вот, как удалось выяснить, все эти «скульптуры», на самом деле, являются теми людьми, кого они и изображают. Это те самые Короли и Ламы, будто бы умершие когда-то. Но, они и не живы, в привычном для людей смысле слова. Они находятся в неизвестном для нас состоянии самоконсервации.
Все их жизненные процессы, как развития, так и гибели, приостановлены, до поры до времени. А буддистские традиции послужили причиной того, что «спящих» не поместили в подземных пещерах, а, покрыв их тела тонкими листочками золота, выставили, как святые скульптуры в залах Поталы для поклонения… Такие вот чудеса!..
Храм Джоканг
В Лхасе два исторических центра, к которым тяготеют жилые кварталы. Об одном из них, что вокруг сияющей Поталы, вы уже знаете. Теперь же пора посетить и другое священное для буддистов место – храм Джоканг. Но, прежде чем отправиться туда, вы, как истинные паломники, должны совершить вторую внутригородскую кору, маршрут которой идёт по древней улице Баркхор, окружающей данный храм. Улица эта совершенно удивительная. Дело в том, что большинство людей, с утра и до позднего вечера идущих по ней непрерывным живым кольцом, являются богомольцами, приехавшими сюда со всех краёв Тибета. Здесь же бродит и немало иностранных туристов. Естественно, что улица эта стала не только религиозным святилищем, но и самым крупным торговым рынком столицы. Разумное и удобное сочетание: можно одновременно утолить свои духовные потребности и решить все материальные проблемы. Вдыхаем в грудь побольше воздуха и ныряем в разноликий людской поток…
Несмотря на то, что улица довольно узкая, торговые ряды образуют как бы трёхъярусные амфитеатры вдоль каждой её стороны. Самый верхний уровень занимают высокие первые этажи старых двухэтажных тибетских домов, тянущихся вдоль улицы непрерывной стеной. Предприимчивые индусы, китайцы, непальцы и кашмирцы приспособили их под вполне современные магазины, торгующие разнообразными тибетскими сувенирами, ювелирными изделиями ручной работы, серебряной посудой и оружием, коврами из ячьей шерсти, картинами и лепкой. В этих рядах туда-сюда бродят иностранные туристы, не соблюдая установленного направления коры и выискивая объективами фотокамер наиболее живописных паломников.
Те же идут строго по часовой стрелке, лишь изредка задерживаясь подле наиболее крикливых продавцов. Для последних предназначены два других своеобразных торговых яруса: сначала тянутся обычные лотки под жестяными крышами, а перед ними, прямо на земле, сидят местные коробейники, разложив на циновках свои нехитрые товары…
В забегаловках под крышей можете выпить отменного пива «Лхаса», при желании рискнуть-попробовать домашнее хмельное пиво чанг, подаваемое с бараньими равиолами момо, мясным пирогом чапале или жареным мясом яка. Эти яства в основном и рассчитаны на туристов. Ведь даже те из тибетцев, кто в нарушение религиозных канонов ест мясо, делают это крайне редко, используя павших (!) животных. Ведь за счёт высокогорья, свежее мясо здесь не портится более месяца! Однако пастухи-скотоводы предпочитают вялить его. В таком виде оно хранится более года, равно как сушеный ячий сыр и сухой овечий творог чуру. Именно эти продукты, да тсампа и являются основной пищей для большинства населения. Обязательно попробуйте и эту натуральную тибетскую еду…
А торговля, как и Кора, не останавливается ни на минуту. Уедут в дальние деревни, купленные здесь чайники и самовары, деревянная, медная и эмалированная посуда, иглы, натуральные красители из трав, кореньев и минералов, термосы, электрические фонарики, свечи и спички. Мужчин пилигримов ждут обновки: суконные унты лхамчо, меховые халаты чуба, войлочные сапоги сомба, отороченные мехом шапки, упряжь и сёдла.
Раньше существовал указ, по которому, чтобы огородить монахов от искушения, тибетские женщины, выходя из дома, были обязаны смазать лицо жиром и посыпать землёй. Его отменили не так давно, и теперь женский пол навёрстывает упущенное, так что берегитесь тёмных переулков…
Тибетцы мало обращают внимания на «выверты» своего тела. Ведь в отличие от Души, оно бренно, а потому торопится иногда пожить с форсом. Вот почему многие тибетские женщины очень любят наряжаться, благо дешёвого серебра и драгоценных камней у местных ремесленников предостаточно. На поясе у каждой из них имеется изящная кованая серебряная пряжка огромных размеров: она полностью закрывает весь живот и весит несколько килограммов! В волосы они вплетают нити с десятками огромных кораллов, опалов и сердолика, именуемого здесь «ячьим глазом». Но, особенно они любят бирюзу – лучший талисман для улаживания сердечных дел; ведь в этот камень превращаются кости людей, умерших от любви. Поразительно, но на каждой тибетской женщине постоянно надето не менее 5 килограммов украшений из серебра и огромных кусков бирюзы! Именно постоянно; вы увидите этот ценный «груз» даже на женщинах, таскающих камни на строительстве дорог!
Комментариев нет:
Отправить комментарий