БОЖЕСТВО ВХОДИТ В ЧЕЛОВЕКА
В тантрических текстах мы иногда встречаем термин āveśa, который буквально означает «вхождение, овладение, одержимость» от ā-viś «проникать». В недуалистическом шиваизме этот термин обозначает высшее состояние сознания, мистический транс, оказывающийся следствием «вхождения» божества в человека, а также (особенно в народной религии) одержимость божеством, какой-либо другой сверхъестественной сущностью или даже низшим духом (bhūtāveśa). Синонимом этого понятия выступает samāveśa (букв. «сопроникновение»). В «Малини-виджая-тантре» (3.18) перечислены пять признаков (cihna) одержимости адепта энергией Рудры (rudra-śakti-samāveśa) и в этой же тантре (2.13–24) перечислены пятьдесят форм этой одержимости. Этой же темы касается Абхинавагупта в «Тантралоке» (1.167–232).
Как свидетельствуют полевые исследования ученых, тема одержимости божеством сохраняет свое значение для бенгальских тантриков. Американская исследовательница Джун МакДэниел выделила несколько шесть типов одержимости:
1) Добровольная групповая одержимость. В основном ее можно наблюдать на праздничных массовых мероприятиях. МакДэниел описывает, как участники процессии в честь Кали пели мантры богини, размахивали руками, пускались в дикий пляс и падали на землю. Среди участников таких процессий могут быть и мужчины, и женщины. Сходный характер имеет танец деодхани в Ассаме.
2) Намеренная индивидуальная одержимость ритуального «специалиста». В основном этой одержимости подвержены женщины, для которых подобная роль зачастую становится профессией. Некоторые из этих женщин собирают группы почитателей и за пожертвования исцеляют от болезней, дают наставления, материализуют различные предметы и занимаются предсказаниями. Главными божествами, вызывающими одержимость, являются Шива и Кали. Шива обычно входит в мужчин, а Кали – в женщин. Хотя описывается случай, когда в одну святую женщину входили одновременно и Шива, и Кали. Как Кали она говорила женским голосом, а как Шива – мужским.
3) Одержимость на короткий период времени для исполнения обетов, прежде всего, аскетических.
4) Самопроизвольная одержимость как результат зова Богини. Такой зов обычно приходит в видениях и снах и женщин он иногда подталкивает к тому, чтобы они оставили семью и посвятили себя всецело религии.
Также Джун МакДэниел выделяет одержимость как патологию и симулированную одержимость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий