среда, 17 мая 2023 г.

Незабываемый Рамадан с Шри Сатья Саи Бабой

Незабываемый Рамадан с Шри Сатья Саи Бабой

16072013-8.JPG

Рамадан Мубарак!

В жизни бывает время, когда кажется, что ничего не происходит. Дни кажутся такими будничными и монотонными. Снова и снова повторяется всё одно и то же, и невозможно отличить один день от другого – они совершенно одинаковые! В такое время событий мало, и если нужно написать о таком времени, нескольких строчек будет достаточно, в лучшем случае – страницы. Однако в жизни существует такое время, когда за короткий период происходит так много событий! За один день может произойти столько событий и озарений, что воспоминания о них сохраняются на всю жизнь. Ни одно событие в такое время не повторяется, всё происходящее очень важно. Я уверен, у каждого в жизни были два таких типа периодов времени. И я – не исключение.

Однообразные периоды времени, безусловно, почти не оставили во мне воспоминаний. Но я хорошо помню дни, проведённые с моим лучшим другом и учителем – Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой. С началом святого месяца Рамадана (или Рамазана), начавшимся в этом 2013 году 9 июля, я вспомнил один такой полностью заполненный событиями и доставивший удовлетворение день во время Рамадана 2006. В тот год последний день Рамазана выпал на 23 октября. Мы, студенты Шри Сатья Саи Института Высшего Образования решили в честь завершения Рамазана представить программу в Божественном Присутствии Бхагавана. Были студенты, которые в течение этого периода строго соблюдали пост, и они хотели во время этой программы предложить Свами свою аскезу. После тщательной подготовки программы и усиленных репетиций все мы надели костюмы и собрались в Бхаджан холле Саи Кульвант холла. Мы надеялись, что Свами благословит программу и дарует нам привилегированную возможность выступить в Его присутствии. Но у Господа были другие планы, и как всегда это обратилось нам на благо.       

(Примечание – изложенные здесь события я помню очень хорошо, они были записаны в моём дневнике, они могли происходить не в той последовательности, как описаны здесь, но они действительно происходили)

Неожиданное ‘иннер’вью, посвящённое Исламу

16072013-7р.JPG

Свами (как с любовью называют Бабу) в те дни обычно даровал даршан в машине «Порте». Завершив Свой круг даршана, Свами вышел из машины на веранде. Он пошёл прямо в Бхаджан холл. Увидев нас в традиционных мусульманских головных уборах, Он улыбнулся. Затем Он подошёл к креслу и сел. Этого мы совершенно не ожидали. Мы полагали, что Он благословит нас и попросит представить программу в зале. Вместо этого Он сел среди нас! Мы просто пришли в восторг! 

Он посмотрел на меня и спросил: «Каково значение Рамазана?» Мы почти две недели готовили программу по этой теме, и я начал излагать всё, что знал об этом. Однако мой язык был недостаточно проворным и не успевал за умом. Он только сказал: «Это пост, длящийся в течение месяца…».

«Не длящийся в течение месяца пост», – поправил Свами, – «он длится только от восхода солнца до заката, а после захода солнца они очень хорошо едят». – Он улыбнулся и продолжил. – «Во время поста даже слюну не глотают».    

Вскоре после этого наступило удивительное прозрение. Свами заговорил об Упавасам, т.е. посте. Он сказал: «Упа означает “близко”, а васам означает “находиться”. Поэтому настоящий Упавасам – это когда человек близко придерживается своей веры и религии».

Это было откровение о посте. Свами продолжил. Он посмотрел на меня и спросил, почему я надел мусульманскую одежду. Моё сердце ответило, и из моих уст прозвучали слова: «Свами, я хочу быть рядом с Тобой. Если для этого нужно надеть мусульманскую одежду, я её надеваю. Если нужно надеть христианскую одежду, я надену её». Мне следовало бы остановиться в этом месте. Но, пытаясь показаться через чур умным, я добавил: «Свами, я не делаю различий между религиями. Я следую Тебе, Свами. Я не индуист, не мусульманин, не христианин и т.д.».

Свами тут же ответил: «Я никогда ничего подобного не говорил (т.е., почему индуист надел мусульманскую одежду). Всё едино. Но соответствуй одежде, которую ты носишь. Следуй добросовестно хотя бы одной».  

Следующий заданный вопрос касался мусульманской шапочки или топи. Свами спросил маленького мальчика Сатью (из Ирана): «В чём значение головного убора? Скажи мне». Мальчик, учившийся в 7-м классе, не имел понятия. Тогда Свами адресовал это вопрос всем присутствующим – почему нужно носить шапочку? Тут сидела группа студентов, желавших представить «просветительную» программу о Рамазане, и никто не имел ни малейшего представления об обычных правилах Ислама. Но как можно было обвинять нас. Даже до сего дня, пытаясь найти в поисковой системе Google, почему носят шапочку, я не нахожу удовлетворительного ответа. Самым лучшим ответом, который мне встретился, был ответ, что Пророк Мухаммед надевал шапочку, когда молился, и поэтому её носят и сегодня. Свами дал красивый ответ.     

«Это делается по той же самой причине, по какой индусы обривают свои головы в таких местах как Тирупати. Волосы представляют Тамас (леность, апатичность, инертность). На самом деле Тамас представляется чёрным цветом. Чтобы развиваться духовно, нужно преодолеть тамас, пройдя через раджас (страсть, интенсивность, деятельность и энергию), а затем перейти к саттве, прежде чем выйти за пределы гун (качеств), чтобы стать единым с Богом. Поэтому для напоминания человеку о том, что необходимо отбросить тамас, т.е. леность, сделать первый шаг в духовности, волосы обриваются или покрываются шапочкой».    

17072013-1.JPG

Особое разъяснение, почему мусульмане надевают шапочку во время молитвы – поистине особое пояснение Сатья Саи.

Советы о контроле чувств

Говоря о значении Рамазана, Свами подробно остановился на понятии поста. На самом деле это означает контроль чувств. И Он сказал, что контроль чувств предназначен для ограничения всех 5 восприятий: Шабда, Спарша, Раса, Рупа, Гандха – звука, осязания, вкуса, зрения и обоняния. Он продолжил, сказав, что чувства нужно контролировать с помощью укрощающей силы Атмы (духа) и использовать Буддхи (разум) для контроля ума. Это необходимо делать потому, что ум является причиной как рабства, так и освобождения – Мана Ева Манушьянам Каранам Бандха Мокшайохо.   

В этом месте я поднял руку. У меня были сомнения, беспокоившие меня несколько лет. Они касались вопроса моей слабости. Свами посмотрел мне в глаза и сказал: «Твой ум – обезьяний ум». Я просто кивнул в знак согласия. Он продолжил: «Не обычной обезьяны – бешеной обезьяны». Я опять просто кивнул, соглашаясь. Свами улыбнулся. Вдохновлённый, я спросил:

«Свами, Ты говоришь, что нужно контролировать желания. Но иногда желания нападают с такой силой, что задевают за живое и причиняют мне страдания. Что делать в такое время?»

Свами кивнул и сказал: «Да, желания действительно появляются и иногда причиняют сильные страдания. В такое время будь стойким».

Я был удовлетворён и задал следующий вопрос: «Свами, что делать… подавлять?»

«Нет, нет! Не подавлять, а отделяться (желание – это не ты, от них легко можно отстраниться). Желания заходят издалека. Вы уже подчиняетесь им, когда они ещё далеко! Однако, что нужно делать, даже когда они приближаются и нападают, как ты говоришь? Будь непоколебимым. Говори себе, что эти желания «не я», и они отделены от меня. Заверь себя, хоть желания и могут напасть на тебя и дважды, и трижды, если ты решительно не поддаёшься, они становятся бессильны. Но в наше время люди подчиняются с самого первого толчка!»

Свами продолжил говорить о контроле чувств. Он спросил: «Что вы делаете, когда видите змею? Разве вы позволяете ей приближаться к вам?» В этот момент Он заглянул мне глубоко в глаза. Я покачал головой, отвечая, нет.

(В этот момент я вспомнил, как Свами говорил, что от привычек следует освобождаться, как позволяют змее уползти прочь. Однако когда привычки превращаются в пристрастия, это несколько другое, и Свами красиво объяснял, как нужно отпускать пристрастия). Теперь Свами связал желания с ядом. «Яд находится у змеи в голове. У скорпиона яд находится в хвосте. Но сегодня человек отравляет свои глаза, уши, язык, нос и кожу тем, что видит, тем, что слышит, тем, что говорит! Помните, что желания отравляют всё».

17072013-2.JPG

Сидеть у Его Лотосных стоп – это была для меня золотая возможность узнать так много.

Рам в Рамазан

Далее Свами подробно остановился на том, какими идеальными были люди, и как они придерживались добродетелей. Он привёл примеры из Рамаяны. (Меня поразило то, как Он говорил о Раме во время Рамазана, разве не интересно, что ‘Рам’ является частью слова Рамазан, а ‘Али’ частью слова Дивали?) Свами сказал, когда у царя Дашаратхи не появилось потомство от Каушальи, ради рождения наследника, который бы правил царством, он должен был жениться опять. Он попросил на это разрешения у Каушальи, и только получив разрешение, он попросил руки Сумитры. Отец Сумитры тоже подтвердил, что необходимо получить должные разрешения. У царя Дашаратхи не родился наследник и от Сумитры, и нужно было жениться в третий раз. Дашаратха опять попросил разрешения у обеих своих жён, прежде чем жениться на Кайкейи.

Свами привёл ещё несколько примеров из Рамаяны. Все мы собравшиеся были просто очарованы Его непринуждённостью и мудростью. Вряд ли мы знали, что это общение вот-вот превратится в нечто более личное, чудесное и трогательное.   

 Продолжение следует…

Источник: http://aravindb1982.blogspot.in/2013/07/an-unforgettable-ramadan-with-sri-sathya-sai-baba.html

http://saibabaofindia.com/an-unforgettable-ramadan-with-sri-sathya-sai-baba-sai-baba-student-arvin

withdeer.jpg

Свами кормит Своих оленей в Бриндаване.

Свами продолжил говорить: «Рыба – это Матсья (первый из десяти Аватаров Господа Вишну). Как вы можете есть Бога?» С этого места Свами повернул беседу в новое русло.

«Видите ли, когда ребёнок находится в чреве в форме эмбриона, он похож на рыбу, плавающую в жидкости (Матсья). Затем жидкость постепенно высыхает, и эмбрион переходит в стадию черепахи (Курма). Затем он постепенно принимает форму кабана – Вараха. Во время родов появляется маленький человечек. Это Вамана. Подобно Вамане вы тоже должны вырасти, чтобы охватить все три мира. Только тогда цель человеческой жизни будет исполнена».       

Pet dog.jpg

Джагадиш сказал от имени всех нас: «Свами, мы никогда не знали об этом и даже никогда не размышляли таким образом, пока Ты не сказал нам это».

Практическая мудрость

Все мы, сидевшие там, были просто очарованы красотой того, что говорил Свами. Переводя беседу на более личный уровень, Свами начал разговаривать с разными студентами. Он спроси Сваминатх Айера:

«Какая у тебя роль в спектакле?»

«Свами, я – солдат».

«Почему у тебя такие усы и борода?»

«Мусульманский солдат, Свами…, поэтому…»

Было очевидно, что Свами не нравится такой вид стереотипирования. Он тут же ответил:

«Ай! Почему такое различие? Разве существует нечто подобное индусскому солдату или мусульманскому солдату? Чьим бы ни был солдат, душа одна. Душа неизменна».   

Свами спросил Гурураджа:

«Какая у тебя роль?»

«Свами, я – министр…»

Свами слегка нахмурился:

«Почему все сегодня хотят быть министрами? Они хотят быть если не министром, то, по крайней мере, депутатом законодательной палаты или членом парламента…»

(Даже сегодня это актуально. Я помню, Свами много раз подчёркивал, что истинный лидер не стремится к власти. Он ищет возможности служить)  

Вездесущность, Всемогущество, Всеведение

Локеш сидел рядом в костюме императора. Свами спросил его:

«Как тебя зовут?»

«Меня зовут Локеш, Свами».

«Когда ты отрастил бороду?»

«Свами, я взял бороду в костюмерной общежития».

Когда Свами смотрел Локешу в глаза, Сйед Бабджан решил сказать Свами:

«Свами, этот парень из…»

Свами прервал его и сказал:

«Он из Дубаи. Я знаю». Мы все улыбнулись.

(Как часто, разговаривая со Свами, мы забывали, кем является Свами. Мы были так заняты тем, чтобы информировать Его и что-то попросить у Него, что забывали о том, кто Он! К счастью, Он раздвигает завесу и демонстрирует Своё могущество, и мы испытываем благоговейный трепет. Но вскоре после этого Он опять задёргивает завесу)

И тщательно задёрнув завесу, Свами начал спрашивать разных студентов, откуда они прибыли. Назывались различные города, посёлки и деревни. Я тоже надеялся, что меня спросят. Но Свами не спросил. Вместо этого Он предоставил мне шанс. Он спросил:

«Здесь никого нет из Путтапарти?»

Я сразу же поднял руку и сказал: «Свами, я из Путтапарти».

Свами улыбнулся и сказал всем: «Этот парень родился в Путтапарти. Он учился в Путтапарти и вырос в Путтапарти».

(На первый взгляд это заявление выглядит ошибочным. Но я могу обратиться к своему сердцу и сказать, что моя жизнь действительно началась только после того, как я узнал о Свами и приехал в Путтапарти. Как Он изменил мою жизнь! А что касается моего роста, кто может знать это лучше Него?)

«Свами, Я всегда хочу быть в Путтапарти».

Свами кивает головой в знак согласия.

«Ты всегда будешь в Путтапарти».

Это было в 2006 году. Сейчас 2013 год. Я живу в Путтапарти и благодарен Свами за эти слова.

Учитель и Его ученики. Уроки бескорыстия

Амей, учившийся в образовательных учреждениях Свами с самого детства, сказал Свами:

«Свами, будь всегда таким…, разговаривай с нами так».

«Как насчёт других?» – Спросил Свами.

(Он очень быстро замечает эгоизм, даже его лёгкие следы!)

«Свами, держи всех нас рядом с Собой и люби нас».

«Сегодня вы находитесь близко. Завтра вы можете оказаться далеко. Находиться близко или далеко – это неважно. Самое важное – это ваше сердце. Бог всегда находится в вашем сердце. Утвердите Его в своём сердце и дорожите Им, храните Его там как сокровище».

Амей не отступил: «Хорошо, Свами. Но держи нас около Себя и люби нас».

Свами улыбнулся: «Да. Всегда…, вечно».  

Теперь беседа стала довольно «обычной». Ранганатха Раджу встал и сказал:

«Свами, одно желание. Пожалуйста, выполни его».

Свами подбодрил его, и он продолжил:

«Свами, до сего времени Ты заставлял нас ходить. Мы хотим, чтобы Ты тоже ходил, Свами! (Со слезами на глазах) Свами, пожалуйста, ходи. Мы не можем видеть Тебя страдающим. Мы хотим, чтобы Ты был счастлив».

Многие начали плакать. Я почувствовал, как у меня по щекам потекли слёзы. Прошло почти 3 года с того времени, как Свами сломал бедренную кость, и Он не исцелял Себя.

Свами тоже чуть не расплакался и ответил:

«Я не страдаю, Бангару. Я всегда счастлив. Я печален только тогда, когда дети печальны».

Раджу продолжил: «Свами, но мы печалимся, и нам больно видеть Тебя в таком состоянии».

«Ну разве это не эгоизм? Ты хочешь, чтобы Я сделал что-то для твоего счастья? Я не печален. Я счастлив».

«Свами, это наш эгоизм, не Твой. Нет проблем».

Амей подключился:

«Свами, пожалуйста, сделай так, чтобы мы шли Твоим путём».

Свами улыбнулся и кивнул. Это была истинная Падасеванам (служение Стопам), как Свами уже учил в предыдущем случае.

Беседа продолжилась.

…окончание следует.

Источник: http://aravindb1982.blogspot.ru/2013/07/a-shower-of-wisdom-from-sri-sathya-sai-during-ramadan.html

http://saibabaofindia.com/2-an-unforgettable-ramadan-with-sri-sathya-sai-baba-sai-baba-student-arvind-b.htm

https://www.sairam.ru/topic/10277/?&page=3#comments




Комментариев нет:

Отправить комментарий