воскресенье, 12 ноября 2023 г.

Индия сегодня, журнал

 ДИПА


С. Моисеев

(отрывок из статьи «Вишну-Тирумаль в тамильской поэзии Сангама», ИС № 4.2024)


В Индии светильник называют «дипа», он считается символом бога Солнца Сурьи или бога огня Агни. «Светильник бессмертен среди смертных», — гласит гимн Ригведы. Масляная лампа незаменима для храма и его ритуалов. Первые святилища представляли собой пещеры, куда не проникал свет. Прообраз пещерного храма сохранился в гарбхагрихе — святилище, воздвигнутом из камня. В нём нет окон и света, Божество можно увидеть только при свете лампы. «Туда [на священные холмы] ходят луноликие девушки поклоняться Господу свежими цветами и гирляндами, неся светильники, яркость которых прячет свет звёзд на небосклоне», — пел альвар Пойгай. Лампа – символ озарения, тепла и любви. Без света не выразить преданность, не произнести молитву, не получить благословения. Как следствие, светильник приобрёл духовное значение, сопоставимое с верой. Он не мог не привлечь к себе внимание художников и мастеров слова. Знаменитый поэт и философ Виджаянагара Видьяранья (Vidyāraṇya, 1296-1391) в произведении «Панчадаши» прибегал к лампе как метафоре для заголовка каждой главы – «Джняна-дипа», «Дхьяна-дипа» и т. д.


Первые масляные лампы применялись ещё во времена палеолита. Их изготовляли из камня с углублением или ракушки. Позже появились терракотовые, а затем металлические светильники. Корпус лампы, или дипа-патра, изначально имел чашеобразную форму с «клювом» сбоку вместо фитиля. По мере развития художественного мастерства корпус принимал всё более изысканные черты. Светильник опирается на деревянный или каменный пьедестал. Первоначально пьедесталы были круглыми или прямоугольными. Подражая убранствам храмовых колонн, мастера придавали пьедесталу вид дерева, с раскидистыми ветвями как ашваттха, или конический как у хвойных деревьев. Из уважения владелец лампы или брахман держит её в правой руке или же обеими руками. Рукоять может принимать форму кобры, рыбы или мифического существа. У вайшнавов популярны рукояти из змей и лотосов. Эпосы «Рамаяна» и «Махабхарата» упоминают светильники из золота, декорированные драгоценными камнями. В описании острова Ланки Вальмики ссылается в «Рамаяне» на «ратна-дипу», гирлянды из огней. Торжество света над тьмой, добра над злом и духовности над невежеством знаменует праздник огней, Дипавали. В 2018 г. в городе Айодхья на Дипавали зажгли более трёхсот тысяч ламп, что вошло в «Книгу рекордов Гиннесса».


Индийская философия называет душу самовоспламеняющимся огнём. Пламя светильника уподобляется высшему «я». Жизнь словно горящий фитиль, а поступки – освещение жизни других живых созданий. Жизнь для себя подобна крошечному светильнику, озаряющему только место вокруг. Жизнь для других – «дипа-мала», или гирлянда огней. Жизнь в союзе со Всевышним – созвездие бесчисленных звёзд. В божественном единении ум и сердце устойчивы как пламя, которое не дрожит на ветру. Связь с Господом цвета океана находит отражение во внешнем виде светильников. Десять аватаров Вишну стали источником вдохновения для создателей ламп. Известны многочисленные светильники, изображающие Матсью, Курму и Вараху. Свисающие лампы в Храме Махабалешвары в Гокарне принимают форму раковины, чакры, булавы и лотоса.

В индийской культуре широкую популярность получило несколько видов светильников. Первый из них, царствующая лампа, — это «дипа-рани». Она располагается в центре жилья, наполняет благостью атмосферу и отгоняет дурное, включая плохие мысли. Лампы различаются в зависимости от своих функций. Одни нужны для озарения пространства, другие — вотивные, то есть,  предназначены для подношения. 


Светильник считается лучшим даром во исполнение обета или желания. Встречаются светильники с большими пьедесталами для огромных залов; маленькие для ежедневного домашнего поклонения (ниранджана); для подношения божеству (арчана-дипа); молитвенные для завершения ритуала (арати-дипа); вечные, озаряющие дни и ночи напролёт святилище храма (нанда-дипа) (Kelkar, 2012). Храмы Вишну украшают многочисленные дипа-лакшми, принимающие образы изящных девушек, держащих в руках масляные лампы. Рядом с главными воротами храма, словно часовые, стоят высокие колонны с вырезанными по сторонам углублениями для глиняных светильников. «Дипа-стамбха», или лампадная колонна, наполняет храмовую атмосферу мягкостью и благоговением. В Южной Индии многие храмы по традиции не используют электрическое освещение. В сумерках их озаряют сотни крошечных лампадок, выглядывающих из каменных ниш. Подношение пламени светильника завершает каждую церемонию. Огонь олицетворяет душу верующего, которую он посвящает Всевышнему. Подобно пламени душа трепещет и разгорается от божественного света любви. Как призывает извечная мантра «Ом асатома…», «веди нас от невежества к знанию, от тьмы к свету, от тленного к вечному».


С Дивали, дорогие друзья!



Комментариев нет:

Отправить комментарий