воскресенье, 23 февраля 2025 г.

Махавакьи

 




МЕТАФИЗИКА МИРОЗДАНИЯ В ГУХЬЯ КАЛИ УПАНИШАД.


В отличие от авраамических религий, которые считают, что Бог сотворил мир из ничего, и мир является чем-то отдельным от Бога, тварным, в индуизм утверждает, что Бог проявил мир из себя - и мир, ни индивидуальная душа не является чем-то отличным от Бога. Это утверждается махавкьями, «великими изречениями», четырьмя изречениями из Упанишад, выражающие наивысшие ведантические истины. Это:

1. प्रज्ञानम् ब्रह्म (prajñānam brahma) — «сознание — Брахман» («Айтарея-упанишада» 3.3 «Ригведы»)

2. अयम् आत्मा ब्रह्म (ayam ātmā brahma) — «этот Атман суть Брахман» («Мандукья-упанишад» 1.2 «Атхарваведы»)

3. तत् त्वम् असि (tat tvam asi) — «ты есть то» («Чхандогья-упанишада» 6.8.7 «Самаведы»)

4. अहम् ब्रह्मास्मि (aham brahmāsmi)— «Я это Брахман» («Брихадараньяка-упанишада» 1.4.10 «Яджурведы»)

Два вышеприведённых постулата называются креационизм (бог сотворил мир) и манифестационизм (Бог проявился, как мир).

При этом манифестационизм многим его оппонентам представляется иррациональным и парадоксальным, вызывая у них множество вопросов: умалился ли бесконечный Бог, проявив из себя бесконечный мир, стал ли Бог при этом конечным? Манифестируясь в качестве вечно изменчивого мира и пребывая в нём, начинает ли меняться неизменный Бог? Перестал ли Он при этом существовать вне мироздания, стал ли зависим от мира?

Ответ на эти сомнения приводится в широко известной Шанти мантре, приведённой в Иша и Брихадараньяка упанишадах:

ॐ पूर्णमदः पूर्णमिदम् पूर्णात् पूर्णमुदच्यते |

पूर्णस्य पूर्णमादाय पूर्णमेवावशिष्यते ||

ॐ pūrṇamadaḥ pūrṇamidam pūrṇāt pūrṇamudacyate|

pūrṇasya pūrṇamādāya pūrṇamevāvaśiṣyate||

ОМ Полнота прибавилась, и стала - Полнота. Из Полноты Полнота убавилась, Полнота Полноту забрав, в остатке Полноту оставила.


Шанти-мантры представляют собой молитвы об умиротворении из Упанишад. Обычно их произносят в начале и в конце религиозных ритуалов и бесед. Они должны успокаивать ум и окружение чтеца. Считается также, что их чтение устраняет любые препятствия на пути к начатому делу.


Процитированная Шанти мантра, в переводе напоминает то ли загадку, то ли дзен-буддийский коан. И, действительно, представляет собой скорее формулу созерцания, чем рациональное объяснение, понятное обыденному уму.

Правда, некоторые математики видят в этой мантре корректное описание арифметических действий над бесконечностью, и по этой причине считают её вполне рациональной. Но ум математика сложно назвать обыденным.

Сложно назвать обыденным и мировоззрение индуизма, полагающего основой постижения мистические духовные практики, и объясняющее метафизические вопросы преимущественно при помощи поэтичного символизма аллегорий и метафор, а рациональным объяснениям отводящий лишь вспомогательную роль.

Тем не менее, каким-то образом из этой шанти-мантры становится ясно, что, проявив мир, Бог нисколько не умалился, пребывая в меняющемся мире, Он остаётся неизменным, при этом находясь одновременно и в мире, и вне мира…

В соответствии с этим, Гухья Кали упанишад описывает процесс миропроявления при помощи трёх метафор: паука, который ткёт паутину, извлекая её из своего тела, волос и волосков на теле человека, которые вырастают из его тела, а также (чтобы подчеркнуть характер отношений Богини и проявленного мироздания) метафора углей и пламени: угли горят лишь в пламени, но гаснут, когда пламя исчезает.

Подобно этому, когда Богиня прекращает Своё проявление, во вселенной гаснет всё…

Комментариев нет:

Отправить комментарий