Который раз попадаются высказывания тибетских лам о ценности человеческого рождения. И о том, насколько это редкая возможность.
Будда говорил, что получить рождение в человеческом теле менее вероятно, чем то, что черепаха, всплывающая со дна океана, случайно попадёт головой в просвет деревянного ярма, брошенного на гребень бушующих волн.
В Махапаринирвана-сутре упоминаются другие примеры малой вероятности: бросить горсть сухого гороха об гладкую стену, так чтобы к ней пристала хоть одна горошина; насыпать кучу бобов на острие вертикально стоящей иглы, чтобы на конце ее остался хоть один боб, и т. д.
И даже если, как говорят, благодаря многочисленным заслугам, что мы накопили в предыдущих жизнях разными существами, нам выпадает родиться в человеческом воплощении, то в момент смерти шансы сделать «повторный заход» ничтожно малы.
Буддийские учения, особенно тексты "Абхидхармы", "Бардо Тодол" (Тибетская книга мёртвых) и другие сутры, подробно описывают эмоции, которые определяют место перерождения. Вспомните старых и больных людей, которых вы реально видели (кто на пороге смерти). Обычно там мало позитива и ясности мыслей. Часто это просто максимально притупленное состояние смешанное с недовольством и болезненными переживаниями.
Буддизм делит возможные перерождения на 6 миров сансары (6 лок). В зависимости от эмоций в момент смерти человек попадает в одно из них.
▪️Гнев, ненависть, жестокость — Мир ада (Нарака)
▪️Жадность, алчность, зависть — Мир голодных духов (Прета)
▪️Тупость, невежество, страх — Мир животных (Тирьягч-йони)
▪️Гордость, амбиции, соперничество— Мир демонов (Асура-лока)
▪️Любовь, радость, мудрость, спокойствие, глубокие медитации— Мир богов (Дэва-лока)
Буддийские тексты называют 51 ментальное состояние, но в контексте перерождения можно выделить следующие:
Отрицательные эмоции (ведущие к неблагим перерождениям)
1 Гнев (Двеша) – ад (Нарака-лока).
2 Ненависть (Доса) – ад (Нарака-лока).
3 Зависть (Ирша) – мир голодных духов (Прета-лока).
4 Жадность (Лобха) – мир голодных духов (Прета-лока).
5 Жестокость (Химса) – ад (Нарака-лока).
6 Грубость (Кракша) – ад (Нарака-лока).
7 Невежество (Авидья) – мир животных (Тирьягч-йони).
8 Страх (Бхая) – мир животных (Тирьягч-йони).
9 Тупость, безразличие (Моха) – мир животных (Тирьягч-йони).
10 Лень (Аласия) – мир животных (Тирьягч-йони).
11 Склонность к лжи (Мршавада) – мир животных или мир голодных духов.
12 Сомнение (Вичикиччха) – мир животных (Тирьягч-йони).
Смешанные эмоции (ведущие к человеческому рождению, но могут ухудшить судьбу)
13 Вожделение (Кама) – мир людей (Манушья-лока).
14 Привязанность (Рага) – мир людей (Манушья-лока).
15 Амбиции, соперничество (Авиджня) – мир демонов (Асура-лока).
16 Гордость (Мана) – мир демонов (Асура-лока).
17 Самодовольство (Мада) – мир демонов (Асура-лока).
18 Скука, неудовлетворённость (Удасинья) – мир людей.
Говорят, что существ ада столько, сколько пылинок в большом материке; животных — сколько зерен в чане с пивным солодом; асур — сколько снежинок в метели; богов и людей — всего лишь сколько частиц грязи под ногтем.
Хотя обрести тело в высших мирах — редкая удача, еще реже выпадает удача обрести человеческое тело, наделенное свободами и дарованиями. Людей по сравнению с животными явно мало. Кроме того, среди людей — если учитывать и тех, кто живет в областях, где не имеют понятия об учении, — очень мало рождается в краях, где процветает Дхарма. Еще меньше тех, кто обладает свободами и дарованиями, — их единицы. Принимая это во внимание, мы должны быть счастливы, что обладаем всей совокупностью свобод и дарований.
Говорят так:
«Хотя с мирской точки зрения, ты можешь быть вполне умен и образован, [с точки зрения Дхармы] ты не обладаешь драгоценным человеческим рождением. Тебя можно назвать заурядным человеком, или человеком только по названию, несчастливым человеком, человеком без главного или тем, кто возвращается с пустыми руками. Это все равно что не воспользоваться попавшей к тебе в руки драгоценностью, исполняющей желания, или вернуться с острова сокровищ с пустыми руками.»
Комментариев нет:
Отправить комментарий