воскресенье, 2 марта 2025 г.

Наги и драконы

 


От Нандзеда 

Вот что о нагах и драконах сказано в наставлениях Мачиг Лабдрон к практике Чод:


"В мире существует множество каст нагов, но если сократить и рассматривать их по сути, то их четыре. Что это за четыре касты? Каста царей, брахманов, домохозяев и неприкасаемых. Держащие драгоценности и держащие раковины - в основном из касты царей, они золотого цвета. Дружественные наги, помощники - из касты домохозяев, они красного цвета. Лотосовые наги и божества воды - из касты брахманов, они белого цвета. Сильные и особые наги - из касты неприкасаемых (палачей), они черного цвета. Во время действия в гневной форме наги-палачи могут менять цвет на желтый, красный и белый. Большую часть времени все наги чаще бывают белыми, хотя их цветами могут быть красный или желтый. Наги касты брахманов в гневной форме зеленого цвета.


В общем смысле хранителями Земли называют пресмыкающихся духов "Точе " (тиб.: lto phye). Вся поверхность земли - это тело пресмыкающегося существа, и оно воспринимает ее как "Я". Кто-то другой может формально притязать на часть Земли, но эти пресмыкающиеся духи воспринимают всю Землю как свое тело, как самих себя, и воспринимают притязания на обладание куском, как на разрезание своего тела. Поэтому общими хранителями Земли являются "пресмыкающиеся духи". (Другое значение слова "Точе" - это "змей" или "дракон". Прим переводчика). 


Что касается различных частных видов этих духов, которые опираются на общие силы пресмыкающихся духов, то они фиксированы как на себе на определенном направлении пространства Земли. Это такие духи, как "Пагмо", "Лагпа", "Бхадра", "Тхисе" (Тхисе - это гора Кайласа. Прим. переводчика) . Эти существа воспринимают себя слитно с каким-нибудь местом".


......................

Наги, известные на Дальнем Востоке, облечены в буддийские одеяния, и легенды о них, ставшие популярными в Китае и Японии, все пронизаны буддизмом. Керн в своей «Истории индийского буддизма», заявляет, что Наги - это «змееподобные существа, напоминающие облака». «Учебник буддизма» Харди приводит следующие детали относительно Нагов. «Наги пребывают в лока (мире) под скалами Трикута, поддерживающими Меру, и в водах мира людей. Облик их ― как у очковой змеи, с вытянутым капюшоном; однако им приписываются многие действия, которые могут быть произведены лишь в человечьем облике. Они ― полубоги и имеют много возможностей для наслаждений; обычно их представляют положительно относящимися к буддам и их приверженцам, однако, если вызвать в них ярость, они страшны в гневе». Относительно горы Меру Харди пишет: «Ее вершина ― место пребывания Секра (Шакра), правителя, или главы Дэвалока, называемого Тавутиса (Траястримшат); вокруг нее ― четыре особняка, размерами в 5000 йоджана, населенные Нагами, Гарудами, Кумбхандами и Якшасами». Описывая Дэвалока, он говорит: «Дворец Вирупакша ― на Западе. Его населяют Нага, количеством кела––лакша, в красных одеждах, носящие мечи и коралловые щиты и восседающие на красных лошадях».


Грюнведель пишет, что атрибутами этого Вирупакши, одного из четырех локапала, или Стражей Мира, также называемых “Четырьмя Великими Царями” (Чатурмахараджа), являются чаитья (святилище), или драгоценный камень в форме чаитья в правой и змей в левой руке.


До того, как Гаутама стал Буддой, царь Нагов по имени Кала узнал об этом близящемся событии по звуку золотого сосуда бодхисаттвы, раздававшемуся от ударов по нему сосудами трех последних будд во владениях Кала. Они, как и Сиддхартха, бросили свои золотые сосуды в реку.

Царь Нагов Мучилинда, живший в озере с тем же названием, своими кольцами и капюшоном укрывал Бхагавана от ветра и дождя на протяжении семи дней. Индийские художники часто изображали Будду, сидящего под раздутым капюшоном Мучилинда. Не всегда, однако, цари Нагов были столь преисполнены почтения к Будде; в конце же, разумеется, даже самый упрямый из них был обращаем. Нандопананда, например, попытался воспрепятствовать возвращению Повелителя с неба Тушита на землю, однако был побежден бодхисаттвой Маудгальяяной в форме Гаруды, а затем получил наставления от самого Будды. Когда Учитель излагал сутру в одном из небесных раев, вперед выступили Дэвы и Наги и сказали: «Теперь мы будем защищать верное учение». После смерти Будды цари Нагов боролись с царями Дэва за обретение части реликвий Будды, и получили одну треть; Ашока дал Нанда волосок из усов Будды, когда тот пригрозил в противном случае разрушить его царство. Нанда воздвиг для него пагоду из горного хрусталя на горе Сумеру. 


По преданиям северного буддизма, Нагарджуна (ок. 150 г.), основатель учения Махаяны, был наставляем Нагом в море, и тот показал ему неизвестные книги и передал самую важную работу ― Праджняпарамита-сутры, с которыми он вернулся в Индию. По этой причине его имя (исходно ― Арджуна) были изменено на Нагарджуна, а на картинах он изображается с семью Нагами над головой. В школе Махаяны известен длинный список царей Нагов, среди которых есть следующие восемь так называемых «Великих Царей Нагов»: Нанда (называемый Нагараджа, «Царем Нагов»»), Упананда, Сагара, Васуки, Такшака, Балаван, Анаватапта и Утпала. Эти восемь часто упоминаются в китайских и японских легендах, как «восемь Царей–Драконов» 八龍王; считалось, что они были в числе слушателей Будды со своими свитами, когда тот излагал наставления «Сутры Лотоса Благого Закона», (Саддхарма-пундарика–сутра, Хоккэкё 法華経)18.


Наги подразделяются на четыре касты, точно так же, как и люди, и образуют целые государства.


«Они, ― пишет Грюнведель, ― являются повелителями земли в гораздо большей степени, чем кто–либо другой, насылая, если их обидеть, засуху, плохой урожай, болезни и мор на человечество». Относительно Нагов в индийском искусстве мы имеем прекрасный путеводитель ― книгу Грюнведеля «Буддийское искусство в Индии». Установив, что Веды их не упоминали, но что они относятся к индийским народным верованиям, позже продолженным официальной брахманической религией, он далее замечает, что они часто проникали в человеческом облике в окружение Учителя и даже пытались замешаться в число его последователей, как мы видим на барельефе в Гандхара (истинный облик Нага открылся, когда он уснул). По этой причине, один из вопросов, задаваемых даже сегодня тому, кто желает быть принятым в общину ― это: «А ты не Нага?» В джатаках Наги всегда описываются как огромные змеи; однако, иногда они появляются в позднем индийском (например — Греко–Буддийском) искусстве, как настоящие драконы, хотя верхняя часть их тел — человеческая. Так мы видим их на барельефах из Гандхары, поклоняющимся сосуду для подаяний, принадлежавшему Будде, в образе больших водяных драконов, в чешуе и с крыльями, с двумя лошадиными ногами, с верхней частью человеческого тела.


Индийский змееподобный Нага был идентифицирован в Китае с четырехногим китайским драконом, потому что оба они населяли моря и реки и приносили дождь. Неудивительно, что японцы в этой смеси индийских и китайских идей узнали свою собственную змею, или драконообразных божеств рек и гор, которым они молились о ниспослании дождя во времена засухи. Так древние легенды трех стран соединились, и особенности одной стали использоваться для украшения других.


Из материалов исследований д-ра М.В. Де ФИССЕРА, выпущенных в свет в Амстердаме в 1913-м году.

Комментариев нет:

Отправить комментарий