ОБ ОТСУТСТВИИ ТРАГИЧЕСКОГО В САНСКРИТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Работа над «Сказанием о Джаландхаре» снова побудила меня задуматься об отсутствии категории трагического в традиционной санскритской литературе. Трагическое связано с безнадежностью и безысходностью. Когда в «Одиссее» (XI.489–491) тень Ахилла признается Одиссею, что лучше быть батраком на земле, чем царем в Аиде или когда Сизиф занят своим тяжелым и бессмысленным трудом, это есть подлинный глубокий трагизм. В традиционной индийской культуре же трагическое невозможно: нет ни «смерти навсегда», ни вечных адских мук. Разумеется, в произведениях на санскрите мы встречаем весьма печальные страницы: например, плач женщин по павшим воинам по окончанию битвы на Курукшетре, взаимоистребление ядавов или изгнание Рамой Ситы в лес. Однако согласно представлениям о реинкарнации у героя всегда есть шанс перевоплотиться и «начать жизнь заново» (как в компьютерной игре) или вернуться к своему божественному прототипу. Последнее мы наблюдаем в завершающей книге Мбх (XVIII.4–5.25), где Юдхиштхира, оказавшись на небесах, видит основных героев с обеих сторон воссоединившимися с теми сверхъестественными сущностями, воплощениями которых они являлись на земле. Также и в «Сказании о Джаландхаре» сияние, то есть сущность, главного героя в конце исчезает в своем источнике – Шиве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий