Дхармасала.
Уже по дороге в Дхармасалу узнали от одного попутчика,российского монаха о том, что Далай-лама дает там пятидневное учение. Обрадовались.
До Дхармасалы добрались поздно ночью, на вокзале ждали бусики. Поторговались с таксистом и он за полчаса забросил нас на гору. Наверху полно гостиниц, но ночью было трудно ориентироваться, зато с рассветом можно было найти номер подходящий по вкусу и по цене. Мы выбираем номер с терассой в гостинице на южной стороне горы за 250 рупий с газовой плитой, и конечно же с горячим душем. Наш приятель, российский монах находит приют в монастыре Богдо-гегена Ринпоче, в котором любят останавливаться россияне и монголы, так как настоятель очень гостеприимен.
Есть верхняя Дхармасала и есть нижняя Дхармасала. Верхняя Дхармасала, это там, где находится резиденция Далай-ламы - это одна дорога, которая проходит по вершине горы с его северного и южного склона и спускактся в нижнюю Дхармасалу.
Чтобы попасть на учение Далай–ламы нужно пройти регистрацию. В очереди стоят люди из Америки, Европы и Азии – говорят в основном на английском.
Узнали что, как оказывается, Далай-лама дает учение в ноябре или в декабре в Дхармасале почти регулярно, но это широко не рекламируется. Так и на этот раз, наш друг узнал о предстоящем учении по интернету за две недели до его начала. Говорят так делается, чтобы не привлекать слишком большие толпы паломников. Но паломники в Дхармасале всегда есть! Их можно встретить прямо на улице; тибетские женщины делают простирание прямо на асфальте, они “обходят” резиденцию Далай-ламы на храмовой горе, а часть дороге проходит по шоссе. Зато другая часть идет по склону горы поросшему большими соснами и елями. На камнях вдоль тропинки с паломниками разбросаны кучи камней с высеченными и раскрашенными на них буквами знаменитой мантры Ом Мани Падме Хум (Ом (Слався) Драгоценный Лотосорожденный Хум).
Есть в Дхармасале Библиотека, где хранятся тексты по тибетскому буддизму. Есть здравница, где проходят обучение тибетской медицине и астрологии, и где производят лекарств. Иммено от туда по всему миру расходятся замечательные драгоценные пилюли, которые содержат редкие элементы и прописываются больным в случае упадка духовных и физических сил, а также ослабления защитных свойств оргагизма. Оба центра находятся на южном склоне верхней Дхармасалы. Еще в Дхармасале есть место для проведения уединенных медитативных затворов (ритритов) – это вершина горы на севере верхней Дхармасалы.
Учение, на которое мы попали, дается по просьбе корейских последователей буддизма, это продолжение уже начатого в прошлом году курса - комментария на тему практики Бодхисаттв.
Когда нас просветили металлоискателями и ощупали, то мы идем в верхний храм, где приходится искать места поближе к центру. Видимость почти нулевая, а для того чтобы слушать перевод мы купили фм-радио с наушниками. Наушники вначале были одни, но мы их разделили и получилось по штучке двоим. Рядом сидит приятная семья из Монголии. Они говорят между собой по-русски и с удовольствием дают нам еще одну пару наушников (она оказалась у них невостребованной).
За алтарем, за главным залом на бетонной террасе устроилась группа буддистов из России и для них (мир не без добрых людей) учение переводит один монах, который хорошо знает тибетский. Он живет и учится в Дхармасале много лет и по всему видать очень сведущ в вопросах философии буддизма. Вокруг монаха собралась группа из России - человек десять.
Ну что сказать про Далай-ламу? Хорош! Когда идет по проходу, некоторые тибетцы пытаются прикоснуться к его ступням - падают к нему прямо в ноги. Одному удается. Он смотрит на преданного с удивление, гладит его рукой и о чем-то спрашивает. Но на разговоры нет времени. Автоматчики и секьюрити грозно сканируют взглядами толпу вокруг и прокладывают дорогу. Процессия идет дальше.
Западные интересующиеся буддизмом ведут себя более сдержанно, но по их лицам видно что они довольны.
Титул “далай-лама” впервые получил Соднам Джамцо (1543 – 1588). Титул этот ему дал монгольский князь Алтан-хан после того, как он успешно проповедывал буддизм в Монголии.
И теперь еще для тибетцев и монгол Далай-лама это не только глава буддизма (линии гелугпы), но живое воплощение Бодхисаттвы Ченрезига (по-санскритски Авалокитешвара). У нынешнего Далай-ламы 14-ого приятный голос с богатыми интонациями, как-будто находишься в благородном собрании и слышишь миролюбивую и разумную речь, а иногда кажется что журчит горный ручеек.
В другой раз, по просьбе японских монахов, давалось посвящение Авалокитешвары – Бодхисаттвы Великого Сострадания, который видя муки и страдания живущих в сансары существ, поклялся освободить их от стаданий - пусть сансара опустет! Ом мани падме хум.
Перед посвящением мы принимали обеты бодхисаттв, повторяя вслед за Далай-ламой слова на непонятном языке. Потом, правда, появилась небольшая бумажка с текстом на английском. Почитав и подумав, согласились, что обеты стоящие.
Обеты принимаются не только на эту жизнь, но и на все последующие. Польза от такого принятия обетов очевидна, это как если бы ты завязал хорошие отношения с хорошими ребятами, а плохим сказал: “До свидания, до лучших времен! Мы о вас будем молиться, мы о вас позаботимся”!
В Дхармасале очень живописные окрестности, этакая горная Швейцария. С востока возвышаются высокие горы, с запада открывается вид на безбрежную долину. Хорошо сидеть на террасе открытого кафе и грется в лучах зимнего солнца.
Дома в Дхармасале растут прямо над обрывами. Вокруг мого строек. При нас строители начали вгрызаться в скалу у дороги, и освободив пядь земли, заложили бетонное основание под будущий дом. Движение не прерывалось ни на миг. Работали неспеша и очень хорошо.
Пестрая городская жизнь протекает вдоль дороги. Тут устроились калеки, среди толпы рыщут попрошайки, рядом приезжие торговцы разложили свой нехитрый товар; платки, ковры и изделия из серебра и полудрагоценных камней. Поток людей движется туда и обратно. Это паломники и туристы. Машины проезжают очень близко друг от друга и от прохожих и при этом постоянно при сигналят. Это особенность индийской манеры езды. Если мимо проходит машина, то раздается сигнал – “мол я вижу тебя” или “имей меня ввиду”. Есть время отпрыгнуть в сторону или шагнуть в обрыв ... Такие случаи были. Они приключились у наших двоих знакомых, но дело было в ночных сумерках. Знакомые отделались испугом и падением с небольшой высоты. Так что имейте ввиду.
(Продолжение возможно) https://www.sairam.ru/topic/3151/?tab=comments#comment-42081
Примечание. В больших индуийских храмах, справа от главного входа, когда заходите в храм, есть место, которое называется дхармасала, где живут брамины
.
Комментариев нет:
Отправить комментарий