пятница, 1 апреля 2016 г.

Полярность дуальных противоположностей

 mahaprema

Долго думала, в каком разделе открыть эту тему -
в этом или в "Размышлениях",
потом решила, что эта тема настолько практична
даже с мирской точки зрения, что пусть будет здесь.

Вопрос полярных противоположностей в дуально-проявленном
мире возникает у нас периодически в том или ином обсуждении,
возникла идея собрать все воедино, чтобы получилась цельная картина.

Кому интересно, присоединяйтесь!

А толчком послужила статья Кена Уилбера, которая встретилась буквально вчера.

С нее и хочется начать, но буду ее постить конспективно и частями
для лучшего осмысления.

Как в старые добрые времена студенчества - сначала эпиграф из классики.

********
Жизнь – это мозаика из удовольствия и боли,
горе – это интервал между двумя мгновениями радости. 
Не бывает роз без шипов.
Тот, кто усерден и старателен, сорвёт цветок и не уколется. 
Не бывает пчёл без жала.
Чтобы собрать мёд, требуется мастерство. 
Сатья Саи Баба
****

Кен Уилбер - Жизнь соткана из противоположностей
Вы никогда не спрашивали себя, почему жизнь соткана из противоположностей? Почему все, что вы цените, противоположно чему-то иному? Почему все решения предполагают выбор одного из двух? Почему все желания основаны на стремлении к чему-то противоположному?
Обратите внимание, все пространственные категории представляют собой пары противоположностей:
верх-низ,
внутри-снаружи,
высокое-низкое,
длинное-короткое,
север-юг,
здесь-там,
левое-правое.
Все, что мы считаем серьезными и важными, тоже оказывается одним из членов пары:
добро-зло,
жизнь-смерть,
наслаждение-боль,
Бог-дьявол,
свобода-рабство.
На языке противоположностей формулируются также наши социальные и эстетические ценности:
успех-провал,
прекрасное-безобразное,
сильное-слабое,
умное-глупое.
Противоположности лежат в основе даже самых абстрактных, отвлеченных форм человеческой деятельности. Логика, например, занимается вопросами истинного и ложного; эпистемология – видимого и реального; онтология – бытия и небытия. Наш мир выглядит огромным собранием противоположностей.
Факт этот столь очевиден, что вряд ли заслуживает упоминания; но чем больше о нем размышляешь, тем больше ему поражаешься. Ибо природе, похоже, ничего не известно о мире противоположностей, в котором живут люди.
В природе нет лягушек истинных и ложных, деревьев моральных и аморальных, океанов правильных и неправильных. В природе не бывает гор этичных и неэтичных. В ней нет даже красивых и безобразных пейзажей – во всяком случае, нет для Природы, ибо она с удовольствием создает любые пейзажи...

Stay-Peaceful.jpg

Как раз Кен Уилбер дальше и объясняет, как
наш ум создает эту дуальность через прочерчивание границ.
Начиная с Адама, кого еще?   :)

***
.... Адам был первым, кто очертил природу, мысленно разделил ее, разметил и нанес на схему. Адам был первым великим картографом, он устанавливал границы.
Этот первый опыт картографирования был столь успешным, столь впечатляющим, что наша жизнь по сей день в основном проходит в рисовании границ. Каждое принимаемое нами решение, каждое наше действие, каждое наше слово основано на проведении границ, сознательном или бессознательном. В данном случае я имею в виду не только границу между собой/не-собой, но любые границы в самом широком смысле слова.
• Принять решение значит провести границу между тем, что делать, и чего не делать.
• Возжелать чего-либо значит провести границу между приятным и неприятным, а затем устремиться к первому.
• Отстаивать идею значит провести границу между представлениями, которые воспринимаются как истинные, и представлениями, которые таковыми не воспринимаются.
• Получить образование значит научиться тому, где и как проводить границы, и что потом делать с разграниченными частями.
• Поддерживать правовую систему означает проводить границу между теми, кто соблюдает законы общества, и теми, кто их не соблюдает.
• Вести войну значит проводить границу между теми, кто за нас, и теми, кто против нас.
• Изучать этику значит учиться проводить границу между добром и злом.
• Заниматься западной медициной значит проводить четкую границу между болезнью и здоровьем.
Вполне очевидно, что вся жизнь наша, – от мелких происшествий до серьезных кризисов, от незначительных решений до больших свершений, от маленьких слабостей до пламенных страстей – представляет собой процесс проведения границ.
Интересно, что любая граница, сколь бы сложной и тонкой она ни была, отделяет на самом деле не что иное, как внутреннее от внешнего.Достаточно будет начертить круг, простейшую форму пограничной линии, и увидеть, что сама эта линия показывает нам, что находится внутри, а что снаружи.

Хочу пояснить, почему я считаю эту тему высоко практичной.

В детстве мне часто казалось, что у меня ДВЕ мамы -
она безгранично ласковая и всепрощающая,
вторая - строгая и иногда несправедливо наказывающая.
И когда я много смеялась, мне часто говорили,
как всем детям, наверное: плакать будешь. Так оно и случалось.
(мудрое фольклорное наблюдение наряду с концепцией "полосатости жизни").

В более позднем возрасте эта дуальность ярче всего проявлялась
в личных отношениях, которые тот же фольклор называет "любовью",
принося 1) огромную радость и 2) глубокую боль.

Для нас смена дня и ночи и зимы-лета настолько очевидна,
что не вызывает никаких особых философских размышлений.
А когда мы сталкиваемся с тем же феноменом полярности
в других событиях своей жизни, то  почему-то не распознаем.

А уж насчет духовной практики и говорить нечего -
здесь дуальность проявляется очень ярко:
есть дни, когда пребываешь в медитации просто, что называется, даром,
Милость следует по пятам и накрывает блаженством,
в другие не можешь и минуты удержаться в созерцании.

И практичность, как я вижу, в глубоком понимании этой дуальности,
что приводит к постижению и искреннему принятию "того, что есть",
как бы оно не проявлялось.

Игру Бога легче и радостней наблюдать именно с точки зрения 
понимания такой двойственной проявленности этой игривости.

Бог – это всё. 
Он – все формы, все имена. 
Нет места, где бы Его не было, нет момента, когда бы Его не было 
(даже слово “devil – дьявол” происходит от корня “дев – божество”, 
что указывает на родство).
~ Сатья Саи Баба
Чинна катха. Притчи и истории. Том 1

Все есть просто игра двайтских энергий Шива-Шакти,
которые воспринимаются нами как удовольствие в одном случае и боли в другом.
Разве такое понимание не дает совершенно другой взгляд на происходящее?

Ardhanarishvara.jpg

Продолжу делиться статьей Кена Уилбера.
После объяснения, как же наш ум создает
эту дуаьность, он поясняет, каким образом
это приводит ко всем тем конфликтам, вплоть
до войн, которыми мы окружены со всех сторон.
Опять же, видение этой тенденции, смягчает
внутреннее напряжение при столкновении
с "обратной стороной медали".
Даже если только задним числом.

***********
Обратите внимание, однако, что пока мы не очертим границу круга, противоположности внутреннего и внешнего сами по себе не существуют.Иными словами, противоположности порождаются самой пограничной линией. Провести границу значит создать противоположности. Таким образом, мы начинаем видеть, что живем в мире противоположностей именно по той причине, что жизнь, какой мы ее знаем, есть процесс проведения границ.
А мир противоположностей, как вскорости убедился Адам, это мир конфликтов. Должно быть, он был очарован той властью, которую давало проведение границ и произнесение имен. Вы только представьте, простой звук, например, «небо», мог передавать всю безбрежность и простор голубых небес, которые, благодаря пограничным линиям, сознавались теперь как нечто отличное от земли, воды, огня. Вместо обращения к реальным объектам и манипуляций с ними, Адам теперь мог манипулировать в своей голове этими магическими именами, заменявшими объекты как таковые.
....Адам понял тот неприятный факт, что каждая пограничная линия представляет собой также потенциальную линию фронта, и что всякое проведение границы есть создание почвы для конфликта. В его случае конфликтом была война противоположностей, мучительное сражение жизни со смертью, удовольствия с болью, добра со злом. Адам понял (но было уже поздно), что вопрос о месте проведения границы – это на самом деле вопрос о месте проведения битвы.
Мы живем в мире конфликтов и противоположностей просто потому, что живем в мире границ. Поскольку каждая пограничная линия представляет собой также линию фронта, человек оказывается в затруднительном положении: чем крепче границы, тем дольше сражения.

*********

ПОЛЯРНОСТИ
                    ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ
polarity_art.png
Вот и мысль дня на завтра подоспела в тему:
Сегодня человеческая любовь мимолетна и эфемерна и
может иссякнуть в любой момент.
Недостойно человека называть ее Любовью.
Настоящая Любовь вынесет тяжелые испытания и беспокойство,
потери и боль и выйдет за пределы любых тяжелых обстоятельств. 

Более, чем наглядно о человеческой "любви",
которую и называть так - "не достойно человека".
И ведь, опять же, фольклорные частушки о том,
что "от любви до ненависти один шаг" - самое яркое проявление
этого принципа дуальности, но по сути они одно,
но разделившиеся во времени на "любовь" и "ненависть",
но не познанные как единое целое.
Может быть, в этом и лежит основной корень человеческой трагедии -
неспособность видеть за множественностью единство.
Суть всех страданий и всей боли человечества.

***********
Продолжение статьи Кена Уилбера, как раз об этом же:

Иными словами, большинство наших проблем – это проблемы границ и создаваемых ими противоположностей.
Мы привыкли решать такие проблемы путем устранения одной из противоположностей.
Мы решаем проблему добра и зла, пытаясь искоренить зло.
Мы решаем проблему жизни и смерти, пытаясь прикрыть смерть символическими формами бессмертия.
В философии мы справляемся с противоположными понятиями, отмахиваясь от одного из полюсов или пытаясь свести его к другому.
Материалист пытается свести дух к материи, а идеалист – материю к духу.
Монисты пытаются свести множественность к единству, а плюралисты – объяснить единство через множественность.
Суть дела в том, что мы во всех случаях склонны рассматривать данную границу как реальную, и затем манипулировать порождаемыми этой границей противоположностями. Мы никогда не задаемся вопросом о существовании самой границы. Поскольку мы полагаем границу реальной, у нас есть стойкое представление о том, что противоположности непримиримы, разделены и разведены навсегда. «Запад – это Запад, Восток – это Восток, и им не сойтись никогда». Жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть, я и другие – все это, говорим мы, отличается между собой как день и ночь.
И мы считаем, что если бы только могли искоренить все отрицательные и нежелательные полюса пар противоположностей, жизнь была бы прекрасна. Если бы мы могли победить боль, зло, смерть, страдание и болезни, дабы восторжествовали добродетель, жизнь, радость и здоровье, это была бы действительно хорошая жизнь, – и именно так многие люди представляют себе Рай. Рай стал означать не выход за пределы противоположностей, но место, где собраны все их положительные половины, а Ад, соответственно, – место, куда свалены все отрицательные: боль, страдание, мучения, тревога, болезни.
Создается впечатление, что подобное стремление развести противоположности и отдать предпочтение лишь тому, что относится к положительной половине, служит определяющим признаком западной цивилизации, основанной на идее прогресса, – ее религии, науки, медицины и промышленности. Прогресс – это прежде всего движение от отрицательного к положительному. И тем не менее, несмотря на те очевидные удобства, которые дает нам развитие медицины и сельского хозяйства, ничто не указывает на то, что после столетий утверждения положительного и попыток устранить отрицательное люди стали жить хоть немного более счастливо, более содержательно или в большем согласии с самими собой. По сути то, что мы видим, указывает как раз на обратное: сегодня мы живем в «тревожное время», эпоху «потрясения будущим», эпидемии безысходности и отчуждения, скучного богатства и бессмысленного изобилия.
Похоже, «прогресс» и несчастье вполне могут быть двумя сторонами одной пущенной волчком монеты. Ибо само стремление к прогрессу предполагает недовольство существующим положением дел, так что чем больше я жажду прогресса, тем острее испытываю недовольство. В своем слепом стремлении к прогрессу наша цивилизация, фактически, институционализирует фрустрацию, учреждает безысходность. Ибо, пытаясь выделить положительное и устранить отрицательное, мы совершенно забыли, что положительное обнаруживается лишь в свете отрицательного.Противоположности действительно могут отличаться, как день и ночь, но без ночи мы так бы никогда и не узнали, что такое день. Устранение отрицательного равнозначно устранению возможности радоваться положительному. Поэтому чем больших успехов мы достигаем на пути прогресса, тем больше обманываемся в своих ожиданиях, и тем острее испытываем чувство общей безысходности.
Корень этой проблемы – в нашей склонности считать противоположности непримиримыми, полностью разведенными и оторванными друг от друга.Даже простейшие из противоположностей, такие как купля и продажа, рассматриваются как два разных и отдельных друг от друга события. Действительно, купля и продажа в некотором смысле различны, но они также – и в этом все дело – совершенно нераздельны. Всякий раз, когда вы что-то покупаете, то есть совершаете определенное действие, для другого человека это же действие служит актом продажи. Иными словами, купля и продажа – просто две стороны одного события, одной сделки. И хотя эти стороны «различны», представлены они одним и тем же событием.
Opposites-are-really-300x180.jpg
Противоположности - на самом деле есть
лишь две крайности одного и  того же.
(Кибалион)

Комментариев нет:

Отправить комментарий