ИИКЩАТЕР НАА ШАБДАМ
Веды утверждают, что Брахман – это Первопричина джагата (Космоса). Они не считают, что такой Причиной является какая-либо бессознательная сущность (ачетана). Голос Бога (Шабдам), или Веды, не придерживаются той точки зрения, что бессознательное является источником Творения. С другой стороны, утверждается, что Существующее (сат) решается на Становление, принимая санкальпу (решение). Побуждение, решимость, замысел – это действия Сознания; бессознательные сущности неспособны на такое проявление воли. Следовательно, в качестве Первопричины должен быть признан Всесознающий Брахман.
Бессознательное, или ачетана, называется “прадхаана”. Веды говорят не о нём. Это тот факт, который данная сутра показывает очень ясно. Прадхаана – это определение, которое используется некоторыми школами мысли для обозначения потока “Имени-Формы”, то есть джагата или Космоса. Другие школы называют его “Составленным из атомов”, или пракрити (Сотворённым). Третьи говорят словами восхваления: “Ты – Всеволя, Абсолютная Сущность, Параматма. Благодаря Тебе проявляется это разнообразие”. Четвёртые доказывают, что три гуны, или качества, являются теми фундаментальными составляющими, которые, через преобладание того или иного качества, порождают разнообразие в Природе.
Эти взгляды не поддерживаются ведическими источниками. Веды утверждают, что Брахман пожелал - и возникло мироздание. Эта Воля является прологом, предварительным актом. Школа санкхьи берёт за основу своих доводов идею прадхааны (бессознательного) и считает, что Творение основывается на трёх гунах. Представители этой школы утверждают, что когда три гуны (сатва – ясность, безмятежность; раджас – деятельность; тамас – пассивность) хорошо сбалансированы и находятся в равновесии, тогда не может возникнуть никакого сознательного решения. Такое состояние должно получить воздействие со стороны Пуруши, являющегося Свидетелем, а вместе с тем и Осознанием или Сознанием, иначе говоря, воздействие Воли Бога. Это делает прадхаану знающей и познаваемой.
Наиболее правильное заключение из тех, к которым приходят все эти рассматриваемые теории, – это то, что Первопричиной является Брахман. Конечно же, наивысшая доступная всем Истина – это не есть лишённый признаков и качеств, недоступный и необъяснимый Брахман. Эта Истина представлена Сагуна Брахманом, то есть Брахманом, познаваемым через Качества, которые Он наложил на Самого Себя. Этот Космос, составленный из Сознания и не-сознания, является тем Телом, которое Он принял.
Индивидуум должен быть наделён сознанием (чайтаньей), чтобы он мог совершать необходимые, на его взгляд, действия или воздерживаться от них. Что нужно сделать сегодня, а что отложить на завтра, какие зерновые культуры нужно вырастить на следующий год – такие мысли, планы и проекты возникают только в области сознательного, а не в бессознательных камне и дереве, холме и долине. Волеизъявление – признак сознания; то, что не обладает сознанием, абсолютно неспособно к волеизъявлению.
Когда проявилась Воля, Брахман стал Богом Ишварой. И одной этой Волей Бог создал Космос (джагат). На первый взгляд (стула дришти) Бог и джагат кажутся различными. Но если исследование проводить на более тонком уровне (сукшма дришти), обнаружится, что нет принципиального различия между материалом (падаарт) и Творцом (Парам-аарта), живой единицей (Прани) и жизненным принципом (Прана). Жизненный принцип налагает на себя тело и появляется как прани; и затем из прани возникает прана.
Ведические писания рассматривают Принцип Брахмана и Его проявления. Они наделяют человека сокровищем мудрости и интуитивным опытом этого богатства (джнаной и виджнаной). Но с течением времени стихи гимнов и священные формулы (мантры) были интерпретированы ритуалистически. Они восхвалялись и толковались как полезные для достижения мирских и трансцендентных целей. Обряды, выполненные с зачитыванием этих мантр и гимнов, рассматривались как благотворная карма. На самом деле, в Космосе нет ничего отделённого или отличного от Брахмана. Всё произошло от Брахмана, всё это поглощается (лайя) только Брахманом и всё это двигается и пребывает только в Брахмане.
Эта истина ясно показана в сутре выражением “Татджаллаат”: “Тат (из Того) .. джа (рождается) .. ла (поглощается) … аат (растёт)”. Это те четыре опоры, на которых покоится утверждение. Рождение, рост и смерть образуют яджну, или жертвоприношение Пуруши, космической Личности.
Космос (прапанча – состоящий из пяти элементов) возник из Всесущего, Параматмы, Брахмана. В природе не существует такого места, где бы отсутствовало Его проявление. Джагат всё время находится в движении; владыка Космоса (Джагадишвара) – Его движущая сила. Мирская любовь не является подлинной любовью; любовь к Атме – источник любой другой любви. Упанишады заявляют, что таким было наставление, переданное мудрецом ЯджнавалкьейМайтрейе. “Аатманасту каамаая сарвам приям бхавати” – “Атма является причиной того, что всё дорого и любимо”. Любовь к своей Сущности (Я, Атме) первична; любовь ко всем остальным объектам вторична. Если кто-то любит какого-то другого человека, это не может называться любовью. Сущность жаждет ананды (блаженства), и она любит ради получаемой от этого ананды. Привязанность, любовь (анураага) течёт от сущности ("я", дживатмы) к Сущности ("Я", Параматме). Поэтому, когда Атмическая Реальность осознана как первоисточник, мы можем узнать, что всё происходящее является проявлением Высшего Сознания, Брахма Чайтаньи.
Чара и ачара (наблюдаемое как двигающееся и неподвижное, активное и инертное) – и то, и другое являются волеизъявлением Божественного (Дайва санкальпа). Эта Воля является четаной, Сознательным Актом; она – не а-четана, форма инерции. Такова истина, раскрываемая этой сутрой – “Икшатер наа шабдам”.
Какие бы аргументы и контраргументы не приводились кем бы то ни было, истина, что Божественная Воля (Дайва Санкальпа) – это корень всего, остаётся незыблемой. Люди, выдвигающие такие аргументы, или введены в заблуждение внешней стороной явлений, или просто пытаются подкрепить свои излюбленные фантазии, избегая глубоких исследований.
Человеческое тело – это сосуд (ааламбанам) для Атмы. Элементы, подобные воде и ветру, глубоко связаны с телом. Поэтому Принцип Атмы, Принципы Брахмана, которые являются его сущностью и сердцевиной, пребывают вне сознания человека. Человек потерял осознание этого Принципа, или татвы, который является его Истиной. Человек находится в теле, но не является телом. Он – а-шарира татва, Принцип, который не принадлежит телу, хотя и проявляет активность через него. Он – Атма.
Способность глаз видеть и способность ушей слышать обеспечивается Атмой. Как, в таком случае, глаза могут увидеть Атму или уши услышать Её? Глаза и уши – это то, что поддерживается (Аадхея); Всесознание (Сарва Чайтанья), Принцип Брахмана, Атма является аадхаара, Оказывающим Поддержку. Это истинное “Вы”, Воля, санкальпа.
Элементы (пространство, ветер, огонь, вода и земля), которые составляют Космос, действуют только в соответствии с побуждением Высшей Мудрости (Праджнаны). Боги (Деваты), или Сияющие, светятся только благодаря той Мудрости, которая наполняет их энергией. Весь мир живых существ (Прана-коти) поддерживается той же самой праджной. Неподвижное и двигающееся (стаавара и джангама) – и то, и другое твёрдо базируется на праджне. Высшая Мудрость – это Атма; Высшая Мудрость – это Брахман. Высшая Мудрость – это лока, Видимый, объективный мир. Космос – это праджна (праджня) от начала до конца; праджна – это чайтанья (Сознание), которое заполняет Космос (Прапанчу).
Веды утверждают, что Брахман – это Причина Космоса (джагата), используя слово “Сат”, чтобы обозначить это. “Сат” – это “Всегда Пребывающее в Сознании”. Нет ничего такого, о чём бы Веды говорили как о “бессознательном”, или а-четане. Всё – четана, всё – Существует, всё – Брахман.
САИ, СУТРА ВАХИНИ, ИКШАТЕР НАА ШАБДАМ
Аналитические Афоризмы о Высшей Реальности
Комментариев нет:
Отправить комментарий