КАКИМ ОБРАЗОМ ЖЕНЩИНА СТАНОВИТСЯ БОГИНЕЙ
Возникает вопрос, если женщина почитается как богиня, то каким образом она является богиней? Или она только одержима богиней на время обряда («богиня на временной основе») или выступает постоянным воплощением (формой) богини? Во втором случае статус женщины явно повышается, поскольку тогда она теоретически требует к себе уважительного отношения не только во время проведения ритуала, но и в любое время, постоянно. Для каулических тантр женщины как раз характерен второй подход. На это указывает изречение из Чиначара-тантры (3.15), что «в теле женщины всегда пребывает Благая». А в Шактисангама-тантре (II.36.32) сама Богиня утверждает, что она постоянно пребывает в женщинах. Поэтому не возникает и необходимости призывать ее на обряд.
Подобная позиция явно берет начало из такого важнейшего шактистского текста, как Деви-махатмья (VI–VII вв. н. э.), где сказано, что все существа женского пола являются частичными проявлениями Богини (11.6(1)). В более поздних шактистских произведениях, таких как Девибхагавата-пурана (IX.1), эта идея получит развитие.
Лорилей Бернацки замечает, что почтительное отношение тантриков-мужчин к женщинам принципиальным образом отличается от европейской куртуазности. Рыцарь или джентльмен оказывает внимание женщине, потому что видит в ней «слабый пол», некое существо, требующее защиты. Поведение же мужчины-тантрика, напротив, обусловлено тем, что он опасается гнева и проклятия женщины как проявления грозного божества. Так в индийских мифах герои опасаются нанести вред гневливым йогам и мудрецам наподобие Дурвасаса.
По книге: Женщина в индуистской Тантре. Андрей Игнатьев
Комментариев нет:
Отправить комментарий