суббота, 25 августа 2018 г.

Рамакришна и Вивекананда

Прямо сарва Дхарма!!
Шри Рамакришна (Кешабу и остальным):
"Послушайте, как приятна эта музыка. Один исполнитель играет монотонно, другой использует множество тональностей. Я такой же. Почему я должен играть лишь одну ноту, когда мне доступны все семь? Почему я должен говорить только так: "Со хам, со хам?" Мне нравится почитать Его разными способами - отношением в состоянии шанты (покоя), отношением дасьи (слуги к господину), ватсальи (матери к ребёнку), сакхьи (друга) и мадхуры (возлюбленного). Я взываю к Нему всеми этими способами, я счастлив и наслаждаюсь всеми этими состояниями."

"Sri Sri Ramakrishna Kathamrita" - V, Appendix III.

В этот день (16 августа) в 1886 году Шри Рамакришна оставил тело в Махасамадхи. 

Суббота, 14 августа 1886: Утром Баларам, Рамлал и аюрведический доктор присутствовали в комнате Учителя. Он вошёл в глубокое Самадхи прямо на их глазах. Вернувшись к нормальному состоянию сознания, он сказал Балараму: "Знаешь, что я вижу? Это Брахман... Он предстаёт как спокойный океан света, словно крыша из расплавленного серебра". 
Днём пришёл Ракхал Мукхерджи из Багхбазара. Учитель снова вошёл в Самадхи и затем сказал: "Я вижу озеро ртути, и я в нём словно свинцовая кукла"

Воскресенье, 15 августа 1886:
Воспоминания Лакшми Дэви, племянницы Шри Рамакришны: "Он лежал, откинувшись на подушки на своей кровати. Вокруг была тишина, все беспокоились за него. До этого он не мог говорить, но как только Матушка (Сарада Дэви) и я подошли к нему, он тихонечко прошептал: "Вы пришли. Знаете, я чувствую, что ухожу куда-то, куда-то очень далеко, сквозь воду". Матушка не смогла сдержать слёз. Тогда Учитель сказал ей: "Не переживай. Ты будешь жить так же, как и сейчас. Как Нарен и другие ребята служат мне, так же они будут заботиться и о тебе. Присматривай за Лакшми и держи её при себе. Она позаботится о себе и не станет тебе бременем"". 

Воспоминания Свами Рамакришнананды:
"Нам показалось, что ему стало лучше, потому что он поужинал лучше, чем обычно, и ничего не говорил об уходе. Днём (точнее 8 или 9 дней ранее) он попросил Йогина посмотреть по календарю благоприятный ли день. Также он говорил нам, что "судно, плывущее в океане, было уже на две трети заполнено водой, и вскоре, заполнившись до краёв, погрузится в бездну". Однако нам не верилось, что он на самом деле уходит. Он никогда не выглядел страдающим или испытывающим боль. Он был всегда бодр. Обычно он говорил, что с ним всё в порядке и он счастлив, только "есть что-то небольшое здесь (показывая на горло). 
"Во мне живут двое", - заявлял он: "Это Божественная Мать и Её преданный. Это преданный заболел". 

Когда Шри Рамакришна оставил тело, мне показалось, что это был самый блаженный момент в его жизни. Волна радости прошла через него. Я сам это видел. Я хорошо помню все события того последнего дня. 
Наш Учитель выглядел бодрым и отдохнувшим. Днём он беседовал целых два часа с неким господином, который пришёл, чтобы задать несколько вопросов по йоге. ... 
В ту последнюю ночь Рамакришна разговаривал с нами до последнего. На ужин он выпил пол-стакана пуддинга (пайасам), и казалось, он даже получил удовольствие. Без сомнения, в теле его был небольшой жар, поэтому он попросил немного поомахивать его, и мы вдесятером омахивали его одновременно. Он сидел, навалившись на пять или шесть подушек, которые я поддерживал своим телом. В то же время я, как и остальные, омахивал его. Из-за этого получался определённый импульс, и он дважды спрашивал меня: "Почему ты трясешься?" Его ум был настолько зафиксирован, что он ощущал любое микродвижение. Нарендра взял стопы Учителя и начал массировать, а Шри Рамакришна говорил с ним о том, что ему следует делать. "Позаботься об этих ребятах", - повторял он снова и снова, будто ставил его во главу над нами. Затем он попросился лечь. 

Вдруг в час ночи (1:02) он лёг на бок. В его горле послышался низкий звук, и я увидел, что все волоски на его теле встали дыбом. Нарендра быстро положил стопы Учителя на одеяло и понёсся вниз по ступеням, словно он не мог вынести этого. Доктор, который был великим преданным, слушал пульс Учителя, и поняв, что он остановился, стал громко плакать. "Что ты делаешь?" - я спросил, раздразившись на то, что он ведёт себя так, будто Учитель действительно нас покинул. 

Мы все верили, что это было просто Самадхи. Пришёл Нарен и мы сели, нас было где-то двадцать, и стали хором повторять "Хари Ом! Хари Ом!" Таким образом мы ждали до полудня, примерно до двух часов. В теле всё ещё было тепло, особенно в области спины, но доктор настаивал, что душа покинула тело. Около пяти часов тело остыло". 

***

Воспоминания Свами Адбхутананды:

"Старший брат Гопал и я поспешили в Дакшинешвар, и брат Рамлал (племянник Шри Рамакришны) вернулся вместе с нами. Он посмотрел тело Учителя и сказал, что макушка его головы всё ещё тёплая. Он попросил позвать Капитана (Вишванатха Упадхьяи). Вскоре явился Капитан. Он попросил натереть тело Учителя маслом гхи. Шаши (Свами Рамакришнананда) стал натерать тело гхи, а Вайкунтха массировал стопы, но всё зря. Позже, тем утром Доктор Махендра (Др. Махендралал Саркар) пришёл и обследовал тело Учителя и констатировал смерть. 

Святая Матушка была не в силах сдержать себя. Зайдя в комнату Учителя, она громко воскликнула: "О, Матушка Кали, что я такого сделала, что ты покинула меня?!" Увидев, что Матушка безутешно рыдает, Бабурам и Йогин (Свами Премананда и Йогананда) подошли к ней, и Голап-Ма отвела её в комнату. 

Между тем, преданные в Калькутте получили печальное известие, и один за другим они стали приходить в садовый дом Кашипур. Была сделана фотография (если точнее, то две) тела Учителя и его преданных. Уже был полдень. Тело Учителя украсили и понесли на кремационную площадку Кашипура. Отец Рам велел мне оставаться в садовом доме, пока Отец Акшай не вернётся с кремационной площадки. Поэтому все ушли, а я остался. 
Лишь однажды я слышал, как плачет Святая Матушка. После этого она молчала. Я ещё никогда не встречал такой сильной женщины. 

В ту ночь я отправился на кремационную площадку. Я видел множество людей тихо сидящих на берегу Ганги. Шаши был около погребального костра с опахалом в руке, и Шарат (Свами Сарадананда) был с ним. И Шарат, и Лорен (Нарендра) пытались как-то успокоить Шаши. Я взял его за руку, и попробовал как-то придать ему духа, но он был обездвижен горем". 

***

Воспоминания Свами Абхедананды:

"В тот момент мы чувствовали себя совершенно беспомощными. Мы чувствовали, что весь наш источник силы и надежды иссяк. Мы думали: "Что нам теперь делать? На кого мы теперь можем положиться? Как теперь жить?" 
Этот день незабываем. 
Было отнюдь не очевидно, что душа покинула тело Учителя. На его лице была улыбка, и божественное свечение исходило из всего его тела. ... 

Постепенно толпа начала собираться. В пять часов вечера ученики вынесли тело Учителя из садового дома Кашипура, и огромная толпа следовала за траурной процессией с киртаном (духовным групповым песнопением). 
Звуки барабанов, цимбал и пения доносились ото всюду. В этой процессии люди несли эмблемы различных религий: символ ОМ, трезубец, крест, полумесяц и т.д. В конце концов мы достигли кремационной площадки Кашипура. 

Согласно традиции, тело Учителя было омыто водами Ганги, одето в новую одежду и украшено герляндами цветов и помещено на погребальное место, вокруг которого стали разводить костёр. ... Ученики и преданные бросали огромное количество цветов в погребальный огонь. Звучали барабаны, цимбалы и киртан. Это было неописуемое зрелище... Ученики и преданные смотрели на тело Учителя в последний раз, и затем упали ниц перед ним в почтении. Священные гимны читались. 

В конце концов тело Учителя превратилось в пепел. Трое из нас собрали этот пепел в медную урну и принесли её в сад Кашипур с тяжёлыми сердцами. Мы поставили эту урну в спальню Учителя и провели всю ночь в джапе и медитации. Пытаясь хоть как-то смягчить горе от отсутствия Учителя, мы беседовали о его святой жизни. Нарендра сидел с нами и время от времени утешал нас, рассказывая истории о бескорыстной любви Учителя и его чудесной милости. 

Святая Матушка находилась в своей комнате, убитая горем. Она решила снять золотые браслеты с рук, как делают все вдовы. Не успела она снять браслета, как Шри Рамакришна возник перед ней в своей физической форме и запретил ей делать это. Сжав её руку, он сказал: "Ты что думаешь, что я исчез совсем? Я просто перешёл из одной комнаты в другую". Святая Матушка поняла, что несмотря на то, что земное тело Учителя было разрушено, он всегда пребывал в своей божественной форме. После этого случая, она продолжала носить браслеты и также сари с небольшой красной полоской вопреки традициям вдов. 

(Prabuddha Bharata, March 2011, Swami Chetanananda “Mahendra Nath Gupta: Last Days With Sri Ramakrishna”, pp. 319-20;

Swami Chetanananda “Ramakrishna: As We Saw Him”, First Indian Edition, 1992, pp. 157-8, 96-7, 226-7)

https://www.sairam.ru/topic/4377/?page=4&tab=comments#comment-165016

Комментариев нет:

Отправить комментарий