воскресенье, 20 октября 2024 г.

Расслабление в неподвижности


 Расслабление в неподвижности


Все вы сегодня вечером — просто пребывайте в неподвижности. Расслабьтесь. Всё в порядке. Отпустите все ваши попытки достичь совершенства. Вам не нужно делать неподвижность совершенной. Она всегда была совершенна с безначальных времен. Ей ваша помощь в этом не нужна. Расслабьтесь. Позвольте ей быть такой, какая она есть. Посмотрите, можете ли вы изменить свою привычку. Немного, мягко-мягко. Привычку одержимости движимым. Постепенно. Нежно. Посмотрите, можете ли вы расслабить свой спазм, вызванный этой постоянной одержимостью тем, что приходит, что уходит, что вы думаете, и как вы к этому относитесь. 💬 "Да-бда-бда-бда-бдааа-бда-бда-бда...". Отпустите. Если она хочет болтать с вами, пускай болтает. Распахните свое внимание и расслабьтесь в неподвижности, пока она болтает, как ей вздумается.


— Лама Лина, учитель Дзогчена и Махамудры


Дзогчен и Махамудра - Сессия 1


- https://youtu.be/Pi63IEvt5JI?t=4495s

- https://t.me/LamaLenaDharma/2 (Телеграм)


(Барселона, Испания, 6 сентября 2024 г.)


* * *


Просветленная с самого начала, Экаджати есть прямая эманация (трулпа) изначальной мудрости, Самантабхадри, которая является женским аспектом изначального Будды Самантабхадры. Будучи изначально просветленной, Самантабхадри Экаджати обладает мудростью всезнания относительно 84 миллионов учений Дзогчен.


— Чогьял Намкай Норбу, мастер Дзогчена



Рассказы Аравинда: Видеть Бога в каждом – практический подход


 РАССКАЗЫ АРАВИНДА: Видеть Бога в каждом – практический подход


Мои попытки выйти из «духовного» застоя…


С детства Бхагаван Шри Сатья Саи Баба был моим Господом и Учителем. Весь мой духовный рост был под Его опекой, Он заботился о моём духовном развитии. Сегодня, оглядываясь на свои студенческие дни, я очень отчётливо вспоминаю один случай. Этот случай дал мне прозрение, какой должна быть моя дальнейшая садхана, чтобы видеть Бога во всех – видеть во всех моего учителя, Бхагавана Шри Сатья Саи Бабу. Прежде чем рассказать, как я это понял, я должен рассказать о том особом переживании.


В дни обучения в магистратуре я ощущал, что меня окутал некий «духовный застой». Конечно, я имел привилегию быть студентом института Свами и ежедневно имел даршан с близкого расстояния. Я также регулярно принимал участие в молитвах и бхаджанах. Тем не менее, я чувствовал, что должен выполнять больше Садханы. Я часто размышлял, какая Садхана наилучшая. Именно в то время я прочитал об опыте великого Рамана Махарши. Мастер говорил о своём опыте, и я представлю его опыт в его собственном изложении:


Потрясение и страх смерти обратили мой ум внутрь, и мысленно я сказал себе: «Теперь пришла смерть. Что это значит? Кто умирает? Тело умирает». И я сразу же инсценировал наступление смерти. Я лежал с вытянутыми руками и ногами и имитировал труп, чтобы придать больше реальности исследованию.


«Что ж», – сказал я себе, – «это тело мёртвое. Его понесут на место сжигания трупов, затем сожгут, и оно превратится в пепел. Но разве я умираю с умиранием тела? Разве я – это тело? Оно молчаливое и инертное, но я чувствую полную силу моей личности и даже голос «Я» внутри меня отдельно от него. Поэтому я – дух за пределами тела. Тело умирает, но дух за его пределами не может быть затронут смертью. Это означает, что я – бессмертный дух». Всё это не было глупыми мыслями; это быстро проносилось через меня так же отчётливо, как живая Истина, которую я постиг непосредственно, почти без мыслительного процесса. …С того момента впредь «Я» или Сущность сосредоточило внимание на самом себе благодаря могущественному очарованию.


После этого переживания Рамана полностью изменился. Я тоже решил выполнить это же самое «упражнение», пройти через ту же самую «драму», чтобы моя «застойная» в то время духовная жизнь забурлила энергией. И поэтому каждый вечер, лёжа неподвижно в оцепенении в большом молитвенном зале общежития, я говорил себе, что я – не тело. Интенсивно размышляя, я представлял себя «пребывающим» в теле и говорил себе, что я – душа, имеющая тело, а не тело, в котором заключена душа. Это был определённо Джнана Марга – Путь Мудрости, и я чувствовал, что должен идти этим путём.


Затем я начал новую затею. Я представлял, что, поскольку воздух нужен только телу, а я – не тело, то мне не нужен воздух для дыхания! Поэтому я просто задерживал дыхание, думая, что со мной не должно случиться ничего, поскольку я «пребывающий» в теле, а не тело.


Читателю не нужно увлекаться, потому что я не достиг многого, если вообще чего-то достиг! Каждый день мне удавалось увеличивать время задержки дыхания. Я добавлял несколько секунд к предыдущему времени. Таким образом, кроме развития лёгких, я не добился никаких результатов и не совершил большого прогресса в духовности.


Божественные разъяснения… и новая Садхана


А затем наступила Дасара 2005. По традиции во время Дасара ягны Свами выступал с речью. Я никогда не смогу забыть Его выступление в тот день – 9 октября 2005 года. Свами начал Свою речь с поэтического вступления. В нём говорилось о том, как люди неправильно понимают Садхану. Я услышал, как Свами сказал: «Не спать ночью и много говорить целый день, вы считаете это Садханой (духовной практикой)? Это глупость!»


Я был ошеломлён. Я чувствовал себя так, словно Свами высмеивает меня на виду у всех. Но оглянувшись вокруг, я осознал, что это чувствовал только я. Все остальные были поглощены начавшимся выступлением. Я тоже начал слушать внимательно. И Свами открыл «секрет» всем. Он объяснил путь к спасению для всех. Он сказал:


«Я часто повторяю, что Я – Бог. Но я также напоминаю вам, что вы поистине тоже – Бог. Вы не должны смущаться и уделять внимание всяким недоразумениям и различным мнениям по этому поводу. В действительности, каждый из вас является воплощением божественности. Когда вы разовьёте такую твёрдую убеждённость, вы сможете видеть Бога в каждом человеке. Именно в соответствии с этой концепцией писания утверждают: «Яд бхавам тад бхавати (каковы чувства, таков и результат)». Поскольку люди не знают о реальной природе божественности, они обращаются к определённым людям как к отцу, матери, дяде и т.д., имея в виду их физические формы и отношения с ними. Если люди так введены в заблуждение на основе физических взаимоотношений, они непременно запутаются в настоящей природе божественности. Однажды Господь Кришна, раскрывая Свою вездесущую божественность, заявил, что во всей вселенной нет никого, кроме Него. Та же самая истина содержится в высказывании: «Екам Сат випрах бухудха ваданти (истина одна, но мудрецы называют её различными именами)».


Именно здесь я серьёзно принял во внимание, что сказанное Свами – это наилучшая Садхана, т.е. наилучшая Садхана – видеть Бога в каждом; любить Бога в каждом.


Вот ещё одна удивительная вещь, которую я осознал много времени спустя!


В тот день в том выступлении Свами, в действительности, не говорил: «Не спать ночью…». На самом деле Он сказал: «Пани Лека», что означает: «не работать», но я отчётливо расслышал: «Панко Лека». Если вы слышали аудиозапись того выступления, то заметили, что голос Свами дрожит. И вы согласитесь, что по ошибке вместо «Пани» можно услышать «Панко». Но я не думаю, что это была «ошибка». Как объясняется по секрету, в речи Сатья Саи каждый слышит то, что должен услышать. Даже моё «неправильное» понимание слов Свами привело к правильному пониманию Садханы!


Практическая проблема с этой Садханой… начало


Продолжим эту историю, я решил, что моей Садханой должно быть видение Бога во всех. Вот практическая проблема – как мне в действительности видеть Бога в людях, с которыми я общаюсь ежедневно? Это может казаться легко видеть Бога в своей маме, в своём папе и своих родных братьях и сёстрах, но как видеть Бога в своём начальнике, в своей прислуге, в водителе или нищем на улице? Я могу представить себе, как поклоняюсь своей маме, массирую стопы моему папе, но делать тоже самое для своей служанки или выражать ту же самую любовь моему начальнику – никогда!


Если есть некто, кто мне не нравится, или к кому я питаю отвращение, как я могу увидеть моего любимого Господа в нём/ней? Что на самом деле означает – видеть Бога в каждом?


Когда я размышлял над этим, один из самых известных афоризмов Свами преобразился и появился перед моим мысленным взором. Свами говорит: «Жизнь – это игра, играй в неё». Этот афоризм преобразился во фразу: «Жизнь – это Спектакль; играй в нём». И неожиданно пришло решение.


Весь мир – это одна большая сцена, а все мы – просто актёры. Об этом бесчисленное количество раз говорилось в нашей истории и литературе. Уильям Шекспир, в действительности, сказал: «Весь мир – театр, а все мужчины и женщины – всего лишь актёры» Хотя он сказал то же самое немного в другом контексте, он попал в точку.


Пример «Sholay»


Просто представьте себе постановку фильма. Именно этим и является мир. Каждому из нас дана роль – кому-то дана «большая» роль, кому-то – «маленькая»; кто-то является «положительным героем», а кто-то – «отрицательным»; кто-то «счастлив», а кто-то «печален». Однако роли остаются только ролями – не больше, не меньше.


Возьмите, например, классический фильм Болливуда «Sholay». Когда герои фильма Амитабх Баччан и Дхамендра набрасываются на злодея Амадж Кхана и избивают его, это воспринимается так хорошо. Мы поглощены фильмом и ненавидим Амадж Кхана (печально известного Габбар Сингха) за совершённое им «зло». Мы даже празднуем его смерть как победу добра над злом.


Теперь на мгновение будьте не зрителем, а станьте на место актёров. Хотя в фильме и Амитабх, и Дхамендра демонстрируют гнев и ненависть по отношению к Амадж Кхану, после съёмок они сидят вместе за чашечкой кофе. Они приветливо разговаривают друг с другом и друг против друга ничего не имеют. Вся их «враждебность» заканчивается после съёмок. На самом деле, если кто-то действительно заглянул бы в их сердца и во время съёмок, в них нет враждебности. Конечно, на лицах отражается гнев, а слова наполнены ядом, но в их сердцах этого нет. Они полностью осознают, что всего лишь играют роль, не больше, не меньше.


Ах! Это секрет того, как видеть Бога в каждом!


Применение примера «Sholay» в наших жизнях…


Это не связано с тем, что я должен поклоняться своей прислуге как Богу или массировать стопы моего начальника (хотя есть некоторые, считающие это очень выгодным и способствующим продвижению по службе), потому что я вижу в них Бога. Видеть Бога в человеке означает не иметь чувств к человеку, вызываемых исполняемой им/ею ролью.


Конечно, мы должны считаться с правилами и предписаниями, установленными для каждой роли – я должен уважать моего начальника и быть хозяином для своей прислуги. Но это делается только потому, что этого требуют роли. В своих сердцах мы знаем, что мы равны – мы все актёры, играющие свои роли по указанию Режиссёра. В этом смысле нет ничего особенного в президенте страны, потому что это роль, данная Режиссером ему/ей. Точно так же нет ничего унизительного или позорного в нищем на улице, потому что это роль, которую Режиссёр дал ему/ей! Просто, не так ли?


Если мы научимся жить, имея эту невозмутимость и одинаковое отношение ко всем, мы научимся уважать и любить каждого, потому что каждый всего лишь исполняет свою роль. И мы тоже продолжаем играть свои роли. Если наша роль требует отругать кого-то или сделать кому-то замечание, мы делаем это только потому, что этого требует наша роль. Мы не чувствуем действительной привязанности к человеку или тоски по нему. И если теперь мы исследуем жизни святых и божественных личностей, то увидим, что они жили именно так. Вот почему мы говорим: «Когда Свами сердится, то это только для того, чтобы исправить нас. Он никогда не гневается!»


Он просто совершенным образом играет Свою роль и надеется, что мы делаем то же самое, не забываясь в своих ролях! Мы так увлекаемся «персонажами», которых играем, что забываем, что на самом деле являемся актёрами, и все остальные – тоже актёры. В действительности, это Неудобная Истина, которую мы должны осознать.


И, по моему мнению, способ видеть Бога во всех – это общаться без привязанности!


Источник: https://letterpile.com/personal-essays/Seeing-God-in-everyone-A-Practical-approach

понедельник, 14 октября 2024 г.

Напрасна ньяса...

Девибхакта

Напрасна ньяса, напрасна пуджа, напрасно восхваленье,
Напрасна хома, сопровождаемая даров раздачей, если женщине это не доставляет радость.
Разум, сила, слава, красота, долголетье, богатство, [дочери] и сыновья –
Все это гибнет у того, кто женщине чинит обиду.
Лучше бросить матерь и отца, лучше перестать [поклоняться] Хари и Шамбху,
Лучше оставить Богиню, но нельзя свою любимую покинуть.
Лучше порицанье из уст людских, лучше недобрая слава,
Лучше расстаться с жизнь, чем женщине доставить огорченье.
Ни Творец, ни Ачьюта, ни Шамбху, ни вечная Вама
Не в силах защитить того, кто женщину обидел.

Майя-тантра 11.34–38(1)

МАТЧЕСТВО В САНСКРИТЕ
 
Как-то приходилось читать, что одна девушка в качестве отчества официально взяла себе имя матери и в итоге получилось «матчество». Однако то, что для нас выглядит чудачеством, в санскритской литературе общераспространенное явление. «Матчества», а по-научному матронимы, в ней встречаются довольно часто. В «Бхагавад-гите» Кришна именует своего друга Арджуну Каунтея (букв, «Кунтиевич», по имени матери последнего Кунти, kuntī → kaunteya). Также в эпосе могут зваться Юдхиштхира и Бхимасена. Другой матроним – Партхи (pārthāḥ) – может прилагаться ко всем пятерым Пандавам – хотя Накула и Сахадева не были сыновьями Притхи (pṛthā, другое имя Кунти). Вишну, Варуна, Митра и другие небесные боги именуются адитьями – по своей матери Адити. Гаруду нередко зовут Вайнатея (vainateya, его мать – Вината), а героя Бхишму – Гангея (gāṅgeya, его мать – Ганга). Гангеей также иногда величают и Сканду. Как мы видим, матронимы, как и патронимы в санскрите образуются путем перехода гласных в ступень vṛddhi. Сам факт существования матронимов указывает на значимость, придаваемую роду матери и большое уважение к фигуре матери.

Вспоминаю ещё одну свою историю


 Вспоминаю ещё одну свою историю.


Я принес для Свами фотографию патриарха Алексия II. Тогда он был главой церкви.


Свами подошёл, взял у меня фотографию, разглядел ее, потер пальцами.


Затем вернул мне фото обратно со словами: Very saint man, very happy! (Очень святой человек, я счастлив).

Пишет Кирилл Бородин 

Покрова Божией Матери





 14 октября. Покров Пресвятой Богородицы


Праздник Покрова Пресвятой Богородицы — необычный. Во-первых, он празднуется только в Русской Православной Церкви, хотя не входит в число двенадцати великих православных торжеств. 

Во-вторых, парадоксально, но в его основе лежит поражение войск наших предков. История праздника связана с защитой Богородицей Царьграда-Константинополя, столицы Византию, на которую напали в начале десятого века отряды славян, тогда ещё язычников, под предводительством князя Аскольда. 

Перед лицом опасности, жители города вместе с патриархом собрались на молитву во Влахернском храме. В этом храме хранилась драгоценная святыня — Риза Богородицы, одна из Ее одежд. После всенародного молебна святую Ризу с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда — храм Святой Софии. Вместе со всеми молился блаженный Андрей, Христа ради юродивый, славянин. Именно он увидел во время молитвы Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную сонмом ангелов и святых. Матерь Божия сняла головной покров-омофор и распростерла его над молящимися, при этом омофор сиял как солнце. И случилось чудо. Божия Матерь Своей благодатью покрыла и усмирила воинственность русских воинов. Заключив перемирие, дружины славян сняли осаду Константинополя и удалились. 

Удивительно, но в истории Византии это событие не было прославлено. Почему именно для Руси это событие стало таким значимым, а не для потомков чудесно спасшихся греков? 

Известно, что вскоре после неудачного похода в Константинополь прибыло русское посольство для заключения договора. В условия мирного договора входило положение о Крещении Киевской Руси. Во исполнение договора в Киев была направлена православная миссия. Князь Аскольд и его воины приняли Крещение, уверовав, что христианская вера — истинная. Эта попытка князя утвердить христианство на Русской Земле была неудачной, время еще не настало. Однако, в воспоминание этого события было установлено ежегодное празднование Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне (15 июля н.с.). Этот праздники называли первым Крещением Руси, становлением Земли Русской под Покровом Божией Матери. С древнейших времен с ним связано почитание Покрова, которое было установлено владимирским князем Андреем Боголюбским. Историю о чуде Покрова он знал с детства из книги жития блаженного Андрея, в честь которого был крещён. С тех пор Русская Церковь считает Покров великим праздником заступничества России Пресвятой Богородицей. 

Он напоминает нам о великой милости Божьей Матери ко всем, кто обращается к Ней за помощью. Это праздник любви Божией Матери, которая защищает тех, кто любит Ее Сына. Не зря Её именуют великой Заступницей, Нерушимой Стеной, которая всегда защитит от любой беды. 

На Руси всегда любили Покров Божьей Матери, всегда верили в него. Благодаря Ему было одержано множество побед над врагами. В  есть Покрова была традиция строить храмы после воинских побед. Первый храм построил Андрей Боголюбский в XII веке — Покрова-на-Нерли, один из красивейших на Земле — в честь победы над волжскими булгарами. Храм стоит на месте смерти его сына Изяслава, скончавшегося после тяжёлого ранения. 

Существует множество икон Покрова Богородицы. Самая древняя XIII века украшает врата Собора Рождества Богородицы в Суздале. А Псковская икона, являющаяся святыней Псково-Печорского монастыря, написана в память о победе над поляками под предводительством Стефана Батория в 1581 году. Особенно почитают образ Покрова Пресвятой Богородицы казаки. Их иконы отличаются от канонических православных из-за влияния католичества. На них Божия Матерь закрывает людей своей мантией. 

С походом князя Аскольда на Царьград связано и создание знаменитого «Акафиста Покрову Пресвятой Богородице». В нем звучит рефрен, который однажды пронзил мое сердце и стал ежедневной молитвой о мире: «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякаго зла честным Твоим омофором».