среда, 29 января 2025 г.

 


ЧТО ЖДЁТ ЧЕЛОВЕКА ЗА НЕБОЛЬШОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ОТ ИСТИНЫ - МОЛЧАНИЕ

Кришна, чтобы подчеркнуть Своё отношение к Видуре в момент своего ухода говорит Майтрее: - А вот между прочем Видура есть. Побеспокойся о нём. И в данном случае это значит, что Видура был преданным высочайшего уровня, высочайшей квалификации. 

И его справедливость, его понимание дхармы проявилось множество раз. Периодически из Видуры вылезала эта его природа. Было очень сложно скрыть свою природу. Ему всегда хотелось вынести вердикт. 

Хотя в этой жизни он родился без особенных возможностей для этого, потому что на него смотрели как на сына шудрани, человека не очень почётного. Из любви к нему Дхритараштра сделал его своим советником, но при этом Дурьёдхана не упускал случая напомнить о его происхождении. Он говорил:- Э-э-э, шудрани, замолчи!

Но Видура не мог молчать и периодически когда нужно было сказать что правильно, а что неправильно из Видуры эта вещь вырывалась.

Как в знаменитом эпизоде из Махабхараты когда оскорбляли Драупади, когда Духшасана за волосы притащил Драупади и вытолкнул её перед собравшимися Кауравами совершив непростительную ошибку произошла эта безобразная сцена. 

На самом деле для женщины ведического общества не то что обнаженной оказаться перед собранием мужчин, но вообще просто оказаться перед собранием мужчин это уже оскорбление. Драупади обращаясь к собравшимся там Кауравам, говорила: - Со мной такого никогда не было. 

Женщина не могла просто так появляться в обществе других мужчин. И это признак того, как в ведическом обществе старались защитить женщин от дурных влияний.

Драупади говорит, что меня никто не видел. Что единственный раз меня видели во время моей сваямбары. Единственный раз женщину по-настоящему другие мужчины могут оценить это когда она выбирает мужа среди них. 

Драупади говорит:- Я всё время была сзади, в своих покоях. Когда собирались мужчины на свои мужские дела и свои мужские советы, женщины иногда стояли где-то на балконе чтобы их особо видно не было. Ни не выходили наружу из-за того чтобы сохранить своё внутреннее чувство скромности и смирения.

Понятно, что это с точки зрения нашего современного общества… это, ну полный бред какой-то, но ещё не понятно кто бредит и какие правила и порядки лучше. И есть некая естественная природа и чтобы человек мог эту природу полностью проявить и существовали все правила ведического общества, которые и охраняли, и помогали эту природу развить. 

И Драупади обращаясь ко всем говорит: - Что вы со мной делаете? Подумайте, что вы делаете? Я сейчас стою в центре всего этого. И этот негодяй говорит: - Ты рабыня, рабыня, рабыня…

И тогда Драупади обратилась с этим вопросом: 

- Может ли человек у которого ничего нет, который поставил на кон сам себя и который проиграл сам себя, ставить на кон меня? Я же ему уже не принадлежу. Вы говорите, что я рабыня, но как с точки зрения дхармы это справедливо?

В тот момент все замолчали. Когда Драупади прямо обратилась к Бхишме, Бхишма потупившись, уставившись в пол, сказал: - Ну, я не знаю. Может можно, может нет. С другой стороны жена всегда собственность мужчины. Трудно что-то такое сказать по этому поводу. Понятно что сначала он себя проиграл, потом тебя поставил на кон. Не знаю.

Единственный кто помимо Видуры воспротивился этому всему был Викарна и Викарна сказал: - Друзья мои, что вы делаете? 

Говорится что царь, когда царь охвачен азартом, когда царь пьян, когда царь охвачен жаждой крови или, когда царь охвачен сексуальной страстью, такого царя нельзя считать царём – он не в себе. Его поступки нельзя воспринимать всерьёз. Его слова нельзя воспринимать как нечто достойное того, чтобы этому следовать. 

Иначе говоря, в том момент когда человек охвачен этими четырьмя страстями это временное умопомрачение.

Когда человек охвачен страстью к мясу, когда человек охвачен страстью к сексу, когда у чеовека есть страсть к азарту или когда человек опьянён он находится...Ну ему справку можно выписать - в этот момент он сумасшедший. А как можно поступки и слова сумасшедшего принимать всерьёз? 

И Викарна сказал: - Господа хорошие! Как можно всерьёз принимать Юдхиштхиру? Он временно недееспособен. Ему справку надо выдать. Ясное дело он не в себе.Ясное дело что нельзя всерьез воспринимать поступок, когда человек свою собственную жену ставит в качестве ставки в своей игре. 

Для Викарны было очевидно. 

Видура в этот момент встал. Драупади обращалась к кшатриям - царям, которые собрались в этот момент. Видуру никто не спрашивал. Видура будучи смиренным шудрой понимал, что его мнение не спрашивают, но он не мог выдержать. Ямарадж в этот момент вышел из Видуры в этот момент и стал говорить громким голосом: 

- Почему никто не отвечает кроме Викарны? 

Почему никто не отвечает на вопрос Драупади? 

Почему все отводят глаза в сторону?

Почему никто не отвечает на этот простой вопрос - справедливо он поступает или несправедливо? 

Почему все молчат?

И в этот момент Видура сказал очень важную вещь: 

- Если какая-то несправедливость совершается в собрании на наших глазах, и мы молчим, делая вид что это нас не касается, если люди собрались, и обсуждается что-то или кто-то и совершается некая несправедливость, формула которая при этом учитывается, а ему ли не знать этой формулы - в конце концов, ему нужно всегда этими формулами пользоваться. 

Он сказал, что формула которая учитывается при этом это то, что 50% этого греха идёт на предводителя собрания, на того, кто находится во главе этого собрания, на того, кто ведет это собрание, иначе говоря, на почетного председателя собрания. 

25% идёт на того, кто совершает этот дурной поступок в присутствии всех остальных. Только 25 %. 

50% вины - если его не останавливают, если ничего не происходит, если не одергивают этого негодяя, который говорит что-то дурное или оскорбляет кого-то в присутствии других.

25% вины за этот поступок ложится на тех, кто промолчал при этом.

Иначе говоря, не все разделяют...Если на моих глазах совершилось что-то, и я не возвысил голос против этого, даже если я не могу остановить это, но я не сказал что-то что обозначило бы моё отношение к тому, что происходит, то я тем самым принимаю на себя ответственность за всё то, что происходит.

И Видура в этот момент привёл любопытный пример, ибо в ведическом обществе обязательно принято подтверждать свои слова историями, прецедентами из прошлого. 

И он сказал, что однажды была история в незапамятные времена, когда Прахлад оказался в таком же положении. Когда сын Прахлада по имени Вирочана поспорил с одним человеком за невесту. Им обоим понравилась одна и та же девушка и они стали спорить, ругаться друг с другом. 

Тот говорит: - У меня первое право на неё!

А Вирочана: - Нет, у меня! Потому что я сын царя демонов. Она моя!

И они пришли к Прахладу. И они поспорили, что пусть Прахлад скажет кто больше достоин. Пусть Прахлад вынесет свой вердикт. И Прахлад оказался в этом положении. С одной стороны какой-то сомнительный сын мудреца, с другой стороны очень даже не сомнительный его собственный сын, с которым ему нужно жить. 

При чем они поспорили так что Прахлад скажет так и будет. Мало того, если Прахдлад говорит, тому кто-то лучше достается невеста, а другой идет ему в услужение.

И Прахлад оказался в этом положении. Первое желание, которое его посетило - отмолчаться. Ему очень хотелось в этот момент отвести глаза в сторону и сказать: 

- Ну.... Сами решайте, кто из вас лучше.

Один был его сын, а другой - сын Ангиры Муни. 

Прахлад говорит: - Мне нужен тайм аут. Мне нужно подумать, прежде чем ответить на этот сложный вопрос. 

Прахлад отправился к Кашьяпе и спросил: 

- Кашьяпа, скажи мне что нужно делать в таких ситуациях? Можно отмолчаться или нет, когда ставят вопрос ребром? Могу я сделать вид, что не расслышал вопроса или, что это трудный вопрос и мне трудно на него отвечать? 

Видура, с авторитетом Ямараджа продолжил.

Кашьяпа говорит: - Можешь, но тогда к тебе придёт горе человека, который лишился сына; горе вдовы. которая осталась без мужа; горе человека, который лишился всех своих богатств; горе человека, который изгнан из своей родины....

И он перечислил длинный-длинный список того, что, в конечном счете, придёт к человеку за небольшое отступление от истины.

Когда говорится, что правдивость это последняя опора религии, то имеется ввиду, что это самая фундаментальная добродетель, которая, тем не менее, должна оставаться у нас даже если все остальные опоры. 

Правдивость или приверженность к правде это последнее что остаётся даже у слабых людей кали-юги. Даже у слабого человека нет оправдания, если он нарушает этот принцип правдивости….

И когда Прахлад это услышал, то он бросился опрометью обратно, прибежал и говорит: - Я всё понял. Сын Ангира Муни выше моего сына, а его отец выше меня. Короче говоря, я присуждаю право ему .

И Видура рассказал эту историю в собрании, когда Драупади требовала ответа. И он говорит, что вы зря пытаетесь отмолчаться, что сам тот факт, что вы просто молчите, ещё не избавляет вас от ответственности. 

И что последствия того, что человек отступает внутри от истины под давлением условностей, социальным давлением или ещё чего-то, будут в высшей степени плачевными. 

...................................................

Бхакти Вигьяна Госвами, Шримад-Бхагаватам 3.5.21-22. Уровни преданных, 3 апреля 2011

Комментариев нет:

Отправить комментарий