Самоисследование всегда производится в уме самим умом, который спрашивает: “Кто Я?” и ждёт ответа в молчании. Любой ответ, идущий от ума, не может быть верным. Нужно избавиться от мыслей. При появлении мыслей нам следует спросить: “Кому принадлежат эти мысли?”. Записи бесед, проводимых Ратан Лалом на протяжении ряда лет, проливают свет на природу духовного поиска и его простую цель – осознание единства божественности. Ясные, чёткие и целенаправленные слова указывают на важность простоты и непосредственности
Единство Божественности
Какою мерой измерить, как открыть Сияющее в сердце Бытие-Сознание, Чей свет пронизывает всё сущее, Включая субъект, объект и процесс восприятия? Только пока есть исследующий, Кажется, что существуют исследование и исследуемое. Но когда исследователь видит высшее “Я” Всего сущего и растворяется в нём, всё остальное исчезает вместе с ним. Самое большое препятствие На пути вверения себя Богу Это эгоизм, чувство “я” и “моё”. Это то, что ваша личность Наследовала на протяжении веков, Пуская корни всё глубже и глубже С каждой последующей жизнью. Только лишь с помощью Различения и отстранённости Можно избавиться от эгоизма. |
Из введения

В действительности Шри Ратан Лал начал свой путь самопознания ещё до того, как он узнал о Бхагаване Шри Сатья Саи Бабе. Эта история может быть интересна читателю, так как содержит факты полезные для каждого. Однажды святой из северо-индийского города Амритсар по имени Нирмаладжи Махарадж пришёл в дом Шри Ратан Лала в Мумбае. Шри Ратан Лал почувствовал, что ему следует попросить о каком-то конкретном духовном наставлении. “Какой практикой мне заняться?”, – спросил он. “Следует ли мне поставить изображение Рамы и подносить ему цветы, заниматься джапой(повторением имени Бога), распевать мантры, медитировать?” “Ничего подобного”, – ответил святой. Он посоветовал Ратан Лалу поставить в своей комнате свою же фотографию и, глядя на неё, мысленно повторять: “Я – не это. Я – не это. Я – не это”. “А что потом?” – спросил заинтригованный таким советом Ратан Лал. Святой одарил его пристальным взором и сказал: “Сначала практикуй это. А потом будет потом!” Шри Ратан Лал больше никогда не увидел Махараджа. После этого он, задавшись целью духовного просветления, приехал и остался у лотосных стоп Бхагавана Шри Сатья Саи.
Последователи Саи, посещавшие сатсанги, видели в скромном, прямом и бесстрастном лекторе инструмент Бхагавана. Он никогда не приписывал себе особой значимости, но постоянно подчёркивал важность Истины. И поэтому он неохотно говорил о своём собственном духовном опыте. Иногда, если его об этом просили, он делился некоторыми моментами из своих замечательных встреч с воплощённым Богом. Некоторые из этих историй включены в первую главу этой книги. В основном же она посвящена возвышенному учению Бхагавана Шри Сатьи Саи Бабы – учению недвойственности (Адвайта Веданте), также называемому путём мудрости.
Глава 1: Божественный опыт

В 1967 году я (Ратан Лал) однажды медитировал в ожидании даршана Бхагавана в городе Ути. Бхагаван вышел и встал передо мной, и когда я открыл глаза, он улыбнулся и сказал: “Не держи так руки, указательный и большой палец должны не просто соприкасаться. Указательный палец должен быть загнут и прижат к большому пальцу”. Он объяснил, что если держать пальцы неправильно, то это только усилит мирские желания, тогда как правильная позиция поможет взрастить чистые желания. Занимаясь повторением имени Бога, к большому пальцу следует прижать средний палец. Ум обладает тремя качествами: вялость, активность и чистота. Мизинец символизирует вялость или инерцию, безымянный – деятельность, активность, а средний палец – чистоту. Затем он добавил: “Я дам тебеджапамалу (чётки)”. Я был очень рад. Вечером я напомнил ему об обещании, но Баба сказал: “Приезжай на Гурупурниму (праздник в честь гуру), и тогда я дам их тебе”. В тот священный день поздно вечером он позвал меня наверх в свою комнату. Быстрым мановением руки он сотворил чётки, пересчитал бусины и вручил их мне.
Мы должны научиться сочетать йогу действия, йогу преданности и йогу мудрости. В разных людях это может сочетаться по-разному, в зависимости от их природы (темперамента, характера). Точно так же, как все реки текут в океан, все духовные пути ведут к одному и тому же океану блаженства. И эти пути не противоречат друг другу, а встречаются, совпадают. Если мы понимаем, что один и тот же божественный принцип наполняет собой всё, мы можем задаться вопросом: “Кто служит и кому? Кто отдаёт себя и кому? Кто занят познанием и что познаёт?” Своё эго необходимо отдать учителю, который идентичен высшему «Я». Именно это символизирует поклон лотосным стопам Бхагавана. Это необходимо делать с чувством того, что вы растворяетесь в истинном «Я». Великие учителя подводят нас к духовному поиску посредством взгляда, прикосновения или молчания. Есть много способов встать на духовный путь, но суть всех имён и форм одна и та же. Различия видит только ум. Вот как Бхагаван обозначил духовную стезю для меня.
В 1967 году Бхагаван сделал меня членом Своей духовной организации служения в Бомбее, прикрепив знак отличия на мою рубашку. Потом он попросил Шри Кастури отвести меня в столовую на чашку кофе. Когда мы вернулись в комнату, где находился Бхагаван, он посмотрел мне в глаза и строго спросил: “Ты кто?” Я замешкался с ответом, понимая, что моё имя имеет отношение только к моему телу. Я просто молчал и смотрел на него, сложив ладони в жесте смиренного почитания. Тогда Бхагаван продолжил беседовать с другими людьми. Затем он опять спросил меня: “Кто ты?”, как будто я был незваным гостем. Я снова промолчал, оставаясь в той же позе. Бхагаван уделили ещё 15-20 минут другим присутствующим. Затем уже в 3-й раз он одарил меня пронзительным взглядом и задал тот же вопрос: “Кто ты?” Шри Кастури, проникнувшись сочувствием ко мне, попытался вмешаться, сказав что-то Бхагавану. Но Бхагаван показал ему жестом, чтобы он не мешал. И в третий раз моя реакция была той же. Я молча стоял со сложенными вместе ладонями. Всё происшедшее я воспринял как приглашение следовать пути самопознания. И после этой встречи я начал читать книги по Адвайта-Веданте и исследовать её философию. Однако когда 20 лет спустя я ехал в машине вместе с Бхагаваном, Он сказал мне: “Сутью твоего бытия является Сознание – Чит. Сознание, принимая форму ума, всё время что-то осознает. И поэтому, если ты концентрируешься на осознании, ум скачет туда-сюда. Не пытайся смотреть на Сознание как на ум. Вместо этого, сосредоточься на неизменном аспекте – Сат – своём вечном бытии.
В 1969 году правительница Джамнагара пригласила Бхагавана к себе во дворец. Бхагаван милостиво согласился приехать. Я имел честь сопровождать Бхагавана вместе с группой других его последователей. Проведя 2 дня в Джамнагаре, мы посетили храмы в Соманатхе и Двараке. Слухи о визите Бхагавана во дворец быстро распространились по округе, и когда мы подъехали к храму Кришны в Двараке, за нами следовал целый кортеж автомобилей. Собралась такая толпа, что некоторые из нас не смогли попасть во внутреннее святилище храма, где находилась статуя Господа Кришны. После того, как Бхагаван вернулся в свою машину, мы поехали пообедать и отдохнуть. По пути я мимоходом упомянул, что из-за собравшейся в храме толпы мы не смогли увидеть статую Господа Кришны. Бхагаван ответил: “О, ты хочешь поехать назад, чтобы взглянуть на Него? Я дам тебе машину”. Я ответил: “Нет Бхагаван, мне достаточно нашего Саи Кришны”.
По дороге во дворец Бхагаван попросил водителя остановить машину. Справа от нас виднелся небольшой холм, а за ним простирался океан. Но мы об этом не знали. Бхагаван вышел из машины и направился к океану. Спустя какое-то время Он сел на берегу, а мы расположились вокруг Него – мужчины с одной стороны, а женщины – с другой. Бхагаван начал строить горку из песка и что-то писать сверху. Через несколько минут Он объявил: “Готово!” Мы молчали, не понимая, о чём идёт речь. Бхагаван закатил рукав, запустил руку в песок и вытащил статуэтку Господа Кришны, сделанную из чистого золота весом около 2-х килограмм. Эту статуэтку он подарил одному счастливчику из числа присутствующих.
В начале 70-х годов к Бхагавану приезжало гораздо меньше людей по сравнению с нынешним временем. Бхагаван иногда разъяснял нам в группе или индивидуально сложные духовные вопросы. Однажды я сидел один у лотосных стоп и слушал разъяснение значение изречения “Тат Твам Аси” (Ты есть То), которое подразумевает, что То и это едино. Спустя полчаса я взглянул на свои колени и к своему крайнему изумлению обнаружил прекрасное кашмирское яблоко. Это был мой любимый сорт яблок. В комнату никто не входил, и до этого я ничего не ощущал. Я удивлённо спросил Бхагавана: “Откуда появилось это яблоко?” Он ласково улыбнулся и сказал: “Ты сегодня еще ничего не ел. Поэтому Я подумал, что ты голоден”. Его мысли могут быстро принимать форму определённых объектов. Я хотел было положить яблоко в карман, чтобы позже поделиться с членами своей семьи. Увидев это, Бхагаван сказал: “Нет, нет! Это тебе. Съешь его сейчас”. Бхагаван достал маленький ножик и разрезал яблоко на кусочки. Я тут же съел его, следуя божественному повелению. Когда Бхагаван чего-то желает, оно тут же свершается. Для Него не существует промежутка между мыслью и её конкретным воплощением.
В Бриндаване (ашраме Бхагавана в пригороде Бангалора) мы обычно ожидали появления Свами рядом с Его храмом вместе со студентами. Однажды Бхагаван подошёл ко мне и дал мне горсть сырой земли. “Подержи это в руке”, – сказал Он – “это тоже Бог”. Я крепко держал её в ладонях. Бхагаван ушёл, чтобы дать даршан своим последователям и вернулся спустя 20 минут. Он подошёл прямо ко мне и попросил эту горсть земли. Он взял её из моей протянутой ладони, подул на неё, и она тут же превратилась в маленький лингам Шивы (кристалл овальной формы). Бхагаван вручил его мне и попросил носить на шее. Я заметил, что в кристалле нет отверстия, но не успел я сказать об этом, как Бхагаван взглянул на меня и сказал: “В нём нет отверстия. Верни мне его”. Бхагаван снова дунул на лингам, и в нём появилось отверстие.
В другой раз мы стояли возле «Трайи Бриндавана» (резиденции Бхагавана в пригороде Бангалора). Как только Бхагаван вышел из дома, Он протянул мне маленький лист туласи. Я держал его в руке весь даршан. После даршана Бхагаван направился обратно. Я недоумевал, что мне следует делать с обыкновенным листиком туласи. Бхагаван должен был уехать из ашрама через час. Возвращаясь в свой коттедж, я обернулся и увидел, что некоторые студенты и последователи Свами идут в храм. Когда я вошёл, Бхагаван подозвал меня и спросил и листике. К счастью, он всё ещё был у меня в руке. На глазах у всех божественное дыхание Бхагавана превратило лист туласи в золотой. Затем он надломил этот золотой лист, и внутри него оказался настоящий зелёный листик. Как будто этого было недостаточно, Бхагаван снова подул на него, и о чудо! – золотой лист исчез с Его ладони, а на его месте снова лежал обычный лист туласи!
Для того, чтобы пройти путь от стадии концептуального понимания до стадии непосредственного восприятия природы Брахмана, мы должны погрузиться в состояние чистого Сознания и пребывать в нём до тех пор, пока не исчезнет ощущение отдельности от Высшего Я. Атман, представляющий собой осознание, нельзя рассматривать как объект. А всё, что не может быть воспринято нами как объект, остаётся недоступным интеллектуальному пониманию.
Бхагаван часто говорит, что звёзд много, а небо одно, стран много, а Земля одна. Он подчёркивает всеобщее единство. Иногда он говорит, что всё, имея в виду этот мир, есть ничто. И наоборот, ничто – пустота, стоящая за всем этим, – есть всё. Он хочет, чтобы ученики прошли путь от стадии животного существования до человеческого уровня, а от человеческого – к божественному. Он придаёт особое значение практике чистоты, единства и божественности. До сих пор в истории не было духовного учителя, который бы так широко способствовал международной интеграции и объединению человечества, какое мы видим в «Прашанти Нилайям» в божественном присутствии Шри Сатья Саи Бабы. Люди из всех стран мира собираются у Его лотосных стоп, относясь друг к другу как братья и сёстры. Многие зарубежные последователи Бхагавана проявляют серьёзный интерес к духовности. Если вы пройдётесь вечером по территории «Прашанти Нилайям», вы увидите людей, поющих бхаджаны(песнопения во славу Бога), или медитирующих, или читающих духовные книги. Разные религии являются лишь разными путями, ведущими лишь к одной цели – осознанию Бога. Бхагаван говорит: “Бог настолько же далёк от вас, насколько вы далеки от собственного Я”, подразумевая, что Высшее Я и Бог идентичны.
Освобождение наступает в результате познания истины о собственном бытии и пребывания в ней. Узы, сковывающие сердце исчезают с устранением неведения. Именно поэтому следует отвратить ум от внешних объектов и направить его внимание внутрь. Нам чрезвычайно повезло, что в настоящее время Бог явился в человеческой форме, чтобы рассеять тьму неведения, покончив с представлениями духовного искателя о себе как о теле. Он указывает на изначально присущую нам божественность, скрытую от нас силой неведения, и укрепляет нашу веру в неё.http://sai.org.ua/ru/162.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий