Как дарующий блажество Саи заворожил меня. Часть 2
Интервью с профессором Джаялакшми Гопинатх
Доктор Раджешвари Патель (РП): Мадам, во время этого интервью или в какое-либо другое время Свами открывал Вам, что Он является Воплощением Ширди Бабы?
Джаямма: Вернёмся в1954 год. Тогда в новом Мандире Баба не произносил публичных речей. Он собирал людей в небольшие группы и просто дарил им драгоценности духовных истин. И я бывала на тех маленьких собраниях.
«Я есть Веды!» – звучало эхом в стенах Прашанти Нилаям.
«Я – Священное Писание. Я – Бог. Воспользуйтесь же этим удивительно благоприятным для вас стечением обстоятельств. Если вы сумеете понять кто Я, вы реализуете главную цель своего существования на земле. Не придирайтесь, не критикуйте! Не упускайте эту уникальную возможность».
В ашраме была одна пожилая дама из касты браминов, муж которой был известным ученым. Она глубоко поверила в Бабу, ее всепоглощающая любовь к Свами была очевидна всем и каждому. Они с мужем появились в Путтапарти в то время, когда в новом Мандире не было ни одной комнаты для посетителей. Преданным приходилось добывать сплетенные из бамбуковых волокон щиты, из которых сооружалось нечто вроде тонкой стены, служившей временным убежищем. И были люди, уже освоившие это искусство и помогавшие другим в этом нехитром деле. Именно так в то время мы строили себе места для проживания. Ведь не было ничего, кроме простого Мандира.
Женщина – брамин строго придерживалась традиций. Из-за этого люди смеялись над ней, но она очень любила Свами. Она каждый день готовила еду и с удовольствием отдавала Свами всё, что приготовила. И делала она это, соблюдая Мади Ачарам, то есть строгие ритуалы.
Свами жил на правой стороне Мандира. Лишь некоторые люди, получившие разрешение, могли попасть к Нему наверх, а служили Ему его сестры. Приготовив еду, эта женщина из касты браминов поднималась наверх по ступенькам и передавала ее сестрам, чтобы они подали Ему.
Свами играл с ней. Он ласково приближался к ней, ставил перед ней ногу и говорил ”ческо ” (предложи приветствия). Она говорила: “Леду Свами” (нет, Свами). И она никогда не прикасалась к Его стопам из-за Мади Ачарам (браминская традиция и ритуалы чтобы содержать себя в чистоте). Свами смеялся и был к ней снисходительным! А люди думали: «Как она глупа! Только представьте, вам выпал шанс прикоснуться к Его стопам, а вы не используете его? Это можно даже счесть ну просто кощунством». Но ее ничего не беспокоило. Она просто искренне соблюдала свои обеты.
Утром у нас были бхаджаны. Некоторые преданные сидели впереди. Я не стремилась к этому, потому что Свами, к моему крайнему смущению, иногда заставлял меня петь. Однажды произошел такой случай. Это был день Экадаши, когда Брамины постятся целый день и не берут в рот ни капли воды. Соблюдая ”Маdi”, она сидела в стороне.
Когда пришел Свами и увидел эту даму, сидящую отдельно от других, Он сказал преданным: Уступите ей место!” А ведь люди любили насмехаться над ней, унижали ее, считали очень глупой. А Свами вот что сделал! Проявил к ней такую Милость! Он – Сатья, Дхарма, Шанти, Према! Он – воплощение всего вокруг. Он сказал им: “Дайте ей дорогу”. А ее Он попросил подойти и сесть рядом с Его креслом с женской стороны.
«Я – Бог!» – первое заявление
И затем Он продолжил: “Джанакамма (имя женщины-брамина), что ты обычно делаешь в день Экадаши?” Она ответила: “Свами, в день Экадаши я хожу в храмы, где пандиты читают Пураны, я хожу туда их послушать и, как только всё заканчивается, возвращаюсь домой”. “И ни капли воды в этот день?” “Нет, Свами.” “Хорошо, сказал Баба, сегодня Я расскажу тебе одну Пурану!”
Это был первый раз, когда Он говорил перед большой аудиторией. Принесли стол и поставили микрофон. Он стукнул рукой по столу и объявил: “Я есть Веды!”
Эти слова произвели на всех глубочайшее впечатление. Резонансным эхом они заполнили весь Ашрам и разнеслись еще дальше, за пределы Прашанти Нилаям.
«Я есть Священное Писание. Я есть Бог. Воспользуйтесь же этим удивительным стечением обстоятельств. Если вы сумеете понять, кто Я, вы реализуете главную цель своего существования на земле. Не придирайтесь, не критикуйте! Не упускайте эту уникальную возможность».
Он произнес это так величественно, таким торжественным тоном. Говорить так мог только сам Бог!
В глубине души мы, конечно, все это знали. Но до этого дня Баба никогда не делал таких заявлений публично. Я никогда не забуду тот день!
«Я – сам Бог! » – таково было Его следующее заявление!
РП:. Это было очень необычным заявлением в то время!
Джаямма: Да, это было в первый раз. Он впервые тогда говорил перед огромной толпой людей, и Он впервые во всеуслышание сделал такое поражающее заявление.
Представляете, что будет, если Вы или я влезем на трибуну и объявим: “Я – священные писания, я – Веды”? Нас же забросают камнями. А там тогда все замерло.
Мы все были ошеломлены и очарованы. Мы сидели и смотрели на Него, не вполне понимая, кто Он такой, но совершенно парализованные той неизмеримой великой Божественностью, которая была явлена перед нами. Ум отказывался верить!
Разговоры о будущем
РП: Вы говорили с Ним о будущем? Он предрекал всё то, что теперь Вы наблюдаете? Я слышал, что Свами рассказывал старым преданным о событиях, которые происходят сегодня.
Джаямма: Да, Он говорил нам, иногда шутливо, иногда серьезно.
Он говорил: “Пользуйтесь этой золотой возможностью. Придет время, когда огромные толпы придут в Прашанти Нилаям, и вы не сможете даже приблизиться ко Мне!”
«С течением времени у вас будет всё меньше шансов лицезреть Меня, вы будете видеть лишь человеческие головы». А потом Он добавил: «Придёт время, когда Мне надо будет летать по небу, чтобы давать даршан всем, ожидающим его».
Бала Гопала: Бог со своей Матерью
РП: Каковы ваши воспоминания о Матери Ишварамме и ее отношениях со своим божественным Сыном?
Джаямма: У меня были очень близкие отношения с ней. Мне повезло, мы были привязаны друг к другу. Я считаю это божественным благословением. Свами дал ей комнату в Прашанти Нилаям, и она была единственной, даже не Его отец, кто мог просто подняться в комнату Свами в любое время. Он во всём потакал ей. Так приятно было наблюдать за ними.
Свами всегда доставлял много хлопот своим аппетитом. Он был таким плохим едоком. Поэтому сёстры иногда готовили и приносили еду из деревни.
Свами часто буквально прятался от них. Он не ел того, что ему подавали! Он не приходил кушать, а даже если и садился за стол на несколько минут, то почти ничего не ел, Он отодвигал это то в одну сторону, то в другую. А когда сестрам, наконец, надоедало Его уговаривать, они приводили мать.
Мать говорила: “Swami, Thinnu Swami. Enthuku Swami neevu thinnavu?” Она ласково, со всей своей материнской любовью, упрашивала Его покушать, и тогда Он немного ел.
Свами баловал ее. Он доставал красивые сари и раскладывал их по всей комнате. Затем Он звал ее и говорил: “Ra, emi kavali theesko (Пойди, возьми все, что хочешь). Она могла взять все, что ей нравилось. Он покупал ей и драгоценности. Он делал все, чтобы она была счастлива.
По моему мнению, Бог считал Себя обязанным своей матери за то, что она дала Ему это божественное тело. Он говорил: ”Моя жизнь – это мое послание”. Может быть, Он таким образом учил нас почитать наших матерей.
Скромный и любящий отец
Джаяммa: Он почитал своего отца. Отец был замечательным человеком, я его тоже знала. И конечно, он говорил только на телугу и ни на каком другом языке. У него был продовольственный магазин, и он старательно снабжал преданных кокосами и другими предметами для Пуджи. Хотя мой отец мало что знал на телугу, он очень привязался к нему; каким-то образом они общались.
Когда мы касались его стоп, он с такой скромностью говорил: ” Зачем ты прикасаешься к моим стопам ?” Ты отец Аватара”, – отвечали мы. Тогда он говорил: “Я не знаю. Он великий. Он для всех. Он больше не мой сын”. Вот так он общался с людьми – как очень простой человек.
Празднование Божественности
РП: Вы должны были присутствовать на церемонии помазания Бхагавана. Можете ли поделиться с нами своими впечатлениями?
Джаямма: Да, у меня была возможность почитать Бхагавана в Дни Его Рождения, помазав Его. Раньше в День Его Рождения мы собирались в Старом Мандире. По традиции, в этот день приходили пожилые преданные сумангали (супружеские пары) с тарелками кумкума, халди (куркума), цветами, фруктами и одеждой для родителей, они же несли серебряную чашу, которую мы называли на языке каннада чомбу. Мать брала воду из колодца и готовила Пурна Кумбху (священный кокос на священном сосуде, наполненном водой). Возглавляли процессию Мать и Отец, за ними следовали старший брат и его жена, а затем две сестры. После этого шел Джанакирамайя (младший брат Свами), который еще был молодым холостяком.
Процессия были иерархической. Преданные должны были с почтением нести их в сопровождении деревенского оркестра и надашварам (музыкой).
Их приводили в зал. Первыми были, конечно, Надашварам и оркестр, за ними женщины-преданные, несущие тарелки со всеми священными вещами и святыми предметами. За ними следовала семья Свами, и Он сам, сидящий на троне под балдахином.
После этого мы могли украсить Его гирляндами. Их в большом количестве приносили все преданные. Сначала к Его трону поднималась Мать вместе с Отцом. Одна пожилая сумангали (замужняя дама) держала серебряный сосуд с маслом, сваренным с разными ароматическими травами. Вот это было зрелище!
Свами слегка наклонялся. Сначала Мать брала цветок, макала его в масло и трижды возлагала Ему на голову. Затем некоторые преданные могли подойти и повторить это. Моих родителей тоже пригласили. Конечно же, и мне очень хотелось это сделать, но у меня не хватало смелости. Вдруг Он позвал меня “Ра (приди)” и дал возможность помазать Его.
Потом преданные один за другим подходили и украшали Его гирляндами, и каждый раз Он снимал гирлянду и бросал ее в сторону.
Он смешит нас
РП: Еще до нашего знакомства, я был наслышан о Вашем непревзойденном чувстве юмора. Баба любил таких людей, и Сам был не прочь пошутить. Не могли бы вы рассказать нам какие-нибудь смешные случаи из вашего общения с Бхагаваном?
Джаямма: Мой отец обладал прекрасным чувством юмора, которое передалось нам по наследству.
У Бхагавана было замечательное, очень тонкое чувство юмора. Я поделюсь с вами одним забавным случаем!
Это случилось дома. В те дни, в начале пятидесятых, Свами приезжал к нам в Бангалор. У нас была кухарка, очень хорошая женщина. Она помогала готовить еду моей маме. Свами всегда ел эту еду с большим удовольствием, независимо от того. нравилось ли она Ему или нет, мы этого не знали.
Она была девственницей – вдовой брамина. Она пришла к нам, когда ей было 60 лет. Ее положение было не слишком приятным. Ее волосы были сбриты, и она должна была носить красное сари без блузки. Таков был обычай, и это унижало ее.
Как только она увидела Свами, все лишения, которые она испытала в своей жизни – унижение и разочарование – просто растаяли, и она зарыдала. Свами утешал ее. Когда Он приходил к нам, Он всегда шел к ней и разговаривал. Когда она плакала, у нее были какие-то сухие рыдания. Однажды, намекая на это обстоятельство, Он сказал: “Emi Neelu Leni tankilo? (Что случилось? В баке нет воды?)”
Все засмеялись!
Проблемы и решения
РП: Были ли у вас проблемы из-за традиционного происхождения, когда ваша семья пришла принять Свами. Как вы их преодолели?
Джаямма: Будучи ребенком, воспитанным благочестивыми и религиозными родителями, я слушала много историй о богах. У нас были свои Гуру, они приходили к нам за бхикшей (подаянием), мы принимали их, и они совершали пуджу – эстетично, в чудесной манере, хотя и слишком ритуально. С детства и до юности я впитывала эту атмосферу. Мать вставала рано, зажигала лампу, делала все необходимые приготовления для пуджи, которую проводил отец, выполнявший идеально все, что требовалось.
У моего отца были золотые разум и сердце. Я вспоминаю его с огромной любовью и благодарностью. В нашем сознании твердо отложилось, что Бог – Единый Всевышний. Все происходит по Его воле.
Когда мы пришли к Саи Бабе, некоторые твёрдые консервативные убеждения внутри нашей семьи бросали нам вызов. Вопрос задали мои дяди:”Может ли брамин пойти к кому-то, кто принадлежит к другой касте, и где не выполняются никакие брахманические ритуалы и обряды? Как они могут идти и поклоняться Ему?” У моего отца было восемь братьев. Наша родня не была очень строгой, но всё же здесь жили настоящие брамины. Вот какой вопрос задали моему отцу. Но он не смутил его.
Однажды глава нашей религиозной общины (mutt jeer) послал сообщение через своих представителей, что он хочет узнать, удобно ли обустроен наш дом. Как правило, они приходят в окружении большой свиты учеников. В доме должно быть все, включая колодец. В то время в нашей гостиной была большая фотография Бхагавана Бабы.
Пришли посланцы, и они увидели большую фотографию Бхагавана. А им нужно было место в нашем холле, чтобы поставить свой огромный золотой, красиво украшенный Мандир – центральный объект с прекрасной декорацией. Они собирались использовать холл для приема гостей.
Один из них, взглянув на фотографию Саи Бабы, спросил на каннада:
“Rayare, Ee photo yarudu? “ «Сэр, чья это фотография? »
«Это фотография Шри Сатья Саи Бабы», – ответил отец.
“Rayare, Swamigalu barthare, idhanu thegithubedi” , что означает, “ Свамиджи Свамигал идёт сюда, убери ее.” Отец сказал: “Nimigi yaku yathu. Aa tharuvalla nimma nanne kelubarudhu – Nodu kollu (Не задавай мне таких пустых вопросов).” И спокойно ушел.
Пришел Свамиджи. Ему пришлось волей-неволей поставить фотографию своего Божества прямо под фотографией Бхагавана. Он провел чудесную пуджу с большой преданностью, как это делают в традиции Мадхвы, где они раскачивают джулу (качели) для Бога. Затем они поют свои чарующие песни, которые производят сильное впечатление. Они привязывают колокольчики к ногам мальчиков-учеников, держат в руках тал (караталы), и прыгают и поют в экстазе. Потрясающее зрелище!
Спустя несколько дней, перед отъездом, он позвал отца, чтобы поговорить с ним наедине. Я была рядом, мама была занята где-то в другом месте. Как только отец подошел к нему, он сказал: «Ты Сын Беди Шриниваса Рао, твёрдого брамина культа Мадхва. Как случилось, что ты стали служить дайтье?”( демонической личности).
Отец спокойно выслушал его и задал вопрос:” Свамиджи, не могли бы Вы сказать мне, к какой касте принадлежал Шри Рама? К какой касте принадлежал Господь Кришна? И кто такая Сабари, предложившая Шри Раме фрукты, которые Он не раздумывая отведал? Не могли бы Вы дать мне ответы на эти вопросы?”
«Ты слишком много говоришь», – сказал Свамиджи.
Отец ответил: “Хорошо, ты – глава матха (религиозной организации, ашрама). Я выслушаю тебя. Но дайте мне только один критерий, с помощью которого я смогу отличить дайтью от Божества”.
Свамиджи был в замешательстве и ответил: “Не задавайте мне ненужных вопросов”. Отец уложил его на обе лопатки.
Для всех нас Бхагаван был воплощением Бога. Я горжусь, что я дочь такого отца!
РП: Последний вопрос. Каково ваше послание людям, недавно пришедшим к Саи?
Джаямма: Имейте веру, непоколебимую веру! Не идите на поводу капризов ума, который уходит в ненужный анализ. Наш ум очень ограничен. Отучите ум от ненужных рассуждений. Укрепляйте веру! Верьте, принимайте, и день ото дня вы сможете всё яснее видеть, какое блаженство и счастье мы обретаем, и как наш характер развивается таким образом, что никакие негативы не могут влиять на нас. Мы все доберемся до берега Божественного Блаженства.
РП: Мадам, большое спасибо за то, что поделились своим богатым опытом общения с Бхагаваном. Для меня было честью беседовать с Вами.
Джаямма: спасибо Раджешвари, Саи Рам.
Комментариев нет:
Отправить комментарий