На Форуме Сатья Саи ру есть отличный раздел "О словах и языке" с любовью собранный из цитат Свами
«Я неизменно говорю, что очищение речи (Ваакшуддхи) ведёт к чистому разуму (Мано-шуддхи). Вот почему Я настоятельно рекомендую говорить спокойно, говорить мягко и говорить мало, т.е. говорить саттвически. Без гнева, возбуждения и ненависти. Такой разговор не вызовет ссоры, повышения кровяного давления и разногласий. Он будет способствовать взаимоуважению и любви».
Сатья Саи говорит 1.28: 21 сентября 1960
Наполните каждое ваше слово и каждое ваше действие Любовью. Слово, которое сходит с вашего языка, не должно резать подобно ножу, вонзаться подобно стреле и бить как молот. Оно должно быть сладким нектаром, советом утешительной Ведантической мудрости и нежным цветком; оно должно излучать покой и радость.
[Божественная беседа, 29 июля 1969 года]
"...Любите свой родной язык, и тогда вы обнаружите, что все языки так же красивы, как ваш, ибо любая речь приятна настолько, насколько чист язык говорящего на ней человека."
Сатья Саи говорит, том 12, глава 8
Сатья Саи говорит, том 12, глава 8
Люди переживают радость и испытывают горе посредством слуха. Поэтому, избегайте острых стрел резких слов, используйте мягкие и приятные слова. И к этой мягкости добавьте сладость истины. Смягчая слова ложью, вы только расчистите путь для новых страданий. Человек, ставший духовным искателем, должен произносить очень мягкие, правдивые, приятные и сладкие слова. Такого человека можно узнать по его хорошим качествам.
(Према Вахини, гл. 43)
Мысль дня из ашрама от 19.05.2013.
Практикуйте умеренность в речи: это поможет вам во многих отношениях. Если вы поскользнётесь, то рана заживёт через несколько месяцев. Если же "поскользнётся" язык, то рана, образовавшаяся в сердце, будет мучить человека всю жизнь. Язык причастен к совершению четырёх больших ошибок: произнесение лжи, поиск недостатков в других людях, участие в избыточных разговорах и распространение сплетен. Для того чтобы покой был в человеке и обществе, нужно полностью избегать совершения этих ошибок. Узы любви и братства будут сильнее, если люди станут говорить меньше и будут говорить друг другу приятные слова. Именно по этой причине пребывание в тишине (моунам) предписывается как духовная практика. Все вы - духовные искатели на различных стадиях пути, поэтому эта практика будет полезна и вам.
«Мой вам совет: не придавайте значения разногласиям
и искореняйте в вашем сердце саму склонность
раздувать спорные вопросы».
«Вы не можете умереть». М.: Амрита-Русь, 2010, с.156.
Пусть язык, привыкший к горькому вкусу мирских побед и несчастий, попробует мёд Намасмараны (Повторение Имени Бога). Настойчиво и искренне потренируйтесь в этом какое-то время, и вы будете удивлены результатом! Значительное улучшение вы ощутите как покой и стабильность внутри самих себя и вокруг вас. Выучите этот легкий урок, окунитесь в радость и позвольте другим разделить эту радость с вами.
Из мысли дня от Сатья Саи Бабы 12 июля 2013г.
Слова похвалы или осуждения - это только звуковые волны, распространяющиеся в воздухе и воздействующие на уши. Пусть эти волны оказывают воздействие только на ваши уши, не позволяйте им проникать в сердце.
Из мысли дня от Сатья Саи Бабы 5 августа 2013г.
Я уверен, что слову не доверяют девяносто девять человек из ста. На самом же деле именно слово и его звучание имеют огромное воздействие на умы. Весь мир наполнен звуками, и в каждом из них заключена необыкновенная сила. Можно сказать, что в целом свете нет такого явления, которое мы не смогли бы познать через звук.
Приведу еще один пример. Учитель ведет занятие с небольшой группой учеников, рассказывая им о вещах хороших и нужных. Внезапно дверь класса в ашраме открывается, и входит некое официальное лицо, облеченное властью. Однако учитель не прерывает урока, чтобы встретить и поприветствовать вновь прибывшего. Авторитетная персона чувствует себя ущемленной и возмущенно обращается к учителю: "Как вы себя ведете? Почему не уделяете мне должного внимания и не встречаете подобающим образом?" Учитель на это ответил: "Вы видите, что я занят - наставляю этих детей на путь истинный". Вошедший возразил: "Вы что, считаете, что слово исцелит души этих детей и от ваших разговоров они превратятся в святых?" "Да, - твердо ответил учитель, - очень возможно, что благодаря моим урокам они изменятся к лучшему". Незваный гость усмехнулся: "Я не верю в это" - на что получил ответ: "Ваше неверие - недостаточная причина, чтобы прерывать урок". Важная персона, оскорбившись, вступила в спор, доказывая, что простые слова не способны изменить разум. Умный учитель, сведущий в подобных делах, попросил встать младшего из учеников: "Послушай, славный мальчик, возьми-ка нашего визитера за шиворот и выпроводи вон из класса!"
При этих словах гость пришел в неописуемую ярость, его глаза налились кровью и он бросился на учителя с кулаками. Однако тот остановил его словами: "Сэр, что вызвало ваш гнев? К вам никто не притронулся, не выбросил за дверь, и единственной причиной вашего возбуждения послужили мои слова, обращенные к этому мальчику. Вы не верите, что простые слова действуют на умы. Почему же несколько слов, сказанных ученику, так сильно возбудили ваш ум, что вызвали ярость и злобу? Ошибочно считать, что слова не воздействуют на сознание. Самые обыкновенные слова волнуют наши умы. Простыми словами мы вызываем гнев, любовь, привязанность. Говоря обычные слова, мы заслуживаем милость и прощение".
Если, живя среди людей, вы стремитесь к дружбе и взаимопониманию, следите за тем, чтобы ваша речь всегда была мягкой и спокойной, а слова были полны сокровенной правды. Грубые и резкие слова, причиняющие боль, подрывают доверие и разрушают дружбу. Я надеюсь, что вам удастся никогда не изменять этому правилу, и ваша речь будет ласковой и доброжелательной. Глаза обладают лишь одним свойством - видеть, а уши - слышать. Наш нос воспринимает запах, а кожа чувствует прикосновение. Однако у языка две возможности - он чувствует вкус и помогает издавать звуки. Эта двойная функция языка вынуждает нас быть к нему особенно внимательными и строго контролировать его движения. Слово, обращенное к Богу, может быть только спокойным и благозвучным. Тогда Он услышит вас и одарит своей милостью.
Шри Сатья Саи Баба, Летние ливни в Бриндаване 1972, ИЧП "Лакшми", Санкт-Петербург, 1997, с.114-116.
В одной истории говорится о том, что Бирбал однажды сказал Акбару: «Приятная речь – это самое сладостное, что есть в этом мире. Ни молоко, ни мёд, ни сахар – ничто не может сравниться с ней. Приятная речь – это самая большая ценность, благодаря которой мы можем расположить человека к себе, принести большую радость и даже обрести высокое положение в обществе. Когда вороны каркают, мы бросаем в них камни. Когда же мы слушаем кукование кукушек, мы восхищаемся ими. Кукушка не стремится порадовать нас, а ворона – причинить боль. Если речь человека благоприятная, то он обретает доброе имя. Поэтому приятная речь – это поистине самое сладостное, что есть в этом мире». Вы всегда должны говорить с другими людьми так, чтобы принести им удовлетворение и радость. Это суть всех священных текстов. Недостаточно слушать, изучать и петь Веды, священные тексты и Пураны (древние священные тексты). Вы должны приносить радость и удовлетворение другим людям.
(Из выступления Бхагавана 19 марта 1998 года, "Мои дорогие студенты", том 3, глава 1
«О, язык, ты избран для того, чтобы наслаждаться сладостным вкусом; ты говоришь истину, символизирующую жертвенность! Ты уважительно относишься к себе и другим. Ты выполняешь свою работу, не покидая дома, не завязывая дружбы со своими соседями и не вовлекаясь в споры с ними. Как сладостны слова, которые ты говоришь? О, благородное создание, цитируй красивые поэмы и пой прекрасные песни. Когда ты пробуешь вкусное блюдо или фрукты, ты не удерживаешь их, а незамедлительно отправляешь по пищеводу в желудок. Когда ты пробуешь что-то горькое, ты выплёвываешь такую еду, спасая желудок от неприятностей. Ты бескорыстен, ты радуешься тогда, когда делишься с другими, ты – воплощение терпимости. Ты живёшь в окружении 32 острых зубов, ведёшь себя благоразумно и тактично, и у тебя нет ни одной раны. Пожалуйста, никогда не ошибайся и не произноси неуместные слова!» Вот таким образом напоминайте языку о его возвышенных качествах и учите его никогда не утрачивать свою репутацию, занимаясь критикой других людей. (Из выступления Бхагавана 9 марта 1993 года, «Мои дорогие студенты», том 5, глава 2)
Если уши слушают сплетни, клевету или злой разговор, "энергия слушания" загрязняется. То же самое происходит и с "энергией речи". Эта энергия находит свое выражение в звуковых волнах, и она должна быть использована с большой осторожностью. Прежде чем произносить какие-либо слова, необходимо убедиться, что они не возбуждают, не раздражают и не злят других. Плохие слова возвращаются к произносящему с удвоенной силой. Поэтому ваша речь должна быть мягкой и благозвучной.
(Божественное выступление "Мои дорогие студенты", том 5, глава 14, 14 января 1996 года)
- БАБА
- БАБА
Мы должны стараться оказывать посильную помощь тем, кто тем или иным образом пострадал. Можно служить не только через работу и уборку территорий, но и через слова. Добрым словом можно успокоить страждущее сердце, а добрым делом – взволнованный ум. Таким образом, используя хорошие слова и действия, мы приносим спокойствие страждущим и это – превосходное служение.
Летние ливни 1973.8
*********
Служение не подразумевает исключительно помощь руками. Разговаривайте мягко и любезно, произносите хорошие слова. Это тоже служение.
Сатья Саи говорит 33.19, 20 ноября 2000 года
Никогда не используйте резкие слова. Вы не всегда можете оказать услугу, но вы всегда можете говорить любезно и услужливо. Телесные раны можно излечить с помощью лекарств, но раны, нанесённые языком, неизлечимы. Поэтому Я неустанно повторяю вам о важности взращивать любовь и говорить с любовью. Я никогда не использую резких слов, даже когда Я кажусь сердитым. Я всегда говорю с любовью. Вы тоже станете божественными, когда взрастите такую божественную любовь.
Сатья Саи говорит 33.19, 20 ноября 2000 года
***************************
Не спорьте ради спора. Пусть ваши слова будут немногочисленными, справедливыми и уместными. Мягкая речь добавляет сладость жизни. Даже когда вы общаетесь между собой, будьте лаконичны и вежливы.
Сатья Саи говорит 13.18, 14 ноября, 1975 года
Все очень много болтают.
Сколько раз Я просил вас не разговаривать так много?
Если вы увидите, что кто-то болтает, шлепните его хорошенько!
Последствия оставьте Мне.
Я позабочусь о них.
Наполните своё сердце состраданием. Всегда говорите правду, и пусть ваше тело трудится на благо общества. Мысли, слова и действия человека должны быть священными. Не загрязнённое гневом и желанием сердце, не осквернённый неправдой язык и незапятнанное насилием тело – это истинные человеческие ценности. Именно через дефицит этих общечеловеческих ценностей наша страна сегодня сталкивается с многочисленными трудностями.
Сатья Саи говорит 32.2, 26 июля 1999 года
Комментариев нет:
Отправить комментарий