ИШВАРАПУДЖАНА – БОГОСЛУЖЕНИЕ
«Отдавайтесь поклонению безоговорочно. Стремитесь к совершенству в этом».
(С) Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, «Жизнь с Шивой»
#философия_шайва_сиддханты
«Отдавайтесь поклонению безоговорочно. Стремитесь к совершенству в этом».
(С) Садгуру Шивайя Субрамуниясвами, «Жизнь с Шивой»
#философия_шайва_сиддханты
Богослужение, ишварапуджана, – это пятая нияма. Следует признать, что в конечном счёте человеческая жизнь – это либо служение Богу, либо военная служба. Либо высшая, либо низшая природа. Больше можно ничего не говорить. Но мы скажем. Ишварапуджану можно вкратце описать как развитие в себе религиозности посредством ежедневного поклонения и медитации. Эволюция души, с самого её зачатия, основана исключительно на ишварапуджане, на возвращении к своему источнику. Во время стадии тьмы, ируль пады, её возвращение к источнику является скорее грядущей неизбежностью, чем реальностью. В человеке присутствует жгучая страсть, движимая инстинктивными чувствами и эмоциями, обусловленными жизнью в семи чакрах ниже муладхары, и присутствует естественное стремление искать путь наверх. Люди на данном этапе готовы поклоняться практически всему, чтобы выйти из этого затруднительного положения. В плену у слепой веры, лишённые целостного интеллекта, основанного на здравом смысле, а также зрелого ума, сформированного сверхсознательным опытом, они всё же силятся с помощью религиозного поклонения вырваться из плена невежества к лучшей жизни. Тонкая ниточка интуиции непрестанно уверяет их, что такая жизнь есть, она им доступна, нужно только стремиться. Они взывают к Богу, они боятся Бога, они стараются к Нему приблизиться и видят Его как нечто недостижимо и далёкое.
Когда они обретают некоторую зрелость и вступают в отроческое состояние маруль пады, где преобладает растерянность и замешательство, тогда религиозное поклонение, его внешние атрибуты и сопутствующие традиции, – всё это видится примитивным и бессмысленным; кажется, что без всего этого можно обойтись. Именно на этом этапе девушка смотрит на себя в зеркало и восклицает: «Ах, какая красавица! Я намного симпатичнее, чем все мои подруги». Точно так же и юноша самодовольно любуется своим внешним видом и физическими данными. Поклонение здесь всё же происходит, но оно тесно связано с нарциссизмом. Лишь на стадии благодати (аруль) и на пороге вхождения в неё возникает истинное религиозное поклонение, которое привлекает великих сущностей, Бога, богов и дэвов и помогает открыться для общения с ними.
Вера, астикья, создаёт настрой, необходимый для богослужения. С момента зачатия души и до достижения ею полной зрелости, когда она окончательно сливается с Шивой, – всё это время поклонение, общение, обращение к Нему снизу вверх, стремление слиться являются истинной монистической шайва- сиддхантой, конечной целью всего человечества. Можно сказать, что в Санатана Дхарме вера направлена на то, что есть, а в авраамических религиях – на то, что будет.
Религиозное поклонение можно определить как общение на очень высоком уровне: чрезвычайно сложный вид «ченнелинга», как могли бы сказать последователи направления Нью-эйдж; ясновидение и яснослышание, как описали бы мистики; обмен посланиями любви между Богом и верующим, ощущаемый сердцем, как это сформулировал бы обычный человек. Религиозное поклонение индуиста происходит на многих уровнях и принимает разные формы. Дома дети поклоняются отцу и матери как Богу и Богине, потому что любят их. Муж поклоняется своей жене как Богине. Жена поклоняется мужу как Богу. В домашнем святилище вся семья поклоняется образам богов, богинь и святых, обращаясь к ним с мольбами, как к своим добрым друзьям. Семья ежедневно, или по крайней мере раз в неделю, посещает храм, а раз в год участвует в сезонных празднованиях и отправляется в дальнее паломничество. Религиозное поклонение – связующая сила, объединяющая индуистскую семью. На более глубоком уровне внешнее поклонение имеет и внутренний аспект – поклонение Богу с помощью медитации и созерцания. Такая форма поклонения приводит к йоге и глубоким мистическим переживаниям.
Ритуалы религиозного поклонения
Многие боятся совершать пуджу, особые традиционные ритуалы религиозного поклонения, поскольку считают, что они не умеют правильно её совершать или недостаточно понимают лежащие в её основе мистические принципы. По этому поводу можно сказать, что священники в индуизме искренни, набожны и преданы своему делу. Большинство индуистов обращаются к священнослужителям, чтобы те выполнили для них пуджу и таинства, либо научили их совершать пуджу дома и дали разрешение на её совершение посредством инициации, называемой дикша. Однако простой ритуал пуджи может выполняться любым человеком, желающим привлечь благодать Бога, махадэвов и дэвов.
Любовь, набожность и излияние духовных энергий из высших чакр у обычного верующего нередко бывает сильнее, чем у профессионального священнослужителя. Верующие такого уровня, обладающие врожденной способностью богоообщения, существуют в индуистском обществе на протяжении столетий и совершают многие удивительные чудеса.
Также существует неформальный орден священнослужителей под названием пандара, состоящий из самопровозглашённых священников, за которыми община признала право совершать пуджу под священным деревом, в скромном святилище или в заброшенном храме. Пандара может начинать своё служение с единственной мантры «Аум», а затем, со временем, изучить еще несколько мантр. Совершаемые им ритуалы могут быть не менее эффективны, чем ритуалы маститых санскритских шастри, служащих в самых крупных храмах. Матери, дочери, тёти, дяди, отцы и сыновья, – все могут совершать пуджу в домашних условиях, так как индуистский дом считается продолжением ближайшего храма. В индуизме, в отличие от западных религий, никто не стоит между человеком и Богом.
Много лет назад, в конце 1950-х годов, я обучал начинающих искателей совершать минимальную, простейшую пуджу у простого алтаря с чистой водой, цветами, благовониями, маленькой свечкой, и колокольчиком. Это объединяет четыре стихии – землю, воздух, огонь и воду, – а ваш разум является акашей, пятой стихией. Литургическая часть сводится к повторению мантры «Аум». Такова универсальная пуджа, которую может выполнять любой человек без получения формальной инициации. Представитель любой религии может проводить индуистскую пуджу указанным образом.
У всех индуистов есть дэвы-хранители, живущие на астральном уровне. Они направляют, охраняют и защищают своих подопечных. Великие махадэвы, пребывающие в храмах, часто посылают своих посланников-дэвов жить в дома к верным прихожанам. Для этих незримых гостей выделяется отдельная комната, куда все домочадцы могут войти, чтобы посидеть и пообщаться в сердце своём с этими возвышенными сущностями, которые посвятили себя защите семьи поколение за поколением. Некоторые из них принадлежат к числу предков семьи. Символическое святилище в спальне, в шкафу или в нише на кухне не является достаточным, чтобы привлечь этих божеств. Не годится принимать почетного гостя в шкафу или укладывать его спать на кухне – трудно ожидать, что в таком случае ваш гость будет чувствовать, что ему рады, его ценят и любят. Всех индуистов с самого детства учат, что гость – это Бог, и встречать его нужно по-царски. Точно так же индуисты относятся и к Богу, и к дэвам, когда те приходят, чтобы поселиться у них в доме.
Но некоторые либеральные секты индуизма учат, что Бог и дэвы – это лишь плоды воображения. Эти секты объединяют наиболее материалистически настроенных и поверхностных верующих. Глубоко чувствующий, мистически настроенный индуист, посвящает свой дом Богу и предоставляет Ему отдельную комнату. Он и его семья считают, что они вселяются в дом Бога и живут с Богом. Дома поверхностных индуистов наполнены беспокойством, сомнительными делами, злословием, гневом, даже яростью, а их браки в наши дни часто завершаются разводом.
Они, как и все люди, низменной природы, ограничены в своей возможности совершать пуджу, а если совершают её, то привлекают скорее демонов из низших миров, нежели дэвов. Асурические сущности, призванные в дом, храм или на рабочее место гневливыми людьми, получают огромное удовлетворение от возможности создавать атмосферу неразберихи, ссор, ругани и сплетен. Поэтому следует иметь в виду, что после вспышки гнева необходимо выждать тридцать один день, чтобы «закрыть» чакры, расположенные ниже муладхары, и только тогда человек может снова совершать пуджу. Простого воскуривания благовоний перед священными образами в этом случае будет достаточно, но нельзя предлагать огонь, звонить в колокольчик, произносить любые мантры, кроме Аум.
Жизнь в доме Бога
Идеал ишварапуджаны, богослужения, постоянно жить с Богом, жить с Шивой в доме Бога, который одновременно является и вашим домом, и регулярно посещать храм Бога. Это закладывает основание для поиска Бога внутри. Как можно найти Бога внутри, если не жить в доме Бога в качестве Его спутника во всех повседневных делах? Ответ очевиден. Это будет лишь абстракция и притворство, основанные на эгоизме. Если человек действительно верит, что Бог пребывает в его доме, какие чувства это рождает в нём? Прежде всего, поскольку жизнь дома в основном сосредоточена вокруг совместного приёма пищи, он станет также кормить Бога в Его комнате не менее трёх раз в день: с любовью такой человек помещает пищу перед образом Бога, а затем покидает комнату, закрывает дверь и позволяет Господу и дэвам спокойно отведать угощение. Бог и дэвы действительно получают удовольствие от еды, но они при этом питаются лишь праной – энергией пищи. Когда трапеза завершена и семья встала из-за стола, посуду, предназначенную для Бога, нужно также убрать. То, что осталось от Его трапезы, надлежит вкусить в качестве прасада, благословения. Богу следует положить столько же, сколько самому голодному из домочадцев, а не чисто символическое количество пищи. Конечно, Бог, боги и дэвы не всегда находятся в домашнем святилище. Они свободно передвигаются по дому, слушают разговоры всех домочадцев, гостей и друзей семьи и наблюдают за ними. Поскольку это семья живёт в доме Бога, а не наоборот, – её члены могут легко услышать голос Бога в своём сознании.
Когда мы живём в доме Бога, нам легко видеть Его как чистую энергию и жизнь внутри всех живых форм, деревьев, цветов, растений, огне, Земли, людей, животных и всех прочих. Когда мы видим эту жизнь, которая особенно ярко проявляется в живых существах, мы видим Господа Шиву. Многие семьи слишком эгоистичны, чтобы выделить Богу отдельную комнату. Хотя у них есть библиотеки, игровые комнаты, гостиные и множество спален, их поверхностная религиозность ограничивается рамками «нового индуизма». Их святилище – всего лишь шкаф либо просто изображение Бога или Богини, прикреплённое к зеркалу трюмо. В этом случае поклонение не принесёт результатов, и жизнь этих людей наглядно отражает тот хаос, который мы наблюдаем в сегодняшнем мире.
И психология, и религия задаются вопросом: «Живём ли мы с Богом или Бог иногда посещает нас?» Кто является хозяином в доме – невежественный нерелигиозный властолюбивый глава семейства или Сам Господь Шива, или Господь Муруган, или Господь Ганеша, которым поклоняется вся семья, включая старших, потому что все смиренно признают, что живут в ашраме махадэвов? Это религия. Это ишварапуджана.
Часто говорят, что поклонение – это не только некие ритуальные действия в определенные моменты в определенном месте, но и состояние бытия, когда каждое наше действие, с утра и до вечера, совершается в состоянии сознания Шивы, когда вся жизнь становится приношением Богу. Тогда мы можем начать видеть Шиву в каждом человеке, которого встречаем на своём пути. Когда мы стараемся, просто стараемся – и вовсе не обязательно каждый раз достигать в этом успеха – отделить жизнь человека от его личности, мы сразу же переходим в высшее состояние сознания и можем отражать удовлетворённость и веру, сострадание, настойчивость и все высшие качества, что не всегда удаётся сделать, когда мы обращаем внимание на его личность. Эту практику ишварапуджана садханы можно осуществлять в течение целого дня и даже ночью во время сновидений.
Медитация на индуистском пути тоже основана на религиозном поклонении. Это верно, что индуисты преподают представителям западной культуры техники медитации в качестве инструмента для управления умом. Между тем, любой учитель, риши или джняни и даже просто достаточно опытный старейшина знает, что медитация является естественным следствием чарьи, крийи и йоги. Она основывается на религиозном фундаменте, подобно тому как тригонометрия основывается на геометрии, алгебре и арифметике.
Если вы поклоняетесь должным образом, если совершаете поклонение вплоть до его кульминации, ваша медитации совершенна. Есть много верующих, выполняющих поклонение по форме, но без коммуникации с Богом, которому они поклоняются, либо даже с камнем, служащим этому Богу временным телом. У них нет даже улыбки на лице. Они совершают поклонение лишь формально, так как им объяснили, что главная цель – это медитация, а от поклонения можно отказаться по прошествии определенного времени. Неудивительно, что во время медитации их ум пребывает в смятении и их постоянно беспокоит перегруженное подсознание. Их дыхание – неровное, и даже если его удаётся успокоить, то лишь через силу. Их материалистический взгляд на жизнь – когда они видят Бога повсюду, но только не в тех местах, где, с точки зрения их рационального ума, Бог никогда не может появиться, – противоречит декларируемой ими приверженности индуистскому образу жизни.
Если вы поклоняетесь должным образом, если совершаете поклонение вплоть до его кульминации, ваша медитации совершенна. Есть много верующих, выполняющих поклонение по форме, но без коммуникации с Богом, которому они поклоняются, либо даже с камнем, служащим этому Богу временным телом. У них нет даже улыбки на лице. Они совершают поклонение лишь формально, так как им объяснили, что главная цель – это медитация, а от поклонения можно отказаться по прошествии определенного времени. Неудивительно, что во время медитации их ум пребывает в смятении и их постоянно беспокоит перегруженное подсознание. Их дыхание – неровное, и даже если его удаётся успокоить, то лишь через силу. Их материалистический взгляд на жизнь – когда они видят Бога повсюду, но только не в тех местах, где, с точки зрения их рационального ума, Бог никогда не может появиться, – противоречит декларируемой ими приверженности индуистскому образу жизни.
Да, воистину, отдавайтесь поклонению безоговорочно. Стремитесь к совершенству в этом. Затем, после посвящения, направьте поклонение вовнутрь при помощи йогических практик, данных вам садгуру. Через такое внутреннее поклонение с полной отдачей вы рано или поздно достигнете наивысшей цели. Таковы выводы шайва-сиддханты, сделанные семью ришами, пребывающими в сахасрара чакре всех людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий