суббота, 11 июня 2022 г.

Троица

 ТРОИЦА


- Бабушка, а завтра будем лепить вареники?

- Нет, внучек, что ты, завтра нельзя. Завтра большой праздник.

- Что за праздник?

- Троица, внучек. Очень большой праздник.


Вот это мнение, что Троица "очень большой праздник" составляет убеждение большинства православных христиан. Одновременно с этим, мало кто может объяснить суть праздника, к чему он относится. Хотя каноническое объяснение довольно просто.


В пятидесятый день по распятии Христа Апостолы были с народом и Дух Святой сошёл на множество людей. Они говорили каждый на своём языке и понимали друг друга. И апостолы в этот момент научились говорить на разных языках, что пригодилось им позднее для проповеди Евангелия. Другое название этого дня - Духов (от "Дух") день. Также этот день называют Пятидесятницей. С чем связано название одной из известных сект, которой нас пугала учительница в 5 классе. Что есть, мол, такие страшные люди, пятидесятники, они подстерегают на улице и убивают каждого пятидесятого. Что интересно, Вознесение, 40-й день по распятии, Сороковницей не называют.


Считается, что именно с того памятного дня Господь явил твой третий лик и стал Троицей. Отцом Он был всегда, Сына Он явил на земле, а Дух Святой пришёл на Землю именно с Троицына дня, с Пятидесятницы.


Конечно, Дух святой - одно из краеугольных понятий христианства. Тем не менее, я нахожу довольно странным, что таким понятием стало нечто неосязаемое и непредставимое для большинства людей. Я уверен, что 999 из 1000 христиан даже приблизительно не представляют о чём речь. Отец, Творец - это логически понятно и поддаётся воображению. Сын жил с нами на Земле. Но что такое Дух Святой? В основном - область спекуляций. Он должен быть постигнут практически, а не умозрительно. Только тогда об этом будет настоящее представление.


* * *

Тогда о. Серафим взял меня весьма крепко, за плечи и сказал мне:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием с тобою. Что же ты не смотришь на меня? Я отвечал:

- Не могу, батюшка, смотреть, потому что из глаз ваших молнии сыпятся. Лицо ваше сделалось светлее солнца, и у меня глаза ломит от боли.

О. Серафим сказал:

- Не устрашайтесь, ваше боголюбие, и вы теперь сами так же светлы стали, как и я сам. Вы сами теперь в полноте Духа Божьего, иначе вам нельзя было бы и меня таким видеть.

И, преклонив ко мне свою голову, он тихонько, на ухо сказал мне:

- Благодарите же Господа Бога за неизреченную к вам милость Его. Вы видели, что я и не перекрестился даже, а только в сердце моем мысленно помолился Господу Богу и внутри себя сказал: "Господи, удостой его ясно и телесными глазами видеть то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей". И вот, батюшка, Господь и исполнил мгновенно смиренную просьбу убогого Серафима... Как же нам не благодарить Его за этот Его неизреченный дар нам обоим? Этак, батюшка, не всегда и великим пустынникам являет Господь Бог милость Свою. Эта благодать Божия благоволила утешить сокрушенное сердце ваше, как мать чадолюбивая, по предстательству Самой Матери Божией... Что ж, батюшка, не смотрите мне в глаза? Смотрите просто, не убойтесь: Господь с нами.

Я взглянул после этих слов в лицо его, и напал на меня еще больший благоговейный ужас. Представьте себе, в середине солнца, в самой блистательной яркости его полуденных лучей, лицо человека с вами разговаривающего. Вы видите движение уст его, меняющееся выражение его глаз, слышите его голос, чувствуете, что кто-то вас руками держит за плечи, но не только рук этих не видите, не видите ни самих себя, ни фигуры его, а только один свет ослепительный, простирающийся далеко, на несколько сажен кругом и озаряющий ярким блеском своим и снежную пелену, покрывающую поляну, и снежную крупу, осыпающую сверху и меня и великого старца. Возможно ли представить себе то положение, в котором я находился тогда!

- Что же чувствуете вы теперь? - спросил меня отец Серафим.

- Необыкновенно хорошо, - сказал я.

- Да, как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей, что никакими словами выразить не могу.

......

- Что же еще вы чувствуете, ваше боголюбие? Я отвечал:

- Теплоту необыкновенную.

- Как, батюшка, теплоту? Да, ведь, мы в лесу сидим. Теперь зима на дворе и под ногами снег, и на нас более вершка снегу, и сверху крупа падает... Какая же может быть тут теплота?

Я отвечал:

- А такая, какая бывает в бане, когда поддадут на каменку и из нее столбом пар валит...

- И запах, - спросил он меня, - такой же, как из бани?

- Нет, - отвечал я, - на земле нет ничего подобного этому благоуханию. Когда, еще при жизни матушки моей, я любил танцевать, и ездил на балы и танцевальные вечера, то матушка моя опрыснет меня, бывало, духами, которые покупала в лучших магазинах Казани, но те духи не издают такого благоухания.

Самвел Акопов сегодня на Фейсбуке 

Комментариев нет:

Отправить комментарий